Три толстяка про что
«Три толстяка» читательский дневник
Всего получено оценок: 229.
Всего получено оценок: 229.
«Три толстяка» – сказочная повесть, в которой в несуществующей стране простому народу удалось одержать победу над жестокими и жадными правителями.
Краткое содержание «Три толстяка» для читательского дневника
ФИО автора: Олеша Юрий Карлович
Название: Три толстяка
Число страниц: 128. Юрий Олеша. «Три толстяка». Издательство «Проф-Пресс». 2016 год
Жанр: Сказочная повесть
Год написания: 1924 год
Главные герои
Доктор Гаспар Арнери – учёный, добрый, отзывчивый, честный человек.
Суок – красивая двенадцатилетняя девочка, цирковая артистка, смелая, решительная.
Тутти –мальчик, наследник Трёх толстяков, родной брат Суок.
Просперо – оружейник, сильный и мужественный оружейник.
Тибул – гимнаст, отважный, храбрый.
Три толстяка – верховные правители, невероятно жадные и жестокие.
Сюжет
Когда доктор Гаспар Арнери отправился за город поискать новых насекомых для своей коллекции, он узнал, что Просперо и Тибул повели народ на штурм дворца Трёх толстяков.
Вернувшись поздно вечером домой, доктор узнал, что восстание было подавлено, а Просперо посажен в тюрьму. Гимнасту Тибулу же удалось скрыться от преследования, пройдя по канату над площадью Звезды.
На следующий день на площади Суда строились плахи для повстанцев. Тем временем ветер подхватил продавца воздушных шаров и отнёс его во дворец, прямо на огромный торт, который нужно было подавать толстякам. Главный кондитер не растерялся, украсил продавца кремом и цукатами, и поставил на стол. К счастью продавца, Три толстяка были заняты тем, что допрашивали оружейника Просперо. После в зал ворвался заплаканный наследник Тутти, который рассказал о своём горе: его любимую куклу искололи саблями гвардейцы, и теперь она не может ходить и танцевать. Толстяки приказали отвезти куклу доктору Арнери, чтобы тот немедленно починил её. Воспользовавшись суматохой, продавец шаров скрылся из дворца через подземный ход, который ему показал один из поварят.
Когда Арнери осмотрел куклу, он понял, что не успеет починить её к утру. Он знал, что толстяки казнят его за невыполнение приказа, но ничего не мог поделать. На его счастье точной копией куклы оказалась маленькая цирковая артистка Суок. Тибул уговорил её проникнуть во дворец под видом куклы и спасти Просперо. Отважная девочка согласилась.
Наследник Тутти был очень рад получить свою куклу, но вскоре он с удивлением обнаружил, что это живая девочка, а он ещё никогда не видел детей. Ночью Суок взяла у Тутти ключ и проникла в зверинец на поиски Просперо. Но вместо оружейника она увидела в клетке странное умирающее существо, которое перед смертью успело передать девочке табличку с записями. Суок всё же удалось найти Просперо и освободить его. Она помогла ему скрыться через потайной ход, а сама оказалась арестована.
Перед казнью Суок стали допрашивать, но она упорно молчала. По приказу толстяков её должны были растерзать дикие звери, но этого не случилось: дворцовые гвардейцы встали на сторону народа. Толстяки и их прихвостни были арестованы.
Из записей на дощечке стало известно, что Тутти и Суок – родные брат и сестра, которых разлучили в раннем детстве. Три толстяка приказали учёному Тубу сделать куклу – точную копию Суок, а также выковать мальчику железное сердце. Когда Туб отказался, его посадили в клетку.
План пересказа
Главная мысль
Любая власть, основанная на жадности и жестокости, обречена на провал.
Чему учит
Повесть учит справедливости, честности, самоотверженности. Учит честно выполнять свои обязанности, отвечать за свои поступки и не быть равнодушным к чужим бедам.
Отзыв
Можно преодолеть все преграды, если уверен в том, что борешься за правое дело. Тибул и Просперо боролись за освобождение народа от гнёта Трех толстяков, и это им удалось, хотя силы изначально были неравны.
Рисунок-иллюстрация к сказочной повести Три толстяка.
Пословицы
Что понравилось
Очень понравилось, что наследник Тутти, вопреки надеждам Трех толстяков, не стал жестоким и жадным, а Суок нашла родного брата.
Три Толстяка
« | У трёх жирных свиней растёт волчонок. Когда сдохнут три свиньи, злой волк заступит их место. | » |
— Политическая обстановка в стране с точки зрения мятежных гвардейцев. |
Они наполовину ошиблись: маленький Тутти не был волчонком
«Три Толстяка» — роман-сказка советского писателя Юрия Олеши, написанная в 1924 г. и изданная в 1928. «Три Толстяка» можно считать первой «настоящей» советской сказкой, которая дала толчок к появлению многих других: «Старик Хоттабыч», «Золотой ключик, или Приключения Буратино», «Королевство кривых зеркал», «Доктор Айболит» и множества других. Первая советская сказка отличается фактическим отсутствием волшебства, хотя отдельные фантастические элементы все же наблюдаются. Книга стала самым известным произведением Олеши и была довольно популярна в СССР. В наше время её продолжают ставить на сцене и изучают в школах.
Содержание
Сеттинг [ править ]
Действие происходит в маленькой безымянной европейской стране в несколько амбивалентную историческую эпоху (первая половина XIX века? шут его знает… В экранизациях — именно она). Толстяки с остальной знатью угнетают бо́льшую часть населения, которая гнёт на них спину и хлебает лаптем щи, попутно получая от господ по делу и просто так (в основном — просто так).
Персонажи [ править ]
Как лететь с земли до звёзд, Как поймать лису за хвост, Как из камня сделать пар, Знает доктор наш Гаспар.
Сюжет [ править ]
« | Крестьяне, у которых вы отнимаете хлеб, добытый тяжёлым трудом, поднимаются против помещиков. Они сжигают их дворцы, они выгоняют их со своей земли. Рудокопы не хотят добывать уголь для того, чтобы вы завладели им. Рабочие ломают машины, чтобы не работать ради вашего обогащения. Матросы выбрасывают ваши грузы в море. Солдаты отказываются служить вам. Учёные, чиновники, судьи, актёры переходят на сторону народа. Все, кто раньше работал на вас и получал за это гроши, в то время как вы жирели, все несчастные, обездоленные, голодные, исхудалые, сироты, калеки, нищие, — все идут войной против вас, против жирных, богатых, заменивших сердце камнем… | » |
— Политическая обстановка в стране с точки зрения Просперо |
Завязка — восстание бедного рабочего люда, во главе которого стоят Просперо и Тибул. Революционеры пытаются взят штурмом дворец Толстяков, однако терпят поражение: гвардейцы арестовывают Просперо, а Тибул с большим трудом бежит и находит убежище в доме Арнери.
Тем временем у Тутти ломается кукла — единственное существо, к которому он испытывает привязанность, так что о покупке новой и слышать не желает. Исправить куклу под страхом смерти Толстяки решают поручить Арнери. По ходу сюжета доктор теряет куклу, однако случайно встречает Суок, которая внешне оказывается точной копией пропавшей игрушки. Этот факт толкает Тибула на разработку плана, как спасти Арнери от казни и освободить Просперо.
Всё закончилось хэппи-эндом — Толстяков посадили, «загнали в ту самую клетку, в которой сидел оружейник Просперо». «Клетка находится здесь, во дворце, в зверинце наследника Тутти». Насчёт остальных богачей неясно. «Богачи были арестованы. Они говорили: — Не трогайте нас! Мы не будем больше принуждать вас работать на нас… — Но народ им не верил, потому что богачи уже не раз обманывали бедняков». Однако для победителей всё действительно кончилось хорошо. В отличие от реальных России и Франции. Правда, кто и как стал править дальше — неизвестно, ибо никто из героев на лидерство не претендует и не стремится к власти.
Что здесь есть [ править ]
Адаптации [ править ]
По мотивам сказки были созданы [2] пьеса, опера Владимира Рубина, балет, диафильм, радиоспектакль и мюзикл, два мультфильма (рисованный сестёр Брумберг — подробнее в статье про режиссёров — 1963 г. и музыкальный кукольный «Разлучённые» 1980 г.), компьютерный мультсериал 2016 г. и игровой фильм.
Фильм [ править ]
1966 г., реж. Алексей Баталов. Снялись Рина Зелёная (Ганимед), Роман Филиппов (Просперо), Евгений Моргунов (2-й Толстяк), Павел Луспекаев (Караска) и сам режиссёр (Тибул).
Металл-опера [ править ]
В 2021 году Power Tale анонсировали, что их третья опера, «Два железных сердца», будет по мотивам «Трёх Толстяков». Ждём.
Три Толстяка
Микропересказ : Тираны похитили мальчика, а его сестру отдали в цирк. Повзрослев, сестра поучаствовала в свержении тиранов, спасла лидера повстанцев, узнала о своём происхождении и нашла потерянного брата.
Очень краткий пересказ
Вымышленной страной правили три жестоких и жадных тирана. Они были бездетны и нуждались в наследнике, поэтому похитили четырёхлетних брата и сестру. В наследники тираны выбрали мальчика и запретили ему общаться с детьми: они не хотели, чтобы он научился у них доброте.
Чтобы наследник не скучал, тираны велели известному в то время изобретателю сделать куклу — копию его сестры, растущую вместе с мальчиком. Уже ненужную сестру отдали в бродячий цирк. Затем тираны захотели, чтобы изобретатель вживил наследнику железное сердце. Они считали, что это сделает наследника таким же жестоким тираном. Изобретатель отказался, и его заперли в клетке.
Через восемь лет в стране началась революция, но её подавили. Одного лидера, оружейника, схватили, а второй, гимнаст, спрятался в доме известного учёного. Проигравший народ убегал из дворца, многих взяли в плен. Перешедшие на сторону народа гвардейцы из ненависти сломали куклу наследника, которого в народе считали жестоким мальчиком с железным сердцем. Починить куклу тираны приказали учёному. Тот её потерял и во время поисков попал в цирковой балаганчик, где встретился с гимнастом и девочкой-циркачкой, очень похожей на куклу.
Ранее гимнаст случайно узнал о подземном ходе, ведущем из дворца. Он воспользовался случаем и поручил циркачке отправиться во дворец под видом куклы, освободить оружейника и вместе с ним сбежать через подземный ход.
План удался. Циркачка пробралась в зверинец, где в клетке держали оружейника. Из другой клетки девочку окликнуло обросшее шерстью существо, дало ей дощечку с письменами и умерло.
Циркачка освободила оружейника, они добрались до подземного хода. Оружейник успел сбежать, а девочку схватили гвардейцы тиранов. Её судили и решили бросить тиграм. Но перед казнью мятежные гвардейцы подменили девочку случайно найденной куклой. Затем восставший народ начал штурм дворца и победил.
Через год, на праздновании годовщины народной победы, циркачка выступила с бывшим наследником и прочла публике послание умершего в зверинце существа — бывшего изобретателя. Тот раскрывал тайну происхождения циркачки и наследника и просил прощения у разлучённых брата и сестры.
Подробный пересказ по частям
Часть эпилога дана перед первой главой для лучшего понимания пересказа.
Пожелав иметь наследника, Три Толстяка похитили четырёхлетних брата и сестру, Тутти и Суок.
Три Толстяка — правители страны, тираны, самые толстые и самые богатые в стране, в романе их называют Первым, Вторым и Третьим Толстяками.
Ту́тти — наследник Толстяков, 12 лет, худенький, светловолосый, добрый и одинокий.
Суо́к — гимнастка, 12 лет, кудрявая, сероглазая, отважная.
Толстяки выбрали в наследники Тутти, а Суок отдали в бродячий цирк, чтобы мальчик не общался с живыми детьми и вырос злым и жадным. Затем Толстяки велели Тубу сделать уникальную механическую куклу, похожую на Суок, которая должна была расти, как живая девочка.
Туб — великий учёный и изобретатель, создатель куклы.
Туб создал куклу. Когда Толстяки велели ему заменить живое сердце Тутти на железное, он отказался.
Никакое сердце — ни железное, ни ледяное, ни золотое — не может быть дано человеку вместо простого, настоящего человеческого сердца.
