Трехпортовый соленоид для чего нужен
Установка 3 портового соленоида MAC — как, зачем и что получилось
Суть проблемы штатного соленоида — при удалении катализаторов и установке прямотока неизбежен передув. Да, это можно зарешать прошивкой, но геморно и долго подбирая значения для Initial Wetsgate Duty, Max Wetsgate Duty, Turbo Dynamics Proportional/Negative/Positive, короче для кучи таблиц, которые могут ещё и от сезона зима/лето компостить мозги. Попробовав пару раз я добился какой-то стабильности, но работало не идеально. Если ехать в пол педали плавно раздувая, то клапан ловил буст примерно на 1,2, меня это устраивало, этакий бустап, но костыльный. Но если раздуваться резко, то давление улетало чуть дальше и потом мозги, видя Boost Error, пытались его устаканить, из-за чего но плавало в пределах 0.8-1.2 бара. Промежуточных режимов вообще небыло, или дуем на все бабки, или вообще не дуем.
Меж тем, если заглянуть в прошивку, можно увидеть, что вощета там какбэ и другие режимы есть. Ну типа до 40% дросселя, например, ехать на 0.7 барах. Что с моими костылями было не реально, а по городу очень удобно кстати.
Короче нашел и купил ответную колодку в штатную фишку соленоида, ну и закинул в тачку. Немного про размещение — многие суют этот клапан в штатное место. Конечно, работать он там будет, но блин, если уж меняете клапан не на родной, давайте подумаем, где размещать его правильнее? Турбина будет управляться вакуумом и давлением, в нужный момент подаваемые клапаном. Чем короче трубки и ниже их сечение, тем выше точность управления, т.к. воздух штука довольно пружинистая, и чем выше объем в шланге, тем дольше реакция. Посмотрите на свежие STI, у них даже штатный 2port клапан перенесен на впускной коллектор ближе к турбине. Я поставил +/- так же.
По клапану — я брал обычный китайский на Али-экспресс, в интернетах их ругают, но я хз пацаны, у меня все отлично работает, лучше просто не придумаешь. Это же обычный электромагнитный соленоид. Тем кто теребонькает на оригу — ваше право, если бабки лишние, почему нет. На мой взгляд, за стоимость ориги можно купить 3 таких. Все будет работать и про запас ещё останется, короче не ссыте — ставьте.
[FAQ] Трехпортовый соленоид. Зачем?
Время от времени меня спрашивают про трехпортовый соленоид. Зачем он нужен. Обычно на сайтах тюнинг шопов много красивых слов про то что трехпортовый соленоид увеличивает буст, снижает расход топлива, дает ранний спул и укрепляет эрекцию. Но механизм чуда не описан. Правда в сети полно рассказов про то как работает соленоид. В своё время я через них и узнавал о том что как работает. Мне показалось что написано там достаточно путано. Рискну тоже написать. Наверное и у меня получится путано, но может чуть-чуть по другому и кому-то будет понятнее.
Чтобы легко воткнуться в суть трехпортового соленоида начнем с того как вообще регулируется наддув (буст) в двигателе. Надо понять что турбина может создать избыточное давление на впуске, и оно может разрушить мотор. Скажем, наш мотор рассчитан на 1 бар. Ну ок. Как только турбина накачает 1 бар буста во впуске, сразу надо прекратить качать. Это логично. Как это сделать? Самое логичное и простое решение — перенаправить выхлопные газы двигателя, которые раскручивают турбину, в обход.
Этим занимается вестгейт турбины. Это отверстие, которое открывается когда надо стравить часть выхлопных газов в обход крыльчатки турбины.
Теперь надо понять как обеспечить открытие клапана вестгейта (актуатора) в нужный момент. Самая простая и старая схема — механическая. Она очень проста и логична — соединяем резиновой трубочкой выход компрессорной части турбины (там есть давление когда накачивается воздух) и актуатор.
Как только создастся давление во впуске, оно по трубочке активирует клапан актуатора (вестгейта) и через рычажок откроется окно вестгейта, выхлопные газы станут обходить крыльчатку турбины и давление перестанет накачиваться.
В таком случае давление во впуске мы сможем регулировать только подбором пружинки, которую должен прожать сжатый воздух из управляющей трубочки. Скажем в Субару эта пружинка настроена на 0,5 бар избытка (выше атмосферного давления). Забегая вперед скажу что эта система в современных двигателях осталась. Она работает как аварийная при отключении соленоида турбины. На жаргоне это называется «ехать на пружине».
Описанная схема к сожалению не дает управлять двигателем тонко, набирать и скидывать буст точно когда нужно. Поэтому в современных двигателях давлением во впуске управляет компьютер. Как он это делает? При помощи соленоида (электромагнитный клапан). В механическое управление клапаном вестгейта включена простейшая система. Управляющая клапаном трубка просто разрезана поставлен туда тройник и трубочка от тройника во впуск до компрессорной части турбины. Понимаете в чём афёра? Если эта трубочка открыта, тогда какое бы не было давление во впуске после турбины, оно будет просто травиться по трубочке через тройник во впуск до компрессора (в самку) и клапан вестгейта просто не будет открываться.
А давление будет накачиваться все больше и больше. Ну и в этой трубочке дополнительной и врезан соленоид. Без подачи напряжения он закрыт и эта трубочка просто не функционирует. И машина едет «на пружине».
А вот когда компьютер подает напряжение на клапан и открывает его, тогда давка в управляющей трубочке падает, клапан вестгейта не открывается, выхлопные газы дальше крутят турбину, давление всё растет и растет.
Пока комп по датчику не увидит нужное давление, к примеру 1,0 бара и не даст команду снять напряжение с соленоида и давление во впуске перестанет расти так как клапан вестгейта сразу откроется.
У этой схемы есть серьезный минус. Если попытаться разгоняться равномерно то клапан будет то открываться то закрываться создавая «флюктуацию буста». То есть буст будет болтаться по синусоиде скажем 0,5-0,7 в тот момент когда нам будет нужны стабильные 0,7. Чтобы избавиться от флюктуации буста производитель ввёл в трубочку жиклер, значительно уменьшающий её проходимость.
Таким образом управление происходит с задержкой но зато нет флюктуации.
Идея трехпортового соленоида только в одном — убрать нафиг ненавистный жиклёр, который так тормозит управление наддувом.
Если двухпортовый соленоид работает по схеме — проход воздуха сквозь него закрыт-открыт. То трехпортовый соленоид работает по схеме — воздух идет из трубки А либо в трубку В либо в трубку С. При отсутствии напряжения воздух идет по старой схеме — из впуска после турбины в клапан актуатора турбины (езда «на пружине»),
при подаче напряжения воздух идет по линии актуатор турбины — самка, где отрицательное давление и клапан вестгейта закрыт, все газы идут в турбину и давление растет.
Надеюсь кому-то стал понятен принцип.
Удачи вам!
Update. Тут меня просят сделать conclusion к записи.
Поэтому дописываю.
Ставить трехпортовый соленоид на нешитую машину нет никакого смысла, так как комп двигателя придется прошивать. Смысл ставить трехпортовый соленоид однозначно есть перед прошивкой. Когда вы по-любому планируете изменить конфигурацию или просто пошить на мощность.
3-х портовый соленоид для Цубарки
Всем привет!
Многие знают, что давление наддува регулируется электро-магнитным клапаном (boost-control solenoid)
В Субарях начиная с конца 90-ых и по нынешнее время, если мне не изменяет память, используется 2-ух портовый клапан управления наддува. Принцип его работы очень прост.
Схема:
Подобная схема с 2порт соленоидом сложнее настраивать, более склонна к передувам и в ней даже используют жиклер- рестриктор чтобы скорректировать сечение внутри трубки отбора давления!
Меня лично, как фаната турбонаддува подобная схема менее утраивает, чем более точная и продвинутая схема с 3х портовым клапаном. Да и не зря для более продвинутых турбо-систем используют именно его, а иногда даже 4х портовый. Не будем уходить далеко)) привет из тюнинга 2000ых- бустконтроллер и соленоиды наддува для популярных бустконтроллеров :
Как вы видите они трех портовые. И позволяют бустконтроллеру точно отстроить наддув.
Но речь не про бустконтроллеры! Не нужен он, если есть возможность его не использовать))
Многие фирмы производят афтермаркет соленоиды как универсальные, так и под определенные модели авто.
Пару примеров:
Сравните его с другими, более дорогими от именитых брендов тюнинга)
Обратили внимание на сиильное сходство?))) Даже с Апехи и ХКС)
Но по цене они все разные, делать выводы и выбирать вам)
По скольку для покупок в валюте сейчас мягко говоря не самое лучшее время!
Вот вам пару проверенных вариантов, которые стоят даже дешевле, чем соленоид от MAC:
1) Это соленоид от фирмы Pierburg (они делают клапаны наддува для VAG)
И соленоид именно этой фирмы устанавливается на топовые турбы EFR серии от BorgWarner!
Но фишки на этих клапанах под VAGовский разъем проводки, но есть варианты: перепаять фишку от ВАГ, вандальный- слегка поламать свой разъем, и он встанет на клапан, и вариант, который мне нравится больше всего, сделать/купить переходник:
Но и за ним нужно ехать в магазин/заказывать и тратить хоть и не большие, но деньги)
И в завершении своего повествования, вариант для тех, у кого за время проведенное с Субару накопилась горка деталей! И отпало желание выкладывать баксы за то что можно найти в гараже у себя, друга ну или на разборке, в конце концов, за три копейки!
Вуаля трех портовые соленоиды ставили в стоке! на турбо Субарики года так до 97)
Вот и они! Есть одно но, они не так часто встречаются, но кто ищет, тот всегда найдет!
Но и это не все, есть на много более распространенный клапан, он тоже оказался трех портовым, почти болт он встает в разъем, и работает прекрасно, а главное их ооочень много везде. Называется Pressure source switch solenoid. Он стоит в трубке между вп. коллектором и MAP сенсором на GC/SF и его третий порт сообщается с атмосферой и закрыт фильтром. Вот так он выглядит:
Так же вы сможете найти подобные клапаны в BBOD(короб соленоидов в твинке)
Себе поставил такой ради эксперимента и поехал на настройку(в багажнике лежит MAC), и мое к моему удивлению вопросов по нему у настройщика не возникло, фишку переделывать не пришлось, а еще он очень компактный и это сток деталь, которая мне лично внушает больше доверия чем большинство афтермаркет деталей.
Пару слов по 4 порт соленоид. Нужен он для вейстгейтов/актуаторов, в которых есть дополнительная камера. Многие ее оставляют просто открытой-атмосфера, но для более точной настройки/ возможности использовать чуть более слабую пружину, используют его:
На этом все! Ставьте лайки, если понравилось или нашли что-нибудь интересное для себя.
Поправляйте в комментах, если что-нибудь пишу не так!
И до скорого)
Вопрос про 3 портовый соленоид
Возможно тема баян, но конкретного ответа на свой вопрос не получил.
Собсна вводные — телега Форь SF ЖДМ EJ205 на ТД04 сток (не СТИ) + TV`шка, почти все резинки управления турбой поменял на силикон. Выхлоп бескатовый прямой.
Хочу отказаться от архаичной системы с 2х портовым соленоидом и рестриктором и перейти на 3х портовый без рестриктора для лучшей отдачи турбы. Такая схема кажется более логичной и простой. Увеличивать буст буду, но комплексно и попозже.
В качестве эконом-варианта выбрал соленоид Pierburg 7.01024.02.0 + фишка от ДД ТАЗа для грамотного сетапа.
В предыдущие выхи я уже смотрел логи по RomRaider и по всем параметрам мотор и турба ведут себя как нужно. При WGDC 80-60% дует вполне штатно, не передувая и недодувая.
Теперь вопрос: нужно ли шить мозги при установке 3х портового соленоида взамен 2х портового? Если да, то какие параметры нужно скорректировать? Давайте обсудим техническую тему, а не просто советы типа «надо\не надо»
Общий вывод — ставить надо, но следить за давлением турбы и датчик детонации\МАФ\датчик давления турбины должны быть 100% исправны. Шить не обязательно. Приход от 3х портового соленоида должен быть по сравнению с 2х портовым. Куплю, попробую и поделюсь результатом и логами ДО/ПОСЛЕ.
Я не просто так спрашиваю т.к. Target Boost меня пока устраивает. Вероятнее всего нужно будет корректировать WGDC т.к. рестриктора не будет и на актуатор будет приходить другое давление и для достижения нужного буста по таблице Target Boost мозгам придется завышать WGDC на большую величину и не факт что топливо\воздух при этом будет в норме.
Но возможно я ошибаюсь и 3 порта это те же 2 порта тока в профиль и мозги нормально отработают.
Заранее спасибо за содержательные комменты. Срач и флуд буду удалять.
П.С. Видео установки нашел такое (слегка мат но по делу):
19. 3х-портовый соленоид БЕЗ прошивки ECU, первые успешные испытания
Тему с 3х портовым соленоидом я начал курить давно, когда понял что моя телега недодувает 0,2 бара.
Начитался и наслушался от «экспертов» кучу разного шлака, никто толком нихрена не знает, но большинство говорит что нужно шить мозги, хотя какой параметр не уточняют… Есть мнение, что если наступает передув нужно уменьшать WGDC и отстраивать смесь с ноля НО в картах JDM мозгов уже все неплохо прописано по базовым картам + по коррекции, вот я и подумал что стоковая прошивка должна это дело переварить.
Началось обсуждение тут www.drive2.ru/c/466237186593784565/, товарищ denisdd очень помог по теме логов, спасибо ему большое!
Тут много полезного написано = www.drive2.ru/l/4062246863888632923, почитайте кому интересно
В итоге воткнул Pierburg 7.01024.02.0 без жиклера на времянку проводов, подключил и поехал тестировать. Надуло 0,85 и естественно машина поехала вот прям ну очень интересно! Турбина раздувается намного быстрее, почти пропал пинок при выходе на буст — теперь все плавно и нежно =)
Проверил логи, WGDC отрабатывает как нужно и остальные параметры вполне в пределах нормы и не сильно отстают по значениям от предыдущих замеров на 2х портовом.
Собственно логи, могу скинуть файл в почту кому нужно:
П.С. Я пока не могу рекомендовать данный мод т.к. сам не сделал достаточно измерений в разных режимах, но на первый взгляд все выглядит очень достойно.
П.П.С. Народ, делайте репост — пусть мир узнает, что есть такой мод и он имеет право на жизнь. НО на каждой машину нужно внимательно смотреть логи и убедиться, что турба не передувает и прошивка справляется.
Запчасти
Subaru Forester 2000, двигатель бензиновый 2.0 л., 240 л. с., полный привод, автоматическая коробка передач — тюнинг
Машины в продаже
Комментарии 54
Привет! а с какой целью соленоид переместили со штатного места поближе к турбине? Чтобы трубки покороче между турбиной и актуатором? Вообще, была возможность проверить работу этой системы в зависимости от длины трубок? У меня сейчас стоит на штатном месте (у SH это над приводными ремнями), трубки длинные. Машина работает как будто и нет актуатора. Передувы.
салют! ну меньше трубок = меньше инерции потока т.е. времени пока поток воздуха разгонится и создаст давление. в реальности это миллисекунды, но нафиг эти метры проводов тянуть не понятно)) передувы это плохо, но может у передува другая причина, я быклапан сброса смотрел и целостность самих трубок управления
ну то есть вы сразу поставили соленоид на коллектор, а не в штатное место?
В целом всё проверили. На родном 2х портовом система работала, хотя в пиках 1.2 всё равно случалось. Вот решил на 3х портовый перейти с целью стабилизации буста до 1.1 и возможности более тонко настроить. А по факту WG теперь не открывается как ожидается, настроить не получилось. Все вакуумные шланги, что подключены к соленоиду новые. Родное место соленоида примерно в 50 см от турбины, поэтому при 3х портовом подключении трубки от актуатора и холодной части турбины до своих портов получились длинные. Хотя есть мнение, что это не должно влиять. Буду переносить и опять пробовать. Есть на драйве посты, где подобная проблема решалась именно уменьшением длин вакуумных магистралей
Если силикон то по идее длина не так сильно влияет. А рестрикторов надеюсь не осталось?)) На 2 портах стоят а на 3 просто не нужны. У меня сразу были короткие
Привет! Соленоид всё еще стоит?
Прив! Аа стоит, все супер
ты прошивался или так ездишь?
Так ежу с бустом 0,9
если бы стоял мотор к примеру 20г, тогда есть решение без заморочек, берешь с гц мозг 20к и с него же трехпортовик или сборку в сборе соленоидную. все. тачка поедит гораздо бодрее!
Да вроде и так бодро едет)
если бы стоял мотор к примеру 20г, тогда есть решение без заморочек, берешь с гц мозг 20к и с него же трехпортовик или сборку в сборе соленоидную. все. тачка поедит гораздо бодрее!
Только дополнительно на вестгейт жиклёр ставился в стоке.
Пройденый этап! тоже думал что какая может быть прошивка. На моих мозгах он не пошел. 3х портовик ставил с ГЦ. Мозг у меня бустап Кс-РОМ, турба вф24 впуск выпуск, большой куль. По итогу вернул обратно трех портовик через пару дней, и отрегулировал буст сечение жиклера
Два года катаю на контроллере апекси с трех портовым соленоидом апекси, никаких минусов не заметил, по логам было всё отлично, без всяких прошивок.
Супер, но у меня нет контроллера)
Я пробовал и без контроллера, всё было нормально.
От контроллера приход есть?
Стабильность буста, в не завистмости погоды.