Треугольник карпмана в психологии что это и как
“Треугольник Карпмана”: как деловой партнер может стать причиной неудач
О “Треугольнике Карпмана” я впервые услышал от своего психолога-супервайзера, который помогал разобраться в абьюзивных отношениях. На тот момент это стало откровением, изменившим мою жизнь. Я задумался о том, как работает “Треугольник…” в деловых отношениях, какие может иметь последствия.
Второе название феномена — “Треугольник судьбы”, он пришел к нам из далекого 1968 года. Это модель взаимоотношений между людьми, в которой есть три роли, а участники “Треугольника…” могут ими меняться: Жертва, Спасатель, Преследователь.
Каждая из ролей неоднозначна и кроет в себе массу нюансов. Некогда очень удачно описал ситуацию американский психоаналитик Штайнер К.: “. жертва на самом деле не так беспомощна, как себя чувствует; Спасатель на самом деле не помогает, а Преследователь на самом деле не имеет обоснованных претензий”. Особенностью ролей является степень осознанности, т.е. насколько человек понимает, кто он в сложившейся ситуации. Жертва и Преследователь наименее осознают свои роли, потому что зачастую меняются ими друг с другом. Наиболее осознан Спасатель — он знает, какую играет роль и для чего. О нем — отдельно.
С определением Жертвы и Преследователя все понятно. Первая плачется и находится в позиции “У меня лапки”, а второй отравляет ей жизнь. Но что не так со Спасателем?
Ну, начнем с того, что Спасатель “Треугольника Судьбы” кардинально отличается от альтруистичного Человека-паука или выполняющего свой долг пожарного. В лучшем случае, мотив Спасателя — удовлетворение комплексов или эмоциональных потребностей через регулярное спасение Жертвы. Обычно таким людям невыгодно, чтобы у той все наладилось — придется искать нового человека, чтобы причинять ему добро. В худшем же случае, осознающий свою роль Спасатель преследует по-настоящему корыстные цели, которые могут иметь фатальные последствия для Жертвы.
“Треугольник…” деловых отношений
Что такое “Треугольник Карпмана” мы узнали или освежили. Теперь о том, как он работает в деловых отношениях. Итак, вводные остаются те же — Жертва, Преследователь, Спасатель — меняется форма отношений. Бизнес-отношения отличаются тем, что в них состоят в большинстве своем достаточно осознанные в плане социальных ролей люди. А это значит, что игра идет всерьез и ставки высоки.
Фраза: Ничего личного — только бизнес” родилась неспроста. Как правило, деловой мир — это жестокая и холодная локация, где нет места эмоциям, хотя свой кодекс чести и существует. Но лидирует как и везде тот, кто установленные правила умеет нарушать. Преследователь тут — наиболее безобидная роль, которую на себя чаще всего берет подтрунивающий над кем-то сотрудник или абьюзивный начальник. Умелый манипулятор сможет использовать ее и в интригах внутри компании.
И к слову об интригах, именно здесь применяются роли Жертвы и Спасателя, которые в бизнесе по “Треугольнику” грозят серьезными неприятностями. Как мы помним, между Жертвой и Спасателем возникают созависимые отношения. Спасатель делает то, что нужно, чтобы Жертва оставалась в зависимом положении — как результат, она получает того, кто о ней заботится. И теперь рассмотрим два варианта развития событий: в первом Жертва будет получать выгоду, а во втором Спасатель.
У Василия есть деловой партнер Дмитрий. Они вместе ведут дела и строят одну компанию. Но в жизни Василия постоянно происходят какие-то коллизии, неприятности и болезни, о которых он рассказывает партнеру, особенно нажимая перед днем расчета по деньгам. Дмитрий всячески помогает, в основном прощая Василию работу спустя рукава и невыполнение некоторых обязательств. Тот в свою очередь слезно благодарит своего Спасителя. Что получается в результате? Василий, немного поломав комедию, получает в конце месяца свою долю в полном объеме, работая при этом в пол силы. Если смотреть объективно, то этот человек — паразит в организме компании, потому что его роль Жертвы стоит темпов роста и денег всем, особенно его деловому партнеру.
Алла — начальник на предприятии и занимает один из руководящих постов. У нее есть заместитель Геворг. Он исправно исполняет свои обязанности, но Алла постоянно находит у него недостатки в работе и активно на них указывает, говоря, что это тормозит рост всего предприятия. А в конце месяца благодушно прощает Геворга, акцентируя внимание на том, что только благодаря ей он продолжает работу на прежнем посту. Этот абьюз фрустрирует Геворга — он деморализован и все, что успевает делать, это выполнять задачи еще более упорно. Как выглядит ситуация на самом деле? Алла не хотела, чтобы ее подчиненный рос и развивался и играла в благородного Спасителя, будучи, на самом деле, Преследователем. Геворг позволил себе стать Жертвой Аллы, почему и никогда не сможем уйти с поста заместителя выше.
В бизнесе — Спасатель не дает развиваться и расти Жертве. Может увести бизнес, разрушить жизнь. Жертва может избегать обязательств и получать эмоциональное удовлетворение, однажды превратившись в Преследователя для своего Спасателя.
Комбинаций, как может в деловых отношениях развернуться “Треугольник Карпмана”, не меньше сотни. Запоминать или вычислять их нет смысла — это обнаружение симптомов, а не поиск источника болезни. Тут необходимо понять, как действует треугольник, и какая роль в чем заключается — это поможет вовремя увидеть, а не затягивают ли вас в абьюзивный сценарий деловых или личных отношений. Сценарий, игра по которому может стоить времени и нервов, а может карьеры или даже всего бизнеса.
Треугольник Карпмана: методы проработки
Треугольник Карпмана – тот феномен, о котором обыватели мало что слышали, однако многие являются его непосредственными участниками. Ведь если задать вопрос, сталкивались ли вы с манипуляциями, большинство ответит утвердительно. Стивен Карпман в 1968 году как раз и описал схему, по которой большинство людей манипулирует друг другом.