В стране, которой правили жестокие Три Толстяка, жил учёный, доктор Гаспар Арнери. Он был настолько мудр, что многие считали его волшебником.
Гаспа́р Арне́ри — знаменитый учёный, немолодой, немного рассеянный, добрый.
Однажды доктор Гаспар решил прогуляться ко Дворцу Трёх Толстяков, но даже не смог выйти из города: огромные городские ворота заперли, чтобы народ не поддержал Просперо и Тибула, которые собрали армию бедных рабочих: ремесленников, рудокопов, матросов — и восстали против Толстяков.
Проспе́ро — оружейник, высокий и крупный, рыжеволосый, суровый и храбрый.
Тибу́л — гимнаст, друг и соратник Просперо, высокий, стройный и гибкий.
Очнувшись, доктор Гаспар добрался до людных улиц и узнал, что Просперо посадили в железную клетку в зверинце Дворца Трёх Толстяков, Тибул ещё на свободе, а их сторонников казнят завтра на площади.
Доктор Гаспар нанял экипаж и отправился домой через площадь Звезды. Она была накрыта стеклянным куполом, в центре которого сиял самый большой в мире фонарь.
Свет его был так прекрасен и так не похож на какой бы то ни было земной свет, что люди дали этому фонарю чудесное имя — Звезда.
Народ на площади наблюдал, как по одному из тросов, на которых висел фонарь, шёл человек в пёстром трико — гимнаст Тибул. Гвардейский офицер попытался подстрелить Тибула, но его остановили гвардейцы, перешедшие на сторону народа. Тибул добрался до фонаря, выключил его и в темноте исчез через люк в куполе.
Вскоре Тибул вылез из камина в кабинете доктора Гаспара, который и помог ему спрятаться.
Дувший с утра сильный ветер подхватил торговца воздушными шарами и отнёс его прямо в кухню Дворца Трёх Толстяков, где торговец опустился на огромный торт. Толстяки праздновали удачное подавление мятежа, и готовить новый торт у кондитеров не было времени. Тогда старший кондитер велел украсить торговца кремом и цукатами, превратив его в украшение для торта.
Поэт мог принять теперь его за лебедя в белоснежном оперении, садовник — за мраморную статую, прачка — за гору мыльной пены, а шалун — за снежную бабу.
Так торговец попал на стол к Трём Толстякам и увидел, как те допрашивали Просперо. Первый Толстяк владел всем хлебом, Второму Толстяку принадлежал весь уголь, а Третий Толстяк скупил всё железо. Однако, несмотря на власть и богатство, они тряслись от страха, глядя на грозного Просперо.
Когда Просперо увели, в зал вбежал Тутти, плача и жалуясь, что мятежные гвардейцы назвали его «волчонком с железным сердцем» и сломали куклу.
Аппетит у Толстяков пропал, и торговец попал обратно на кухню. Поварята, взамен на все его воздушные шары, выпустили торговца через подземный ход, который начинался в огромной кастрюле. Заканчивался ход на огороде, где торговца и нашёл Тибул, замаскированный доктором Гаспаром под негра. Тибул решил использовать подземный ход для спасения Просперо.
Толстяки отменили казнь Просперо, пока кукла Тутти не будет восстановлена. Они велели доктору Гаспару за сутки починить куклу, обещая в случае успеха исполнить любое его желание. В противном случае доктора Гаспара ожидало наказание.
Доктор Гаспар разобрал куклу, понял, что починить её за сутки невозможно, и отправился во Дворец Трёх Толстяков. По дороге кукла потерялась, и доктор Гаспар стал её искать, почти поверив, что игрушка живая. Доктор забрёл в цирковой балаган, где обычно выступал Тибул, и встретил Суок — копию сломанной куклы.
Появившийся в балагане Тибул придумал план: Суок сыграет роль куклы, проберётся в зверинец, освободит Просперо и сбежит вместе с ним из дворца через подземный ход. Суок надела самое красивое платье, и доктор Гаспар повёз её к Трём Толстякам.
Прощанье продолжалось минуту. Люди, представляющие в цирке, не любят слёз. Они слишком часто рискуют своей жизнью.
По дороге во дворец доктор Гаспар заметил Раздватриса, который держал в руках потерянную куклу.
Раздватри́с — известный в городе учитель танцев, тощий, изящный человечек с длинным носом, очень трусливый.
Наследник Тутти был счастлив: раньше кукла только двигалась и танцевала, а теперь научилась петь и говорить. В качестве награды доктор Гаспар потребовал отменить казнь и отпустить всех пленников, и Толстякам в конце концов пришлось согласиться.
Суок осталась во дворце. Тутти, который никогда не видел живых детей, принимал её за куклу. Как ни старались Толстяки, Тутти так и остался добрым и мягкосердечным мальчиком.
Вечером Суок стащила у Тутти ключ от одной из клеток зверинца, который ему велели хранить как зеницу ока. Ночью она пробралась в зверинец и искала клетку Просперо, когда её окликнуло по имени заросшее шерстью существо с длинными когтями и волчьей мордой — Туб.
Умирая, он дал Суок дощечку, на которой была написана история про неё и Тутти. Решив, что это умер Просперо, девочка закричала.
Поднявшийся переполох разбудил стражу, но Суок в зверинце так и не нашли. Той же ночью Толстяки узнали, что Тибул собирает войско, куда вступают и многие гвардейцы; фабрики и шахты не работают, а крестьяне бунтуют. От страха Толстяки начали жиреть. Государственный совет решил, что от ожирения помогут танцы. Гвардейцев послали за Раздватрисом. Когда гвардейцы везли Раздватриса во дворец, тот захватил с собой сломанную куклу, которую считал невероятно изящной вещью. По дороге верные народу гвардейцы отняли у него игрушку.
Воспользовавшись переполохом, Суок выпустила Просперо из клетки, и они добрались до кухни. Просперо нашёл кастрюлю без дна и нырнул в неё, но Суок последовать за ним не успела: в кухню ворвалась освобождённая ранее Просперо пантера и бросилась вслед за ним. Внизу грянул выстрел. Гвардейцы вытащили из дыры мёртвого зверя и схватили Суок, но ей было всё равно, ведь Просперо успел спастись.
Наследник Тутти не слышал этого переполоха: его усыпили на трое суток, чтобы мальчик не помешал расправиться с «куклой».
Суок тем временем дожидалась суда. Она была уверена, что Просперо и Тибул её освободят.
Девочки её возраста не страшатся явной опасности. Они не испугаются направленного на них пистолетного дула, но зато им будет страшно остаться в тёмной комнате.
По дороге в зал суда Суок заменили на куклу. Толстяки поняли это только после того, как попытались скормить её тиграм. В этот момент народ захватил Дворец Трёх Толстяков. Богачи решили уплыть из страны, но в гавани их арестовали матросы.
Трёх Толстяков показали народу в главном зале дворца. Просперо призвал запомнить день и час победы над Толстяками. Все посмотрели на огромные дубовые часы, их дверца открылась и показалась Суок — в часах её спрятали верные народу гвардейцы. Просперо назвал Суок своей спасительницей. Сквозь толпу к ним спешил «улыбающийся доктор Гаспар».
Толстяков посадили в клетку, где раньше сидел Просперо.
Эпилог
Год спустя праздновали годовщину победы над Толстяками. Суок выступала на площади Звезды вместе со своим братом Тутти. После представления Суок прочла своим зрителям то, что написал Туб на дощечке. В своём послании тот просил прощения у Тутти, «что на языке обездоленных значит: „Разлучённый“», и у Суок, что переводится как «Вся жизнь».
Что скажете о пересказе?
Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.
Революция глазами сказочника
«Время волшебников прошло. По всей вероятности, их никогда и не было на самом деле…» — так начинается самая популярная сказка Юрия Олеши «Три толстяка». Битва, преследование, плен, освобождение, вера в дружбу и самопожертвование… Калейдоскоп событий, повороты сюжета, которые нельзя ожидать и предсказать. Весело, легко, занимательно и увлекательно.
Многие советские критики считали книгу холодной. К примеру, Лидии Чуковской полагала, что она не трогает сердце ребенка. И что даже когда Суок отправляют на казнь, душа остается спокойной: «мир Олеши — мир вещей, а не мир человеческих чувств».
