Трекинг предпринимателей что такое

Корпоративный трекинг: методология быстрых результатов

Профессия трекера появилась в России в 2013 году, когда Фонд развития интернет-инициатив начал активно инвестировать в IT-стартапы. Нужны были специалисты, которые помогали бы молодым компаниям развиваться быстрее. С тех пор трекинг оброс методологией, инструментами и стал просачиваться во взрослый бизнес. Как и зачем его используют корпорации, рассказал руководитель направления корпоративного трекинга «Акселератора ФРИИ» Дмитрий Губкин.

В целом, трекинг — это микс нескольких методик, таких как Lean Startup, теория ограничений (TOC) и других. Его цель — ускорить рост бизнеса через рост навыков в команде, что также зачастую влечет за собой экономию ресурсов. В роли трекеров обычно выступают действующие либо бывшие предприниматели, консультанты или эксперты в какой-то из ключевых областей — маркетинге, продажах, продакт-менеджменте. Это специалисты с высокой продуктовой насмотренностью и большим опытом работы с командами.

Уже несколько лет мы активно применяем инструменты трекинга в корпоративной среде, и они приносят результаты. Секрет в том, что проблемы и у стартапов, и у зрелых компаний, запускающих новые продукты, одни и те же — найти клиентов, подтвердить ценность, разобраться с аналитикой, настроить продажи. Но специфика корпоративной среды часто подразумевает очень медленные процессы и долгое принятие решений, что противоречит целям внутренних корпоративных предпринимателей.

Внедряя трекинг, мы подсвечиваем проблемные зоны, определяем с каждой командой понятную цель и сроки, синхронизируемся с бизнес-заказчиком по ожиданиям, и в результате даже тяжеловесные бюрократические машины начинают двигаться быстрее, появляется нетерпимость к старым методам. В компаниях внедряются новые продуктовые сервисы в помощь командам, повышается уровень продуктовых навыков и, как следствие, растет выручка.

С точки зрения применения инструментов трекинга большой разницы между корпорациями и стартапами нет, но она зачастую проявляется в формате. Работа с молодыми командами менее формализованная, трекер часто находится в непосредственном контакте с CEO и может быть максимально прямолинейным. В крупных компаниях у трекера добавляется контур работы с бизнес-заказчиком, у которого мотивация и цели могут быть отличны от целей команды. И здесь трекер может выступать фасилитатором, помогая совместить мотиваторы участников с метриками и потенциалом продукта.

Корпоративный трекинг позволяет рассмотреть каждый продукт под микроскопом и объективно оценить его рыночный потенциал и потенциал команды. Главный kpi здесь – рост бизнеса. Чтобы оценить пользу трекера для продукта на ранней стадии, когда продаж еще нет, нужно сформировать набор артефактов, на базе которых можно принимать управленческое решение: «закрыть нельзя инвестировать».

В случае с продуктами на стадии масштабирования ценность от работы трекера более наглядна: это прирост выручки, конверсия в платящего пользователя, снижение оттока клиентов и тд.

Тем не менее работая с корпорациями мы периодически встречаем закономерный вопрос — зачем компании со своим штатом продакт-менеджеров, Agile-коучей и аналитиков еще и трекер? В первую очередь, из-за дефицита продуктовой экспертизы в текущей команде компании. По оценке ФРИИ, в российских корпорациях 85% продакт-менеджеров — «новички» и «середнячки» и только 15% — опытные специалисты. То есть у подавляющего большинства специалистов нет опыта запуска и развития продуктов, в то время как за плечами опытного трекера — сотни успешных кейсов.

Метафорически трекинг — это экзоскелет, т.е. временная поддержка для команд, у которых не хватает внутренних компетенций. С этой поддержкой они начинают бежать быстрее, но что еще важнее — в ускоренном темпе развивают навыки и тренируют продуктовую насмотренность, чтобы дальше бежать уже самостоятельно.

Рост бизнеса всегда происходит только через рост навыков команды. Работая с трекером, видимый прогресс достигается уже через 3 месяца работы.

Трекеры могут работать как c продуктами ранних стадий, когда есть только гипотезы о клиентах и ценности, так и с продуктами на стадии масштабирования, когда выручка составляет сотни миллионов рублей. В первом кейсе ценность от работы трекера обычно в формировании набора артефактов, на основе которого можно принимать решение о пролонгации либо закрытии продукта. Примером артефактов могут быть анализ рынка, расчет юнит-экономики, оценка потенциала продукта и тд. На поздних стадиях запросы более прикладные: рост ключевых метрик продукта, увеличение выручки, запуск продукта в новом клиентском сегменте или рынке.

Чтобы приступить к работе с командами, трекер проводит диагностику бизнеса, в рамках которой анализируются 5 ключевых компонент:

На базе диагностики трекер формулирует гипотезы узкого места в бизнесе и дорожную карту работ по достижению цели команды через формирование новых продуктовых навыков в командах. А дальше начинается регулярная работа с еженедельными спринтами, пошаговым выполнением задач и отгрузкой в команду новых инструментов.

Результат внедрения процесса трекинга в корпорации — это:

Также важно, что после внедрения процесса трекинга корпорации меняют сам подход к работе с новыми продуктами — команды начинают проверять больше гипотез за меньшее время. В среднем, работа команд ускоряется в 2-5 раз, а это значит, что каждая проверенная гипотеза становятся в 2-5 раз дешевле.

Ценность инструментов трекинга подтверждают лидеры рынка — Сбер, Мегафон, Ростелеком и тд. Для них это «допинг», дающий мгновенный результат, в то время как любые внутренние изменения в корпорациях могут продолжаться годами.

Источник

Не потерять миллионы: зачем бизнесу трекеры

Развитие на собственных ошибках — дорогой путь для бизнеса. Можно слить бюджет и время и так и не достичь желаемого. Помочь и вывести бизнесмена на короткий путь к цели, где будет меньше ям и ловушек, способен трекер. Этой профессии нет и 10 лет, популярна она пока преимущественно в России, однако такие специалисты уже работают не только с молодыми проектами, но и с корпорациями.

Чем трекеры отличаются от менторов и коучей, по какой методологии работают и как опознать стоящего специалиста, рассказала Аня Миро — одна из первых участниц сообщества Heg.ai, которая помогает участникам комьюнити в развитии их бизнесов.

Своим появлением профессия трекера обязана акселератору ФРИИ (Фонда развития интернет-инициатив), который в 2013 году стал вкладывать деньги в IT-стартапы. Со временем идея разошлась по ближайшим к России странам и начала делиться на школы: школа трекеров Е. Калинина, университет кратного роста А. Бакеева. У каждой из них понимание трекинга немного различается.

Трекер — это человек, который помогает быстрее и дешевле приходить к целям в бизнесе. Профессия новая, трактовок много, привожу только свою. Трекер совмещает в себе эксперта в ТОС (теория ограничений систем), коуча, чтобы помогать применять ТОС и искать ограничения в голове человека, а не просто в бизнесе, и продуктовика, маркетолога или управленца — то, что продается и помогает лучше применять ТОС. Он обычно работает с тем, кто принимает решения в команде и ускоряет рост бизнеса.

К трекеру приходят, когда очень надо, чтобы что-то получилось, но не ясно как. Предприниматель обычно думает так: «Хочу денег и на Мальдивы хочу, и еще счастливым быть. Как это сделать? Наверное, нужен Инстаграм, отдел продаж и выход в Штаты». Он реализовывает свою идею — например, заводит Инстаграм, начинает работать над профилем. Но вопрос: зачем конкретно ему это надо. Почему именно Инстаграм, а не сайт?

Опубликовав два поста, предприниматель осознает, что счастливей не стал, на Мальдивы еще не улетел, денег не добавилось. Снова размышляет: «Не, Инстаграм не работает, надо с продуктом что-то сделать». И вот так по кругу.

Трекер же помогает остановиться, застопорить эти «идеи-торопыжки» и добавляет в схему «цель — идея» пропущенный ингредиент.

В мире к трекеру ближе всего продакт коуч, однако эти два специалиста отличаются методологией, которую они используют. Трекер применяет Теорию ограничений систем и продуктовые инструменты, а продуктовый коуч — только продуктовые инструменты.

Суть ТОС заключается в том, что сначала необходимо понять и четко сформировать цель, потом найти главную проблему, мешающую к ней прийти, тот самый ингредиент, который предприниматели пропускают и в итоге попадают в расфокус и топчутся на месте. Дальше через гипотезы и их проверку следует решать именно эту проблему и искать новую, если все еще не достигли желаемого.

Эта методика — самый короткий путь к цели. Она работает с большинством бизнес-задач, поэтому и легла в основу трекинга. Потому что помогает выстроить правильную систему, где идея — ответ на проблему, а не принятое в вакууме решение.

У каждого трекера своя система работы. Но есть определенные общие закономерности: например, такой помощник никогда не дает прямого совета «делай так-то». Он задает вопросы. Благодаря этому предприниматель не просто принимает чужую экспертизу и действует по шаблонам, а находит свои пути.

Трекеры работают спринтами и встречаются с фаундером, управленцем или командой один, два раза в неделю и общаются от одного до трех часов. Коммуникации могут быть и онлайн, и оффлайн. На встрече могут присутствовать и другие члены команды — как сооснователь, так и маркетологи, продуктовые менеджеры.

По стандарту рынка первая сессия — диагностическая: чтобы увидеть долгосрочные и краткосрочные цели проекта, его проблемы. После, каждая встреча — это исследование текущих проблем бизнеса, генерация гипотез для их преодоления и выстраивание списка задач на неделю. Например, глубже изучить ЦА (целевую аудиторию), продать конкретному числу людей продукт. Так маленькими итерациями команда движется к цели.

Ни один трекер не гарантирует бизнесу статус «единорога» и многомиллионную прибыль. Если проект изначально убыточный, не имеющий ценности для аудитории, он не станет вторым Facebook. Трекер показывает более короткий путь и ускоряет развитие бизнеса, благодаря чему предприниматель экономит и время, и деньги, и другие ресурсы вроде сил своих и команды. При этом ускорять он может и в сторону закрытия проекта, но это хорошо. Так команда потратит меньше денег и не выгорит.

Например, трекер способен уберечь от типичной ошибки, приводящей к потере времени и денег. Когда предприниматель сначала разрабатывает продукт, а потом выходит на рынок и видит, что его продукт никому не нужен. После такого опыта он может сложить руки, закрыть проект и еще года два восстанавливаться психологически. За последнюю неделю я поработала с тремя команды с такой ошибкой с общими затратами на 47 млн рублей. И все без продаж.

Ни один трекер не гарантирует бизнесу статус «единорога» и многомиллионную прибыль.

Вариантов, когда фаундер может обратиться к трекеру, много, но объединяет их чаще всего одно — задача, которую не ясно как решать. Например, не идут продажи, хочу пятикратно вырасти за год, бизнес растет, а счастья нет.

С такими вводными чаще идут к трекеру. Потому что в отличие от ментора или коуча он работает с высокой неопределенностью бизнес-задачи. Например, к трекеру можно обратиться с таким вопросом — «Как мне прийти к большим цифрам роста?», к ментору с более конкретными запросами на опыт и советы — «Как мне построить стратегию или отдел продаж?». А к бизнес-коучу — с запросом на то, как сделать себе хорошо: «Как мне найти общий язык с сотрудниками или получать больше удовольствия от работы?».

В моей практике была девушка, основательница онлайн-школы: весной поставили себе крутую цель и не очень понимали, как к ней прийти к концу сезона. Девушка предполагала, что нужно искать новые методики продвижения. Но после трекинговых сессий выяснили, что внимание нужно уделить скорости производства курсов.

За месяц её увеличили в три раза, автоматизировав процессы. После пересобрали маркетинговый отдел, настроили процессную работу. В итоге цели по выручке в июле и августе достигнуты на 100%, пробив «потолок» в 80%, каждый новый курс теперь продается с первого потока, а не второго-третьего как раньше.

Профессия молодая, единых стандартов для нее нет, хотя Международная ассоциация трекеров (ITA), одна из нескольких российских организаций, объединяющих специалистов, пытается их постепенно формировать. И здесь прячется главная проблема — сложно найти хорошего специалиста, который действительно поможет бизнесу, а не просто возьмет деньги за свое присутствие рядом.

Ключевой аспект — хороший трекер должен иметь отличное понимание бизнес-процессов и продуктовый опыт, а в идеале быть предпринимателем.

Трекер поможет вашему бизнесу, если:

Меняет ваши взгляды на происходящее. Вы начинаете видеть и знать то, что не видели до этого и именно это помогает изменить ситуацию.

Задает вопросы, исследует вместе с вами ситуацию, в которой вы оказались. Так трекер понимает цель и ищет главную проблему.

Уважает ваше мнение. Если трекер просто говорит, что делать, чаще всего он скорее старается казаться полезным, чем является.

Вы чувствуете себя то комфортно, то некомфортно. Некомфортно, когда трекер ведет вас в точки роста, которые признавать не хочется. Комфортно, когда делает с вами передышку, чтобы новые идеи и открытия уложились, когда уважает и принимает ваше мнение и нежелание работать с какими-то вещами

Говорит, что ответственность на вас и не берет ее на себя. Трекер остается полезным, когда находится снаружи команды. Тогда он может видеть то, что не видит команда, и менять ее мышление и действия.

Не исключено, что вы можете столкнуться с ситуацией, где подходящий вам трекер не будет совпадать с этим набором критериев. Но в большинстве случаев — будет.

Приятный бонус — если трекер из вашей отрасли, был на такой же должности, как и вы, запускал проекты с миллионными бюджетами. Но здесь есть нюансы: с одной стороны, трекер увидит главные ограничения и быстрее вам их покажет. С другой — он может работать не с настоящим ограничением вашего бизнеса, а с тем, которое он знает, и искать подтверждение своим гипотезам. То есть ему сложнее оставаться беспристрастным.

Например, трекер может неосознанно думать: «Когда я делал онлайн-магазин — главная проблема была с организацией доставки. Вероятно, у моего клиента так же». Он задает вопросы, видит ограничение, начинает с предпринимателем организовывать доставку, забыв про цели и про то, что вообще-то в этом бизнесе вполне можно было все отдать на откуп Озону.

Поэтому при выборе в первую очередь мы предлагаем полагаться на здравый смысл и личное совпадение, потом на наши критерии и только после этого на регалии.

Источник

Кто такой трекер и зачем он нужен бизнесу

Трекинг предпринимателей что такое. Смотреть фото Трекинг предпринимателей что такое. Смотреть картинку Трекинг предпринимателей что такое. Картинка про Трекинг предпринимателей что такое. Фото Трекинг предпринимателей что такое

Часто предприниматель тратит много денег и усилий, но не получает результата и не может понять, что он делает не так. Чтобы увидеть причины, нужен внешний взгляд. В этой ситуации бизнесу может помочь трекер.

Трекер регулярно встречается с предпринимателем или его командой и помогает им бежать быстрее. Сформировать и протестировать ценностное предложение, выбрать оптимальный канал продаж, достичь сходимости экономики, отстроить процессы для масштабирования бизнес-модели. Трекер не дает готовых ответов, не делает работу за руководителя и команду — он задает вопросы, которые помогают им самим найти решения. Трекер фокусирует предпринимателя на самой важной задаче, на том, что ведет его к кратному росту бизнеса.

Работа трекера не строится на одной лишь интуиции и собственном опыте — за ней стоит методология. Методология трекинга в её нынешнем виде сформировалась в акселераторе ФРИИ, а зародилась ещё задолго до него. Она проверена и обкатана более чем на тысяче стартапов и более зрелых компаний за 10 лет работы.

Методология трекера

Методология трекинга включает в себя процесс диагностики, в ходе которого и трекер, и сам предприниматель понимают, где сейчас узкое место в бизнесе и какие инструменты нужно применять, чтобы это узкое место устранить.

Мастер-класс «Трекшн-карта: кратчайший путь к масштабируемому бизнесу»

Результат работы трекера

Со слов Фила Ахназарова, прочувствовавшего процесс трекинга на своей шкуре:

«Ты можешь на самом деле сделать вот что: взять стартап (проект, бизнес, всё равно что), разобраться, что за херню они задумали, наложить на вменяемые метрики, собрать им мозги в кучу, и заставить системно показывать рыночный трекшн день за днём, не забывая про экономику происходящего. И при этом поглядывая, чтобы собранные в кучу мозги не расползлись обратно. То есть сильно выпрямить и ускорить дорогу к счастью. Или к могиле. В зависимости от стартапа.
Ну и много чего ещё, я думаю, просто не сформулировано, или я с этим не сталкивался.
Просто это для нас уже сейчас приевшаяся терминология, поэтому не всегда кажется, что это важно, а на самом деле приземлять гениальные идеи стартаперов на почву
жёсткой бизнесовой реальности и при этом показывать им простую схематику, в которой проверяется жизнеспособность идеи — это важно».

Чем трекер полезен бизнесу

Трекинг ускоряет. Он не дает гарантий успеха — если стартапу суждено умереть, он умрет. Просто это произойдет быстрее, а значит, все потеряют меньше денег и драгоценного времени жизни. Если же у компании есть шансы на успех — они тоже реализуются быстрее. Например компании, проходящие трекинг в акселераторе ФРИИ, за 3 месяца начинают понимать своего клиента и контролировать процесс продажи, сокращают цикл сделки с месяцев до недель или дней, увеличивают выручку в 2-4 раза.

В ходе работы с трекером компания движется по типовому пути. Находит целевой клиентский сегмент и ценностное предложение, делает ручные продажи, понимает, как именно происходит принятие решения клиентом. Затем ищет каналы, через которые можно таких людей привлекать много и продавать им с прибылью. Потом масштабирует найденный канал продаж: находит, где узкое место, не позволяющее расти дальше, и проверяет гипотезы о том, как можно его устранить.

Задача СЕО — в рамках этой типовой модели сформировать свой, более конкретный план, сформулировать гипотезы на каждом из этапов и, собственно, проверять их. Трекер дает обратную связь, помогает формулировать, ранжировать гипотезы, оценивать и интерпретировать результаты.

Без помощи трекера компания тоже может двигаться по этому процессу, но у руководителя часто замыливается глаз, он не осознает причин, из-за которых компания буксует. Изнутри не видно. Внешний взгляд позволяет найти эти причины и устранить их. Кроме того, у предпринимателя это единственный или один из небольшого количества бизнесов, а трекер видел десятки или сотни таких ситуаций. Предприниматель влюблен в собственный продукт, а трекер может беспристрастно оценивать ситуацию и сталкивать предпринимателя с реальностью. Бывает больно — но зато полезно.

Трекинг предпринимателей что такое. Смотреть фото Трекинг предпринимателей что такое. Смотреть картинку Трекинг предпринимателей что такое. Картинка про Трекинг предпринимателей что такое. Фото Трекинг предпринимателей что такое

Не только для стартапов

Методики работы со стартапами применяются и в зрелых компаниях. На определённом этапе развития корпорация достигает потолка и начинает искать новые драйверы роста. Возникают внутренние стартапы, проекты и новые продукты, компания начинает приобретать стартапы с рынка. Формируется портфель проектов, в каждый из которых инвестируется (явно или неявно) какое-то количество ресурсов. Этим портфелем нужно управлять, вовремя (а не через год или два, когда закончилось финансирование) закрывать неэффективные проекты, а успешные — ускорять. Методики, которые мы используем в работе со стартапами, адаптированы и к задачам корпораций.

Источник

Инсайты о трекинге: кто такой трекер и зачем он нужен

Евгений Калинин

Трекер с 8-летним опытом. Консультирует стартапы в Startup Magic, акселераторе ФРИИ и #tceh

Изнутри не видно: предприниматель тратит много денег и усилий, но не получает результата и не может понять, что он делает не так. Чтобы увидеть причины, нужен внешний взгляд. Читайте о том, как и с помощью каких инструментов трекер помогает бизнесу.

Евгений Калинин

Трекер с 8-летним опытом. Консультирует стартапы в Startup Magic, акселераторе ФРИИ и #tceh

Получайте новые статьи на e‑mail

Пишем о будущем, технологиях и стартапах

Ещё по теме

Как измерить работу трекера

Десять заповедей трекера: как вывести бизнес на новый уровень

Об авторе

Трекер с 8-летним опытом, основатель консалтинговой компании Startup Magic. Более 25 лет в IT. Основал и руководил аутсорсинговой IT-компанией iClick. Консультирует в год более 200 стартапов: помогает расти, масштабироваться, ускорять продажи на любых этапах развития — от идеи до масштабирования на зарубежные рынки.

