Трехстопный амфибрахий что это
Амфибрахий
Из Википедии — свободной энциклопедии
Стихотворный размер | |
---|---|
Двухсложные | |
˘ ˘ | пиррихий, дибрахий |
¯ ˘ | хорей |
˘ ¯ | ямб |
¯ ¯ | спондей |
Трёхсложные | |
˘ ˘ ˘ | трибрахий |
¯ ˘ ˘ | дактиль |
˘ ¯ ˘ | амфибрахий |
˘ ˘ ¯ | анапест, антидактиль |
˘ ¯ ¯ | бакхий |
¯ ¯ ˘ | антибакхий |
¯ ˘ ¯ | кретик, амфимакр |
¯ ¯ ¯ | Молосс |
См. основную статью для четырёхсложных. |
Амфибра́хий (греч. ἀμφίβραχυς «с обеих сторон краткий») — стихотворный размер (метр), образуемый трёхсложными стопами с сильным местом (ударением) на втором слоге.
Не ве́тер бушу́ет над бо́ром,
Не с го́р побежа́ли ручьи́ —
Моро́з-воево́да дозо́ром
Обхо́дит владе́нья свои́.
Наиболее часто употребляемые размеры русского силлабо-тонического амфибрахия — четырёхстопный (начало XIX века) и трёхстопный (с середины XIX века).
Доро́же отчи́зны — не зна́л ничего́
Бое́ц, не люби́вший поко́я.
Один из трехстопных размеров называется амфибрахий. Это метр, где ударение на втором слоге из трех. Он был востребован поэтами в XIX веке XX веках; а что современные поэты знают о такой ритмике?
Что значит «амфибрахий»?
В переводе с греческого (amphibrachys) — короткий с обеих сторон. Это самое точное определение. Амфибрахий характеризуется тем, что его ударный слог находится прямо между двумя короткими безударными слогами. Пример в литературе следующий: «Не вЕтер бушУет над БОром, Не с ГОр побежАли РучьИ» (Н.А. Некрасов).
Так как трехстопный амфибрахий Некрасов часто использовал, его еще называют «Некрасовским метром». Где применяют размер? Рассмотрим творчество разных поэтов и наиболее известное лермонтовское стихотворение. Амфибрахий примеры имеет многочисленные.
Силлабо-тоническое стихотворение: размеры
Русское стихотворение исторически сложилось как гармоническое сочетание формы, ритма и мелодии. Классическое стихотворение имеет четкую структуру из 4 строк (1 катрен) и имеет силлабо-тоническое звучание. В теории литературы выделяют 5 самых основных размеров: ямб, хорей, дактиль, амфибрахий и анапест.
Например, ямб звучит энергично и громко-торжественно. Хорей использовался всегда в колыбельных — он нежен по звучанию, напевен. Чистый дактиль чересчур однообразен; анапест очень гибкий, возвеличивающий несет заряд. Амфибрахий тоже гибкий, но при этом спокойно повествует, без излишней напористости.
Есть еще размер Пеон — философский 5-стопный размер. Философский, потому что интонации его вызывают задумчивое, серьезное настроение. Другие размеры встречаются весьма редко.
Амфибрахий в классической русской литературе
По мелодичности он, скорее, напоминает обычную разговорную речь. Поэтому амфибрахий — это размер, который более спокоен, чем его «сородичи» — ямб, хорей, дактиль, амфибрахий.
Но Великий поэт имеет право добавить слог в катрене или использовать для сгущения эмоциональной палитры спондей или пиррихий.
В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли.
Через несколько десятков лет, где-то с середины века, поэты предпочли 3-стопный амфибрахий. В знаменитой оде Николай Некрасов продолжает применять в своем творчестве этот стихотворный размер.
Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц.
Вначале же XX века популярность размера пошла на убыль, все же некоторые известные деятели литературы, такие как Сергей Есенин, А. Фет, Анна Ахматова, продолжали экспериментировать с его звучанием.
Анна Ахматова, представитель литературной школы «Акмеизма», также писала таким метром. К примеру, произведение «Мужество» написано 4-стопным амфибрахием. Это свое стихотворение она создала в начале тяжелых времен с призывом к обычным людям защищать «Русское слово».
Поэмы и стихи Есенина с амфибрахием
Поэт выбирает классические строфы с трехстопным амфибрахием в качестве орудия осуждения войны.
Сплошные мужицкие войны —
Дерутся селом на село.
Ударения распределяются в такой очередности:
Поэма во многом биографична, все события показаны так, как видят ее два главных героя: поэт и главная героиня — Анна. Для написания поэмы о Гражданской войне очень подходит амфибрахий — это немного грустный, лирический ритм, который отражает настроение лиро-эпической поэмы Есенина.
Перевод стихотворения «Другая дорога» Р. Ли Фроста
Афанасий Фет перевел знаменитое стихотворение Роберта Фроста «Другая дорога» и в переводе использовал именно амфибрахий. Роберт Ли Фрост (1874-1963) стал легендой американской поэзии при жизни. Русские литераторы стремились перевести его лучшие произведения, многие из которых написаны амфибрахием.
Еще один великий поэт России А. Фет сумел перевести произведение Р. Фроста, сохранив и замечательный смысл, и ритмику этого стиха, и его настроение: осенне-призрачное, сдержанное и одновременно торжественное.
В осеннем лесу на развилке дорог
Стоял я, задумавшись, у поворота.
Если такой стихотворный размер используется в каждом катрене стиха, действительно создается картина осени в воображении. Но этот стих говорит о подведении итогов жизни, о той дороге, полной испытаний, которую выбрал лирический герой.
Амфибрахий в Викторианскую эпоху в Англии
Стихотворения, написанные амфибрахием, встречаются и в английской классической поэзии, ведь метры стихов не отличаются в других языках. Размер — уникальный международный язык поэзии, как аккорды для музыкантов. В Викторианскую эпоху (это период с 1837 по 1903 года) была популярна лирическая поэзия.
Русский поэт упомянул, что Томас Харди умело обращается со всеми ритмами, поэтому его стихи живы и разнообразны. Амфибрахий — это отражение не только внутренней глубины сказанного поэтом Слова, но в нем слышно и сладкозвучие, и силу жизни.
Амфибрахий и современность
Поэзия наших дней стремится выйти за рамки классических представлений, за рамки чистых, классических метров. Поэтому чистый амфибрахий встречается в современных стихах очень мало. Поэзия больше несет бунт или разочарование в жизни, поэтому и размер выбирается сбивчивый, дисгармоничный. Амфибрахий — это ритм неспешный, он больше склонен брать за живое читателя, вызывать грусть, но не протест.
Но все-таки есть еще поэзия, сохраняющая нотки «Серебряного века», где соблюдаются традиции прошлого и строгая метрическая система.
Зачем тебе замки из праха земного?
Зачем открываешь свой слух голосам.
И хоть иногда в этом стихотворении встречается пиррихий, лирика читается плавно и ритм все же присутствует.
Амфибрахий
Полезное
Смотреть что такое «Амфибрахий» в других словарях:
АМФИБРАХИЙ — (греч. amphibrachys, от amphi по обе стороны, и brachys короткий). Размер стиха, состоящий из трехсложной стопы, в которой средний слог долгий, а крайние два короткие; напр.: По синим| волнам о|кеана. Словарь иностранных слов, вошедших в состав… … Словарь иностранных слов русского языка
Амфибрахий — АМФИБРАХИЙ трехсложная стопа, в которой ударным является средний слог, как, напр., «разумный». Из возможных ипостас амфибрахия (см. слова Ипостаса и Дактиль), указанных Валерием Брюсовым в его «Науке о стихе», отметим в виде примера ипостасу… … Словарь литературных терминов
АМФИБРАХИЙ — АМФИБРАХИЙ, амфибрахия, муж. (греч. amphibrachys, букв. короткий с обеих сторон) (лит.). Трехсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге, напр.: «Боец, не | любивший | покоя.» Некрасов. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
АМФИБРАХИЙ — АМФИБРАХИЙ, я, муж. (спец.). Трёхсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге. | прил. амфибрахический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
амфибрахий — сущ., кол во синонимов: 4 • брахихорей (1) • метр (13) • размер (43) • … Словарь синонимов
Амфибрахий — (греч.), т. е. краткий на обоих концах названиетрехсложной стопы, у которой средний слог долгий, а первый и третийкороткий: напр. сухая крапива … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Амфибрахий — (греческое amphibrachys, буквально с обеих сторон краткий), стихотворный метр, образуемый 3 сложными стопами с сильным местом на 2 м слоге (“Не ветер бушует над бором”, Н.А. Некрасов). Смотри Сильное место и слабое место. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Амфибрахий — (греч. ἀμφίβραχυς с обеих сторон краткий) стихотворный размер (метр), образуемый трёхсложными стопами с сильным местом (ударением) на втором слоге. Не ветер бушует над бором, Не с гор побежали ручьи Мороз воевода дозором Обходит… … Википедия
амфибрахий — (греч. amphibrachys, букв. с обеих сторон краткий) трехсложный размер, в котором ударный слог находится между двумя безударными. Схема амфибрахия: Рубрика: структура стихотворного произведения Род: трехсложные размеры Пример: О милые плуты! Кто… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
Материал по литературе «Стихотворный размер»
Примеры стихотворных размеров
Ямб (стихотворная двусложная стопа с ударением на втором слоге):
Я Вам пишу письмо,
Чего ж мне написать.
Я к Вам пишу, чего же боле,
Что я могу ещё сказать?
Я Вам пишу письмо, чего же боле,
Хотя мне, право, нечего сказать.
Я Вам опять пишу письмо, чего же боле,
И мне по-прежнему Вам нечего сказать.
Хорей (двусложная стопа с ударением на первом слоге):
Наша Таня плачет:
Утопила мячик
Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик.
Наша Таня очень громко плачет:
Сдуру утопила в речке мячик.
Дактиль (трёхсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге):
Крутится шар
Над головой.
Крутится, вертится шар
Прям над моей головой.
Крутится, вертится шар голубой,
Крутится, вертится над головой.
Крутится, вертится бешенно шар голубой
Над от похмелья трещащей моей головой.
Амфибрахий (трёхсложная стопа с ударением на втором слоге):
Союз нерушимый
Сплотился однажды.
Союз нерушимый навеки
Сплотила великая Русь.
Союз нерушимый республик свободных
Сплотила навеки великая Русь.
Союз нерушимый республик навеки свободных
Сплотить попыталась однажды великая Русь.
Анапест (трёхсложная стопа с ударением на последнем слоге):
До свиданья, медведь!
Возвращайся в свой лес.
До свиданья, мой ласковый мишка!
Возвращайся в свой сказочный лес.
До свиданья, мой ласковый мишка! Прощай!
Возвращайся скорее в свой сказочный лес.
До свиданья, мой ласковый мишка! Прости и прощай!
Ты мне больше не нужен, вали-ка в свой сказочный лес.
«Что за зверь такой — клаузула?»
Скажи мне, кудесник, любимец богов.
Скажи мне, кудесник, любимец дворняжек.
Скажи мне, кудесник, любитель шампанского.
Скажи мне, кудесник, любитель выпендриваться.
РИТМ — звуковое строение конкретной стихотворной строки; общая упорядоченность звукового строения стихотворной речи. Частным случаем ритма является метр.
Играй, / Адель,
Не знай печали;
Хариты, Лель
Тебя венчали.
(А.С. Пушкин)
О па / мять сер / дца! Ты / сильней /
Рассудка памяти печальной
И часто сладостью своей
Меня в стране пленяешь дальной.
(К. Н. Батюшков)
Буря / мглою / небо / кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
(А.С. Пушкин)
Пусть сосны / и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись спят.
(Ф.И. Тютчев)
Средь шумно / го бала / случайно,
В тревоге мирской суеты,
Тебя я увидел, но тайна,
Твои покрывала черты.
( А.К. Толстой )
Утро ту / манное, / утро се / дое,
Нивы пе / чальные, / снегом по / крытые,
Нехотя вспомнишь и время былое,
Вспомнишь и лица, давно позабытые.
(И.С. Тургенев)
В зависимости от замысла и задач автора размер стихов может быть различен. Это хорошо иллюстрирует замечательный пример, который приводит в своей книге «Студия стиха» Илья Сельвинский:
Весна идёт.
Она поёт,
Журчит, жужжит,
Кружит, влечёт.
Весна идёт. Она поёт,
Журчит, Жужжит, кружит, влечёт.
Весна идёт. Она
Поёт, журчит, жужжит,
Кружит, влечёт. Весна.
Весна идёт. Она поёт, журчит,
Жужжит, кружит, влечёт. Весна идёт.
Пример сверхдлинного размера (12-стопный ямб) :
Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
(А.С. Пушкин)
Мчаться тучи, вьются тучи
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
(А.С. Пушкин)
Есть в напевах твоих сокровенных
Роковая о гибели весть.
Есть проклятье заветов священных,
Поругание счастия есть.
(А. Блок)
Спите полумёртвые увядшие цветы,
Так и не узнавшие расцвета красоты,
Близ путей заезженных взращённые творцом,
Смятые невидевшим тяжёлым колесом
(К.Д. Бальмонт)
ПЕНТОН (пятисложник) – стихотворный размер из пяти слогов с ударением на 3 слоге. Пентон разработан А.В. Кольцовым и употребляется только в народных песнях. Рифма, как правило, отсутствует. Схема « — »
Ншуми ты, рожь,
Спелым колосом!
Ты не пой, косарь,
Про широку степь!
(А.В. Кольцов)
ТРИБРАХИЙ – пропуск ударения в трёхсложном размере на первом слоге (« Не повторимая дней благодать… »).
Русалка плыла по реке голубой,
Озаряема полной луной;
И старалась она доплеснуть до луны
Серебристую пену волны.
(М.Ю. Лермонтов)
Когда я ночью жду её прихода,
Жизнь, кажется, висит на волоске.
Что почести, что юность, что свобода
Пред милой гостьей с дудочкой в руке.
(А. Ахматова)
Надменный временщик, и подлый и коварный,
Монарха хитрый льстец и друг неблагодарный,
Неистовый тиран родной страны своей,
Взнесенный в важный сан пронырствами злодей!
(К.Ф. Рылеев)
Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына,
Грозный, который ахеянам тысячи бедствий соделал:
Многие души могучие славных героев низринул
В мрачный Аид и самих распростер их в корысть плотоядным
Птицам окрестным и псам (совершалася Зевсова воля),-
С оного дня, как, воздвигшие спор, воспылали враждою
Пастырь народов Атрид и герой Ахиллес благородный.
(Гомер «Илиада». Пер. Н. Гнедич)
Будем жить и любить, моя подруга,
Воркотню стариков ожесточённых
Будем в ломанных грош с тобою ставить…
(Гай Катулла)
Логаэдами писали и многие русские поэты. Как пример, логаэд с чередованием 3-стопного дактиля и 2-стопного ямба.
Губы мо / и прибли / жаются
К твоим / губам,
Таинства снова свершаются,
И мир как храм.
(В.Я. Брюсов)
Лишь тому, чей покой таим,
Сладко дышится.
Полотно над окном моим
Не колышется.
Ты придёшь коль верна мечтам,
Только та ли ты?
Знаю: сад там, сирени там
Солнцем залиты.
(И.Ф. Анненский)
Таким единым и таким моим?
За радость тихую дышать и жить
Кого, скажите, мне благодарить?
(Осип Мандельштам)
Нестрофические двустишия входят в состав более сложных строф и определяются по смежному способу рифмовки.
В мире как в море: не спят рыбаки,
Сети готовят и ладят крючки.
В сети ли ночи, на удочку дня
Скоро ли время поймает меня?
(Расул Гамзатов )
В беспечных радостях, в живом очарованье,
О дни весны моей, вы скоро утекли.
Теките медленней в моём воспоминанье.
(А.С. Пушкин)
ЧЕТВЕРОСТИШИЕ (катрен) – простая строфа из 4 стихов, самая употребительная в европейской поэзии.
Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима глядит в глаза.
(И.А. Крылов)
ПЯТИСТИШИЕ (квинтет) – строфа из пяти стихов.
Хотя я судьбой на заре моих дней,
О южные горы, отторгнут от вас,
Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз;
Как сладкую песню отчизны моей,
Люблю я Кавказ.
(М.Ю. Лермонтов)
— Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Hедаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
(М.Ю. Лермонтов)
ВОСЬМИСТИШИЕ (октава) – строфа из 8 стихов.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы.
(А.С. Пушкин)
Отворите мне темницу,
Дайте мне сиянье дня,
Черноглазую девицу.
Черногривого коня.
Дайте раз пор синю полю
Проскакать на том коне;
Дайте раз на жизнь и волю,
Как на чуждую мне долю,
Посмотреть поближе мне.
(М.В. Лермонтов)
О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовёт от стран чужих,
О ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумов Невтонов
Российская земля рождать
(М.В. Ломоносов)
ОДИЧЕСКАЯ СТРОФА – десятистишие с рифмовкой А B АB CC DEED. Одической строфой пишутся торжественной оды.
Подай, Фелица! наставленье:
Как пышно и правдиво жить,
Как укрощать страстей волненье
И счастливым на свете быть?
Меня твой голос возбуждает,
Меня твой сын препровождает;
Но им последовать я слаб.
Мятясь житейской суетою,
Сегодня властвую собою,
А завтра прихотям я раб.
(Г. Державин)
Итак, она звалась Татьяной.
Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью её румяной
Не привлекла б она очей.
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девушкой чужой.
Она ласкаться не умела
К отцу, ни к матери своей;
Дитя сама, в толпе детей
Играть и прыгать не хотела
И часто целый день одна
Сидела молча у окна.
(А.С. Пушкин)
Улыбнись, моя краса,
На мою балладу;
В ней большие чудеса,
Очень мало складу.
Взором счастливым твоим,
Не хочу и славы;
Слава – нас учили – дым;
Свет – судья лукавый.
Вот баллады толк моей:
«Лучший друг нам в жизни сей
Вера в провиденье.
Благ зиждителя закон:
Здесь несчастье – лживый сон;
Счастье – пробужденье».
(В.А. Жуковский)
Когда, как солнца луч, внезапно озаряет
Любовь ее лица спокойные черты,
Вся красота других, бледнея, исчезает
В сиянье радостном небесной красоты.
Смирясь, моя душа тогда благословляет
И первый день скорбей, и первые мечты,
И каждый час любви, что тихо подымает
Мой дух, мою любовь до светлой высоты.
По правому пути, где нет людских страстей
И, полон смелостью, любовью вдохновленный,
Стремлюсь и я за ней в надежде дерзновенной!
(Ф. Петрарка)
Английский сонет строится по схеме – «4+4+4+2».
Небесный глаз то блещет без стыда.
То скромно укрывается за тучей;
Прекрасное уходит навсегда,
Как рассудил ему природы случай.
Но твой не завершится ясный день,
Ему не страшны никакие сроки;
Ты в смертную не удалишься тень,
В бессмертные мои отлитый строки.
(«Божественная комедия» Данте).
Земную жизнь пройдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу,
Утратив правый путь во тьме долины.
Каков он был, о, как произнесу,
Тот дикий лес, дремучий и грозящий,
Чей давний ужас в памяти несу!
Но, благо в нем обретши навсегда,
Скажу про всё, что видел в этой чаще…
(А. Данте)
Ты промелькнула, как виденье,
О, юность, быстрая моя,
Одно сплошное заблужденье!
Ты промелькнула, как виденье,
И мне осталось сожаленье,
И поздней мудрости змея.
Ты промелькнула, как виденье,—
О, юность быстрая моя!
В начале лета, юностью одета,
Земля не ждёт весеннего привета,
Но бережёт погожих, тёплых дней,
Но расточительная, всё пышней
Она цветёт, лобзанием согрета.
И ей не страшно, что далёко где-то
Конец таится радостных лучей,
И что недаром плакал соловей
В начале лета.
Не так осенней нежности примета:
Как набожн ы й скупец, ул ы бки света
Она сбирает жадно, перед ней
Не долог путь до комнатн ы х огн е й,
И не найти вернейшего обета
В начале лета.
(М.А.Кузмин)
Наиболее употребительная строфа в античной поэзии. Имитировалась в тоническом стихосложении.
Ночь была прохладная, светло в небе
Звёзды блещут, тихо источник льётся,
Ветры нежно веют, шумят листами
Тополы белы.
(А.Н. Радищев)
АЛКЕЕВА СТРОФА – строфа античного стихосложения из 4-х логаэдов с устойчивым чередованием различных метров.
Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и паучок
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!
БЕЛЫЙ СТИХ – стих без рифм. Разновидностью белых стихов являются народные стихи и их имитации, среди которых есть шедевры, удивляющие своей неповторимой напевностью и мелодичностью:
Сяду я за стол да подумаю:
Как на свете жить одинокому?
Нет у молодца молодой жены,
Нет у молодца друга верного.
(А. Кольцов)
Во тьме ночной явилась буря;
Сверкал на небе грозный луч;
Гремели громы в чёрных тучах,
И шумный дождь в лесу шумел.
(Н. Карамзин)
О том. что ждёт нас, брось размышления,
Прими, как прибыль, день нам дарованный
Судьбой, и не чуждайся друг мой,
Ни хороводов, ни ласк любовных.
(Гораций)
ВЕРЛИБР (свободный стих) – нерифмованные стихи без метра, расчлененные на стихотворные строки и не обладающие постоянными признаками их соизмеримости.
Она пришла с мороза,
Раскрасневшаяся,
Наполнила комнату
Ароматом воздуха и духов,
Звонким голосом
И совсем неуважительной к занятиям
Болтовнёй.
(А. Блок)
. Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
На ель ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась.
( И.А. Крылов)
Пусть рифмует через строчку
Современный русский Гейне,
А в воде подобных песен
Можно плавать, как в бассейне.
(Д. Минаев)
Зарыться бы в свежем бурьяне,
Забыться бы сном навсегда!
Молчите, проклятые книги!
Я вас не писал никогда!
(А.Блок)
Нет не сдамся: папа-мама,
Дратва-жатва, кровь-любовь,
Драма-рама-панорама,
Бровь, свекровь-морковь. носки!
(Саша Чёрный)
РИФМОИД – стих с очень приблизительными рифмами. Термин практически не употребляется.
А если я вас когда-нибудь крою
И на вас замахивается перо–рука,
То я, как говорится, добыл это кровью,
Я больше вашего рифмы строгал.
(В. Маяковский)
Не завидуй тому, кто силён и богат.
За рассветом всегда наступает закат.
С этой жизнью короткою, равною вздоху,
Обращайся, как с данной тебе напрокат.
(Омар Хайям)
Пример старинного европейского монорима: Моноримы в музее рифмы.
Холодеет жар камина,
Смолкли звуки пианино,
Отзвучала каватина.
Где ж иных небес картина,
Белый лебедь Лоэнгрина?
В чистом виде моноримы пишутся довольно редко. У русских поэтов стихи-моноримы часто встречаются как составные части какого-либо произведения.
Пример такой на свете не один:
И диво ли, когда жить хочет мещанин,
Как именитый гражданин,
А сошка мелкая, как знатный дворянин.
(И.А. Крылов)
Праобразы первых русских моноримов можно встретить в устном народном творчестве: загадках, потешках, скороговорках, основанных на звуко-смысловой игре схожих по звучанию слов.
Села Алеся
с печи ноги свеся,
Не смейся, Алеся,
а на печи грейся.
(русская скороговорка)
Моноримические цепи встречаются ещё в средневековых стихотворных памятниках Древней Руси, как например:
Но еже к Богу верою вооружився,
и креста честного силою укрепився,
и молитвами пречистые Богородицы защитився,
и предстательством небесных сил оградився,
и Богу помолився.
(«Задонщина», 14 век)
А нтисемит Антанте мил.
Антанта сборище громил.
Б ольшевики буржуев ищут.
Буржуи мчатся вёрст за тыщу.
В ильсон важнее прочей птицы.
Воткнуть перо бы в ягодицы…
(В. Маяковский)
Русский алфавитный стих ведёт своё начало от Азбучной молитвы (Х в.), широко распространённой в средневековой Руси и по форме напоминавшей современный верлибр. В таком стихе каждое изречение начиналось с новой строки и буквы алфавита.
А зъ словом симь молюся Богу
Б оже вьсея твари и зиждителю
В идимыимъ и невидимыимъ!
Г оспода духа посъли живущаго
Д а въдъхнетъ въ сьрдце ми слово
Е же будетъ на успехъ вьсемъ.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ СТИХИ (экзотические стихи) – оригинальные стихи, построенные на нетрадиционных способах рифмовки, построения строф, чередовании рифм и пр. К таким стихам можно отнести: акростихи, панторимы, палиндромы, моноримы, фигурные стихи, анациклы, бесконечные стихи и т.д.
Д овольно именем известна я своим;
Р авно клянётся плут и непорочный им;
У техой в бедствиях всего бывало боле;
Ж изнь сладостней при мне и в самой лучшей доле.
Б лаженству чистых душ могу служить одна;
А меж злодеями не быть я создана.
(Нелединский-Мелецкий)
(В. Загорянский)
Во глубине сибирских руд
Горит восток зарёю новой.
Не пой красавица при мне,
Подруга дней моих суровых.
Прощай свободная стихия,
Гусей крикливых караван…
Мороз и солнце! День чудесный!
Храни меня мой талисман!
Опьяняет смелый бег,
Овевает белый снег,
Режут шумы тишину,
Нежат думы про весну.
(В. Брюсов)
Глаза зелёные твои
Мне будут снова сниться и
Слеза как чистый образ твой
Весне запомнится шальной.
Шальной запомнится весне
Твой образ чистый как слеза
И сниться снова будут мне
Твои зелёные глаза.
Бог Отец, податель бессмертного существованья,
Слух склони к чистоте неусыпных молитвословий.
Проложен жизни путь бесплодными степями,
И глушь и мрак. ни хаты, ни куста.
Спит сердце; скованы цепями
И разум, и уста
И даль пред нами
пуста.
И вдруг покажется не так тяжка дорога,
Захочется и петь, и мыслить вновь.
На небе звёзд горит так много,
так бурно льётся кровь.
Мечты, тревога,
Любовь!
О, где же те мечты? Где радости печали,
Светившие нам столько долгих лет?
От их огней в туманной дали
Чуть виден слабый свет…
И те пропали,
Их нет.
(А. Апухтин)
БЕСКОНЕЧНЫЙ СТИХ – стихи с кольцевой структурой, где конец переходит в начало. Всем известен стих:
«У попа была собака…». А вот пример бесконечной басни:
Как-то глупый попугай.
И взлетая очень редко,
Он смеялся с птичьих стай:
«Будет дымка голубая,
Вот тогда и полетаю
Выше всех, наверняка!»
И решил он вниз спуститься,
Сэкономить больше сил.
Только ж надо так случиться:
Он в силки и угодил.
И теперь в красивой клетке
Начало слова – зверь морской,
В лесу растёт конец шарады,
Отгадку в швейной мастерской
Сошьёт портной вам, если надо.
(кит + ель = китель)
На фабрике «Победа»
Во время обеда
Случилась беда –
Пропала еда!
Ты съел? – Да!
Азам учили,
а замучили.
Пока лечили –
покалечили.
(С. Федин)
Что вы простонете?
Что вы просто не те?
РИФМОВКА. СПОСОБЫ РИФМОВКИ.
РИФМОВКА – порядок чередования рифм в стихе. Основные способы рифмовки:
1 . Смежная рифмовка «АА BB ».
2. Перекрёстная рифмовка «А B А B ».
О, есть неповторимые слова,
Кто их сказал – истратил слишком много,
Неистощима только синева
Небесная и милосердье Бога.
(А. Ахматова)
3 . Кольцевая рифмовка
(охватная, опоясывающая) «А BB А»
Уж подсыхает хмель на тыне.
За хуторами, на бахчах,
В нежарких солнечных лучах
Краснеют бронзовые дыни…
(А. Бунин)
4. Холостая рифмовка «АВСВ».
Первый и третий стих не рифмуются.
Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
(А.Н. Плещеев)
ТЕРЦИНА – ряд трёхстиший с рифмовкой ABА BCB CDC. («Божественная комедия» Данте).
Земную жизнь пройдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу,
Утратив правый путь во тьме долины.
Каков он был, о, как произнесу,
Тот дикий лес, дремучий и грозящий,
Чей давний ужас в памяти несу!
Но, благо в нем обретши навсегда,
Скажу про все, что видел в этой чаще…
(А. Данте)
Жил-был старичок у причала,
Которого жизнь удручала.
Ему дали салату
И сыграли сонату,
И немного ему полегчало.
(Э. Лир)
Ты промелькнула, как виденье,
О, юность, быстрая моя,
Одно сплошное заблужденье!
Ты промелькнула, как виденье,
И мне осталось сожаленье,
И поздней мудрости змея.
Ты промелькнула, как виденье,—
О, юность быстрая моя!
(К. Бальмонт)
Тогда лишь слово в ход пустить твой долг,
Когда уверен ты, что будет толк.
(Саади)
В колыбели – младенец, покойник в гробу:
Вот и всё, что известно про нашу судьбу.
Выпей чашу до дна и не спрашивай много:
Господин не откроет секрета рабу.
(Омар Хайям)
ПАНТОРИФМА (панторим) – стих, в котором все слова рифмуются между собой.
Опьяняет смелый бег,
Овевает белый снег,
Режут шумы тишину,
Нежат думы про весну.
(В. Брюсов)
Мёрзла кисть сирени. В это
Время он, нарвав охапку
Молний, с поля ими трафил
Озарить управский дом.
(Б.Л. Пастернак)
И хрустальные озёра
У подножий великаньих,
И пустынные долины.
(В. Невский)
ТРОПЫ И СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ.
Век девятнадцатый, железный,
Воистину жестокий век!
Тобою в мрак ночной, беззвездный
Беспечный брошен человек!
(А. Блок)
Театр уж полон, ложи блещут;
Партер и кресла, всё кипит.
Колокольчики мои,
Цветики степные!
Что глядите на меня,
Тёмно-голубые?
И о чём звените вы
В день весёлый мая,
Средь некошеной травы
Головой качая?
(А.К. Толстой)
— Скажи-ка, дядя, ведь недаром
Москва, спалённая пожаром,
Французу отдана?
(М. В. Лермонтов)
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя…
(А.С. Пушкин)
Взъярённый на заседание врываюсь лавиной,
Дикие проклятья дорогой изрыгая.
И вижу: сидят людей половины.
О дьявольщина! Где же половина другая?
(В. Маяковский)
Слуга влиятельных господ,
С какой отвагой благородной
Громите речью вы свободной
Всех тех, кому зажали рот.
(Ф.И. Тютчев)
Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Близко буря. В берег бьется
Чуждый чарам черный челн…
(К. Бальмонт)
Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и забитая,
Ты и всесильная,
Матушка-Русь!…
(Н.А. Некрасов)
шасть
На них медведь разинул пасть …
(А.Н. Крылов)
БЕССОЮЗИЕ (асиндетон) – предложение с отсутствием союзов между однородными словами или частями целого. Фигура придающая речи динамичность и насыщенность.
Не жалею, не зову, не плачу.
Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
(С. Есенин)
МЕТАТЕЗА ( греч. metathesis – перестановка) – перестановка звуков или слогов в слове или фразе. Используется как комический приём (обветрится – обвертится, перепёлка – пеперёлка, в траве кузнел сидечик…)
В синем море волны плещут. Мчаться тучи, вьются тучи.
В синем небе звезды блещут. (М.Ю. Лермонтов)
(А. С. Пушкин)
Выходит Пётр. Его глаза
Сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен,
Он весь, как божия гроза.
(А. С. Пушкин)
СИЛЛЕПС (греч. syllepsis – захват) – объединение неоднородных членов в общем смысловом или синтаксическом подчинении (« У кумушки глаза и зубы разгорелись », А.Н. Крылов). Часто используется в комических целях (« за окном идёт дождь, а у нас – концерт »).
День в тёмную ночь влюблён,
В зиму весна влюблена,
Жизнь – в смерть…
А ты. Ты в меня!
(Г. Гейне)
Я помню чудное мгновенье!
Передо мной явилась ты,
Как мимолётное виденье,
Как гений чистой красоты.
(А.С. Пушкин)
Вот на берег вышли гости,
Царь Салтан зовёт их в гости.
(А. С. Пушкин)