Когда Олеша писал свои произведения, в моде были искания себя, которые зачастую шли во вред самому произведению. Многим хотелось сбросить Пушкина с корабля современности и создать что-то новое, исключительно свое, и часто злоупотребляли этим стремлением. Времена менялись. Когда Алексей Баталов решил снять фильм «Три толстяка», для сценария был переработан сюжет, исключены недостатки оригинального текста. И вот уже несколько поколений фильм смотрят даже взрослые — и, зная сказку практически наизусть, волнуются как в детстве.
Повесть-сказка (иногда издатели указывают «роман-сказка») была написана в 1924 году и стала первым большим произведением Юрия Карловича Олеши. Вдохновила его Валентина Грюнзайд, писатель был влюблен в нее и ухаживал с серьезными намерениями. К 1928 году (год первой публикации сказки) Валентина стала женой Евгения Петрова (соавтора Ильи Ильфа, брата Валентина Катаева). А у Юрия Карловича появилась новая муза, Ольга Густавовна Суок, на которой он впоследствии и женился. Именем Суок писатель назвал главную героиню.
Олеша был из обедневших дворян, его род известен со времен Фёдора Иоанновича. Со временем обнищавшие Олеши перебрались в Польшу и приняли католичество. Юрий вырос в Одессе и особой атмосферой этого города наполнены все его произведения. Многие считают, что вымышленный город «Трех толстяков» и есть Одесса конца 1910-х и начала 1920-х годов.
Три толстяка — это символ абсолютной власти, симбиоз трех сил: финансовой, военной и промышленной. У них нет семьи и детей. Являются ли они родственниками друг другу, неизвестно. Сообща они воспитывают своего преемника, наследника Тутти, у которого якобы нет сердца, а вместо сердца — железо. Мальчик им верит и растет с убеждением в своей исключительности, с сознанием того, что жестокость — единственное стоящее чувство в мире. Тутти привязан лишь к одному, к своей кукле. Когда-то ученый Туб по приказу трех толстяков создал куклу наследника Тутти, точную копию его сестры Суок, с которой мальчик был разлучен. Кукла была уникальной. Она росла вместе с наследником, как живая девочка, стала единственным другом для изолированного от всех мальчика и помогла ему сохранить в душе частицы доброты.
Ученый отказался заменить человеческое сердце Тутти на железное. Тогда его заключили в клетку, где он провел восемь лет и, полностью одичав, превратился в зверя…
Начинается сказка с баталии. Народ восстал против толстяков. В городе предреволюционная ситуация, когда «верхи не могут, а низы не хотят жить» по-старому. Верхи — это толстяки, обжоры и бездельники и поддерживающее их меньшинство. Низы — бедные и обездоленные люди, от безысходности и отчаяния они решились поднять мятеж. Восстание возглавили оружейник Просперо и гимнаст Тибул. Во время мятежа гвардейцы испортили куклу. Наследник был в отчаянии. Починить куклу поручают знаменитому ученому Гаспару Арнери, который знает и как лететь с земли до звезд, и как из камня сделать пар. Тибул, с согласия Арнери, подменяет сломанную куклу на живую Суок. Попав во дворец, она помогает бежать оружейнику Просперо, но сама попадает в плен. Народ побеждает. Тутти и Суок узнают, что они брат и сестра.
В сказке нет ничего сказочного, нет магов и магии. Есть бесстрашные и самоотверженные люди, которые делают сказку былью.
Писатель перенес в книгу свое отношение к революции. С его точки зрения, революция не только буря, но и счастье, романтика, восторг. Негативную сторону писатель не замечает. Он в восторге от того, как старый мир ломают до основания. Вся книга пропитана духом протеста против толстяков, жадных властителей жизни. Мятеж и восстание воспевается как благо для людей.
И пусть советские критики отнеслись к «Трем толстякам» очень прохладно и не советовали детям читать, поскольку в ней отсутствовал героический пример страны советов. А дети и взрослые читали и восторгались. В 1930 году МХАТ заказал Олеше написать инсценировку. До сих пор эта пьеса идет во многих театрах мира. До сих пор сказку читают и не только в России. Она переведена на 17 языков.
Читайте самое интересное в рубрике «Культура»
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.