Третьяковская галерея что посмотреть обязательно
Третьяковская галерея. Экскурсии, билеты, маршрут. Посетителю на заметку
Государственная Третьяковская галерея (ГТГ) в Москве — это лучшее собрание русской живописи в мире. Коллекция галереи экспонируется по двум разным адресам. Историческое здание, некогда принадлежавшее Павлу Михайловичу Третьякову, стоит в Лаврушинском переулке, 10.
Третьяковская галерея. Здание в Лаврушинском переулке, 10.
Там находятся картины, написанные до начала ХХ века.
Живопись ХХ века, в том числе картины авангардистов, выставляется в здании на Крымском валу.
Здание новой Третьяковки на Крымском валу.
В этом обзоре мы ответим на ЧАВО (частые вопросы) тех, кто собирается посетить Третьяковскую галерею в Лаврушинском переулке. Статья объёмная, на нужную главу кликайте в оглавлении.
Третьяковская галерея. Часы работы
Билет в Третьяковку. Цена
Полный билет в Третьяковскую галерею стоит 500 рублей.
Льготный билет (пенсионеры, студенты, члены многодетных семей и пр.) — 300 рублей.
Детский билет (от 7 до 17 лет) — 250 рублей. Дети до 6 лет посещают музей бесплатно. Бесплатно посещают музей военнослужащие срочной службы. Студенты и аспиранты могут свободно пройти в галерею в первое воскресенье месяца.
Где купить билет в Третьяковскую галерею
Билеты в ГТГ можно купить несколькими способами.
Очереди в Третьяковскую галерею. Когда лучше посетить
В настоящее время (2021 год) ажиотажа в Третьяковскую галерею нет.
Подходите к музею и сразу входите в здание.
Вход в Третьяковскую галерею. Лаврушинкий переулок.
Связано это прежде всего с тем, что билеты продают на строго определённые часы, число посетителей ограничивают. Но как только ситуация наладится, всё вернётся на круги своя.
В доковидные времена люди стояли в очереди в музей по полтора часа. Хвост растягивался до половины Лаврушинского переулка. Наибольшее скопление посетителей наблюдается на новогодние каникулы. Это связано с тем, что мест в гардеробе не всем хватает, некуда вешать верхнюю одежду. Увеличить число вешалок нельзя — тогда будет слишком много людей в залах.
Наличие электронного билета не отменяет ожидание в очереди на вход. Люди скапливаются отнюдь не за билетами, а чтобы пройти досмотр. Он в равной степени касается и обилеченных и безбилетных.
По многолетним наблюдениям, если вы ограничены во времени, лучше прийти минут за 20 до открытия музея, пройдёте в «первую партию». Либо в четверг, пятницу или субботу отложить посещение на вечер. Часов в 17 у дверей уже никого не бывает. Музей в эти дни открыт до 21 часа.
Третьяковская галерея. Экскурсии
Экскурсии в Третьяковскую галерею проводят сотрудники музея. Заказать экскурсию можно по телефону +7 (495) 957-07-27, доб. 4.
Галерея проводит сборные экскурсии для посетителей. Время их проведения каждый день разное. На официальном сайте расписание вывешивается лишь на неделю вперёд. Галерея проводит разные тематические экскурсии. Обзорная экскурсия называется «Шедевры русской живописи XVIII—XIX веков».
По многолетним наблюдениям, ежедневная сборная экскурсия по музею проводится около 11.00, 13.00 и 15.00. Точное расписание в нужный вам день уточняйте на сайте. У них там всё сложно, но при определённых усилиях работает.
Чтобы нижеприведённая ссылка давала результаты, пожалуйста, выберете возрастную категорию и дату.
Вы можете купить аудиогид. Продают его в музее, стойка находится рядом с кассами. Честно признаюсь, мне галерейный гид не очень понравился. Текст слишком сухой и академичный.
Гид от компании WeGoTrip гораздо интереснее и живее. Аудиотур продают вместе с билетами в музей. Включена блестящая подборка картин, экскурсия продолжается более двух часов.
Чтобы вы оценили содержание аудиотура, привожу его фрагмент — рассказ о картине Н.Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе».
Третьяковская галерея. Экскурсии по ГТГ от «спутника» и «трипстер»
Экскурсии по Третьяковке предлагают агрегаторы услуг гидов «sputnik» и «tripster».
«Трипстер» предлагает тему «Прогулка по Третьяковской галерее» — это добротная обзорная экскурсия с личным гидом по залам музея.
Возможно, вам удобна онлайн экскурсия. Есть такая возможность! У онлайн тура по ГТГ очень хорошие отзывы.
Будьте внимательны с выбором экскурсии! В «спутнике» есть тема «Москва художников и меценатов + Третьяковская галерея». Экскурсия включает себя две части. Сначала проведут по Замоскворечью. В музее же вам вручат галерейский аудиогид.
«Спутник» предлагает групповую экскурсию для школьников. И также продаёт билеты в музей.
Что посмотреть в Третьяковской галерее
Вы решили пройти по залам музея самостоятельно? Уважаем ваше решение! Прилагаем краткий путеводитель по залам.
В здании Третьяковки в Лаврушинском переулке два этажа. В подвальном вестибюле находятся гардероб, кассы, WC, кафе, сувенирные магазины. Прилагаю схему вестибюля.
ГТГ. Схема вестибюля
Коллекция располагается на первом и втором этажах. Традиционно посетители начинают осмотр со второго этажа. Большие сумки следует оставить в камере хранения. Она находится в нижнем вестибюле.
Нижний вестибюль ГТГ. Камера хранения.
Бутылку воды лучше убрать в сумку. В художественный музей нельзя проносить воду. Но в дамскую сумку никто не полезет.
Нижний вестибюль ГТГ. Вход на экспозицию.
Для первоначального осмотра галереи и экономии сил советуем начать осмотр с зала номер 7. (С 1 по 6 залы экспонируются великолепные картины начала и середины XVIII века. Если останутся силы, посмотрите их в завершении тура.)
Третьяковская галерея. Начало осмотра. Парадная лестница.
Прилагаем схему залов и логичный маршрут осмотра. Стрелки указывают маршрут. Чёрные цифры — номера залов. Лиловые номера — обозначения этапов осмотра. Путь линейный, но с заворотами. Стоит сделать «загогулины», чтобы увидеть значимые картины, например, А.Куинджи. Если следовать рекомендованному маршруту вам не придётся возвращаться назад. На первый этаж можно спуститься из зала 31, осмотрев картины Н.Ге и/или М.Врубеля.
Маршрут осмотра Третьяковской галереи. Схема залов.
Перечень залов 2-го этажа Третьяковки, имена художников и наиболее известные картины мастеров
В галерее все залы пронумерованы, цифры прикреплены на дверях залов, продублированы вывесками.
ГТГ. Зал 28 — творчество В.Сурикова.
В списке ниже цифра обозначает номер зала, где экспонируется живопись того или иного мастера. В нумерации отсутствуют некоторые залы, осмотр которых считается факультативным.
7.В.Боровиковский (портрет М.Лопухиной).
8.О.Кипренский (портрет А.С.Пушкина).
9.К.Брюллов («Всадница»).
10.А.Иванов («Явление Христа народу»). 11-12.Эскизы Иванова к полотну.
13.В.Тропинин.
14.А.Венецианов.(«На пашне. Весна»).
15.А.Федотов («Сватовство майора»).
16.В.Пукирев («Неравный брак»).
17.В.Перов. («Тройка», «Охотники на привале»).
18.А.Саврасов («Грачи прилетели»).
19.И.Айвазовский.
20.И.Крамской («Неизвестная).
21.А.Куинджи («Ночь на Днепре»).
25.Иван Шишкин («Утро в сосновом лесу»).
26.В.Васнецов («Богатыри»).
27.В.Верещагин. («Апофеоз войны»)
28.В.Суриков («Боярыня Морозова»).
29-30.И.Репин («Иван Грозный и сын его Иван»).
31.Н.Ге.
33.М.Врубель («Принцесса Грёза»).
На первый этаж можно спуститься из зала 32 (он находится между залами Н.Ге и М.Врубеля).
Если устали, легко найдёте выход в гардероб. Для продолжения осмотра первого этажа предлагаем план.
План осмотра 1-го этажа Третьяковской галереи
Осмотр второго этажа завершился в зале Михаила Врубеля номер 33. На схеме выше лестница вниз обозначена лиловой цифрой 27.
Вы спустились на первый этаж и сразу оказались в зале 35 В.Д.Поленова.
ГТГ, Зал 35. Полотна В.Д.Поленова
Через залы 36-39 (В.Поленов, И.Левитан, М.Нестеров) выходите в вестибюль со скульптурами. В проёме дверей увидите полотно В.А.Серова «Девочка с персиками».
Третьяковская галерея. Проход в зал 40. Полотна В.А.Серова.
После зала В.Серова анфилада завершается залом 45 с работами В.Борисова-Мусатова. Залы 47-54 чаще всего закрыты. Возвращайтесь назад в вестибюль. Залы 56-62 посвящены русской иконописи. Иконы Андрея Рублёва, включая «Троицу» демонстрируются в зале 60 (на схеме — лиловая цифра 38).
Третьяковская галерея. Схема осмотра первого этажа музея.
Икона Божией Матери Владимирская находится в храме святителя Николая в Томачах. Попасть туда можно из нижнего вестибюля галереи с 12.00. Путь обозначен указателями.
Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке. Как добраться
Рядом с Третьяковской галереей в Лаврушинском переулке находятся три станции метро. Ближайшая к музею — станция Третьяковская. Новокузнецкая находится на 400 метров дальше. От метро Полянка расстояние такое же, как от Новокузнецкой. (Авторы предпочитают путь от Полянки. Пройдёте по тихому Старомонетному переулку, где можно насладиться кое-как сохранившимся старым Замоскворечьем).
Ближайшие к ГТГ станции метро
От метро Третьяковская до Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке. Как добраться
Самый простой способ доехать до галереи — воспользоваться метро Третьяковская. Там один выход. Он обозначен указателями на улицу Большая Ордынка.
Указатель «Выход № 2» к Третьяковской галерее. на станции Третьяковская.
Перед эскалаторами висит красивое панно.
Выход из станции метро Третьяковская к Третьяковской галерее.
Наверху сразу поверните налево. Перейдите улицу Большая Ордынка по наземному переходу. Переход указан на снимке.
Проход от метро к Третьяковской галерее.
Следуйте в Ордынский тупик. На снимке оттуда выезжает машина.
Наземный пешеходный переход через улицу Ордынка.
Проход к ГТГ.
Ордынский тупик выведет на площадь с массивным красным зданием — это Инженерный корпус ГТГ. На снимке вдалеке виден Инженерный корпус. Слева — фонтан Художественный.
У Инженерного корпуса поворачивайте направо, в Лаврушинский переулок. Через несколько шагов увидите здание галереи.
Вход в Третьяковку.
От метро Третьяковская до галереи 6 минут ходу — 450 метров.
От метро Третьяковская до Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке. Как добраться
От метро Новокузнецкая до Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке. Как добраться
На станции Новокузнецкая один выход в город. Ориентируйтесь на указатели к улице Пятницкая.
Вам нужно идти к эскалатору.
Указатели на станции Новокузнецкая.
Выход к Третьяковской галерее от станции Новокузнецкая.
Выйдя из вестибюля, вы окажетесь на улице Пятницкая.
Выход на улицу Пятницакая из метро Новокузнецкая.
Пятницкую нужно перейти. Переход чуть левее метро.
Наземный пешеходный переход через улицу Пятницкая.
После перехода поверните налево и следуйте вдоль Пятницкой улицы один квартал до следующего перекрестка. Поворачивайте направо в Климентовский переулок. Ориентир — высокая красная церковь.
Церковь св.Климента в Климентовском переулке.
Следуйте вдоль церковной ограды (она слева от вас) по Климентовскому переулку до светофора. Переходите улицу на светофоре.
Наземный пешеходный переход через улицу Ордынка.
Следуйте в Ордынский тупик. Он выведет вас на площадь с массивным красным зданием — это Инженерный корпус ГТГ.
Проход к ГТГ от метро.
Поворачивайте направо, в Лаврушинский переулок. Через несколько шагов увидите здание галереи.
От Новокузнецкой до галереи — 800 метров, 10 минут пешком.
От метро Третьяковская до Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке. Как добраться
От метро Полянка до Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке. Как добраться
На станции Полянка единственный выход в город. Вы выходите на улицу Полянка. Из метро берите правее, пересекайте по диагонали площадь, идите к светофору.
От метро Полянка до Третьяковской галереи.
Поверните налево. Переходите улицу на светофоре и следуйте по Старомонетному переулку. Переулок изгибается.
Идите два квартала по Старомонетному мимо красивой церкви Григория Неокесарийского.
Старомонетный выводит к Большому Толмачёвскому переулку. Поворот обозначен указателями.
Указатель к Третьяковской галерее.
Сворачивайте направо в Толмачёвский. После массивного красного здания поворачивайте налево — в Лаврушинский.
Через несколько десятков метров слева увидите здание галереи.
Вход в Третьяковскую галерею. Лаврушинкий переулок.
От Полянки до галереи — 880 метров, 11 минут пешком.
От метро Полянка до Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке. Как добраться
Полезные ресурсы для посещения Третьяковской галереи
Если остались вопросы, задавайте их в отзывах к этой статье. Постараемся помочь. 😉
30 шедевров Третьяковки: мини-тур по галерее
1. «Явление Мессии», А.А. Иванов
Годы создания: 1837—1857
Зал галереи: 10
Для знакомства с картиной «Явление мессии» отведен целый зал. Полотно имеет второе название «Явление Христа народу». Художник работал над ним в Италии. Произведение посвящено важному библейскому событию – встрече Иисуса с народом и Иоанном Крестителем у реки Иордан. Примечательно, что моделями для персонажей стали реальные люди, в числе которых оказались Н. Гоголь и сам автор.
Фигура Христа расположена в глубине полотна, но притягивает внимание. Он как бы парит над толпой и отдален от других действующих лиц. Но реакция окружающих на его появление – главное в сюжете. В выражениях лиц людей, их позах, мимике показаны желание идти навстречу истине, нравственный переворот, очищение души. Кроме самой картины, в зале № 10 размещены наброски, отдельные эскизы и этюды, создаваемые Ивановым в течение 20 лет работы над шедевром.
2. «Охотники на привале», В.Г. Перов
Год создания: 1871
Зал галереи: 17
«Охотники на привале» – произведение, которое многим знакомо с детских лет. Репродукции этой картины часто украшали стены квартир, школ, библиотек. Сюжет прост, но при этом поучителен и интересен. Он показывает общение простых людей и вместе с тем раскрывает особенности жизни в провинции.
Перед зрителем предстают три охотника. Самый старший из них, прототипом для которого стал известный в Москве врач Д.П. Кувшинников, рассказывает своим товарищам занимательную историю. Повествование ничего общего не имеет с реальными событиями, но самый молодой персонаж явно верит в услышанное. Другой собеседник, разместившийся в центре, лишь посмеивается над друзьями. Так Перов показывает разницу между наивностью и опытом, молодостью и старческими воспоминаниями.
3. «Грачи прилетели», А.К. Саврасов
Год создания: 1871
Зал галереи: 18
«Грачи прилетели» – не только самое известное произведение А.К. Саврасова. Благодаря этой картине в России появился новый художественный жанр – лирический пейзаж. Полотно написано в Костромской области. На картине заметна церквушка. Она действительно существует. Сегодня в ее стенах находится музей Алексея Кондратьевича.
Произведение передает атмосферу весны без прикрас. В нем чувствуется прелесть жизни, пробуждение природы, свежесть воздуха. Картина проста и понятна всем. Она лишена загадочных образов, тайн, недосказанности, а потому очень любима зрителями.
4. «Неравный брак», В.В. Пукирев
Год создания: 1862
Зал галереи: 16
«Неравный брак» – трогательная картина, осуждающая традицию ломать судьбу молодым девушкам из простых семей, выдавая их замуж за богатых стариков. По некоторым данным, художник показал в этом полотне свою личную боль и трагедию: возлюбленная отвергла Пукирева и стала женой состоятельного мужчины.
В центре сюжета – юная красавица в свадебном платье, стоящая рядом с пожилым новобрачным. Девушка грустна и бледна, ее руки пассивно опущены, воля надломлена. Интересны две бледные женские фигуры в саванах – это призраки бывших спутниц жизни богача. Принято считать, что рядом с невестой Василий Владимирович изобразил себя со сложенными руками, серьезным выражением лица и пустым взглядом, показывающим бессилие и невозможность повлиять на ситуацию.
5. «Радуга», И.К. Айвазовский
Год создания: 1873
Зал галереи: 19
Кисти Айвазовского принадлежит более 6000 картин. Все они написаны в одном жанре – маринизме. Но все же «Радуга» отличается от других полотен, хотя и относится к любимому художественному направлению автора. В центре сюжета – бушующая стихия и терпящий крушение корабль. Отличие заключается в использованных красках. Как правило, автор предпочитал яркие тона, но для этого произведения выбрал мягкие, нежные.
Радуга – символ борьбы, надежды на спасение. Несмотря на то, что шлюпка уходит под воду, находящиеся в ней моряки рассчитывают выжить. Они отчаянно борются с волнами, и появившаяся в воздухе «семицветная подкова» вселяет в их сердца и души веру. Картина словно кричит о том, что ничего не возможного нет.
6. «Богатыри», В.М. Васнецов
Годы создания: 1881—1898
Зал галереи: 26
Богатырскую тематику уверенно можно назвать основой мифологии русского народа. Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич – популярные герои былин и защитники Руси. Именно им посвящено одно из самых известных произведений Васнецова.
В центре сюжета – богатыри, которые охраняют родину, высматривают на горизонте врага и в случае его появления готовы вступить в бой. Прообразами для Ильи и Алеши стали крестьяне, жившие под Владимиром. Добрыня, по мнению экспертов, получился похожим внешне на автора полотна.
7. «Неизвестная», И.Н. Крамской
Год создания: 1873
Зал галереи: 20
В советское время «Неизвестную» часто сравнивали с Сикстинской мадонной. Женщина, изображенная на картине, считалась идеалом красоты и духовности. Но сам Крамской, работая над произведением, разрабатывал принципы и правила написания психологического портрета и не пытался удивить зрителя внешним видом дамы.
В центре сюжета – царственная особа, путешествующая в экипаже. Она едет по Аничкову мосту в Петербурге, мимо Александрийского театра. Женщина изысканно одета, в ее глазах читается грусть, смешанная с взбалмошностью, надменностью. Кто именно изображен на картине остается загадкой. Одна из версий гласит, что это дочь художника София.
8. «Княжна Тараканова», К.Д. Флавицкий
Год создания: 1864
Зал галереи: 16
П.М. Третьяков, собирая коллекцию для галереи, не смог пройти мимо шедевра К.Д. Флавицкого, который рассказывает о жестокости, лицемерии царского режима и дворовых интригах. Полотно показывает последние дни жизни некой госпожи Таракановой, авантюристки, которая называла себя сестрой Емельяна Пугачева и дочерью императрицы Елизаветы. Точная причина смерти женщины не известна, существует много версий. Картина демонстрирует одну из них – гибель в ходе наводнения в тюремной камере Петропавловской крепости.
9. «Апофеоз войны», В.В. Верещагин
Год создания: 1871
Зал галереи: 27
Произведение «Апофеоз войны» входит в серию «Варвары», созданную Верещагиным в память о сражениях в Туркестане. Картина посвящена захватчикам и выражает протест автора против насилия, убийств, жестокости. Доминирующие цвета – желтый и черный – вызывают ощущение ужаса.
10. «Утро в сосновом лесу», И.И. Шишкин
Год создания: 1889
Зал галереи: 25
И. Шишкин – не единственный автор этой знаменитой картины. Медвежат написал К. Савицкий. По некоторым данным, он же стал инициатором создания этого произведения. Тем не менее, фамилия художника по неизвестным нам причинам стерта с полотна.
Взору зрителя открывается сосновый бор ранним туманным утром. Среди вековых деревьев гуляют четыре медвежонка. Сквозь кроны пробиваются лучи солнца, и малыши радуются рассвету. Популярной картина стала благодаря анималистической тематике и размещению на обертках популярных в СССР конфет.
11. «Боярыня Морозова», В.И. Суриков
Годы создания: 1884—1887
Зал галереи: 28
Феодосия Морозова – сторонница старообрядчества, сподвижница протопопа Аввакума. За свою веру и конфликт с царем женщина заплатила жизнью. Боярыне посвящена одна из самых ярких и знаменитых картин Сурикова.
В своей работе художник запечатлел Морозову в тот момент, когда ее везли по улицам Москвы в монастырскую тюрьму. Рядом с узницей изображена ее сестра Евдокия Урусова. Другие персонажи – товарищи боярыни и осуждающие ее люди – тщательно выписаны. С этой целью автор создал порядка тысячи портретных этюдов. Отдельного внимания заслуживает странник, находящийся в глубине полотна. В его лице прослеживаются черты самого Василия Ивановича.
12. «Утро стрелецкой казни», В.И. Суриков
Годы создания: 1878—1881
Зал галереи: 28
«Утро стрелецкой казни» – еще одна работа Сурикова, отражающая реальные исторические события. Она рассказывает о бунте 1698 года, который возглавила царевна Софья. Восстание было жестоко подавлено армией Петра I. Первый российский император лично отрубил головы некоторым участникам переворота, приговорил к казни около 2000 человек.
Но полотно Василия Ивановича рассказывает не о заговоре и не о гибели стрельцов, а о чувствах их родственников. Оно демонстрирует момент прощания, мучительное ожидание неизбежного конца. Первоначально художник изобразил повешенных бунтовщиков, но произведение получилось настолько ужасным, что автор отказался от своей задумки и изменил сюжет.
13. «Сирень», М.А. Врубель
Год создания: 1900
Зал галереи: 33
«Сирень» – нежная и завораживающая картина, написанная Врубелем на рубеже веков. Все полотно занимает яркий куст с мелкими цветами различных оттенков – от небесно-голубого и розового до темно-фиолетового и лилового. Кажется, что от полотна исходит их пленительный аромат.
Но взгляд притягивает вовсе не растение. Взор невольно падает на силуэт загадочной девушки. Она словно выходит из ветвей. Кто это? Может, молодая красавица, которую преследует навязчивый поклонник? Или это душа сирени? Многие искусствоведы сходятся во мнении, что художник так изобразил свою супругу Надежду, которая являлась его музой.
14. «Дети бегут от грозы», В.Е. Маковский
Год создания: 1872
Зал галереи: 22
Маковский, как и многие другие художники того времени, увлекался народничеством. При этом он изображал людей не бедными или убогими, а красивыми и здоровыми. Бегущие от грозы дети пухленькие, розовощекие, но испуганные приближением туч.
15. «Иван Грозный убивает своего сына», И.Е. Репин
Годы создания: 1883—1885
Зал галереи: 30
Историки до сих пор спорят о том, убивал ли Иван Грозный своего сына или же это миф. Тем не менее, рассказывающая об этой трагедии картина Репина стала известна во всем мире. Произведение имеет богатую и сложную историю. Император Александр III запрещал демонстрировать полотно, а в 1913 году оно подверглось нападению вандала-иконописца, который изрезал лица изображенных героев.
Восстановленный шедевр открывает перед зрителем страшную сцену: обезумевший отец-убийца обнимает своего спокойного, но мертвого сына. Картина показывает, к чему приводят нетерпимость и злоба, приобретенные в условиях вседозволенности, деспотизма, безграничной власти.
16. «Иван-царевич на сером волке», В.М. Васнецов
Год создания: 1889
Зал галереи: 26
Весьма интересен образ волка. Серый наделен человеческим взглядом. В нем нет ничего звериного или дикого. Он демонстрирует преданность, верность, силу и жертвенность. Дремучий лес кажется зловещим. Напряжение не снимает даже цветущая яблоня. Она лишь напоминает нам о том, с чего началась история о знакомстве Ивана с волком и похищении Елены.
17. «Всадница», К.П. Брюллов
Год создания: 1832
Зал галереи: 9
Картина «Всадница» создана в результате знакомства Брюллова с графиней Самойловой. По заказу женщины художник изобразил ее воспитанниц. Произведение запоминается необычными для того времени и эффектными деталями: редким набором используемых цветов, несоответствием динамики лошади и неподвижности наездницы.
Современники художника восхищались полотном и сравнивали появление девушки с полетом ангела. Но затем картина приобрела дурную славу. Один знатный итальянец решил, что в образе всадницы Брюллов изобразил певицу Марию Малибран. Он даже приобрел для музея театра «Ла Скала» гравюру с портрета. Вскоре оперная дива умерла в результате падения с лошади. Общество решило, что произведение приносит беды. Сегодня в эти мифы никто не верит, и зрители по-прежнему восхищаются мастерством Карла Павловича.
18. «Аленушка», В.М. Васнецов
Годы создания: 1880—1881
Зал галереи: 26
Мнение о том, что картина написана по мотивам сказки о сестрице Аленушке и братце Иванушке, ошибочно. Полотно посвящено реальной девушке, которую Васнецов увидел неподалеку от деревни Ахтырка. В глазах проходящей мимо крестьянки было столько одиночества, безысходности и тоски, что ее образ запал художнику в душу. Сегодня остается лишь догадываться, о чем именно грустит героиня картины….
Первоначально полотно получило название «Дурочка Аленушка». Автор вовсе не хотел обидеть девушку. Ранее так именовали сирот и тех, кто имел психическое проблемы или отклонения умственного развития. Как бы там ни было, произведение получилось ярким, запоминающимся и эмоциональным.
19. «Девочка с персиками», В.А. Серов
Год создания: 1887
Зал галереи: 40
Серов часто посещал Абрамцево и гостил в доме Мамонтова, писал портреты членов его семьи. На картине «Девочка с персиками» изображена дочь мецената Вера. Полотно получилось позитивным, лиричным, свежим, легким, что не было характерно для большей части произведений, созданных в конце XIX века.
Художник написал не просто портрет юной особы. Через образ Веры он передал красоту юности, очарование озорства, наивности и непосредственности, ощущение счастья. Персики, разложенные по столу, были выращены в оранжереях Мамонтова, что удавалось не всем садовникам.
20. «Московский дворик», В.Д. Поленов
Год создания: 1878
Зал галереи: 35
В 1877 году Поленов переехал в Москву и поселился в районе Спасопесковской церкви. Открывающийся из окна квартиры вид вдохновил художника на создание картины. Полотно передает то тепло, с которым живописца встретил город, уют, подаренный ему новым домом. Третьяков приобрел полотно, увидев его в ходе передвижной выставки.
Взору зрителя открывается типичный для середины XIX века московский дворик. По периметру построены сараи, колодец и забор, в центре на лужайке играют дети. Картина демонстрирует быт и деятельность людей того времени: по полянке бродят куры, недалеко стоит запряженная лошадь, бегает кот, сушится белье. Все идет своим чередом….
21. «Вечерний звон», И.И. Левитан
Год создания: 1892
Зал галереи: 37
Многие эксперты называют «Вечерний звон» вариантом произведения «Тихая обитель». На обеих картинах изображен один и тот же монастырь. Он стоит на берегу реки и утопает в лучах вечернего солнца. По небу проплывают облака и тут же отражаются в воде. Русская природа показана во всей своей красе.
Тем не менее, «Вечерний звон» можно считать и самостоятельным полотном. В «Тихой обители» река уже, а через нее проходит деревянный мостик, само пространство выглядит менее глубоким, нешироким. Принято считать, что столь эффектно рисовать храмы и пейзажи Левитан научился у Саврасова.
22. «Портрет А.С. Пушкина», О.А. Кипренский
Год создания: 1827
Зал галереи: 8
Именно таким мы представляем себе А. Пушкина. Потрет поэта, написанный Кипренским, уже много десятилетий украшает страницы школьных учебников. О создании картины художника попросил А. Дельвиг. Работа понравилась и заказчику, и Александру Сергеевичу. Но многие их современники утверждали, что полотно слабо передает африканские особенности внешности классика.
Пушкин запечатлен в сдержанной позе, со сложенными на груди руками и повернутой головой. Его выражение лица говорит о спокойствии и независимости взглядов, но изгиб губ намекает на затаившуюся в душе тревогу. Цветовая гамма уравновешена, что придает работе торжественность и величие.
23. «Демон сидящий», М.А. Врубель
Год создания: 1890
Зал галереи: 33
Созданные Врубелем образы демонов можно смело считать уникальным явлением в русской живописи. Они олицетворяют собой величие людей, силу духа и совершенно не походят на библейское воплощение зла. Им не чуждо ничто человеческое: от тревоги до скорби, от радости до страданий, от сомнений до смятения.
«Демон сидящий» знакомит нас с юношей и потустороннего мира, запечатленным на фоне заката и гор. Его взгляд наполнен тоской и печалью, в выражении лица читаются сомнения, а сердце изнывает от ощущения борьбы с самим собой. Произведение написано в характерном для автора стиле с использованием плоских мазков и эффекта кристаллических граней.
24. «Не ждали», И.Е. Репин
Годы создания: 1884—1888
Зал галереи: 30
Данную картину знает, наверно, вся Россия. Сегодня ее название превратилось в устойчивое выражение, на основе полотна создано множество мемов. Тем не менее, существует два варианта этого произведения. На одном из них запечатлена пришедшая домой девушка-курсистка.
Вторая версия полотна имеет серьезный сюжет. На ней мы видим немую сцену, бурю чувств и трагедию одной семьи. На этой картине «не ждали» политического заключенного, который наконец-то вернулся к родным. Очевидно, что мальчик и женщина рады гостю, девочка напряжена, служанка растеряна и насторожена, а старуха-мать, не снимающая траурный платок, потрясена до глубины души. Сегодня оба варианта произведения входят в собрания Третьяковки.
25. «Кружевница», В.А. Тропинин
Год создания: 1823
Зал галереи: 13
Тропинин до 47 лет являлся крепостным крестьянином, но благодаря своему хозяину имел возможность получить художественное образование. Впоследствии работами мастера восхищались даже самые суровые критики, а в обществе его называли «Русским Рембрандтом». «Кружевницу» Василий Андреевич написал в год получения вольной и сразу же добился официального признания.
Картина удивляет своей непосредственностью и нежностью. Она пронизана позитивом, лиризмом, изяществом и очарованием. Художнику удалось создать новый тип жанрового портрета, в котором обнаруживается не столько внутренний мир и красота героя, сколько дух интимности и радость повседневным заботам и мелочам.
26. «Троица», А. Рублев
Годы создания: 1411 или 1425—1427
Зал галереи: 59
В собраниях Третьяковки имеется богатая коллекция древнерусской живописи, включающая произведения Ушакова, Рублева, Дионисия. Отдельного внимания заслуживает известная на весь мир «Троица». Она установлена в специальном шкафу, где поддерживается определенный температурный режим, позволяющий сохранить икону и защитить ее от внешних воздействий.
Считается, что работа демонстрирует ветхозаветный сюжет, который рассказывает о встрече праотца Авраама с тремя странниками. Путниками оказались ангелы, через которых раскрыт образ триипостасного Бога. По мнению специалистов, благодаря своей простоте и лаконичности икона Рублева лучше других работ соответствует представлению о Святой Троице.
27. «Купание красного коня», К.П. Петров-Водкин
Год создания: 1912
Зал галереи: 13
«Купание красного коня» – картина, которая вызвала множество споров. Современники не понимали и порой не принимали цветовую гамму полотна и не могли разгадать саму идею произведения. Предположительно, полотно создано под влиянием традиций русской иконописи. Здесь доминируют характерные для данного стиля тона: желтый, красный синий. Сидящий верхом парень напоминает Георгия Победоносца.
Позднее картину назвали пророческой, ассоциируя коня с Россией, а хрупкого всадника с властью, которая с трудом удерживает страну. Используемые цвета говорят о кровавой судьбе государства в XX веке, предчувствии революции, войны. Также существует мнение, что Петров-Водкин не стремился вложить в полотно особый смысл и изначально создавал бытовую зарисовку.
28. «Рожь», И.И. Шишкин
Год создания: 1878
Зал галереи: 25
Пейзажи Шишкина восхищают своей четкостью, прорисовкой деталей, поэтому странно слышать о том, что художника регулярно упрекали в излишней фотографичности. Тем не менее, это факт: не всем критикам нравилось, что на картине можно разглядеть каждое перышко стрижа, каждый колосок и травинку.
Полотно открывает взгляду зрителя поле ржи, за которым величественно возвышаются сосны. Не менее интересны детали: люди с косами и погибшее дерево. Низко летающие птицы, массивные кучевые облака и безветрие намекают на то, что скоро начнется гроза.
29. «Тройка», В.Г. Перов
Год создания: 1866
Зал галереи: 17
«Тройка» – одна из самых масштабных и эмоциональных картин Перова. Художник был увлечен социальной тематикой и во многих своих работах рассказывал о сложности крестьянской жизни. В данном произведении он затрагивает проблему непосильного детского труда.
В центре сюжета – трое ребятишек, которые везут сани с наполненной водой бочкой. Очевидно, что они замерзли, устали и еле-еле выполняют задачу. Телегу подталкивает мужчина, но детям не становится легче. Трагичность ситуации автор передает при помощи мрачных цветов.
30. «Опять двойка», Ф.П. Решетников
Год создания: 1952
Зал галереи: 6
«Опять двойка» входит в серию картин Решетникова, раскрывающих образ советского школьника. Герой произведения – пришедший домой двоечник – давно стал фигурой нарицательной. С ним часто сравнивают тех, кто получает неудовлетворительные отметки. Видно, что мальчишка смущен, расстроен и испытывает чувство вины. Уложенные в портфель коньки намекают на то, что вместо похода в школу он играл в хоккей.
Очень интересны эмоции других персонажей. Лишь собака радуется хозяину, ее не беспокоят результаты учебы. Мама расстроена, она не злится, а старается понять, что же делать с сыном. Малыша ситуация забавляет, но он сочувствует старшему брату. Сестра-отличница не довольна и злится: двоечник позорит ее и семью.
На самом деле список шедевров, которые удастся увидеть в залах Третьяковки, в разы больше. На осмотр экспозиции можно выделить несколько дней: двери галереи открыты со вторника по воскресенье, понедельник – выходной.