Тренинг и семинар в чем разница
Тренинг и семинар в чем разница
Семинар, само слово пришло к нам из латинского языка, семинар или seminarium – в буквальном смысле означает – рассадник, переносное же его значение – «школа».
На сегодняшний день – семинар – это один из основных способов практических занятий используемых в учебном процессе, цель таких занятий – это передача знаний или сведений от одного обучающегося другому. Такой тип занятий чаще используется при обучении в высших учебных заведениях.
Впервые такая форма обучения возникла в Древней Греции, а позднее и в Древнем Риме в школах того времени, где все выступления учащихся сочетались с комментариями, диспутами и заключениями преподавателей. Обычно семинары проходят в виде обмена информацией между несколькими людьми, а также в виде обсуждения и анализа пройденной темы.
Тренинг, довольно новое слова для многих людей и преимущественно старшего поколения.
Слово тренинг (train) исходит из английского языка – и в дословном переводе означает тренироваться или тренировать. В нашем языке это слово также несет в себе тоже смысловое обозначение.
По определению, тренинг – это разработанный комплекс определенных методов, которые несут в себе развитие у человека навыков саморегуляции, коммуникации и самосовершенствования.
Все тренинги можно разделить на несколько групп:
1. Группа саморегуляции. В состав ее входит аутогенная тренировка, используя ее человек, может самостоятельно снять эмоциональное напряжение, а также достичь равновесия функций организма, которые претерпели изменение в ходе стрессовой ситуации.
Аутотренинг хорош тем, что освоив его, человек может применять его самостоятельно к той или иной возникшей проблеме.
2. Группа самосовершенствования. К ней относятся поведенческие тренинги (частично) и тренинги личностного роста. Такие тренинги ориентированы на совершенствование личностных качеств человека и формирование навыков преодоления тех или иных критических жизненных ситуаций.
3. Группа коммуникативных тренингов. В нее относятся поведенческие, и социально-психологические тренинги, задачей которых является развитие навыков для обеспечения нормального взаимодействия и общения с людьми.
Отличие семинара от тренинга
Термин «тренинг» используется для обозначения самых разных методик, стоящих на различных теоретических принципах. Общим определяющим местом для всех тренингов является приобретение и наработка практических навыков.
Какой-то единой классификации тренингов не существует. Самые распространенные: тренинги личностного роста, тренинги по выработке навыков общения, бизнес-тренинги и так далее.
Главный принцип тренинга – делай как я
Основной принцип и отличие тренингов от других методик обучения – активное и равноправное участие каждого в процессе приобретения навыков. Здесь тренер (то есть преподаватель) не над коллективом, а внутри коллектива обучаемых. Принцип работы тренера в группе – делай как я.
Исходя из того, что тренер во время занятий должен иметь возможность поработать с каждым, и каждый участник с каждым, группы для тренингов не могут быть большими. Как правило, это 5-20 человек. Темп занятий в тренингах очень интенсивный, поэтому они редко продолжаются больше 4-5 часов.
Семинар – это форма кратковременного обучения чему-то конкретному и как правило, новому. Представляет собой изложение ведущим какого-то нового материала. В этом некоторое сходство семинара с лекцией. Но семинар обязательно предполагает обсуждение учебного материала участниками. Ведет семинар обычно признанный авторитет в своей области. Ведущий семинара находится как бы над коллективом обучаемых, являясь одновременно третейским судьей и истиной в последней инстанции.
Происхождение слова семинар
Слово семинар происходит от латинского seminarium — рассадник, то место, где сеют семена. Здесь под семенами, конечно, подразумеваются знания. Изначально семинары как форма практических занятий применялась в колледжах и университетах.
Количество участников семинара ничем не ограничено, кроме размеров помещения. По времени семинары могут длиться до нескольких дней. (Например, по теме: «новое в законодательстве о налогообложении и бухгалтерском учете».)
Основное отличие семинара от тренинга
В том, что на семинарах больше уделяют внимание теоретическим положениям, в то время как тренинг развивает практические навыки.
Кратко для запоминания
Форма кратковременного обучения чему-то новому. Основное внимание теории. Ведет семинар признанный авторитет. Предполагается активное обсуждение слушателями.
Форма кратковременного обучения для выработки практических навыков.
Почему разочаровывают семинары и тренинги
Вы часто посещаете семинары и тренинги, но стали замечать, что в последнее время обучение вас все больше разочаровывает? И этому есть ряд причин. Почему разочаровывают семинары и тренинги, читайте в нашей новой статье!
Чем отличается тренинг от семинара
Все больше и больше людей хотят обучаться онлайн. И это понятно, ведь онлайн-тренинг или семинар можно посетить удаленно, несмотря на расстояния и разницу во времени. А с появлением электронной коммерции все больше компаний стали приходить в интернет, ведь здесь миллионы потенциальных клиентов! И, конечно, начиная свое дело онлайн, предприниматели нуждаются в информации опытных наставников, которые уже прошли подобный путь и готовы поделиться своими кейсами и лайфхаками.
Но со стремительным развитием инфомаркетинга стали появляться некачественные продукты, среди них семинары и тренинги.
Чем отличается семинар от тренинга?
Семинар — это формат обучения, при котором обучающиеся обсуждают доклады, рефераты, выполненные под руководством преподавателя в рамках учебного процесса. Семинары направлены на то, чтобы спикер дал информацию слушателям.
Тренинг — это способ активного обучения, который направлен на применение полученных знаний, навыков, умений.
Отличаются семинары и тренинги тем, что тренинг — это более длительный процесс обучения, который может длиться до 3-х месяцев, а семинары — это одноразовые занятия. Конечно, семинары тоже могут продолжаться несколько дней или недель в рамках одного обучающегося процесса.
Как правило, участники семинара получают знания, но они не умеют делать на практике то, о чем шла речь на семинарах. А на тренинге учащиеся оттачивают свое мастерство на практике.
Эффективность семинара измеряется количеством информации, которую получили и запомнили обучающиеся. Что касается тренинга, то эффективность его измеряется тем, какие навыки освоили обучающиеся.
Плюсы семинаров и тренингов
Плюсы любого обучения очевидны — это получение новых знаний, это новые знакомства с другими обучающимися (нетворкинг), это появление новых навыков, умений, осознаний и озарений, это получение мощного заряда мотивации.
Но помимо плюсов, есть несомненные минусы любого обучения. И если вам кто-то говорит, что он разочарован в семинарах и тренингах, то этому есть причина.
Минусы семинаров и тренингов
Недостатки семинаров
Недостатки тренингов
Еще одним и очень существенным недостатком современных семинаров и тренингов является то, что, к сожалению, интернет наполнен недобросовестными тренерами и предпринимателями, которые часто используют НЛП технологии и манипуляции при продвижении своих тренингов. В таких тренингах, как правило, людям вбивается в голову постоянное чувство вины, что они недостаточно стараются, делают мало действий, недостаточно трудятся на тренинге и по этой причине они не достигли желаемого результата.
Именно поэтому многие так разочарованы в тренингах и семинарах. Если вы сомневаетесь, стоит ли обучаться в каком-либо тренинг-центре или у какого-то предпринимателя, задайте себе вопрос, нравится ли вам то, что говорит этот человек, применимо ли это к вашей ситуации, резонирует ли он с вами. И если вы отвечаете положительно, то значит, вам следует пойти на обучение сюда.
А чтобы вообще не было сомнений, записывайтесь в Лабораторию Бизнес Кейсов, где вы получите обучение только у проверенных практиков, которые имеют реальные результаты.
______________________________________________________________________
Чаще всего предпринимателю, который начинает новый проект, не нужна мотивация, потому что он окрылен своей идеей.
А когда дела начинают идти в гору, со временем прежние действия становятся обыденностью и рутиной, здесь возникает вопрос, как мотивировать себя.
Существует масса способов вернуть былую мотивацию. Об этом статья «8 советов как мотивировать себя».
Чем отличается семинар от тренинга
Путаница между понятиями «семинар» и «тренинг» вызвана желанием продать семинар как тренинг. Тренинг — и моднее, и выше оплачивается. Но сделать качественный тренинг гораздо сложнее, чем семинар.
(от лат. seminarium — рассадник). Это вид групповых занятий, на котором участники обсуждают заранее подготовленные сообщения, доклады. У него есть достаточно большое сходство с лекцией, но на семинаре обязательно идет обсуждение. Семинар нужен для того, чтобы получить новые знания или привести их в порядок. Семинар позволяет разложить знания участников по полочкам.
Ведущий семинара находится как бы над коллективом обучаемых. Он глаголет истину в последней инстанции.
Количество участников семинара ничем не ограничено, кроме размеров помещения.
По времени семинары могут длиться до нескольких дней.
Эффективность семинара измеряется размером того, что запомнили его участники.
Минус: участники семинара получает некоторое количество знаний, но они не умеют делать то, о чем узнали. Чтобы успешно продавать или управлять людьми, одних теоретических знаний мало. Недостаточно знать, как продавать ту или иную услугу, как правильно ставить задачу подчиненному или как повысить его мотивацию. Нужно УМЕТЬ это делать.
Главное: семинар — это теория.
В переводе с английского означает «тренировка». Под тренингом понимаются систематические упражнения для приобретения или совершенствования навыка, умения. Основанная цель любой тренировки — отточить на практике полученные знания и навыки, то есть любой тренинг нацелен на отработку навыков. Желательно в ходе тренинга довести нужные навыки до автоматизма. Настоящий тренинг состоит на 10% из теории и на 90% из практических занятий.
Высококачественный тренинг — это активный способ обучения. В него входит самостоятельная работа, работа в группах, решение кейсов, дискуссии и т. п. На практических занятиях отрабатываются приемы для решения сложных ситуаций. Каждый участник тренируется в разнообразных играх, упражнениях, проигрывая многократно свое поведение в сложной ситуации. Он получает обратную связь: другие участники и тренер говорят, насколько успешно было выполнено упражнение. Анализируются все плюсы и минусы, проявленные участником. Он может подкорректировать свои действия на основе такого «взгляда со стороны», и снова тренировать навык. Очень часто во время проведения тренинга ведется видеосъемка для наглядной демонстрации участникам уровня выполнения упражнений.
Ведущий тренинга старается, чтобы работали сами участники тренинга. После хороших тренингов у людей возникает даже возмущение: почему мы платим такие деньги и при этом пашем на тренинге сами?!
Если вы спрашиваете у тренера: «Какое количество участников группы допустимо для проведения тренинга?» А вам отвечают: «Количество участников может быть любым». Это верный знак — это не тренинг. Для проведения качественого тренинга нужна группа в составе не менее шести, но не более двенадцати — пятнадцати человек. Отработать навык несколько раз, получить обратную связь можно только в группе, не превышающей 15 человек. Нижняя граница — 6 человек, объясняется тем, что упражнения на отработку проходят как работа в парах или в группе.
Эффективность тренинга измеряется реальными изменениями поведения. Появляются отработанные навыки, которых не было до тренинга, и ощущение «да, теперь я умею».
Минус: тренинг не подходит для работы с неподготовленным персоналом.
Главное: тренинг — это практика.
Более чем половина обучающих программ, продающихся сейчас на рынке и называющихся «тренингами», на самом деле являются Больше всего они напоминают лекционное занятие, совмещающееся с практикумом. Участникам рассказывают о различных теоретических схемах и алгоритмах решения проблемы. Затем, они предложенные схемы применяют в коротких практических упражнениях. Соотношение теории и практики на примерно 90% к 10%.
Ведущий довольно часто старается как можно подробнее и красочнее рассказать участникам о главной теме тренинга. Для этого он используют множество методов, примеров из практики, видео зарисовок, полезных статей в раздаточном материале. Но для качественного обучения крайне важно, чтобы участники ДЕЙСТВОВАЛИ. Если за весь «тренинг» участники только и делали, что слушали, то о результатах говорить не приходится. Можно говорить лишь об умении тренера интересно рассказывать и о приятном впечатлении, которое он производит. Но это нельзя назвать тренингом. Это лекция.
Эта форма обучения неплоха как первая ступень в большой целевой программе или промежуточное, подготавливающее звено для прохождения качественного тренинга. Оптимальный вариант — в первый день проводится а во второй сам тренинг.
Эффективность: дает участникам информированность, ощущение «да, я знаю как», озарение я знаю, как это происходит на самом деле» или «все, оказывается, не так уж и сложно (так просто)!».
Минус: не стоит рассчитывать на то, что решит все проблемы.
Главное: тренинг-семинар хорош только как начальная ступень. Чем больше практики, тем эффективней обучение.
Алена Удовенко, тренер с 1997 года.
Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами!
Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:
Упражнение «Волшебная палочка» помогает участникам разобраться с тем, что делает их счастливыми, и найти новые доступные возможности быть таковыми. Кроме того участники смогут лучше понять потребности окружающих и найти способы сделать счастливее и их. Несмотря на кажущуюся простоту, упражнение в зависимости от целей тренера может быть как легким, так и более «глубоким» для осознания.
Объем тренерской методички упражнения: 8 страниц.
Бонус! К методичке прилагается аудио-файл с записью упражнения и подходящее музыкальное сопровождение!
Сильное и глубокое упражнение, в процессе которого участники тренинга наглядно видят, насколько они удовлетворены различными сферами своей жизни, выбирают свои приоритетные цели и ставят конкретные задачи на определенный промежуток времени.
Не всегда человеку легко определиться, в какую сторону двигаться. «Колесо жизни» — одна из лучших технологий, помогающая осознанно организовать свою жизнь, определить свои жизненные цели и приоритеты развития на ближнюю, среднюю и дальнюю перспективы.
Упражнение идеально подходит для тренингов целеполагания, тренингов по Благодаря своей метафоричности и наглядности, оно станет настоящим украшением такого тренинга, одним из самых запоминающихся его моментов.
Объем тренерской методички упражнения: 15 страниц.
Добрый день. Эта информация будет Вам интересна, если перед Вами стоит вопрос – какую форму обучения персонала выбрать? Что заказать – тренинг или семинар? Часто корпоративные заказчики стесняются признать, что они не видят разницы между тренингом и семинаром. При этом говорят: «Мы уже заказывали тренинг – никаких изменений и результатов не получили». Сегодня говорим о том, как избежать подобной ситуации. И та и другая форма работы может быть использована для обучения персонала и включать в себя обсуждение в мини-группах. На этом сходство между ними, пожалуй, заканчивается.
СЕМИНАР очень похож на академическую лекцию, но, в отличие от нее, может включать отдельные упражнения и игры. Семинар может использовать просмотр видеоматериалов и слайдов, работу с раздаточным материалом и, конечно, обсуждение полученной информации. Ведущий семинара выполняет функции преподавателя и учителя. Цель семинара – довести до участников новую информацию.
ТРЕНИНГ – это тренировка поведенческих навыков, которая на 90% состоит из выполнения различных практических заданий: это и ролевые игры, и групповая дискуссия, и обратная связь и пр. т.п. формы работы. Другими словами, тренинговая группа создает искусственную лабораторию, которая изучает различные модели поведения. Цель тренинга – формирование новых поведенческих паттернов (привычек).
Ведущий тренинга выполняет функции организатора учебного процесса, а все спорные вопросы группа решает большинством голосов. Кроме того, тренер сможет предложить Вам проведение опроса для определения потребности в обучении персонала и посттренинговое полевое сопровождение сотрудников; а также сертификаты участия в тренинге для его участников и аналитический отчет по итогам обучения для руководителя Компании.
Любой тренинг создает все необходимые условия и способствует максимально полному самораскрытию участников и решению проблем, связанных с деструктивными (разрушительными для самого человека и окружающих) социальными установками. Участники тренинга активно корректируют или создают сами методические материалы и скрипты, решения же они принимают исключительно эмпирическим (опытным) путем.
Из всего вышесказанного следует, что ведущий тренинговых групп обязательно должен быть знаком с принципами поведенческой (бихевиоральной) терапии, поскольку именно на этих принципах и строится вся тренинговая форма работы. Благодаря такой форме работы тренинг доводит до автоматизма полученные участниками навыки. Более эффективны выездные тренинги, т.к. они позволяют добиться максимально полного погружения участников в рабочий процесс.