Требуется лучшая алхимическая база ведьмак 1 что делать
«Вуншпунш, холера!» или разбор алхимии в ведьмаках
Одним холодным вечером во время прохождения Ведьмака 3 возникла идея исследовать и сравнить алхимию в играх этой трилогии. А ведь сравнивать было что, так как концепция и подход к созданию каждой из игр имеет свои отличия и особенности. Но всё по порядку.
Было бы фатальной ошибкой не исследовать алхимию в первоисточнике – книгах Анджея Сапковского. Свои «первые» снадобья Геральт употребляет в первом же произведении «Последнее желание» перед боем со стрыгой.
«Перед ним на столе стоял небольшой окованный сундучок. Геральт открыл его. Там тесно, в выложенных сухой травой отделениях, стояли флакончики из темного стекла. Ведьмак вынул три.
…
Геральт прошептал формулу, медленно выпил содержимое двух флакончиков, после каждого глотка опуская левую руку на оголовье меча. Потом, плотно закутавшись в черный плащ, сел. На пол. В комнате не было ни одного стула. Как, впрочем, и во всем дворце.»
В дальнейшем Геральт не раз будет выпивать различные напитки и эликсиры. Однако на протяжении всей серии не будет раскрыто самого главного – как он эти эликсиры изготавливает (однажды ему их сделала Неннеке, кстати).
Таким образом, у разработчиков имелся литературный материал, который и раскрывал тему эликсиров, но не в полной мере. Подобная ситуация давала относительную свободу для полета фантазии по развитию алхимии как игровой механики, не вызывав ресентимент со стороны фанатов книг.
Хочется начать с того, что согласно сюжету Геральт из Ривии начинает свое приключение потерявшим память. Подобный ход заставляет главного героя, а что более важно самого игрока, получать способности, образовываться и осваивать навыки, включая изготовление эликсиров и их рецептура. Таким образом, игрок постепенно знакомится с механиками игры, не падая под натиском информации, которая может запутать, отпугнуть и отобрать все желание продолжать приключение. Так происходит развитие как игрока, так и персонажа.
Соответственно в начале нам необходимо получать знание. Источником такового в игре являются до боли классические свитки и книги, при прочтении которых появляется возможность сделать тот или иной целебный (а может и не очень) напиток. Однако это не единственные источник информации.
Помимо этого, изготавливать эликсиры нас заставит сама игра: Весемир расскажет про эликсир для Трисс, а Абигайл поделится рецептом ласточкиного зелья. Таким образом, можно утверждать, что знакомство с механикой не приходит спонтанно, а является необходимостью для дальнейшего продвижения игрока.
А можно ли узнать и получить рецепт эликсира, не покупая ни одной книги и не открывая ни один свиток? Да, можно! Игра предоставляет тебе свободу и дает право экспериментировать с имеющимися ингредиентами, создавая доселе неизвестные никому эликсиры. Хочешь смешать два мозга утопца и язык плавуна на темерской ржаной? Пожалуйста, ты свободен в выборе! Только не надо ныть, если ослепнешь или получишь отравление. Но таким же образом ты можешь тыкнуть пальцем в чан и получить эликсир, рецепт к которому ты мог заиметь ближе к концу игры. Конечно ты можешь это сделать и не тыкнув пальцем, а подсмотрев в интернете (каюсь, поступил так со «Слезами жен», ибо эликсир один из самых важных в игре, как по мне).
К слову ингредиенты в первом ведьмаке весьма разнообразны и уникальны. Однако группируются в две категории — растения и те или иные части убитых монстров. Вместе с этим обе эти категории имеют общее – это основные алхимические субстанции.Гидраген
Квебрид
Киноварь
Купорос
Ребис
Эфир
Каждый ингредиент относится к одному из вышеописанных элементов. Как это влияет на геймплей? Нет необходимости добывать мозг утопца, который богат эфиром, если под рукой есть пучок собачьей петрушки, которое можно так же применить по назначению и получить желаемый результат.
Насколько это правдоподобно, логично и соотносится с условным каноном? Лично я считаю это очень крутым решением, которое имеет как свои плюсы, так и минусы. Так или иначе, но в реальной жизни все органические продукты имеют общие элементы, сводимые к ним. Так, непохожие друг на друга внешне и структурно фасоль и курица имеют общие нутриенты – белки, жиры и углеводы. Помимо этого, данная механика должна стимулировать игрока на свободное творчество и экспериментаторство с алхимией (если бы неизвестные зелья имели хоть сколько-нибудь полезный эффект).
С другой же стороны, та же фасоль и курица имеют абсолютно разное количество тех или иных нутриентов, делая их отличимыми друг от друга. Поэтому механика свободной подмены ингредиентов (назовём её так) не видится логичной и каноничной, хотя бы потому, что мозг утопца может быть крайне насыщен жирами, в отличие от травки, которую придется нарвать на пару-тройку тюков, чтобы хоть как-то достичь необходимого количества жира.
Таким образом, несмотря на свою уникальность и мою личную симпатию, механика свободной подмены ингредиентов не имеет ничего каноничного и логичного.
Ладно, знание и навык приобрели. Ингредиенты есть. Теперь инструментарий! Здесь я имею ввиду механику оснований и костра.
Под основанием я подразумеваю спиртовую основу, на которой изготавливаются эликсиры. При этом спиртосодержащие напитки делятся на 3 категории, каждая из которых «вмещает» разное количество ингредиентов: 3, 4 и 5. Для последнего, к слову, пригодна только белая чайка.
Далее, мы переходим к самому главному, к приготовлению! Для этого нам нужен костер. Да, в этой игре, как и любая ведьма из сказок, ведьмак готовит свои эликсиры на костре, затрачивая на это дело не менее часа (если верить минимальной длительности медитации после приготовления). Соответственно, мы не можем прямо перед боем поодаль от монстра (или даже босса) приготовить эликсир. Нам необходимо найти костер, которых в игре не сказать, чтобы много, или трактир, в котором можно переночевать у огня, и приготовить то, что тебе необходимо.
Подобный механизм формирует и игрока поведение, при котором он более ответственно подходит к приготовлению эликсиров, делая это заранее и обеспечивая себя запасом, так как неизвестно, как долго ты еще не увидишь костер и как много тебе придется выпить микстурок.
Итак, путем нехитрых манипуляций, по итогу, мы получаем напиток, наделяющий Геральта различными свойствами.
Подводя итог, можно смело сказать, что система приготовления эликсиров в первой части ведьмака весьма самобытна. Во-первых, она завязана на неабсолютной уникальности каждого ингредиента, который может подменяться другим. Во-вторых, это возможность экспериментировать и подбирать ингредиенты, чтобы получить желаемый эликсир. В-третьих, это относительная сложность самой процедуры алхимии: мало найти ингредиенты. Нужно еще найти спирт и место для приготовления.
В целом вторая часть Ведьмака демонстрирует большие изменения по отношению к первой части. Это же касается и алхимии.
Так как вторая часть по всем признакам выступила этаким перезапуском Геральт опять заработал амнезию, и мы снова вынуждены познавать зельеварение. Только на этот раз это даже сюжетно никак не разыграно. В первых часах игры нет ни одного квеста, где бы нас знакомили с обновленной механикой и с рецептами. Просто заходишь в меню и тут тебе игра начинает подсказывать и разъяснять по каким правилам мы здесь живем. Однако стоит признать, что в целом у игрока нет потребности в изготовлении эликсиров, поэтому познакомиться с этой механикой предстоит много позже пролога.
Однако выбрать и заменить конкретный ингредиент нам не дают. Если в качестве купороса игра выбрала белиссу, а не лепестки белого мирта, то так тому и быть. С нас пока еще не требуют применять конкретные ингредиенты, но предпосылка уже есть, согласитесь?
В-третьих, отказ от использования оснований эликсиров. Теперь никакой водки. Никакой беготни по трактирам в поисках нильфгаардской лимонной. Только конкретные субстанции замешиваются друг с другом. И неважно, что соединение (найди рецепт где сухие элементы замешиваются). Вероятнее то, что мы постоянно таскаем с собой боченок спирта, на котором и варим зелья.
Итак, новая часть геройства ведьмака Геральта. А знаете, что это значит? Правильно! По дороге его снова кто-то огрел сковородкой по голове и он забыл большинство рецептов, которые с легкостью применял ранее.
С точки зрения геймдизайна это ясно как солнечный день – у игрока должно присутствовать ощущение развития на протяжении всей игры, словно взбирание на вершину горы. Все чтобы в конце игрок оценивающе взглянул на подножие и осознал, какой долгие и трудный путь он преодолел. Да и сюжетно, уже в третьей части, реализовать и обосновать подобный случай трудоемко и затратно.
Теперь для изготовления эликсира необходимы конкретные ингредиенты. Полный отказ от универсальных субстанций. При этом невозможно не отметить характерное влияние подобного шага на геймплей и поведение игрока. Теперь для приготовления эликсира может понадобится относительно редкий и дорогой ингредиент, для добычи которого понадобится перерыть большую площадь территорий, тем самым увеличивая как время нахождения игрока в игре, так и его опыт. И заменить его на нечто схожее будет невозможно. Помимо этого, это еще и возвращение к книжным канонам, согласно которым для приготовления эликсиров требовались конкретные ингредиенты.
Таким образом, нас опять заставляют бегать по локациям в поисках рецептов, которые на этот раз расставляются случайным образом по всему миру, что не гарантирует наличие одного и того же рецепта в одном месте в разных прохождениях.
Помимо системы сбора рецептов произошло усложнение самих эликсиров. Теперь они стали многоуровневыми. Связано это с продолжительностью игры и количеством уровней противников соответственно. Всего есть 3 уровня: обычный, улучшенный и отличный.
Таким образом, с развитием и роста уровня игрока, растет качество и количество используемых эликсиров, которые не перестают терять актуальность и важность с увеличением уровня противника. Подобная инновация, отсутствовавшая в прошлых частях, способствует большему задротству и исследованию сундуков, что и увеличивает длительность прохождения. Плюс подобная система сильно бьет по нашим внутренним перфекционистам. Согласитесь, некомфортно осознавать, что твоя Ласточка не «отличная»?
Всем этим усложнением не окончилось. Появились отвары – эликсиры, основанные на определенных ингредиентах, приносящие уникальные эффекты.
Имеется нововведение, которое вне сомнений, сильно упростило жизнь при производстве эликсиров. До третьей части, для каждого эликсира нам приходилось собирать ингредиенты в зависимости от того, сколько мы хотели иметь порций. Хотим три кошки? Собираем всем нужные ингредиенты в количестве трех единиц за каждый. В этой же части, разработчики отказались от подобного шага. Нам необходимо лишь однажды подобрать ингредиенты для ласточки, сварить её и каждый раз пополнять при помощи алкагеста.
Могу это связать с возросшим количеством эликсиров, для поддержания наличия которых пришлось бы тратить просто гигантское количество времени, реши разработчики продолжить традицию прошлых частей. Теперь же, выпитые эликсиры не исчезают, а ждут, когда будут обновлены. Лично мне это сильно напоминает то, как в минуты сильной жадности не хочется тратить лишний чайный пакетик и используешь один и тот же дважды, а то и трижды…а то и четырежды… Именно поэтому лично я именую ее системой чайного пакетика (прошу не путать с teabag из соревновательных шутеров).
Производит горячительные напитки Геральт теперь не просто в любом безопасном месте, а не входя в режим медитации, обходясь заходом в меню алхимии. В данном случае, разработчики скорее избавились от надоедливой во второй части формальности, которая мало чем отличается от обычного выхода в меню.
Таким образом, очевидно что с развитием трилогии, развиваются и отдельные ее механики. Алхимия, будучи откровенно сложной в первой части стала относительно простой и не раздражающей в третьей. Я это связываю с длительностью прохождения. Если ты играешь в игру более 30 часов, то мало желания каждый раз искать для одного и того же эликсира травки-муравки и покупать спирт. Дабы механика не приедалась её приходится упрощать. В результате она становится проходной и не столь значимой для игрока. Пропадает ритуализированность механики.
До сих пор вспоминаю, как перед каждой ответственной миссией в первом Ведьмаке приходилось бегать по болотами и полям в поисках нужных ингредиентов. Потом игры в кости, чтобы иметь мелочь для нильфгаардской лимонной. И после этого, преисполненный предвкушением ты идешь с кремнем к костру, чтобы сделать финальные штрихи. В третьей же части, в силу огромного количества эликсиров и отваров, подобное было бы лишним и отпугивало игрока.
Благодарю за внимание. Буду рад услышать конструктивную критику. А также предложения. Я и в дальнейшем планирую исследовать различные механики в разных играх и накапливать опыт в этом направлении. Поэтому буду рад вашим заявкам.
п.с.: Жанна Рудакова
Алхимия (наука)
Алхимия — наука о веществах, их составе и строении, их свойствах, зависящих от состава и строения, их превращениях, ведущих к изменению состава, а также о законах и закономерностях, которым эти превращения подчиняются.
Содержание
Распространение [ ]
Кафедра Алхимии есть в Оксенфуртской Академии, алхимию изучают в Аретузе и Академии магов в Бан Арде. Эксперименты по алхимии проводятся в Риссберге. У алхимиков периодически происходят собрания, семинары и конференции.
Благодаря алхимии было изобретено множество отравляющих, взрывчатых и зажигательных веществ, алхимических эликсиров и ингредиентов. Особую славу в этой сфере имеют алхимики из Зеррикании.
Известные алхимические трактаты [ ]
Литературная сага [ ]
В книгах алхимией занимаются люди, причём не только алхимики, но и маги. Фигурируют такие известные алхимики, как Раффар Белый, Аарениус Кранц и Высогота из Корво.
Игра «Ведьмак» [ ]
Геральт занимается алхимией для изготовления эликсиров, а в Вызиме и её окрестностях может встретить нескольких алхимиков, большинство из которых также занимаются торговлей, а по крайней мере один из них — ведьма. Фактически, единственный известный в игре алхимик, который не является торговцем, — это Азар Явед.
Помимо прочих ведьмак может встретить:
Также Геральт может найти книгу «Основы алхимии» за авторством Энджея.
Игра «Ведьмак 2: Убийцы Королей» [ ]
Геральт также занимается алхимией для изготовления эликсиров, а в ходе квестов «Лавка благовоний» и «Запах благовоний» Геральт пытается получить формулу подозрительного благовония для местного алхимика Венцеля Пагга. Также в дереве алхимии на панели персонажа есть навык «Алхимик».
Игра «Ведьмак 3: Дикая Охота» [ ]
Среди них ведьмак может встретить:
Также Геральт может приобрести алхимические ингредиенты у Ворожея, а в Новиграде помогает эвакуироваться из города алхимикам Бертольду и Альберту Вегельбуду.
Игра «Ведьмак: Настольная Ролевая Игра» [ ]
Игрокам доступно изготовление и приобретение алхимических составов, обладающих различными свойствами и используемых в различных ситуациях.
The Witcher
(Ведьмак)
Эффективная алхимия
Банки, склянки, пробирки — казалось бы, скорее удел почтенного профессора (быть может, сумасшедшего), а не храброго воина. Но ведьмак — все же не обычный рубака, да и задачи перед ним стоят не тривиальные; его враги обычному человеку не под силу. Вот и приходится не только уметь, но и знать куда больше, чем можно было бы предположить на первый взгляд. И все эти необходимые знания после острого приступа смерти приходится получать заново нелегким трудом.
Алхимия поможет вам создать три основных вида веществ: эликсиры, усиливающие Геральта, масла, повышающие урон от атаки мечами, и бомбы, которые и в Темерии бомбы. Все нужные рецепты вы можете получить по ходу игры — каких-то «тайных» формул, требующих невероятной усидчивости в переборе всевозможных комбинаций, нет. Другое дело, что их поиск сам по себе будет увлекательным занятием — если некоторые вы можете купить в лавках или получить во время неизбежных встреч с другими персонажами, то другие обнаружить не так просто. Наиболее редки наименее нужные: духи, которые можно преподнести кому-нибудь в подарок (есть даже такой мини-квест), и фисштех — решайте сами, зачем он может понадобиться.
Няня, где же кружка?
Геральт прошептал формулу, медленно выпил содержимое двух флакончиков, после каждого глотка опуская левую руку на оголовье меча. Потом, плотно закутавшись в черный плащ, сел. На пол. В комнате не было ни одного стула. Как, впрочем, и во всем дворце.
А. Сапковский, «Последнее желание»
Эликсиры | ||||
Эликсир | Эффект | Состав | Средняя токсичность | Время действия, ч |
| Основа эликсиров | 15 | ||
| Снимает интоксикацию и эффекты других эликсиров | |||
| Увеличивает вероятность критического удара | 20 | 8 | |
| Сопротивляемость кислотам | 20 | 8 | |
| Повышает наносимый вред, снижает защиту ведьмака | 25 | 8 | |
| Подарок | |||
| Усиливает действие знаков | 30 | 8 | |
| Единоразово восстанавливает здоровье | 20 | ||
| Повышает сопротивляемость ядам и нейтрализует уже попавшую в организм отраву | 15 | 8 | |
| Устойчивость к оглушению и нокдауну | 20 | 8 | |
| Улучшается зрение в темноте | 10 | 8 | |
| Ускоряет регенерацию здоровья | 20 | 2 | |
| Увеличивает максимальный уровень энергии | 15 | 8 | |
| Увеличивает максимальный уровень здоровья | 30 | 8 | |
| Останавливает кровотечение | 15 | 8 | |
| Увеличивает скорость движений ведьмака и улучшает реакцию | 20 | 20 мин | |
| Увеличивает наносимое повреждение, когда у ведьмака осталось менее 50% здоровья | 25 | 8 | |
| Снимает последствия чрезмерного употребления алкоголя. | 10 | ||
| Все, атакующие ведьмака, чувствуют боль | 25 | 8 | |
| Ускоряет регенерацию энергии | 20 | 8 | |
| Для ведения нездорового образа жизни | 20 | 8 | |
| Кровь ведьмака становится ядом для чудовищ-кровососов | 20 | 8 | |
| Позволяет обнаруживать невидимок | 15 | 1 |
Главная проблема с этими чудными жидкостями состоит в том, что все они ядовиты. Вполне по Кэрроллу: «Если выпить из бутылочки с надписью «Яд», рано или поздно почувствуешь недомогание». Уровень отравления до 50 не доставляет неудобств, до 70 — вполне приемлем, а вот выше забираться уже не стоит. При 90 красные пятна перед глазами то и дело закрывают окружающий мир, движения замедляются — в общем, можно и умереть по ошибке. С учетом того, что каждая бутылочка добавляет в среднем 15-20 единиц, много не выпьешь.
Эликсиры можно составить так, что они будут обладать дополнительными эффектами: эликсиры рубедо ускоряют регенерацию, нигредо — на 20% повышают наносимый урон, а альбедо — менее ядовиты. Разумеется, в сложных боях хотелось бы получить все дополнительные эффекты. Проблема только в том, что вещей при себе ведьмак носит минимум и немало места занимают собранные компоненты будущих зелий, так что кучу склянок со всеми вариантами уместить едва ли удастся. Надо выбирать. Конечно, никто не мешает удовольствоваться простыми эликсирами и не задумываться обо всех этих тонкостях, но эта статья как раз о том, как добиться максимума — что в некоторых боях очень пригодится.
Разумеется, не все зелья понадобятся вам каждый раз. Какую-нибудь «Черную кровь», убивающую кровососов, стоит брать с собой только в походы за пиявками или вампирами, да и там она не так уж нужна. Список того, что всегда нужно иметь с собой, не столь велик, и в первую очередь мы поговорим о нем.
Это важно: эликсиры альбедо не только менее ядовиты, но и на 20-30% снижают токсичность всего выпитого в течение игрового часа после них. Так что если вы собираетесь опорожнить несколько пузырьков подряд, постарайтесь, чтобы первым был эликсир альбедо.
Многие загадочные слова, которые вы встретите в игре, на самом деле применялись европейскими алхимиками, хотя их значению в игровой механике они бы удивились. Так, ребис — совсем не встречающееся на каждом шагу вещество, а название основы для изготовления философского камня. Купорос для алхимика — конечно, не сульфат металла. Его латинское название — vitriol — посвященный понимал как Visita Inferiora Tеrrае Rectificando Invenies Occuitum Lapidem («Посети недра земли, и, очистившись, ты найдешь сокровенный камень»). Эфиром алхимики именовали тончайшую субстанцию, не переходящую в другие стихии — огня, воздуха, воды и земли. Другие его названия — «квинтэссенция» и «пятый элемент».
Проще с квебритом и гидрагеном — это применявшиеся алхимиками названия серы и ртути, считавшихся двумя базовыми веществами, из которых состоят все прочие. Понятен и интерес алхимиков к киновари — сульфиду ртути: при нагревании из нее сначала выделяется ртуть, а затем происходит восстановление киновари. В этом алхимики и в Европе, и на Востоке усматривали глубокий смысл, видя в ней зародыш бессмертия. В Китае для ее обозначения применялся тот же иероглиф, что и для «дань» — аналога философского камня.
Я всегда с собой беру.
— Малейшее повреждение при схватке с грайвером кончается заражением трупным ядом. Каким эликсиром вылечивается заражение трупным ядом? Ну?
А. Сапковский, «Кровь эльфов»
Отправляясь гулять по опасным местам, полезно выпить бутылочку «Ласточки», ускоряющей регенерацию здоровья. Рецепт прост и доступен с самого начала, найти компоненты несложно — в общем, эти голубенькие бутылочки уверенно держат первое место в списке самых ценных порождений покрытых паутиной реторт. Чтобы не распыляться, максимизируем эффект — будем варить вариант рубедо.
Следующая степень серьезности — для боев, в которых понадобится часто пользоваться знаками. Они не раз спасут ведьмаку жизнь, взамен потребовав затрат энергии: больше пары раз подряд применить их не удастся. На перезарядку понадобится время, которое поможет сократить «Филин». В сочетании с «Ласточкой» он решит большую часть ваших проблем, и можно не беспокоиться о дополнительных микстурах, а позаботиться об увеличении наносимого вреда. Так что здесь наш выбор — нигредо.
После этого наступает черед средств, которые помогают улучшить боевые качества Геральта. Это «Пурга», улучшающая реакцию, «Волк», повышающий шанс критического удара, и «Росомаха», увеличивающая повреждение, когда у ведьмака осталось менее половины здоровья. Они нужны не так часто, как первые два, но применяются чаще всего вместе с ними, так что доминанты рубедо и нигредо мы получим из «Ласточки» и «Филина». Если мы пьем такой витаминный коктейль, стоит задуматься над снижением общей токсичности, так что для них выберем вариант альбедо.
Конечно, здесь возможны варианты. Например, некоторые предпочитают не особо упирать на знаки и развивать в основном владение мечами. У них один из перечисленных абзацем выше эликсиров будет вторым в списке, вместо «Филина». Мне этот вариант кажется менее удачным — любой из них менее универсален и полезен. «Пурга» обладает слишком кратким действием, чтобы считать ее базовым средством, — не исключено, что ее придется пить несколько раз за день, и тогда снижение общей токсичности будет очень важно. «Росомаха» начинает действовать в той ситуации, в которую лучше бы нам не попадать, — во многих боях она не принесет никакой пользы, только отравит Геральта. «Гром» я вообще не рассматриваю — все же уворачиваться от ударов для долгой и счастливой жизни Геральту необходимо.
Единственным претендентом на второе место в списке остается «Волк». Учтем и то, что эффект нигредо отлично сочетается с основным действием эликсира, — в общем, для сторонников решения всех вопросов мечами именно этот состав будет лучшим продолжением «Ласточки». Правда, рецепт «Волка» мы получаем не сразу, да и киноварь нигредо найти до третьей главы непросто — разве что ночью на болоте нарваться на виверну и пережить эту встречу.
Еще один эликсир, попадающий в число незаменимых, — «Кошка», позволяющая видеть в темноте. Ее я предпочитаю в варианте рубедо, нередко позволяющем сэкономить бутылочку «Ласточки».
На заметку: «Кошка» альбедо безвредна, и с нее можно начинать подготовку к самым важным боям.
Средства, повышающие здоровье или энергию, не так полезны, как увеличивающие скорость восстановления: любой запас заканчивается куда быстрее, чем хотелось бы. Но в сочетании они дают мощный эффект. При этом первое выпиваемое обязательно должно быть «белым» — все же полезными такие коктейли никак не назвать. Так что «Лес Марибора» и «Полнолуние» мы будем варить в варианте альбедо, рассчитывая принять все необходимые средства непосредственно перед боем.
На заметку: сочетание «Леса Марибора», «Филина» и «Зелья Петри» при развитом навыке использования знака Игни на время превращает Геральта в фэнтезийный аналог огнеметного танка, к которому близко ничто живое не подойдет. Я усилил знак Игни, посетив монолит, принял этот коктейль и без особых проблем победил девятерых призраков из 4-й главы, не доставая меча. Правда, потом пришлось снимать интоксикацию.
«Зелье Раффара Белого» — достаточно ядовитая вещь, чтобы не применять ее слишком часто. Если все же пришлось, это, как правило, значит, что действия «Ласточки» не хватает, а в организм уже вбухано некоторое количество всякой гадости. Разумеется, только альбедо. Ну а сразу после него очень часто принимается «Белый мед», который снимет и интоксикацию, и все полезные эффекты ранее принятых препаратов. Так что скорее восстанавливаем здоровье — мед нам нужен в варианте рубедо.
Напоследок — еще один вариант распределения доминант. Он пригоден скорее для не очень опасных прогулок, но более прост в сборке на ранних стадиях. Итак, наше основное лекарственное средство — «Кошка» рубедо, ведь действие доминанты держится восемь часов. «Ласточку», срок действия которой вчетверо короче, мы приберегаем для особо опасных ситуаций и потому используем вариант нигредо — в первых главах не проблема найти ласточкино зелье, источник черного ребиса. А «Филин» будет несложно сделать альбедо — ведь ребиса, который в белом варианте найти нелегко, он не содержит.
Остальные средства относятся скорее к ситуационным — их лучше готовить с доминантой альбедо, чтобы не мешали использованию основных.
На заметку: если вы хотите выпить очень много эликсиров, помогает такая хитрость. Выпейте те, что обладают наибольшим сроком действия, помедитируйте час, а затем принимайте более «летучие» жидкости.
Ну и как этот корень засунуть в такую маленькую бутылочку?
— А вам скажу, предложение выгодно и вам, и Доррегараю, ежели вы с ним столкуетесь. Нам, учтите, драконий труп до фени, токмо хвост возьмем. Остальное ваше будет, бери, выбирай! Не пожалеем для вас ни зубов, ни мозга, ничего, что вам потребно для колдовства.
— Конечно, — добавил, хихикая, Зигрин, — падаль будет ваша, чародейская. Никто не отберет. Разве что другие трупоеды.
А. Сапковский, «Предел возможного»
Для того чтобы создать эликсир, надо подобрать основу соответствующего качества и в любом порядке добавить в нее нужные компоненты. Доверять автоматической сборке не стоит — она выбирает первый попавшийся компонент, содержащий нужный элемент (перебирая вещмешок сверху вниз и слева направо), и шансы получить «цветное» зелье невысоки. Разумеется, для свободы творчества нужно иметь при себе все необходимые части, и именно они будут занимать большую часть багажа. Упорядочивайте этот склад — сложите рядом все имеющиеся варианты каждого из основных компонентов — иначе очень быстро потеряете к алхимии всякий интерес.
Домашнее задание: предположим, что полынная водка продается в стандартных бутылках по 0,5 литра. Для приготовления «Пурги» нигредо Геральту надо смешать в ней две челюсти цеметавра и две склянки крови гуля. Сколько водки придется отхлебнуть Геральту, чтобы все это уместилось в бутылке? Сколько времени придется медитировать, чтобы быть бодрым и работоспособным после изготовления четырех партий зелья? Рассчитайте нужное количество соленых огурцов.
Отдельная проблема — основы. Крепчайший алкоголь, нужный для пятикомпонентных эликсиров, встречается нечасто, зато существует в пяти разновидностях. Добавим четыре четырехкомпонентных основы (свободно продаются королевским подданным от 18 лет, так что на витринах не залеживаются), да еще шесть обычных трехкомпонентных. Бутылочка одного, пара другого, немного третьего — и место в рюкзаке заканчивается с катастрофической скоростью.
При этом трехкомпонентных эликсиров нам надо не так много. Лучший выход — всю не пошедшую сразу в дело выпивку переводить в «Белую чайку». Особенно это будет актуально перед пятой главой, в которой спиртное купить удастся не сразу. Тридцать бутылочек «Чайки» займут три ячейки, а сравнимое количество разнородного спиртного потребует едва ли не целого ряда. Кроме того, это позволит куда-нибудь деть тонны пыльцы смерти и клыков баргестов из первой главы.
На заметку: ничто не мешает изготовить «Белую чайку» с одной из доминант. Но на качестве получаемого на ее основе продукта это никак не скажется.
Синий цветок, красные шипы. или все-таки наоборот?
«Старый способ, — подумал он. — Можжевельник либо мята просто добавки, значения не имеют, введены лишь для того, чтобы замаскировать настоящий состав». И, однако, он распознал паперник, может, корнежом. Да, наверняка корнежом, корнежом нейтрализует токсины, очищает кровь, испорченную гангреной либо заражением.
А. Сапковский, «Нечто большее»
Ингредиенты | ||||
Чистый | Рубедо | Альбедо | Нигредо | |
Ребис | с крыльев | |||
Купорос | игольчатого мирта эхинопса | |||
Гидраген | Альбара | двустрела | ||
Эфир | кокатрикса | чемерицы жемчуг | ||
Квебрит | лимфа | петрушка | альгуля | |
Киноварь |
Сложнее обстоит дело с эфиром рубедо. Лепестки чемерицы можно без проблем нарвать в предместьях, да и в следующих двух главах проблем с ними не будет. А вот в Темноводье это растение в Красную книгу занести не успели, и хищническое разграбление природы — очевидно, предыдущими поколениями ведьмаков — привело к полному его уничтожению. Так что или прихватите с собой запасы, или готовьтесь собирать клыки альпов. Они, конечно, не то что бы стадами ходят, но по склепам некоторое количество найти можно.
На заметку: удобнее всего добывать клыки альпов в третьей главе. Если вернуться к эльфийским руинам в канализации, куда вы попадаете из подземелья банка в Вызиме, вы обнаружите там портал — через него можно быстро попадать на место с болот или из лабораторий Трисс и Калькштейна. А на месте вас каждый раз будет ждать альп — не только зубки, но и совсем не лишние 500 XP.
Для «Кошки» рубедо потребуются ребис (его мы уже рассмотрели) и квебрит. В начале игры это плоды балиссы (в Предместьях) и собачья петрушка (на болотах). В третьей главе когти кикимор будут так и тянуться к вам со всех сторон, а кости грайвера вы легко найдете в любом месте несанкционированных митингов нечисти. В общем, с этим компонентом проблем нет всю игру.
«Филин» нигредо потребует купороса и эфира. С ними сложностей не возникает — утопцы с гинациевой кислотой исправно встречаются всю игру в куда больших, чем хотелось бы, количествах, да и гули так и стремятся пролить побольше крови (хотя, конечно, не рассчитывают, что своей). Язык плавуна — источник эфира нигредо, а в третьей и четвертой главах вы соберете лепестки гинации — если, конечно, совесть позволит вам топтать и обдирать городские клумбы.
Продолжая тему усиления магии, посмотрим на «Лес Марибора»: нужны ребис, эфир и квебрит альбедо. Самым редким оказывается первый ингредиент; он доступен только в виде мембраны с крыльев — неважно, фледдеров, виверн или еще каких летающих неприятностей. В любом случае, добывать этот компонент поначалу будет непросто — и соперники относительно серьезные, и встречаются поначалу не так часто (где именно, думаю, объяснять не надо). Позднее искать их не приходится — в четвертой главе они будут сами находить вас чаще, чем нужно для научных исследований. Эфир альбедо набрать легко — ягоды берберка встречаются и в Предместьях, и в Вызиме, и в Темноводье, да и утопцы-камикадзе бросаются со всех сторон. С квебритом ситуация чуть сложнее: вербена растет у лечебницы св. Лебеды, жимолость выбирает кладбища — в прудике на вызимском или на болотах в пятой главе. Наконец, пузыри водяных будет несложно в нужных количествах найти в Темноводье.
Сразу поговорим и про «Зелье Петри». Помимо уже рассмотренных ребиса и квебрита понадобятся гидраген и киноварь. Последнюю вы найдете на болотах — каким-то образом в нее пиявки превращают выпитую у вас кровушку; не забудьте сделать запасы к 4-й главе. Аконит можно найти в основном у друидов, но, к счастью, необходимости тратить на него деньги нет. Гидраген нужного качества отыскать совсем просто — эктоплазма остается после всех призрачных существ, и исчерпать запасы, собранные еще в боях с баргестами, мне так и не удалось — приходилось только иногда их пополнять. Кроме того, во многих домах в Вызиме растет волчье алоэ — к чему бы, интересно? Растение-то совсем невзрачное.
Так получилось, что все компоненты, необходимые для «Полнолуния», мы уже обсудили, перейдем к «Зелью Раффарда Белого»: ребис, купорос, гидраген. Так как его мы тоже варим наименее токсичным, осталось поговорить о купоросе альбедо. Это игольчатый мирт, в изобилии встречающийся всю игру, и корневище эхинопса, которых можно накопать на вызимских болотах.
«Пурга», «Волк» и «Росомаха» альбедо не потребуют ничего, о чем бы мы еще не поговорили. Если же рассмотреть альтернативный подход — «Волк» нигредо, — надо задуматься о поиске соответствующих гидрагена и киновари. И то, и другое найти не так просто. Гидраген наиболее доступен в виде омелы — статуя Мелитэле на болотах даст вам листочек за пожертвование еды. Глаза орнитозавров на дороге не валяются, но несколько штук вы точно подберете — например, выполняя миссию писца в третьей главе. С киноварью чуть проще — ядовитые железы можно получить хотя бы от виверн. Правда, встреча со стайкой в третьей главе будет не самым приятным сюрпризом, зато в четвертой и пятой ничего не стоит нарвать ягод переступня.
Главное — чтобы не вырос хвост!
Я хотел бы сказать только одно: создатели игры правы, что на прощание Кармен не дает Геральту случайно завалявшийся клочок шерсти, а Адда не вручает ковер-самолет — личный бомбовоз его королевского величества. В компьютерной игре тоже должно найтись место для действий, которые совершаются не ради награды, а потому, что считаешь это правильным. Однако в большинстве случаев возможная потеря таковой вовсе не является — стандартное «взять/не взять предложенную оплату» очень редко может как-то повлиять на благосостояние персонажа.
Здесь же упускаемое вознаграждение довольно серьезно, а в случае с оборотнем — невосполнимо. Что скажешь, ведьмак?
Теперь бы не разбить случайно.
А. Сапковский, «Нечто большее»
Масла наносятся на лезвия ведьмачьих мечей, чтобы усилить эффект при попадании по врагу. По сути, они делятся на две категории: масла для серебряного меча и стального. Конечно, никто не мешает применять их наоборот, но стальной меч куда хуже против монстров, а серебряный — против людей, и никакие средства радикально этого не изменят.
Масла первого вида увеличивают повреждение, наносимое определенному виду существ, второго — дают какой-либо дополнительный эффект, не изменяя наносимого ущерба.
Полезнее мне показались масла для нанесения на стальной меч. Саламандры нередко встречаются очень крупными группами, и вывести часть из них из боя с помощью кринфридского масла будет очень кстати. Приемы группового стиля наносят тем больше вреда, чем больше противников у ведьмака: увеличивать повреждение с помощью масел необходимости нет, и так через пару-тройку ударов почти никого вокруг не останется. А вот получить за это время урона хотелось бы поменьше. «Коричневое масло» и «Яд висельника» полезны скорее против сильных одиночек: тут нанести даже немного больший урон может оказаться важно.
Бомбы в мире «Ведьмака» — нововведение создателей игры, и реализация получилась несколько странной. Непонятно и то, почему взрываются они только под ногами Геральта, и то, почему ему не наносят никакого вреда. Ну и заодно то, почему склянки не разбиваются от ударов монстров. Ну да ладно, наша задача — пользоваться чем дают.
«Самум», оглушающий противников, может пригодиться тем, кто пренебрег развитием знака Аард. Но я бы все же рекомендовал пользоваться знаком — хотя бы потому, что его запасы не закончатся в самый неподходящий момент.
«Мечта дракона» сама по себе ничего особого не делает и нуждается во внешнем зажигании. Я в этом качестве использовал только знак Игни, хотя подозреваю, что факел поможет не хуже, а в горящей Вызиме получить нужный эффект можно едва ли не на каждом шагу. Что интересно, костер взрыва этой бомбы не вызывает — должно быть, пламя у него холодное. Этот рецепт пригодится вам при расчистке болот от рощ эхинопсов — можно выжечь за один подход.
Алхимия и финансы
Нет, рецепта философского камня в этой игре нет. Однако на вашем благосостоянии алхимия все же может сказаться самым благоприятным образом: продажа найденных компонентов станет важным источником ваших доходов. Казалось бы, большинство из них стоит от одного до трех оренов — где тут разгуляться? Но на самом деле в среднем забеге по болотам вы наверняка столкнетесь с парой десятков плавунов и утопцев, дюжиной пиявок и полусотней кустов — в общем, если не будете лениться, на сотню оренов наберете. Это вполне сравнимо с тем, что вы получите за выполненное задание, — выгоднее разве что продавать эльфийские и краснолюдские мечи.
На заметку: лучшие цены — в 4-й главе в Темноводье: там Абигайль и отшельник с радостью купят то, что им нужно, не за 10-20% от цены продажи, как в других местах, а за половину.
В разных местах торговцы предложат разные суммы за одни и те же компоненты. То, что по их расценкам стоит менее орена, они покупать не будут. Не заинтересует их и непрофильный товар — травница в Храмовом квартале возьмет растения, а вот косточки в суп найдет как-нибудь без вашей помощи. Однако на каждый товар есть базовая цена продажи, единая у всех продавцов.
Расписывать полную таблицу на все компоненты я не буду, приведу только наиболее ценные. 80 оренов стоят кристаллы Альбара — это значит, что вам удастся выручить за них от 8 до 40. По 70 идет Optima Mater, 60 — сера, пирит, пятая эссенция и фосфор. По 50 — феаинневедд, царская водка и раствор ртути, 40 — наэзанская соль, толченый жемчуг, лунная крошка и белый уксус.
Как видите, из наиболее ценных средств большая часть — минералы, встречающиеся не так уж часто, в основном в разнообразных сундучках. Исключений три. Кристаллы Альбара можно найти в трупах пиявок и яг — большую часть игры нам будут встречаться или те, или другие. Феаинневедд в изобилии встречается у лагеря эльфов в третьей главе, а белый уксус можно выделить из трупов всех четырех разновидностей падальщиков.
Кроме того, можно перестать играть роль сырьевого придатка экономики Вызимы и наладить высокотехнологичное производство у отдельно взятого костра. «Зелье Раффара Белого» вполне могут использовать врачи для исцеления обычных людей, «Слезы жен» пригодятся запойным пьяницам (и их женам) — оба этих средства можно продавать по цене от 40 оренов. Не знаю уж, в каком именно хозяйстве, но пригождаются мирным жителям и масла — например, масло от призраков может принести 20 оренов. Правда, цена основы, на которой оно готовится, будет выше.
Вот, пожалуй, и все аспекты алхимии в игре. Создатели подошли к вопросу куда основательнее, чем Анджей Сапковский в своих книгах, — у него о ведьмачьих средствах говорится все больше намеками.
Конечно, бросается в глаза простота: компонентов достаточно мало, и многие полностью взаимозаменяемы. Безусловно, было бы интересно, если бы для каких-нибудь пиротехнических эффектов сера давала бы больший эффект, чем пыльца тени, а та, в свою очередь, больше подходила для борьбы с призраками.
С другой стороны, это все же приключенческая ролевая игра, а не симулятор алхимической лаборатории, и нежелание создавать игрокам дополнительные трудности вполне объяснимо. Во всяком случае, получилась интересная и понятная система, украсившая игровой процесс.