Трекинг стартапов что такое

Инсайты о трекинге: кто такой трекер и зачем он нужен

Евгений Калинин

Трекер с 8-летним опытом. Консультирует стартапы в Startup Magic, акселераторе ФРИИ и #tceh

Изнутри не видно: предприниматель тратит много денег и усилий, но не получает результата и не может понять, что он делает не так. Чтобы увидеть причины, нужен внешний взгляд. Читайте о том, как и с помощью каких инструментов трекер помогает бизнесу.

Евгений Калинин

Трекер с 8-летним опытом. Консультирует стартапы в Startup Magic, акселераторе ФРИИ и #tceh

Получайте новые статьи на e‑mail

Пишем о будущем, технологиях и стартапах

Ещё по теме

Как измерить работу трекера

Десять заповедей трекера: как вывести бизнес на новый уровень

Об авторе

Трекер с 8-летним опытом, основатель консалтинговой компании Startup Magic. Более 25 лет в IT. Основал и руководил аутсорсинговой IT-компанией iClick. Консультирует в год более 200 стартапов: помогает расти, масштабироваться, ускорять продажи на любых этапах развития — от идеи до масштабирования на зарубежные рынки.

Кто такой трекер

Трекер регулярно встречается с предпринимателем или его командой и помогает им бежать быстрее. Сформировать и протестировать ценностное предложение, выбрать оптимальный канал продаж, достичь сходимости экономики, отстроить процессы для масштабирования бизнес-модели. Трекер не дает готовых ответов, не делает работу за руководителя и команду — он задает вопросы, которые помогают им самим найти решения. Трекер фокусирует предпринимателя на самой важной задаче, на том, что ведет его к кратному росту бизнеса.

Работа трекера не строится на одной лишь интуиции и собственном опыте — за ней стоит методология. Методология трекинга в её нынешнем виде сформировалась в акселераторе ФРИИ, а зародилась ещё задолго до него. Она проверена и обкатана более чем на тысяче стартапов и более зрелых компаний за 10 лет работы. И теперь мы запаковали эту методологию в учебный курс — Мастерскую в #tceh «Школа трекеров».

Зачем трекер нужен бизнесу

Трекинг ускоряет. Он не дает гарантий успеха — если стартапу суждено умереть, он умрет. Просто это произойдет быстрее, а значит, все потеряют меньше денег и драгоценного времени жизни. Если же у компании есть шансы на успех — они тоже реализуются быстрее. Компании, проходящие через акселератор ФРИИ, за 3 месяца начинают понимать своего клиента и контролировать процесс продажи, сокращают цикл сделки с месяцев до недель или дней, увеличивают выручку в 2-4 раза.

В ходе работы с трекером компания движется по типовому пути. Находит целевой клиентский сегмент и ценностное предложение, делает ручные продажи, понимает, как именно происходит принятие решения клиентом. Затем ищет каналы, через которые можно таких людей привлекать много и продавать им с прибылью. Потом масштабирует найденный канал продаж: находит, где узкое место, не позволяющее расти дальше, и проверяет гипотезы о том, как можно его устранить.

Задача СЕО — в рамках этой типовой модели сформировать свой, более конкретный план, сформулировать гипотезы на каждом из этапов и, собственно, проверять их. Трекер дает обратную связь, помогает формулировать, ранжировать гипотезы, оценивать и интерпретировать результаты.

Без помощи трекера компания тоже может двигаться по этому процессу, но у руководителя часто замыливается глаз, он не осознает причин, из-за которых компания буксует. Изнутри не видно. Внешний взгляд позволяет найти эти причины и устранить их. Кроме того, у предпринимателя это единственный или один из небольшого количества бизнесов, а трекер видел десятки или сотни таких ситуаций. Предприниматель влюблен в собственный продукт, а трекер может беспристрастно оценивать ситуацию и сталкивать предпринимателя с реальностью. Бывает больно — но зато полезно.

Не только для стартапов

Методики работы со стартапами применяются и в зрелых компаниях. На определённом этапе развития корпорация достигает потолка и начинает искать новые драйверы роста. Возникают внутренние стартапы, проекты и новые продукты, компания начинает приобретать стартапы с рынка. Формируется портфель проектов, в каждый из которых инвестируется (явно или неявно) какое-то количество ресурсов. Этим портфелем нужно управлять, вовремя (а не через год или два, когда закончилось финансирование) закрывать неэффективные проекты, а успешные — ускорять. Методики, которые мы используем в работе со стартапами, адаптированы и к задачам корпораций.

Зачем методика нужна трекеру

Если вы работаете со стартапами, у вас наверняка есть какой-то свой набор инструментов, приемов, практик, позволяющих развивать бизнес:

Но я очень часто слышу от специалистов, что им не хватает целостной системы, позволяющей точно определить, когда какой из инструментов даст наибольший эффект. Методология трекинга включает в себя процесс диагностики, в ходе которого и трекер, и сам предприниматель понимают, где сейчас узкое место в бизнесе и какие инструменты нужно применять, чтобы это узкое место устранить.

Если вы работаете с предпринимателями как консультант, коуч, частный инвестор, работаете в венчурном фонде или отвечаете в корпорации за портфель внутренних или проинвестированных стартапов, методология трекинга позволит вам достигать больших результатов в работе с предпринимателями. Хотите этому научиться — приходите в мою Мастерскую в #tceh «Школа трекеров».

Источник

Кто такой трекер и зачем он нужен бизнесу

Трекинг стартапов что такое. Смотреть фото Трекинг стартапов что такое. Смотреть картинку Трекинг стартапов что такое. Картинка про Трекинг стартапов что такое. Фото Трекинг стартапов что такое

Часто предприниматель тратит много денег и усилий, но не получает результата и не может понять, что он делает не так. Чтобы увидеть причины, нужен внешний взгляд. В этой ситуации бизнесу может помочь трекер.

Трекер регулярно встречается с предпринимателем или его командой и помогает им бежать быстрее. Сформировать и протестировать ценностное предложение, выбрать оптимальный канал продаж, достичь сходимости экономики, отстроить процессы для масштабирования бизнес-модели. Трекер не дает готовых ответов, не делает работу за руководителя и команду — он задает вопросы, которые помогают им самим найти решения. Трекер фокусирует предпринимателя на самой важной задаче, на том, что ведет его к кратному росту бизнеса.

Работа трекера не строится на одной лишь интуиции и собственном опыте — за ней стоит методология. Методология трекинга в её нынешнем виде сформировалась в акселераторе ФРИИ, а зародилась ещё задолго до него. Она проверена и обкатана более чем на тысяче стартапов и более зрелых компаний за 10 лет работы.

Методология трекера

Методология трекинга включает в себя процесс диагностики, в ходе которого и трекер, и сам предприниматель понимают, где сейчас узкое место в бизнесе и какие инструменты нужно применять, чтобы это узкое место устранить.

Мастер-класс «Трекшн-карта: кратчайший путь к масштабируемому бизнесу»

Результат работы трекера

Со слов Фила Ахназарова, прочувствовавшего процесс трекинга на своей шкуре:

«Ты можешь на самом деле сделать вот что: взять стартап (проект, бизнес, всё равно что), разобраться, что за херню они задумали, наложить на вменяемые метрики, собрать им мозги в кучу, и заставить системно показывать рыночный трекшн день за днём, не забывая про экономику происходящего. И при этом поглядывая, чтобы собранные в кучу мозги не расползлись обратно. То есть сильно выпрямить и ускорить дорогу к счастью. Или к могиле. В зависимости от стартапа.
Ну и много чего ещё, я думаю, просто не сформулировано, или я с этим не сталкивался.
Просто это для нас уже сейчас приевшаяся терминология, поэтому не всегда кажется, что это важно, а на самом деле приземлять гениальные идеи стартаперов на почву
жёсткой бизнесовой реальности и при этом показывать им простую схематику, в которой проверяется жизнеспособность идеи — это важно».

Чем трекер полезен бизнесу

Трекинг ускоряет. Он не дает гарантий успеха — если стартапу суждено умереть, он умрет. Просто это произойдет быстрее, а значит, все потеряют меньше денег и драгоценного времени жизни. Если же у компании есть шансы на успех — они тоже реализуются быстрее. Например компании, проходящие трекинг в акселераторе ФРИИ, за 3 месяца начинают понимать своего клиента и контролировать процесс продажи, сокращают цикл сделки с месяцев до недель или дней, увеличивают выручку в 2-4 раза.

В ходе работы с трекером компания движется по типовому пути. Находит целевой клиентский сегмент и ценностное предложение, делает ручные продажи, понимает, как именно происходит принятие решения клиентом. Затем ищет каналы, через которые можно таких людей привлекать много и продавать им с прибылью. Потом масштабирует найденный канал продаж: находит, где узкое место, не позволяющее расти дальше, и проверяет гипотезы о том, как можно его устранить.

Задача СЕО — в рамках этой типовой модели сформировать свой, более конкретный план, сформулировать гипотезы на каждом из этапов и, собственно, проверять их. Трекер дает обратную связь, помогает формулировать, ранжировать гипотезы, оценивать и интерпретировать результаты.

Без помощи трекера компания тоже может двигаться по этому процессу, но у руководителя часто замыливается глаз, он не осознает причин, из-за которых компания буксует. Изнутри не видно. Внешний взгляд позволяет найти эти причины и устранить их. Кроме того, у предпринимателя это единственный или один из небольшого количества бизнесов, а трекер видел десятки или сотни таких ситуаций. Предприниматель влюблен в собственный продукт, а трекер может беспристрастно оценивать ситуацию и сталкивать предпринимателя с реальностью. Бывает больно — но зато полезно.

Трекинг стартапов что такое. Смотреть фото Трекинг стартапов что такое. Смотреть картинку Трекинг стартапов что такое. Картинка про Трекинг стартапов что такое. Фото Трекинг стартапов что такое

Не только для стартапов

Методики работы со стартапами применяются и в зрелых компаниях. На определённом этапе развития корпорация достигает потолка и начинает искать новые драйверы роста. Возникают внутренние стартапы, проекты и новые продукты, компания начинает приобретать стартапы с рынка. Формируется портфель проектов, в каждый из которых инвестируется (явно или неявно) какое-то количество ресурсов. Этим портфелем нужно управлять, вовремя (а не через год или два, когда закончилось финансирование) закрывать неэффективные проекты, а успешные — ускорять. Методики, которые мы используем в работе со стартапами, адаптированы и к задачам корпораций.

Источник

Right Track- университет по подготовке трекеров и предпринимателей

Как, а главное зачем, развивать новую профессию в России?

Добрый день, меня зовут Александр Бакеев, я основатель Университета Кратного роста RIght Track и сейчас выступаю в роли мастер-трекера и преподавателя для других трекеров и предпринимателей.

Трекер- это синтетическая, поддерживающая профессия, которая пока существует только в России и является своего рода сплавом трёх классических и хорошо известных рынку профессий. Первая из которых- это отраслевой эксперт, то есть человек, являющийся экспертом в какой-то индустрии и хорошо в ней разбирается.

Вторая составляющая профессии трекера- это своего рода фокусировщик и мотиватор, такими навыками, как правило, обладают коучи и иногда психологи или психотерапевты.

И третья составляющая- это классический бизнес-консультант. То есть человек, хорошо понимающий, каким образом строить разные бизнесы не только в теории, но и на практике. И эта практика подкреплена как кейсами клиентов, так и успехами и провалами собственного бизнеса. Таким образом, работая с трекером, предприниматель может быть уверен, что получает релевантную ему поддержку.

Помимо этого, у трекера в контакте с предпринимателем рождаются кейсы, которые помогают развиваться не только этому предпринимателю, но и другим.

Трекер видел много предпринимателей на разных стадиях развития и соответственно может помочь своей экспертизой в самых разных ситуациях.

Мы в Right Track, обучаем инструментам трекинга, для работы с предпринимателями и стартапами или для применения этих инструментов в развитии собственного бизнеса.

Когда человек становится трекером, у него часто спрашивают: «Почему ты помогаешь своим опытом кому-то другому, а не делаешь всё это для себя и своих проектов?» Этот вопрос я слышал много раз и всегда отвечал: «С чего вы взяли? В своих проектах я применяю весь свой опыт и наступаю на те же грабли, что и все предприниматели и инвесторы.»

Получив такой вопрос, несколько трекеров рассказали мне об этом на супервизии и с удивлением обнаружили, что они не одиноки. В этот момент я задумался: «Что же на самом деле лежит за этим желанием помогать другим людям делать большие компании и развивать бизнес?»

С материалами исследования вы можете ознакомиться по этой ссылке.

В 2013 году мы познакомились с Александром Еремеевым, который тогда был руководителем акселератора ФРИИ, он и пригласил меня сначала быть трекером команд в заочном, а потом и в очном акселераторе ФРИИ. Так, моя карьера бизнес-консультанта, повернула в сторону прикладной работы в полях, с амбициозными людьми, которые хотят построить глобальные организации и сделать это как можно быстрее.

С тех пор у меня накопилось уже большое количество кейсов начиная от работы с производственными предприятиями и заканчивая высокотехнологичными стартапами. Но в какой-то момент я понял, что не всегда справляюсь на проектах один и начал преподавать те вещи, которые понял на практике, развивая предпринимателей и их компаний.

Таким образом, появились две категории образовательных продуктов: первые- это профессиональное образование для трекеров, которое помогает конкретному человеку обрести профессию трекера и второе- это образование для предпринимателей. Обычно это те, кто научился достигать своих целей и них это хорошо получается, но хочется достигать цели в 10 раз большего масштаба. Однако для этого не хватает систематизации тех знаний и навыков которые уже есть и ответа на вопрос: “Куда дальше развиваться именно в плане предпринимательства?”, потому что обычно много людей может подсказать, как увеличить продажи, а вот как быть предпринимателем следующего масштаба, учат далеко не везде.

И поскольку к 2018 му году у меня накопилось довольно большое количество самых разных клиентов и кейсов, я решил, что пора открывать Университет и начинать подготавливать народ к тому, чтобы вместе делать более крупные и масштабные проекты. Так и появился Университет кратного роста Right Track.

Наша модель развития, включает в себя развитие по принципам классического университета, который будет обладать как фондами для инвестирования в собственную деятельность, в том числе научную, так и собственными образовательными программами разного типа для трекеров и предпринимателей, которым по по какой-то причине, необходимо заработать очень серьезные деньги и достичь больших результатов. Этим мы и занимаемся сейчас и планируем продолжать заниматься в будущем.

Источник

Кто такой трекер и как он влияет на судьбу стартапа

Трекинг стартапов что такое. Смотреть фото Трекинг стартапов что такое. Смотреть картинку Трекинг стартапов что такое. Картинка про Трекинг стартапов что такое. Фото Трекинг стартапов что такое

Успешность стартапа зависит от команды и ее работы, экономической ситуации, соответствия продукта реалиям рынка, наличия у клиентов проблемы, которую собирается решать компания. Но немаловажную роль на стадии воплощения идей предпринимателей в жизнь играют и наставники проектов, которых в акселерационной среде называют трекерами. О том, кто эти люди и чем именно они помогают стартапам, рассказывает Мария Головач, которая уже несколько лет работает трекером акселератора «Южный IT-парк» (АО «РКР»).

Кто такие трекеры?

Понятие «трекер» зародилось в крупных американских акселераторах, таких как Y Combinator. В России оно стало активно использоваться с появлением первых акселераторов и венчурных фондов, например, Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ).

Трекер — это наставник, который помогает команде стартапа двигаться по методологии акселератора. Как правило, трекеры имеют свои собственные компетенции в построении успешного бизнеса в сфере продаж или производства, это специалисты с навыками в сфере менеджмента, управления временем, психологии и коучинга. Они помогают проектам развиться с нуля, от идеи до заработка первого миллиона.

Чем именно занимаются трекеры?

Как правило, стартап сопровождает один трекер, который еженедельно встречается с командой, а также общается с ней удаленно.

Вот главные функции наставника в «Южном IT-парке»:

1. Следить за тем, насколько последовательно и верно стартап выполняет поставленные задачи.

2. Быть евангелистом «Южной трекшн-карты».

«Южная трекшн-карта» впервые появилась как интерактивное пособие, доступное для публичного использования на сайте акселератора. Позже она была собрана в онлайн-курс и теперь выпускается в виде книги. Это адаптированная версия трекшн-карты, созданной во ФРИИ, но с учетом опыта «Южного IT-парка» по работе со стартапами ранних стадий.

3. Определять узкие места в работе команды, объяснять их руководителям и работать над устранением проблем.

4. Находить и приглашать необходимых для стартапа экспертов, которые проведут бесплатные консультации и мастер-классы по проблемным для команды темам.

5. Определять компетенции, которых не хватает команде стартапа для стремительного роста. Это могут быть, как внутренние, так и внешние компетенции.

6. Помогать проекту избежать стратегического и кассового разрыва, то есть ситуации, в которой стартап потратил все деньги, но еще не дошел до следующего раунда инвестиций. Или ситуации, в которой для достижения следующего этапа развития проекту не хватит времени или ресурсов.

Наставник должен направлять команду, но ни в коем случае не принимать за нее решения, не ставить цели и задачи.

Как стать трекером?

«Южный IT-парк» проводит школу трекеров. Занятия в ней проводят сотрудники акселератора с опытом наставничества стартапов. Кроме того, школа приглашает сторонних экспертов, которыми могут быть сотрудники других акселераторов, успешные стартаперы и бизнесмены.

Школу трекеров посещают люди, интересующиеся созданием и акселерацией стартапов, а также венчурными инвестициями. Сейчас это мировой тренд: инвесторы учатся компетенциям трекеров, чтобы лучше разбираться в теме, разговаривать со стартаперами на одном языке и знать, куда вкладывать деньги.

В «Южном IT-парке» работают около 10 наставников. Когда кто-то покидает команду, и появляется запрос на новых специалистов, на освободившиеся места приглашают выпускников школы трекеров.

Источник

Евгений Калинин: как сэкономить 80% времени на пути к масштабируемому бизнесу

Трекинг стартапов что такое. Смотреть фото Трекинг стартапов что такое. Смотреть картинку Трекинг стартапов что такое. Картинка про Трекинг стартапов что такое. Фото Трекинг стартапов что такое

Поясни в двух словах, что такое трекинг? Как давно ты этим занимаешься?

Приходит предприниматель — вроде хороший бизнес, работает уже пару лет, куча денег вложена, много всего сделано — а зарабатывает копейки. Продажи бессистемные, цикл сделки длинный, предсказуемости и управляемости никакой. Почему? Начинаем разбираться, убираем все лишнее, фокусируемся на важном. Бизнес начинает быстро расти и зарабатывать.

Я помогаю команде увидеть, что 80% того, что они делают, можно не делать. Вместе с ними определяю, на чем им нужно сфокусироваться, а потом удерживаю их на том направлении, которое мы вместе определили. Если они от него отклоняются и совершают ненужные действия — бью по рукам. Ойкают, потом говорят спасибо.

Я этим занимаюсь уже лет шесть. Сейчас мы эту работу называем трекингом, раньше такого человека называли ментором, до этого — консультантом, стартап-коучем. Названия меняются, суть деятельности остается — дать предпринимателю внешний взгляд на ситуацию, помочь разобраться в ней, сфокусироваться и бежать быстрее.

Зачем стартапы приходят в Акселератор?

Зависит от стадии развития стартапа.

На самых ранних этапах задача — найти работающую бизнес-модель, выстроить кратчайший путь к первым продажам. Здесь мы занимаемся валидацией рыночной гипотезы: помогаем фаундерам понять, работает бизнес или нет. Для этого команда запускает процесс customer development, ищет клиентские сегменты, с которыми стартап будет работать, и по каждому сегменту формирует ценностное предложение.

Если customer development в каком-то виде уже проведен, команда понимает, кому и что продает, есть разовые несистемные продажи, то следующая задача — запустить регулярный цикл продаж.

Потом — поиск масштабируемых каналов продаж, в которых будет сходиться экономика. Для этого нужно в первую очередь понять экономическую модель бизнеса, а потом сделать продажи прибыльными, чтобы их можно было масштабировать.

Бывают компании, которые уже начали расти, но уткнулись в потолок, вышли на плато — или растут, но не так быстро, как хотелось бы. Это значит, что в бизнесе есть какие-то ограничители, которые не позволяют развиваться дальше. В любом бизнесе есть узкие места, которые ограничивают рост. В Акселераторе мы занимаемся их поиском и устранением, ищем новые драйверы роста для этих команд.

Почти всегда команды, приходящие к нам, сильно расфокусированы. Делают много ценного и полезного, а результата не видят. Если стартап расфокусирован, он неэффективно расходует время, а время для стартапа — это деньги: в какой-то момент они закончатся, и стартап умрет. Мы помогаем этого избежать. Для этого в частности мы занимаемся индивидуальной работой с руководителем проекта, даем ему много обратной связи, обеспечивающей фокусировку и повышение продуктивности.

Как трекер работает с проектом?

В Акселераторе у каждого проекта есть свой трекер. У меня есть в каждом наборе несколько команд, в среднем от трех до семи. Трекер ведет проект через всю программу акселерации. Не реже раза в неделю у него индивидуальные встречи с проектом. В промежутках между ними — сталкиваемся в коридоре, общаемся в почте или в мессенджерах, постоянно остаемся в контакте.

Про каждую свою команду я держу в голове, что для нее на данный момент самое важное для движения вперед. В любой момент, столкнувшись с фаундером, я у него спрашиваю про эту ключевую на данный момент задачу: «как там новый лендинг?» или «разместил вакансию?». У фаундера много разных задач, его постоянно уносит в сторону: он видит новые возможности, которые ему кажутся интересными и перспективными, и забывает, что сейчас нужно делать в первую очередь. Я же напоминаю об этом и бью по рукам. Моя работа — не принять за него решение, а напомнить ему о его собственном решении, которое он принял два дня назад.

Это еще одна вещь, которую я помогаю делать: «об меня» можно поговорить и решить проблему, принять управленческое решение. Встреча с проектом обычно начинается с одного и того же вопроса: «как дела?». В ответ предприниматель рассказывает, что у него больше всего болит. Моя работа — выяснить все детали ситуации, структурировать, наложить на нее те модели, которые у нас есть в арсенале в Акселераторе, чтобы смотреть на бизнес под разными углами (экономика и метрики, трекшн-карта, воронки и куча других). А потом вернуть ситуацию предпринимателю, отзеркалить, чтобы он мог посмотреть на свою ситуацию со стороны.

После этого он уже сам видит решение проблемы. Я не принимаю решений за фаундеров. Они гораздо лучше меня знают, что делать, и моя задача — показать им реальность, притащить багаж опыта, кейсов, наблюдений, методик, разложить перед ними, отзеркалить, что они делают, и за счет этого помочь им в принятии решения. Моя магия в том, что я помогаю людям осознавать, как и почему они принимают то или иное решение.

Тут есть два типа ситуаций. Первая — «одиночество фаундера». Это когда у него нет человека, с которым фаундер мог бы поговорить на одном языке, а есть только команда, которая ему так или иначе подчиняется. В этом случая я работаю для фаундера зеркалом, могу поговорить с ним на его языке и его уровне, и он об меня свою проблему решает.

Вторая — когда в проекте два фаундера, у них часто бывает, что они о чем-то спорят и не могут принять решение, оба отстаивают свою позицию. Я помогаю сдвинуть ситуацию с мертвой точки за счет того, что смотрю на нее снаружи, показываю фаундерам их позиции со стороны и помогаю их интегрировать в единую, которая устроит и того, и другого.

Какие типовые проблемы есть у стартапов?

Самая типовая проблема, с которой мы сталкиваемся на входе в Акселератор, — это когда стартапы пилят продукт вместо того, чтобы заниматься продажами. У меня на эту тему есть любимая история. Приходит в Акселератор команда, занимаются видеоаналитикой для ритейла. У них была технология, позволяющая анализировать видео с камер видеонаблюдения и считать, где в торговом зале сколько человек проходят. Но продукта, который можно было бы отдать менеджерам в магазин, чтобы они сами им пользовались, еще не было. «Мы, – говорит, – еще год будем пилить продукт, а пока хотим послушать, как надо делать продажи, чтобы потом начать продавать эффективно». Я ее останавливаю: «сходи в соседний с домом супермаркет и продай им эту штуку». Чуть-чуть посопротивлялась, но пошла. И продала. Поскольку продукта еще не было, продала она два листочка бумаги с отчетом, который ее ребята вручную сделали в Ворде. Она записала на флешку видео, отправила команде, они что-то там посчитали и прислали обратно отчет. Она его распечатала и эти два листочка бумаги продала. За деньги. Тем самым убедилась, что ее продукт действительно востребован, поняв, как именно его продавать. И не дожидаясь, пока будет готов масштабируемый продукт, сделала вручную продажи на первые несколько сотен тысяч рублей в месяц. А дальше уже разбиралась, что автоматизировать, что нет, кому продавать, кому пока нет, но сначала — запустила процесс.

Я работаю с командами в разных странах, и проблемы везде одни и те же. Есть у меня команда в Тель Авиве, ребята делают сервис для разработчиков мобильных приложений. Я их поймал примерно в том же состоянии — пилим продукт, потом будем общаться с клиентами. Долго пушил их в сторону продаж. Недавно они сходили в Junction, это такой большой акселератор в Тель Авиве. Пообщались с менторами, инвесторами. Получили по лбу. Звонят, говорят: «да, теперь мы поняли, что ты нас заставляешь делать».

Очень часто команды останавливают продажи, когда что-то не получается. Очень сложно запустить маховик продаж — а если его остановить, то потом снова перезапускать не легче. А главное — оптимизировать можно только работающий процесс. Одна команда начала продажи и наткнулась на проблему с обработкой заявок. Они выключили контекстную рекламу и пошли переделывать процесс обработки заявок. Вроде переделали, включили рекламу, а там что-то поменялось и уже не идет. Дальше они тратят неделю на то, чтобы эту рекламу запустить. За это время у них опять разваливается процесс обработки заявок. В итоге они несколько недель подряд не могут запустить маховик, чтобы дать ему поработать и найти следующее узкое место.

А вот другая команда. Запустили контекстную рекламу. В первый день — все плохо, ничего не работает, потеряли тысяч пять рублей. Но не остановились. Во второй — тоже в убыток, но уже поменьше. В третий день уже в ноль сработали. А к концу недели вышли в плюс по всей неделе в целом. Если не останавливать маховик продаж, его можно достаточно быстро оптимизировать и вывести в плюс.

Третья типовая проблема, с которой мы бьемся, — преждевременная автоматизация. Команды слишком рано начинают продавать в каналах, начинают лить трафик на лэндинг, вместо того чтобы поговорить с клиентом и сделать какое-то количество продаж вручную. Чем больше вы продали вручную, тем больше потом шансов, что автоматизированная конструкция будет работать, а продажи расти. Если вы слишком рано начали делать лэндинги, то скорее всего, они плохо конвертируют в покупку, масштабироваться с их помощью нельзя. При попытке масштабировать такой инструмент чаще всего оказывается, что экономика не сходится. Проблема не в том, что лэндинг плохой, а в том, что он сделан слишком рано: без выявления основных болей клиента нельзя сделать лэндинг с нормальной конверсией. Лучше всего работают лэндинги, сконструированные на основе общения с клиентом и личных продаж. Сначала машинку нужно настроить в ручном режиме, только потом автоматизировать.

Еще одна типовая проблема стартапов: они плохо понимают свои клиентские сегменты. Это следствие недоработанного customer development, недопонимания проблем и мотивации клиента. Чаще всего первое описание своих клиентских сегментов, которое выдает команда стартапа, звучит как-нибудь так: «женщины 25-35 с доходом выше среднего, живущие в Москве». Или в B2B «маленькие компании, средние компании, большие компании, в такой-то отрасли». Это не сегменты! Сегменты различаются не социально-демографическими характеристиками или размером компаний, а типом их проблемных ситуаций.

Одна из компаний, которая занимается лидогенерацией в некоторой отрасли, пришла в Акселератор именно с таким пониманием своих клиентских сегментов. Мы стали смотреть простую вещь: а почему у вас не покупают? И внезапно обнаружили, что все, кто купили их продукт — это компании, у которых есть колл-центр для обработки заявок, а у всех, кто отказался, колл-центра нет. Так мы обнаружили один из значимых дифференциаторов их клиентских сегментов. Компаниям, у которых нет колл-центра, сложно принимать и обрабатывать лиды, это отдельный сегмент. Разделили сегменты, доработали продукт и ценностное предложение для тех, у кого колл-центра нет, и через две недели проблем с продажей этим компаниям уже не было. Но продают пока все равно только тем, у кого колл-центр уже есть — сфокусировались на этом сегменте, поскольку он сейчас выгоднее.

А как вы определяете, на чем фокусироваться?

Примерно год назад мы в Акселераторе очень четко увидели, что команды расфокусированы, не могут сформулировать, чем им нужно сейчас заниматься в первую очередь, делают все подряд. Стали анализировать, поняли, как устроена последовательность действий, которую нужно выполнять в каждом сегменте или канале продаж. Увидели, что может быть точкой фокусировки команды — клиентский сегмент, канал, этап этой последовательности действий, ведущей к масштабированию. И у нас (над этой методикой работали я, Илья Красинский, Артем Азевич и Инга Фокша) появилась модель и инструмент, который мы назвали трекшн-карта. Вот здесь лежит статья, в которой она описана подробно. Там же на сайте есть большая лекция, описывающая эту методику и то, как она используется в Акселераторе.

С помощью трекшн-карты можно четко показать, что нужно делать сейчас, а чего делать пока не надо. Это позволяет, во-первых, сфокусироваться, а во-вторых, рассказать инвестору, трекерам, аналитикам и экспертам, где ты находишься и что делаешь. Этот инструмент обкатан уже на сотнях стартапов, его цель — сократить путь до масштабирования за счет четкой фокусировки на том, что быстрее всего приведет к деньгам.

Какой результат стартапы получают от трекинга и на выходе из Акселератора?

Чаще всего результат измеряют ростом — выручка выросла во столько-то раз, прибыль выросла во столько-то раз. Это важно и нужно, но для меня это не самое интересное. Важнее качественные изменения, когда что-то меняется в мышлении фаундера и в структуре бизнеса.

Например, таким результатом является фокусировка на самом перспективном сегменте и рост за счет него. Пример: CERAmarketing, выпускник 5-го набора, еще один наш проект, занимающийся видеоаналитикой. Традиционная проблема в этой нише: видеоаналитику можно использовать в огромном количестве разных ситуаций, рынок большой, за что хвататься непонятно, хомячка разрывает на куски. На входе в Акселератор у них было какое-то количество продаж в самых разных сегментах, но под каждую продажу приходилось что-то доделывать, цикл сделки длинный, продаж мало. В результате ребята выбрали один узкий сегмент, пошли в него, там нащупали острую боль, доработали продукт под этот сегмент и начали там масштабироваться.

Сокращение цикла продаж — то, что происходит в Акселераторе со многими командами, которые продают сложные решения. Типовая ситуация: у команд, которые заходят в Акселератор, есть какие-то продажи, но каждая сделка занимает от полутора месяцев до полугода, и с этим невозможно работать. Спустя месяц работыкоманда приходит и говорит: а мы тут впервые в своей истории сделку за день закрыли. Они делают это за счет правильной сегментации клиентов, фокусировки на тех сегментах, где они наиболее востребованы, четкого понимания “болей” клиента, правильной организации процесса продаж и хаков, которые позволяют ускорить процесс.

Еще один значимый для меня результат: когда руководитель бизнеса понимает, что такое боль клиента, учится выявлять и транслирует это своим продажникам. То есть может научить продажника в работе с конкретным клиентом вытаскивать его конкретную боль и продавать, решая эту боль. Таких примеров достаточно много. На днях общаемся с Максимом Перевезенцевым, фаундером проекта Callmart, который позволяет оптимизировать работу отдела продаж в телефонном канале за счет интеграции телефонии с CRM, аналитики и автоматизированных сценариев работы с клиентом. Он сейчас вышел на регулярные продажи, запускает в Екатеринбурге отдел продаж и занимается обучением сейлзов. Мы обсуждали с ним, что его продажники пока не умеют выявлять боль. На сейлз-митинге Максим по каждому клиенту каждого продажника спрашивает: в чем боль этого клиента? Если продажник не знает, то идет выяснять. Если знает, то рассказывает, а Максим отвечает ему: это не боль, это ты сам придумал, и продажник все равно идет выяснять. Или Максим соглашается, что это настоящая боль, рассказывает мне, а я в свою очередь говорю – нее, какая ж это боль. Дальше уже Максим идет выяснять, в чем же боль клиента. Мне проще увидеть, боль это или нет, так как я смотрю со стороны. Процесс работы с болями клиента бесконечен. Чем лучше мы будем понимать клиента, тем быстрее будет развиваться бизнес.

Какие качества фаундера влияют на его успех?

Осознанность и смелость.

В первую очередь, в Акселераторе мы работаем над осознанностью предпринимателя: чтобы он понимал, зачем и что он делает, почему принимает именно эти решения, какие его личные психологические ограничения мешают ему двигаться вперед. Это не только наша работа, но и работа самого предпринимателя.

Люди обычно не идут в том направлении, в котором у них не хватает компетенций. Не идут в неизвестность, не идут туда, где можно ошибиться, получить по лбу. Иногда это правильно — нужно использовать свои сильные стороны. Но в какой-то момент это приводит к тому, что команда делает только то, что умеет делать (пилит продукт), но не делает то, что нужно делать (не говорит с клиентами, например). Фаундер должен научиться замечать за собой такие проблемы.

Осознанность ведет к смелости.

Когда видишь, что не делаешь того, что нужно в данный момент, то можешь либо ждать, пока все наладится само собой, либо пойти на риск, и все-таки что-то сделать. Сделать — это и есть смелость.

Это бывает сложно. Мы помогаем там, где в одиночку не пройти — зачастую для этого достаточно просто показать фаундеру ситуацию со стороны. Тем самым мы делаем ситуацию менее неопределенной, и фаундер может продвигаться туда, где до этого ему было сложно.

Смелый проходит вперед. И у него все получается.

Текст: Евгений Калинин, вопросы: Мария Любимцева, контент-маркетолог Акселератора ФРИИ.

Акселератор ФРИИ — это программа ускоренного развития бизнеса с возможностью получения инвестиций для интернет-компаний от стадии готового продукта до стадии месячной выручки около 5 млн руб. С 2013 года в программе уже поучаствовало более 170 команд, с компаниями работают более 160 экспертов.

UPD Прием заявок в 8-ой Акселератор окончен, но уже можно подать заявку в следующий набор. Теперь каждый проект получает skype-консультацию эксперта ФРИИ, который даст развернутую обратную связь и объяснит, что нужно доработать, чтобы повысить шансы пройти отбор. Ближе к дедлайну по набору вы сможете обновить заявку.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *