Трек что это такое в образовании
Как построить личный образовательный трек на примере чашки кофе
Здесь изложен такой взгляд. Взгляд на образовательный трек со стороны последовательной продажи образовательных продуктов. И с точки зрения продажи главным в словосочетании “образовательный продукт” является слово “продукт”. И чтобы раскрыть суть абстрактного понятия “образовательный продукт”, можно выбрать некий простой и понятный продукт, пусть и не “образовательный”, но обладающий адекватными характеристиками. Пусть это будет чашка кофе. Что в них общего, а чем они отличаются?
— Кофе не является основной едой, но его можно назвать десертом (удовольствие, нет жесткой необходимости воспользоваться)
— Кофе можно употреблять, сколько захочется (частотность и продолжительность)
— Кофе можно встроить в график, когда удобно (гибкость графика потребления)
— Кофе вызывает зависимость (привычка использования), в том числе привязанность к месту где его варят хорошо.
— Кофе можно угостить или поделиться (шеринг на друзей), оно может объединять единомышленников (сообщество)
А теперь чем же “образовательный трек” может быть похож на «чашку кофе»?
Где уже используется:
Где используется такой прием
Где уже используется:
В открытых школах в явном виде пока такого не нашла. Скорее всего если и есть, то решения доступны только для студентов.
Но, в образовательном процессе, не все так банально. У пользователя уже есть объем материалов для изучения (возможно и на каждый день), поэтому ему не нужна еще одна цитата\факт\статья, но представим себе, что пользователь поступил на асинхронный курс (т.е там, где надо успевать жить в одном темпе с группой), но он так не может. Он не может читать и не отвлекаться, работать на одном проекте, 100% времени уделять одному занятию, что тогда делать?
Coursera ответила на это решением: если ты не успеваешь закончить сейчас, мы предлагаем тебе переместиться в другую группу и продолжить с ней.
Такого тоже пока нигде не встречала, но наверняка кто-нибудь такие вещи уже просчитал.
Новый трек в аспирантуре Института образования научит измерять навыки XXI века
В аспирантской школе по образованию НИУ ВШЭ открыт новый профиль «Измерение и оценивание в образовании». Аналогов нет не только в России, но и в большинстве европейских стран. Иностранные абитуриенты, претендующие на квоты Правительства РФ, смогут подать документы на этот профиль до 31 марта, а все остальные абитуриенты — во вторую волну набора, которая продлится с 1 августа до 14 сентября.
Что такое трек?
Каждая аспирантская школа Вышки готовит аспирантов по широкому направлению, в рамках которого выделены профили (треки) по той или иной исследовательской тематике. В традиционной системе организации аспирантуры эти профили определялись общими правилами Высшей аттестационной комиссии, теперь же в аспирантских школах ВШЭ выделяют их самостоятельно, поясняет Елена Кобзарь, начальник управления аспирантуры и докторантуры ВШЭ.
Важно, что для открытия того или иного трека в аспирантской школе недостаточно одного профессора, занимающегося данной тематикой. Конечно, с аспирантом, как и раньше, работает научный руководитель, но есть и другие авторитетные исследователи, также вовлеченные в эту работу.
Измерить неизмеримое
Трек «Измерение и оценивание в образовании» появился в Аспирантской школе по образованию не случайно. Уже несколько лет действует магистерская программа «Измерения в психологии и образовании», в Вышке сформирован пул исследователей этой тематики.
Измерения в образовании в последние годы становятся все более востребованными — ежегодно в России разрабатывается множество мониторингов для школьников, заданий предметных олимпиад. К тому же Россия участвует во многих сравнительных международных исследованиях PISA, TIMSS, PIRLS, iPIPS. «В системе образования нужны специалисты, которые умеют разрабатывать хорошие инструменты и научно обосновывать их качество. Понимают контекст образования и могут анализировать данные, полученные в рамках этих исследований. Знания и навыки, которые можно получить у нас, применимы не только в образовании, но и в других сферах, например, HR, психологии», — подчеркивает заместитель руководителя Аспирантской школы по образованию НИУ ВШЭ Татьяна Канонир.
Чтобы грамотно разработать задания для тестирования или экзамена, специалисту по измерениям недостаточно знаний предмета, поясняет Татьяна Канонир. Например, сложность задания по математике может возрасти из-за объема текста или путаного изложения задачи. «В этом случае мы не знаем, что же мы на самом деле измерили, математические навыки или навыки чтения, — поясняет она. — Или задание может быть так составлено, что дает преимущества определенной группе и понижает шансы другой. И здесь на помощь приходят знания психометрики, благодаря которым можно гарантировать качество измерительных инструментов, в том числе выявляя проблемы каждого отдельного задания».
Хотя традиционные формы заданий справедливы, они не всегда оптимальны в современных условиях, считает Татьяна Канонир. В образовании растет необходимость измерять сложные конструкты — например, такие навыки XXI века, как креативность и коммуникативность. Измерять то, что раньше казалось неизмеримым, помогают развивающиеся IT-технологии. Они сделали возможным компьютерное адаптивное тестирование, открыли широкие возможности для проектирования заданий в виде игр или сценариев. «Разрабатывая такое задание, специалист-психометрик, по сути, становится его режиссёром», — подчеркивает Татьяна Канонир.
Для кого этот трек?
Трек «Измерение и оценивание в образовании» предназначен для выпускников вузов с самым разным опытом и из разных областей — психологии, педагогики, экономики, социологии, статистики и других. Программа построена таким образом, чтобы адаптировать и ввести в профессию каждого аспиранта, подчеркивает Татьяна Канонир. Поскольку аспирантская программа ориентирована на международный уровень, нужно хорошее знание английского.
Вступительные испытания проходят в соответствии с критериями аспирантской школы по образованию. «Единственное отличие — мы ожидаем, что студенты, которые захотят обучаться на треке по измерениям, напишут об этом в мотивационном письме и отразят мотивацию в описании своего предполагаемого диссертационного исследования (research proposal)», —отмечает руководитель профиля.
Международное сотрудничество
Аспирантская программа разработана при поддержке Всемирного банка в партнерстве с Бостонским колледжем (США). Его профессора Ларри Ладлоу, Майкл Расселл и Лора О’Двайэр помогли создать программу с «изюминкой», поясняет Татьяна Канонир.
«По совету коллег мы отказались от привычного формата курсов, и весь учебный материал организовали в четырёх тематических блоках: «Методология исследования и базовая статистика», «Углубленная статистика», «Разработка инструментов» и «Углубленная психометрика», —рассказывает она. — Это помогает увидеть полную картину разработки оценивающих инструментов. Наши аспиранты смогут поработать с коллегами из США, а также с другими признанными в мире исследователями-психометриками во время их визитов к нам на программу».
PhD или кандидат наук?
Высшая школа экономики перешла на новую систему присуждения ученых степеней. Они будут признаны государством и не потребуют дополнительного подтверждения. Однако выпускники Аспирантской школы по образованию смогут выбрать путь защиты диссертации на свое усмотрение — традиционным способом через ВАК (совместный диссертационный совет ВШЭ и РПГУ имени Герцена по педагогике продолжает работать) или в диссертационном совете ВШЭ.
«Никаких ограничений здесь не существует, но второй путь объективно лучше, — считает Татьяна Канонир. — В этом случае диссертацию рассматривает специально созданный комитет, состоящий из экспертов именно по теме работы. Другой важный плюс — возможность защиты по совокупности статей вместо подготовки диссертации. В случае защиты в нашем диссертационном совете соискателю присуждается степень кандидата наук НИУ ВШЭ в области образования — Philosophy doctor HSE, PhD HSE, что повышает его авторитет в профессиональном сообществе».
Адаптивный образовательный трек: как и зачем создавать?
Однако пока на рынке немного реальных кейсов, и эти примеры чаще всего демонстрируют адаптивное обучение в пилотном варианте, на начальных этапах или рассчитанное на небольшую аудиторию.
Сложность заключается и в том, что часто за адаптивное обучение принимаются формы, которые им не являются:
Что такое адаптивное обучение? Это процесс обучения с использованием специальных алгоритмов для построения индивидуальной учебной траектории с помощью подобранных ресурсов и активностей, удовлетворяющих уникальным потребностям учащегося.
Как правило, такая система представляет собой учебные траектории с промежуточными точками контроля. Перед началом обучения сотрудники проходят входной тест, по результатам которого распределяются по разным трекам.
Следующее тестирование меняет траекторию в зависимости от результатов обучения, ориентируясь на то, какие изменения произошли с человеком на этом конкретном участке трека.
Здесь важно, чтобы адаптивное обучение учитывало также изменения в поведении на рабочем месте и было автоматизированным. В этом случае весь контент разбивается на небольшие фрагменты, и система должна уметь выстраивать треки из них, как из пазлов.
Чтобы построить адаптивную систему обучения, необходимо собрать данные о том, как сотрудники учатся. Вам понадобится:
Как построить адаптивную систему обучения?
Предположим, нам нужно создать систему обучения менеджеров по продажам-новичков. Как это можно сделать? (алгоритм можно применить и при обучении специалистов другого профиля).
Для начала проведите опрос и составьте профиль должности успешного менеджера по продажам. Проанализируйте статистику продаж и качество обслуживания, чтобы понять, через какой период времени новичок выходит на требуемый уровень эффективности в профессии. Эти данные сверьте с данными опроса лучших продавцов.
Например, новички на первой неделе изучают ассортимент продукции компании. После прохождения первого курса система обучения автоматически назначает второй курс и т.д. Но если новичок показал низкие результаты при прохождении тестов, система возвращает его к той теме, которая вызвала у него затруднения.
Система должна учитывать несколько показателей, чтобы эффективно выстраивать индивидуальную траекторию обучения. Например, если новичок успешно сдал тест, но показатели продаж у него низкие, программа должна вернуть его на этап раньше и перенаправить по другой траектории.
Дополнительными критериями перестраивания адаптивных траекторий могут стать отчеты от наставников и руководителей, которые подтверждают изменения поведения на рабочем месте (или говорят об отсутствии этих изменений).
Используйте различные способы поощрения сотрудников:
Лучше измерять результаты обучения не в количестве сотрудников, прошедших курсы, а в сокращении адаптационного периода для новичков, снижении процента браков, повышении продаж и других экономических показателях. То есть затрагивайте показатели, которые влияют на бизнес‑результаты.
«Мы создаем для каждого студента индивидуальный образовательный трек»
— Согласно международным исследованиям, в мире растет популярность инженерного образования. Характерна ли эта тенденция для нашей страны?
— По данным опросов общественного мнения, которые регулярно проводит ВЦИОМ, профессия инженера сегодня входит в тройку самых престижных для россиян: 66% опрошенных выбрали бы для своих детей получение именно инженерно-технического образования.
Рост престижа инженерных специальностей вызван в первую очередь тем, что мир находится на пороге очередной промышленной революции. Роботизация и цифровизация всех сфер деятельности активно трансформируют рынок труда: по прогнозу Агентства стратегических инициатив, в ближайшие 12 лет исчезнет около 60 профессий. На этом фоне современное качественное инженерное образование дает выпускнику вуза значительное преимущество — он станет творцом мира новых технологий.
О росте популярности инженерного образования свидетельствуют и результаты приемных кампаний. В наш университет с каждым годом приходят все более подготовленные выпускники школ: в прошлом году средний балл ЕГЭ абитуриентов МИСиС составил 82,8 (для сравнения: в 2012 году — 67,3). По данным Мониторинга качества приема в вузы, в целом средний балл ЕГЭ у поступивших в университеты страны вырос с 63,5 балла в 2012 году до 69,1 в 2018-м.
Немаловажным фактором являются усилия государства, направленные на раннюю профессиональную навигацию школьников с целью подготовки квалифицированных кадров для цифровой экономики, науки и высокотехнологичных отраслей промышленности. Этому вопросу уделено большое внимание в майском указе президента РФ и национальных проектах, принятых на его основе.
— Насколько тесно МИСиС работает со школьниками, насколько эффективна ранняя профнавигация?
— Университет с 2012 года реализует программу профессиональной навигации, в частности такие проекты, как Дни науки, олимпиада «МИСиС зажигает звезды», «Два дня в НИТУ «МИСиС», мы проводим хакатоны для молодых программистов и другие мероприятия по профориентированию. Комплексная программа профнавигации школьников охватывает не только Москву и все регионы России, но также страны ближнего и дальнего зарубежья.
Мы участвуем в общенациональных и региональных инициативах, проводимых с целью популяризации инженерного образования и формирования у детей интереса к научно-исследовательской деятельности. Так, в 2015 году стартовал проект «Инженерный класс в московской школе», реализуемый департаментом образования города Москвы совместно с ведущими вузами столицы. Сегодня наши инженерные классы организованы в 35 столичных школах, в них обучаются около двух тысяч школьников, 700 из которых задействованы в постоянных проектах с преподавателями нашего университета.
Еще одно направление профнавигации, позволяющей талантливым и целеустремленным школьникам попасть в креативную среду, — сотрудничество с детскими образовательными центрами «Артек», «Орленок», «Смена», «Океан» и др. Например, в 2017 году университет совместно с ведущими металлургическими компаниями страны стал куратором направления «Новые материалы» масштабной образовательной программы «Большие вызовы» Всероссийского образовательного центра «Сириус». Ежегодно в ней принимают участие 40 тыс. одаренных детей со всей страны.
Во время тематической смены в «Сириусе» участники в течение трех недель работают над реальными научными проектами под руководством наставников — наших ученых и преподавателей. Работа со школьниками продолжается и после окончания смены.
Так, ученица инженерного класса московской школы №1080 Алена Никифорова разработала под научным руководством завкафедрой физической химии НИТУ «МИСиС» профессора Михаила Астахова инновационный метод получения гидрофобного покрытия для очистки поверхности воды от нефтепродуктов, который представила во время обучения в ОЦ «Сириус». Это изобретение было признано одним из лучших в рамках крупнейшего международного довузовского научного конкурса Intel International Science and Engineering Fair. В прошлом году Алена в составе научной группы получила патент на изобретение.
Наши профнавигационные проекты помогают старшеклассникам сделать выбор будущей профессии, а университету — привлечь талантливых и мотивированных абитуриентов.
— Требуют ли изменения в экономике и появление новых специальностей апдейта образовательных программ? Как осуществляется обратная связь с работодателями?
— Еще десять лет назад о переходе к экономике данных, основой которой являются информационные технологии, говорили как о чем-то неизбежном, но отдаленном.
Сегодня цифровая трансформация экономики — часть федеральной повестки и требует от нас реальных шагов. К нам приходят молодые люди, которые в зависимости от выбранной образовательной траектории обучаются в университете от четырех до шести лет. Поэтому вуз обязан не только учитывать сегодняшние кадровые потребности экономики, но и уметь прогнозировать запросы, которые появятся у работодателей завтра.
Именно поэтому мы ежегодно проводим аудит существующих образовательных программ и создаем новые в тесном сотрудничестве с нашими академическими и бизнес-партнерами — отечественными и зарубежными компаниями, лидирующими в своих отраслях.
Тесное взаимодействие вуза с бизнес-партнерами является залогом эффективной научной деятельности и подготовки высококвалифицированных кадров. Лучшие образовательные и научные практики в регионах страны и ближнем зарубежье мы внедряем совместно с такими ведущими компаниями России и мира, как ГК «Металлоинвест», Объединенная металлургическая компания, «Роснано», «Росатом», Huawei, НЛМК, ПАО «Северсталь», «Норникель», Mail.ru Group, Micromine и др.
В партнерстве с ОК «Русал» при поддержке Минпромторга и Минобрнауки России в структуре университета создается новый институт — легких материалов и технологий (ИЛМиТ). Деятельность ИЛМиТ сфокусирована на разработке аддитивных технологий, создании новых материалов для высокотехнологичных отраслей и других перспективных направлениях.
Тесное взаимодействие с бизнес-партнерами, а это более 1600 компаний, создает возможность реализации совместных образовательных, научных, инфраструктурных и социальных проектов, стипендиальных и грантовых программ. Наш университет несколько лет подряд является лидером международных рейтингов по критерию «Взаимодействие с работодателями» не только в России, но и мире, набирая 95–100 баллов из ста возможных.
— Как изменились требования к инженерным специальностям, что позволяет вашим выпускникам им соответствовать?
— Современный инженер должен обладать знаниями не только в профессиональной области, но и хорошо разбираться в архитектуре бизнеса, уметь управлять проектами компании, широко использовать возможности цифровых технологий, обладать набором soft skills.
Отмечу, что одним из конкурентных преимуществ отечественного высшего образования является междисциплинарный подход. Именно на стыке различных направлений и дисциплин рождаются уникальные разработки и перспективные решения.
Примером междисциплинарного подхода служит наша новая магистерская образовательная программа «Экосистема больших данных для цифровой трансформации». Обучение основано на практических кейсах от бизнес-партнеров с привлечением к образовательному процессу ведущих специалистов компаний. Со второго года обучения магистранты принимают участие в реализации реальных проектов.
— Нацпроект «Наука» нацелен на привлечение молодых отечественных и иностранных научных кадров. Что будет этому способствовать?
— Да, реализация федерального проекта «Развитие кадрового потенциала в сфере исследований и разработок» предполагает увеличение доли исследователей в возрасте до 35 лет на 25% к 2024 году.
Российская школа традиционно готовит молодых ученых через систему аспирантуры и докторантуры. В 2017 году НИТУ «МИСиС» в соответствии с распоряжением правительства РФ получил право самостоятельно присуждать ученые степени кандидата и доктора наук. Отмечу, что эффективность нашей аспирантуры выросла с 27% в 2015 году до 64% в 2018-м.
Мы фокусируемся на создании условий для подготовки высококвалифицированных кадров для науки и промышленности. На подготовку молодых исследователей, в частности, направлена программа вуза Integrated PhD, которая предназначена тем, кто видит свое призвание в науке и нацелен на академическую карьеру.
Обучение по программе продолжается пять лет (два года в магистратуре и три в аспирантуре) по профилям «Биоматериаловедение», «Аддитивные технологии для производственной отрасли» или «Квантовое материаловедение». Студенты заняты научной работой под руководством ведущих ученых России и мира в наших современных исследовательских лабораториях.
Принцип модульного обучения позволяет сформировать для каждого студента индивидуальный образовательный трек, в соответствии с темой, над которой он работает. Нашими партнерами в рамках программы iPhD являются ведущие научно-исследовательские центры мира, такие как Оксфорд, Технологический институт Карлсруэ, Саутгемптонский университет и др. Это дает молодым исследователям возможность работать в составе международных коллабораций, стать частью мирового академического сообщества.
— Университет участвует в международных проектах MegaScience и научных коллаборациях. Какие практические задачи решают ученые университета?
— Мы уделяем особое внимание развитию сотрудничества с ведущими научно-исследовательскими центрами мира. В 2015 году университет вошел в число участников реализации проектов Европейской организации по ядерным исследованиям (CERN). В настоящее время вуз является полноправным членом международной коллаборации LHCb на большом адронном коллайдере, а также коллаборации SHiP на ускорителе SPS.
Лидер проекта по поиску скрытых частиц (SHiP), профессор Андрей Голутвин возглавил созданный в 2017 году Центр инфраструктурного взаимодействия и партнерства MegaScience НИТУ «МИСиС».
Наши ученые занимают лидирующие позиции в экспериментах CERN в области создания специальных материалов и перспективных технологий, необходимых для поиска новых физических эффектов. В лабораториях университета разрабатываются новые технологии в области радиационно стойких материалов, детекторов нового поколения, ядерных эмульсий, защитных систем и анализа больших данных.
Совместно с CERN мы разработали образовательную программу «Перспективные решения, технологии, методики и материалы для поиска новых физических эффектов», которая реализуется с привлечением ведущих ученых Европейской организации по ядерным исследованиям и партнерских вузов — университетов Цюриха, Неаполя, Федеральной политехнической школы Лозанны и Имперского колледжа Лондона. В этом году лучшие студенты этой программы получили приглашение на стажировку в CERN с возможностью дальнейшего трудоустройства.
В 2019/20 учебном году программу планируется не только усовершенствовать, но и расширить до уровня магистерской. Эксперименты CERN в области поиска новых частиц требуют передовых инженерных решений, выпускники совместной программы НИТУ «МИСиС» — CERN станут именно теми специалистами, которые смогут осуществить прорыв в этой сфере.
— Отражается ли это сотрудничество на количестве индексируемых публикаций и других достижениях?
— Работа наших ученых в рамках международных коллабораций позволила университету занять лидирующие позиции по количеству и качеству научных публикаций. Общее их количество с 2013 года увеличилось примерно в четыре раза, объем цитирований на одного исследователя — в 12 раз.
Достигнутые результаты стали возможны не только как следствие решения одной из важнейших задач нашего университета — формирования современной научной инфраструктуры и условий для проведения исследований мирового уровня, но и благодаря последовательной реализации принципов академических свобод для наших ученых.
Что обсуждали на первой всероссийской ИОТ-конференции для вузов
Как и зачем российские университеты внедряют индивидуальные образовательные траектории.
Индивидуальные образовательные траектории (ИОТ) — не просто модный тренд, а самые истоки образования. По такому подходу учили ещё в первых европейских университетах почти тысячу лет назад. Но чтобы вернуть эту идею в современный вуз, придётся потратиться на цифровые платформы — не вручную же расписывать на миллиметровке тысячи индивидуальных расписаний. Хотя — стоп! — цифровизация вообще не главное. Если нет условий для субъектности студента, никакой индивидуализации у нас не будет…
Всё это можно было услышать на первой всероссийской ИОТ-конференции для университетов «Индивидуальные образовательные траектории в высшем образовании». Её провели при поддержке Министерства науки и высшего образования ИT-компания CUSTIS, национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» и экспертно-аналитический центр «Научно-образовательная политика». Делимся основными выводами из десятичасового мероприятия.
Обозреватель Skillbox Media. Магистр по научной коммуникации, интересуется социологией науки, историей и будущим образования.
Зачем вузам ИОТ
Индивидуальные образовательные траектории (или маршруты) — модная тема на всех уровнях образования. Модная и перспективная — новая стратегия цифровой трансформации науки и высшего образования предусматривает переход к ИОТ всех подведомственных Минобрнауки России вузов к 2030-му году. В идеале на такой траектории набор курсов, их содержание, форматы и темп изучения подстраиваются под потребности, интересы и возможности каждого студента.
Для любого университета переход к ИОТ от классических образовательных программ — очень сложная задача. Одно расписание на группу должно разделиться на десятки разных, общий учебник по каждой дисциплине придётся заменить набором учебного материала в разных форматах, а сверх того студентам понадобятся тьюторы. Зачем всё это?
Несколько вариантов ответа предложили участники пленарной дискуссии ИОТ-конференции « В „Приоритете“ ли индивидуальные образовательные траектории». На ней обсуждалось, как внедрение ИОТ может помочь вузам в достижении показателей государственной программы поддержки университетов «Приоритет-2030». Хотя, как отметил научный руководитель Московской школы управления «Сколково» и эксперт программы «Приоритет» Андрей Волков, напрямую в её документах ничего не сказано об индивидуальных траекториях, этот образовательный подход поможет вузам выполнить основные задачи программы, в том числе нарастить объёмы исследований. И вот почему.
Это лучший способ подготовить междисциплинарных исследователей
Об этом заявил проректор МИСиС Сергей Салихов на примере проектов МИСиС по изучению живых клеток, в которых участвуют физики и специалисты по полупроводниковой электронике:
«Работать в междисциплинарной лаборатории могут только студенты, которые имеют уникальный трек развития, получают особенные навыки, компетенции. Обеспечить подготовку исследователей и научную работу студентов в лаборатории без реального внедрения индивидуальных образовательных траекторий будет невозможно».
Сама по себе идея сложного пути обучения будущих исследователей для университетов, конечно, не нова. Об этом Салихов рассказал на личном опыте: он пришёл учиться в МИСиС после специализированного учебно-научного центра (СУНЦ) имени А. Н. Колмогорова при МГУ, и при такой фундаментальной физико-математической подготовке часть материала первого курса была ему уже знакома. Чтобы талантливый студент не скучал, в МИСиС для него организовали настоящую индивидуальную траекторию с возможностью посещать занятия в других университетах.
Отличие современной ситуации в том, что в годы учёбы Салихова в 90-е такие условия требовались единицам студентов, они были «штучным товаром». Теперь же, отметил проректор МИСиС, нужно перейти к массовым ИОТ — то есть персонализировать образовательные пути многих студентов.
Как вузы будут решать эту задачу, предположил Андрей Волков. По его словам, «Приоритет-2030» ставит перед вузами задачу стать университетами мирового класса. Быть вузом мирового уровня значит в том числе иметь мультидисциплинарную обучающую среду. Это означает, что в университетском ландшафте России из отраслевых вузов произойдёт «сборка» больших и разносторонних, предсказал эксперт. И, конечно, вне зависимости от того, придут ИОТ в крупный вуз со множеством направлений или в отраслевой, их внедрение потребует больших вложений в цифровые технологии. Ведь надо будет рассчитать организацию учебного процесса для тысяч индивидуальных студентов.
На индивидуальной траектории студент не заскучает
Результат высшего образования складывается не только из возможностей, которые университет предоставляет студенту, но и из вовлечённости и усилий самого учащегося. По мнению Андрея Волкова, сейчас в России слишком много вузов и программ, где студентам легко и скучно.
«В университетах всегда, с момента появления в европейской версии, была индивидуальная траектория. Человек учился у конкретного учителя и переходил за нужным знанием из университета в университет. То, как мы учимся в последние сто лет, наоборот, такое отклонение от магистрального тысячелетнего пути индивидуального подхода к образованию… Люди же разные, по-разному учатся, и когда образовательное учреждение не может подхватить эту разность, они скучают и иногда теряют интерес к образованию».
ИОТ может решить эту проблему, вместо единообразной «образовательной трубы» предлагая каждому студенту интересный именно ему путь.
Но в этом и сложность: не только вузам трудно управлять тысячами разных треков, студентам непросто принимать решения. «Большинство людей не хотят ничего выбирать, они хотят, чтобы им сказали, что делать», — считает Волков.
На индивидуальной траектории ответственность за обучение более весомо, чем раньше, ложится на самого студента. Для университета это означает, что у студентов придётся развивать соответствующие качества и навыки: интерес к саморазвитию, привычку к интеллектуальной заботе о себе, умение критически оценивать варианты, принимать решения и нести за них ответственность.
ИОТ лучше «образовательной трубы» соответствуют рынку труда
Похожих навыков, кстати, хотят от своих будущих сотрудников и работодатели. «Компании всё чаще говорят: „Мы по месту доучим нужному, но дайте нам человека, который умеет работать в коллективе, умеет выражать свои мысли, вступать в сложную коммуникацию“», — отметил Андрей Волков.
Более подробно изменение описал проректор Высшей школы экономики Сергей Рощин:
«Бум массового высшего образования начался с технических изменений середины XX века и во многом работал на профессиональную подготовку и профессиональные компетенции, с этим связанные… Почему это не работает? Изменились технологии, профессии размываются, скорость появления новых технологических задач резко возросла. Технологические и бизнес-изменения заставляют не просто освоить сумму знаний, а формировать умение на основе образовательного фундамента осваивать новое и новое».
Университеты не должны, считает Рощин, обучать студентов точно по лекалам будущего места трудоустройства, это подход для СПО: «Даже когда у нас есть стратегические партнёры, мы же не готовим на самом деле человека, который выйдет к этому партнёру и потом 50 лет до пенсии-дряхлости будет работать только у него».
Готовы ли работать в таком подходе коллективы вузов? По большей части нет, считает Андрей Волков. Преподаватели привыкли к более-менее стандартным схемам и настороженно воспринимают инновации. К тому же руководство университетов часто не считает нужным детально обсуждать с сотрудниками переход к ИОТ, рассказывать, почему это нужно, каких целей новая система позволит достичь. Такой коммуникации уделяется недостаточно внимания, а результатом могут стать серьёзные репутационные потери.
Сергей Рощин заметил, что переход на ИОТ не означает, что от представлений преподавателей о том, как должно строиться обучение, нужно полностью отказаться. Оптимальная модель обучения по индивидуальным трекам не та, в которой студент изучает исключительно курсы по своему желанию:
«Мы таким образом нивелируем роль академического сообщества, которые как профессионалы знают, что нужно, чтобы выйти на определённые знания и умения, и с этой точки зрения являются не нейтральными тьюторами. И в этом ответственность университета: сказать студенту, что он должен взять, а что он может выбирать сам по своим наклонностям и предпочтениям».
Благодаря гибкости ИОТ студент может выбрать своё призвание осознанно
В последнее время государственное регулирование высшего образования в России создаёт больше возможностей для выбора студентом индивидуальной траектории развития. Например, утверждённый в прошлом году порядок приёма в вузы позволяет принимать первокурсников не на конкретную образовательную программу, а на укрупнённую группу специальностей или направлений подготовки. Участники дискуссии « В „Приоритете“ ли индивидуальные образовательные траектории» такую возможность приветствуют:
«Честно скажу — слабо себе представляю человека после школы, который в 16 лет чётко знает разницу между горными машинами и технологическим оборудованием. Но что характерно, не очень большое количество вузов перешло на приём по укрупнённым группам», — сказал проректор МИСиС Сергей Салихов.
Новая модель поступления — одна из составляющих перехода к новой схеме высшего образования. Когда-то обучение в вузе было пяти- или шестилетним, причём всё это время студент двигался в рамках одной специальности. Сейчас в большинстве университетов, за исключением медицинских и других специализированных, действует модель «4 + 2» — после бакалавриата можно выбрать магистратуру, напрямую не связанную с уже полученным дипломом. Следующий шаг — модель «2 + 2 + 2», когда в первые два года бакалавриата студенты изучают достаточно общие дисциплины и только к третьему году выбирают конкретную профессиональную область и погружаются в неё.
Схема «2 + 2 + 2», по словам Андрея Волкова, поможет вузам «подхватить» изменения в отношении студента к собственному образовательному пути уже внутри бакалавриата. Например, позволит выбирать между двумя схожими узкими специализациями не сразу, а спустя два года учёбы.
Это сложная задача для большинства вузов. Во-первых, рамки нормативных актов в сфере высшего образования всё-таки диктуют другое, напомнил Салихов. Сейчас перевод бюджетного студента с одной специальности на другую — очень непростая организационная операция. Во-вторых, как заметил Сергей Рощин, не на каждую специальность можно переключиться после двух лет на общем бакалавриате.
Как строятся ИОТ сейчас
Большая часть ИОТ-конференции состояла из выступлений представителей вузов, которые делились своим опытом по внедрению индивидуальных образовательных траекторий. Найти все презентации можно в Telegram-канале мероприятия. А здесь мы выделяем основные принципы и тренды перехода к ИОТ, о которых говорили участники.
Появляется ядро универсальных компетенций
Пазл индивидуальной образовательной траектории можно сложить из разных элементов. Но во всех образовательных программах тех российских университетов, где уже внедрён этот подход, есть общая составляющая. Как правило, её называют ядром. Разработчики таких курсов исходят из того, что университет должен создать условия для развития универсальных компетенций, которые будут необходимы студенту на любой работе и в целом для жизни в современном мире.
Читайте также: Как обучить студентов и сотрудников командным навыкам и кросс-дисциплинарности
Например, в Казанском федеральном университете в ядро общеуниверситетских модулей входят дисциплины по развитию цифровой и юридической культуры, естественно-научной картины мира, философской и исторической грамотности. В Высшей школе экономики набор обязательных для бакалавриата дисциплин общего цикла и общеуниверситетских курсов похожий: экономика, право, Data Culture (цифровая грамотность), иностранный язык. Подобное ядро (модуль Core) выделяется и в образовательных программах Тюменского государственного университета.
Центральное место по-прежнему занимает мэйджор
Несколько участников ИОТ-конференции упомянули в своих докладах Брауновский университет в США как экстремальный пример индивидуализации. В этом вузе студент может самостоятельно выбирать 100% курсов в течение всего периода обучения.
Российские примеры ИОТ от этого далеки. Максимум — до 70% курсов по выбору — достигнут на факультете свободных искусств и наук Санкт-Петербургского государственного университета. Остальные предпочитают, чтобы студенты уделяли выбранной образовательной программе максимум внимания.
Профессиональное ядро (часть дисциплин в нём может варьироваться в зависимости от специализации) есть везде. И его освоение должно начинаться сразу, уверены многие участники: если студент поступил в университет, выбрав конкретную программу, ему надо дать возможность изучать её с первого курса, пока он достаточно мотивирован. Такую позицию выразил, например, проректор ВШЭ Сергей Рощин. Так что даже при системе «2 + 2 + 2» первые два года бакалавриата не должны быть совсем общими и далёкими от профессиональной сути, считает эксперт.
В управление внедряются элементы искусственного интеллекта
Именно цифровые инструменты позволяют обучаться по индивидуальным траекториям большому числу студентов. Это подчёркивали многие участники конференции. На бумаге-миллиметровке десятки тысяч расписаний не рассчитаешь, отметил научный руководитель МШУ «Сколково» Андрей Волков.
На практике внедрение ИОТ базируется, как правило, на нескольких цифровых системах, в которые постоянно внедряются всё более продвинутые технологии. Так, в Казанском федеральном университете внедряется система предиктивной аналитики: по информации об учебных успехах студента в университете и до него (в какой школе учился, с какими баллами ЕГЭ поступил в вуз) она оценивает вероятность отчисления. О некоторых студентах, участниках программы «Академические лидеры», университет собирает больше информации — они добровольно проходят IQ-тесты, оценку мотивации и коммуникативных навыков. Анализ этих данных с использованием искусственного интеллекта помогает точнее предсказывать успеваемость, давать рекомендации самим студентам и их преподавателям.
Но есть и ограничения: не решён вопрос, а есть ли вообще у вуза право собирать информацию о психологических характеристиках студента. Некоторые из них специально сообщают в исследованиях неверную информацию, когда считают, что университет хочет знать слишком много.
Интересное новшество в цифровой инфраструктуре Высшей школы экономики — автоматизированная система записи на дополнительные модули (майноры). Чтобы самые популярные из них не разбирали сразу же после открытия записи, в информационную систему внедрили алгоритм, который отдаёт приоритет студентам с самым высоким рейтингом. Остальные могут получить в итоге запись не на тот модуль, который отметили как наиболее им интересный, если он оказался слишком популярным. Вместо этого они попадут на курсы, которые отметили как вариант №2 или №3. Следующий шаг в развитии этих технологий — рекомендательные системы, которые помогут студенту выбрать подходящую дисциплину.
Как рассказал Комиссаров, по цифровому следу алгоритмы Университета 20.35 определяют два важных момента для построения индивидуальной траектории: как студент продвигается к образовательному результату (например, как меняется его понимание предмета) и что в программе ему нравится, что вовлекает и вызывает эмоциональный отклик, а что нет.
Цифровой след собирается не только по результатам взаимодействия пользователя с учебным контентом, но и по его общению в чатах с сокурсниками. Все данные складываются в цифровые профили пользователей, а от них отстраиваются траектории развития в течение всей жизни.
При этом алгоритмы Университета 20.35 по построению ИОТ и другие сервисы доступны на его цифровой платформе для тех учащихся, которые проходят размещённые на этой платформе курсы партнёров организации. Студенты российских университетов могут присоединиться к платформе, например, через проектные интенсивы Университета 20.35.
Создаются общеуниверситетские «МФЦ для студентов»
Все докладчики говорили, что системы искусственного интеллекта должны работать в одном направлении с человеческой поддержкой. При внедрении ИОТ роль тьютора в университете становится практически обязательной. Но этим перестройка системы поддержки учебного процесса не ограничивается.
В вузах появляются студенческие офисы, единые деканаты. В Тюменском госуниверситете вместо отдельных учебных частей факультетов и институтов образовали единый «студенческий МФЦ». А в МИСиС студенческий офис работает как единое окно для всех запросов студентов. Это логично в ситуации, когда отдельное подразделение университета, например, факультет, уже не отвечает за весь образовательный путь студента.
Опыт ТюмГУ показывает, что изменения выгодны: хотя в вузе появилось много новых центров и служб, количество сотрудников на административных позициях сократилось. Например, ставок специалистов, которые занимаются сопровождением студентов, стало вдвое меньше, а тех, кто составляет расписание, — в 2,3 раза меньше.
Используется внешний образовательный контент
На пленарной дискуссии конференции неслучайно говорили о том, что лишь немногие вузы могут своими силами обеспечить всё многообразие индивидуальных траекторий — для ответа на какие-то запросы студентов в университете может просто не быть специалистов.
Сегодня университеты активно включают в образовательный процесс открытые онлайн-курсы и курсы в сетевом формате с другими вузами. Например, в Уральском федеральном университете студенты программ, на которых внедряются ИОТ, могут выбирать не только дисциплину, но и формат её освоения — курс своего института, другого подразделения внутри вуза или онлайн-курс на внешней платформе. Для ВШЭ в этом направлении важно ещё и межкампусное взаимодействие: студенты из разных городов обучаются в смешанном формате на одних и тех же курсах.
Пространство университета тоже меняется
Один из явных вызовов на первом этапе перехода к ИОТ — логистика. Как организовать тысячи индивидуальных расписаний, когда вся инфраструктура университета годами работала на несколько групп каждого курса? Как отметил проректор МИСиС Александр Волков, в расписании студентов неизбежно появятся «окна». А если есть перерыв, значит, в вузе должно быть место, где его провести с пользой. Нужны свободные холлы и коворкинги, библиотекам и лабораториям надо быть открытыми всё время, пока идут занятия, а не по ограниченному расписанию.
Без чего ИОТ не заработают
Завершением конференции стал открытый разговор со студентами «Выбор, траектория и свобода воли», который провёл научный руководитель Института образования ВШЭ Исак Фрумин. В беседе участвовали пять студентов МИФИ, ТюмГУ и МГИМО. Итоги разговора только отчасти совпадают с позициями руководителей и преподавателей вузов.
Для студентов ИОТ — не главное
Оказалось, что почувствовать персональное отношение и получить важную для своего индивидуального развития информацию можно и без ИОТ.
Разговор начался с примера от второкурсника МИФИ Дмитрия. Он рассказал, как на обязательной для всех классической лекции преподаватель находит возможность ответить на узкие вопросы, разъяснить сложные темы за пределами программы, порекомендовать дополнительные материалы по запросам студентов. Каждый студент ищет, что ему интересно и важно, и обучение для него вовсе не выглядит как конвейер.
Получать высшее образование можно по-разному
Несколько раз Исак Фрумин обратил внимание собеседников и аудитории, что, несмотря на внешнее единообразие системы высшего образования, в разных вузах России студенты получают принципиально разный опыт:
В основе всего — индивидуальность
Общее для всех имеющихся и будущих подходов, считает Исак Фрумин, — субъектность студента, его стремление учиться:
А это значит, что один из самых важных вопросов для вузов — как пробудить индивидуальность и стремление выстраивать личный образовательный путь к своим целям у студента, который никогда прежде об этом не думал, в школе следовал указаниям учителей, а в вуз попал по решению родителей.
Студенты — участники беседы предложили несколько вариантов. Например, к собственным целям можно прийти через выход из зоны комфорта в образовательных практиках, которые заставляют делать что-то непривычное, сложное, работать над проектами с другими студентами и преподавателями. Может помочь ментор-старшекурсник или профессиональный тьютор.
Но всё это, подытожил Исак Фрумин, только поддержка. Да, было бы здорово, если бы цифровые технологии помогали всем студентам найти такую поддержку, связаться с наставниками. Но основой для создания индивидуальной образовательной траектории всегда будет образ собственного будущего, сложившийся у студента.
Обложка: pressfoto/ diana.grytsku/ yingyang/ freepic/ freepic/ Andrea Piacquadio/Ethan Wilkinson/ Pexels/ Meery Mary для Skillbox Media
Мэйджор — основное направление подготовки в вузе, специализация, с которой связаны обязательные курсы в рамках образовательной программы.
Университет 20.35 — российский сетевой университет, одновременно исследовательская и образовательная организация и IT-компания.
Подход к обучению, при котором теоретическую базу студенты изучают самостоятельно по рекомендованным источникам (в том числе записанным заранее онлайн-лекциям), а аудиторные занятия используются для активного обсуждения с преподавателем изученного или выполнения практических заданий на основе этой информации.
Исак Фрумин считает, что термин learning нельзя перевести как «обучение». По его мнению, точнее смысл передаёт словосочетание «самостоятельная образовательная деятельность». В отличие от teaching (преподавание), инициатива и активность в этом процессе исходят от ученика, а не учителя.