Третьяковка детям что посмотреть

Третьяковская галерея детям

Первый раз с дочками Третьяковскую Галерею мы посетили, кода старшей было 3 года, а младшей 1,5.

Поделюсь своим опытом, как сделать экскурсию в Третьяковскую галерею для маленьких деток интересной и менее утомительной.

С картинами известных художников мы начали знакомиться задолго до нашего посещения Перед поездкой я подготовила список всех картин, с которыми дочки знакомы, и проверила какие из них представлены в Третьяковской галерее. В ыписала номера залов. Поэтому мы заранее знали, что будем смотреть и в какие залы нам нужно попасть, что значительно сократило наше время посещения музея. Для малышей это важно, так как они быстро устают и теряют интерес. Третьяковская галерея детям понравилась. Они увидели знакомые картины в их реальную величину, какие-то узнали, какие-то просто посмотрели, были и такие, какие прошли мимо.

В это лето планирую очередную поездку в Третьяковскую галерею с дочками. Нам уже 5 и 3 года. Как всегда, готовлюсь к заранее. Возможно вам тоже пригодится эта информация.

Картины Третьяковской галереи детям

Картина Александра Иванова «Явление Христа народу», находится в зале № 10. Обычно картина поражает детей своей величиной, ее размер приблизительно 5 на 7 метров.

Третьяковка детям что посмотреть. Смотреть фото Третьяковка детям что посмотреть. Смотреть картинку Третьяковка детям что посмотреть. Картинка про Третьяковка детям что посмотреть. Фото Третьяковка детям что посмотреть

Третьяковка детям что посмотреть. Смотреть фото Третьяковка детям что посмотреть. Смотреть картинку Третьяковка детям что посмотреть. Картинка про Третьяковка детям что посмотреть. Фото Третьяковка детям что посмотреть

Самая наша любимая картина «Утро в сосновом лесу», находится в зале № 25.

Третьяковка детям что посмотреть. Смотреть фото Третьяковка детям что посмотреть. Смотреть картинку Третьяковка детям что посмотреть. Картинка про Третьяковка детям что посмотреть. Фото Третьяковка детям что посмотреть

Это картина художника Ивана Шишкина. Для деток самое интересное на ней – это медвежата и мама медведица. Оказывается, сначала художник нарисовал только лес, без медвежат. На картине утро, деревья позади в тумане. Лес нарисован точно, как на фотографии. Иван Шишкин замечательно изображал растения, деревья. Но вот животных рисовал не так часто. Поэтому попросил своего друга Константина Савицкого « пририсовать» мишек. Получается, что на самом деле это картина двух художников.

В зале № 26 мы остановились возле трех картин Виктора Михайловича Васнецова. Расскажите ребенку, что этот художник любил «рисовать сказки» и сам себя называл «сказочником». Перед посещением галереи лучше прочитать соответствующие сказки и рассказать малышу кратко о былинах, посвященных русским богатырям. В доступной форме объясните, чем отличается былина от сказки. Сказки рассказывали, а былины – это песни, их пели под музыку (играя на гуслях). Сказка – придуманная история. В былинах есть события и герои выдуманные, сказочные, а есть и настоящие. Некоторые князья, богатыри, о которых поется в былинах, жили на самом деле.

«Алёнушка»

Девушка грустит, сидя на камне в лесу пруда, одна. Никого из людей нет больше на картине. Но если посмотреть внимательно на природу, деревья, то кажется, что они тоже живые, грустят вместе с Алёнушкой, жалеют её. Вода стала темной, небо серое, нахмурилось, солнышко спряталось. Осинки роняют листочки в пруд рядом с девушкой, как будто слезы. Все вокруг невесело, нет ярких, радостных красок – только серые, коричневые, темно-зеленые. Вспомните сказку – что произошло дальше? (Ведьма столкнула Алёнушку в воду). На картине еще нет злой колдуньи, но все так печально, тревожно, что мы догадываемся: скоро что-то случится.

«Иван-Царевич и Серый волк»

Вопрос ребенку: можно догадаться, что волк скачет очень быстро – почему? (Возможные ответы: волосы царевны развеваются по ветру, волк высунул язык, прижал уши, лапы поднял в прыжке).

«Богатыри»

Третьяковка детям что посмотреть. Смотреть фото Третьяковка детям что посмотреть. Смотреть картинку Третьяковка детям что посмотреть. Картинка про Третьяковка детям что посмотреть. Фото Третьяковка детям что посмотреть

Третьяковка детям что посмотреть. Смотреть фото Третьяковка детям что посмотреть. Смотреть картинку Третьяковка детям что посмотреть. Картинка про Третьяковка детям что посмотреть. Фото Третьяковка детям что посмотреть

«Девочка с персиками» (зал № 40)

Третьяковка детям что посмотреть. Смотреть фото Третьяковка детям что посмотреть. Смотреть картинку Третьяковка детям что посмотреть. Картинка про Третьяковка детям что посмотреть. Фото Третьяковка детям что посмотреть

Посмотрите на девочку – как вам кажется, о чем она думает? Пусть ребенок попробует описать настроение девочки. Посчитайте вместе сколько персиков на столе? Персик, это фрукт или овощ? Спросите у ребенка какой его любимый фрукт?

Если вы живете в Москве, Третьяковская галерея детям необходима. Сходите, не пожалеете.

Источник

В Третьяковку с детьми

уже не раз писал, как говорить с детьми об искусстве. Но если ваш ребёнок ещё слишком мал, чтобы стоять перед картиной больше двух минут, если это его первое знакомство с живописью, лучше всего отправиться на обзорную экскурсию в Третьяковскую Галерею. Ту, что в Лаврушинском переулке.

Третьяковка детям что посмотреть. Смотреть фото Третьяковка детям что посмотреть. Смотреть картинку Третьяковка детям что посмотреть. Картинка про Третьяковка детям что посмотреть. Фото Третьяковка детям что посмотреть
Портрет П.М.Третьякова работы художника И.Н.Крамского Затейливый дом в неорусском стиле понравится, безусловно, любому малышу. И неплохо бы уже на подходе к зданию рассказать, что всю коллекцию музея собрал Павел Михайлович Третьяков. Что многие художники, работы которых попали в музей, были его друзьями.

Собственно, с картин друзей и нужно начать знакомство с Третьяковкой. Бесценные, но несколько однообразные древнерусские иконы или галерея жеманных дам в напудренных париках XVIII века едва ли понравятся малышам.

Для первой встречи с картинами лучше всего подходят полотна русских художников второй половины XIX столетия. Их плюс — предельно понятный сюжет, большой формат, очевидные «плохие» и «хорошие» герои. Недаром Иван Николаевич Крамской сознался: мол, как художник я, может, и не очень, зато сколько хороших и поучительных идей в моих полотнах!

Но вот, наконец, преодолев трудный путь, вы оказались в нужных залах. Что же здесь смотреть?

Третьяковка детям что посмотреть. Смотреть фото Третьяковка детям что посмотреть. Смотреть картинку Третьяковка детям что посмотреть. Картинка про Третьяковка детям что посмотреть. Фото Третьяковка детям что посмотреть
Прежде всего — работы Виктора Васнецова. «Три богатыря», «Алёнушка», «Три царевны подземного царства» и другие известные полотна висят в отдельном зале. В центре, конечно, знаменитые «Богатыри». Вглядитесь внимательно в их лица — некоторые считают, что Добрыня Никитич подозрительно похож на самого Васнецова. Правда, искусствоведы утверждают, что обычно мастер предпочитал писать простых крестьян. Например, для Ильи Муромца позировал владимирский крестьянин, а свою Алёнушку, по воспоминаниям самого художника, он встретил в Ахтырке.

Теперь, когда малыш погрузился в привычный мир сказки, стоит вернуться на пару залов назад и полюбоваться реальностью. Пейзажи Саврасова, Левитана, Васильева и Куинджи можно рассматривать бесконечно: вспомнить про время года и суток, поговорить о том, как выглядят похожие ландшафты у вас на даче. Обязательно обратите внимание ребёнка на богатую палитру: когда рисуют золотую осень, берут множество оттенков жёлтой краски, когда лето — несколько тонов зелёного и т.д.

Третьяковка детям что посмотреть. Смотреть фото Третьяковка детям что посмотреть. Смотреть картинку Третьяковка детям что посмотреть. Картинка про Третьяковка детям что посмотреть. Фото Третьяковка детям что посмотреть
Не забудьте и про жанровые работы. Обсудите, почему мечется невеста в «Сватовстве майора» Федотова, обратите внимание на кошку, которая умывается прямо на переднем плане. Разглядите, что пытается спрятать герой произведения «Завтрак аристократа» под книгой, и посмейтесь над засаленным халатом «Свежего кавалера».

Скорее всего, к этому моменту ваше чадо уже совсем устанет. Таскать его дальше по музею не имеет смысла — увиденное просто не дойдёт до детского сознания. И всё же загляните напоследок в зал с работами Врубеля: переливающиеся красками «», «Демон» и «Пан» вернут ребёнка в атмосферу сказки и оставят самые нежные воспоминания о музее.

Источник

В Третьяковку с ребенком: пошаговая инструкция мамы

Идем в Третьяковку и рассказываем короткую предысторию. Всю коллекцию музея собрал Павел Михайлович Третьяков. И хотя большая часть его времени уходила на собственный бизнес, он посвящал любимому делу, галерее, сколько возможно: посещал выставки, искал талантливых людей и помогал им. Сам вел строительные работы в галерее, развешивал картины и составлял каталог. Многие художники, работы которых попали в музей, были его друзьями.

Перед тем как зайти в основное здание Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке, расскажите ребенку, что таким сказочным теремком оно было не всегда. Нарядный фасад был построен по эскизу художника Виктора Васнецова.

Третьяковка детям что посмотреть. Смотреть фото Третьяковка детям что посмотреть. Смотреть картинку Третьяковка детям что посмотреть. Картинка про Третьяковка детям что посмотреть. Фото Третьяковка детям что посмотреть

Безусловно, осмотреть все или многое, как бы вам ни хотелось, не получится. Дошколенок, даже при всем желании, может внимать вам и великим полотнам не более часа.

Психологи знают, а вы не раз убеждались на собственном опыте, что процессы концентрации внимания и волевого самоконтроля еще недостаточно развиты, и дети быстро утомляются от монотонной деятельности.

Не ждите, когда нытье и капризы начнут портить впечатление от просмотра не только вам. Иначе в следующий раз его никакими калачами не заманишь. Для начала выберите хотя бы 3 картины с понятными и знакомыми сюжетами. Для первой встречи с картинами лучше всего подходят полотна русских художников второй половины XIX столетия. Их плюс – предельно понятный сюжет, большой формат, очевидные “плохие” и “хорошие” герои.

Разберем несколько картин

“Богатыри”, Виктор Васнецов, 1898 г., зал № 26

Там же можно посмотреть “Ковер-самолет” (1870 г.), “Аленушка” (1881 г.), “Иван-царевич на сером волке” (1889 г.).

Работы Васнецова висят в отдельном зале. В центре, конечно, знаменитые “Богатыри”. Васнецов работал над картиной около двадцати лет. Распространенное название картины – “Три богатыря” является неправильным.

Сам автор описывал картину так: “Богатыри Добрыня, Илья и Алешка Попович на богатырском выезде – примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого?”

Вглядитесь внимательно в их лица – некоторые считают, что Добрыня Никитич подозрительно очень похож на самого Васнецова.

Правда, искусствоведы утверждают, что обычно мастер предпочитал писать простых крестьян. Например, для Ильи Муромца позировал владимирский крестьянин. “Иду по набережной около Крымского моста, – рассказывал потом В. Васнецов, – и вижу: стоит около полка здоровенный детина, точь-в-точь вылитый мой Илья”.

Воскресив грандиозные в своей духовной мощи образы былинных защитников Древней Руси, Васнецов стремился на пороге ХХ века обозначить преемственность героического прошлого русского народа с его великим будущим. При всей конкретности образов, богатыри воспринимаются как мифическое олицетворение силы русской земли.

Могучие фигуры на конях вздымаются подобно горам или исполинским деревьям. Под копытами богатырских коней хрупкая молодая поросль елочки и сосенки – метафора преемственности поколений.

Любимая “конфетная” картина “Утро в сосновом лесу”, Иван Шишкин, 1889 г., зал № 25

Пожалуй, самый занятный факт заключается в том, что сюжет картины придумал другой художник, Константин Савицкий, да и забавных косолапых малышей нарисовал тоже он.

Однако, если верить легенде, Третьяков стер на картине подпись Савицкого, так что все лавры достались Ивану Ивановичу.

Сам Савицкий сообщил родным: “Картина продана за 4 тысячи, и я участник в 4-ю долю”, а Третьяков говорил: “Начиная от замысла и кончая исполнением, все говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину”.

Картина детально передает состояние природы. Показан не глухой дремучий лес, а солнечный свет, пробивающийся сквозь колонны высоких деревьев. Часто встречается в картинах художника композиционный прием, когда верхушки деревьев срезаются краем холста и огромные мощные деревья будто бы не вмещаются даже в достаточно большое полотно. Возникает своеобразный пейзажный интерьер.

У зрителя возникает впечатление, что он оказался внутри непроходимой чащи, где уютно чувствуют себя медведи, расположившиеся на сломанной сосне. Чувствуется глубина оврагов, мощь вековых деревьев, солнечный свет как бы робко заглядывает в этот дремучий лес. Чувствуют приближение утра резвящиеся медвежата.

Во времена СССР кондитерская фабрика “Красный Октябрь” выпускала конфеты “Мишка косолапый”, при этом картинка на фантике в общих чертах была взята с картины “Утро в сосновом лесу”. Шоколад назывался “Три медведя”, хотя на этикетке медведей было четыре. Конфеты и шоколад пользовались популярностью, поэтому так стали называть и саму картину.

“Московский дворик” Василий Поленов, 1878 г., зал № 35

Дом находился в районе Арбата. В июне 1877 г. Василий Поленов переехал из Санкт-Петербурга в Москву и стал снимать квартиру по адресу: г. Москва, Дурновский переулок близ Спаса на Песках. Из окна своей квартиры он и написал этюд к пейзажу “Московский дворик”.

Поленов так описывал историю создания картины:

Я ходил искать квартиру. Увидал записку, зашел посмотреть, и прямо из окна мне представился этот вид. Я тут же сел и написал его.

Этюд был переписан на холсте заново (ракурс немного изменен и расширен вид), и во двор были добавлены люди. Эту картину Василий Поленов отправил в Санкт-Петербург на выставку художников-передвижников 1878 г.

Он писал Ивану Крамскому:

Картина Василия Поленова имела на выставке большой успех и принесла художнику известность. Впервые в истории русской живописи художник объединил два жанра – бытовой и пейзаж.

Публика, уставшая от мрачных и депрессивных полотен передвижников, приняла жизнерадостную солнечную картину с восторгом. Никого не смутила даже помойка, изображенная в левом нижнем углу, которую большинство зрителей принимают за колодец. Вскоре, после выставки, картину для своей галереи приобрел Третьяков.

Рассматривая с ребенком картины, опишите и объясните, что вы на ней видите, задавая наводящие вопросы. А после обязательно спросите его, что он сам думает о художественном произведении и что чувствует. Попробуйте пофантазировать вместе и придумать, а что будет происходить дальше. Сравните героев и пейзажи с нашим временем – что изменилось, а что мы можем наблюдать и по сей день.

Третьяковка детям что посмотреть. Смотреть фото Третьяковка детям что посмотреть. Смотреть картинку Третьяковка детям что посмотреть. Картинка про Третьяковка детям что посмотреть. Фото Третьяковка детям что посмотретькартина “Московский дворик” В. Поленова

По окончании просмотра можно купить на память открытки с репродукциями картин, которые особенно понравились юному ценителю прекрасного.

Источник

Искусно об искусстве: ребенок в музее

Знакомим ребенка с музеем!

Как сводить ребенка в музей? Мало его туда привести — бессмысленное блуждание по залам и обилие экспонатов не оставят в детской голове яркого впечатления. Заказывать экскурсию подчас слишком дорого для одной семьи, поэтому стоит продумать самостоятельную программу. Какие картины показывать? Что о них рассказать? Как долго должна длиться экскурсия? На эти вопросы отвечает научный сотрудник Третьяковской галереи Людмила Полозова.

За одно посещение все показать нереально — после такой экскурсии ребенок долго не захочет возвращаться в музей. Перед тем как пойти, например, в Третьяковскую галерею, нужно почитать о картинах, выбрать несколько залов и найти те волшебные слова, которые откроют ребенку секрет этого произведения. Показывайте то, что вы сами любите, поскольку дети тонко чувствуют фальшь. Вовлекайте ребенка в диалог — если он будет просто молчаливым слушателем, через десять минут ему захочется удрать. А если он будет отвечать на ваши вопросы, вы поразитесь, на какие глубокие суждения способны дети. Есть в галерее картины, рассказывая о которых, я вспоминаю и цитирую моих маленьких друзей. Они помогали мне делать настоящие открытия.

Покажите то, что нравится вам, а потом дайте ребенку найти свою картину. Он должен сделать свой выбор. Спросите его — почему именно эта картина ему понравилась? Для вас она может быть совсем не примечательна, вы ее можете даже не заметить, а ребенку она западет в душу.

Третьяковка детям что посмотреть. Смотреть фото Третьяковка детям что посмотреть. Смотреть картинку Третьяковка детям что посмотреть. Картинка про Третьяковка детям что посмотреть. Фото Третьяковка детям что посмотреть

Если ребенок вдруг потерял интерес к общению, нужно расспросить, что с ним не так. У меня были случаи во время экскурсий, когда причиной послужила тесная и неудобная обувь, заболела спина, появилось ощущение голода, жажды, желание пойти в туалет, стало холодно или душно. Родители должны продумать такие мелочи, прежде чем начнется экскурсия. Если же ребенок просто устал, дайте ему отдохнуть, посидите, вспомните картины, что только что смотрели в зале, и обязательно его похвалите.

Есть еще одно правило — не перенасыщать информацией маленького слушателя. Учитесь искусству учить.

Итак, давайте представим, что вы привели своих детей на экскурсию в Третьяковскую галерею. Для примера выберем несколько картин в залах О.Кипренского и К.Брюллова.

— С кем чаще всего встречается человек?

— Тогда стоит подойти к портрету того, кого знают и взрослые, и дети — к портрету Александра Сергеевича Пушкина, написанному художником Орестом Кипренским в 1827 году для друга поэта — А.А.Дельвига. Портрет этот очень нравился Пушкину, и потому в 1831 году, после смерти Дельвига, он купил его у вдовы. Интересно, а был ли таким Пушкин в жизни? Современники говорили, глядя на портрет, что он удивительно похож, разве только губами не шевелит. Так какой же он на портрете?

— Кудрявый, голубоглазый, смуглый, «как денди лондонский одет».

— Верно! Но у меня однажды был случай, когда девочка сказала, что у Пушкина на этом портрете «лицо как маска и глаза стеклянные». Давайте разбираться, почему ей пришла на ум такая мысль? Для начала определимся, что означает скульптура богини на заднем плане картины? Дети постарше легко справляются с вопросом — это муза поэта с лирой в руках. Скажи мне, хоть одну струну муза тронула?

— Тогда с чем сравним душу поэта? Выходит, лицо как маска потому, что душа уподоблена молчащей струне? Но ведь и глаза — зеркало души! Так чего же ждет поэт?

— Поэт ждет вдохновения.

И лишь божественный глагол
До слуха чуткого коснется,
Душа поэта встрепенется,
Как пробудившийся орел!

Пушкин очень хорошо понимал, что Кипренский хотел этим портретом сказать зрителям об избранности поэта. Такие портреты рождаются у художников только на волне вдохновения и восхищения перед человеком. Кипренский был настолько прославленным портретистом своего времени, что его автопортрет был заказан художнику для галереи Уффици во Флоренции. Там он и находится. И еще. Вы заметили, как легко, минуя многие исторические факты, мы рассмотрели этот замечательный портрет, а заодно поучились расшифровывать значение деталей, которые так важны для правильного «прочтения» картин. Благодаря художнику мы встретились с Пушкиным. Теперь самое время задать вопрос о сказках и стихах поэта. И ребенок обязательно хоть что-то, но вспомнит, и за это его нужно обязательно похвалить, так как в этот момент нельзя забывать, что вы со своим ребенком находитесь в сотворчестве.

После того как мы рассмотрели портрет, хорошо бы переключить внимание ребенка на пейзаж.

Почти рядом с портретом Пушкина находится картина Сильвестра Щедрина «Лунная ночь в Неаполе», написанная им в Италии в 1828 году. Этот художник прославился итальянскими пейзажами. Но он был не только прекрасный живописец, он был необычайно добр к беднякам, которые ему охотно позировали. А теперь хорошенько рассмотрим пейзаж.

— Нравится тебе эта картина или нет?

— А чем она тебе нравится? — И надо выслушать ребенка, что он вам скажет. Можно задать вопрос: «А люди на картине? Видят ли и они так же, как художник, очарование итальянской ночи?»

— Нет, они этого не видят. Они, наверное, к этому привыкли.

— Видимо, так оно и есть. Но нам нужно сейчас посмотреть на мир глазами художника-романтика, который сознательно ищет и воспевает особенную красоту, в нашем случае — южную ночь. Скажи мне, а на что похожа эта луна, обрамленная облаками? Многие девочки отвечают, что она похожа на сердцевинку цветка, а мальчики — что это похоже на глаз. И в самом деле, поэты того времени называли луну «ночным оком». А теперь посмотрим на лунную дорожку. Посмотри, как сверкают лунные блики на мелких волнах. Скажи, на что это похоже? С чем сравним? И вот из-за того, что мы так «мучаемся» и не бежим к другому произведению, мы сейчас многое и запомним. Так на что же похоже мерцание лунного света на этих пологих волнах?

— И в самом деле! А многие дети мне отвечают, что этот лунный свет похож на драгоценные сверкающие бусы.

Теперь перейдем к следующей картине Щедрина «Вид Сорренто». На этой картине мы видим, как солнце буквально растворяет ночную мглу. Мы также увидели, что художник не просто смотрит и говорит нам, что это серые скалы, а это коричневые холмы — он рассматривает их в драгоценных, тончайших и изысканнейших оттенках. И сейчас мы должны научиться изъяснить словами, какие же оттенки он использует, и тогда, может быть, мы захотим найти такие цвета в природе. И опять вопрос, смотрят ли люди, изображенные на этой картине, на этот мир?

— Верно, они все заняты своими делами и не замечают этой красоты. Они к ней привыкли. Но их дело разгружать эту баржу, а дело художника — прославить Божий мир. Изумительной красоты облака витают в лучах солнца. И мы смотрим на воду и видим, что в ней тоже много так называемых рефлексов. Вода-то не синяя, она совершенно разных оттенков, и здесь взрослые должны сами понять: так какие цвета использовал художник? А затем открыть это ребенку. Всматривание в картину помогает ее оценить, мы становимся ее знатоками.

— А теперь давай посмотрим на эту волну. Ведь можно ее изобразить по-разному, а вот обрати внимание, на что похожа эта волна?

— А еще на что? На кружева, мы прекрасно знаем это выражение — кружевная волна. Язык романтика здесь налицо, мы увидели это в ночи и днем. И как переполняли сердце Щедрина хвала и радость, когда он писал этот Божий мир на радость человеку. И когда мы открываем для себя эту красоту в самых тончайших ее проявлениях, мы тоже начинаем ощущать, что Бог создал потрясающей красоты мир. А кто нам сейчас открыл глаза на этот мир? На человека Александра Сергеевича Пушкина — художник Орест Кипренский; Сильвестр Щедрин объяснил красоту природы языком романтика. Как поэты объясняются с людьми через слова, так художники — через образы.

Третьяковка детям что посмотреть. Смотреть фото Третьяковка детям что посмотреть. Смотреть картинку Третьяковка детям что посмотреть. Картинка про Третьяковка детям что посмотреть. Фото Третьяковка детям что посмотреть

Быстро бежать по всем залам не следует. Лучше посмотрим немного и придем еще, но зато глубже изучим каждое увиденное полотно.

— Давай посмотрим на картину «Новый Рим» Сильвестра Щедрина и разберемся, что же такое перспектива? Наш глаз видит, что изображение на картине уменьшается по мере отдаленности. Так какое же здание самое далекое?

— Собор Святого Петра.

— А самое близкое к нам?

— Замок Святого Ангела.

— Правильно. Теперь вопрос, а какое изображение самое ясное, а какое более затуманенное?

— Замок Святого Ангела выглядит яснее, а собор будто в дымке.

— А почему? Потому что воздух — это тоже предмет. Художники заметили, что чем дальше объект изображен на картине, тем больше он покрывается легкой дымкой. И мы смотрим на реку Тибр и видим, что вода в реке не голубая, а разноцветная: художник использует десятки оттенков. То есть художник пытается изучить Божий мир, широко открывает глаза, и идет ему навстречу, и начинает петь свою песню.

С ребенком обязательно надо посоветоваться и спросить, хочет ли он продолжать экскурсию или же он устал. Если он готов продолжить, тогда можно пойти дальше. Но предварительно проверьте в краткой форме, насколько сохранилась информация в его памяти.

— С какими художниками мы сегодня познакомились?

— С Щедриным, Кипренским.

— Что же тебе больше понравилось или запомнилось?

Ребенок обязательно должен проговаривать вслух, что он услышал и увидел, иначе быстро забывается необходимая информация.

Детям быстро становится скучно, если не менять жанр, поэтому сейчас мы отправимся к «Автопортрету» Карла Павловича Брюллова, созданному им в 1848 году.

Художник прославился благодаря картине «Последний день Помпеи» (1833). Она находится в Русском музее Петербурга. Брюллова даже называли «великий Карл», вот как им гордились русские люди! Когда он вернулся из Италии в Петербург, ему предложили расписать купол Исаакиевского собора. Брюллову казалось, что он непременно справится с этой труднейшей задачей, но, увы, художник очень тяжело заболел. На этой картине он в ужасном состоянии, у него депрессия, он страшно исхудал. И при этом я очень люблю этот портрет, в нем есть какая-то скрытая сила. Несмотря на тяжелое состояние, Брюллов под действием вдохновения пишет свой автопортрет в течение полутора часов. Давай внимательно рассмотрим его руки, посмотри, какие краски художник использует?

— А почему же кончики пальцев покраснели? Вот посмотри, если я к своему лицу или к рядом стоящей белой скульптуре поднесу красный предмет — что мы увидим? На моем лице или на скульптуре появится красное пятно отраженного цвета. Его в живописи называют цветным рефлексом. Откуда же на пальцах Карла Павловича появился цветной рефлекс? Он сидит в красном кресле, поэтому кончики его пальцев розовато-красноватые. А вот эти губы? Они похожи на губы неживого человека. Они обескровлены. А где изображена жизнь?

— В глазах. Они пристально смотрят в свое отражение в зеркале.

— Правильно. Посмотри, как мощно собраны мускулы на лбу этого человека, как мощно работают сейчас его воля, он побеждает свою слабость и тщедушие. Его мысль сейчас работает, его чувства сосредоточены. И что мы видим на этой картине, неужели Брюллов писал портрет, чтобы изобразить себя? В нем заключена более глубокая суть — как жизнь борется со смертью. Поэтому так важно вдумчиво всматриваться в портреты. Ты открываешь для себя то, что художник мог никому и не говорить, ты открываешь для себя тайники его души.

Обратимся еще к одному моему любимому произведению, написанному Карлом Павловичем в Италии в 1832 году, — «Всадница». Это парадный конный портрет и одновременно картина, изображающая сцену, происходящую у крыльца богатого загородного дома. Изображены воспитанницы графини Юлии Самойловой — Джованина и Амацилия. Когда эта картина появилась, то некоторые знатоки начали говорить, что Брюллов допустил ошибку: невероятно, чтобы такая юная женская рука могла обуздать слишком горячего коня, что это вымысел художника. Поначалу, действительно, кажется — не может, но если внимательно присмотреться, то в этом лице красивой наездницы видится властный характер и воля. Леонардо да Винчи как-то сказал, что самое трудное для художника — найти жест, через который можно передать намерения души человека. Еще раз посмотрим на руку наездницы — в жесте то же намерение, что и в лице. Кстати, а что такое душа? Для взрослого это сложный вопрос, а один мальчик мне очень просто ответил, что «душа — это я без тела». Поэтому сами родители на таких экскурсиях, если они будут находиться в сотворчестве с детьми, откроют для себя много нового.

Будем рассматривать картину дальше.

— Почему белая юбка Джованины не кажется белой?

— Потому что она в рефлексах.

— Верно. Так как же одета наездница?

— На ней белая юбка, голубая блузка. По ветру развевается зеленая вуаль.

— То есть мы видим холодные цвета. А почему они считаются холодными? И дети отвечают, что белый цвет — это цвет снега, он холодный, зеленый — это цвет травы, она тоже прохладная, особенно после дождя или после росы, голубой — это цвет воды, она тоже прохладная. Оказывается, что цвет несет определенную смысловую нагрузку.

Теперь посмотрим на девочку, она обещает быть красавицей, но с другим темпераментом. Мы видим, что ей очень нравится конь, мало того, видим, что девочка и конь очень похожи друг на друга. В чем это выражается? В черных глазах — они большие и яркие. У девочки густые черные блестящие локоны волос, а у коня черная лоснящаяся шкура и густая грива. И движения у них страстные, порывистые. На Амацилии платье бело-розовое, у коня язык и ноздри — красные.

У детей можно спросить, какая девочка больше нравится и почему? Чаще всего выбирается маленькая девочка, потому что она похожа на цветочек, на розочку. Однажды мне пришлось вести экскурсию из очень далекого города. И около этой картины мне учительница призналась, что если бы она не увидела картину в галерее, то была бы уверена, что в помещении, за спиной девочки — пожар. Так обманчиво картина воспринималась через слайд, которым она пользовалась на уроках в школе. И действительно, красный — «горячий» цвет огромной шторы или занавеса сильно напоминает живое движение огня. Красный цвет всегда воспринимается наиболее эмоционально. Можно с уверенностью сказать, что художник сравнивает в своей картине две красоты, два темперамента: «лед и пламень».

Ну вот и закончилась наша экскурсия. Картин не должно быть слишком много, иначе все впечатления смешаются, и в памяти ничего не останется. Родителям стоит знать, что лучше всего запоминается последнее впечатление, поэтому под конец экскурсии можно посмотреть картину, которая будет нести воспитательную нагрузку. Урок с таким «наглядным пособием» усвоится легко и надолго.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *