Третье место что это такое простыми словами в библиотеке
Третье место что это такое простыми словами в библиотеке
У большинства людей есть два основных «места»: дом и работа. Американский социолог Рэй Ольденбург придумал и обосновал концепцию «третьего места» – такого, где можно интересно и легко провести время среди приятных людей. Петербургская библиотека имени Гоголя позиционирует себя именно как такое «третье место» – стильное, современное, привлекательное для горожан разного возраста. О том, что из этого получается, «Папмамбуку» рассказала заведующая библиотекой Юлия Мартинкенайте.
– Юля, библиотека Гоголя находится на Охте, вдалеке от центра, вокруг пустыри и многоэтажки середины ХХ века. С какой стороны ни приближайся – ничто не предвещает такого буйства современности, ярких красок… Как такое стало возможно?
– Самой библиотеке уже почти сто лет, и мы являемся центральной районной библиотекой Красногвардейского района. По всем статьям – вполне классическое учреждение. Инициатором перемен стала Марина Борисовна Швец, которая возглавляет районную библиотечную систему. Библиотека Гоголя была первой площадкой, где произошла полная реконструкция. Следом за нами этот путь уже прошла детская библиотека «Город». Планируется, что постепенно перемены коснутся всех тринадцати библиотек Охты.
– Ориентировались ли вы при этом на какие-то образцы?
– Мы ориентировались на Финляндию – благо, она совсем рядом. Там прекрасная библиотечная культура, много вдохновляющих инициатив. И сотрудники библиотеки, и наши дизайнеры-архитекторы (бюро KIDZ) специально изучали финский опыт.
– В чем же заключается главная идея перемен?
– Главная задача – привлечь в библиотеку молодых людей, не потеряв при этом более зрелого читателя. Стать местом, куда люди хотят прийти, чтобы провести свое свободное время в общении с культурой.
– В новом формате библиотека работает уже два года – заметны ли перемены? Вот сейчас, например, начало двенадцатого – а посетителей в библиотеке совсем мало…
– Наша библиотека – для взрослых, и днем большинство наших потенциальных посетителей работают. Именно поэтому, открывшись после ремонта, мы изменили часы работы. Теперь мы ежедневно открыты до 20.00, единственный выходной – понедельник. Открываемся мы в 11, и в первой половине дня, когда большинство взрослых учатся или работают, к нам приходят, в основном, пожилые люди. После 16 часов и вплоть до самого закрытия идут старшеклассники, студенты, работающие взрослые. Да, количественные показатели – посещаемость, выдача книг ‒ после обновления увеличились, но не это главное. Мне важнее всего качественные перемены. Изменилось и наше собственное ощущение библиотеки. Пришли молодые сотрудники, с горящими глазами, с драйвом, с желанием придумывать и реализовывать новые проекты. Нам очень нравится наше место работы.
– И чем же занимаются взрослые в обновленной районной библиотеке? Появились ли у вас какие-то новые форматы работы, кроме выдачи книг?
– Сформулировав идею о том, что для библиотеки одинаково важны и книги, и читатели, мы поняли, что нам нужны специальные пространства для общения, не заставленные книжным фондом. Сейчас у нас две таких зоны: конференц-зал и арт-холл. Мы предоставляем их всем желающим (конечно, по предварительной договоренности). В 2013 году, когда библиотека открылась после реконструкции, к нам вернулись языковые клубы для старшего поколения: они состоят из людей, которые когда-то изучали иностранные языки и теперь готовы поделиться своими знаниями со всеми желающими. Встречи проходят в конференц-зале почти ежедневно, и их участники просто разговаривают друг с другом по-английски, по-французски, по-немецки, читают и смотрят фильмы на иностранных языках. А для молодых людей движение «LanguageFree» проводит у нас бесплатные краткосрочные курсы китайского, норвежского и японского.
Мы всегда стараемся исходить из потребностей аудитории, и множество мероприятий устраивается по инициативе наших читателей и посетителей. Например, именно так возник проект «Детское время», направленный на популяризацию семейного досуга. К нам приходят мамы, папы с детьми, бабушки и дедушки с внуками, и мы проводим занятия по чтению, рисованию, лепке, делаем спектакли даже для самых юных зрителей.
– Правильно ли я понимаю, что в этих случаях библиотека просто предоставляет помещение инициативным посетителям? Ни ее коллекции, ни сотрудники никак в этих занятиях не задействованы?
– Не совсем так. Действительно, упомянутые мною мероприятия родились по «инициативе снизу», и библиотека поддержала их своими ресурсами. Но не только помещениями: к таким встречам мы делаем тематические книжные выставки из наших фондов, и те, кто приходит на эти встречи, нередко становятся нашими постоянными читателями.
Что касается сотрудников библиотеки, то у них помимо текущей работы есть и свои большие проекты. Так что я как заведующая только рада, если какие-то мероприятия проводятся без непосредственного участия сотрудников на площадке.
– Расскажите о самом интересном, на ваш взгляд, проекте.
– Наверное, это «Безумные шестидесятые». В течение полугода, с февраля по июнь 2016 года, в библиотеке проходят лекции и встречи с филологами, искусствоведами, музыкантами, культурологами. Они рассказывают о музыке, зарубежной литературе, искусстве, моде, субкультурах 1960-х годов. Мы готовим книжные выставки, приглашаем ведущих. Проект оказался невероятно востребованным, на лекциях часто не хватает мест для всех пришедших. Люди очень заинтересованно слушают, задают вопросы, предлагают дальнейшие темы. В последний раз разобрали все книги, о которых шла речь на лекциях. В рамках этого проекта мы и кино смотрим, и музыку слушаем, и даже модное дефиле 60-х годов планируем провести.
Как это устроено: по залам библиотеки имени Гоголя
Холл
У библиотеки есть свой брендбук, включающий логотип и фирменный стиль, в котором оформляются все анонсы, печатные материалы и видеоролики, которые создает библиотека. Элементы этого стиля постоянно встречаются в интерьерах здания, начиная с холла.
Первое, что видит при входе посетитель, – медиастена: на черной стене закреплены экраны и репродукции в одинаковых рамах. На большой телевизионной панели и четырех маленьких телевизорах постоянно транслируются тематические ролики, сделанные сотрудниками библиотеки. Например, на одном телевизоре сменяют друг друга слайды на тему «Новости литературы», на другом – «Библиотеки мира», на третьем – «Афиша мероприятий Санкт-Петербурга». На большом телевизоре транслируются видеоролики из серии «Я читатель», в которых Александр Архангельский, Майя Кучерская и другие известные критики рассказывают о литературных событиях. Здесь же появляются буктрейлеры, ролики читателей «Я советую».
Зал художественной литературы
До реконструкции в библиотеке Гоголя было два традиционных зала: абонемент и читальный зал. Теперь вместо них есть зал художественной и зал отраслевой литературы. Это оказалось очень удобно для читателей, которые обычно точно знают, в какой зал они направляются. Художественный и отраслевой залы зеркально повторяют друг друга, что значительно облегчает читателям навигацию в библиотеке.
В «художественном» зале представлена классика, современная массовая и не только литература, и есть несколько компьютеров с доступом к полнотекстовым базам данных.
Один из «героев» этого зала – Николай Васильевич Гоголь, чье имя библиотека на Охте получила в 1952 году. Никакого отношения ни к этому месту, ни к библиотеке Гоголь не имел, просто тогда отмечалось столетие со дня смерти писатели. После реконструкции сотрудники библиотеки решили не упускать прекрасную возможность и создали проект «Библиотека с именем», став одним из центров «гоголеведения» в Петербурге. Здесь разрабатывают и проводят экскурсии по гоголевским местам города, собирают коллекцию его книг, проводят просветительские акции. На стене – символический портрет Гоголя, составленный из его цитат.
Зал отраслевой литературы
Здесь собрана литература по разным отраслям знания, есть места для работы с электронными ресурсами, диалоговая зона. И даже стоит стилизованная телефонная кабинка, где посетитель может уединиться для разговора по сотовому телефону.
Вся мебель и в художественном, и в отраслевом зале – на колесиках. Это позволяет легко сдвигать книжные стеллажи и организовать необходимые посадочные места, превращая библиотеку то в лекционное пространство, то в концертный зал. Когда библиотека Гоголя участвовала в Ночи музеев, здесь проводились даже фехтовальные турниры. Мобильность, трансформация – один из основных принципов пространственного устройства библиотеки, который позволяет наиболее эффективно использовать небольшие помещения.
Конференц-зал
Основной элемент дизайна в этом помещении – книжная полка СЛОВО, созданная из больших декоративных букв. «Обращаться со словами нужно честно», – говорил Гоголь. Смысл этого пространства – именно честное обращение со словами. Здесь создана деловая атмосфера, на встречах одновременно могут присутствовать до 40 человек. Проводятся и серьезные научные конференции (зал оборудован системой видеоконференций), и мастер-классы для детей и взрослых (например, связанные с рукоделием, рисованием или освоением компьютерных программ).
Медиатека
Сотрудники библиотеки позиционируют это пространство как коворкинг, территорию молодежных инициатив, площадку для коммуникаций. Здесь имеется большой фонд медиа-изданий (в том числе обучающие программы), проводятся вебинары, компьютерные мастер-классы. Стеллажи стилизованы под игру «тетрис», поскольку ключевой принцип этой игры – богатство интерпретаций – стал основой и концепции медиатеки. Даже оформление окон включено в концепцию: над каждым окном – надпись, например «Real life» или «Nice view»
Арт-холл
«Взять книгу и уйти домой» – от этой классической схемы в библиотеке Гоголя решили отказаться. Здесь нет и строгой надписи «Вход с печатной продукцией запрещен». В библиотеку Гоголя можно прийти со своими книгами и почитать их в комфортной для себя обстановке.
В отраслевом и художественном залах есть удобные места для уединенного чтения, а арт-холл рассчитан на тех, кто хочет читать вместе – вслух или про себя. Здесь студенты готовятся к экзаменам. Проводятся литературные чтения и конкурсы, молодежные кинофестивали, выставки. По выходным – детский час, когда родители и дети вместе смотрят кинофильмы или театральные постановки, читают вслух и играют в настольные игры. Здесь можно лежать на полу, похожем на травяную лужайку, или сидеть на подоконниках. Символ арт-холла – книжная полка-дерево, образ постоянного роста и развития.
Материал подготовила Анна Рапопорт
Фото автора
Третье место что это такое простыми словами в библиотеке
Тема «третьего места» — одна из самых обсуждаемых, когда речь заходит о путях развития публичных библиотек и книжных магазинов. Проектная студия ARTS4CITY, которая занимается культурным римейком городских пространств, рассказала о концепции третьих мест с позиции Рэя Ольденбурга и задалась вопросом: Каково значение третьих мест для горожан и для города? Может ли библиотека стать идеальным третьим местом?
Понятие «третьего места» становится все популярней и уже успело обосноваться в общественном сознании как концепция, связанная с общественными пространствами, городской средой и культурой. Само понятие впервые употребил в 1989 г. Рэй Ольденбург в своей, ставшей классикой урбанистики, книге «Третье место», где он описал черты третьих мест и их функции.
Что такое третье место
Третьи места — это городские пространства, занимающие промежуточное положение между домом (его Ольденбург называет «первым местом») и работой («вторым местом»). Пространство работы очень регламентировано, даже дом может серьезно ограничивать человека нормами семейной жизни. Городское пространство, где человек может побыть самим собой и расслабленно, наравне пообщаться с такими же, как он, Ольденбург называет «третьим». Бары, кафе и антикафе, дворы и парки, фитнес-залы и салоны красоты, церкви, библиотеки — в разных странах и городах третьи места могут проявляются в разных формах и иметь особую историю. Здесь проистекает неформальная общественная жизнь, создается фундамент для того, чтобы горожане могли найти себя в разных социальных мирах: будь то профессиональные или религиозные группы, хобби и субкультуры. Третьи места создаются не для соблюдения социального статуса, а для общения, они играют роль интеллектуального форума: обсуждения политических и литературных тем, коворкинг — тоже черты третьих мест. «Библиотеки сегодня, — говорит Александра Ненько, основатель студии ARTS4CITY, — подхватывают это здоровое веяние в развитие городов, повинуются тенденции открывания, креативизации, ищут новые форматы. Открытость всем и каждому — важнейшее свойство третьего места, органически присущее библиотеке». Какие же черты третьих мест смогут реализовать у себя библиотеки, не утратив своей сущностной функции?
Черты третьих мест
Третьим местам Ольденбург приписывает ряд качеств. Неформальность, пожалуй, ближе всего к самой сущности третьих мест. Третьи места отличает отсутствие ограничений и регламентов, которые могут быть на работе и дома, непринужденный способ взаимодействия людей разных социальных групп и статусов, которые приходят сюда беспрепятственно.
Инклюзивность третьего места — это его способность включать разных людей, не сегрегируя их по социальному статусу. Это нейтральная территория, не подчиненная условностям общения и объединяющая людей из разных социальных классов. Третьи места характеризует открытость и «всеядность», способность «вынести» любого человека без ограничений и быть, пользуясь выражением самого Ольденбурга, уникальным уравнителем.
Игривость и веселость присущи атмосфере третьих мест, люди приходят сюда, руководимые желанием развлечься. Веселье нередко списывают со счетов, когда пытаются рационализировать жизнь, сделать ее правильной и упорядоченной. Но именно игра в самом ее широком понимании — та фундаментальная вещь, которая происходит в третьих местах, и сама их атмосфера обладает терапевтическим эффектом.
Локальность — важнейшая характеристика третьих мест с точки зрения расположения. До третьего места легко можно дойти пешком, если же возникает потребность брать машину и ехать полчаса — это место уже не может считаться «вашим» третьим.
Неприметность третьего места создает ощущение комфорта для каждого, независимо от его социального статуса. Третьему месту совсем не обязательно быть ярким, фешенебельным и зазывающим, ведь ему важно не вызывать ощущения «чужой тарелки» ни у кого из своих посетителей. Простота третьего места должна создавать атмосферу уютного и легкого времяпрепровождения.
Надежда Балацкая,
старший научный сотрудник Российской национальной библиотеки
«Библиотеки — пространства для самореализации, а не для общения»
Библиотеки имеют явное преимущество перед многими коммерческими общественными пространствами, стремящимся выполнять роль третьих мест. Во многих крупных городах, в том числе и Петербурге, открытые городские пространства концентрируются в центре и их мало на окраинах, что нарушает принцип локальности и шаговой доступности третьих мест. Филиалы городских библиотек равномерно распределены по всему городу, в центральных районах их не больше, чем на окраинах.
Первые публичные библиотеки, которые создавались в середине XIX в., создавались именно как третьи места, и сейчас библиотеки практически заставляют вновь вспомнить об этой роли. Но сегодня, к сожалению, это зачастую выглядит как ликвидация традиционной функции библиотеки. Нам говорят: уберите каталоги, книги — они не нужны. Общение должно быть свободным, поэтому, библиотекари, не мешайте своими консультациями. Мы должны прийти к пониманию, какими качествами третьего места библиотека обладает, а какими нет. Библиотеки — это, в первую очередь, не пространства, где ты можешь пообщаться, а пространства, где ты можешь реализоваться сам, и они должны ясно осознать себя в этой роли. Например, торговые центры в качестве третьих мест тем и плохи, что лишены этого креативного начала: там все сделано за тебя. Библиотеки должны сохранить свою традиционную функцию, но позволить читателям самореализовываться в более свободном и гибком пространстве. В третьем месте твоя свобода проявляется в том, что ты можешь в нем что-то менять. В библиотеках столы и стулья традиционно стоят рядами. Если бы в свободном пространстве появилась возможность свободной расстановки, появилось бы больше свободы и больше пространства для самореализации.
Александра Ненько,
социолог-урбанист, основатель проектной студии ARTS4CITY
«Библиотеки заставляют становиться местами без книг»
Мы разработали концепцию для библиотек Красногвардейского района Санкт-Петербурга, с которыми сотрудничаем, того, как они могут себя реализовать в формате библиотечного центра общения, включающем смысловую и материальную составляющую. Я глубоко понимаю библиотеки: их заставляют становиться местами без книг. Я очень негативно к этому отношусь, потому что книги прекрасно совместимы с практиками общения. Нельзя библиотеки переделать в пространство, где нужно пить чай и кофе. Книги — неисчерпаемый ресурс, все упирается лишь в вопрос планировки и «упаковки» пространства.
Другой вопрос, который затрудняет реализацию библиотек как третьих мест, — о библиотеках просто не знают. Недалеко от моего дома есть библиотека, которую, если бы у меня не было профессионального интереса, я бы и не заметила, настолько она серенькая и блеклая. Наверно, не ошибусь, если скажу, что 90% жителей не знают о библиотеках своего района, не видят их, потому что они серые и незаметные. Это тоже вопрос наружного дизайна — и здесь скрывается большой потенциал для развития библиотек как общественных пространств.
Материалы по теме:
10 принципов создания библиотеки нового типа
Команда дизайнеров KIDZ превратила библиотеку им. Н. В. Гоголя в одно из самых модных городских пространств и с тех пор преобразила не одну петербургскую библиотеку. Как трансформировать книжные хранилища в актуальные социальные пространства? Дизайнеры поделились опытом.
Библиотека «ГОРОД»: эволюция пространства
Чтобы библиотека продолжила существование как физическое пространство, необходима индивидуальная идея, которая создаст визуальное и смысловое единство и позволит посетителям находить любимые места в соответствии с личными резонансами. Детская библиотека «ГОРОД» — о модернизации своего пространства в соответствии с концепцией edutainment.
Библиотека им. М. Ю. Лермонтова: преображение в цифровую эпоху
Вопреки ожиданиям, что время печатных книг и библиотек подходит к концу, библиотеки переживают впечатляющие метаморфозы. Кажется, вызовы цифрового времени пошли им только на пользу. Библиотека им. М. Ю. Лермонтова в Санкт-Петербурге, прошедшая через недавнюю реконструкцию, рассказала о том, как сейчас обстоят дела, и поделилась своим видением места и роли библиотек в цифровом веке.
Библиотека как третье место: ДАЙДЖЕСТ журнала «Библиотечное дело» №5 (2017)
Третье место — это якорь в жизни общества, который способствует и содействует творческому взаимодействию людей.
Дом, работа, школа, институт — первое и второе место — считаются приоритетными в жизни индивида.
Третьим же местам чаще отводится развлекательная, рекреационная роль.
Американский социолог Рэй Ольденбург 25 лет назад придумал и обосновал концепцию «третьего места» — такого, где можно интересно и с пользой провести время в приятном современном интерьере, пообщаться с друзьями. Много лет занимаясь проблемами урбанизации, он пришёл к выводу об «упадке публичного пространства». Возникла естественная потребность в разработке концепции его реконструкции.
В Старом Свете есть города, где традиционно существуют заведения, ставшие уже национальными символами. Сразу хочется назвать парижские бистро (вспомним знаменитую «Ротонду»), английские пабы и венские кофейни с непременной свежей газетой. Это не просто места, где можно пропустить стаканчик, перекусить или выпить кофе. Все они играют не последнюю общественную роль, являются частью повседневной жизни жителей и даже частью культуры. Именно их Рэй Ольденбург называет третьим местом (после первого места — дома и второго — работы).
Главные его признаки: оно демократично. До него легко добраться пешком. Обладает непритязательной обстановкой и скромным меню. Не это главное.
У него обязательно есть завсегдатаи. Внутри всегда звучит беседа и часто — смех. Обстановка непринуждённая, полная шуточек и дружеских подначек. Там чувствуешь себя «как дома». Словом, «это то место, куда можно прийти в одиночку почти в любое время суток и встретить там знакомых».
Рэй Ольденбург не называл библиотеки в числе «третьих мест», однако по факту они всё чаще становятся местами для отдыха, общения и творчества.
Я каждый вечер прохожу мимо библиотеки «Лиговская» (филиал МЦБС им.М. Ю. Лермонтова). Прежде это было неприметное место с вечно завешенными наглухо окнами. Всё изменилось, когда библиотека распахнула себя городу — вижу, как прохожие с интересом заглядывают в её ярко освещённые окна-витрины. Там всегда многолюдно. Работает образовательный и производственный центр в сфере прикладных искусств «Открытые мастерские». Здесь предоставляют возможность творческой реализации для всех посетителей: проходят мастер-классы, выставки, лекции, планируется создание собственного образовательного интернет-ресурса. Формируется уникальный книжный фонд по прикладным специальностям: дизайн одежды, фотография, художественный текстиль, переплёт и реставрация книг, столярное дело, резьба по дереву и флористика.
Татьяна Филиппова, главный редактор журнала «Библиотечное Дело»
Последние двадцать пять лет были плодотворным периодом в библиотечной жизни России. Были найдены многие решения, которые позволили уйти от единообразия государственных массовых библиотек советского периода.
Нужны концепции и идеи, которые открыли бы перед публичной библиотекой новые перспективы, стали бы ответом тем, кто считает публичную библиотеку отжившей свой век.
Но можно ли в принципе вписать библиотеки в общественное пространство и какими средствами это сделать – помимо визуализации физического пространства библиотек в городе, важность которой несомненна? Предлагается различать «частное», «публичное» и «общественное» пространства библиотеки.
Частное пространство – это библиотечное пространство, организованное с учетом потребности человека в автономном, индивидуальном режиме пользования библиотекой.
Публичное пространство – это помещения библиотеки, которые используются, как место встреч, диалога и взаимодействия людей.
Под общественным пространством в архитектуре и урбанистике понимаются городские площади, парки и скверы, где происходит общественная жизнь города, преимущественно в досуговой сфере. Они предназначены собирать большое число людей.
В общественное пространство легко вписываются летние читальные залы, библиотечные павильоны на книжных ярмарках, библиотечные фрешмобы, уличные выставки, конкурсы, викторины, концерты и даже спектакли.
У нас не сложилась своя библиотечная архитектура, поскольку десятилетиями новые библиотеки не строились. Не у всех библиотек есть объективные и субъективные условия для того, чтобы стать городским брендом. Однако все библиотеки могут стремиться к тому, чтобы сделать заметным свое присутствие в городе или своем районе.
На фото: Нотно-музыкальная библиотека им. П.И. Юргенсона
Нужны продуманные и последовательные шаги со стороны библиотечного сообщества, направленные на то, чтобы сделать библиотеку заметным и неотъемлемым элементом общественного пространства и общественной жизни городов.
На фото: Библиотека им. Д.В. Давыдова
Путешествие во времени. В Петербурге открылась Книжная Капелла // Библиотечное дело.- 2017.- №5.- С.6-7.
В начале декабря в Санкт-Петербурге открылась Книжная капелла – самая дорогая библиотека России, оформленная в готическом стиле средневекового замка.
Эта частная камерная библиотека получила название Книжной Капеллы не случайно: образ капеллы – домовой церкви при замке или дворце, по мнению создателей библиотеки, наиболее подходит для глубокого общения с книгой. Все детали интерьера – витражи, гобелены, росписи, предметы мебели, «исповедальня», «иконостас» с портретами великих книжников, лестницы и балюстрады – созданы для того, чтобы помочь человеку погрузиться в книжное пространство.
В статье вы найдете материал о таких необычных библиотеках, как библиотеки полярных станций,библиотеке бездомных в Торонто, библиотеке египетского монастыря, библиотеке без правил и многих других очень необычных библиотек мира.
На фото: Библиотека г. Шенгетти
На фото: библиотека на немецкой полярной станции в Антарктиде
На фото: библиотека в г. Гуаньчжоу (Китай)
На фото: Уличная библиотека в Торонто
Это статья-рецензия на новую книгу С.Г. Матлиной «Библиотечное пространство: воображаемый образ и реальность». Книга вышла в 2016 году в издательстве «Библиомир».
В ней не просто идет речь о важных моментах бытия современной библиотеки, а делается попытка приподнять завесу над будущим библиотек, которое сегодня поставлено под вопрос.
Библиотечное дело в России во всех своих проявлениях – науке, практике, профессиональном образовании, управлении – переживает глубокий кризис.Он вызван как объективными причинами (например, конкуренцией со стороны интернета и электронных средств), так и отсутствием внятных ориентиров общегосударственной библиотечной политики.
Слава Григорьевна Матлина много лет ведет свой поиск путей развития публичной библиотеки. В новой книге С.В. Матлиной мы найдем изложение или хотя бы упоминания всех научных концепций и идей, наиболее значимых для современного библиотечного дела.
Автору статьи близки высказывания С.Г. Митлиной о библиотеке как месте уединения («публичного одиночества»). Жизнь мегаполиса такова, что его житель, по разным причинам, нуждается в «точке покоя». Такой точкой может выступать читальный зал или другое отведенное в библиотеке место.Читальные залы в публичных библиотеках преобразуются в помещения для массовых мероприятий.
Основную тему книги завершает глава, посвященная выставке в библиотечной пространстве, и особенностях ее визуального восприятия. Это прекрасное полноценное практическое пособие по организации выставок для библиотекарей-практиков.
Автору статьи видится книга С.В. Митлиной удочкой с поплавком, закинутым в реку библиотечной жизни. Потянув за леску мы вытянем решение наших сегодняшних и завтрашних задач, помогающих защитить библиотеку от тех, кто считает ее отжившей свой век.
Приглашаем посетить САЙТ творческого клуба МАСТЕРСКАЯ ЧУДЕС