Три десятилетия преподавания политологии в россии чему учит опыт введения новой дисциплины

Зачем нужна политология

И почему ее полезно изучать даже тем, кто не собирается быть политологом

Три десятилетия преподавания политологии в россии чему учит опыт введения новой дисциплины. Смотреть фото Три десятилетия преподавания политологии в россии чему учит опыт введения новой дисциплины. Смотреть картинку Три десятилетия преподавания политологии в россии чему учит опыт введения новой дисциплины. Картинка про Три десятилетия преподавания политологии в россии чему учит опыт введения новой дисциплины. Фото Три десятилетия преподавания политологии в россии чему учит опыт введения новой дисциплины

Три десятилетия преподавания политологии в россии чему учит опыт введения новой дисциплины. Смотреть фото Три десятилетия преподавания политологии в россии чему учит опыт введения новой дисциплины. Смотреть картинку Три десятилетия преподавания политологии в россии чему учит опыт введения новой дисциплины. Картинка про Три десятилетия преподавания политологии в россии чему учит опыт введения новой дисциплины. Фото Три десятилетия преподавания политологии в россии чему учит опыт введения новой дисциплины

В 11 классе я победила на олимпиадах «Высшей пробы» по политологии, социологии и обществознанию. Теперь я могу поступить без вступительных экзаменов во многие вузы страны.

Три десятилетия преподавания политологии в россии чему учит опыт введения новой дисциплины. Смотреть фото Три десятилетия преподавания политологии в россии чему учит опыт введения новой дисциплины. Смотреть картинку Три десятилетия преподавания политологии в россии чему учит опыт введения новой дисциплины. Картинка про Три десятилетия преподавания политологии в россии чему учит опыт введения новой дисциплины. Фото Три десятилетия преподавания политологии в россии чему учит опыт введения новой дисциплины

Сейчас я колеблюсь между двумя образовательными программами НИУ ВШЭ: «Политология и мировая политика» и «Социология и социальная информатика». Также подумываю над поступлением в СПбГУ.

Но даже если я не пойду в политологи, знание политологии пригодится мне в жизни наравне с финансовой и правовой грамотностью. Объясню, почему.

Что такое политология— немного теории

Политология изучает и решает проблемы общества, связанные с политикой. Она зародилась еще в Древних Греции и Риме, когда философы искали научные способы управления государством.

Затем политология сформировалась в отдельную науку, объединяющую несколько дисциплин: саму политологию, обществознание, социологию, историю, философию, экономику, культуру и управление.

Политолог — это человек, который разбирается во всех этих дисциплинах. Он знает историю политической мысли, анализирует общественную обстановку, объясняет политические процессы и делает прогнозы на основе специальных научных методик.

В каких сферах нужна политология

Я стараюсь не придерживаться стереотипа, что работать нужно по специальности, иначе не добьешься успеха. Ведь политология как наука переживает в России не лучшие времена. По крайней мере, если сравнивать со странами, где демократические институты появились раньше, чем у нас. Поэтому реализоваться по специальности «политолог» довольно сложно.

Я до сих пор задаю себе вопрос: «Смогу ли я обеспечивать себя как политолог и влиять на окружающий мир? Или просто буду заниматься исследованиями, которые никак не отразятся на практике?».

Пока я не могу ответить на эти вопросы. Поэтому заранее узнала, в каких еще сферах применимо знание политологии. Оказывается, можно работать:

Преподавателем социальных наук
Политическим журналистом
Государственным служащим
PR-менеджером в сфере политики
GR-менеджером (взаимодействовать с органами государственной власти)
Менеджером избирательных компаний
Специалистом в сфере международных отношений
Дипломатом
Ученым-политологом
и, собственно, политиком

Но даже если вы не собираетесь работать в политической, социальной или управленческой сферах, знать основы политологии все равно будет полезно. По крайней мере, чтобы быть выше «диванных» политиков.

Как политология связана с обычной жизнью

Мне вспоминается цитата Мошпаламбера: «Вы можете не заниматься политикой, все равно политика занимается вами». Другими словами, мы все живем в обществе, и, значит, так или иначе связаны с политикой. И незнание основ политологии может иметь неприятные последствия в повседневной жизни.

Человек, знающий политологию«Диванный» политолог
Изучает предвыборные программы кандидатов, чтобы проголосовать осознанно или вовсе воздержаться от участия в выборахГолосует за того кандидата, которого чаще показывали по телевизору
Знаком с родоначальниками политической мысли — Платоном и Аристотелем — и их философскими идеямиСамыми выдающимися политологами считает участников вечерних программ на федеральных телеканалах
Понимает, что его знания ограничены, все время старается их расширить и не считает свою точку зрения единственно вернойСчитает себя непризнанным экспертом по внутренней и внешней политике и не принимает никаких возражений
Знает, что все страны и народы взаимосвязаны и зависимы друг от друга, нет единственной «правильной» нацииПоддается влиянию националистических лозунгов, утверждающих, что одна нация выше другой
Понимает, что на политику влияют факторы из разных сфер общественной жизни: политической, социальной, экономической и духовной.Везде ищет теории заговора

Как и где изучать политологию

Материалы. Изучения этого списка мне хватило, чтобы победить на «Высшей пробе».

Три десятилетия преподавания политологии в россии чему учит опыт введения новой дисциплины. Смотреть фото Три десятилетия преподавания политологии в россии чему учит опыт введения новой дисциплины. Смотреть картинку Три десятилетия преподавания политологии в россии чему учит опыт введения новой дисциплины. Картинка про Три десятилетия преподавания политологии в россии чему учит опыт введения новой дисциплины. Фото Три десятилетия преподавания политологии в россии чему учит опыт введения новой дисциплины

Учебники:
А.Ю. Мельвиль, «Политология»
Г.В. Голосов, «Сравнительная политология»
Э. Хейвуд, «Политология»

Первоисточники:
М. Вебер, «Политика как призвание и профессия»
статья Дж. Элейзера про федерализм
эссе И. Берлина «Две концепции свободы»

Интернет. Полезные материалы по политологии можно найти на порталах «InLiberty» и «Неполитолог». Также есть группы во «ВКонтакте», где участники делятся мнениями, выкладывают списки литературы, рассказывают о лекциях и других научных мероприятиях в офлайне. Среди них «Лис Политолог», «Political Science Library», «#WisePolicy», «Моноклер» и «СКVАД».

Олимпиады. В большинстве школ не преподают политологию, а ограничиваются курсом обществознания. Поэтому, если хотите углубить свои знания, стоит поучаствовать в вузовских олимпиадах.

В перечень Российского совета олимпиад школьников входят три олимпиады по политологии:

1. «Высшая проба» (2 уровень)

2. «Ломоносов» (2 уровень)

3. РАНХиГИС (3 уровень)

Остальные олимпиады в перечень не входят и не дают льгот при поступлении. Впрочем, в них все равно можно участвовать из научного интереса или ради тренировки.

Вузы. Специальность «Политология» есть во многих вузах России. Вот список учреждений с самым высоким рейтингом.

ВузФакультетОбразовательная программа
МГУ имени М.В. ЛомоносоваФакультет политологииПолитический менеджмент и связи с общественностью
Экономическая политика современных государств
Экологическая политика
Политическая регионалистика и этнополитология
Политическая коммуникативистика
Факультет государственного управленияПолитология
Факультет мировой политики
Факультет глобальных процессовГлобальные политические процессы и дипломатия
СПбГУ — Санкт-Петербургский государственный университетОбразовательная программа «Политология»
НИУ ВШЭ — Высшая школа экономикиФакультет социальных наук (Москва)Политология
Факультет социальных наук (Санкт-Петербург)Политология и мировая политика
ТГУ — Томский государственный университетФилософский факультетПолитология
КФУ — Казанский (Приволжский) федеральный университетИнститут социально-философских наук и массовых коммуникацийПолитология
ЮФУ — Южный федеральный университетОбразовательная программа «Политология»
Финуниверситет — Финансовый университет при Правительстве РФФакультет социологии и политологииПолитология
УрФУ – Уральский федеральный университет им. Б. Н. ЕльцинаГуманитарный институтПолитология
РУДН — Российский университет дружбы народовФакультет гуманитарных и социальных наукПолитология
МГИМО — Московский государственный институт международных отношенийФакультет управления и политикиКафедра мировых политических процессов
Кафедра политической теории
Кафедра экономической политики и государственно-частного партнерства
Кафедра сравнительной политологии
Факультет международных отношенийКафедра международных отношений и внешней политики России
Кафедра истории и политики стран Европы и Америки
РАНХиГС – Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской ФедерацииИнститут общественных наукПолитология
ЮУрГУ – Южно-Уральский государственный университетИнститут социально-гуманитарных наукКафедра социологии и политологии
ВГУ – Воронежский государственный университетИсторический факультетКафедра социологии и политологии
МГЛУ – Московский государственный лингвистический университетИнститут международных отношений и социально-политических наукПолитология
РЭУ – Российский экономический университет имени Г.В. ПлехановаФакультет экономики и праваКафедра политологии и социологии

Первые 15 вузов из рейтинга России по специальности «Политология»

Конспект

1. По специальности «Политология» необязательно работать политологом.

2. Чтобы не стать «диванным» политологом, стоит изучить основы политической и философской мысли. Начните с Платона и Аристотеля.

3. Изучать политологию можно не только по учебникам, но и в «поле» — в интернете.

4. Лучший способ углубиться в политологию будучи школьником — участвовать в вузовских олимпиадах.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Источник

Концепция преподавания курса «Политология»

Илья Михайлович Локшин

Курс «Политология» состоит из двух больших блоков: а) история политических учений и б) введение в категории современной политической науки. По содержанию эти блоки довольно далеко отстоят друг от друга, поэтому концепция преподавания предмета должна учитывать как общие принципы преподавания для двух разделов, так и специфику преподавания каждого из них в отдельности. В соответствии с этим соображением выстроен дальнейший текст.

Общие принципы преподавания предмета

1. Проблемноориентированный характер курса.

Иной взгляд на образование, обладая рядом специфических черт, предполагает (разумеется, речь не идет о математике или прочих предметах, где задачи в самом деле зачастую имеют только один и несомненно правильный ответ) смягчить указанную проблему, инкорпорируя в процесс обучения элементы, связанные с задачами самостоятельной формулировки проблем и поиска разных вариантов их решения, с попутным критическим анализом этих вариантов, выделением их положительных и отрицательных сторон. Настоящий курс использует эти принципы на соответствующем материале. Так, в обоих блоках предмета особое внимание уделено разнообразным дилеммам, почти неизбежно присутствующим в политической жизни, как-то: дилемма между порядком и свободой, управляемостью и представленностью интересов, проблемой компетентности большинства и проблемой доброй воли меньшинства, абсолютная этика и консеквенционалистская этика и т.д. Иными словами, на этом материале учащиеся неоднократно будут сталкиваться с ситуациями, когда дать какой-то ответ на ту или иную проблему, который по всем параметрам превосходил бы все остальные варианты ответа, невозможно.

Особенно в первой части курса, посвященной истории политической мысли, от школьников требуется развивать навыки формулирования проблем, поскольку это является условием глубокого понимания теоретического текста, улучшает осознание его возможной актуальности, а также облегчает рассмотрение его взаимосвязей с другими текстами из программы курса.

2. Стимулирование самостоятельной творческой работы учащихся.

3. Использование разных форматов работы в классе.

Разнообразие форм классной работы делает изучение предмета более увлекательным и в целом способствует лучшему усвоению учебного материала. В процессе изучения предмета будут использоваться как традиционные формы работы в классе (обсуждение на уроке), так и более нестандартные, такие как работа в группе, игра «Дебаты», игра «Принятие решений в парламенте», «Что? Где? Когда?» и др.

4. Ориентация на оригинальные тексты, а не на учебники.

5. Использование новейших достижений политической теории и политической науки.

Еще одна проблема современного политологигического образования в России обусловлена масштабными структурными факторами (молодость политологии как научной дисциплины в России) и состоит в том, что в российских школах на уроках политологии или в рамках политологического раздела обществознания а) преподаются темы, которые в мировой («мейнстримной») политической науке были популярны и рассматривались как центральные 50-60 лет назад (как, например, тема «Политическая система»), б) изучение даже достаточно современных тем происходит на основании старых концепций, часть из которых уже неоднократно корректировалась и пересматривалась (это касается, например, тем «формы правления» или «политические режимы»). Отличительная черта курса политологии в Лицее НИУ ВШЭ состоит в том, что в процессе его преподавания привлекаются новейшие разработки политической науки, хотя и устаревшие темы, если они необходимы для ЕГЭ, тоже рассматриваются в рамках курса.

6. Подробный и глубокий анализ каждой темы, включенной в программу курса.

Лицей НИУ ВШЭ предлагает уникальные условия для глубокого и подробного курса политологии в связи с тем, что в программе Лицея это отдельный курс, для которого предназначено гораздо больше часов, чем для политологического раздела обыкновенного курса обществознания.

Принципы преподавания раздела «История политической мысли»

1. Ориентация на прояснение актуальности политических теорий прошлого и на возможность их применения для интерпретации современных проблем и явлений.

2. Ориентация на демонстрацию внутреннего единства предмета и «сквозных сюжетов» в истории политической мысли.

Во многих отношениях полезно и прекрасно обнаруживать единство изучаемого предмета. В данном курсе особое внимание будет уделяться анализу и демонстрации единых сюжетов, красной нитью проходящих через всю историю политической мысли, полемике политических философов сквозь века или, наоборот, их укорененности в давней традиции.

3. Развитие критического мышления в процессе прохождения курса.

Принципы преподавания раздела «Введение в категории современной политической науки»

1. Включение в программу новых тем, связанных с рассмотрением «теоретической оптики» современных политологов.

Политологические разделы в обычном курсе обществознания по разным причинам чаще всего ограничиваются рассмотрением ряда базовых понятий политологии. В курсе для Лицея НИУ ВШЭ наряду с этим безусловно важным сюжетом второй подраздел дисциплины включает в себя еще и ознакомление школьников с аналитическими подходами, которые используют политологи в своей работе; речь идет о «теоретической оптике», которая позволяет в определенных терминах интерпретировать мир политики и предлагает эвристические инструменты для его лучшего понимания. Почти несомненно, что ознакомление школьников с такими аналитическими подходами резко повышает их способность подступиться к размышлению о разнообразных аспектах жизни общества.

2. Выработка «панорамного взгляда», образующего концептуальный контекст для рассмотрения нескольких взаимосвязанных тем.

Преподавание политологии и в школе, и в ВУЗе не всегда высвечивает взаимосвязь между разными блоками дисциплины и не всегда обнаруживает, что в основе разных сюжетов нередко лежат одни и те же фундаментальные принципы и паттерны. Например, темы «Формы правления», «Избирательные системы» и «Виды территориального устройства государства» можно рассматривать при помощи единых концептуальных рамок (состязательная versus консенсусная модель). В рамках курса принцип «панорамного взгляда» будет использоваться регулярно. Его преимущества состоят, помимо прочего, в углублении понимания политических проблем и институтов, в выработке привычки к широким и нетривиальным обобщениям, в том, чтобы видеть «похожее в различном».

3. Ознакомление школьников с элементами исследовательских инструментов современных политологов.

Источник

Особенности развития политологии в России

Три десятилетия преподавания политологии в россии чему учит опыт введения новой дисциплины. Смотреть фото Три десятилетия преподавания политологии в россии чему учит опыт введения новой дисциплины. Смотреть картинку Три десятилетия преподавания политологии в россии чему учит опыт введения новой дисциплины. Картинка про Три десятилетия преподавания политологии в россии чему учит опыт введения новой дисциплины. Фото Три десятилетия преподавания политологии в россии чему учит опыт введения новой дисциплины

Отечественная политическая наука

Три десятилетия преподавания политологии в россии чему учит опыт введения новой дисциплины. Смотреть фото Три десятилетия преподавания политологии в россии чему учит опыт введения новой дисциплины. Смотреть картинку Три десятилетия преподавания политологии в россии чему учит опыт введения новой дисциплины. Картинка про Три десятилетия преподавания политологии в россии чему учит опыт введения новой дисциплины. Фото Три десятилетия преподавания политологии в россии чему учит опыт введения новой дисциплиныСреди основных этапов генезиса российской политической мысли представляется возможным выделить следующие: возникновение раннего консерватизма (М.М. Щербатов, Н.М. Карамзин); радикализма (А.Н. Радищев); раннего либерализма (М.М. Сперанский); декабристского движения (предводитель Южного общества декабристов П.П. Пестель, автор «Русской Правды», сторонник республиканских идей; и член Верховной думы Северного общества Н.М. Муравьев, автор «Конституции», предложивший введение конституционной монархии); славянофильства (И.С. Аксаков, К.Н. Леонтьев); западничества (П.Я. Чаадаев); охранительно-реакционного консерватизма (С.С. Уваров, К.П. Победоносцев); становление революционного демократизма (Н.Г. Чернышевский, А.И. Герцен); народничества (П.Л. Лавров, П.Н. Ткачёв), анархизма (М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин), социал-демократии (Г.В. Плеханов, Ю.О. Мартов); политико-правового либерализма (М.М. Ковалевский, Б.Н. Чичерин).

После 1917 г. в Советской России настал период доминирования марксистско-ленинской идеологии (В.И. Ленин, И.В. Сталин), допускавшей до 1930-х гг. некоторый плюрализм, при условии приверженности основным догматам марксизма (А.А. Богданов, Н.И. Бухарин). В результате эмиграции большинства российских обществоведов за рубеж произошло выделение в 1920-30-е гг. евразийства (Н.С. Трубецкой, П.Н. Савицкий, Г.В. Вернадский, Л.П. Карсавин, а также Н.Н. Алексеев, ученик П.И. Новгородцева, который до 1930-х гг. развивал идеи персонализма, понимая личность как высшую правовую ценность) (Алексеев, 1999, С. 202), а также религиозной идеалистической философии (автор опубликованной в 1943 г. «Русской идеи» Н.А. Бердяев, С.Л. Франк, С.Н. Булгаков). Творческое наследие русского философа И.А. Ильина (1883-1954 гг.), вынужденного в начале 1920-х гг. эмигрировать за рубеж, получило большую известность в современной России после упоминания и цитирования в текстах Посланий Президента В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации в 2005 и 2006 гг. (Послание…, 2005; Послание…, 2006). В эмиграции Ильин стал известен в качестве консервативного монархиста, пропагандирующего патриотизм, православие и государственничество (Ильин, 1993), а также антисемита, симпатизировавшего фашизму и национал-социализму (Ильин, 1933; Ильин, 2008). Взгляды Ильина повлияли на мировоззрение других русских писателей и националистов XX века, например, А.И. Солженицына.

Только в начале 1960-х гг. политология в СССР стала формироваться как область научного знания. Позднее развитие политологии как научной и университетской дисциплины в России можно объяснить особой ролью официальной идеологии, а также формированием и функционированием в России централизованного бюрократического государства (Ирхин, 1996, С. 45-49.). Поэтому более чем 70 лет политические проблемы изучались в СССР в рамках «научного коммунизма», либо «исторического материализма», являвшихся приоритетными направлениями советского обществознания и служивших во многом идеологизированным суррогатом политической науки как отрасли исследования социально-политической действительности и университетской дисциплины.

Три десятилетия преподавания политологии в россии чему учит опыт введения новой дисциплины. Смотреть фото Три десятилетия преподавания политологии в россии чему учит опыт введения новой дисциплины. Смотреть картинку Три десятилетия преподавания политологии в россии чему учит опыт введения новой дисциплины. Картинка про Три десятилетия преподавания политологии в россии чему учит опыт введения новой дисциплины. Фото Три десятилетия преподавания политологии в россии чему учит опыт введения новой дисциплины

Развитию советской политической науки способствовало основание в 1960 году Советской Ассоциации Политических наук, что стало стимулом для обсуждения проблем политики на страницах обществоведческих изданий. В 1979 году в Москве прошел IX Всемирный Конгресс Международной Ассоциации Политической Науки (IPSA) и оказал огромное влияние на дальнейшее развитие политической науки в СССР, поскольку с этих пор советская политология приобрела «полуофициальный» статус.

С начала 1960-х гг. политология в СССР/России прошла через три стадии развития:

* 1-я стадия, 1965-1985 гг., когда исследователи работали в основном в академических заведениях и исследовательских институтах, изучая внутреннюю политику для отчётов перед небольшой группой функционеров ЦК КПСС. До второй половины 1980-х годов советская политология не рассматривалась как учебный предмет в университетах и институтах. Поэтому в советских ВУЗах не было ни кафедр, ни политологических подразделений ― существовали лишь отдельные учёные-политологи. Советские политические исследователи обращали основное внимание в этот период на региональные исследования, либо философствовали по поводу достаточно абстрактных проблем, связанных с категориальным рядом «политика», «управление», «самоуправление», «политическая система», «политическая структура», «политическая культура» и т.д.

* 2-я стадия, 1985-1991 гг., годы перестройки. В этот период первая университетская кафедра политологии была открыта профессором А.А. Федосеевым в 1988 году на философском факультете Ленинградского Государственного Университета (ныне Санкт-Петербургского), а студентам стали читаться курсы по политологии. Таким образом, только во второй половине 1980-х гг., после ряда промежуточных этапов, политология в СССР получила квазинаучный статус.

* 3-я стадия, с 1991 г. и по настоящее время происходит активное развитие политологии, а также освоение российскими политологами западного опыта. Современный этап (с начала 1990-х годов) характеризуется плюрализмом в развитии политической мысли и его закреплением в Конституции Российской Федерации (1993 г.), созданием многочисленных политологических кафедр в российских ВУЗах, появлением политико-консультационных центров и диссертационных советов по политологическим направлениям, изданием политологических журналов («Полис», «Полития»), а также широким спектром публикаций российских политологов (Ирхин, 1996, С. 45-49). В России издано значительное количество монографий и учебных пособий по политологии (среди них самыми известными являются учебные пособия В.П. Пугачева и А.И. Соловьева, а также К.С. Гаджиева). В итоге, политология стала «модной», а политологом стало престижно называться. Поэтому многие, кто не имел никакого отношения к политологии ранее, и даже те, кто не обладает гуманитарным образованием, стали публично именовать себя политологами.

Нищета российской политологии

Три десятилетия преподавания политологии в россии чему учит опыт введения новой дисциплины. Смотреть фото Три десятилетия преподавания политологии в россии чему учит опыт введения новой дисциплины. Смотреть картинку Три десятилетия преподавания политологии в россии чему учит опыт введения новой дисциплины. Картинка про Три десятилетия преподавания политологии в россии чему учит опыт введения новой дисциплины. Фото Три десятилетия преподавания политологии в россии чему учит опыт введения новой дисциплиныВ начале 1990-х гг. в ВУЗах Российской Федерации открылись десятки кафедр теоретической и прикладной политологии, а также политологические центры, которые осуществляют многочисленные исследования отечественной политической практики. Однако, современной российской политологии присущи многие проблемы, характерные социальным и гуманитарным наукам реформирующегося общества, например, инертность, отсутствие навыков проведения исследований и неспособность адекватно реагировать на современные вызовы. И решение этих проблем возможно только в отдалённом будущем…

На рубеже XX-XXI вв. политология в Российской Федерации получила «права гражданства» и была включена как учебная дисциплина в практику преподавания и изучения в ВУЗах Российской Федерации. В середине 1990-х гг. появились государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по политологии для педагогических вузов и классических университетов. В соответствии с Государственным образовательным стандартом Российской Федерации сформировалась структура и тематика базового курса «Политология», включённого в учебные планы практически всех ВУЗов России.

Если в далёком советском прошлом студенты в обязательном порядке изучали блок марксистских дисциплин: марксистскую философию, историю КПСС, диалектический материализм, исторический материализм и прочее, то с начала 1990-х годов учащиеся российских высших учебных заведений вынуждены слушать курсы и сдавать экзамены по «Политологии», которую на постсоветском пространстве преподают принудительно в большинстве институтов, независимо от профиля выбранной специальности. Причем читают эти предметы практически в большинстве своем все те же преподаватели-«марксисты», в срочном порядке переквалифицировавшиеся на политологов. Таким образом, будущий лингвист, юрист и экономист вынуждены учить «политоту». Перевод же «Политологии», как и прочих предметов гуманитарного цикла («Философии», «Социологии», «Культурологии»), в факультатив (предмет по выбору) в ближайшем будущем не предвидится.

Во многих российских ВУЗах осуществляется выпуск по политологическим специальностям – специалист, бакалавр и магистр политологии. При этом и специальность политолога становится всё более популярной не только в столичных, но и в провинциальных университетах. Однако по поводу дальнейшего трудоустройства выпускников кафедр политологии высказывается немало сомнений. Более того, открытие многих политологических специальностей было вынужденной мерой, предпринятой для спасения объёма учебной нагрузки, кадров и кафедр.

Отмечая особенности развития политологии в Российской Федерации, следует отметить, что, по истечении более чем двадцати лет демократических преобразований, профессия политолога оказалась значительно дискредитированной. Если в Москве профессия политолога ассоциируется с «говорящими головами», рассуждающими о том, кто кого «нейтрализует» в окружении Президента, то в провинции для политолога отведена менее значимая роль консультанта при власти, комментатора политических событий или лектора, преподающего курс вульгарной «Политологии» для непрофилирующих дисциплин и рассказывающего студентам об идеальном государстве Платона. Именно поэтому следует всерьёз задуматься о поиске отечественной политологией своей «ниши» в обширном комплексе наук об обществе, об адаптации качества отечественных политологических исследований к исследованиям в тех странах, где политическая наука развивается многие десятилетия.

Перманентный кризис постсоветского транзита не в последнюю очередь объясняется неразвитостью и неадекватностью отечественной политической науки. Относительно преподавания политологии в ВУЗах необходимо отметить, что многие политологи не имеют доступа к новой иностранной литературе в области их специализации в связи с отсутствием таковой в библиотеках, а также недостаточного знания иностранных языков. Количественные методы исследования и техники сбора и обработки эмпирических данных также ещё не в полной мере вошли в российскую политологию. Более того, политологов-исследователей и количество значимых научных проектов в России очень мало, что является наследием советского режима, когда исследования, касающиеся политики, носили характер идеологического обслуживания коммунистического режима. Данная традиция успешно продолжается и сейчас по отношению к «партии власти». Анекдотической иллюстрацией данной тенденции на рубеже XX-XXI вв. следует назвать провалившийся проект с выдумыванием российской «национальной идеи», трансформировавшийся в «план Путина», разработанный идеологами партии «Единая Россия» накануне выборов в V Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. И в публикациях, и в учебном процессе по-прежнему доминирует «сословность»: достаточно вспомнить нравы диссертационных советов, стиль отношений на многих кафедрах и факультетах, явно недостаточную степень автономии научного сообщества от представителей государственной власти (Ковалев, 2005, С.453-474).

Нельзя не упомянуть о трудностях финансового и организационного порядка, воздействие которых на российскую политическую науку продолжается и в настоящее время. Более того, нет никаких объективных закономерностей для преодоления этого состояния из-за тенденции российского научного сообщества к сохранению существующего положения и воспроизведению сложившейся ситуации ввиду инертности и нежелания осуществлять радикальные преобразования, необходимые для дальнейшего реформирования отечественной политической науки и повышения качества прикладных политологических исследований.

В современной России политическая наука, по высказыванию Г.Лассуэлла, как «наука о политической власти», претерпела некую «ценностную» девальвацию: «политологом» могут именовать и политического исследователя, и «политического комментатора, а также политического консультанта-«политтехнолога» (Дульман, 2006). Неопределённый, неустойчивый статус политической науки в системе социальных и гуманитарных наук, отсутствие наработанной практики исследований политических явлений и процессов обуславливает многочисленные критические высказывания относительно проблем политологии в России. Так, заведующий кафедрой общей политологии ГУ-ВШЭ Л.В.Поляков полагает, что современная российская «политология – изначально провальное предприятие» и «отличное подтверждение той степени одичания, до которой дошли так называемые «социальные науки» в СССР» из-за расхождения политической теории с практикой российской политики (Поляков, 2006). Действительно, как отмечает заведующий кафедрой государственной политики философского факультета МГУ А.Ю.Шутов, «в русской политологии имеет место ложно понятый академизм», когда российские политологи стремятся «убежать от политической реальности, «запереть» свои научные интересы в сфере политической истории, истории мысли или «высокой» теории политики», не связанной с эмпирической сферой. Согласно его авторитетному мнению, проблема заключается в том, что российское политологическое сообщество «недостаточно владеет необходимыми прикладными исследовательскими методиками и инструментами познания политической реальности» (Шутов, 2007). Действительно, лишь немногие российские кафедры политологии регулярно и в достаточном количестве проводят, как эмпирические (прикладные), так и теоретические исследования социально-политической действительности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *