Трекинг стартапов что такое
Инсайты о трекинге: кто такой трекер и зачем он нужен
Евгений Калинин
Трекер с 8-летним опытом. Консультирует стартапы в Startup Magic, акселераторе ФРИИ и #tceh
Изнутри не видно: предприниматель тратит много денег и усилий, но не получает результата и не может понять, что он делает не так. Чтобы увидеть причины, нужен внешний взгляд. Читайте о том, как и с помощью каких инструментов трекер помогает бизнесу.
Евгений Калинин
Трекер с 8-летним опытом. Консультирует стартапы в Startup Magic, акселераторе ФРИИ и #tceh
Получайте новые статьи на e‑mail
Пишем о будущем, технологиях и стартапах
Ещё по теме
Как измерить работу трекера
Десять заповедей трекера: как вывести бизнес на новый уровень
Об авторе
Трекер с 8-летним опытом, основатель консалтинговой компании Startup Magic. Более 25 лет в IT. Основал и руководил аутсорсинговой IT-компанией iClick. Консультирует в год более 200 стартапов: помогает расти, масштабироваться, ускорять продажи на любых этапах развития — от идеи до масштабирования на зарубежные рынки.
Кто такой трекер
Трекер регулярно встречается с предпринимателем или его командой и помогает им бежать быстрее. Сформировать и протестировать ценностное предложение, выбрать оптимальный канал продаж, достичь сходимости экономики, отстроить процессы для масштабирования бизнес-модели. Трекер не дает готовых ответов, не делает работу за руководителя и команду — он задает вопросы, которые помогают им самим найти решения. Трекер фокусирует предпринимателя на самой важной задаче, на том, что ведет его к кратному росту бизнеса.
Работа трекера не строится на одной лишь интуиции и собственном опыте — за ней стоит методология. Методология трекинга в её нынешнем виде сформировалась в акселераторе ФРИИ, а зародилась ещё задолго до него. Она проверена и обкатана более чем на тысяче стартапов и более зрелых компаний за 10 лет работы. И теперь мы запаковали эту методологию в учебный курс — Мастерскую в #tceh «Школа трекеров».
Зачем трекер нужен бизнесу
Трекинг ускоряет. Он не дает гарантий успеха — если стартапу суждено умереть, он умрет. Просто это произойдет быстрее, а значит, все потеряют меньше денег и драгоценного времени жизни. Если же у компании есть шансы на успех — они тоже реализуются быстрее. Компании, проходящие через акселератор ФРИИ, за 3 месяца начинают понимать своего клиента и контролировать процесс продажи, сокращают цикл сделки с месяцев до недель или дней, увеличивают выручку в 2-4 раза.
В ходе работы с трекером компания движется по типовому пути. Находит целевой клиентский сегмент и ценностное предложение, делает ручные продажи, понимает, как именно происходит принятие решения клиентом. Затем ищет каналы, через которые можно таких людей привлекать много и продавать им с прибылью. Потом масштабирует найденный канал продаж: находит, где узкое место, не позволяющее расти дальше, и проверяет гипотезы о том, как можно его устранить.
Задача СЕО — в рамках этой типовой модели сформировать свой, более конкретный план, сформулировать гипотезы на каждом из этапов и, собственно, проверять их. Трекер дает обратную связь, помогает формулировать, ранжировать гипотезы, оценивать и интерпретировать результаты.
Без помощи трекера компания тоже может двигаться по этому процессу, но у руководителя часто замыливается глаз, он не осознает причин, из-за которых компания буксует. Изнутри не видно. Внешний взгляд позволяет найти эти причины и устранить их. Кроме того, у предпринимателя это единственный или один из небольшого количества бизнесов, а трекер видел десятки или сотни таких ситуаций. Предприниматель влюблен в собственный продукт, а трекер может беспристрастно оценивать ситуацию и сталкивать предпринимателя с реальностью. Бывает больно — но зато полезно.
Не только для стартапов
Методики работы со стартапами применяются и в зрелых компаниях. На определённом этапе развития корпорация достигает потолка и начинает искать новые драйверы роста. Возникают внутренние стартапы, проекты и новые продукты, компания начинает приобретать стартапы с рынка. Формируется портфель проектов, в каждый из которых инвестируется (явно или неявно) какое-то количество ресурсов. Этим портфелем нужно управлять, вовремя (а не через год или два, когда закончилось финансирование) закрывать неэффективные проекты, а успешные — ускорять. Методики, которые мы используем в работе со стартапами, адаптированы и к задачам корпораций.
Зачем методика нужна трекеру
Если вы работаете со стартапами, у вас наверняка есть какой-то свой набор инструментов, приемов, практик, позволяющих развивать бизнес:
Но я очень часто слышу от специалистов, что им не хватает целостной системы, позволяющей точно определить, когда какой из инструментов даст наибольший эффект. Методология трекинга включает в себя процесс диагностики, в ходе которого и трекер, и сам предприниматель понимают, где сейчас узкое место в бизнесе и какие инструменты нужно применять, чтобы это узкое место устранить.
Если вы работаете с предпринимателями как консультант, коуч, частный инвестор, работаете в венчурном фонде или отвечаете в корпорации за портфель внутренних или проинвестированных стартапов, методология трекинга позволит вам достигать больших результатов в работе с предпринимателями. Хотите этому научиться — приходите в мою Мастерскую в #tceh «Школа трекеров».
Кто такой трекер и зачем он нужен бизнесу
Часто предприниматель тратит много денег и усилий, но не получает результата и не может понять, что он делает не так. Чтобы увидеть причины, нужен внешний взгляд. В этой ситуации бизнесу может помочь трекер.
Трекер регулярно встречается с предпринимателем или его командой и помогает им бежать быстрее. Сформировать и протестировать ценностное предложение, выбрать оптимальный канал продаж, достичь сходимости экономики, отстроить процессы для масштабирования бизнес-модели. Трекер не дает готовых ответов, не делает работу за руководителя и команду — он задает вопросы, которые помогают им самим найти решения. Трекер фокусирует предпринимателя на самой важной задаче, на том, что ведет его к кратному росту бизнеса.
Работа трекера не строится на одной лишь интуиции и собственном опыте — за ней стоит методология. Методология трекинга в её нынешнем виде сформировалась в акселераторе ФРИИ, а зародилась ещё задолго до него. Она проверена и обкатана более чем на тысяче стартапов и более зрелых компаний за 10 лет работы.
Методология трекера
Методология трекинга включает в себя процесс диагностики, в ходе которого и трекер, и сам предприниматель понимают, где сейчас узкое место в бизнесе и какие инструменты нужно применять, чтобы это узкое место устранить.
Мастер-класс «Трекшн-карта: кратчайший путь к масштабируемому бизнесу»
Результат работы трекера
Со слов Фила Ахназарова, прочувствовавшего процесс трекинга на своей шкуре:
«Ты можешь на самом деле сделать вот что: взять стартап (проект, бизнес, всё равно что), разобраться, что за херню они задумали, наложить на вменяемые метрики, собрать им мозги в кучу, и заставить системно показывать рыночный трекшн день за днём, не забывая про экономику происходящего. И при этом поглядывая, чтобы собранные в кучу мозги не расползлись обратно. То есть сильно выпрямить и ускорить дорогу к счастью. Или к могиле. В зависимости от стартапа.
Ну и много чего ещё, я думаю, просто не сформулировано, или я с этим не сталкивался.
Просто это для нас уже сейчас приевшаяся терминология, поэтому не всегда кажется, что это важно, а на самом деле приземлять гениальные идеи стартаперов на почву
жёсткой бизнесовой реальности и при этом показывать им простую схематику, в которой проверяется жизнеспособность идеи — это важно».
Чем трекер полезен бизнесу
Трекинг ускоряет. Он не дает гарантий успеха — если стартапу суждено умереть, он умрет. Просто это произойдет быстрее, а значит, все потеряют меньше денег и драгоценного времени жизни. Если же у компании есть шансы на успех — они тоже реализуются быстрее. Например компании, проходящие трекинг в акселераторе ФРИИ, за 3 месяца начинают понимать своего клиента и контролировать процесс продажи, сокращают цикл сделки с месяцев до недель или дней, увеличивают выручку в 2-4 раза.
В ходе работы с трекером компания движется по типовому пути. Находит целевой клиентский сегмент и ценностное предложение, делает ручные продажи, понимает, как именно происходит принятие решения клиентом. Затем ищет каналы, через которые можно таких людей привлекать много и продавать им с прибылью. Потом масштабирует найденный канал продаж: находит, где узкое место, не позволяющее расти дальше, и проверяет гипотезы о том, как можно его устранить.
Задача СЕО — в рамках этой типовой модели сформировать свой, более конкретный план, сформулировать гипотезы на каждом из этапов и, собственно, проверять их. Трекер дает обратную связь, помогает формулировать, ранжировать гипотезы, оценивать и интерпретировать результаты.
Без помощи трекера компания тоже может двигаться по этому процессу, но у руководителя часто замыливается глаз, он не осознает причин, из-за которых компания буксует. Изнутри не видно. Внешний взгляд позволяет найти эти причины и устранить их. Кроме того, у предпринимателя это единственный или один из небольшого количества бизнесов, а трекер видел десятки или сотни таких ситуаций. Предприниматель влюблен в собственный продукт, а трекер может беспристрастно оценивать ситуацию и сталкивать предпринимателя с реальностью. Бывает больно — но зато полезно.
Не только для стартапов
Методики работы со стартапами применяются и в зрелых компаниях. На определённом этапе развития корпорация достигает потолка и начинает искать новые драйверы роста. Возникают внутренние стартапы, проекты и новые продукты, компания начинает приобретать стартапы с рынка. Формируется портфель проектов, в каждый из которых инвестируется (явно или неявно) какое-то количество ресурсов. Этим портфелем нужно управлять, вовремя (а не через год или два, когда закончилось финансирование) закрывать неэффективные проекты, а успешные — ускорять. Методики, которые мы используем в работе со стартапами, адаптированы и к задачам корпораций.
Right Track- университет по подготовке трекеров и предпринимателей
Как, а главное зачем, развивать новую профессию в России?
Добрый день, меня зовут Александр Бакеев, я основатель Университета Кратного роста RIght Track и сейчас выступаю в роли мастер-трекера и преподавателя для других трекеров и предпринимателей.
Трекер- это синтетическая, поддерживающая профессия, которая пока существует только в России и является своего рода сплавом трёх классических и хорошо известных рынку профессий. Первая из которых- это отраслевой эксперт, то есть человек, являющийся экспертом в какой-то индустрии и хорошо в ней разбирается.
Вторая составляющая профессии трекера- это своего рода фокусировщик и мотиватор, такими навыками, как правило, обладают коучи и иногда психологи или психотерапевты.
И третья составляющая- это классический бизнес-консультант. То есть человек, хорошо понимающий, каким образом строить разные бизнесы не только в теории, но и на практике. И эта практика подкреплена как кейсами клиентов, так и успехами и провалами собственного бизнеса. Таким образом, работая с трекером, предприниматель может быть уверен, что получает релевантную ему поддержку.
Помимо этого, у трекера в контакте с предпринимателем рождаются кейсы, которые помогают развиваться не только этому предпринимателю, но и другим.
Трекер видел много предпринимателей на разных стадиях развития и соответственно может помочь своей экспертизой в самых разных ситуациях.
Мы в Right Track, обучаем инструментам трекинга, для работы с предпринимателями и стартапами или для применения этих инструментов в развитии собственного бизнеса.
Когда человек становится трекером, у него часто спрашивают: «Почему ты помогаешь своим опытом кому-то другому, а не делаешь всё это для себя и своих проектов?» Этот вопрос я слышал много раз и всегда отвечал: «С чего вы взяли? В своих проектах я применяю весь свой опыт и наступаю на те же грабли, что и все предприниматели и инвесторы.»
Получив такой вопрос, несколько трекеров рассказали мне об этом на супервизии и с удивлением обнаружили, что они не одиноки. В этот момент я задумался: «Что же на самом деле лежит за этим желанием помогать другим людям делать большие компании и развивать бизнес?»
С материалами исследования вы можете ознакомиться по этой ссылке.
В 2013 году мы познакомились с Александром Еремеевым, который тогда был руководителем акселератора ФРИИ, он и пригласил меня сначала быть трекером команд в заочном, а потом и в очном акселераторе ФРИИ. Так, моя карьера бизнес-консультанта, повернула в сторону прикладной работы в полях, с амбициозными людьми, которые хотят построить глобальные организации и сделать это как можно быстрее.
С тех пор у меня накопилось уже большое количество кейсов начиная от работы с производственными предприятиями и заканчивая высокотехнологичными стартапами. Но в какой-то момент я понял, что не всегда справляюсь на проектах один и начал преподавать те вещи, которые понял на практике, развивая предпринимателей и их компаний.
Таким образом, появились две категории образовательных продуктов: первые- это профессиональное образование для трекеров, которое помогает конкретному человеку обрести профессию трекера и второе- это образование для предпринимателей. Обычно это те, кто научился достигать своих целей и них это хорошо получается, но хочется достигать цели в 10 раз большего масштаба. Однако для этого не хватает систематизации тех знаний и навыков которые уже есть и ответа на вопрос: “Куда дальше развиваться именно в плане предпринимательства?”, потому что обычно много людей может подсказать, как увеличить продажи, а вот как быть предпринимателем следующего масштаба, учат далеко не везде.
И поскольку к 2018 му году у меня накопилось довольно большое количество самых разных клиентов и кейсов, я решил, что пора открывать Университет и начинать подготавливать народ к тому, чтобы вместе делать более крупные и масштабные проекты. Так и появился Университет кратного роста Right Track.
Наша модель развития, включает в себя развитие по принципам классического университета, который будет обладать как фондами для инвестирования в собственную деятельность, в том числе научную, так и собственными образовательными программами разного типа для трекеров и предпринимателей, которым по по какой-то причине, необходимо заработать очень серьезные деньги и достичь больших результатов. Этим мы и занимаемся сейчас и планируем продолжать заниматься в будущем.
Кто такой трекер и как он влияет на судьбу стартапа
Успешность стартапа зависит от команды и ее работы, экономической ситуации, соответствия продукта реалиям рынка, наличия у клиентов проблемы, которую собирается решать компания. Но немаловажную роль на стадии воплощения идей предпринимателей в жизнь играют и наставники проектов, которых в акселерационной среде называют трекерами. О том, кто эти люди и чем именно они помогают стартапам, рассказывает Мария Головач, которая уже несколько лет работает трекером акселератора «Южный IT-парк» (АО «РКР»).
Кто такие трекеры?
Понятие «трекер» зародилось в крупных американских акселераторах, таких как Y Combinator. В России оно стало активно использоваться с появлением первых акселераторов и венчурных фондов, например, Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ).
Трекер — это наставник, который помогает команде стартапа двигаться по методологии акселератора. Как правило, трекеры имеют свои собственные компетенции в построении успешного бизнеса в сфере продаж или производства, это специалисты с навыками в сфере менеджмента, управления временем, психологии и коучинга. Они помогают проектам развиться с нуля, от идеи до заработка первого миллиона.
Чем именно занимаются трекеры?
Как правило, стартап сопровождает один трекер, который еженедельно встречается с командой, а также общается с ней удаленно.
Вот главные функции наставника в «Южном IT-парке»:
1. Следить за тем, насколько последовательно и верно стартап выполняет поставленные задачи.
2. Быть евангелистом «Южной трекшн-карты».
«Южная трекшн-карта» впервые появилась как интерактивное пособие, доступное для публичного использования на сайте акселератора. Позже она была собрана в онлайн-курс и теперь выпускается в виде книги. Это адаптированная версия трекшн-карты, созданной во ФРИИ, но с учетом опыта «Южного IT-парка» по работе со стартапами ранних стадий.
3. Определять узкие места в работе команды, объяснять их руководителям и работать над устранением проблем.
4. Находить и приглашать необходимых для стартапа экспертов, которые проведут бесплатные консультации и мастер-классы по проблемным для команды темам.
5. Определять компетенции, которых не хватает команде стартапа для стремительного роста. Это могут быть, как внутренние, так и внешние компетенции.
6. Помогать проекту избежать стратегического и кассового разрыва, то есть ситуации, в которой стартап потратил все деньги, но еще не дошел до следующего раунда инвестиций. Или ситуации, в которой для достижения следующего этапа развития проекту не хватит времени или ресурсов.
Наставник должен направлять команду, но ни в коем случае не принимать за нее решения, не ставить цели и задачи.
Как стать трекером?
«Южный IT-парк» проводит школу трекеров. Занятия в ней проводят сотрудники акселератора с опытом наставничества стартапов. Кроме того, школа приглашает сторонних экспертов, которыми могут быть сотрудники других акселераторов, успешные стартаперы и бизнесмены.
Школу трекеров посещают люди, интересующиеся созданием и акселерацией стартапов, а также венчурными инвестициями. Сейчас это мировой тренд: инвесторы учатся компетенциям трекеров, чтобы лучше разбираться в теме, разговаривать со стартаперами на одном языке и знать, куда вкладывать деньги.
В «Южном IT-парке» работают около 10 наставников. Когда кто-то покидает команду, и появляется запрос на новых специалистов, на освободившиеся места приглашают выпускников школы трекеров.
Евгений Калинин: как сэкономить 80% времени на пути к масштабируемому бизнесу
Поясни в двух словах, что такое трекинг? Как давно ты этим занимаешься?
Приходит предприниматель — вроде хороший бизнес, работает уже пару лет, куча денег вложена, много всего сделано — а зарабатывает копейки. Продажи бессистемные, цикл сделки длинный, предсказуемости и управляемости никакой. Почему? Начинаем разбираться, убираем все лишнее, фокусируемся на важном. Бизнес начинает быстро расти и зарабатывать.
Я помогаю команде увидеть, что 80% того, что они делают, можно не делать. Вместе с ними определяю, на чем им нужно сфокусироваться, а потом удерживаю их на том направлении, которое мы вместе определили. Если они от него отклоняются и совершают ненужные действия — бью по рукам. Ойкают, потом говорят спасибо.
Я этим занимаюсь уже лет шесть. Сейчас мы эту работу называем трекингом, раньше такого человека называли ментором, до этого — консультантом, стартап-коучем. Названия меняются, суть деятельности остается — дать предпринимателю внешний взгляд на ситуацию, помочь разобраться в ней, сфокусироваться и бежать быстрее.
Зачем стартапы приходят в Акселератор?
Зависит от стадии развития стартапа.
На самых ранних этапах задача — найти работающую бизнес-модель, выстроить кратчайший путь к первым продажам. Здесь мы занимаемся валидацией рыночной гипотезы: помогаем фаундерам понять, работает бизнес или нет. Для этого команда запускает процесс customer development, ищет клиентские сегменты, с которыми стартап будет работать, и по каждому сегменту формирует ценностное предложение.
Если customer development в каком-то виде уже проведен, команда понимает, кому и что продает, есть разовые несистемные продажи, то следующая задача — запустить регулярный цикл продаж.
Потом — поиск масштабируемых каналов продаж, в которых будет сходиться экономика. Для этого нужно в первую очередь понять экономическую модель бизнеса, а потом сделать продажи прибыльными, чтобы их можно было масштабировать.
Бывают компании, которые уже начали расти, но уткнулись в потолок, вышли на плато — или растут, но не так быстро, как хотелось бы. Это значит, что в бизнесе есть какие-то ограничители, которые не позволяют развиваться дальше. В любом бизнесе есть узкие места, которые ограничивают рост. В Акселераторе мы занимаемся их поиском и устранением, ищем новые драйверы роста для этих команд.
Почти всегда команды, приходящие к нам, сильно расфокусированы. Делают много ценного и полезного, а результата не видят. Если стартап расфокусирован, он неэффективно расходует время, а время для стартапа — это деньги: в какой-то момент они закончатся, и стартап умрет. Мы помогаем этого избежать. Для этого в частности мы занимаемся индивидуальной работой с руководителем проекта, даем ему много обратной связи, обеспечивающей фокусировку и повышение продуктивности.
Как трекер работает с проектом?
В Акселераторе у каждого проекта есть свой трекер. У меня есть в каждом наборе несколько команд, в среднем от трех до семи. Трекер ведет проект через всю программу акселерации. Не реже раза в неделю у него индивидуальные встречи с проектом. В промежутках между ними — сталкиваемся в коридоре, общаемся в почте или в мессенджерах, постоянно остаемся в контакте.
Про каждую свою команду я держу в голове, что для нее на данный момент самое важное для движения вперед. В любой момент, столкнувшись с фаундером, я у него спрашиваю про эту ключевую на данный момент задачу: «как там новый лендинг?» или «разместил вакансию?». У фаундера много разных задач, его постоянно уносит в сторону: он видит новые возможности, которые ему кажутся интересными и перспективными, и забывает, что сейчас нужно делать в первую очередь. Я же напоминаю об этом и бью по рукам. Моя работа — не принять за него решение, а напомнить ему о его собственном решении, которое он принял два дня назад.
Это еще одна вещь, которую я помогаю делать: «об меня» можно поговорить и решить проблему, принять управленческое решение. Встреча с проектом обычно начинается с одного и того же вопроса: «как дела?». В ответ предприниматель рассказывает, что у него больше всего болит. Моя работа — выяснить все детали ситуации, структурировать, наложить на нее те модели, которые у нас есть в арсенале в Акселераторе, чтобы смотреть на бизнес под разными углами (экономика и метрики, трекшн-карта, воронки и куча других). А потом вернуть ситуацию предпринимателю, отзеркалить, чтобы он мог посмотреть на свою ситуацию со стороны.
После этого он уже сам видит решение проблемы. Я не принимаю решений за фаундеров. Они гораздо лучше меня знают, что делать, и моя задача — показать им реальность, притащить багаж опыта, кейсов, наблюдений, методик, разложить перед ними, отзеркалить, что они делают, и за счет этого помочь им в принятии решения. Моя магия в том, что я помогаю людям осознавать, как и почему они принимают то или иное решение.
Тут есть два типа ситуаций. Первая — «одиночество фаундера». Это когда у него нет человека, с которым фаундер мог бы поговорить на одном языке, а есть только команда, которая ему так или иначе подчиняется. В этом случая я работаю для фаундера зеркалом, могу поговорить с ним на его языке и его уровне, и он об меня свою проблему решает.
Вторая — когда в проекте два фаундера, у них часто бывает, что они о чем-то спорят и не могут принять решение, оба отстаивают свою позицию. Я помогаю сдвинуть ситуацию с мертвой точки за счет того, что смотрю на нее снаружи, показываю фаундерам их позиции со стороны и помогаю их интегрировать в единую, которая устроит и того, и другого.
Какие типовые проблемы есть у стартапов?
Самая типовая проблема, с которой мы сталкиваемся на входе в Акселератор, — это когда стартапы пилят продукт вместо того, чтобы заниматься продажами. У меня на эту тему есть любимая история. Приходит в Акселератор команда, занимаются видеоаналитикой для ритейла. У них была технология, позволяющая анализировать видео с камер видеонаблюдения и считать, где в торговом зале сколько человек проходят. Но продукта, который можно было бы отдать менеджерам в магазин, чтобы они сами им пользовались, еще не было. «Мы, – говорит, – еще год будем пилить продукт, а пока хотим послушать, как надо делать продажи, чтобы потом начать продавать эффективно». Я ее останавливаю: «сходи в соседний с домом супермаркет и продай им эту штуку». Чуть-чуть посопротивлялась, но пошла. И продала. Поскольку продукта еще не было, продала она два листочка бумаги с отчетом, который ее ребята вручную сделали в Ворде. Она записала на флешку видео, отправила команде, они что-то там посчитали и прислали обратно отчет. Она его распечатала и эти два листочка бумаги продала. За деньги. Тем самым убедилась, что ее продукт действительно востребован, поняв, как именно его продавать. И не дожидаясь, пока будет готов масштабируемый продукт, сделала вручную продажи на первые несколько сотен тысяч рублей в месяц. А дальше уже разбиралась, что автоматизировать, что нет, кому продавать, кому пока нет, но сначала — запустила процесс.
Я работаю с командами в разных странах, и проблемы везде одни и те же. Есть у меня команда в Тель Авиве, ребята делают сервис для разработчиков мобильных приложений. Я их поймал примерно в том же состоянии — пилим продукт, потом будем общаться с клиентами. Долго пушил их в сторону продаж. Недавно они сходили в Junction, это такой большой акселератор в Тель Авиве. Пообщались с менторами, инвесторами. Получили по лбу. Звонят, говорят: «да, теперь мы поняли, что ты нас заставляешь делать».
Очень часто команды останавливают продажи, когда что-то не получается. Очень сложно запустить маховик продаж — а если его остановить, то потом снова перезапускать не легче. А главное — оптимизировать можно только работающий процесс. Одна команда начала продажи и наткнулась на проблему с обработкой заявок. Они выключили контекстную рекламу и пошли переделывать процесс обработки заявок. Вроде переделали, включили рекламу, а там что-то поменялось и уже не идет. Дальше они тратят неделю на то, чтобы эту рекламу запустить. За это время у них опять разваливается процесс обработки заявок. В итоге они несколько недель подряд не могут запустить маховик, чтобы дать ему поработать и найти следующее узкое место.
А вот другая команда. Запустили контекстную рекламу. В первый день — все плохо, ничего не работает, потеряли тысяч пять рублей. Но не остановились. Во второй — тоже в убыток, но уже поменьше. В третий день уже в ноль сработали. А к концу недели вышли в плюс по всей неделе в целом. Если не останавливать маховик продаж, его можно достаточно быстро оптимизировать и вывести в плюс.
Третья типовая проблема, с которой мы бьемся, — преждевременная автоматизация. Команды слишком рано начинают продавать в каналах, начинают лить трафик на лэндинг, вместо того чтобы поговорить с клиентом и сделать какое-то количество продаж вручную. Чем больше вы продали вручную, тем больше потом шансов, что автоматизированная конструкция будет работать, а продажи расти. Если вы слишком рано начали делать лэндинги, то скорее всего, они плохо конвертируют в покупку, масштабироваться с их помощью нельзя. При попытке масштабировать такой инструмент чаще всего оказывается, что экономика не сходится. Проблема не в том, что лэндинг плохой, а в том, что он сделан слишком рано: без выявления основных болей клиента нельзя сделать лэндинг с нормальной конверсией. Лучше всего работают лэндинги, сконструированные на основе общения с клиентом и личных продаж. Сначала машинку нужно настроить в ручном режиме, только потом автоматизировать.
Еще одна типовая проблема стартапов: они плохо понимают свои клиентские сегменты. Это следствие недоработанного customer development, недопонимания проблем и мотивации клиента. Чаще всего первое описание своих клиентских сегментов, которое выдает команда стартапа, звучит как-нибудь так: «женщины 25-35 с доходом выше среднего, живущие в Москве». Или в B2B «маленькие компании, средние компании, большие компании, в такой-то отрасли». Это не сегменты! Сегменты различаются не социально-демографическими характеристиками или размером компаний, а типом их проблемных ситуаций.
Одна из компаний, которая занимается лидогенерацией в некоторой отрасли, пришла в Акселератор именно с таким пониманием своих клиентских сегментов. Мы стали смотреть простую вещь: а почему у вас не покупают? И внезапно обнаружили, что все, кто купили их продукт — это компании, у которых есть колл-центр для обработки заявок, а у всех, кто отказался, колл-центра нет. Так мы обнаружили один из значимых дифференциаторов их клиентских сегментов. Компаниям, у которых нет колл-центра, сложно принимать и обрабатывать лиды, это отдельный сегмент. Разделили сегменты, доработали продукт и ценностное предложение для тех, у кого колл-центра нет, и через две недели проблем с продажей этим компаниям уже не было. Но продают пока все равно только тем, у кого колл-центр уже есть — сфокусировались на этом сегменте, поскольку он сейчас выгоднее.
А как вы определяете, на чем фокусироваться?
Примерно год назад мы в Акселераторе очень четко увидели, что команды расфокусированы, не могут сформулировать, чем им нужно сейчас заниматься в первую очередь, делают все подряд. Стали анализировать, поняли, как устроена последовательность действий, которую нужно выполнять в каждом сегменте или канале продаж. Увидели, что может быть точкой фокусировки команды — клиентский сегмент, канал, этап этой последовательности действий, ведущей к масштабированию. И у нас (над этой методикой работали я, Илья Красинский, Артем Азевич и Инга Фокша) появилась модель и инструмент, который мы назвали трекшн-карта. Вот здесь лежит статья, в которой она описана подробно. Там же на сайте есть большая лекция, описывающая эту методику и то, как она используется в Акселераторе.
С помощью трекшн-карты можно четко показать, что нужно делать сейчас, а чего делать пока не надо. Это позволяет, во-первых, сфокусироваться, а во-вторых, рассказать инвестору, трекерам, аналитикам и экспертам, где ты находишься и что делаешь. Этот инструмент обкатан уже на сотнях стартапов, его цель — сократить путь до масштабирования за счет четкой фокусировки на том, что быстрее всего приведет к деньгам.
Какой результат стартапы получают от трекинга и на выходе из Акселератора?
Чаще всего результат измеряют ростом — выручка выросла во столько-то раз, прибыль выросла во столько-то раз. Это важно и нужно, но для меня это не самое интересное. Важнее качественные изменения, когда что-то меняется в мышлении фаундера и в структуре бизнеса.
Например, таким результатом является фокусировка на самом перспективном сегменте и рост за счет него. Пример: CERAmarketing, выпускник 5-го набора, еще один наш проект, занимающийся видеоаналитикой. Традиционная проблема в этой нише: видеоаналитику можно использовать в огромном количестве разных ситуаций, рынок большой, за что хвататься непонятно, хомячка разрывает на куски. На входе в Акселератор у них было какое-то количество продаж в самых разных сегментах, но под каждую продажу приходилось что-то доделывать, цикл сделки длинный, продаж мало. В результате ребята выбрали один узкий сегмент, пошли в него, там нащупали острую боль, доработали продукт под этот сегмент и начали там масштабироваться.
Сокращение цикла продаж — то, что происходит в Акселераторе со многими командами, которые продают сложные решения. Типовая ситуация: у команд, которые заходят в Акселератор, есть какие-то продажи, но каждая сделка занимает от полутора месяцев до полугода, и с этим невозможно работать. Спустя месяц работыкоманда приходит и говорит: а мы тут впервые в своей истории сделку за день закрыли. Они делают это за счет правильной сегментации клиентов, фокусировки на тех сегментах, где они наиболее востребованы, четкого понимания “болей” клиента, правильной организации процесса продаж и хаков, которые позволяют ускорить процесс.
Еще один значимый для меня результат: когда руководитель бизнеса понимает, что такое боль клиента, учится выявлять и транслирует это своим продажникам. То есть может научить продажника в работе с конкретным клиентом вытаскивать его конкретную боль и продавать, решая эту боль. Таких примеров достаточно много. На днях общаемся с Максимом Перевезенцевым, фаундером проекта Callmart, который позволяет оптимизировать работу отдела продаж в телефонном канале за счет интеграции телефонии с CRM, аналитики и автоматизированных сценариев работы с клиентом. Он сейчас вышел на регулярные продажи, запускает в Екатеринбурге отдел продаж и занимается обучением сейлзов. Мы обсуждали с ним, что его продажники пока не умеют выявлять боль. На сейлз-митинге Максим по каждому клиенту каждого продажника спрашивает: в чем боль этого клиента? Если продажник не знает, то идет выяснять. Если знает, то рассказывает, а Максим отвечает ему: это не боль, это ты сам придумал, и продажник все равно идет выяснять. Или Максим соглашается, что это настоящая боль, рассказывает мне, а я в свою очередь говорю – нее, какая ж это боль. Дальше уже Максим идет выяснять, в чем же боль клиента. Мне проще увидеть, боль это или нет, так как я смотрю со стороны. Процесс работы с болями клиента бесконечен. Чем лучше мы будем понимать клиента, тем быстрее будет развиваться бизнес.
Какие качества фаундера влияют на его успех?
Осознанность и смелость.
В первую очередь, в Акселераторе мы работаем над осознанностью предпринимателя: чтобы он понимал, зачем и что он делает, почему принимает именно эти решения, какие его личные психологические ограничения мешают ему двигаться вперед. Это не только наша работа, но и работа самого предпринимателя.
Люди обычно не идут в том направлении, в котором у них не хватает компетенций. Не идут в неизвестность, не идут туда, где можно ошибиться, получить по лбу. Иногда это правильно — нужно использовать свои сильные стороны. Но в какой-то момент это приводит к тому, что команда делает только то, что умеет делать (пилит продукт), но не делает то, что нужно делать (не говорит с клиентами, например). Фаундер должен научиться замечать за собой такие проблемы.
Осознанность ведет к смелости.
Когда видишь, что не делаешь того, что нужно в данный момент, то можешь либо ждать, пока все наладится само собой, либо пойти на риск, и все-таки что-то сделать. Сделать — это и есть смелость.
Это бывает сложно. Мы помогаем там, где в одиночку не пройти — зачастую для этого достаточно просто показать фаундеру ситуацию со стороны. Тем самым мы делаем ситуацию менее неопределенной, и фаундер может продвигаться туда, где до этого ему было сложно.
Смелый проходит вперед. И у него все получается.
Текст: Евгений Калинин, вопросы: Мария Любимцева, контент-маркетолог Акселератора ФРИИ.
Акселератор ФРИИ — это программа ускоренного развития бизнеса с возможностью получения инвестиций для интернет-компаний от стадии готового продукта до стадии месячной выручки около 5 млн руб. С 2013 года в программе уже поучаствовало более 170 команд, с компаниями работают более 160 экспертов.
UPD Прием заявок в 8-ой Акселератор окончен, но уже можно подать заявку в следующий набор. Теперь каждый проект получает skype-консультацию эксперта ФРИИ, который даст развернутую обратную связь и объяснит, что нужно доработать, чтобы повысить шансы пройти отбор. Ближе к дедлайну по набору вы сможете обновить заявку.