Требование о репатриации экспортной выручки что это
Что такое репатриация средств. Объясняем простыми словами
Под разными законными и незаконными предлогами деньги граждан могут выводиться за границу, после чего назад эти средства по каким-то причинам не возвращаются. В связи с этим государство вводит требования, которые заставляют возвращать выведенный капитал из-за рубежа. Это требование распространяется в отношении как иностранной, так и российской валюты.
Чаще всего речь идёт о репатриации валютной выручки компаний-экспортёров. Эти деньги, согласно закону о валютном регулировании, нужно вернуть с зарубежных счетов в сроки, закреплённые внешнеторговыми контрактами или договорами займа с нерезидентом.
Пример употребления на «Секрете»
«…теперь если российские экспортёры будут получать страховую выплату в рублях или иностранной валюте, то это будет считаться исполнением их обязанности по репатриации валютной выручки».
Наказание
Можно выделить три основных сценария наступления ответственности:
Если сумма неполученных денег превышает 100 млн рублей, то применяется штраф в размере от 75% до 100% этой суммы. Кроме того, такое нарушение грозит дисквалификацией должностных лиц до трёх лет.
Если сумма меньше 100 млн рублей, то ответственность существенно снижается и размер штрафа зависит от того, в какой валюте выражено обязательство и осуществляются платежи:
Но самый большой риск при несоблюдении требования о репатриации — уголовная ответственность, в том числе по статье УК о валютных операциях по подложным документам. К ней привлекают, когда размер невозвращённых денег оказывается больше 9 млн рублей. По этой статье расследуется, например, уголовное дело против основателя автодилера «Рольф» Сергея Петрова.
Практика
Российский Минфин последовательно выступает за ослабление валютного контроля, объясняя это в первую очередь необходимостью облегчить жизнь подсанкционному бизнесу. Юрлица, которые попали под ограничительные меры, лишились возможности добросовестно исполнять требования валютного законодательства.
Основным антагонистом Минфина в этом вопросе выступал Центробанк, по убеждению которого требование об обязательной репатриации валютной выручки необходимо для борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма. Однако в конечном итоге регулятор поддержал курс на либерализацию валютного контроля.
Что изменилось на практике за последние годы:
До марта 2018 года контроль за соблюдением требования репатриации осуществлялся при помощи паспорта сделки. Это требование больше не актуально: вместо паспорта сделки нужно ставить внешнеэкономический контракт на специальный учёт.
Требования о репатриации валютной выручки распространились на договоры займа, заключаемые между резидентами и нерезидентами. Валютных резидентов фактически освободили от обязанности получать на свои счета в российских банках денежные средства от нерезидентов по внешнеторговым контрактам, в рамках которых резиденты выступали поставщиками товаров, работ, услуг, информации или результатов интеллектуальной деятельности.
Тех, кто даёт в долг, обязали указывать в договоре срок возврата займа. Если его не указать, банк не примет договор на обслуживание и не проведёт операцию. Если же деньги не возвращают вовремя, банк должен будет сообщить об этом в ЦБ, поэтому резидент рискует нарваться на штраф.
Отменилась репатриация рублёвой выручки по несырьевому экспорту и начали поэтапно отменять репатриацию рублёвой выручки по некоторым сырьевым товарам. С 2020 года валютные резиденты РФ могут оставлять за границей 10% цены договора; с 2021-го — 30%; с 2022-го — 50%; с 2023-го — 70%; с 2024-го — 100%.
До этого экспортёры были обязаны полностью зачислять как рублёвую, так и валютную выручку на свои счета в российских банках. Теперь же тем, кто заключает сделки с заграничными партнёрами, больше не нужно переводить вырученные от сделок с зарубежными покупателями деньги на счета в российских банках — её можно зачислять в зарубежный банк.