Кто такой трекер

Трекер регулярно встречается с предпринимателем или его командой и помогает им бежать быстрее. Сформировать и протестировать ценностное предложение, выбрать оптимальный канал продаж, достичь сходимости экономики, отстроить процессы для масштабирования бизнес-модели. Трекер не дает готовых ответов, не делает работу за руководителя и команду — он задает вопросы, которые помогают им самим найти решения. Трекер фокусирует предпринимателя на самой важной задаче, на том, что ведет его к кратному росту бизнеса.

Работа трекера не строится на одной лишь интуиции и собственном опыте — за ней стоит методология. Методология трекинга в её нынешнем виде сформировалась в акселераторе ФРИИ, а зародилась ещё задолго до него. Она проверена и обкатана более чем на тысяче стартапов и более зрелых компаний за 10 лет работы. И теперь мы запаковали эту методологию в учебный курс — Мастерскую в #tceh «Школа трекеров».

Зачем трекер нужен бизнесу

Трекинг ускоряет. Он не дает гарантий успеха — если стартапу суждено умереть, он умрет. Просто это произойдет быстрее, а значит, все потеряют меньше денег и драгоценного времени жизни. Если же у компании есть шансы на успех — они тоже реализуются быстрее. Компании, проходящие через акселератор ФРИИ, за 3 месяца начинают понимать своего клиента и контролировать процесс продажи, сокращают цикл сделки с месяцев до недель или дней, увеличивают выручку в 2-4 раза.

В ходе работы с трекером компания движется по типовому пути. Находит целевой клиентский сегмент и ценностное предложение, делает ручные продажи, понимает, как именно происходит принятие решения клиентом. Затем ищет каналы, через которые можно таких людей привлекать много и продавать им с прибылью. Потом масштабирует найденный канал продаж: находит, где узкое место, не позволяющее расти дальше, и проверяет гипотезы о том, как можно его устранить.

Задача СЕО — в рамках этой типовой модели сформировать свой, более конкретный план, сформулировать гипотезы на каждом из этапов и, собственно, проверять их. Трекер дает обратную связь, помогает формулировать, ранжировать гипотезы, оценивать и интерпретировать результаты.

Без помощи трекера компания тоже может двигаться по этому процессу, но у руководителя часто замыливается глаз, он не осознает причин, из-за которых компания буксует. Изнутри не видно. Внешний взгляд позволяет найти эти причины и устранить их. Кроме того, у предпринимателя это единственный или один из небольшого количества бизнесов, а трекер видел десятки или сотни таких ситуаций. Предприниматель влюблен в собственный продукт, а трекер может беспристрастно оценивать ситуацию и сталкивать предпринимателя с реальностью. Бывает больно — но зато полезно.

Не только для стартапов

Методики работы со стартапами применяются и в зрелых компаниях. На определённом этапе развития корпорация достигает потолка и начинает искать новые драйверы роста. Возникают внутренние стартапы, проекты и новые продукты, компания начинает приобретать стартапы с рынка. Формируется портфель проектов, в каждый из которых инвестируется (явно или неявно) какое-то количество ресурсов. Этим портфелем нужно управлять, вовремя (а не через год или два, когда закончилось финансирование) закрывать неэффективные проекты, а успешные — ускорять. Методики, которые мы используем в работе со стартапами, адаптированы и к задачам корпораций.

Зачем методика нужна трекеру

Если вы работаете со стартапами, у вас наверняка есть какой-то свой набор инструментов, приемов, практик, позволяющих развивать бизнес:

Но я очень часто слышу от специалистов, что им не хватает целостной системы, позволяющей точно определить, когда какой из инструментов даст наибольший эффект. Методология трекинга включает в себя процесс диагностики, в ходе которого и трекер, и сам предприниматель понимают, где сейчас узкое место в бизнесе и какие инструменты нужно применять, чтобы это узкое место устранить.

Если вы работаете с предпринимателями как консультант, коуч, частный инвестор, работаете в венчурном фонде или отвечаете в корпорации за портфель внутренних или проинвестированных стартапов, методология трекинга позволит вам достигать больших результатов в работе с предпринимателями. Хотите этому научиться — приходите в мою Мастерскую в #tceh «Школа трекеров».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *