Три сестры о чем пьеса смысл
Анализ пьесы «Три сестры» (А.П. Чехов)
Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 13.11.2019 · Обновлено 22.01.2021
Драматургия великого русского писателя Антона Чехова известна далеко за пределами самой России и высоко оценивается среди читателей всего мира за глубокий психологизм, умение писателя заглянуть в самую суть вещей, максимально честно показать своему читателю саму живую душу человека.
Одним из самых известных его творений является житейская пьеса «Три сестры», в которой автор, показывая нам, казалось бы, ничем не примечательных людей, ставит перед нами серьёзные вопросы философского характера. Многомудрый Литрекон предлагает Вам анализ по плану.
История создания
Сюжет пьесы стал складываться в голове писателя в 1889 году во время многочисленных поездок по России. Отдельные фрагменты и идеи, которые будут заложены автором его творении, были собраны в его записной книжке.
«…Действие происходит в провинциальном городе вроде Перми», — писал Чехов в послании М. Горькому. Как предполагают, Пермь упомянута не случайно: в этом городе Чехов был в 1890 году. Пермские краеведы считают, что город в его пьесе вполне узнаваем; с другой стороны, настроения провинциальной интеллигенции, отражённые в «Трёх сёстрах», были характерны для всей России рубежа XIX—XX веков»
Исходя из этого, литературоведы считают прототипами трех сестер пермских горожанок — сестер Циммерман. Именно они создали в городе первую частную школу.
По другой версии, в пьесе «Три сестры» нашло отражение пребывание Чехова в городе Воскресенск, в котором тогда располагалась артиллерийская бригада. Артиллерийский поручик Егоров стал прототипом персонажа Тузенбаха.
Работа над пьесой «Три сестры» протекала очень тяжело. В письмах Горькому и другим друзьям автор жаловался: «То, что написал вчера, не нравится сегодня». Процесс написания затягивался и потому, что автору было тяжело изобразить три разных женских характера, происходивших из одной среды и семьи.
Несмотря на все усилия, первая читка пьесы провалилась: никто не понял, как такой сырой материал может быть готовой драмой? К.С. Станиславский вспоминал:
Чехов после первой читки ушёл из театра «не только расстроенным и огорчённым, но и сердитым, каким он редко бывал»
Жанр и направление
Пьеса «Три сестры» была создана Чеховым в рамках литературного направления реализма. Писатель стремится максимально точно изобразить окружающую действительность. Созданные им образы дышат натурализмом. Действия его героев и их слова выглядят достоверно и органично. Читатель может поверить в то, что описанные события могли произойти на самом деле. Однако в данном произведении читатель может увидеть черты модернизма — нового явления в культуре 20 века. Пьеса Чехова имеет сходства со стилистикой Театра Абсурда — нового направления в драматической культуре того времени. Целью автора было создание атмосферы бессмысленности и непонимания в русской провинции, где жизнь скучна и однообразна. Это гнетущее ощущение передается через реплики героев, обращенные в пустоту и не удостоенные ответа. Люди говорят сами с собой, не находят понимания и отзывчивости. В пьесе также нет традиционных для театра того времени драматических ходов и фабулы. Сложно, например, сказать, где в произведении кульминация? Действие протекает монотонно, максимально приближено к реальной жизни. Мы видим не сюжет, а отрывок из своих будней.
Жанр этого произведения можно определить, как драму. «Три сестры» предназначены для показа на театральной сцене. Сюжет пьесы максимально приближен к реальному быту и повседневной действительности.
Интересно, что сам автор считал свою драму комедией и искренне удивлялся, когда люди плакали на премьере:
После первой читки Чехов «боролся со смущением и несколько раз повторял: я же водевиль писал»
Композиция и конфликт
Произведение «Три сестры» имеет классическую композицию, оно состоит из четырёх действий.
Как и в других пьесах Чехова, особенностью конфликта в данной пьесе, является его неочевидность. Чехов не делит своих героев на плохих и хороших, не сталкивает лбами два мира. Диалоги персонажей кажутся спокойными и уравновешенными, даже если между ними возникают какие-то ссоры, они не кажутся чем-то серьёзным и важным. Это происходит потому, что в основе главного конфликта пьесы лежит противостояние не человека с человеком, а человека с окружающей действительностью, его бытом и несовершенством бытия.
Суть: о чём пьеса?
Действие пьесы разворачивается в неком губернском городке вокруг интеллигента Прозорова и трёх его сестёр: Ольги, Марии и Ирины. Ольга работает учительницей в ненавистной ей школе, Мария несчастна в браке, а Ирина не видит смысла в своей жизни и хочет как можно скорее начать работать, чтобы побороть это ощущение. Все трое желают поскорее покинуть провинцию и уехать в Москву, где, как им кажется, все их проблемы мигом решатся. Первое действие заканчивается началом отношений Андрея Прозорова с Натальей Ивановой.
Спустя некоторое время Андрей женится на Наталье, забрасывает науку, работает секретарём в земской управе. Сёстры всё также несчастны, Ирина устроилась работать телеграфисткой, однако эта работа только ухудшила её душевное состояние. Хорошо себя чувствует только Наталья, которая легко управляет слабовольным Прозоровым и начинает устанавливать в доме свою власть. Сёстры всё также рвутся в Москву.
Проходит ещё некоторое время. Наталья полностью подминает под себя Прозорова и начинает диктовать свою волю всем обитателям дома. Андрей закладывает дом. Меланхолия сестёр усугубляется ещё больше. Мария начинает изменять мужу. Ирина мечется, презирая свою работу и жизнь. Все трое продолжают мечтать о переезде в Москву.
Спустя некоторое время жизнь всё также идёт своим чередом. У Натальи и Андрея, презирающего свою жену, рождается ребенок. Ольга становится начальницей гимназии, Мария всё также живёт с нелюбимым мужем, Ирина решает стать женой офицера Тузенбаха, желая сбежать от постылой жизни. К несчастью, Тузенбах погибает на дуэли. Пьеса заканчивается тем, как сёстры сидят вместе и продолжают мечтать о переезде в Москву и рассуждать смысле жизни.
Главные герои и их характеристика
Система образов и характеристика героев отражена Многомудрым Литреконом в таблице:
Герои пьесы «Три сестры» | Характеристика |
Андрей Сергеевич Прозоров | глава семьи. В начале пьесы подающий надежды учёный. После женитьбы оказывается во власти супруги-тиранши и начинает стремительно деградировать. Вместо того, чтобы продолжать заниматься наукой, становится чиновником. К концу пьесы превращается в ненавидящего свою жену подкаблучника, пьяницу и игрока. |
Наталья Иванова | невеста, а потом и жена Прозорова. В первом действии предстаёт перед нами милой девушкой, искренне любящей Андрея. Однако сразу же после свадьбы преображается, берёт под контроль мужа и безжалостно насаждает свою волю окружающим. Грубая, меркантильная, бескультурная женщина, которой наплевать на всех, кроме самой себя. |
Ольга Прозорова | старшая сестра. Интеллигентная двадцати-восьмилетняя женщина, работающая в гимназии. Глубоко презирает свою работу, терпеть не может детей. Постоянно жалуется на головную боль. Меланхоличная, нерешительная, спокойная и терпеливая героиня, склонная уступать, смиряться и ничего не менять. |
Мария Кулыгина | средняя сестра. Женщина двадцати-пяти лет, живущая в несчастливом браке. Превосходно играет на фортепьяно, однако в городе некому оценить её музыку, а потому она забросила это увлечение. Вступает в тайные отношения с офицером Вершининым, которые заканчиваются в тот момент, когда военные уходят из города. Эмоциональная, жаждущая любви и искусства, тонкая натура. Ее муж — слабый и незаметный человек, довольно ограниченный и мелкий, поэтому они не могут найти взаимопонимания. |
Ирина Прозорова | девушка восемнадцати лет. В начале пьесы хотела работать и приносить пользу. Однако работа не принесла ей облегчение, а только лишнее беспокойство. К концу повествования характер девушки портится до неузнаваемости. Она очень страдает, презирает свою работу, срывается при посторонних людях. Пытаясь хоть как-то изменить свою жизнь, она соглашается стать женой нелюбимого ею барона Тузенбаха. Однако гибель барона на дуэли разрушает её планы. |
Тематика пьесы «Три сестры» представлена в сокращенном виде. Если ее стоит расширить, напишите об этом Многомудрому Литрекону в комментариях.
Проблемы
Проблематика пьесы «Три сестры» — это и вовсе средоточие провинциальной тоски и тщетности бытия.
Основная идея
Чехов показал в своей пьесе русскую интеллигенцию, как он видел её. Он показать кризис русского общества, слабость тех людей, которые, по идее, должны вести за собой других, но на деле не способных обеспечить даже свою жизнь целью и высоким предназначением. Смысл пьесы «Три сестры» заключается в том, что происхождение, высокие помыслы и намерения, надежды и мечты не помогут добиться счастья. Только реальные дела и способности могут привести человека к самореализации и успеху. А вот напрасные упования на Москву и другие вымышленные проекты лишь закапывают в землю природное дарование личности.
Помимо этого, писатель поставил множество сложных вопросов о счастье, смысле жизни, природе человека и о многом другом. Выводы, к которым пришёл Чехов, могут показаться пессимистичными. Главная мысль пьесы «Три сестры» можно свести к тому, что ни любовь, ни семья, ни работа не помогут Вам ощутить полноту жизни, если внутри пусто. Бессильный человек, раб условностей и узник места своего рождения не достигнет счастья потому, что ждет его даром, без усилий со своей стороны. Но так не бывает, и лишь в борьбе, активности, познании и труде человек становится личностью и обретает свой смысл бытия.
Чему учит?
Пьеса «Три сестры», точнее, ее автор осуждает равнодушие, лицемерие и ложь, царящие в обществе. Он показывает, как низко может пасть человек, который поддастся эгоизму и прекратит развиваться и бороться с обстоятельствами. Мораль произведения — это необходимость усилий, жертв и поступков для полноценной жизни. Апатичный и пустой человек так и будет прозябать без смысла и цели.
Произведение «Три сестры» показывает, как важно для человека быть искренним, добродетельным и разумным. Вывод Чехова прост: нужно постоянно развиваться и работать над собой.
Критика
Реакция публики на пьесу Чехова была крайне неоднозначной. У неё нашлось как много противников, так и множество сторонников. Например, не менее великий писатель Л. Н. Толстой не смог дочитать «Три сестры» до конца, а культовые театральные режиссеры Станиславский и Немирович-Данченко, напротив, считали эту драму вершиной творчества Чехова.
«Если пьяный лекарь будет лежать на диване, а за окном идти дождь, то это, по мнению Чехова, будет пьеса, а по мнению Станиславского — настроение; по моему же мнению, это скверная скука, и, лёжа на диване, никакого действия драматического не вылежишь…» (Л.Н. Толстой)
Вл. Немирович-Данченко, напротив, весьма ясно сформулировал фабулу:
«Теперь пьеса рисуется так. Фабула — дом Прозоровых. Жизнь трёх сестёр после смерти отца, появление Наташи, постепенное забирание всего дома ею в руки и, наконец, полное торжество её и одиночество сестёр»
Об этом писал и критик Н.Я. Берковский:
«События у Чехова не отводятся на периферию, но уходят в глубь… часто творятся они не на сцене, а где-то в закулисном пространстве, откуда мы получаем намеренно скудную отрывочную информацию. В драмах Чехова события — фон, а быт выносится на передний план…»
Рецензент В.П. Ашкинази выразил общие на тот момент опасения, что пьеса провалится в театре, потому что актеры не смогут сыграть ее так, чтобы заинтересовать зрителя и донести основную мысль:
«Не без ужаса думаю я, однако, о той коллизии, которая неминуемо произойдёт между пьесой Чехова и её исполнителями, когда она доберётся до провинции Её не возьмёшь ни талантливой игрой отдельных исполнителей, ни новенькими декорациями. Её можно взять только общим тоном исполнения, только общим ансамблем»
Из негативных откликов сохранился и дошел до наших дней отзыв Н.О. Ракшанина, который писал, что драма: «не затрагивает никаких новых вопросов, не возбуждает никаких новых мыслей и ограничивается лишь тем, что разыгрывает новые вариации на старую тему» и главный недостаток драмы — то, что она «не производит впечатления новизны».
Однако опасения критиков были напрасными. Публика высоко оценила премьеру, как писал С.А. Андреевский:
Они возбудили такой шум, что критика сочла долгом понизить восторг публики и стала доказывать, что пьеса Чехова — вещь посредственная.
Причину негодования многих критиков выразил Н. Полянский:
Мы уж слишком привыкли ко всякого рода кричащим «завязкам» и «развязкам», как пьес и литературных произведений, так и нашей обычно скучной и серой действительности. Жизнь однообразна и с виду ровна и спокойна; заглядывать в её глубину, в те сложные внутренние пружины, которыми она движется, временами выкидывая на свою спокойную поверхность разбитые внутренней драмой жизни, мы не привыкли… И заслуга Чехова именно в том и состоит, что он, как никто, умеет раскрывать перед нами всю эту спрятанную драму жизни, особенно ярко изображенной им в «Трёх сёстрах».
На сегодняшний день пьеса считается одним из шедевров русский драматургии, вошедшим в золотой фонд мировой литературы.
Анализ пьесы Чехова «Три сестры»
Автор: Guru · Опубликовано 24.06.2017 · Обновлено 08.10.2017
Произведения А.П.Чехова, за исключением самых ранних, оставляют тягостное впечатление. В них повествуется о тщетных поисках смысла собственного существования, о жизни, поглощенной пошлостью, о тоске и томительном ожидании какого-то будущего перелома. Писатель точно отразил искания русской интеллигенции рубежа XIX-XX веков. Драма «Три сестры» не стала исключением в своей жизненности, в своем соответствии эпохе и, в то же время, в вечности поднимаемых проблем.
«Три сестры»: Краткое содержание по действиям
Первое действие. Начинается все с мажорных нот, герои полны надежд в ожидании прекрасных перспектив: сестры Ольга, Маша и Ирина надеются, что их брат Андрей скоро поступит в Москву, они переедут в столицу и их жизнь чудесно изменится. В это время в их город приезжает артиллерийская батарея, сестры знакомятся с военными Вершининым и Тузенбахом, которые тоже весьма оптимистичны. Маша наслаждается семейной жизнью, ее муж Кулыгин светится благодушием. Андрей делает предложение своей скромной и стыдливой возлюбленной Наташе. Друг семьи Чебутыкин развлекает окружающих шутками. Даже погода веселая и солнечная.
Во втором действии наблюдается постепенное снижение радостного настроения. Вроде бы Ирина стала трудиться и приносить конкретную пользу, как и хотела, но служба на телеграфе для нее «труд без поэзии, без мыслей». Вроде Андрей женился на любимой, но прежде скромная девушка забрала в свои руки всю власть в доме, а ему самому стало скучно работать в земской управе секретарем, но решительно поменять что-то все сложнее, быт затягивает. Вроде Вершинин еще говорит о скорых переменах, но для себя он не видит просвета и счастья, его удел только работать. У него с Машей взаимная симпатия, но они не могут все разорвать и быть вместе, хоть она и разочаровывается в своем муже.
За сценой бьют в набат по случаю пожара, начавшегося уже давно. В открытую дверь видно окно, красное от зарева.
Нам показываются события спустя три года, и они абсолютно не радуют. И герои пришли в крайне безысходное состояние: Ирина плачет о безвозвратно ушедших счастливых днях; Маша тревожится, что ждет их впереди; Чебутыкин уже не шутит, а лишь пьет и плачет:
В голове пусто, на душе холодно может быть, я не существую вовсе, а только кажется мне….
И только Кулыгин сохраняет спокойствие и довольство жизнью, это лишний раз подчеркивает его мещанскую натуру, а также еще раз показывает, как все тоскливо на самом деле.
Финальное действие проходит осенью, в это время года, когда все умирает и уходит, а все надежды и мечты откладываются до следующей весны. Но весны в жизни героев уже, скорее всего, не будет. Они успокаиваются на том, что есть. Артиллерийскую батарею переводят из города, который после этого будет будто под колпаком повседневности. Маша и Вершинин расстаются, теряя в жизни последнее счастье и ощущая ее законченной. Ольга смиряется с тем, что желанный переезд в Москву невозможен, она уже начальница гимназии. Ирина принимает предложение Тузенбаха, готова выйти за него и начать другую жизнь. Ее благословляет Чебутыкин: «Летите, мои милые, летите с Богом!». Советует он «улетать», пока возможно, и Андрею. Но и скромные планы персонажей разрушены: Тузенбах убит на дуэли, а Андрей не может собраться с силами для перемен.
Конфликт и проблематика в пьесе
Герои пытаются жить как-то по-новому, абстрагируясь от мещанских нравов их города, о нем Андрей сообщает:
Город наш существует уже двести лет, в нем сто тысяч жителей, и ни одного, который не был бы похож на других… Только едят, пьют, спят, потом умирают… родятся другие, и тоже едят, пьют, спят и, чтобы не отупеть от скуки, разнообразят жизнь свою гадкой сплетней, водкой, картами, сутяжничеством.
Но у них не получается, заедает быт, не достает сил на перемены, остаются лишь сожаления об утраченных возможностях. Что же делать? Как жить, чтоб не жалеть? На этот вопрос А.П.Чехов ответа не дает, каждый находит его для себя сам. Или выбирает мещанство и обыденность.
«Три сестры»: новаторство Чехова-драматурга
Антона Павловича по праву считают одним из первых драматургов, которые начали двигаться в русле модернистского театра – театра абсурда, который полностью захватит подмостки в 20 веке и станет настоящей революцией драмы – антидрамой. Пьеса «Три сестры» не случайно была не понята современниками, ведь она уже содержала элементы нового направления. К ним относятся диалоги, обращенные в никуда (такое ощущения, что герои не слышат друг друга и говорят сами с собой), странные, ни к чему не относящиеся реплики-рефрены (в Москву), пассивность действия, экзистенциальная проблематика (безысходность, отчаяние, безверие, одиночество в толпе, бунт против мещанства, закончившийся мелкими уступками и, наконец, полным разочарованием в борьбе). Герои пьесы тоже не типичны для русской драмы: они бездеятельны, хоть и говорят о действии, они лишены тех ярких однозначных характеристик, которыми наделяли своих героев Грибоедов и Островский. Они – обычные люди, их поведение нарочито лишено театральности: все мы так же говорим, но не делаем, хотим, но не решаемся, понимаем, что не так, но не боимся изменить. Это настолько очевидные истины, что о них не часто говорили на сцене. Там любили показывать зрелищные конфликты, любовные коллизии, комические эффекты, но в новом театре этой обывательской зрелищности уже не было. Драматурги заговорили и осмелились критиковать, высмеивать те реалии, абсурдность и пошлость которых не разглашалась по взаимному молчаливому уговору, ведь почти все люди так живут, значит, это норма. Чехов победил в себе эти предрассудки и начал показывать на сцене жизнь без прикрас.
Этот писатель достиг высокого мастерства в изображении души человека. Вроде бы в пьесе ничего не происходит, кроме разговоров, но перед читателями и зрителями проносится целая жизнь. Пьесы А.П. Чехова стоит прочитать и не один раз, потому что с каждым новым прочтением открываются новые грани и новое понимание его творчества.
Название произведения | Три сестры |
---|---|
Автор | Антон Павлович Чехов |
Жанр | Пьеса (драма) |
Год написания | 1900 |
Главные герои
Краткое содержание
Действие первое
Действие происходит в северном губернском городе.
Три сестры: Ольга, Маша, Ирина живут в провинциальном северном городе вместе с братом Андреем. Одиннадцать лет назад эта семья уехала из Москвы и с тех пор сёстры надеются вернуться в столицу. Их отец умер ровно год назад, пятого мая, в день именин Ирины. Все три сестры ещё молоды, Ольге двадцать восемь лет, последние четыре года она служит учительницей в гимназии. Сама Ольга о своей работе говорит, что этот труд каждый день по капле отбирает у неё молодость и силы, и что только растёт и крепнет от этого её мечта уехать в Москву. Сёстры уверены, что Андрей станет профессором и не останется жить в провинции. Не сможет поехать с ними только Маша, потому что она замужем. Она вышла за Кулыгина Фёдора Ильича в восемнадцать лет, потому что он казался ей самым умным, но на деле оказалось, что он самый добрый, но далеко не самый умный.
Третьей сестре Ирине всего двадцать лет, она нигде не работает и её это беспокоит. Она считает, что смысл и цель жизни человека в труде.
Ещё в гости к Прозоровым в день именин Ирины пришёл подполковник Александр Игнатьевич Вершинин. Он очень заинтересовал сестёр тем, что недавно приехал из Москвы, где сначала учился, потом долго служил. Александр Игнатьевич знал отца сестёр Прозоровых, и бывал у них в доме, когда они ещё жили в Москве. Вершинин философствовал, выражая недовольство своей настоящей жизнью. Он рассуждал на тему того, что если бы можно было бы жизнь прожить заново, то он бы не женился. Его жена периодически совершает попытки закончить жизнь самоубийством, несмотря на то, что в семье растут две дочери.
Пока сёстры Прозоровы и другие гости беседовали с Вершининым, из другой комнаты послышалась игра на скрипке. Сёстры сказали Александру Игнатьевичу, что это играет их брат Андрей, который по желанию отца выбрал учёную карьеру. Ещё они рассказали, что их брат влюблён в девушку Наталью, которая жалко одевается, сочетает в одежде неподходящие цвета. Вскоре к гостям вышел сам Андрей, девушки представили его Вершинину. Ольга стала нахваливать брата, рассказывая о том, что он мастер на все руки: выпиливает из дерева разные штучки, играет на скрипке, да ещё и учёный.
У Вершинина с Прозоровым завязался разговор. Андрей рассказал, что отец угнетал их воспитание, поэтому они с сёстрами знают французский, немецкий и английский языки, но в этом городе эти знания- ненужный придаток. Вершинин ответил, что нет на свете такого унылого города, в котором не нужен был бы образованный человек. Александр Игнатьевич сказал: Само собою разумеется, вам не победить окружающей вас тёмной массы…но вы всё же не исчезнете, после вас явится уже, быть может, шесть, потом двенадцать и так далее, пока наконец такие, как вы, не станут большинством. Далее Вершинин стал рассуждать о том, что через двести-триста лет жизнь на земле будет невообразимо прекрасной.
Рассуждения прервал Кулыгин, он преподнёс Ирине в подарок книгу собственного авторства, в которой описывается история гимназии за пятьдесят лет. Ирина напомнила ему, что такую же книгу он дарил ей на пасху, тогда Фёдор Ильич предложил отдать её Вершинину, чтобы он прочёл на досуге. Потом Кулыгин стал звать свою жену Машу на прогулку педагогов и их семейств, а после в гости к директору гимназии, в которой они оба работали. Но Маша отказалась идти, так как общество товарищей мужа тяготило её. В это же время, в той же комнате Тузенбах говорил Ирине о любви, но она и слышать ничего не хотела.
Пришла Наташа и смутилась от большого количества гостей. Все сели за стол и стали обсуждать еду и напитки. Пришли подпоручики Федотик и Родэ, принесли для Ирины большую корзину цветов. Кулыгин заметил, что за столом тринадцать человек, а это значит, что среди гостей есть влюблённые. Фёдор Ильич поинтересовался у военного доктора Чебутыкина, который тоже был за столом, не влюблён ли он. На что тот ответил, что он грешник старый, но вот отчего сконфузилась Наталья Ивановна, он понятия не имеет. Смущённая Наташа выбежала в гостиную, Андрей последовал за ней, где сказал ей о своей любви и попросил стать его женой.
Действие второе
Прошло несколько лет с тех событий, которые происходили в первом действии. На сцене всё те же декорации дома Прозоровых.
У Андрея с Натальей родился сын Бобик. Действие происходит в день, когда должны были прийти ряженые, но Наталья распорядилась не впускать их, потому что ей показалось, что их сын болен.
В девятом часу вечера в дверь постучал Ферапонт, он принёс от председателя какую-то книжку для Андрея. Прозоров начал с ним разговор, несмотря на плохой слух старика. Андрей сказал, что ему надо хоть с кем-то поговорить, потому что жена его не понимает, а сестёр он боится, так как они его застыдят. Прозоров рассуждал о том, что он служит секретарём земской управы, где председательствует Протопопов, и самое большее на что он может рассчитывать в плане карьеры – это быть членом этой самой управы. А ведь раньше Андрей мечтал стать знаменитым профессором московского университета. Ферапонт спросил, можно ли ему идти, получил разрешение и ушёл.
Пришли Маша и Вершинин. Александр Игнатьевич сказал Маше, что сегодня с самого утра он поругался с женой, одна из его дочерей заболела, поэтому он не в духе. Вершинин дал Маше знать, что никому не жалуется и не открывается так, как ей. После он стал признаваться Маше в своих чувствах и сказал, что кроме неё у него никого больше нет. Маша сначала просила его не говорить таких слов, но потом сдалась.
У Ирины с Машей завязался разговор о том, что Андрей с доктором Чебутыкиным опять были в клубе и их брат проиграл двести рублей. Ирина сказала, что хоть бы уже всё проиграл и они наконец-то уехали из этого города. Маша ответила, что лишь бы об этом проигрыше не узнала Наташа, но сестра на это лишь произнесла, что жене Андрея на это всё равно.
Тузенбах с Вершининым принялись философствовать о жизни. Александр Игнатьевич уверенно утверждал, что через много лет настанет новая, счастливая жизнь для будущих поколений, и для неё все сейчас трудятся, страдают и творят. Тузенбах же утверждал, что жизнь не меняется, а течёт, следуя своим законам, и что даже через миллион лет она останется такой же. Маша тоже выразила своё мнение по этому вопросу и сказала, что человек должен быть верующим или искать веры, иначе жизнь его пуста. Тузенбах сменил тему и объявил, что решил уйти с военной службы и стать штатским, чтобы просто работать.
Нянька Анфиса принесла Вершинину письмо от дочери и ему пришлось уехать, потому что его жена снова попыталась отравиться; Машу его отъезд расстроил.
Тузенбах, Чебутыкин и Андрей с сёстрами стали разговаривать, спорить о количестве университетов в Москве. Николай Львович сел за пианино и стал играть, Маша стала одна танцевать вальс и тут в комнату вошла Наташа. Она тихо сказала доктору, что гостям пора расходиться и вышла из комнаты. Гости стали собираться, Ирина напомнила о том, что скоро должны прийти ряженые, но Андрей неуверенно ей ответил, что ряженых не будет, потому что Бобик не совсем здоров. Маша сказала Ирине: Не Бобик болен, а она сама…Вот! Мещанка!
Андрей ушёл к себе, а в зале все стали прощаться. Когда все разошлись, в зал вошёл Солёный и увидел Ирину, которая взволнованно ходила по комнате. Солёный очень эмоционально признался Ирине в любви, на что она отреагировала достаточно холодно, но его это не остановило, и он продолжал осыпать её комплиментами. В комнату вошла Наташа со свечой, извинилась перед Солёным, что одета по-домашнему и подошла поцеловать Ирину. А после завела разговор о том, что Бобику будет гораздо лучше жить в комнате Ирины, потому что его комната сырая и холодная. Ирине же она предложила пожить пока с Ольгой и тут раздался звонок. Все подумали, что это вернулась Ольга с гимназии, но горничная подошла и сказала Наташе что-то на ухо. Наташа засмеялась и воскликнула: Какой чудак. Приехал Протопопов, зовёт меня покататься с ним на тройке. Какие странные эти мужчины…
Опять раздался звонок и в комнату вошли Кулыгин, Ольга и за ними Вершинин. Все удивились, что дома нет праздника, который они ожидали увидеть. Ольга стала жаловаться Ирине на головную боль и усталость, ещё на то, что весь город говорит о том, что Андрей проиграл крупную сумму. Сначала ушли мужчины, потом и Ольга ушла в свою комнату, Ирина осталась одна в зале. Мимо неё через зал прошла Наташа в шубе и шапке, за ней шла горничная. Наталья сказала горничной, что только проедется немножко с Протопоповым и через полчаса будет дома.
Ирина снова осталась одна в комнате и думала только о том, что хочет уехать в Москву.
Действие третье
Со второго действия прошло ещё какое-то время, у Андрея Прозорова с женой родилась дочь Софочка. Действие происходит в доме Прозоровых в три часа ночи, в комнате Ольги и Ирины. За сценой бьют в набат по случаю пожара, начавшегося уже давно, видно, что в доме ещё не ложились спать.
В комнату входят Ольга и нянечка Анфиса. Ольга собирает и передаёт старой няне одежду для погорельцев, Анфисе тяжело работать, ей уже восемьдесят два года, и она садится на диван передохнуть. Входит Наташа и грубо говорит Анфисе, чтобы та не смела при ней сидеть. Ольга обескуражена тем, что Наталья так грубо разговаривает с их няней и просит так не делать. Но Наталья настаивает на том, что Анфису пора увольнять, что от неё нет никакой пользы, что прислуги в доме достаточно. Девушки начали спорить, и Наталья стала стучать ногами и обзывать нянечку старой воровкой, хрычовкой и ведьмой.
В комнату вошёл пьяный доктор Чебутыкин и начал свой монолог о том, что все думают, что раз он доктор, то умеет лечить болезни и много знает. Потом доктор добавил, что двадцать пять лет назад он ещё кое-что знал, но давно уже всё забыл. Доктор случайно разбил часы, которые принадлежали матери сестёр, ему стало неудобно, но вместо того, чтобы извиниться, он сказал, что у Наташи романчик с Протопоповым и никто этого не замечает.
В комнату вошли Ирина, Вершинин и Тузенбах. Вершинин рассказал, что, когда начался пожар, он побежал к своему дому, дом был цел, а его две дочери стояли напуганные на пороге в одном белье без матери. Он схватил девочек и его не отпускала мысль о том, что им ещё придётся пережить в жизни. Вершинин пришёл к дому Прозоровых, а его жена уже была здесь и кричала, сердилась.
В комнату вошла Маша, а позже подпоручик Федотик, он смеялся и рассказал, что у него сгорело всё дочиста. Вошёл Солёный Василий Васильевич, но Ирина попросила его выйти. Солёный возмутился, почему барону Тузенбаху можно находиться в комнате у девушек, а его прогоняют. Василий Васильевич стал дразнить Тузенбаха, но всё же вышел вместе с Вершининым и Федотиком.
Ирина зарыдала и стала говорить о том, что жизнь уходит и никогда не вернётся, и что они никогда не уедут в Москву. С телеграфа она ушла работать в городскую управу, но и этой должностью Ирина недовольна. Ей кажется, что она похудела, подурнела, постарела и вся её жизнь катится в какую-то пропасть. Ольга стала успокаивать сестру и посоветовала ей выходить замуж за барона Тузенбаха, несмотря на то, что он некрасивый и сильно старше её, но зато порядочный и чистый. Ирина ответила, что мечтала поехать в Москву, чтобы встретить там своего любимого, но этим мечтам не суждено сбыться.
Маша призналась сёстрам, что влюблена в Вершинина, но Ольга и слышать ничего об этом не хотела, ведь он женат и у него двое детей. Маша сказала, что призналась им и теперь будет молчать об этом. Также она была возмущена тем, что Андрей заложил их общий дом в банке без разрешения, а все деньги забрала себе его жена. Девушки отметили, что в браке с Натальей их брат обмельчал.
Ольга сказала сёстрам, что бригаду переводят куда-то далеко, а это означает, что девушки лишаться половины своих знакомых, Маша лишиться Вершинина. Ирина сказала Ольге, что выйдет за Тузенбаха, но она умоляет лишь об одном – поехать жить в Москву.
Действие четвертое
В старом саду возле дома Прозоровых прощаются с военными, которых отправили служить в другой город. Доктор Чебутыкин, сидя в кресле, рассуждает о том, что завтра тоже уезжает, но планирует вернуться к сёстрам через год, когда выйдет на пенсию.
Ирина пытается узнать у доктора, что же вчера произошло на бульваре между Солёным и Тузенбахом, с которым она должна завтра венчаться. Доктор сказал, что пустяки, но Кулыгин рассказал, что Солёный, влюблённый в Ирину, затеял ссору с Тузенбахом прямо на бульваре, дошло до оскорблений.
Ирина сдала экзамен на учительницу, барон сделал ей предложение и сразу после венчания они планируют уехать, барон собирается работать на кирпичном заводе, а Ирина в школе. Когда Тузенбах сделал Ирине предложение, то она почувствовала, будто у неё выросли крылья, ей стало легче и сразу захотелось работать.
Андрей катал коляску с дочкой по саду, после подошёл к Чебутыкину и стал расспрашивать его о том, что же произошло вчера между Солёным и Тузенбахом. Доктор сказал, что Солёный назначил дуэль на сегодня, на которой он планирует быть в качестве врача.
Андрей стал рассуждать о том, что скоро опустеет их дом, уедут все военные и останется он совсем один. Доктор напомнил, что у Андрея есть жена Наташа. Андрей сказал Чебутыкину, как другу, что жена есть жена, что он её любит, но есть в ней что-то, что принижает её до мелкого, шершавого животного. Доктор на это ответил, что он завтра уезжает и, возможно, они никогда больше не увидятся, поэтому он советует ему взять в руки палку и уходить, и идти без оглядки как можно дальше.
Ферапонт принёс Андрею Прозорову какие-то бумаги на подпись, но тот, не реагируя на это, рассуждал вслух о том, что все в этом городе только едят, спят и пьют, жёны обманывают мужей, а мужья делают вид, что ничего не замечают.
Из дома вышли Вершинин, Ольга и Анфиса. Ольга стала начальницей в гимназии, сняла квартиру и стала жить там с пожилой нянечкой Анфисой.
Пришла Наташа и стала говорить о том, что ей жаль, что уезжает Ирина, это означает, что она станет единственной хозяйкой дома. Не стесняясь сестёр, Наташа начала планировать, что переселит Андрея с его скрипкой в комнату Ирины, прикажет срубить еловую аллею, а потом и клён, который по вечерам становится страшный и некрасивый.