Например, компания, которая продаёт одежду за рубеж, раньше была обязана переводить всю свою выручку в российский банк. Если она опаздывала в зачислении на один день, ей приходил штраф в размере от 5 до 30%. Сейчас компания может сама выбрать, где хранить деньги без риска быть наказанной.
Снижены штрафы за невыполнение требования о репатриации по экспортным и импортным контрактам.
Введён льготный период в 45 дней: у компании есть полтора месяца, чтобы добиться от контрагентов перевода денег, прежде чем ей выпишут штраф. Раньше штрафовали, если выручка пришла в банк с опозданием хотя бы на один день.
Смягчилась ответственность за несвоевременное представление подтверждающих документов, справок о подтверждающих документах и информации по валютным операциям — ответственность наступит только при просрочке более 90 дней.
Для современной России может прозвучать дико, но до середины 2000-х годов в законодательстве РФ была норма, предусматривавшая обязательную продажу валютной выручки.
Суть этого обязательства заключалась в том, что резидент, получивший причитающиеся ему деньги по контракту от контрагента-нерезидента, был обязан часть этих средств, выраженных в иностранной валюте, продать, то есть купить рубли. Часть выручки, подлежащая непременной реализации, выражается в процентах, определяемых Центробанком.
С марта 2006 года эти проценты равняются нулю, то есть резидент, получивший валютную выручку, не обязан продавать её часть, а может перевести полную сумму на свой валютный счёт. До этого резиденты РФ должны были продавать 25% (а чуть позже — 10%) от дохода в иностранной валюте. Несмотря на давно реализованное послабление, фраза об «обязательной продаже» исчезла из федерального закона только в апреле 2018 года.
Критика
Министр финансов Антон Силуанов называл суммы штрафов за нарушение требований валютного законодательства «сумасшествием».
В министерстве настаивают на том, что требование о репатриации иностранной валюты «не обеспечивает достижения макроэкономических целей снижения оттока капитала из России и стабильности валютного курса». Например, у строительных и инжиниринговых компаний могут возникать сложности с репатриацией из-за длительного процесса конвертации средств в местной валюте государства, где реализуется проект, в рубли или доллары.
Начиная с 2014 года многие из компаний сталкиваются с проблемами, связанными с непоставками из-за рубежа предоплаченных товаров или с неполучением от нерезидентов денежных средств за поставленные товары или оказанные услуги.
На практике это приводит к многочисленным спорам с органами валютного контроля, которые обвиняют резидентов в нерепатриации валютной выручки. Штрафы за это правонарушение могут быть сопоставимы с размером недополученных от иностранного контрагента денежных средств.
При этом компании-резиденты всякий раз вынуждены доказывать, что незачисление денежных средств на их счета в российских банках произошло из-за объективно непреодолимых либо непредвиденных препятствий, находящихся вне их контроля.
Из-за этого российским компаниям приходится собирать доказательства для подтверждения своей невиновности — например, инициировать судебные разбирательства со своими иностранными контрагентами или получать в торгово-промышленных палатах сертификаты о форс-мажорных обстоятельствах.
В развитых странах ОЭСР валютные ограничения (репатриация и ограниченный режим использования зарубежных счетов) не применяются.
Статья позволяет уяснить понятие репатриации валюты. Предлагается новая концепция должной осмотрительности в валютных правоотношениях
Репатриация валюты. Правовой очерк.
Репатриация валюты. Понятие и сущность.
Термин «репатриация» происходит от латинского слова «repatriate» в переводе с латинского означающее – возвращение на Родину. В свою очередь слово «patria» переводится с латинского как Родина. Приставка «re» дает смысловую нагрузку возврата чего-либо/кого-либо. В законодательном лексическом значении репатриация традиционно означала возвращение военнопленных на родину. Так, Женевской конвенции от 12 августа 1949 г. об обращении с военнопленными в ст. 109 указывается об обязанности конфликтующих сторон организовывать госпитализацию на родину тяжело больных и тяжело раненных военнопленных, вне зависимости от их звания, количества. В этом заключается суть репатриации военнопленных.