Попав в треугольник Карпмана, стремительно снижается качество взаимоотношений, будь то совместная работа, дружба или семейная жизнь. В нашей статье мы расскажем, как выглядит такая схема, что делать, оказавшись ее участником, и во что можно превратить подобные отношения.
Три роли в треугольнике Карпмана
В отношениях между людьми часто встречается модель поведения, которая в психологии называется треугольником Карпмана, где есть три основные роли, а именно «Преследователь», или «Контролер», «Жертва» и «Избавитель» («Спаситель»).
Несмотря на то, что ролей всего три, количество участников, взаимодействующих между собой, может быть неограниченным. При этом они могут меняться местами. Однако, независимо от того, что периодически роли переходят от одного к другому, результат таких отношений всегда не самый хороший, поскольку человек находится в состоянии, когда он игнорирует реальность.
Чтобы не допустить появления драматического треугольника Карпмана, необходимо понимать, отслеживать, а также не идти за людьми, которые затягивают вас в подобные «проблемные отношения».
Далее рассмотрим три основные роли треугольника более подробно.
«Жертва».
Это человек, которому нравится страдать, причем делать он это может как осознанно, так и бессознательно. Он никогда не считает себя виноватым в чем-то, ему гораздо проще найти тех, кого можно обвинить. Жертва всегда считает, что, несмотря на то, что она постоянно старается, к ней все относятся несправедливо. Ей сложно справляться со сложностями, которые появляются на ее пути, а все потому, что в них кто-то виноват.
Однако «Жертве» это очень выгодно, поскольку появляется возможность пожаловаться на то, какая у нее плохая судьба, на подлость людей, их несправедливость, а также поплакать. Все это является вторичной выгодой. Появляется причина, которая позволяет объяснить неудачи в жизни. Но что-то предпринять, чтобы все изменить, у человека, играющего роль «Жертвы», нет ни желаний, не сил, ни времени. Он инертен, находится в постоянном страхе, ему кажется, что ничего хорошего в дальнейшем его не ждет
В таком состоянии «Жертва» находит себе «Спасителя», то есть человека, который согласится помочь решить проблемы и посочувствует. Однако если в самом начале такие отношения сопровождаются только соучастием и сочувствием, то в дальнейшем на «Избавителя» «Жертва» перекладывает свою ответственность, а затем и обвиняет его во всех своих бедах.
«Преследователь» («Контролер»).
Во всех проблемах, в том числе и возникающих в его жизни, он считает виноватой «Жертву» и об этом говорит не только ей самой, но и окружающим. Со стороны «Преследователя» идет не только давление, но и навязывание своих мыслей и стиля поведения, который, по его мнению, является правильным. Другими словами, он учит всех вокруг, причем проявляется это в тирании, сопровождающейся физическим воздействием.
Контролер учит всех вокруг, причем проявляется это в тирании, таким образом «Контролер» начинает ощущать свою значимость и важность.
Таким образом «Контролер» начинает ощущать свою значимость и важность. Он всегда находится в состоянии раздраженности, напряжения, злости и боится расслабиться. Из-за того, что он не может отпустить прошлые проблемы, всегда ждет новых бед в будущем. Свое недовольство «Контролер» выражает путем постоянного преследования, контроля и критики «Жертвы». Несмотря на то, что он ощущает на себе огромный груз ответственности, который его утомляет, не хочет отказываться от этой роли, поскольку такая модель поведения делает его более уверенным в себе, в собственном превосходстве и непогрешимости.
«Избавитель» («Спаситель»).
Чаще всего он негативно и даже агрессивно относится к «Контролеру», сочувствует и жалеет «Жертву». На первый взгляд кажется, что ему вовсе не нужна эта игра. Однако и «Избавитель» получает в таких отношениях выгоду. Помощь «Жертве» помогает ему почувствовать себя лучше нее, ведь он успешнее, выше, умнее, раз делает то, что якобы не может она.
Он считает, что спасает других, и это доставляет ему удовольствие, однако на самом деле о помощи никто его и не просил.
Но при этом создается иллюзия того, что он что-то делает и выглядит это весьма благопристойно. Дает советы и действует для того, чтобы самоутвердиться, при этом на самом деле помощи никакой и нет. Сам же «Спаситель» может считать себя и убеждать в том, что является избавителем страдающего человека от проблем. Однако действительная помощь оказывается, только когда есть просьба о помощи, то есть человек осознанно принимает решение, что хочет избавиться от проблем.
Примеры треугольника Карпмана в жизни
Нужно отметить, что треугольник Карпмана встречается и в реальной жизни, причем очень часто. Вполне возможно, что вы сами являетесь его частью. Попробуйте провести анализ взаимоотношений с людьми, которые вас окружают.
Классическим примером треугольника Карпмана является семья, где мама, папа и ребенок постоянно меняются ролями. Малыш, до того момента, пока не достиг возраста, когда он уже разумно себя ведет, является «Тираном», которому необходима «Жертва», чтобы она исполняла его желания, самоутверждения и потребности.
Если в какой-то момент избалованного ребенка не сместили с этой роли, он может и дальше самоутверждаться за счет своих родителей, чаще всего матери. Отец в данном случае выступает в роли «Спасателя», который вроде старается оказать помощь, однако единственное, что у него получается, это тоже самоутверждаться за счет жены, проявляя к ней сочувствие.
Если же глава семьи обладает авторитарным характером, то «Жертвой» становятся дети или жена. Не получившие эту роль – беспомощные «Контролеры» («Свидетели»). Чаще всего это теща или свекровь, которые настраивают супругов друг против друга, в первом случае жену против мужа, во втором – наоборот.
Ярким примером «Спасителей» являются лучшие подруги, которые, как теща или свекровь, жалеют «Жертву» (плохого парня, бойфренда), повышая собственную самооценку и чувство собственной важности.
Если говорить о коллективах, то в них «Тираном» чаще всего является руководитель, а «Жертвы» – это некоторые сотрудники. При этом не всегда положение тех, кому кажется, что их унижают, является соответствующим действительности. Если у человека есть склонность к психологии «Жертвы», то он всегда будет искать момент, чтобы занять положение, которое для него привычно.
Пути выхода из треугольника Карпмана
Если говорить о том, как выйти из треугольника Карпмана, то сделать это очень сложно, поэтому лучше в него не входить вообще. Лучшая профилактика в данном случае – постараться не попадать в эти роли, однако для этого требуется хорошая саморефлексия и осознанность.
Чаще задавайте себе вопрос: «Для чего я сейчас это делаю?».
Если вы все же попали в треугольник Карпмана, то действовать нужно следующим образом:
Необходимо признаться самому себе в том, что вы находитесь в отношениях, которые являются разрушающими, они никому из участников треугольника не дают развиваться, а только изматывают.
Осознайте роль, в которой вы чаще всего бываете.
Подумайте, какую вторичную выгоду дает вам ваше положение.
Измените паттерны поведения и перестаньте играть роль. Сделать это будет непросто, однако это единственный способ изменить жизнь к лучшему.
Если вы чувствуете, что не справляетесь, а отношения в треугольнике являются изматывающими, оптимальным вариантом будет обратиться к психологу.
Как уже было сказано выше, у каждой роли треугольника Карпмана есть вторичная выгода, и если вы ее лишаетесь, то приходится использовать что-то другое, чтобы заполнить жизнь. К примеру, чтобы получить признание, «Спасателю» нужно будет использовать другие источники. Однако все равно придется заняться своей жизнью.
«Преследователям» нужно разобраться в причинах того, почему их раздражает тот или иной человек, а также научиться использовать энергию более конструктивно.
Если человек не берет ответственность за собственную жизнь, он принимает на себя роль «Жертвы». А когда спасает людей, находящихся в сложной ситуации, но не просящих о помощи и раздает им советы, – это «Спасатель».
Что касается «Жертвы», то ей придется учиться брать ответственность за собственную жизнь и не спеша, преодолевая сложности и совершая ошибки, поверить в себя.
Нужно отметить, что треугольник Карпмана встречается не только во взаимоотношениях внутри семьи, он может возникнуть и в дружеских, и в рабочих. Однако в классическом проявлении это муж, жена и свекровь.
Когда человек не хочет брать ответственность за собственную жизнь, он принимает на себя роль «Жертвы», а если раздает советы и оказывает помощь людям, которые в ней действительно нуждаются, но не просят о ней – это «Спасатель».
Многие могут возразить и сказать: «Как можно пройти мимо и не помочь». При этом необходимо помнить о том, что «Спасатели» в тот момент думают, что люди, которым они оказывают помощь, беспомощные и неспособные справиться со своими проблемами, возвышая тем самым себя над ними, считая себя лучше.
Помочь, конечно же, можно, однако, не делая что-то за другого человека, а оказывая ему поддержку, веря в то, что он самостоятельно справится со всеми трудностями и найдет выход из сложившейся ситуации. В этом случае он должен будет взять на себя ответственность за свою жизнь, что всегда непросто. Это именно то, в чем ему необходимо помочь.
Если вы попали в треугольник Карпмана и приняли на себя роль «Жертвы», «Спасателя» или «Преследователя», то как выйти из него?
В данном случае каждому придется помогать себе самому, поскольку выйти из таких взаимоотношений можно только в том случае, если вы сами этого захотите. Тут без проработки своих установок не справиться.
Если вы решили выйти из роли «Жертвы», то действовать нужно следующим образом:
Надо перестать жаловаться на то, какая плохая у вас жизнь, и постоянно ныть. Кроме того, никогда не вините в своих проблемах кого-то другого. Вам придется осознать, что так вы перекладываете ответственность за собственную жизнь на других, а нужно научиться брать ее в свои руки.
Всегда помните о том, что даже если вам кто-то обещал, хотел или предлагал помочь, никто ничего вам не должен. Ситуации бывают разные, и если сегодня у человека была возможность, то завтра может все поменяться. Всегда нужно надеяться только на собственные силы.
Если ситуация, которая складывается, вам не нравится, не нужно под нее подстраиваться, даже если в итоге вы будете выглядеть в чьих-то глазах не очень хорошо.
Не жалейте себя, не корите и не оправдывайте. Если вы не соответствуете чьим-то ожиданиям, то вы на это имеете полное право.
Если вам надоело играть роль «Преследователя», выйти из нее можно следующим образом:
Необходимо осознать и принять то, что люди не всегда будут соответствовать требованиям, которые предъявляете к ним вы.
Виновником всех проблем и неудач являетесь только вы, а не кто-то другой.
Никогда не самоутверждайтесь за счет людей, которые являются слабее вас, поскольку это как минимум некрасиво. Это должно стать вашей аксиомой жизни.
Все разногласия следует решать без агрессии и злобы.
Выйти из роли «Спасителя» можно так:
Примите тот факт, что вы не можете знать, как тому или иному человеку будет лучше жить. Он отлично справится без ваших советов и ценных указаний. Если вас не просят помочь, не стоит раздавать рекомендации.
Каждый взрослый человек сам выбирает, как ему жить, поэтому не нужно его жалеть.
Помощь следует оказывать только тем, кто ее просит и действительно в ней нуждается. Она должна быть оправданной, целевой и реальной.
Если вы помогаете бескорыстно, то не нужно ждать и тем более требовать похвалы или благодарности в ответ.
Как только вы выйдете из треугольника Карпмана, жизнь изменится: станет интереснее, появится больше возможностей и времени на то, чтобы сделать ее лучше. Вам будет гораздо легче без манипуляций, которые изнуряюще на вас действовали и не давали дышать.
Последствия выхода из треугольника Карпмана
Если вы приняли для себя решение о том, что хотите выйти из разрушающих взаимоотношений, и постепенно двигаетесь к поставленной цели, то жизнь начнет меняться. Она станет гораздо интереснее и разнообразнее благодаря большему количеству времени и сил. Кроме того, и отношения станут менее напряженными:
Человек из «Жертвы» превращается в «Героя», который уже не жалуется на судьбу, а сражается с неудачами, испытывая при этом азарт, а не изнеможение. Он уже не жалуется на то, что все плохо, а справляется с трудностями самостоятельно, причем получает удовольствие, когда ему удается их решать.
«Контролер» становится «Философом», то есть, наблюдая за героем, не критикует его, а переживает за исход. При этом готов принять любой результат, поскольку знает, что в итоге все будет хорошо.
Из «Спасителя» получается «Мотиватор». Он рассказывает герою о перспективах, ищет возможности для применения его силы, тем самым провоцирует и подталкивает на подвиги.
Эту модель взаимоотношений между людьми уже можно назвать более счастливой и здоровой.
Однако есть и идеальный треугольник, где энергии и счастья еще больше:
«Герой» превращается в «Победителя», которому не нужна похвала за совершенные подвиги, поскольку делает он это для того, чтобы реализовать свою творческую энергию. Ему важнее делать мир лучше, чем получать награду, поскольку сам процесс доставляет удовольствие.
«Философ» становится «Созерцателем», который способен видеть связи, недоступные другим, осознавать новые возможности и рождать идеи.
«Мотиватор» превращается в «Стратега», который знает, как идеи «Созерцателя» реализовать.
Ловушка треугольника Карпмана, или Страшная история о манипуляциях на рабочем месте
В 1968 году доктор Стивен Карпман впервые описал психологическую и социальную модель взаимодействия между людьми, которая впоследствии была названа треугольником Карпмана. Другие его распространенные названия: треугольник страданий, треугольник судьбы или драматический треугольник. Большое влияние на эту работу оказал известный психолог и психиатр, создатель такого направления, как трансактный анализ, Эрик Берн. Карпман получил награду в 1972 году за свою модель, и это неудивительно.
Классический треугольник страданий Карпмана включает в себя три роли: Жертва, Спасатель и Преследователь. Также мы познакомим вас с другими уровнями, описанными отечественными психологами в продолжение идей Карпмана: треугольником исследований и треугольником созидания. Вы узнаете, что делать, чтобы выйти из неблагополучных драматических сценариев, и как роли треугольника проявляют себя в пространстве салона красоты.
–1-й УРОВЕНЬ
ТРЕУГОЛЬНИК СТРАДАНИЙ: ЖЕРТВА – СПАСАТЕЛЬ – ПРЕСЛЕДОВАТЕЛЬ
С большой вероятностью каждый, кто сейчас читает эту статью, неоднократно побывал в каждой из этих ролей в разных ситуациях в течение своей жизни. И наверняка кто-то находится в одной из этих ролей в этот самый момент.
Посмотрим сначала на роль Жертвы. На наш взгляд, это ключевая роль в этом взаимодействии. Даже Эрик Берн предлагал поставить ее во главу, повернув треугольник этим углом вверх. И в самом деле, без Жертвы остальным участникам компании совершенно нечем было бы заняться. Спасателю некого было бы спасать, Преследователю – некого преследовать. Основная работа Жертвы – страдать.
Страдает Жертва с упоением, самозабвенно: люди, находящиеся в этой роли, видят себя мучениками, они очень обидчивы, у них всегда всё плохо, и изменить, по их мнению, ничего нельзя. Или из-за непреодолимых внешних обстоятельств, или потому, что «такой я человек, всю жизнь так живу и меняться мне уже поздно». Неизменность ситуации должна притуплять присущий Жертве страх: «Да, страдаю, но страдаю стабильно». Тем не менее окружающий мир темен и полон ужасов. При этом для Жертвы характерен еще целый букет негативных эмоций: ревность, зависть, вина, стыд. И всё это держит Жертву в некоем состоянии стагнации, которое противоречит естественному стремлению психики, личности, да и организма, развиваться. И эта борьба отнимает очень много сил, а также создает напряжение, поэтому Жертва очень часто жалуется на усталость и часто это выливается в различные заболевания. Что дает Жертве еще один повод пострадать. Жертва вполне самодостаточна в области поиска поводов для страданий, но ощущения не те, если никто не угнетает.
Рис. 1. Минус первый уровень
И здесь на авансцену выходит Преследователь (он же Контролер). Для него тоже характерен страх, но здесь он заменяется другими эмоциями. На поверхности оказываются агрессия, раздражение, гнев и бессильная злоба. Преследователь стремится всё контролировать, предусмотреть все возможные варианты развития событий (несомненно, мрачные) и сделать всё возможное для всеобщего блага. Какое оно, всеобщее благо, конечно, лучше всего известно ему, Преследователю. Причем как всеобщее, так и ваше личное. Ему присуща иллюзия о возможности контролировать вообще всё в своей жизни и жизни близких, если только приложить достаточно усилий. И если Жертва ответственность за происходящее с ней с себя снимает, то с Преследователем картина противоположная – он берет на себя ответственность за всех: и за брата, и за свата, и за шестиюродного дядьку, а заодно и за фазы Луны. При этом со своими эмоциями и страхами он, как правило, не способен справиться самостоятельно. Зато Преследователь всех окружит своей заботой, даже (и особенно) если его об этом не просят. При таком подходе к жизни у Преследователя тоже очень много усталости и напряжения, которое и здесь может переходить в болезни. Но послание тут другое: «Я для вас всё делаю, а вы не цените, люди вы нехорошие, неблагодарные». И Преследователь начинает давить на Жертву, чтобы она приложенные усилия оценила. Жертва пытается или слушаться и выполнять требования Преследователя, или сопротивляться, но в любом случае опять устает и страдает. И жалуется Спасателю на свою нелегкую долю.
Спасатель всех жалеет, всем помогает. Жертву жалеет за то, что ее угнетают, а она слабая и беззащитная, Преследователя – за то, что тот на себя взвалил непосильную ношу. Спасатель пытается выступить эдакой «Швейцарией», но, по сути, избегает конфликтов. Опять же из-за наличия страха. Здесь страх маскируется жалостью, гневом, обидой и виной. Кого и за что жалеют, мы уже сказали. Гнев и обида здесь на то, что его усилий к примирению и спасению не ценят. Вина за то, что не удается спасти. Если спасти хотя бы в первом приближении удается, эго Спасателя растет как на дрожжах, он смотрит свысока и на Жертву, и на Преследователя и искренне считает, что без него все пропадут. Но всё время всех спасать – работа тоже не из легких, да еще и на два фронта, и Спасатель также постоянно находится в большом напряжении.
Энергия из такой системы постоянно утекает, а что там присутствует во всех позициях – это страх и напряжение. Бывает так, что люди преимущественно находятся в одной из этих ролей. Но чаще в зависимости от ситуации роли меняются: человек переходит из одной роли в другую. Взаимодействие в этом треугольнике построено на манипуляциях, так как проявить искренность и показать свои истинные чувства и потребности мешает страх.
В этом треугольнике всё делается во имя другого, в то время как всё внимание, по иронии, сосредоточено только на самом себе и реальные потребности другого никак не учитываются. Выйти из этого треугольника можно, только превратившись на время в махрового эгоиста и почерпнув энергию в реализации своих заветных желаний. Жертва хочет освободиться от контроля и делать то, что хочет она. Преследователь хочет прекратить всех подгонять и пустить всё на самотек. Спасатель хочет, чтобы его перестали втягивать в конфликты и разобрались с проблемой без него. И каждый хочет расслабиться и подумать о себе.
Чаще всего человеку свойственно исполнять наиболее привычные роли, почва для которых формируется в дисгармоничных ситуациях раннего детства. При этом есть механизмы смещения ролей, которые помогают сохранять контроль над ситуацией и поддерживать токсичную схему манипуляций. Так, Преследователь часто переходит в роль Жертвы, оправдывая свои атаки тем, что его «вынуждают обстоятельства». Может становиться и Спасателем: «Вы настолько некомпетентны, что приходится всё делать за вас». Жертва может переключаться на роль Спасателя, проецируя свою жертвенность на других людей: «Только я могу понять, как ты несчастна». Или она превращается в Преследователя: «Ты виноват во всех моих бедах». Спасатель переходит в роль Преследователя: «Я тебя спас, и теперь ты мне обязан». Или в Жертву: «Я тебя спасаю, но ничего не получаю взамен».
+1-й УРОВЕНЬ
ТРЕУГОЛЬНИК ИССЛЕДОВАНИЙ: ГЕРОЙ – ФИЛОСОФ – МОТИВАТОР
Очень часто работа над осознанием своей роли и более ответственное отношение к себе выводят нас на более продуктивный уровень треугольника – на плюс первый уровень.
Основным отличием в поведении здесь становится то, что человек больше не поддается на манипуляции и провокации, а следует своим собственным желаниям и выгодам. Так как степень самостоятельности здесь гораздо выше, то партнер воспринимается уже не как источник необходимого ресурса (например, внимания), а как помощник в поиске себя и дальнейшем развитии.
Если рассматривать основной принцип, то для выхода из треугольника страданий, то есть чтобы перейти с минус первого уровня на плюс первый уровень, нужно научиться трансформировать все роли в их противоположности.
Жертва трансформируется в Героя, Преследователь – в Философа, а Спасатель – в Мотиватора. Новые субличности формируют треугольник исследований.
Главной задачей Героя становится изучение себя и мира вокруг. Каковы его собственные желания и место в этом мире. И эмоции здесь уже совсем другие: интерес, азарт, воодушевление, гордость. Если случаются неудачи, то вместо чувства вины приходит сожаление и огорчение. Возвращение чувства вины свидетельствует о том, что человек опять спустился в треугольник страданий.
Философ-пофигист – это противоположность роли Преследователя. Вместо того чтобы захватывать себе всю ответственность, которая попадается в поле зрения, Философ отдает каждому его ответственность. Вместо того чтобы критиковать и принуждать, принимает и себя, и Героя такими, какие есть. Даже если сегодня подвиг не удался. Философ анализирует и делает выводы. И кроме прочего, Философ убежден, что всё происходящее – к лучшему.
Мотиватор (он же Провокатор) является генератором идей. Он уже никого не жалеет, потому что понимает, что всё в порядке. Он исследует мир, всё время находится в поиске нового и необычного, в поиске новых авантюр, в которые стремится вовлечь и Героя с Философом. Однако, в отличие от треугольника страданий, здесь участники могут повременить с тем, чтобы бросаться навстречу приключениям, взвесив все «за» и «против». Мотиватор – это такой озорной ребенок, которому всё интересно и у которого каждый день возникает миллион новых «почему?» и «а что если. ».
Когда участники треугольника исследований сталкиваются с участниками треугольника страданий, для последних это бывает довольно болезненно. Если Жертва идет за утешением к Провокатору, она встречает там сарказм и иронию, что для нее больно и обидно. И если у Жертвы нет достаточного потенциала для изменения себя, она обижается и злится на Провокатора.
С Философом тоже картина не радостная. Жертва привыкла жить по указке Преследователя, а у Философа указаний нет, он просто оставил Жертву в покое. И чаще всего тут Жертва впадает в еще большее горе и жалость к себе. Редко – начинает мотивировать себя сама, и тогда это путь к выходу из треугольника страданий.
Но и треугольник исследований не является вершиной развития. Те, кто находится здесь, соответствуют уровню развития здорового, активного подростка. Зрелые взрослые живут в следующем треугольнике.
+2-й УРОВЕНЬ
ТРЕУГОЛЬНИК СОЗИДАНИЯ: ПОБЕДИТЕЛЬ – СОЗЕРЦАТЕЛЬ – СТРАТЕГ
Как правило, на этом уровне автономность участников друг от друга максимальна, так как речь идет о взаимодействии зрелых, самостоятельных, ответственных личностей. Таких в социуме меньшинство (не более 10 процентов), но именно они – двигатель развития во всех сферах.
Отношения в треугольнике созидания имеют дополняющий характер. Каждая из этих ролей не зависит от другой, однако вместе они представляют собой продуктивное трио, которое способно свернуть горы.
Основные эмоции Победителя – это вдохновение и энтузиазм, Созерцателя – благость и покой, Стратега – радость, удовольствие, вдохновение.
Победитель уже знает себя и окружающее пространство и свободно, с наслаждением творит в нем, свободный от критики и осуждения. Как правило, он успешно реализуется сразу в нескольких областях, совершенно не обязательно как-то связанных между собой. Однако дело здесь не в количестве ресурсов, а в глубинном понимании того, что их всегда достаточно.
Созерцатель – это женская субличность. Она принимает мир таким, какой он есть, и рождает идеи. В ней много энергии, достаточно, чтобы вовремя остановиться, замедлиться или снова легко взяться за дело.
Стратег – мужская субличность, которая направляет, разрабатывает планы и указывает, где взять необходимые ресурсы. Главный признак рассудительного Стратега – уверенность. Он отвечает за гармонию между трудом и отдыхом, желаниями и возможностями, за то, сколько ресурсов мы получаем и отдаем.
Треугольник созидания видится его участникам богатым и щедрым, в нем нет места страху и неконтролируемому напряжению. Здесь всегда достаточно ресурсов, нужные события происходят в нужное время, идет постоянное развитие и самосовершенствование, а взаимодействие с миром происходит через игру и творчество.
Подводя итог описанию ролей трех уровней треугольника, хотим сказать, что «чистых» типов не бывает, все мы играем множество ролей в своей жизни. И даже те, кто находится на вершине этой пирамиды, не застрахованы от того, чтобы опять оказаться у ее подножия. Но зная, что впереди на пути саморазвития ждет только лучшее, как-то легче двигаться вперед и с пониманием относиться к ошибкам и падениям, как своим, так и тех, кто рядом.
ТРЕУГОЛЬНИК В ВАШЕМ САЛОНЕ
Предприятия индустрии красоты, как и многие другие учреждения сферы услуг, – это благодатная почва для формирования ситуаций по сценариям минус первого уровня, треугольника страданий. В первую очередь потому, что основная масса работающего в данной сфере персонала имеет образование не выше среднего, соответствующий доход, образ жизни и интересы. При этом люди остаются людьми и в условиях тесного контакта в рамках рабочего процесса наступают друг другу на больные «мозоли», запуская порочный круг взаимодействия по треугольнику Карпмана.
Думаем, в приведенном выше описании ролей треугольника директора салонов узнали поведение многих сотрудников и подчиненных. Полезный психологический навык на рабочем месте – распознавать игры, на которые вас провоцируют окружающие. Вы можете предупредить многие неприятные ситуации и улучшить отношения в коллективе, выйдя из модели треугольника страданий.
Для начала перечислим основные пороки организационной системы, которые могут создавать среду, способствующую проявлению ярко акцентированных ролей.
Привычка скидывать ответственность
Чем больше организация, тем меньше ответственность на каждом из участников процесса. Однако и в небольшом коллективе салона найдутся искусные стрелочники, которые создают конфликты, всё портят и ни за что не отвечают (этим, как правило, занимаются Преследователи и Жертвы, но Спасатели подогревают драму, охотно подбирая плохо лежащую ответственность).
Отсутствие или искажение коммуникации
Если сотрудник недоволен, он должен иметь возможность сообщить об этом руководству, при этом рассчитывая на то, что его поймут, услышат и не накажут. Иначе велик шанс появления Жертвы в коллективе. Большинство людей чувствуют, если вы говорите неискренне. Поэтому, чтобы проявить внимание к коллегам, нужно действительно проявить интерес. Довольно быстро выгорают сотрудники, которые получают только отрицательную обратную связь. «Я столько сил вкладываю в эту работу, и никакой благодарности» – это тоже жертвенная позиция. Так что если вы директор, то не стоит создавать предпосылок для таких реакций.
Нечеткое целеполагание и противоречивые сигналы
О цели в первую очередь помнит руководитель, так как он лучше всех видит направление работы организации. Он несет ответственность за формулировку стратегии и тактическую реализацию. Если он сам не верит в цель или не хочет к ней идти (роль Жертвы: «Я сам этого не хочу, я занимаюсь этим делом против моей воли»), это подхватывает коллектив, заражаясь пассивностью и жертвенностью. Периодически в таком коллективе всплывают Спасатели и Преследователи, чтобы оживить ситуацию, но работать нужно с руководителем и его отношением к цели.
Коллектив чутко реагирует на дисбаланс цели и средств. Если ради достижения суперцели вы систематически жертвуете личным временем и здоровьем сотрудников (скорее всего, и своим собственным), то поздравляем – вы Преследователь.
Если руководитель хорошо представляет, куда плывет корабль, и заботится о здоровом климате в команде, то он выступает в роли Мотиватора (+1-й уровень) или Победителя/Стратега (+2-й уровень), вдохновляя, поддерживая и направляя сотрудников.
НАДОЕЛИ ВСЕ ЭТИ ИГРЫ!
Или
КАК ЖЕ ВЫЙТИ ИЗ ТРЕУГОЛЬНИКА?
Выйти из треугольника страданий самостоятельно довольно сложно. Во-первых, собственная мотивация может колебаться и давать слабину. Во-вторых, окружение, которое привыкло к текущему положению дел, будет сопротивляться, затягивая вас обратно. В-третьих, треугольник Карпмана является частью куда более широкой и въевшейся в наше общество проблемы – созависимости. Поэтому часто (но не всегда!) тут нужна помощь более зрелых личностей. Этой личностью может быть как специалист (психолог или психотерапевт), так и знакомый, находящийся ступенью выше в иерархии треугольников.
Однако есть простые действия и идеи, которые могут помочь вам уже сейчас! А именно:
«Я – в порядке, ты – в порядке»
Треугольник страданий образуется там, где предполагается, что кто-то «не в порядке».
Преследователь считает, что никто ни на что не способен и всё нужно делать самому. Жертва охотно считает неспособной себя. Спасатель утешает и отогревает неспособную жертву и загруженного Преследователя и считает, что не в порядке они оба.
Допустите идею, что со всеми на самом деле всё в порядке. Каждый находится там, где ему и положено находиться в данный момент времени, и в той ситуации, которая наилучшим образом служит его развитию. Как только вы осознаете это, дальше начнется эксперимент (!): «Если я в порядке, что я могу сделать?» (треугольник исследований). И когда мы исследовали и осознали свой потенциал, то выходим на тропу созидания.
Осознание своих реакций и поведения
Первый звоночек порочного треугольника – это чувство вины. Вы чувствуете вину за то, что не можете помочь, или за то, что помогли, но не так, или за то, что человеку плохо, а вам нормально. Вина сразу засасывает в позицию Жертвы. Также будьте начеку, если отслеживаете обиду, чувство несправедливости, жалости к себе. Как и в случае с виной, испытывая эти чувства, вы лишаетесь уверенности, и это признак Жертвы.
Чувства, характерные для Преследователя: желание пойти наперекор всему, доказать свою правоту или профессионализм, убедить оппонента во что бы то ни стало, а если не получится, то принудить.
Спасатель любит защищаться от реальности через ореол святости, жалея и переживая за всех.
Осознав одно из этих проявлений, остановитесь. Задумайтесь. Хорошенько взвесьте, действительно ли ваши реакции обоснованны. Попробуйте представить себе способ решения проблемы не прибегая к манипуляции (если проблема вообще есть). Это первый шаг к исцелению.
Взять на себя ответственность
Когда вы берете на себя ответственность за свои действия и решения, уходит очень много иллюзий: иллюзия свободы, определенности, стабильности. И это может быть неприятно. Однако при этом вы освобождаете себя от чужих и своих игр, проекций и двусмысленных посланий. Это стоит того!
Слушайте друг друга
Один из самых действенных способов не вовлекаться в чужие драмы – это эмпатическое слушание. Главный принцип эмпатического слушания – дать понять вашему собеседнику, что вы рядом и знаете, как он себя чувствует, но при этом напомнить ему о его собственной способности решать свои проблемы.
Легкость коммуникации и положительная обратная связь
Мы уже говорили о важности чистой коммуникации: каждый в коллективе имеет право высказаться и быть выслушанным. Другой важный элемент корпоративной культуры – это положительная обратная связь по отношению к коллегам независимо от иерархии. В нашей отечественной культуре хвалить и отмечать заслуги персонала не так принято, как в западной. Если человек работает хорошо, это считается нормальным, так должно быть, зачем об этом говорить? При этом наши руководители щедры на критику.
Итак, чтобы не создавать перекосов в коллективных отношениях, следует помнить, что положительное подкрепление со стороны руководства – существенный фактор мотивации для сотрудников. Любой будет приятно удивлен, получив положительный отклик о своей работе от начальства, а следом уже и от коллег. Попробуйте вслух отмечать удачные моменты в работе коллег, и вы увидите, как много изменится в вашем организационном климате. Так делают Мотиваторы и Философы (роли +1-го уровня), если они в хорошем расположении духа. Для Победителя, Стратега и Созерцателя (роли +2-го уровня) это естественный коммуникативный навык.
Спонтанность
Реагируйте не так, как от вас ожидают. Преследователь ждет подчинения, Жертва – насилия по отношения к ней, Спасатель ищет несчастных. Не играйте те роли, в которые вас ставят манипуляторы. Это интересная исследовательская работа, и жизненный вызов – выработать новый тип взаимодействия в провокационных ситуациях. Добро пожаловать в треугольник исследований!
Общие цели и ценности
Не стоит пренебрегать упоминанием ценностей внутри вашей команды. Климат отношений станет намного теплее и плодороднее, если вы будете активно воплощать в работе такие ценности, как взаимоуважение и признание значимости каждого члена команды.
Итак, перейдем к тесту, с помощью которого руководители смогут определить свои роли.
ТЕСТ ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
РАСШИФРОВКА РЕЗУЛЬТАТОВ:
Больше «А». Вы – Преследователь.
См. ниже разделы «Что делать, если вы – директор-Преследователь» и «Что делать, если у вас есть сотрудник-Жертва».
Больше «Б». Вы – Жертва.
См. ниже разделы «Что делать, если вы – директор-Жертва», «Что делать, если у вас есть сотрудник-Преследователь» и «Что делать, если у вас есть сотрудник-Спасатель».
Больше «В». Вы – Спасатель.
См. ниже разделы «Что делать, если вы – директор-Спасатель» и «Что делать, если у вас есть сотрудник-Жертва».
Больше «Г». Вы находитесь в треугольнике исследований.
См. ниже раздел «Что делать, если вы в треугольнике исследований».
Больше «Д». Вы находитесь в треугольнике созидания.
См. ниже раздел «Что делать, если вы в треугольнике созидания».
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ…
Вы – директор-Преследователь
Эта роль спровоцирована вышестоящей позицией, любовью всё контролировать и старомодным заблуждением, что «на работе нет места человеческим отношениям». Вероятно, вас видят как злого начальника, который много требует, недоволен результатом и дает исключительно отрицательную обратную связь. Вы можете преподносить это под предлогом повышения мотивации сотрудников. Похоже, вам не чужды разгромные «разборы полетов». Вы остерегаетесь, когда сотрудники дружат между собой (опасность заговора), поэтому создаете атмосферу нездоровой конкуренции и стравливаете подчиненных друг с другом.
Что делать? У вас большой талант к руководству. Но попрощайтесь с родительской установкой, что все сотрудники – неразумные дети, которые только и ищут, как бы избежать вас и ваших поручений. Воспитывайте в них ответственную взрослую позицию. Учитесь доверять и делегировать ответственность. Подумайте о том, что вы все едете в одной упряжке, и чтобы было движение вперед, необходимо признать таланты ваших сотрудников и поддерживать их.
Вы – директор-Жертва
Руководитель-Жертва обычно слишком сильно отпускает поводья. В результате теряет авторитет, сотрудники перестают слушаться, наступает хаос. Вы, скорее всего, очень добрый человек, но организация процесса выходит из-под вашего контроля. При этом вы можете пытаться переложить ответственность за принятие важных решений на уверенных и самостоятельных менеджеров (иногда прикрываясь заботой о развитии их профессиональных компетенций).
Что делать? Проанализируйте свои отношения с этой позицией. Когда вы потеряли видение цели? Можете ли вы снова создать мотивирующую цель из этой точки? Что вас вдохновляет? Как вы можете вдохновить других? Начните экспериментировать с идеей, что вы способны что-то сделать.
Вы – директор-Спасатель
Вы – «рубаха-парень» и можете с каждым сотрудником найти общий язык. Чаще всего, к сожалению, не в рамках профессионального взаимодействия. Вы всегда готовы выслушать и по-человечески понять сотрудника, но редко – сделать так, чтобы сотрудник отвлекся от своих проблем и проявил свой профессионализм.
Что делать? Вспомнить, что вы собрались для решения определенных рабочих задач вашего салона. Напоминайте себе как можно чаще о своих прямых обязанностях. И они не в том, чтобы спасти каждого сотрудника. Вы можете быть одновременно хорошим человеком и эффективным начальником.
У вас есть сотрудник-Спасатель
Такой сотрудник будет стремиться во всем помочь: подменить коллегу – не вопрос, остаться поработать сверхурочно – в первых рядах. Но делает всё по-своему, так, как считает нужным. Здесь есть и опасность эмоционального выгорания от чрезмерной нагрузки, и вероятность перехода в другие роли треугольника. Если у инициативного работника большие карьерные амбиции, то он легко может начать манипулировать и становится работником-Преследователем, используя слабость руководителя в своих целях. Если сила воли и амбиции невысоки, есть вероятность оказаться в роли Жертвы.
Что делать? Если подумать, у таких работников есть одно хорошее качество: инициативность. И может возникнуть соблазн этим злоупотребить. В этот момент стоит вспомнить, что вы зрелая личность (или стремитесь такой быть), и поступать с позиции взрослого. К этому сотруднику все остальные будут обращаться и тянуться за помощью. Но структурировать свою деятельность ему вряд ли будет удаваться в рамках его текущей должности.
Если есть такая возможность и данный сотрудник умеет работать в команде, подумайте о том, чтобы предложить ему позицию, подразумевающую организационную деятельность. Возможно, назначить его администратором или начальником отдела. Или поручите ему какую-то неофициальную организационную работу. Например, организовать новогодний корпоратив или украсить салон к празднику. Если деятельность, которой он раньше занимался стихийно, станет его непосредственной обязанностью, за которую он получает деньги, это побудит его структурировать эту деятельность и снизит желание заниматься этим бесплатно. В то же время это повысит его самоценность, раз начальство поручило ему ответственное дело.
У вас есть сотрудник-Жертва
Что делать? Здесь тоже есть опасность злоупотребить своим положением. Следите за тем, чтобы не перегружать таких работников сверх положенного в соответствии с их служебными обязанностями. А в каких-то ситуациях, возможно, стоит и разгрузить ненадолго или дать какое-нибудь ответственное задание. Не ставьте их в заведомо стрессовые ситуации. Начните понемногу возвращать им ответственность за их действия и проделанную работу. Начните с небольших поручений, где ответственность и уровень стресса не так велики.
Сотруднику-Жертве необходимо поверить в себя, и в рамках работы нет лучшего стимула, чем успешно выполненное задание и похвала начальства.
У вас есть сотрудник-Преследователь
Очень часто такие сотрудники образуют тандемы с сотрудниками-Жертвами, беря на себя ответственность и изводя последних вечными придирками.
Что делать? Такие тандемы надо разбивать, в противном случае ни один из сотрудников не выйдет из порочного треугольника. В первую очередь с таким сотрудником стоит поговорить. Можно поговорить как раз на тему треугольников, повысить уровень его осознанности относительно своего поведения. Потому как стремление найти недочеты у таких работников зашкаливает и всё видится им в крайне мрачных тонах. После этого такому работнику можно предложить заняться поиском возможностей для улучшения работы салона. Это сместит фокус его мышления с негативного на позитивное: не всё так плохо, раз любой недостаток можно исправить. Причем не давайте ему только подмечать недостатки, предложите ему самостоятельно придумать способы их устранения и рассказать о них вам. Также попросите его собрать пожелания по улучшению работы салона от других сотрудников. Это научит его прислушиваться к другим людям и к их заботам.
Вы в треугольнике исследований
Вне зависимости от того, Мотиватор вы, Философ или Герой, для вас сотрудники скорее партнеры, чем подчиненные. Вы хорошо ориентируетесь, кто за что отвечает, и не допускаете манипуляций в коллективе. Постарайтесь поддерживать интерес сотрудников к вашему общему делу и внимательно относиться к их откликам на различные инициативы.
Вы в треугольнике созидания
Вы прекрасно понимаете, что в достижении цели участвует весь коллектив, и в вашей команде хорошо налажен процесс коммуникации. Каждый чувствует себя в безопасности и может выступить с инициативой, взяв на себя положенную ответственность. Ваш коллектив состоит из хорошо проверенных людей, и вы сами уже знаете, что нужно сделать, чтобы расширить или разнообразить свой бизнес.