Трезини архитектор что построил

Доменико Трезини: швейцарец, построивший Санкт-Петербург |Domenico Trezzini: le Suisse qui a construit Saint-Petersbourg

Автор: Ольга Юркина, Лугано, 3. 02. 2010.

Трезини архитектор что построил. Смотреть фото Трезини архитектор что построил. Смотреть картинку Трезини архитектор что построил. Картинка про Трезини архитектор что построил. Фото Трезини архитектор что построил

1 апреля 1703 года, при дворе Петра Великого, молодой человек лет тридцати подписывал контракт, обязывавший его служить Его Величеству царю Московскому в качестве «старшего мастера-каменщика по строительству зданий и крепостей». Это решение изменило всю жизнь неизвестного, но талантливого архитектора, навеки связав его имя с городом на Неве. Будущий создатель Александро-Невской лавры, Петропавловского собора и здания Двенадцати коллегий начинал скромным каменщиком и немало поездил по Европе, прежде чем обосноваться в России и воплотить в жизнь мечты Петра Первого.

Ставить под сомнение его профессиональные навыки в исторической перспективе никто бы не решился. Однако совсем иначе обстояло дело в начале XVIII века, когда русский посол в Датском королевстве Андрей Петрович Измайлов по специальному поручению Петра I набирал иностранных инженеров и строителей для работы в России. Дело в том, что по некоторым оставшимся тайными причинам, у молодого каменщика Трезини, работающего в Копенгагене уже четыре года, не было никаких рекомендательных писем. Каким чудом его заметил русский посол и принял на работу сам царь, остается загадкой для историков. Некоторых из них это вдохновляет на гипотезу о невероятной встрече Петра Первого с Трезини еще в Амстердаме, в эпоху Великого посольства 1697-1698 годов.

Так или иначе, швейцарский архитектор Трезини оказался на корабле, тайно отплывавшем из Копенгагена в Архангельск. В Россию, впрочем, он отправился не один, а с группой мастеров-каменщиков, своих земляков, с которыми некоторое время вел работы по укреплению здания Арсенала в Москве… Пока его не пригласили в Санкт-Петербург, на «секретную службу Его Величества».

Если Трезини каким-то образом и помогли рекомендации его знакомых из Малькантоне, то уважения и доверия со стороны самого царя он добился исключительно личными человеческими и профессиональными достоинствами. Благодаря своему происхождению и образованию, Трезини обладал глубокими знаниями в итальянской архитектуре – в то время еще не служившей эталоном для Петра Великого, предпочитавшего голландские образцы, но не замедлившей оказать свое влияние на русскую архитектуру XVIII века. В пользу Трезини играло и его пребывание в Копенгагене: навыки строительства на болотистых почвах сослужили ему хорошую службу на берегах Невы. Но то, что ценил Петр Первый выше всего – так это виртуозное мастерство швейцарского архитектора и его способность работать с элементами самых разных культур и архитектурных школ. Для строительства Северной столицы это было необходимым качеством.

Еще одним непременным условием Петра I стала европейская, по его представлениям, планировка будущей столицы: в отличие от традиционных русских городов, организованных вокруг кремлей-детинцев, – плотная застройка вдоль прямых параллельных улиц, дома, соприкасающиеся боковыми стенами и образующие непрерывные ряды, пространство, расчерченное ровной сеткой каналов. Именно такими запомнил Петр I европейские города, которые посетил с Великим посольством, в частности, Амстердам.

Пока Петр Великий был занят войной со шведами, в окрестностях Петербурга возникали одиночные постройки, «неугодные» царю и искажающие его первоначальные планы. Поэтому, как только угроза нападения миновала, Петр решительно занялся своим любимым городом – как будто, десятилетие спустя, хотел основать его заново. В 1715 году он назначает Трезини ответственным за проект застройки Васильевского острова – центра будущей столицы. План строительства был окончательно утвержден 1 января 1716 года.

Сохранилось несколько иллюстраций проекта, предложенного швейцарским архитектором. Одна из них – версия 1717 года, сделанная в Париже рукой французского королевского картографа Николя де Фер. Васильевский остров, на котором к тому времени уже была построена роскошная резиденция Александра Даниловича Меншикова, генерал-губернатора Санкт-Петербурга, представлен на ней в окружении бастионов и пересечен густой сеткой каналов. Система каналов, по аналогии с голландской, предназначалась для санитарных надобностей и слияния нечистот. Монотонные ряды домов прерывались всего двумя площадями и широкой аллеей для прогулок. В восточной части острова Трезини расположил усадьбы аристократии. Его проект так и не был завершен. Каналы оказались слишком дорогостоящим предприятием, а жить на острове, которому постоянно угрожали наводнения, мало кто хотел. В конце концов «от Трезини» в планировке острова осталось лишь несколько улиц.

Трезини архитектор что построил. Смотреть фото Трезини архитектор что построил. Смотреть картинку Трезини архитектор что построил. Картинка про Трезини архитектор что построил. Фото Трезини архитектор что построилЗато планы регулярной застройки центральных кварталов принадлежали именно ему. Трезини, по просьбе Петра I, даже составил проекты «образцовых» жилых домов для разных слоев населения. Он представлял их в виде простых незамысловатых зданий, одноэтажных или с мезонином, увенчанных двускатными или четырехскатными крышами – такими, какие Трезини видел в юности в Дании. Ни одного «образцового дома» в Петербурге не сохранилось, зато никто не пройдет мимо «жемчужин» архитектуры, спроектированных и возведенных Трезини – Петропавловского собора, Александро-Невской лавры, здания Двенадцати коллегий, Летнего дворца Петра I. В них легко угадывается неповторимый стиль швейцарского архитектора – величественный и представительный, но одновременно строгий и умеренный.

Трезини архитектор что построил. Смотреть фото Трезини архитектор что построил. Смотреть картинку Трезини архитектор что построил. Картинка про Трезини архитектор что построил. Фото Трезини архитектор что построилДля Двенадцати коллегий (1722-1734) Трезини получил строгое указание от Петра Великого: все коллегии, включая Сенат и Синод, должны быть одинаковых размеров. Находчивый архитектор ровно двенадцать раз повторил в необыкновенно длинном здании – почти 400 метров! – один и тот же структурный элемент. Разнообразил свою постройку Трезини несущественными деталями, ограничившись стрельчатыми фронтонами фасадов Коллегий. В итоге указ царя был выполнен, а необыкновенная постройка украсила Стрелку Васильевского острова. Возможно, источником вдохновения послужило для Трезини здание Биржи в Копенгагене, которое он, несомненно, хорошо знал. Правда, Биржа – монолитное здание, но построено в такой же вытянутой форме, акцентированной размеренным ритмом слуховых окошек.

Настоящим шедевром Трезини стал Петропавловский собор (1712-1733) – трехнефная базилика с великолепной колокольней высотой 112 метров, увенчанной грандиозным шпилем. Согласно легенде, именно с колокольни – по указанию Петра I – и начали строить собор. В этом проекте Трезини выступил смелым экспериментатором и представил совершенно необычный, новый в русском архитектурном искусстве тип собора, противопоставив взлетающий остроконечный шпиль колокольни гармоничному и спокойному барабану купола. Новыми, по сравнению с традиционными русскими храмами, казались большие окна, высокие колонны-пилоны и одинокий купол, вместо привычного пятиглавия. Историки искусства предполагают, что на Трезини повлияли лондонские церкви Кристофера Рена, Рижский собор, соборная архитектура балтийских стран и даже шпиль Роттердамской ратуши.

Одним словом, если Петр Первый заложил Санкт-Петербург, то Трезини – формы нового стиля в русской архитектуре, позднее названного «петровским барокко». Кроме того, вслед за Трезини в Россию потянулись архитекторы из итальянской части Швейцарии, обогатившие русскую архитектуру европейскими традициями, – зять Доменико, Пьетро Антонио Трезини, Плачидо Висконти, Луиджи Руска, Доменико Жилярди,Томазо Адамини.

Но, как говорят, это уже совсем другая история.

Источник

Доминико Трезини- первый архитектор Санкт-Петербур

Навстречу 300-летию Санкт-Петербурга

Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо, как Россия.
А. Пушкин «Медный всадник»

ДОМИНИКО ТРЕЗИНИ-
ПЕРВЫЙ АРХИТЕКТОР САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Умершего имя назвать-
значит вернуть его к жизни.
Надпись на пирамиде в Египте.
Герб Санкт-Петербурга: «В красном поле два серебряных якоря,
положенные крестом, и на них золотой скипетр».
Высочайше утвержден 7.5.1780

Первый зодчий города

Это был великий труженик. Его звали Доминико Трезини (1670-1734). Петр I, сам величайший труженик, ценил и уважал таких людей. Очень интересно порой пересекаются человеческие жизни. Пример тому- Петр и Трезини. Один мечтает создать новый город- будущую столицу России, а другой воплощает эту мечту в жизнь. Он станет первым зодчим города, названного при закладке Санкт-Питер-Бурхом. Он прожил 64 года, из них последние тридцать с лишним лет- в России, вдали от своих родных мест и отчего дома. Что заставило его покинуть родные места, семью и приехать к берегам капризной северной реки создавать здесь будущую столицу огромного государства? В его жизни великую роль сыграл Его Величество Случай!

Итальянец по рождению

Он, итальянец, родился в 1670 году в маленьком уютном швейцарском городке Астано. Этот городок расположен в так называемой итальянской Швейцарии. В нем цветут каштаны, и все жители знают друг друга и все друг о друге. Почти как одна большая семья. Жаль, что Трезини не вел дневников. Сведения о его первой половине жизни скупые, но кое-что известно. Например, то, что в 1698 году он венчался в церкви Петра и Павла, стоявшей в центре Астано. Его женой стала Джованна ди Вейтис. На площадь тогда собрался весь город, стар и млад. Да и как могло быть иначе- ведь семейство Трезини все очень уважали, хотя никто в их роду не славился богатством. Их род имел много ветвей. Среди Трезини были землевладельцы, купцы, священники. Каждый имел свой дом. Был свой дом и у Доминико. Мечтал он о сыне-наследнике, а рождались девочки: сначала Фелиция Томазина, затем Мария Лючия Томазина. Для содержания семьи нужны были деньги. Как их заработать, если в родном Астано не было для его профессии архитектора работы? Давно было так заведено, что многие его земляки отправлялись в далекие странствия, чтобы создавать замечательные строения и памятники по всей Европе. Где и какое образование и специальность мог получить Трезини? Во время его юности на Аппенинском полуострове существовало два основных художественных центра- Рим и Венеция. Для небогатого Трезини Венеция была ближе и доступнее. Время его учебы совпало с годами последнего триумфа Венеции. После учебы получил специальность, которая называлась «архитект цивилии и милитарии», то есть архитектор гражданского и военного строительства. Позже он станет «архитектонским начальником» в строении крепостей. Так как в родном городке работы для него не было, он отправился в Копенгаген, услышав, что король Дании Кристиан V мечтает создать вокруг своей столицы мощные укрепления. Но пока он добрался до Копенгагена, на троне был уже другой король- Фредерик IV, который ничего не собирался строить. И тут-то помог Его Величество Случай. На талант Трезини нашелся заказчик из России.

«Манифест»… от безвыходности

Петр I не просто торопил события истории. Он гнал их вскачь! Ему хотелось, чтобы задуманное им свершалось мгновенно: здесь и сейчас! Ведь очень коротка одна человеческая жизнь, а успеть сделать хочется так много. И Петр, как вихрь, втягивал в воронку своей воли всех окружавших его людей, всю страну. Мечта об общем благе государства вынудила Петра издать 16 апреля 1702 года «Манифест о вызове иностранцев в Россию». От безвыходности вышел этот манифест. Чтобы добиться процветания государства, нужны развитые мануфактуры, торговля с Западом, сильный флот, современная армия. А чтобы их создать, нужны опытные мастера, знающие люди. Сподвижники Петра очень энергичны, деловиты, жаждут деятельности, но, увы, многому не обучены. Можно, конечно, послать их в Западную Европу или открыть школы у себя, в России. Но сколько для этого понадобится десятилетий? А увидеть исполнение своих замыслов хочется поскорее, почти завтра. Почему же тогда не воспользоваться услугами западных специалистов? Их требуется много, так как.много задумок надо претворить в жизнь. Вот и родился этот манифест. Но разве может привлечь иностранцев положение России того времени? Судите сами: Северная война со Швецией началась «конфузией» под Нарвой- шведы разбили армию Петра. Это должно было бы удержать иностранцев от поездки в Россию. А случилось обратное. Московское государство привлекло всеобщее внимание.

Страна с огромным будущим
В России увидели молодую страну с огромным будущим. И в нее заторопились французские инженеры, голландские корабельные мастера, военные из Германии, морские капитаны из Венеции, моряки из Греции, мальтийские кавалеры, портные, парикмахеры и даже мастера изготовления пуговиц. Сначала ехали десятки, затем сотни опытных, тертых жизнью людей. Одни искали настоящее дело, другие- приключения и наживу. Но все они охотно изъявляли желание служить царю Петру. Принимая иностранцев на службу, Петр интересовался только их профессиональной выучкой. Прошлая их жизнь, место рождения, вера не волновали его.

Его Величество Случай
Петр поручил Льву Измайлову, уезжавшему с посольством в Пекин, нанять китайского архитектора. Поручение это не удалось выполнить. А если бы удалось, мы могли бы сегодня видеть на берегах Невы памятники китайского зодчества начала XVIII века. Однако Измайлову удалось найти архитектора, когда он был послом при дворе датского короля Фердинанда IV. Им оказался Доминико Трезини. Измайлов заключил с Трезини договор.
«Обещаю господину Трецину (так назван в договоре Трезини), архитектонскому начальнику, родом итальянцу, который здесь служит датскому величеству и ныне к Москве поедет. служить в городовом и палатном строении. за художества 20 червонных на всяк месяц в жалованье». Жалованье такое казалось сказочным богатством. Оно почти втрое превышало жалованье бомбардир-капитана, должность которого исполнял царь Петр. В договоре Трезини оговорил возможность беспрепятственного отъезда из России. Но этим правом своим он не воспользовался. До конца дней своих он будет так увлечен работой и огромным количеством перспективных дел, что желания уехать из России у него не появилось. Тридцать лет он отдал строению нового города на Неве. Отправляясь в Россию, Трезини, конечно, не знал, какая его ждет судьба. Как встретит и что поручит ему Петр? Возводить бастионы, куртины (крепостные стены между башнями), равелины или дворцы, жилые дома? Петру в 1703 году, когда к нему прибыл Трезини, нужен был, прежде всего, строитель крепостей. Так как Трезини числился «архитектонским начальником» в строении крепостей, это и определило задачи, поставленные перед ним Петром.

Петербург глазами Трезини

Какую картину увидел Трезини, оказавшись на месте? Город только рождался, у него даже не было еще установившегося имени. В разное время его называли сначала Шлотбург, затем Петрополис, позже Петербург. Первыми появились чуть вздувшиеся земляные валы будущей Петропавловской крепости и деревянная церквушка в честь апостолов святых Петра и Павла. Город обычно начинается с домов для жилья. И первый такой дом Петр решил построить для себя. Так появился первый «дворец» Санкт-Петербурга- одноэтажный деревянный домик в три небольших окна с западной и южной сторон под двускатной крышей. На коньке дома установили вырезанную из дерева мортирку и две бомбы с язычками пламени- знак того, что здесь живет «бомбардир-капитан»- военное звание царя Петра. Весь дом расписали под кирпич- на голландский манер. Поэтому и прозвали дворец «Красные хоромцы». Вот этот «дворец», несколько шатров, навесы и сырые землянки- вот все, что увидел в зарождающемся городе Трезини. Огромный простор для творчества зодчего.

Размах Петра
И Трезини взялся за дело. Размах предстоящих дел захватил его целиком. Только успел Трезини приехать, как Петр поручил ему очень спешное и важное дело- строить крепость на острове Котлин, которая должна была защищать устье Невы со стороны Финского залива. В будущем здесь возникнет грозный Кронштадт. Трезини с первых дней взялся горячо за работу- трудился не за страх, а за совесть. Так он будет работать в России всю жизнь. Южный человек, он мужественно переносил суровую зиму на льду залива, обдуваемого всеми ветрами. Многие этого выдержать не могли. Датский посланник записал, что при строении крепости погибло от тяжелой работы и морозов более 40 тысяч крестьян. Может быть это и преувеличено, но дает представление о трудностях при строительстве. В мае 1704 года крепость была готова. Ее назвали Кроншлот- Коронный замок. Он стал охранять распахнутую дверь из России на Балтику. Петр остался доволен выполненной работой и наказал коменданту крепости защищать ее до последнего человека. Это первое строение Трезини- форт Кроншлот не дожило до наших дней, но оно сыграло свою роль. Безуспешно пытались шведы штурмовать Кроншлот и поняли, что Россия окончательно утвердилась на море. Победа защитников крепости упрочила положение Доминико Трезини. Он понравился русскому царю и стал ему нужен.

Затем, после взятия Нарвы, Петр поручил Трезини восстанавливать здесь разбитые ядрами крепостные стены и бастионы, строить казармы для солдат, погреба для воинских припасов. Трезини построил и торжественные триумфальные ворота из камня. Они очень понравились Петру. В конце лета 1705 года Трезини велено возвратиться на берега Невы для строения города. Городом называли крепость. Так испокон века велось на Руси. Даже много позже, в 1717 и 1718 годах, когда Санкт-Питер-Бурх уже был столицей государства, в донесениях о строительных работах по-прежнему писали: в Городе (то есть в крепости), в Летнем саду, в Зимнем дворце, в Петергофе. Крепость всегда была главным строением Петербурга. Закипела строительная работа. Со всей России (а в ней тогда жило около 14 миллионов человек) сгоняли людей для строительства. Рядом с мужиками работали солдаты пехотных и драгунских полков и пленные шведы. Голод, болезни, тяжелые условия уносили десятки тысяч жизней. Справедлива народная легенда, что стоит Петербург на костях. С огромной торопливостью создавался город на болоте. Вместо земляной Петропавловской крепости Трезини строит каменную. Кроме сооружений военного назначения он создает много зданий государственного и гражданского назначения.

Петропавловская крепость должна была стать главной твердыней России на Балтике, символом вечного владения морским простором. Петр поручил ее строить Трезини как «архитекту цивилии и милитарии» (то есть как архитектору гражданского и военного строительства). Правда, других архитекторов-иноземцев в это время в Петербурге пока еще не было. Но Петр ведь мог пригласить их, но не сделал этого, так как Трезини уже доказал свое умение при строительстве крепости Кроншлот. Начальный Петербург- город военных. И Трезини ходит в немецком мундире: кафтан до колен из синего сукна с большими обшлагами и вместительными накладными карманами, короткие штаны до колен. До сих пор не известны его портреты. По запискам Трезини видно, что он умеет принимать решения быстро, четко, по-деловому. Здесь и признают таких людей- скорых, работящих. Он командовал главными строениями в Петербурге и отвечал за них перед самим царем.

Трезини. Его судьба в России
О Трезини знали, что он въедлив, строг, но справедлив. Вникал во все дела. Его слушались. Он метался по стройкам из конца в конец. Трудоспособность его была удивительна. Это особо ощутили, когда его не стало. Работу, которую он вел, пришлось поручать нескольким сильным архитекторам. Что известно о его личной жизни? В Россию он приехал один. Первую свою жену, Джованну ди Вейтис оставил в Астано (Швейцария). В Петербурге женился вторично (в 1708 или 1709 году). Позже он женился третий раз- на Марии Карлотте. От нее у зодчего были сыновья Иосиф, Иоаким, Георгий Матфей и дочь Катарина.
Помимо семьи в доме всегда обитали 16-18 мужчин: 10 учеников, писарь, копиист (а то и два) и 6 денщиков для посылок. Огромное количество дел было у Трезини. Этот деятельный, трудолюбивый работник всю жизнь рисовал чертежи, наблюдал за стройками, хлопотал о добротных материалах, отбирал для дела нужных, хороших мастеровых. Принимая на себя все новые обязанности, взваливая на свои плечи все новые хлопоты и заботы, Трезини продолжал трудиться, не ропща и не отказываясь. Таков у него был характер. Петр редко ошибался в людях. Он верно угадывал, кто на что годен. Трезини нравился царю своей деловитостью, любовью к работе и пренебрежением к личным благам. Трезини внимательно относился к нуждам работников. Добивался своевременной выплаты им жалованья, заботился о больных, о жилье и питании. Возможно, именно среди тысяч этих обездоленных и стали впервые называть его на российский манер- Андрей Яковлевич Трезин. Новое имя прижилось. И в конце 1710-х годов его так и называют во многих канцелярских бумагах. А он не спорит. Только подписывается по-прежнему: Dominico.

Андрей Яковлевич Трезин

У него в подчинении тысячи людей, множество дел. Стройки, за которыми он следит, в разных концах. А то и вовсе в Кронштадте или в Шлиссельбурге. И всюду надо побывать, осмотреть хозяйским взором. В 1727 году Трезини одновременно вел 49 строительных дел. Такого количества работы не имел ни тогда, ни позже, ни один петербургский зодчий. Сегодня, исследуя труд первого строителя Петербурга, мы можем сравнить его с огромным айсбергом, большая часть которого скрыта под водой. На поверхности- главные, хорошо известные здания, возведенные Трезини. Невидимы его повседневные большие и малые заботы: планировка земель, составление чертежей и расчетов, достройки и переделки самых различных строений, обучение учеников, наблюдение за действиями других архитекторов.

Трезини- русский помещик
При Анне Иоанновне покровители Трезини выступили за него ходатаями перед императрицей, Она ответила согласием на выдачу Трезини поместья. Это был первый и, пожалуй, единственный за все XVIII столетие случай, когда иностранный зодчий получил в награду поместье. Впрочем, до этого он был пожалован русским дворянством, так что уже не считался иностранцем.
В конце концов, оказалось, что именно он заложил в болотистую почву Петербурга тот прочный фундамент, на котором другие зодчие достигли вершин архитектурного искусства. Вершин, принесших всемирную славу городу на Неве.
1733-й год. Это тридцатый год жизни Трезини в России. Плохим он оказался для него. Навалилась болезнь. Жена и дети утешали: потерпи, наступит весна и опять вернешься к своим строениям. Но он чувствовал: не работник больше. Сил нет. Пора подводить итоги. Архитектор угасал. 19 февраля 1734 года, ровно через 30 лет после его приезда в Петербург, Доминико Трезини скончался. Документов о траурной церемонии не сохранилось. Вероятно, проводить его в последний путь пришло много людей. Похоронили его при церкви Сампсония Странноприимца, целителя всех больных. Она стояла около построенного Трезини «Гошпиталя». При церкви существовало небольшое кладбище. Деревянную церковь перестроили в камне. Она сохранилась по сей день. А вот след могилы Трезини потерялся. Но не потерялись дела его рук- созданные им строения.

«Краткий реестр работам…»

На склоне лет Трезини составил «Краткий реестр работам. » В нем перечень сделанного им. Очень впечатляет этот перечень.
«Краткий реестр работам…»
1. Крепость Кроншлот (1704).
2. Перестройка Петропавловской крепости в кирпиче (1706-1734).
3. Каменный Петропавловский собор Петропавловской крепости (1712-1733).
4. Летний и Зимний дворцы Петра I (1711).
5. Здания Двенадцати коллегий (1722).
6. Колокольня Петропавловского собора Петропавловской крепости (завершена в 1723 году).
7. Проект строительства Александро-Невского монастыря (1715).
8. Проект застройки Васильевского острова (1715).
9. Проект превращения Стрелки Васильевского острова в главную площадь города (1720).
10. Проект застройки Московской стороны в Петербурге (1712).
11. Галерная гавань на западной оконечности Васильевского острова (1722).
12. Зимний дворец на Васильевском острове (1727).
13. Триумфальные ворота в Нарве (1705), деревянные триумфальные ворота в Петропавловской крепости (1708) и перестройка их в камне (1714-1717).
14. Мытный двор, амбары и погреба на Васильевском острове (1721).
15. Проекты «образцовых» жилых домов для различных слоев населения: «именитых», «зажиточных», «подлых» (1717) и различных типов загородных домов по берегам Фонтанки (1721).
16. Церковь каменная Исаакия Далматского (1717).
18. Госпитали: каменный на Выборгской стороне (1716) и на Санкт-Петербургском острове (1720).
19. Перестройка и ремонт Дворца Меншикова (1727).
20. Колокольня в Донском монастыре в Москве (1730).

Кроме того, им построено много не сохранившихся до наших дней зданий. Трезини сделал так много, что и сам затруднялся перечислить в реестре все свои работы в России.
Дворцы Петербурга, ансамбли, проспекты созданы замечательными зодчими. И первым среди них был великий инженер и строитель Доминико Трезини.
Память о нем не только в его строениях. Его имя носит и площадь на набережной Васильевского острова.
Приезжайте в Санкт-Петербург, величественный город ждет вас.

Ю. Алексеев (псевдоним Юрия Жданова) 02.05.2002

Рассказ Юрия Жданова «Доминико Трезини- первый архитектор Санкт-Петербурга» опубликован:
1. Ю. Алексеев (псевдоним Юрия Жданова). Доминико Трезини- первый архитектор Санкт-Петербурга. Газета «Радость» № 7- 8, 2002. Стр. 24- 28
2. Юрий Жданов. Доминико Трезини- первый архитектор Санкт-Петербурга.
«Детская Роман-газета» № 1, 2013. Стр. 24-26

Газета «Радость» издается с 1993 года Центром творческого развития и музыкально-эстетического образования детей и юношества «Радость» (ЦТРиМЭО «Радость»).
Начиная с 2009 года полное содержание газеты «Радость» размещается также на сайте ЦТРиМЭО «Радость» (в разделе «Газета «Радость»): www.radost-moscow.ru

Перечень рассказов Юрия Жданова, размещенных на сайте ЦТРиМЭО «Радость» (в разделе «Газета «Радость») смотрите на сайте: проза.ру Юрий Жданов 2 (Рассказ «Рассказы Юрия Жданова на сайте ЦТРиМЭО «Радость»).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *