Требование о предоставлении пояснений в налоговую в течении 5 дней что делать

Требования налоговиков о пояснениях: штрафы, сроки, пример

Требование о предоставлении пояснений в налоговую в течении 5 дней что делать. Смотреть фото Требование о предоставлении пояснений в налоговую в течении 5 дней что делать. Смотреть картинку Требование о предоставлении пояснений в налоговую в течении 5 дней что делать. Картинка про Требование о предоставлении пояснений в налоговую в течении 5 дней что делать. Фото Требование о предоставлении пояснений в налоговую в течении 5 дней что делать

Как известно, если в процессе «камералки» в налоговой декларации будут выявлены различного рода ошибки, противоречия и несоответствия сведениям, имевшимся у налогового органа, он сообщает об этом налогоплательщику и требует от него представить (в течение пяти дней) необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок (п. 3 ст. 88 НК РФ). Тем самым реализуется возможность урегулирования потенциально налогового спора.

Причем эти действия налогового органа являются не только правом, но и обязательной процедурой перед составлением акта камеральной налоговой проверки. В статье пойдет речь о том, как ответить на требование ИФНС о дачи пояснений.

Полномочия налогового органа, предусмотренные ст. 88 НК РФ, носят публично-правовой характер, что не позволяет ему произвольно отказаться от необходимости истребования дополнительных сведений, объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. При осуществлении возложенной на него функции выявления налоговых правонарушений налоговый орган во всех случаях сомнений в правильности уплаты налогов (тем более обнаружения признаков налогового правонарушения) обязан воспользоваться предоставленным ему правомочием истребовать у налогоплательщика необходимую информацию (Определение КС РФ от 12.07.2006 N 267-О).

Пунктом 3 ст. 88 НК РФ предусмотрена обязанность налогового органа при обнаружении ошибки в представленных налогоплательщиком документах поставить его в известность для исправления (Определение ВАС РФ от 30.11.2007 N 15699/07).

Таким образом, п. 3 ст. 88 НК РФ установлена обязанность налогового органа направлять налогоплательщику требование о представлении пояснений.

Соответственно, ИФНС может запросить пояснения у вашей организации при проведении камеральной проверки. При выездной проверке инспекторы могут запрашивать пояснения по выявленным нарушениям, чтобы уточнить вашу позицию по ним (Письмо ФНС от 13.08.2014 N ЕД-4-2/16015). Организация так же может представить пояснения и без требования ИФНС, например при подаче уточненной декларации.

Получив электронное требование либо уведомление из налоговой инспекции, бухгалтер должен отправить в ответ подтверждение (п. 5.1 ст. 23 НК РФ). В противном случае у проверяющих появляется законное основание заблокировать банковский счет (подп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ).

Квитанцию о получении требования бухгалтер должен отправить в налоговую инспекцию в течение шести рабочих дней после даты получения соответствующего требования (п. 5.1 ст. 23 НК РФ).

Как уже было отмечено, требование по камеральной проверке налоговики вправе направить в течение трех месяцев со дня представления декларации (расчета), за исключением случаев, когда требование направлено в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля (в этом случае налоговики могут направить его и за пределами указанного срока).

При этом компания вправе не исполнять требования налоговиков, направленные за пределами трехмесячного срока камеральной проверки (подп. 11 п. 1 ст. 21, п. 2 ст. 88, п. 1 ст. 93 НК РФ). Ответственности по ст. 126 НК РФ не будет.

Однако игнорировать требование рискованно, поэтому в подобных ситуациях нужно ответить на запрос мотивированным отказом со ссылкой на п. 2 ст. 88 НК РФ, разъяснения чиновников и практику высших судов.

Обратите внимание: если до окончания камеральной проверки компанией представлена уточненная декларация (расчет), камеральная проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается и начинается новая камеральная проверка на основе уточненной декларации (расчета). Прекращение камеральной проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации (п. 9.1 ст. 88 НК РФ).

В письме от 21.11.2012 N АС-4-2/19576@ ФНС России разъяснила, что под моментом окончания камеральной проверки следует понимать истечение предусмотренного п. 2 ст. 88 НК РФ трехмесячного срока со дня представления налогоплательщиком декларации либо момент ее окончания, определяемый по дате, указанной в акте налоговой проверки, в зависимости от того, что наступило ранее.

Срок исполнения требования

Подать пояснения или внести исправления в представленную декларацию компания должна в течение пяти рабочих дней после даты получения требования (п. 3 ст. 88 НК РФ).

На представление документов компании отводится 10 рабочих дней после даты получения такого сообщения из ИФНС (п. 3 ст. 93 НК РФ).

Представляем пояснения

Если не составить пояснения либо представить не вовремя, то компанию могут оштрафовать на 5 000 руб., а при повторном нарушении в течение года — на 20 000 руб. (ст. 129.1 НК РФ).

Кроме того, непредставление пояснений (сведений) в установленном формате XML на требование налоговиков влечет административную ответственность для должностных лиц компании по п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ (постановление Сыктывкарского городского суда (Республика Коми) от 14.11.2017 N 5-3446/2017).

Отвечаем на требования налоговиков

Содержание пояснений зависит от того, есть ли в декларации ошибки и насколько они существенны (каков их характер). Поэтому, получив из ИФНС требование о представлении пояснений, проверьте, правильно ли вы заполнили проверяемую декларацию (расчет).

Вариант 1. Декларация заполнена правильно, и налог к уплате не занижен. Тогда в пояснениях укажите, что вы не допустили ошибок при заполнении декларации и оснований для ее исправления нет. Также разъясните, почему выявленные ИФНС расхождения (несоответствия и т.п.) не являются ошибкой (Письмо ФНС от 03.12.2018 N ЕД-4-15/23367@).

Например, ИФНС нередко запрашивает объяснение причин несоответствия сумм выручки в отчете о финансовых результатах и декларациях по НДС за тот же год. Это может быть обусловлено тем, что часть ваших операций по реализации товаров (работ, услуг) не облагается НДС.

Вариант 2. Ошибки в декларации есть, но они не привели к занижению налога. Часто такие ситуации вызваны сбоями в компьютерных программах или несоблюдением порядка заполнения декларации.

При таких ошибках можно указать в пояснениях причины допущенных ошибок и тот факт, что они не привели к занижению налога. Вместо пояснений вы можете подать уточненную декларацию, в которой ошибки будут исправлены (п. 1 ст. 81, п. 3 ст. 88 НК РФ, Письмо ФНС от 03.12.2018 N ЕД-4-15/23367@).

Вариант 3. Ошибки в декларации привели к занижению налога.В этом случае вы должны подать в ИФНС уточненную декларацию (п. 1 ст. 81 НК РФ, Письмо ФНС от 03.12.2018 N ЕД-4-15/23367@). Представлять пояснения в такой ситуации уже не обязательно. Однако вы можете это сделать, если хотите сообщить ИФНС причины допущенных ошибок.

Как представить пояснения

К пояснениям можно приложить выписки из учетных регистров и другие документы, подтверждающие доводы, которые вы приводите в пояснениях (п. 4 ст. 88 НК РФ).

Если истребованные при камеральной проверке декларации пояснения или уточненная декларация не представлены в ИФНС в пятидневный срок, на организацию наложат штраф 5 000 руб. За повторное нарушение в течение календарного года штраф составит 20 000 руб. (п. п. 1, 2 ст. 129.1 НК РФ).

Пример

Ответ на требование N 5/53 от 06.08.2018 о наличии высокой доли вычетов в налоговой декларации по НДС

Компания в ответ на сообщение (с требованием представления) N 5/53 от 06.08.2018 поясняет следующее. Высокий удельный вес вычетов в декларации по НДС за II квартал 2018 года обусловлен такими факторами:

1. Основным видом деятельности компании является оптовая продажа и хранение в резервуарах нефтепродуктов. Основной объем закупаемых нефтепродуктов приходится на Санкт-Петербургскую товарно-сырьевую биржу.

В силу сложной экономической ситуации торговля нефтепродуктами была заморожена в период с марта по апрель 2018 года. Торговля возобновилась лишь с мая 2018 года. Поэтому компания приобретала значительное количество нефтепродуктов для последующей продажи, что и обусловило рост вычетов НДС.

2. Цены на нефтепродукты неуклонно росли, а договоры поставки нефтепродуктов были заключены на фиксированные цены. В связи с этим компания в данный период понесла убытки. Кроме того, в связи с неопределенностью на рынке нефтепродуктов сократились объемы продаж.

Из-за снижения покупательского спроса выручка от реализации товаров во II квартале 2018 года снизилась по сравнению с предыдущим кварталом на 35%.

3. В III квартале 2018 года компания планирует увеличить объем продажи продукции путем заключения договора с новыми АЗС. Это должно привести к уменьшению доли вычетов НДС и увеличению облагаемой НДС выручки.

ВНИМАНИЕ!

15 декабря на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.

Повышайте свою ценность как специалиста прямо на «Клерке». Подробнее

Источник

Что делать, если налоговая требует документы и пояснения

Требование о предоставлении пояснений в налоговую в течении 5 дней что делать. Смотреть фото Требование о предоставлении пояснений в налоговую в течении 5 дней что делать. Смотреть картинку Требование о предоставлении пояснений в налоговую в течении 5 дней что делать. Картинка про Требование о предоставлении пояснений в налоговую в течении 5 дней что делать. Фото Требование о предоставлении пояснений в налоговую в течении 5 дней что делать

эксперт Контур.Школы, профессор, государственный советник налоговой службы III ранга

Разберем, какие требования налоговых органов исполнять обязательно, а какие нет. Простые, но полезные рекомендации налогоплательщикам

Налоговые органы обладают большим объемом информационных ресурсов, которые поступают из внешних источников и от самих налогоплательщиков.

Сведения аккумулируются в информационных системах и автоматически обрабатываются, что позволяет:

Распространяется практика, когда налоговые органы проводят налоговый контроль удаленно:

Факт: количество требований в адрес налогоплательщиков будет расти:

В каких случаях налоговая инспекция может направить требование

Все права налоговых органов по направлению требований по представлению документов и пояснений регламентирует Налоговый кодекс.

Права налоговых органов по истребованию пояснений, информации и документов в полной мере относятся не только к налогам, но и к страховым взносам.

Случаи, когда налоговая направляет требования представить пояснения, информацию и документы, регламентируют ст. 88, 93 и 93.1 НК РФ.

Ситуация 1. При камеральной проверке налоговая выявила противоречия и предполагает, что налогоплательщик занизил налог

Это один из самых распространенных случаев.

Важно: налоговая может потребовать только дать пояснения либо представить уточненную декларацию, а не документы.

Ситуация 2. Налоговая проводит камеральную проверку налоговой декларации и ей нужны от налогоплательщика дополнительные документы

Есть и другие случаи, при которых по ст. 88 НК РФ налоговая вправе потребовать документы, но они не касаются большинства налогоплательщиков, например:

3 способа вручения требования (п.1 ст. 93 и п. 4 ст. 31 НК РФ)

Важно правильно определить дату получения требования, чтобы рассчитать крайний срок представления документов.

Правила направления требования одинаковы для выездной и камеральной проверки.

Обратите внимание, что указано в требовании

В требовании о представлении документов налогоплательщика в связи камеральной проверкой его декларации по налогам должна быть ссылка только на ст. 93 НК РФ — указывается всегда, так как в ней установлены общие правила по истребованию документов. Если помимо нее есть ссылка на ст. 93.1 НК РФ, то требование направлено по другой причине — налоговая получает информацию в отношении контрагента налогоплательщика или по конкретной сделке.

Если в требовании указана только ст. 93 и из требования видно, что запрашиваются документы в связи с проверкой декларации самого налогоплательщика, а не его контрагентов, то права налогового органа ограничены:

Уведомьте об этом налоговый орган, который требует представить документы:

Ситуация 3. Налоговая проверяет другого налогоплательщика, а у вас запрашивает документы, т.к. вы его контрагент или обладаете информацией, связанной с проверяемым налогоплательщиком

Форма требования предполагает, что налоговый орган должен указать, по какой конкретно проверке (дополнительному мероприятию налогового контроля) запрашиваются документы или информация. Заполнять эту строку требования налоговики не обязаны.

По мнению Верховного Суда РФ (Определение от 19.09.2018 № 307-КГ18-14038 по делу № А42-7751/2017), отсутствие в требовании указания на проведение конкретного мероприятия налогового контроля носит формальный характер и не свидетельствует о недействительности требования инспекции. Об этом напомнил и Минфин России в Письме от 09.02.2021 № 03-02-11/8341.

Ситуация 4: налоговая запрашивает документы и информацию без какой-либо проверки

Этот случай предусмотрен п. 2 ст. 93.1 НК РФ. Формулировка в этом пункте расплывчатая. Можно запрашивать документы, когда:

Они добавляют ссылку на этот пункт дополнительно, когда истребуют документы в связи с проверкой контрагента на основании п. 1 ст. 93.1 НК РФ. Как мы сообщали ранее, ст. 93 НК РФ указывается всегда, так как в ней определены общие правила по направлению требований и получению по ним документов.

Пунктами 1.1 и 2.1 ст. 93.1 НК РФ предусмотрено еще два основания, по которым налоговые органы вправе потребовать документы:

Эти случаи не так распространены для большинства компаний, поэтому в этой статье мы их не рассматриваем.

Пришло требования от налоговой инспекции. Что делать?

Если налоговый орган проводит камеральную проверку вашей декларации, то он должен указать в требовании только ст. 93 НК. В этом случае проверьте соответствие перечня запрашиваемых документов положениям ст. 88 НК РФ:

Важно: если запросили документы по сделке, то объем запрашиваемых документов должен ограничиваться одной сделкой.

Главный вопрос: представлять или нет документы, если все же налоговики превысили свои полномочия

Рекомендация: прямо не отказывайте в представлении документов. Налоговая может оштрафовать за отказ:

Придется доказывать свою правоту в суде, а судебная практика по таким спорам противоречива.

Но и бездействовать тоже нельзя.

Если местная налоговая инспекция превышает полномочия, вы можете сразу по получению требования:

Наиболее эффективное действие — официальное направить жалобу в порядке ст. 139 НК РФ.

Жалоба подается в вышестоящий налоговый орган, но через налоговую, требование которой обжалуется (п.1 ст. 139 НК РФ). По сути, местная налоговая обязана принять меры по устранению нарушения прав лица, подавшего жалобу, то есть в отношении самой себя (п. 1 ст. 139 НК РФ). Налоговые инспекции, зачастую, понимая, что их действия нарушают права налогоплательщика, корректируют их и предлагают плательщику отозвать жалобу, чтобы не портить» показатели своей деятельности.

Если после получения жалобы местная налоговая не изменила свои действия и все же пришлось представить все запрошенные документы, вам все равно пригодится решение вышестоящего налогового органа, чтобы понимать его позицию:

Права налогоплательщика при камеральной проверке

Комментирует Юлия Шиляева, налоговый юрист, руководитель налогово-правового направления АБ «ЮРКОМПЭКС», ведущая программы повышения квалфиикации в Контур.Школе по теме «Подготовка и взаимодействие с ревизорами в ходе выездных и камеральных проверок ФНС»:

Ниже в разделе «Шпаргалка» скачайте подборку — выводы, которые сделали Минфин и ФНС России в своих письмах, а также судебные разбирательства по вопросам представления налогоплательщиками истребуемых документов.

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

Шпаргалка от Контур.Школы. Истребование документов. Подборка судов и писем 747 КБ

Источник

Как составить ответ на требование ФНС о даче пояснений

Компания, работающая не первый год, наверняка хоть раз сталкивалась с требованиями ФНС. Требования инспектор ФНС может выставить по различным причинам: из-за ошибок в декларациях, низкой налоговой нагрузки или при встречной проверке вашего контрагента.

Какой бы ни была причина, не стоит игнорировать требование из налоговой инспекции. В противном случае у компании могут заблокировать счет или прийти с проверкой.

Форма и сроки ответа на требование налоговой инспекции

Обычно ФНС указывает в требовании срок, в течение которого нужно представить документы или/и письменное пояснение.

Требования приходят как в бумажном виде по почте, так и в электронном. Формат требований зависит от того, как отчитывается конкретный налогоплательщик.

Следуя нормам законодательства, ответ на требование налоговой нужно подготовить и отправить в течение пяти рабочих дней (п. 3 ст. 88 НК РФ). Чаще всего ответ пишется в произвольной форме, но налогоплательщики могут взять за основу рекомендуемую форму ответа (Письмо ФНС РФ от 07.04.2015 № ЕД-4-15/5752).

Если требование налоговой о представлении документов или пояснений пришло в электронном виде, не забудьте отправить квитанцию о приеме. На это организации отводится шесть рабочих дней (п. 5.1 ст. 23 НК РФ).

Срок ответа на требование ИФНС о даче пояснений фиксированный. В исключительных случаях налоговая инспекция может его изменить. Также увеличить срок для представления документов ФНС может по просьбе налогоплательщика, но для этого должны быть веские причины (болезнь ответственного лица, большой объем истребуемых документов и пр.).

Сдавайте электронную отчетность, передавайте ответы на требования в налоговую через интернет. Экстерн дарит вам 14 дней бесплатно!

Основные причины требований и варианты ответов

Обычно требованию налоговой предшествует камеральная проверка какой-либо декларации.

Что вызовет подозрение инспектора и заставит его прислать требование:

Мы привели наиболее распространенные причины требований ФНС. На практике их гораздо больше.

Сдавайте электронную отчетность, передавайте ответы на требования в налоговую через интернет. Экстерн дарит вам 14 дней бесплатно!

Если вы считаете, что требование налоговой несправедливо, нужно все равно написать пояснение. В пояснении вы можете сослаться на статьи НК РФ и обосновать свою позицию. Случается и такое, что налоговый инспектор неправ. Нужно отстаивать свою позицию.

Иногда к требованию нужно приложить опись документов. Делается это, если документы налогоплательщик приносит лично или отправляет «Почтой России».

Образец описи документов в налоговую по требованию:

Как сшить документы для налоговой по требованию? Налогоплательщик обычно сшивает представляемые документы вместе с описью. Правил сшивания нет. Главное, заверить все копии документов для налоговой инспекции соответствующим образом.

Как такового образца пояснительной записки в налоговую по требованию не существует. Вид пояснения будет напрямую зависеть от содержания требования и его причин.

Подведем итоги. Сроки представления пояснений по требованию налоговой инспекции закреплены в НК РФ. Также эти сроки ФНС дублирует в выставляемом требовании. Ответы на требования налоговой о представлении пояснений представляются как на бумаге, так в электронном виде. Исключение — пояснения к декларации по НДС. Их обычно нужно подавать в электронном виде по ТКС.

Образец составления ответа на требование налоговой о представлении пояснений

Приведем пример ответа, если ФНС выявила расхождения выручки в двух источниках полученной информации: в декларации по НДС и декларации по налогу на прибыль.

Образец пояснения на требование в налоговую инспекцию

Заместителю начальника межрайонной ИФНС № 4
Зайковой Т. И.
От ООО «Кнопка», ИНН 6656543210
04.08.2020

На Ваше требование № 569 от 31.07.2021 поясняем следующее.

Сумма доходов от реализации товаров (работ, услуг), показанная в декларации по налогу на прибыль организаций за 6 месяцев, действительно меньше, чем сумма выручки от реализации, показанная в декларациях по НДС за I, II кварталы 2021 года. Такая ситуация возникла в связи с отражением во II квартале 2021 года операции по возврату товара поставщику (НДС в сумме 569,24 руб. был восстановлен).

К данному письму прилагаем счет-фактуру № 23 от 11.05.2021 года, подтверждающий возврат товара.

Директор ООО «Кнопка» ______________________И. Б. Останин

Сдавайте электронную отчетность, передавайте ответы на требования в налоговую через интернет. Экстерн дарит вам 14 дней бесплатно!

Источник

Истребование налоговыми органами пояснений

Истребование налоговыми органами у налогоплательщика пояснений – это одна из форм налогового контроля.

Процедуре получения пояснений, способам представления пояснений, ответственности, применяемой к налогоплательщику за неисполнение требований, посвящено интервью с Сергеем Разгулиным, действительным государственным советником РФ 3 класса.

В рамках каких процедур налоговый орган может истребовать у налогоплательщика информацию и документы?

Налоговый Кодекс РФ предусматривает несколько форм истребования сведений. Требование о представлении письменных пояснений, повестка о вызове на допрос свидетеля, требование о представлении документов (информации), уведомление о вызове в налоговый орган для дачи устных пояснений, информационные письма… Это разные документы, которые имеют самостоятельное основание для направления и отличаются, в том числе, последствиями неисполнения со стороны налогоплательщика.

Как реагировать налогоплательщику при получении требования от налогового органа?

Первое, на что нужно обратить внимание – это наименование полученного документа.

Когда налоговый орган вправе вызывать налогоплательщика для дачи пояснений?

Налогоплательщик может быть вызван в налоговый орган для дачи пояснений. Причем не только в связи с налоговой проверкой, но и в иных случаях, связанных с исполнением им законодательства о налогах и сборах. Об этом сказано в подпункте 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ.

Скажем, в период приостановления проведения выездной налоговой проверки правомерно получение пояснений от представителей проверяемой организации, если такие действия осуществляются вне помещений (территорий) проверяемого налогоплательщика.

Вывод о том, что уведомление о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) на заседание комиссии по работе с убыточными организациями не противоречит Налоговому Кодексу РФ, был сделан еще Высшим арбитражным судом (определение от 25.01.2013 № ВАС-18148/12).

Можно ли в ответ на уведомление о вызове в налоговый орган ограничиться представлением письменных пояснений?

Нет, следует явиться для дачи пояснений. Форма уведомления о вызове в налоговый орган приведена в Приложении № 2 к приказу ФНС от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@. В уведомлении должны содержаться вопросы, пояснения по которым интересуют налоговую инспекцию. Но на практике встречается комбинация предусмотренных НК РФ форм истребования сведений.

Налоговый орган нередко включает в уведомление о вызове в налоговый орган положения из требования о представлении пояснений, посредством записи о том, что явка не является обязательной, если пояснения предоставлены.

Насколько соответствует Налоговому Кодексу РФ подобная форма истребования сведений?

При получении такого документа у налогоплательщика появляется право выбора: явиться в налоговый орган или ограничиться отправкой письма с пояснениями.

Однако в тех случаях, когда налоговый орган интересуют пояснения о предмете камеральной или выездной проверки, их истребование должно производиться во взаимосвязи с иными положениями НК РФ. Прежде всего, о сроке проверки, основаниях истребования пояснений, содержащихся в статье 88 Налоговом Кодексе РФ.

Иными словами, положения подпункта 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ не могут выступать способом обойти установленные иными статьями Налогового Кодекса РФ ограничения на порядок и основания истребования пояснений.

Подпунктом 11 пункта 1 статьи 21 НК РФ предусмотрено право налогоплательщика не выполнять неправомерные требования налоговых органов. К таким может быть отнесено уведомление о вызове в налоговый орган для дачи пояснений по вопросу заполнения налоговой декларации, срок проведения камеральной проверки которой истек.

Когда применяется процедура истребования пояснений в рамках камеральной проверки?

Налоговый орган в некоторых случаях обязан истребовать пояснения, а в некоторых случаях вправе это сделать.

Какие последствия наступают, если налоговый орган не запросил у налогоплательщика пояснения, хотя основания для этого у налогового органа были?

Истребование пояснений – по общему правилу, обязательная стадия камеральной проверки. Минуя ее, иные мероприятия налогового контроля проводиться не должны (раздел 2 письма ФНС от 16.07.2013 № АС-4-2/12705).

Согласно определению Конституционного суда от 12.07.2006 № 267-О в случае обнаружения при проведении камеральной проверки правонарушений налоговые органы обязаны требовать от налогоплательщика представления объяснений. Получение пояснений от проверяемого лица имеет целью выяснение причин имеющихся в его отчетности ошибок и противоречий. В правоприменительной практике есть примеры признания недействительными решений налогового органа, вынесенных по результатам камеральной проверки, в ходе которой до составления акта инспекция не сообщила налогоплательщику о выявленных ошибках и не потребовала пояснений. Более того, при отсутствии ошибок в налоговой декларации и представленных документах при проведении камеральной налоговой проверки у налогового органа отсутствуют основания для истребования у налогоплательщика дополнительных пояснений и документов, равно как и для его вызова с целью дачи соответствующих пояснений. Когда налоговый орган при проведении камеральной проверки не выявил ошибок и иных противоречий в представленной налоговой декларации, оснований для истребования у налогоплательщика объяснений нет (постановление Президиума ВАС от 11.11.2008 № 7307/08).

Коллизию между обязанностью и правом налогового органа на истребование пояснений возможно разрешать следующим образом: если налоговый орган не истребовал пояснения по декларации по НДС или по уточненной декларации, то у него отсутствует возможность истребования документов по основаниям, указанным в статье 88 НК РФ в пункте 8.1 (выявление противоречий, несоответствия сведений) и пункте 8.3 (представление уточненной налоговой декларации к уменьшению).

Правомерно ли требование налогового органа представить пояснения, в котором отсутствует указание на конкретные противоречия, выявленные проверкой?

Требование о представлении пояснений, в котором не указаны причины его направления, содержание ошибок, противоречий, может расцениваться как направленное при отсутствии установленных НК РФ оснований. Кроме того, подобное требование лишает налогоплательщика возможности исполнить его по существу, что также является нарушением прав налогоплательщика, предусмотренных подпунктом 7 пункта 1 статьи 21 НК РФ.

Вместе с тем, в судебной практике уже есть примеры, в которых требование о представлении пояснений по причине несоответствия выручки по прибыли и налоговой базы по НДС, признано правомерным (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 06.04.2018 № Ф07-2316/2018).

В этой связи в похожих ситуациях (например, истребовании пояснений в связи с превышением суммы НДФЛ суммы страховых взносов, уплаченных в том же периоде, уменьшением прибыли в отчетном периоде по сравнению с предыдущим периодом) целесообразно не отказывать в исполнении требования со ссылкой на подпункт 11 пункта 1 статьи 21 НК РФ.

Лучше дать любое пояснение, в том числе о том, что различия обусловлены особенностями определения объектов обложения, налоговой базы.

Может ли налогоплательщик освобождаться от ответственности, если уточненная декларация представлена им после получения от налогового органа требования о представлении пояснений?

Данный вопрос является неоднозначным. Налогоплательщиком может быть подана уточненная налоговая декларация после того как налоговым органом в ходе камеральной проверки первоначальной налоговой декларации было выявлено занижение суммы налога в результате его неправильного исчисления, о чем налоговым органом было сообщено налогоплательщику. Существует судебная практика, согласно которой основания для применения положений статьи 81 НК РФ об освобождении от ответственности в этих условиях отсутствуют.

ФНС России трактовало положения пункта 2 статьи 126.1 НК РФ таким образом, что сам факт направления налоговым органом налоговому агенту требования о представлении пояснений по факту обнаружения ошибок в представленных документах, не позволяет применить освобождение от ответственности (письмо ФНС России от 19.07.2016 № БС-4-11/13012).

Значит, избежать ответственности нельзя?

Нужно учитывает фактические обстоятельства направления требования о представлении пояснений. Из рассмотренных судами дел можно сделать вывод, что направление требования о представлении пояснений носило формальный характер, поскольку очевидность нарушения сомнений не вызывала.

В составленном налоговым органом документе (требовании о представлении пояснений, протоколе приема сведений) может быть описан факт нарушения законодательства, например, неправильное применение ставки. В подобных случаях рекомендуется заявлять о наличии обстоятельств, смягчающих ответственность (подпункт 3 пункта 1 статьи 112 НК РФ). Другое дело, если налоговый орган указывает в качестве причины направления требования о представлении пояснений сведения об ошибках и противоречиях, которые носят предполагаемый характер, без описания фактов нарушения законодательства. Направление такого требования не должно служить препятствием для применения статьи 81 НК РФ. На это указывает и пункт 2.7 письма ФНС России от 16.07.2013 № АС-4-2/12705.Более того, в настоящее время ФНС России занимает выгодную для налогоплательщиков и налоговых агентов позицию. Из письма от 21.02.2018 № СА-4-9/3514@ можно сделать вывод, что обнаружение налоговым органом правонарушения подтверждается актом, составляемым в порядке статьи 100 или статьи 101.4 НК РФ. Получается, что направление требования о представлении пояснений (уведомления о вызове для дачи пояснений) до составления акта, не свидетельствует об обнаружении налоговым органом правонарушения.

Когда налоговый орган вправе истребовать пояснения?

В части истребования пояснений об убытках отметим расширительное толкование данных положений: речь идет об истребовании пояснений об убытках, отраженных в декларации, независимо от отсутствия убытка в текущем периоде (определение Верховного суда от 10.05.2016 № 301-КГ16-4166).Налоговый орган также вправе истребовать пояснения об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы (пункт 6 статьи 88 НК РФ).

Что относится к налоговым льготам?

Пункт 1 статьи 56 НК РФ признает льготами по налогам предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками.

Не являются налоговой льготой исключения из объекта налогообложения, пониженная налоговая ставка – это самостоятельные элементы налогообложения (статья 17 НК РФ). Пояснения об имуществе могут быть истребованы в рамках камеральной проверки заявленных в декларации (расчете) налоговых льгот по транспортному налогу, налогу на имущество организаций и земельному налогу.

На практике большинство требований касались пояснений о льготе в отношении движимого имущества по пункту 25 статьи 381 НК РФ, которое, строго говоря, льготой не являлось, поскольку касалось всех налогоплательщиков.

Какие операции могут быть признаны льготируемыми для целей истребования пояснений?

Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй Налогового Кодекса РФ и с учетом положений статьи 38 НК РФ. Операции по реализации являются объектом обложения НДС, акцизами и соответственно в главах 21 и 22 НК РФ имеется перечень операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения).

Постановление Пленума ВАС от 30.05.2014 № 33 относит к налоговым льготам некоторые из оснований освобождения от налогообложения, перечисленные в статье 149 НК РФ, когда такое освобождение предоставляет определенной категории лиц преимущества по сравнению с другими лицами, совершающими такие же операции.

Допустимо ли истребование по сути одних и тех же пояснений по льготируемым операциям, повторяющимся каждый отчетный (налоговый) период?

Налоговый Кодекс РФ запрещает, по общему правилу, лишь повторное истребование документов. Причем совершение типовых операций, оформляемых по стандартной документации, не препятствует ее истребованию в рамках каждой проверки.

ФНС России решило «стимулировать» налогоплательщиков к самостоятельному раскрытию информации о льготируемых операциях. В письме от 26.01.2017 № ЕД-4-15/1281 указывается на необходимость истребования пояснений о льготах. При истребовании пояснений о налоговых льготах по НДС налогоплательщик вправе представить пояснения в виде реестра подтверждающих документов с перечнем и применяемыми формами типовых договоров.

Налогоплательщику предлагается в ответ на требование о представлении пояснений фактически помочь налоговому органу выявить зону риска, представив аналитику (реестр) по каждому коду льготируемых операций: контрагент, сумма, реквизиты подтверждающих документов (это не только договор) и приложить формы типовых договоров. Конечно, для налоговых органов – это предпочтительный вариант. И психологический расчет понятен: налогоплательщик заинтересован в подтверждении применения льготы. Кроме того, в качестве «бонуса» налогоплательщику обещано сокращение количества истребуемых инспекцией документов (от 5% до 40% от максимального объема).

Ограничено ли количество и срок направления требований о представлении пояснений?

Срок направления требований о представлении пояснений в рамках камеральной проверки ограничен сроком ее проведения. Количество направляемых требований о представлении пояснений НК РФ не ограничено. Налогоплательщик может получить несколько требований о даче пояснений в рамках камеральной проверки одной декларации, в том числе по одному и тому же основанию. Например, требование о представлении пояснений в связи с выявлением несоответствия в разделе «Сведения из книги покупок» и требование о представлении пояснений в связи с выявлением несоответствия в разделе «Сведения из книги продаж» налоговой декларации по НДС. При этом, по мнению ФНС России, ответ должен быть подготовлен на каждое требование, даже если они получены одновременно (письмо от 07.11.2016 №ЕД-4-15/20890@).

Как налогоплательщик представляет пояснения?

До 2017 года обязанности представлять пояснения, а тем более представлять их каким – то определенным способом не было. С 1 января 2017 года за непредставление пояснений в случаях, указанных в пункте 3 статьи 88 НК РФ, введена ответственность. Необходимые пояснения должны быть представлены в налоговый орган, который их запрашивает.

Как правило, пояснения составляются на бумаге в произвольной форме и направляются по почте. При этом специальные правила установлены для лиц, представляющих налоговую декларацию по НДС в электронной форме.

В течение какого срока представляются пояснения?

Пояснения представляются в течение пяти рабочих дней со дня, когда соответствующее требование налогового органа считается полученным.

Течение установленного Налоговым Кодексом РФ срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало (пункт 2 статьи 6.1 НК РФ).В отношении начала течения срока следует принимать во внимание, что при направлении требования налоговым органом по почте заказным письмом датой его получения считается шестой день со дня отправки заказного письма (пункт 4 статьи 31 НК РФ). Это правило применяется, если требование не было фактически получено в пределах указанных шести дней.

Порядок направления документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи утвержден приказом ФНС от 15.04.2015 № ММВ-7-2/149@. Участники информационного обмена не реже одного раза в сутки проверяют поступление документов и технологических электронных документов. В случае подтверждения нескольких электронных адресов отправка документов производится в приоритетном порядке на адрес, с которого в последний раз осуществлялось взаимодействие с налоговым органом (письмо ФНС от 21.09.2017 № ЕД-4-15/18885@).Датой направления (отправки) налогоплательщику (представителю налогоплательщика) требования в электронной форме по ТКС считается дата, зафиксированная в подтверждении даты отправки.

При получении налоговым органом квитанции о приеме требования датой получения документа налогоплательщиком (или его представителем) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи считается дата принятия, указанная в квитанции о приеме (пункт 11 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 15.04.2015 № ММВ-7-2/149@).Не следует забывать об обязанности налогоплательщика, отнесенного к категории лиц, представляющих декларации в электронной форме, передать в налоговый орган через оператора по ТКС квитанцию о приеме документов в течение шести дней со дня их отправки налоговым органом (пункт 5.1 статьи 23 НК РФ).

Предположим, налогоплательщик не успевает представить пояснения в пятидневный срок. Можно ли ходатайствовать о продлении этого срока?

Налоговый Кодекс РФ не предусматривает основания для продления срока представления пояснений. Но налогоплательщик может представить пояснения и после установленного срока. Последствия непредставления пояснений зависят от оснований, в связи с которыми они были истребованы.

Обязан ли налогоплательщик представлять по требованию о представлении пояснений документы?

Обязанность прикладывать к пояснениям какие-либо документы не установлена. Налогоплательщик вправе дополнительно к пояснениям представить выписки из регистров налогового, бухгалтерского учета, иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию.

Когда нужна уточненная декларация, а когда можно ограничиться пояснениями?

Это решает сам налогоплательщик исходя из фактических обстоятельств.

А если налогоплательщиком никаких ошибок не выявлено?

Об этом следует сообщить налоговому органу.

Как происходит рассмотрение представленных пояснений?

Налоговый орган обязан рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения (пункт 5 статьи 88 НК РФ). Если налоговый орган не получил пояснения или посчитает их недостаточными для принятия обоснованного решения, он проводит иные мероприятия налогового контроля.

Какая ответственность за непредставление пояснений?

За непредставление в пятидневный срок пояснений, истребованных в порядке пункта 3 статьи 88 НК РФ в рамках камеральной проверки декларации (расчета), предусмотрен штраф в размере 5 тысяч рублей (пункт 1 статьи 129.1 НК РФ). Те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, повлекут взыскание штрафа в размере 20 000 рублей.

Как избежать ответственности за просрочку представления пояснений?

Обстоятельства, исключающие ответственность, перечислены в статье 109 НК РФ. Помимо этого, избежать штрафа по статье 129.1 НК РФ можно представив не пояснения, а уточненную декларацию. По смыслу пункта 3 статьи 88 НК РФ, этот документ представляется в налоговый орган в течение пяти рабочих дней с даты получения требования о представлении пояснений.

Подпункт 7 пункта 1 статьи 21 НК РФ «Представление налоговым органам и их должностным лицам пояснений по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок» определяет в качестве права налогоплательщика. В отличие от представления документов, которое подпунктом 6 пункта 1 статьи 23 НК РФ закреплено как обязанность налогоплательщика.

Направление налоговым органом требования о представлении пояснений не влечет превращения «права налогоплательщика представить пояснения» в «обязанность».

При буквальном толковании, получается, что пунктом 1 статьи 129.1 НК РФ введена ответственность за деяние, обязанность совершения которого не установлена.

Привлечение к ответственности за то, что налогоплательщик не воспользовался своим правом, с учетом пункта 7 статьи 3, статьи 106 НК РФ может быть признано судом неправомерным.

Установлена ли НК РФ ответственность за непредставление пояснений в иных случаях?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *