Третий концерт рахманинова о чем
Третий фортепианный концерт Рахманинова Часть 1
Недавно я решил посмотреть на Гугле списки 10 лучших пианистов, Рахманинов везде на первом месте.
Уверяю вас, читатели, что для многих из вас, кто интересуется музыкой, это открытие. Не просто в первой десятке, а именно на первом месте.
Если Вы пойдете по ссылке, то о Рахманинове прочтете:
«Что делает его великим? Почти сверхчеловеческая техника пальцев, которая позволяла ему поддерживать чистоту и ясность даже в самых невероятно сложных пассажах. Частично это объяснялось его знаменитыми большими руками, способными покрыть 12 дюймов или на пианино от До1 до ля2. Он также обладал прекрасным мелодичным звучанием, которое так нравилось скрипачу Фрицу Крейслеру, позволяющее Рахманинову исторгать бесконечную обворожительность из мелодии».
Никому из 10 пианистов в этом списке не дано такое описание достоинств игры.
(What makes him great? An almost superhumanly clean finger technique, which allowed him to maintain clarity even in the knottiest passages. This was partly due to his famously large hands, able to span 12 inches, or a 13th (C1 to A2) on the piano. He also had a beautifully singing tone, likened to that of violinist Fritz Kreisler, permitting him to wring infinite sweetness from a melody).
А в списке первых 10 композиторов Рахманинова нет. Об этом списке читать в статье о Чайковском.
http://www.proza.ru/2015/04/26/1427
Но туда попасть сложно. Почему? Список короткий! Супергениев больше чем 10. Вот в чем проблема.
Вот этот список на всякий случай для любопытных:
Бах, Моцарт, Бетховен, Чайковский, Вагнер, Брамс, Шуберт, Шуман, Верди, Гайдн.
Рахманинов, конечно, супергений, хотя Америки я не открываю. Но я бы поставил его в десятку только за Третий концерт.
У меня на слуху, наверное, более тысячи произведений и среди них наберется, скажем, около 50 высшего класса, которые были написаны композиторами тем непостижимым даже для них самих способом, когда, (чтобы не изобретать красивых слов воспользуюсь вечным Пушкиным), на них нисходило Божье благословение:
«И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет».
Причем, это не метафора, а именно так это и происходит. Многие на Прозеру это испытывали на себе, хоть может и не в той степени, как перечисленные гении, но в достаточной, чтобы понять.
Понять, значит стать равным, как сказал Рафаэль.
А что за произведения приводят меня в такое жуткое волнение?
Вот некоторые из них, более полный список в конце статьи с ссылками на лучших, по моему мнению, исполнителей.
Я много чего не сделал из-за этой музыки, потому что потратил на слушание ее много времени, и главное, после нее все кажется несущественным.
Как видите, четыре фортепианных концерта Рахманинова навсегда подняли его в ранг непостижимых гениев.
Рахманинов много еще написал восхитительной музыки, достаточно сказать, что мы воспитаны на его романсах:
«В молчаньи ночи тайной» (А. А. Фет),
«Не пой, красавица» (А. С. Пушкин),
«Весенние воды» ( Ф.И.Тютчев).
Чтобы понять значение рахманиновских концертов в мировом творчестве композиторов приведу такое сравнение.
Стендаль в «Истории живописи в Италии» пишет:
«У Николо Пизано явилась мысль подражать античности. Чимабуэ и Джотто начали копировать природу. Брунеллески дал перспективу. Мазаччо воспользовался всем этим, как истинный гений, и внес в живопись экспрессию. После него внезапно появляются Леонардо да Винчи, Микельанждело, Фрате и Андреа дель Сарто. Это сноп фейерверка. И больше нет ничего».
Так греки создали Венеру Милосскую и Нику Самофракийскую и потом 2000 лет – ничего.
В утверждении Стендаля есть некоторое романтическое преувеличение – он не упомянул Рафаэля, да и потом были Веласкес и Гойя, но с композиторами это практически правда.
Но наша статья, посвящена Третьему концерту.
Генрих Нейгауз в своих воспоминаниях писал:
“Третий концерт Рахманинова, «Дон Жуан» Листа требуют не только умения, знания, многих часов (дней, месяцев!) упорной работы, но прежде всего
с т и х и й н о г о таланта, уникальной, не часто встречающейся в и р т у о з н о й одаренности…» (Разрядка Нейгауза).
Третий один из сложнейших концертов не только в техническом смысле. Для выдающихся исполнителей технические проблемы не существуют. Сложность состоит в проникновении в душу произведения, понять его суть. А это проникновение и понимание выражается в цельности исполнения.
Высший талант музыканта состоит именно в умении понять и донести до слушателя эту цельность.
На языке специалистов это называется ИГРАТЬ МАСШТАБНО. Играть масштабно, а не отдельные пассажи. Донести до слушателей всю вещь в ее единстве.
Поэтому как исполнитель Рахманинов на первом месте, потому что он масштабно играл по сравнению с любым исполнителем. И надо предположить также играли свои произведения Лист, Моцарт и Бетховен.
Я очень много времени провожу в автомобиле и слушаю бескончно записи 4-х концертов Рахманинова в его собственном исполнении, и чем больше слушаю (это уже addiction), тем больше убеждаюсь, что лучше его никто не играет, что вполне понятно.
Рахманинов написал Третий концерт, когда ему было 37 лет.
Тот самый критический возраст у многих гениев, когда их жизнь окончилась, (не многие вернулись с поля – список жуткий).
http://www.proza.ru/2014/09/21/221У
Столь же сакральное значение, как и всем известное начало Пятой симфонии у Бетховена, которая, вы не поверите, тоже написана Бетховеном, когда ему было около 38 лет (1804-1808) Бетховен родился в 1770-м.
Мелодия это как колыбельная, которую мать-Россия напела при рождении своему великому сыну.
У меня этот ответ связывается с известными словами Белинского о том, что интеллигенция тоже народ, Рахманинову не нужно использовать некую народную мелодию, потому что он и есть представитель русского народа и может создавать народные мелодии.
Кстати, Клиберн в 1958 на конкурсе в
финале играл Первый Чайковского и Третий Рахманинова!!
Национальный характер любой музыки очевиден.
Методичный немец Бах написал методичную высокоорганизованную музыку, Бетховен взорвался варварским немецким духом, перешедшим позже к Вагнеру.
Вот как Николай Усков в книге «Неизвестная Россия» цитирует Ключевского, объясняя Западно-Европейский характер, сравнивая его с русским:
«Все, что (путник) видит вокруг себя на Западе, настойчиво навязывает ему впечатление границы предела, точной определенности, строгой отчетливости и ежеминутного, повсеместного присутствия человека с внушительными признаками его упорного и продолжительного труда. Внимание путника непрерывно занято, крайне возбуждено. Другое дело в России. Тут «точно одно и то же место движется вместе с ним сотни верст. Жилья не видно на обширных пространствах, никакого звука не слышно кругом – и наблюдателем овладевает жуткое чувство невозмутимого покоя. »
А вот что пишет Рахманинов о своем ощущении в русском поместье :
«Никаких природных красот, к которым обыкновенно причисляют горы, пропасти, моря – там не было. Имение это было степное, а степь это то же море, без конца и края, где вместо воды сплошные поля ржи, пшеницы, овса и т.д., от горизонта до гоизонта. Часто хвалят морской воздух, но. насколько лучше степной воздух с ароматом земли и всего растущего и цветущего. »
я пречислю важнейшие события жизни Рахманинова до написания Третьего концерта в темпе этой фуги за 1 минуту и 50 секунд.
Мое краткое перечисление как раз имеет целью показать формирование характера и жизненных впечатлений как предпосылку этого концерта.
Дело в том, что если Вы начнете читать многочисленные биографии Рахманинова, вы не будете ставить себе задачу представить характер Рахманинова, созданный событиями его биографии, а именно этот характер нужно понимать, хоть в приближенной степени, чтобы увидеть отображение этого характера в музыке.
Творчество это слепок характера.
Не имея вундеркиндовского детства, которое бы его сразу прославило, подобно нынешнему Мысину или тогдашнему Моцарту, он постоянно всех, как бы вдруг, поражал своими гениальными способностями: феноменальной памятью и абсолютным слухом, (запоминая любое произведение с одного прослушивания), и невероятной технической способностью в игре на пианино.
Это непонимание его гениальности сопровождалось довольно долго, (отсутствие в России моды на вундеркиндов, сейчас благодаря интернетеу эта мода расцвела).
Когда он стал руководителем Большого театра в возрасте 31 года, его подход НЕ сразу встретил одобрение, хотя он довел уровень спекталей до совершенства.
Совсем наглядно в живописи – есть такой термин «социалистический реализм», (Дейнека, Герасимов, Нисский. ), но правильнее было бы назвать «советский реализм».
Оказавшись в Америке, Рахманинов потерял контакт с окружающей его действительностью. Окружающую действительность в Америке выражали Гершвин, Бернстайн, Копланд, Дюк Эллингтон, Гленн Миллер, Бени Гудман.
Именно в Америке Рахманинов написал Вариации на тему Паганини – вещь гениальную в высшей степени, но она по словам самого Рахманинова пример абсолютной музыки (Это он сказал о знаменитой Прелюдии до-диез минор (op.3 № 2): «Абсолютная музыка может навести на мысль или вызвать у слушателя настроение, но её первичная функция — доставлять интеллектуальное удовольствие красотой и разнообразием своей формы».
Американская жизнь чрезвычайно насыщена во всех отношениях, это именно горнило, как я заметил. Я ее за 40 лет не вполне воспринял, но Рахманинов гений феноменальный. Он мгновенно все запоминал впитывал и понимал. И то, написав Четвертый в 1926-м, он потом дважды его переделывал с окончательной редакций в 1941 году, которая именно у меня на диске.
Очень интересно, что Мацуев сказал после своих недавних выступлений в Америке:
«. американские залы – это залы, как и крупные европейские, с богатейшей музыкальной историей. Лет пять назад в Энн-Арборе в Hill Auditorium, где я играл Третий концерт Рахманинова с Валерием Гергиевым и Мариинским оркестром, ко мне подошел пожилой американец и сказал, что мое исполнение ему напомнило самого Рахманинова, который играл этот Концерт здесь с Филадельфийским оркестром в 1942 году.
Я был потрясен: этот человек слышал Рахманинова! В мире, думаю, таких людей немного осталось. Он был для меня, словно проводник сквозь время.
И я ему сказал: стоп, вы мне нужны! Мы общались, он рассказывал мне о живом образе Рахманинова. Как он выходил на сцену: высокий, худой человек с абсолютно прямой спиной и огромными руками. Как он прикасался к инструменту, и инструмент начинал петь так, как ни у кого больше невозможно было услышать.
Эта история была потрясающей для меня. И в каждом из крупных американских залов есть своя огромная история, огромная традиция.
— Почти с каждым из залов связаны русские имена, начиная с Чайковского, открывавшего Сarnegie Hall в Нью-Йорке.
— Да, американская музыкальная культура очень тесно связана с русской: достаточно вспомнить Стравинского, Рахманинова, Прокофьева, Горовица, Хейфица – список можно продолжать бесконечно.
Тот же Рахманинов просто рекордсмен по количеству выступлений в Сarnegie Hall – более ста раз. На втором месте, может быть, Горовиц. Поэтому атмосфера здесь абсолютно уникальная. Я старался передавать ее в своих видео-репортажах из городов, где выступал».
Приложение. Список моих любимых произведений:
Рахманинов: 4 концерта, Фантазия на тему Паганини, Всенощная; https://www.youtube.com/watch?v=XfDreat***U
Глинка: Вальс-фантазия
Бах: Токатта и фуга ре-минор, Голдберговские вариации, 5-й концерт для клавесина 2я часть,
https://www.youtube.com/watch?v=a0n99OopdpA Гленн Гульд лучше всех,
Шуберт : Квинтет «Форель», Фантазия для пианино в 4 руки Д940, трио ми бемоль мажор;
Шопен: 2я часть 2го концерта;
Брамс: Скрипичный, двойной (скрипка и виолончель)неподражаемы Исаак Стерн и Йо-Йо Ма, 2й для фортепиано, 3я симфония часть 3.
скрипичный Бруха, срипичный Медельсона, Скрипичный Сибелиуса, скрипичный №2 Венявского ( https://www.youtube.com/watch?v=MYzYVsvD5as Шломо Минц Венявского играет лучше всех).
Дворжак симф 8, часть 3;
Рихард Штраус – Так говорил Заратутстра.
Губайдулина: Марта и Мэри, Офферториум, Pro et Contra;
Шнитке- Кончерто Гроссо
Рахманинов 3-й фортепианный концерт Часть 2
В пансионе Зверева была железная дисциплина. За 4 года Зверев сдела из Рахманинова безупречного в техническом отношении пианиста и, в определенном смысле, повлиял на его характер. С разболтанностью и ленью было покончено навсегда.
Рахманинов: «Лучшим, что есть во мне я обязае ему». Зверев в какой-то степени сыграл в жизни Рахманинова ту же роль, что и отец в жизни Моцарта.
Там же Рахманинов познакомился с Чайковским. Я бы сказал, снизошла Чайковского благодать на Рахманинова. По словам Рахманинова, он был под полным обаянием Чайковского. Какое везение – два гения соприкоснулись. Знали друг друга.
1887 год Скерцо ре-минор, первое сочинение Рахманинова, ему 14 лет. Ссора со Зверевым, который пропустил момент повзросления гениального Рахманинова.
— Сдружился с тремя дочерьми Скалон, он в их компании дал себе прозвище «бедный странствующий музыкант», что отражало истинное его положению в те времена.
— Там он также как и у бабушки Бутаковой во всю проявил себя как спортсмен и заводила – гребля, плавание, катался на велосипеде и лошадях. (Позже он одним из первых в России купил себе автомобиль).
— Письма писал к Наталье, сохранились.
В это же время романс «В молчаньи ночи» посвящен Вере Дмитриевне Скалон, 1890.
Работал над Первым концертом для ф-но и писал Наталье о необходимости учить дураков.
— Я писал в первой части, что у Рахманинова был твердый характер, что характерно для гениев, будь то Моцарт, Бах или Ван Гог. Эта твердость как раз проявилась в столкновении с директором консерватории Сафоновым. «Сафонов потребовал изменений в партитуре Первого концерта, что обычно воспринималось учениками без проблем. Рахманинов не только отказывался от изменений, но и останавливал Сафонова, дирижировашего оркестром, указывая ему на неверный темп или ньюансы».
— Если вам придется послушать симфонию,
(Оркестр Пермской оперы, дирижирует Валерий Платонов
https://www.youtube.com/watch?v=2ey-Ecr_3ro (супер исполнение)),
— Скалон Вера вышла замуж и сожгла все его письма.
— 1901-1902, 2й концерт сравнялся по популяпности с 1м Чайковского. 2-й это «эпико драматическая поэма о России, стоящей на пороге нового века».
Послесловие.
Рахманинов концертировал до смерти. Последние два концерта он дал 15 февраля в Луисвилле штат Кентукки и 17 февраля уже совершенно больной, постеснялся отменить, в Ноксвилле штат Теннесси. (Это все поблизости, где я сейчас живу). У него была обнаружена скоротечная форма рака. Близкие скрыли диагноз от него.
Он терпел очевидно сильные боли и поражал окружающих терпением и деликатностью поведения. Все время спрашивал как положение на фронте и радовался, что произошел перелом в войне. Как ужасно было бы умереть с новостями до Сталинграда.
Еще до кончины пришло поздравительное письмо от Союза советских композиторов ко дню рождения на 70-летие к 1 апреля, до которого он не дожил.
Умер 28 марта 1943 года.
3 страшных перелома
Третий концерт рахманинова о чем
С. Рахманинов Концерт для фортепиано с оркестром № 3
Сергей Рахманинов – это яркая и сильная фигура в отечественной музыкальной культуре. Он был блестящим пианистом, не имеющим себе равных среди современников. Кроме того многие поклонники знали его как выдающегося дирижера и, конечно же, композитора. Не случайно один из музыкальных критиков назвал маэстро «божеством в трех лицах». Его исполнительский дар был поистине великолепным, и именно фортепианной музыке Рахманинов уделял огромное значение в своем творчестве.
Историю создания Концерта для фортепиано №3 Рахманинова, а также интересные факты и музыкальное содержание произведения читайте на нашей странице.
История создания
Очень важное место в фортепианном творчестве Сергея Васильевича Рахманинова занимает жанр концерта. Более того, ни один из его современников не придавал такого значения этому жанру. Считается, что именно концерты – это своеобразные вершины в его творчестве, а остальные сочинения (сонаты, вариации, прелюдии ) лишь спутники, но неизменно наделенные аналогичными творческими идеями.
Все концертное творчество композитора принято делить на три периода: ранний, зрелый и заграничный. Так, его первый концерт был сочинен еще в студенческие годы, во время обучения в консерватории (1981). Второй (1901) и Третий (1909) концерты появляются уже в зрелый период его творческого пути. Четвертый принято относить к переходному отрезку от зрелого к позднему периоду, соответственно от русского к заграничному. Сюда же следует отнести и Рапсодию на тему Паганини . Первый концерт принято считать еще недостаточно самостоятельным. В нем улавливается большое влияние Чайковского , Грига, Листа . Любопытно, что именно этот концерт является первым произведением, которое молодой композитор решил предать гласности и занес в свой первый опус. Чуть позже он сделал вторую редакцию этого сочинения.
Во Втором концерте Рахманинов предстает уже зрелым композитором с индивидуальным ярким стилем. Исполнение этого произведения принесло Сергею Васильевичу заслуженный успех. Оно сразу же было признано критиками лучшим в этом жанре, правда, после Концерта b-moll Чайковского. Главную партию первой части и вовсе назвали одной из самых ярких тем России.
Центральное место в этот период творчества занимает Третий фортепианный концерт, который ничуть не уступает предыдущему по мелодическому богатству и широте тем. Более того, в нем заметно чувствуется большая зрелость и сосредоточенность мысли.
Весной 1909 года семья Рахманиновых покинула Дрезден и вернулась в Москву. Композитор сразу же включился в работу. Летом, по обычаю, он перебирается в Ивановку. Вот только к этому времени имение уже пришло практически в упадок. Композитору пришлось взять в свои руки полностью управление и привести все в порядок. Масса усовершенствований обошлась Рахманинову в приличную сумму. Именно здесь он и начинает работу над своим Третьим концертом d moll. К октябрю этого года произведение было полностью закончено и оркестровано.
Впервые концерт был исполнен в ноябре 1909 года в Нью-Йорке под управлением В. Дамроша. В январе 1910 года Сергей Васильевич повторил исполнение своего нового сочинения уже совместно с Густавом Малером . А вот соотечественники композитора смогли познакомиться с новым сочинением в исполнении автором весной 1910 года. Оркестром управлял Е. Плотников.
После первого прослушивания концерт был очень тепло принят публикой и высоко отмечен музыкальной общественностью, но не более. Настоящее признание пришло немного позднее. Критики объясняют это новизной концерта. Лишь в 30-е годы это сочинение получает более широкое признание публики, его исполняют во многих концертах. В. Горовиц, В. Гизекинг, а также многие другие советские и английские пианисты включают это произведение в свои программы.
Интересные факты
Содержание Концерта для фортепиано №3 Рахманинова
В Третьем концерте Рахманинов показал во всей красе образ Родины, но немного иной, нежели во Втором. Здесь композитор уделяет внимание именно Древней Руси, с ее таинственным и поэтичным звучанием. Мягкая и задушевная мелодия начинает концерт, она словно невзначай напета. Тема эта словно сама выросла из русского народного-песенного мелоса. Постепенно свободно-вариантное песенное развертывание приводит к кульминации в которой возникает новый песенный оборот. Это словно тихий вздох восхищения от созерцания родных просторов, открывшихся взору. Следующие части словно вырастают из первой.
Главная тема Интермеццо (2 часть) также представляет собой песенный мотив. Он полон сосредоточенной задумчивости. Воображение рисует серьезный и вдумчивый взгляд в затененные родные дали. Далее звучат вариации-строфы, где происходит страстное излияние чувств. Лишь четвертая строфа несколько оттеняет другие со своей танцевальностью. Как напоминание, здесь проводятся партии из первой части.
Третья часть – финал, рисует сказочный мир, который вступает в свои права с воцарением темноты и исчезает с рассветом, оттеняя праздничные массовые картины (экспозицию и репризу). Основной образ представляет собой причудливый звездный дождь, который завораживает слушателей загадочно-насмешливой феерической красотой.
Рахманинов очень мастерски использовал для этих целей звучность фортепиано. Кульминация части мощная, колокольно-хоровая. В ней угадывается какое-то упование на небывалое преображение, но в решающий момент происходит катастрофический срыв. Вместо нового проведения, песенный мотив трагически распадается. Появляются зловещие фантастические линии, а также стонущие интонации. К концу спада все утихает, восстанавливается тональность. Но это лишь смутные проблески надежды на восстановление песенного образа. Традиционной сонатной репризы здесь нет. В большой и невероятно виртуозной каденции солиста главная тема приобретает скерцозный облик, затем звучит с патетическими призывами. Песенная тема снова возвращается в репризе-коде, здесь она звучит скромно и во всей красе. Завершается произведение каскадом аккордов, как победой светлого начала.
В Третьем концерте воображение Сергея Васильевича проложило пусть светлым надеждам сквозь «вековую мглу». Примечательно, что сочинение это стало одной из вершин русского музыкального искусства предоктябрьской поры. Оно создавалось наряду с патриотическими циклами «Родина», «На поле Куликовом» Блока. Именно в это время поэт осознал, что главной является тема о России и она самая реальная, настоящая. Удивительным образом два лирика-современника, абсолютно не сговариваясь воспевают в своем творчестве главную для себя тему.
Третий концерт Рахманинова является одним из наиболее значимых произведений композитора. Он открывает новые грани творчества маэстро. Этим сочинением, Рахманинов еще более сближает концерт и симфонию. Но еще примечательнее то, что все возможности для интенсивного развития сконцентрированы у него в одной, невероятно красивой песенной теме. Именно в этом концерте практически полностью сформировался стиль Сергея Рахманинова, неповторимый и легко узнаваемый.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Фортепианный концерт №3 Рахманинова
Почему Рахманинов играл Концерт №3 быстрее других
Сергей Васильевич Рахманинов – один из крупнейших музыкантов рубежа XIX-XX веков. Его искусство отличается чувственной правдивостью, искренностью и эмоциональной полнотой художественного исполнения. Он следовал лучшим традициям русской музыкальной классики – можно сказать, что Рахманинов был проникновенным певцом русской природы.
Рахманинов рос в музыкальной семье. Его отец, Василий Аркадьевич Рахманинов, был человеком исключительной музыкальной одаренности, а мать выступила в качестве его педагога по фортепиано, однако, по словам будущего выдающегося композитора, уроки доставляли ему «большое неудовольствие». Несмотря на это, к четырем годам он мог свободно играть в четыре руки со своим дедом, Аркадием Александровичем.
Тот, кто слышал, как Рахманинов играет свои произведения, не мог не заметить, что темп его игры намного выше, чем у иных музыкантов. Несомненно, можно по-разному интерпретировать произведение, но сам факт, что большинство исполнителей играют музыку Рахманинова намного медленней, чем сам композитор, вызывает удивление.
Шарлотта Ланг (Charlotte Lang), пианист и певица, считает, что причиной всему «огромные руки Рахманинова».
«Он мог одной рукой дотянуться до 13 клавиш (целая октава плюс еще квинта). Если природа не одарила музыканта крупными кистями рук, то ему приходится играть медленно, чтобы точно попадать по клавишам, ведь арпеджио в произведениях Рахманинова просто нечеловеческие, – поясняет Шарлотта. – Но не стоит сбрасывать со счетов тот факт, что быстрая игра не представляла особой сложности для Сергея Васильевича, поскольку он был невероятно искусным пианистом».
Стефано Дегано (Stefano Degano), бакалавр музыки, в свою очередь, отмечает, что скорость игры Рахманинова никак не связана с уровнем его подготовки: «Любой профессиональный музыкант сможет сыграть это произведение так же быстро или даже быстрее, чем Рахманинов».
Ответ на этот вопрос может стать для кого-то сюрпризом: Рахманинов играл быстрее и сокращал партитуру, чтобы его произведения подошли для формата пластинок со скоростью вращения 78 об/мин. Разумеется, он сокращал и более крупные работы, чтобы их было удобнее играть на выступлениях, но не в этом случае.
«Насколько я помню, ранние записи Рахманинова были сделаны на дисках Edison Diamond, которые вы можете видеть на фото ниже, – говорит Алан Моррисон (Alan Morrison). – Их можно прослушать только на специальных фонографах, вращающих пластинки с частотой 80 об/мин».
Рахманинов также записывал свои выступления под лейблом Victor, до и после того как RCA выкупила Victor Talking Machine. Диски Victor как раз поспособствовали распространению формата 78 об/мин.
Вот что по этому поводу пишут на сайте Classical.net:
«Широко известно, что Рахманинов иногда укорачивал свои работы во время выступлений, например Симфонию №2. Также это было необходимо, чтобы удовлетворить требованиям стандарта пластинок со скоростью вращения 78 об/мин. В то время такая практика была широко распространена. Однако сегодня так практически не делают»
Стоит отметить, что Стивен Хаф и Валентина Лисица недавно записали Концерт №3 Рахманинова, исполнив его со скоростью, с которой его играл сам композитор. Это доказывает, что есть музыканты, которые могут играть произведения Рахманинова очень быстро.
Аллен Юань (Allen Yuan) также подтверждает, что Рахманинов действительно опускал фрагменты своих произведений. Например, один из таких моментов можно услышать в этом видео (отметка 5:25).
«Правда я не могу сказать наверняка, почему он играл Концерт №3 так быстро, – отвечает Аллен. – Когда я обратился с этим вопросом к своему преподавателю, он ответил, что именно эта запись была сделана после длительного тура. Возможно, он просто устал играть одно и то же».
Без сомнения, Рахманинов был одним из величайших виртуозов своего времени. Имя Рахманинова как пианиста стоит в одном ряду с именами Ф. Листа и А. Г. Рубинштейна.
«Но как человек, который проводит много времени в концертных залах, могу с уверенностью сказать, что причина, по которой профессиональные пианисты не играют произведения быстро, никак не связана с уровнем их подготовки» – заключает Аллен.