Трейд маркетинг что это такое простыми словами
Что такое Трейд-Маркетинг
В условиях жесткой конкуренции компаниям приходится постоянно искать новые методы продвижения своей продукции к конечному потребителю. Поэтому трейд маркетинг сегодня имеет важное значение на пути к успеху. Но используя его инструменты, необходимо учесть ряд нюансов. Например, какой из них наиболее подойдет в каждой конкретной ситуации, как сформировать максимально эффективную команду для достижения определенной цели и др.
Что такое трейд маркетинг
Трейд (торговый) маркетинг — это одно из направлений маркетинга, которое позволяет нарастить объемы продаж, оказывая воздействие на все звенья товаропроводящей цепи. Он не направлен непосредственно на конечную реализацию продукции. Трейд маркетинг ориентирован на то, чтобы пробудить у розничных продавцов, оптовиков и дистрибьюторов интерес к работе с данным товаром с целью дальнейшей его продажи.
Чтобы довести товар до потребителя, важно убедить потенциальных партнеров в возможности получения хорошего заработка, участвуя в реализации продукции. Такой подход обеспечивает попадание товара на полки магазинов, а следовательно, в поле зрения конечных покупателей, поэтому трейд маркетинг особенно актуален для компаний, торгующих оффлайн.
Производителю важно установить стабильные долгосрочные связи с партнерами. Это позволит стать полноценным участником конкурентной борьбы с другими торговыми марками за рынок сбыта.
Как работает трейд маркетинг и его инструменты
Методы работы трейд маркетинга существенно отличаются от методов работы обычного маркетинга. Ощутить эту разницу помогут следующие понятия:
Мероприятия BTL предполагают вовлечение в процесс всех звеньев цепочки сбыта: производителя, посредников и конечного потребителя. Именно это направление, отделившееся в самостоятельный подвид маркетинга, и получило наименование «торговый».
Инструменты, применяемые для достижения поставленных задач, разнообразны, но все они направлены не только на розничного покупателя, но и на всех участников линейки сбыта. К ним относятся:
В крупных и средних точках розничной торговли применяются следующие приемы продвижения продукции:
Наиболее эффективно эти приемы действуют в сочетании друг с другом.
Outdoor-маркетинг включает в себя:
Важно учитывать, что инструменты outdoor-маркетинга предназначены для привлечения внимания потенциальных покупателей, что достигается путем воздействия на органы зрения человека.
Indoor-маркетинг включает в себя:
В процессе применения indoor-маркетинга важно воздействовать на все органы чувств человека: обоняние, слух, осязание, зрение, вкус.
Задачи трейд маркетинга
Главное в маркетинге — достижение определенного результата. Трейд маркетинг ставит перед собой следующие задачи:
Целью трейд маркетинга в долгосрочной перспективе является повышение лояльности к торговой марке. Регулярное применение методов BTL способствует росту уровня доверия покупателей к бренду и формированию его имиджа.
Стратегии
Достичь желаемого результата без квалифицированной команды и четкого плана действий невозможно. Поэтому перед тем как приступать к применению инструментов трейд маркетинга, необходимо:
Большинство компаний не имеют в своей структуре отдела трейд маркетинга. Данную функцию выполняет универсальное маркетинговое подразделение. Но для наиболее эффективной работы рекомендуется иметь в штате команду, состоящую из следующих специалистов:
Штат трейд маркетологов зависит от потребностей каждой конкретной компании и кроме перечисленных может включать в себя и других специалистов данной сферы.
Стратегия трейд маркетинга должна обеспечивать достижение максимальных результатов при минимальном бюджете. Она подлежит разработке и корректировке 1 раз в год.
Все трейд маркетинговые стратегии делятся на 3 типа:
Любая из стратегий должна включать в себя следующие этапы:
На первом этапе формирования стратегии необходимо исследовать рынок в разных направлениях:
Существуют разные пути поиска ответов на поставленные вопросы. В первую очередь это мониторинг и посещение отраслевых выставок, что позволит определить действующих и потенциальных конкурентов. Понять ситуацию в отрасли помогут также статьи и обзоры ведущих экспертов.
Маркетинговые исследования — метод, который требует более крупных финансовых и временных затрат. Он используется для детального изучения целевой аудитории и выявления тенденций ее поведения. Важно понять ценности и потребности своего потенциального потребителя и при необходимости предпринять меры по приведению своего ассортимента и имиджа бренда в полное соответствие с ними.
На этапе анализа важно определить все препятствия, которые могут возникнуть в ходе дальнейшей работы и составить план их преодоления. Это проще сделать именно вначале пути. В противном случае при возникновении кризисной ситуации может появиться необходимость срочного поиска выхода из тупикового положения.
Только после проведения ряда исследований можно переходить к этапу планирования. Сначала необходимо определить важные параметры:
Иногда на данном этапе производителю становится понятно, что продукт не способен удовлетворить желания покупателей. В таком случае следует пересмотреть свой план и внести в него изменения таким образом, чтобы в дальнейшем стало возможно достичь поставленных целей и подстроить свою продукцию под ожидания потребителей. Это позволит доказать партнерам, что данный товар имеет конкретные преимущества и достоин находиться на полках магазинов.
Покупатель часто принимает решение о приобретении какой-либо продукции под влиянием импульса. Поэтому важное значение в работе как с конечным потребителем, так и с партнерами имеет брендинг. Чем более узнаваема торговая марка, тем выше уровень лояльности и степень привязанности покупателей к ней. Точное понимание того, как, когда и где реализовывать свой маркетинговый план, составленный на основе ранее проведенного анализа, имеет большое значение для достижения конечного результата.
Работа всех членов команды должна быть направлена на то, чтобы представить бренд в самом привлекательном свете. Большую роль в этом играет качественная реклама, наличие удобного информативного сайта, а также общение с пользователями интернета посредством аккаунтов в социальных сетях. В результате полученного опыта сотрудничества у партнеров должно сформироваться положительное впечатление от работы с компанией.
Принципы трейд маркетинга во многом требуют особого подхода. Это обусловлено тем, что он направлен на повышение уровня заинтересованности партнеров в сотрудничестве по оказанию помощи в продаже продукции, а не на реализацию товара конечным потребителям. Построение грамотной комплексной стратегии имеет одно из ключевых значений в данном процессе.
Что такое трейд-маркетинг
Трейд-маркетинг – направление маркетинга, сосредоточенное на эффективном взаимодействии всех участников маркетингового канала, начиная с производителя продукта и заканчивая его конечным потребителем. Понимание принципов и инструментов трейд-маркетинга позволит вам увеличить объемы продаж, обеспечить высокий уровень сервиса и увеличить лояльность к бренду.
Задачи трейд-маркетинга
Главная задача производителя, который занимается торговым маркетингом, – простимулировать оптовых заказчиков покупать товары у конкретного предприятия при наличии альтернатив на рынке, дать аналогичную мотивацию менее крупным продавцам, заказавшим товары у оптовиков, и так до самого конца цепочки. Как результат – увеличение продаж и рост конкурентоспособности.
Главную задачу трейд-маркетинга, описанную выше, можно разделить на отдельные подзадачи:
Эффективный трейд-маркетинг сочетает в себя обеспечение максимальной ценности продукта для продавцов и максимальной прибыльности по каждому потребителю для производителя.
Важно знать не только плюсы, но и минусы трейд-маркетинга, а точнее, задачи, для выполнения которых он не подходит. В первую очередь, это формирование положительного имиджа товара, компенсация низкой рекламной активности торговой марки, формирование осведомленности аудитории о продукте, а также построение долгосрочных и прочных взаимоотношений с конечным потребителем. Для перечисленных выше задач куда лучше подходит традиционный маркетинг.
Популярные инструменты
Трейд-маркетинг объединяет в себе множество методов и инструментов, направленных на мотивацию всех участников торгового звена покупать товары конкретного производителя. Причем набор методов подбирается в зависимости от того, кто подвергается влиянию дистрибьютор/оптовый покупатель, участники торгового звена или непосредственно потребители.
Ключевой принцип работы трейд-маркетинга – формирование у партнера или конечного покупателя временной мотивации для совершения заказа. Есть три способа создать эту мотивацию:
Можно и нужно комбинировать эти методы создания мотивации для комплексного воздействия.
Методы для каналов сбыта
В трейд-маркетинге выделяются два вида промо-акций, призванных побуждать к покупке. Первая категория – акции, ориентированные на конечного потребителя и проводимые в точках продаж. Всевозможные варианты промо-акций из этой категории можно разделить на несколько видов.
Акции с коммуникацией
Ориентированы на повышение осведомленности о товаре и улучшение его имиджа. Используется большой ассортимент печатной продукции (POS-материалы, календари, а также сувенирные предметы, брелоки, воблеры, стопперы). Ими оснащаются точки продаж. Такие предметы привлекают внимание покупателей, вызывают интерес, информируют их. Основные инструменты:
В эту же категорию можно отнести спонсорство – предприятие спонсирует различного рода события с помощью товарных либо финансовых средств. В результате растет осведомленность покупателей о торговой марке и предлагаемых компанией продуктах, что мотивирует их к покупке.
Акции с подарками
Такие промо-акции делятся на два вида – с вероятным подарком и с гарантированным призом:
Вероятный подарок посетитель акции может получить в результате участия в лотерее, конкурсе или игре. Самый простой пример – за покупку определенного объема товара покупатель получает возможность выиграть суперприз. Нужно собрать определенное число этикеток, крышек или других частей товара. Что касается конкурсов, их лучше проводить в социальных сетях, чтобы пользователи делились ими с другими людьми.
Гарантированный подарок можно давать в рамках акций с мгновенным призом, программ лояльности и так называемого сэмплинга. Последний метод отлично подходит на старте продаж нового продукта – всем желающим раздаются бесплатные образцы продукта, что подстегивает интерес, повышает лояльность и мотивирует попробовать полную версию. В эту же категорию входят промо-акции с купонами, кэшбэком, акции со снижением цены.
Рекомендуется комбинировать акции с вероятным и с гарантированным призом, чтобы ни один покупатель не оставался без подарка. Такой подход максимально увеличит их лояльность к бренду.
Методы для мест продаж
В эту категорию входят трейд-маркетинговые акции, задача которых – замотивировать торговых посредников, дистрибьюторов, дилеров и продавцов в розничных магазинах закупиться товаром предприятия, распространить его и продать как можно большему количеству конечных покупателей. Конкретные инструменты зависят от того, на какой результат нацелен производитель.
Рост объема закупок
Эту цель большинство предприятий ставят приоритетной при взаимодействии с торговыми посредниками. Промо-акции в этом случае ориентированы на уменьшение закупочной стоимости товаров. Важно, чтобы условия получения скидок и бонусов были простыми и прозрачными. Также стоит разработать индивидуальные условия для отдельных посредников.
Могут выдаваться скидки за определенный объем продукции, выкупленной посредником за отчетный период, а также ограниченные во времени скидки. Второй вариант используется, если у предприятия есть необходимость быстро уменьшить остатки товара, например, когда у него заканчивается срок годности или подходит к концу актуальный сезон.
Важно: давайте скидку только если это оправдано и не слишком негативно отражается на прибыли компании. Не стоит увеличивать объем закупок товаров в ущерб доходу предприятия.
Прирост дистрибуции
Промо-акции из этой категории нацелены на стремительное расширение сети сбыта продукции, увеличение информированности рынка о продукте, расширение товарного ассортимента бренда. Возможные акции: материальное поощрение посредника за выполнение плана по дистрибуции, мотивация распространения конкретного товара (например, недавно выпущенного на рынок).
Повышение лояльности
Для увеличения лояльности посредников и развития партнерских отношений можно использовать такие методы, как обучение персонала партнеров работе с товаром, предоставление дистрибьютору статуса уникального, проведение бизнес-ивентов и встреч с посредниками. По значимым событиям можно дарить торговым посредникам бизнес-подарки, которые будут приносить получателю пользу и постоянно напоминать о вашем предприятии и сотрудничестве.
Команда исполнителей
В некоторых предприятиях задачи трейд-маркетинга выполняют работники маркетингового отдела. В таком случае персонал занимается обоими направлениями сразу. Такой вариант показывает результат не всегда, и, если немалая часть сделок предприятия относится к B2B-сфере, рекомендуется под трейд-маркетинг сделать отдельное подразделение. В нем должны работать:
В дополнение к этим специалистам в отдел трейд-маркетинга набираются менеджеры по продажам, имеющие реальный опыт продаж и стремление активно развиваться в B2B-сфере.
Примечательно, что если менеджер по маркетингу работает преимущественно в основном офисе компании, то трейд-маркетинг менеджер – куда более подвижный и активный специалист, который реализует продукт в местах работы торговых посредников и часто работает в региональном офисе. Его важные задачи: постоянный мониторинг рынка и быстрая реакция на действия конкурентов.
Заключение
Осваивайте и комбинируйте различные инструменты трейд-маркетинга, отслеживайте их эффективность и оставляйте самые профитные. Воздействуйте как на партнеров, так и на конечных потребителей, тем самым создавая мотивацию для всех участников вашей сбытовой цепочки. Эффект от правильных действий можно заметить уже через 1–2 недели после начала мероприятий.
Инструменты трейд маркетинга для бизнеса
Обновлено 29 октября 2021
Новые тренды в мире маркетинга заставляют взглянуть на цепочку продаж под другим углом. И как бы хорошо ни работали классические приемы, приходится соответствовать времени, чтобы оставаться конкурентоспособным на рынке. Сегодня одним из новых веяний в мире маркетинга выступает трейд маркетинг.
Что такое трейд маркетинг?
Цитируя Википедию, трейд маркетинг – одно из направлений маркетинга, позволяющее увеличить продажи за счет воздействия на товаропроводящую цепь. Из этого определения сложно понять, о чем идет речь. Если упростить, то трейд маркетинг, он же торговый маркетинг, – совокупность приемов и инструментов, направленные на увеличение объемов продаж за счет прямого влияния на конечного потребителя.
Например, к таким инструментам относятся:
То есть трейд маркетинг рекламирует продукцию косвенно, позволяя потребителю пощупать, потрогать, познакомиться с товаром. Это одно из отличий от понятия классического маркетинга, но есть и еще.
Отличие маркетинга и трейд маркетинга
Чтобы ощутить реальную разницу между двумя терминами, нужно ввести еще 2 новых понятия. Они касаются мероприятий, использующиеся в стимулировании объема продаж. А именно:
В BTL-мероприятия вовлекаются все участники торговой цепочки: производитель, дистрибьютор, продавец, потребитель. Это направление маркетинга отделилось в отдельную ветку и получило название «торговый».
Но помимо других методов воздействия на целевую аудиторию, трейд маркетинг ставит и абсолютно другие задачи.
Задачи трейд маркетинга
Любые маркетинговые мероприятия должны по итогу давать какой-либо результат. Хороший он будет или плохой можно судить, ответив на вопрос – была ли выполнена поставленная задача? В трейд маркетинге это:
В долгосрочной перспективе у трейд маркетинга есть еще одна цель – повысить лояльность к бренду. Систематическое проведение BTL-мероприятий положительно отражается на имидже и доверии производителю.
Стратегии и функции торгового маркетинга
Перед использованием инструментов трейд маркетинга тщательно прорабатывается стратегия. Эта обязанность, как правило, ложится на аналитиков, бренд-менеджеров, менеджеров по рекламе и прочих специалистов в данной области. Именно они отвечают за следующие этапы:
Эффективной считается такая стратегия трейд маркетинга, при которой ограниченные ресурсы дают максимальный результат. Под результатом понимается увеличение объема продаж и закрепление бренда на рынке. Оценить эффективность стратегии можно со временем, поскольку трейд маркетинг работает на долгосрочную перспективу.
Стратегия мерчендайзинга
Стратегия мерчендайзинга представляет собой план по количеству, ассортименту и расположению товара на каждой торговой точке. Его составляют, опираясь на данные экспертной оценки в отдельной категории продукции.
Сформированная стратегия мерчендайзинга должна отвечать на 4 главных вопроса для каждого из каналов сбыта:
Составить мерчендайзинговую стратегию каждой торговой точки очень проблематично. Особенно крупным компаниям с большим количеством каналов сбыта. Их делят на группы в зависимости от:
Сама стратегия должна быть четкой и понятной. Поскольку ее исполнение в основном лежит на нижних уровнях компании (торговых представителях, мерчендайзерах и пр.).
Система показателей команды продаж
Система показателей команды продаж определяется исходя из мерчендайзинговой стратегии. В нее включают 3-5 основных показателей, наиболее сильно влияющих на продажи в определенной группе торговых точек.
Внедрение данной системы необходимо, чтобы:
В качестве основных показателей системы команды продаж обычно выступают: дистрибуция, ассортимент продукции, товарооборот по полкам и пр.
Трейд маркетинговые активности
Трейд маркетинговыми активностями называют инструменты торгового маркетинга. Сюда же входит формирование бюджета для их реализации. Разновидности и принципы применения этих инструментов рассмотрим далее.
Инструменты трейд маркетинга
Инструменты торгового маркетинга направлены не только на потребителя, но и на всех остальных участников цепочки продаж. Ведь для него важной задачей является развитие дистрибуции и эффективной работы всего маркетингового канала.
К инструментам торгового маркетинга относят:
Это далеко не весь список инструментов, используемых B2B и B2C компаниями для воздействия на всех участников цепочки продаж. При составлении стратегии трейд маркетинговой активности список мероприятий прописывается отдельно для каждого из них с учетом бюджета, которым располагает фирма.
Приемы торгового маркетинга в розничной торговле
Приемы трейд маркетинга работают на средне и крупноформатных розничных точках продаж. Их применяют в рознице для полного сопровождения потребителя на пути к товару. Приемы делят на 2 группы:
По сути, эти две группы приемов дополняют друг друга. Поскольку покупателя нужно сопроводить не только до места продажи, но и до конкретной полки, где он расположен.
Приемы внешнего сопровождения включают:
Поскольку приемы outdoor-маркетинга направлены на привлечение внимания покупателя в открытом пространстве, они воздействуют исключительно на органы зрения. Здесь важно правильно использовать возможности наружной рекламы.
При indoor-маркетинге также используются различные виды рекламы в точке продаж. К ним относятся: дегустации, аудио- и видео-реклама, промо-акции и прочее. В идеале нужно задействовать все органы чувств человека, включая вкусовые и обонятельные.
Тенденции на рынке трейд маркетинга 2018
Чтобы лидировать в конкурентной борьбе на рынке, важно следить за последними тенденциями в мире маркетинга. О них можно узнать на специализированных курсах, конференциях, деловых презентациях. С несколькими из новых веяний в трейд маркетинге можно ознакомиться здесь. Возможно, что-то станет толчком к запуску оригинальной рекламной кампании.
Тренд №1. Персонализация товара и акционных предложений
Прием уже активно используется крупными компаниями, но первым его внедрила всем известная кофейная компания Starbucks. Как выяснилось, обычная надпись на стаканчике с кофе помогла в создании положительного имиджа компании и увеличении лояльности клиентов. В то время как в реализации приема не потребовалось абсолютно никаких вложений, разве что на маркеры.
Далее персонализировать свой товар решили компании Coca-Cola, Nutella и пр. А с появлением социальных сетей персональные надписи на товарах принесли дополнительную выгоду. Люди стали делать селфи с продукцией, на которую нанесено их имя, и выкладывать их в сеть. Тем самым бесплатно рекламируя товар среди своих друзей, родственников и знакомых.
Тренд №2. Эко-тренд в торговых сетях
Красивая витрина свежих фруктов и овощей отличает хороший супермаркет от плохого. И чтобы она действительно была такой, выбираются надежные поставщики, фермеры, дистрибуторы. Но сегодня торговые сети решили сделать скачок вперед и стали самостоятельно выращивать овощи и фрукты прямо внутри торговой точки.
Для наглядного примера можно привести магазин Whole Foods, где на крыше здания круглый год взращивается зелень и овощи. Но не во всех странах климат позволяет круглогодично заниматься овощеводством. Поэтому немецкая торговая сеть METRO установили теплицы прямо в торговом зале.
Тренд №3. Шопинг без стресса
Здесь следует взглянуть на ритейлеров из Южной Кореи, ведущих активную работу по совершенствованию безстрессового опыта покупок. Например, некоторые магазины стали помечать корзинки для покупателей оранжевыми и зелеными табличками. Зеленый цвет говорит о том, что человек готов идти на контакт с консультантами магазина и нуждается в их помощи, оранжевый – напротив, сигнализирует о том, что покупатель не желает, чтобы его тревожили.
Еще одно футуристичное нововведение для стеснительных людей – робот-официант Pepper, который может принять заказ при помощи интерактивного планшета, рассказать об акциях и специальных предложениях ресторана. Таких роботов стали принимать на работу в отели, магазины, аэропорты.
Если нет времени следить за тенденциями, составлять стратегии, да и в целом вникать в суть торгового маркетинга, можно нанять отдельного специалиста на эту должность. Добросовестно исполняя свои обязанности, профессиональный менеджер быстро наладит процесс увеличения объемов продаж.
Обязанности менеджера по трейд маркетингу
В ВУЗах нет такой специальности, как «Торговый маркетинг». Стать специалистом, можно посещая курсы, семинары и прочие тематические мероприятия. Но они дадут теоретическое представление об этом направлении маркетинга. Чтобы полноценно организовывать работу отдела, а туда входят и специалисты по маркетингу, менеджменту, планированию и других направлений, важна практика.
В должностную инструкцию менеджера входит:
Сегодня спрос на специалистов, специализирующихся исключительно на торговом маркетинге, значительно превышает предложение. Официальная заработная плата таких работников порой равна, а иногда даже и превышает, оклад директора маркетингового отдела. Некоторые компании, не найдя подходящей кандидатуры на открытую вакансию, вместо ввода штатного сотрудника пользуются услугами трейд маркетинговых агентств.
Советы по проведению собеседования
Не всегда впечатляющее резюме является гарантом хорошего специалиста. Возможно, человек может быть действительно профессионально подкованным, но он может попросту не подходить под формат и специализацию компании.
Например, принцип организации трейд маркетинга в розничной торговле алкогольной продукцией и бытовой химией разительно отличаются. Алкоголь – та группа товаров, которая имеет строгие ограничения при рекламе, ценообразовании и пр. Чтобы понять подходит ли работник под специализацию компании, при проведении собеседования рекомендуется разделить его на три блока:
На собеседовании все внимание не должно упираться в соискателя. Работодателю необходимо продать идею того, что работа в фирме не только приносит стабильную зарплату, но и карьерный рост, корпоративное обучение, бесплатное питание и другие бонусы. Сегодня хорошие специалисты знают себе цену, открытая вакансия должна быть заманчива. Иначе на собеседовании придется выбирать лучшего из худших.
Лучшие книги по трейд маркетингу
В России представлено не так много литературы о торговом маркетинге. Многие специалисты делятся своими знаниями в блогах, на тематических порталах и на собственных сайтах, но не все решаются систематизировать всю информацию, поместив ее в хорошее прикладное руководство. Здесь представлены 3 книги, которые на сегодняшний день являются лучшими в рейтинге по специализации.
ТОП-3 книг по трейд маркетингу:
Книга вышла в свет в 2007 году, но все еще не потеряла своей актуальности. С ее помощью можно научиться, как входить в розничную торговую сеть, а также как составить уникальное коммерческое предложение. Кроме того, в ней много полезных советов из области логистики, дистрибуции, ценовой политики и трейдмаркетинговых активностях. В книге не обошлось и без практических рекомендаций о борьбе за место на полке и наладке всего маркетингового пути продукта в целом.
Книга «Маркетинговые войны» окажется полезной бизнесменам, которые только-только выводят компанию на рынок. Она не специализируется только на трейд маркетинге. Книга о том, как составить эффективную маркетинговую стратегию и как выиграть борьбу с конкурентами. Авторы указали на все распространенные ошибки в построении стратегии, которые делают начинающие бизнесмены.
Данная книга – не теоретическое изложение материала, а практическое пособие по трейд маркетингу. В учебнике доступным языком изложены основные понятия и особенности сферы деятельности, приведены удачные примеры BTL-мероприятий и результат их осуществления, разобраны распространенные ошибки, которые совершают начинающие маркетологи. Она будет одинаково полезна как и руководителям компаний, так и начинающим специалистам.