Федеральный закон от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле») не раскрывает понятие репатриации, однако перечисляет действий с иностранной валютой или валютой РФ, который обязан совершить резидент при осуществлении внешнеторговой деятельности, раскрывая тем самым суть рассматриваемого термина. Общей особенностью таких действий является возвращение валюты на территорию Российской Федерации (далее – РФ) в случаях, предусмотренных законом. Резюмируя, под репатриацией понимается деятельность обязанных на то лиц-резидентов РФ по обеспечению возврата денежных средств, выражающихся в иностранной валюте или валюте Российской Федерации, в случаях, установленных валютным законодательством. Данное авторское определение не претендует на бесспорность, однако, как мы полагаем, оно отражает сущность репатриации – возвращение валюты на Родину в установленных законом случаях.
Согласно ч.1 ст. 19 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» резиденты обязаны обеспечить: 1) получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках валюты, причитающихся по условиям договоров за переданные нерезидентам (от резидента) товары, выполненные работы, оказанных нерезидентам услуг, переданным им информации и результаты интеллектуальной деятельности; 2) возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам (то есть кому-то, нерезиденту) за неввезенные, неполученные на территории РФ товары, невыполнение работ, неоказание услуг; 3) получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, согласно договору займа. Таким образом, указанные операции возможно разделить на две группы: А) получение валюты резидентом в рамках исполнения обязательств по договору; Б) получение валюты в результате деликта (нарушения условий обязательств нерезидентом, например, непредоставление услуги резиденту и проч.). Вторая группа операций подводит нас к ряду интересных размышлений.
Концепция должной осмотрительности в валютных правоотношениях.
В настоящее время теория финансового права практически не рассматривала концепцию должной осмотрительности в валютных правоотношениях. По нашему мнению, такое положение дел приводят к ряду теоретических и практических проблем. Так, судебная практика полна примеров привлечения юридических лиц-резидентов (по валютным правоотношениям) к ответственности за нарушение обязательств контрагентов-нерезидентов (См., например, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2021 г. № 09АП-20924/2021 по делу №А40-265148/2020, Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2021 г. №13АП-7352/2021 по делу №А56-101133//2020, обращаем внимание на штрафы). Анализируя гражданское и налоговое законодательство, попробуем вывести новую концепцию должной осмотрительности в валютных правоотношениях.
Согласно п.5 ст. 10 ГК РФ добросовестность и разумность контрагентов предполагается. Это означает, что по общему правилу такое поведение не требует доказательств. Вместе с тем, обращаясь к п.1 Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Лицо, намеревающееся заключить договор, должно исходить из объективной возможности реализации сделки, с учетом реальной цели ее заключения (исключая фиктивность сделки, прикрывающая реальные правоотношения, основанные на нарушении законодательства). Сделка – это объективное выражение воли лица установить, изменить прекратить гражданские права и обязанности. В этом заключается правовой смысл сделки. Например, целью заключения договора купли-продажи иностранного товара может являться дальнейшая перепродажа такого товара с целью извлечения прибыли на территории Российской Федерации. Законная цель порождает экономически оправданные правоотношения, которые исключают фиктивность сделки.
Концепция должной осмотрительности и понятие должной осмотрительности на рубежах российского законодательства активно развивалась с опубликованием Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» (файл прикреплен в конце статьи), где в п.10 указано, что налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом. При этом, понятие должной осмотрительности и исчерпывающий перечень мероприятий такой осмотрительности, Пленум не содержит. Вместе тем анализ пункта 5 приведенного Пленума приводит нас к выводу, что подтверждение должной осмотрительности происходит путем анализа реальной деятельности не только самого налогоплательщика, но и контрагента по договору.
В развитие концепции должной осмотрительности в налоговых правоотношениях была разработана ст. 54.1 НК РФ, где в ч.2 указывается на анализ правоотношений с контрагентом-налогоплательщиком. Не вдаваясь в подробности смысла указанной статьи, укажем лишь на необходимость анализа деятельности своего контрагента с целью исключения возможных потенциальных налоговых рисков. Должная осмотрительность в рамках налоговых правоотношений должна проявляться, в том числе, на стадии выбора контрагента, то есть до заключения сделки. Проверка реальной деятельности контрагента сегодня – это базовое правило, которое выполняет большинством крупных компаний. Сопоставление приведенных положений, привело авторов настоящей статьи к выделению собственной концепции должной осмотрительности в рамках валютных правоотношений.
Ранее нами указывалось, что резиденты обязаны обеспечить возврат денежных средств на свои счета в уполномоченные банка в установленных законом случае. Ответственность резидента за невозврат таких денежных средств установлена в ч.4 ст. 15.25 КоАП РФ. Юридический смысл репатриции имеет двойной характер. С одной стороны, резидент обязан получить товары от нерезидента за перечисленную сумму или обеспечить возврат суммы за непоставленный товар, услуги и тд. С другой стороны, резидент обязан обеспечить оплату своего экспортируемого товара. Резидент РФ несет публично-правовую ответственность в РФ за ненадлежащее исполнение обязательств нерезидентом по договору.
Остановимся на законодательной формулировку ч.1 ст. 19 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»: «резидент обязан обеспечить». Доказательство в суде надлежащего исполнения обязанности по обеспечению возврата валюты на счет резидента является не чем иным как доказательство, в том числе, должной осмотрительности резидента РФ. Если резидент докажет надлежащее выполнение обязанности по обеспечению возврата валюты, которая выражается в комплексе мероприятий по всевозможному возврату такой валюты (например, претензионная работа, судебное разбирательство в иностранном государстве и т.д.) суд сможет признать акт органа валютного контроля не соответствующим закону.
Анализ судебной практики подтверждает вышеуказанный тезис. Например, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2019 N 09АП-24452/2019 по делу N А40-3566/19 об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ за невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты. Судья пришел к выводу, что привлечение Общества к ответственности за нерепатриацию валюты соответствует закону, поскольку не были представлены документальные подтверждения принятия обществом всех необходимых, разумных и достаточных мер для обеспечения репатриации валютной выручки по заключенному с нерезидентом договору поставки в целях соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.
В другом случае суд фактически вывел концепцию должной осмотрительности в валютных правоотношения со ссылкой на Конституционный суд РФ. Обратимся к Постановлению Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2021 N 09АП-21001/2021 по делу N А40-263571/2020 с аналогичным требованием. Приведем цитату из судебного акта: резидент в целях исполнения публично-правовой обязанности по репатриации валютной выручки должен как на стадии заключения контракта, так и на стадии его исполнения с учетом установленных контрактом сроков оплаты выполняемых услуг предпринять все необходимые, разумные и достаточные меры для обеспечения репатриации валютной выручки на каждой стадии (подготовки, заключения, исполнения) договора и взыскания задолженности.
Таким образом, достаточность и своевременность мер, которые Общество предприняло для предотвращения нарушения, подлежат установлению на каждой стадии договора, до предусмотренного срока оплаты (до совершения правонарушения). При этом, суд указал на определение Конституционного Суда Российской Федерации от 02.04.2009 N 486-О-О, где положения п. 1 ч. 1 ст. 19 Закона о валютном регулировании во взаимосвязи с другими нормами законодательства об административных правонарушениях предполагают наличие вины юридического лица для привлечения его к административной ответственности за нарушение правил валютного регулирования, выразившейся в непринятии необходимых, разумных и достаточных мер для обеспечения репатриации валютной выручки на каждой стадии (подготовки, заключения, исполнения) договора и взыскания задолженности. По нашему мнению, еще в 2009 г. Конституционный суд указал правоприменителям на существование концепции должной осмотрительности в валютных правоотношениях, которая выражает в предпринятые комплекса мер по обеспечению резидентом исполнения внешнеторгового договора.
Проведенный анализ позволяет прийти к выводу, что концепция должной осмотрительности в валютных правоотношениях выражается в комплексе мероприятий, направленных на обеспечение резидентом: 1)получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках валюты, причитающихся по условиям договоров за переданные нерезидентам (от резидента) товары, выполненные работы, оказанных нерезидентам услуг, переданным им информации и результаты интеллектуальной деятельности; 2) возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам (то есть кому-то, нерезиденту) за неввезенные, неполученные на территории РФ товары, невыполнение работ, неоказание услуг; 3) получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, согласно договору займа. Такой комплекс мероприятий возможно разделить на формы: а) предварительный комплекс; б) текущий комплекс; в) последующий (судебный) комплекс. Предварительный комплекс мероприятий направлен на анализ реальной деятельности компании. Возможно провести анализ интернет-сайта, запрос из соответствующих органов всевозможной информации о деятельности юридического лица (с переводом на русский язык) и т.д. Текущий комплекс мероприятий направлен на продление сроков исполнения обязательств по внешнеторговым сделкам. Срок обязанности по репатриации валюты ограничен сроком действия договора. Когда срок договора закончен, лицо может быть подвергнуто к административной ответственности. В связи с чем резиденты отправляют в уполномоченные банки дополнительные соглашения (подписанные с двух сторон) о продлении сроков внешнеторгового договора. Последующий комплекс мероприятий выражается в сумме предыдущих мероприятий, плюс доказательство в суде наличия всех мер, предпринятых резидентом для возврата валюты на свой счет в уполномоченном банке. Таким образом характерная особенность должной осмотрительности в валютных правоотношениях заключается в том, что такой институт имеет многогранную объективную реализацию. Она должна выражаться как на стадии заключения договора, как на стадии исполнения, так и на стадии судебной защиты своих прав.
Справедливости ради приведем примеры из судебной практики, когда резидент проявил должную осмотрительность (См., например, Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2013 N 17АП-5353/2013-АК по делу N А60-5670/2013 или Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2014 по делу N А08-2096/2014).
Отметим, что большинство «отказных» судебных актов содержит похожую формулировку «общество не предприняло всех достаточных мер для обеспечения возврата валюты…». Таких актов абсолютное большинство, что говорит о действительно не только теоретической проблеме, но и практической.
Выводы.
Таким образом нами была выработана совершенно новая концепция должной осмотрительности в валютных правоотношениях. К сожалению, в учебниках по валютным правоотношениях, не затрагивается в должной мере проблема проявления должной осмотрительности в валютных правоотношениях. Вместе с тем существуют отдельные работы, которые затрагивают данную тематику. Мы выражаем надежду на то, что тезисы, указанные в данной статье, дадут будущим исследователям новую пищу для размышлений. Мы же постарались закрепить проблему разработки концепции должной осмотрительности в валютных правоотношениях.
P.S.
В начале статьи приведена картинка национальной валюты Швейцарии и Лихтенштейна, а также в итальянском эксклаве Кампионе-д’Италия и в немецком эксклаве Бюзинген-ам-Хохрайн. Банкноту выпускает национальный Банк Швейцарии (Schweizerische Nationalbank). В 2017 г. Международное сообщество банкнот (International Bank Note Society – IBNS) признало 10 франков самой красивой банкнотой в мире. По состоянию на дату опубликования настоящей статьи курс рубля к франку составляет: 80,44 руб. за 1 швейцарский франк.
Для экспортеров несырьевой продукции отменена обязательная репатриация валютной выручки
HASLOO/ Depositphotos.com |
Для несырьевого неэнергетического экспорта отменяется требование о репатриации резидентами на свои счета в уполномоченных банках иностранной валюты, причитающейся по договорам (контрактам) между резидентами и нерезидентами за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности (РИД), в т. ч. исключительные права на них.
Одновременно предусматривается возможность зачислять экспортную валютную выручку на счета экспортеров, открытые в банках за рубежом.
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
Банк России вправе по согласованию с Минфином России и Минэкономразвития России определять порядок предоставления резидентами, являющимися стороной такого внешнеторгового договора (контракта), информации о получении ими причитающихся денежных средств либо об ином исполнении или прекращении обязательств, а также об активах и обязательствах, номинированных и (или) подлежащих оплате такими резидентами в иностранной валюте в пользу нерезидента. Центробанк сформирует перечень таких резидентов.
Поправки вступают в силу с 1 июля 2021 года. При этом они применяются также в отношении внешнеторговых договоров (контрактов), предусматривающих передачу резидентами нерезидентам товаров, выполнение для них работ, оказание им услуг, передачу им информации и РИД, в том числе исключительных прав на них, условиями которых предусмотрена оплата в иностранной валюте, заключенных между резидентами и нерезидентами до 01.07.2021, но по которым обязательства по оплате в иностранной валюте не были исполнены.
Репатриация денежных средств из-за рубежа. Суть проблемы и рекомендации для участников ВЭД
Одной из проблем, с которой зачастую сталкиваются российские участники ВЭД при закупке товаров из-за рубежа на условиях предоплаты, а также в ряде других случаев, – это репатриация денежных средств из-за рубежа, а также ответственность перед государством за ее неосуществление.
Настоящая статья посвящена основным вопросам, которые участникам ВЭД следует знать, сталкиваясь со сложностями, связанными с репатриацией денежных средств в России.
Что такое репатриация?
Понятие репатриации валютной выручки определено Законом «О валютном регулировании и валютном контроле» и фактически означает возврат денежных средств в Россию.
Экспортеры обязаны получить выручку по договорам ВЭД (как за поставленный товар, так и за оказанные услуги).
Импортерам должны поставить товар / оказать услуги на сумму оплаченных денежных средств, а если товар не поставлен / услуги не оказаны, деньги следует вернуть в РФ.
Чем грозит нарушение данного требования участникам ВЭД?
Участники ВЭД, впервые нарушившие требования о репатриации, бывают шокированы размером санкций со стороны органов валютного контроля. Если говорить об импорте, то в случае нарушения, импортер не только теряет денежные средства, уплаченные за товар, но и обязан заплатить крупный штраф!
До июля 2020 г. штраф за нарушение репатриации составлял от 75% до 100% от суммы денежных средств, уплаченных поставщику. Даже Минфин называл эти меры «драконовскими».
Теперь размеры штрафов снижены до 3-10% по внешнеторговым договорам в рублях, 5-30% в иностранной валюте, но это всё равно немало. Зачастую задержки в поставках или невозможность вернуть денежные средства происходят по вине иностранного контрагента, а российская сторона повлиять на это не может.
Пример. Если импортер перевел в качестве аванса своему иностранному поставщику 100 тысяч евро, а тот в свою очередь не исполнил свою обязанность по поставке товара и не вернул деньги, импортеру может грозить штраф до 30 тысяч евро!
Как обезопасить себя от ответственности?
Важно знать, что контролирующие органы и суды принимают во внимание меры, которые предпринимает российская сторона контракта (резидент) для исполнения своей обязанности по репатриации.
При заключении контракта, особенно на крупные суммы, можно предусмотреть следующие меры защиты:
Что делать, если произошел форс-мажор, и Ваш иностранный партнер не поставил товар и не вернул деньги?
Чтобы избежать штрафа, необходимо представить суду (или госоргану, рассматривающему дело) доказательства своей невиновности. Среди них подтверждение того, что участник ВЭД сделал всё от него зависящее, чтобы соблюсти установленные законом обязанности.
Важно! Главное в ситуации с репатриацией – начать масштабную работу по принуждению контрагента к исполнению своих обязательств.
При этом учитывать следующее:
Во-первых, не стоит дожидаться фактического возбуждения дела об административном правонарушении по репатриации денежных средств.
Необходимо заранее подготовить доказательства принятия мер к проверке поставщика до заключения контракта.
В ходе исполнения контракта контрагенту следует направлять уведомления о приближающихся сроках исполнения обязательств по оплате или поставке товара.
Вся переписка должна сохраниться!
Если партнер не выходит на связь и не подписывает дополнительные соглашения, можно направить официальный запрос в Торгово-промышленную палату страны поставщика с просьбой об оказании содействия в поиске организации и урегулировании ситуации.
После направления запроса необходимо сохранить подтверждение отправки.
Во-вторых, участникам ВЭД желательно иметь сотрудника, который ведет учет документов валютного контроля и четко знает сроки репатриации, указанные в банке.
Недостаточное внимание к документообороту с банком – частая ошибка импортеров и экспортеров.
Банк – это агент валютного контроля. Банки отправляют информацию о нарушениях АВТОМАТИЧЕСКИ в ФТС и ФНС.
Некоторые участники ВЭД полагают, что банк заранее предупредит о приближающемся нарушении. Да, в некоторых банках есть подобная услуга, в основном достаточно дорогостоящая, и не везде есть такая «забота» о клиентах.
Поэтому ДО ИСТЕЧЕНИЯ срока исполнения контрагентом своих обязательств необходимо подать в банк корректирующие сведения и дополнительное соглашение о продлении срока поставки и срока возврата денежных средств. Если, к примеру, срок возврата аванса истекает 31.03.2021 г., дата дополнительного соглашения должна быть не позднее этой даты. Ожидаемые сроки изначально указываются участниками ВЭД при проведении авансового платежа.
В Инструкции ЦБ предусмотрены жесткие временные рамки по предоставлению документов в банк!
Следует отметить, что иногда длительный срок поставки (свыше 180 дней) может привлечь внимание Росфинмониторинга. Но всё же это бывает редко, в основном касается недобросовестных участников ВЭД, которые «годами» продлевают сроки в банке.
В-третьих, при нарушении срока поставки необходимо незамедлительно направить официальную претензию поставщику.
Наконец, при игнорировании требований, указанных в претензии, инициировать судебное разбирательство с поставщиком.
При введении ограничительных мер (в частности из-за COVID-19) можно также обратиться за сертификатом о форс-мажоре в Торгово-промышленную палату иностранного государства.
Совокупность мер, предпринятых резидентом, может стать решающим аргументом для контролирующих органов при принятии решения об освобождении бизнеса от ответственности за неисполнение обязательств по репатриации валюты.
Судебная практика в спорах о штрафах по репатриации, как правило, исходит из того, принял ли участник ВЭД «все зависящие от него меры» по своевременному получению средств.
В каждом конкретном случае решение будут принимать с учетом ВСЕХ обстоятельств.
Валютное законодательство в России очень запутанное, имеет много нюансов и «подводных камней». Штрафы за данные нарушения значительным образом пополняют бюджет, поэтому доказать свою невиновность без грамотных юристов и экспертов по валютному контролю достаточно сложно.
При неисполнении иностранным партнером своих обязательств по контракту, в случаях нарушения валютного законодательства и необходимостью консультаций по любым вопросам валютного контроля Вы всегда можете обратиться к компетентным юристам и экспертам за помощью по защите своих прав и законных интересов.
Более подробно о секретах внешнеэкономической деятельности, вы узнаете в наших соцсетях Instagram, Facebook и ВКонтакте, а также в еженедельно обновляемых разделах Вопрос-Ответ и Публикации на нашем сайте.
Юлия Клементьева
Эксперт по валютному контролю
Партнёр Юридической фирмы «ЮРВЕСТ»