Требование накладная и накладная на внутреннее перемещение чем отличаются
Накладная на внутреннее перемещение: когда составляем и по какой форме
Внутреннее перемещение ТМЦ (сырье, материалы, товары, продукция, ОС и т.д.), как и любую другую хозоперацию, оформляют первичным учетным документом (ПУД). Обычно — самостоятельно разработанным. Например, накладной на внутреннее перемещение. Рассмотрим, когда можно использовать этот документ и по какой форме его составлять.
Что относят к внутреннему перемещению
Относительно того, какое перемещение активов является внутренним, законодательство дает следующий ответ.
Внутреннее перемещение — это перемещение ТМЦ (материалы, товары, готовая продукция и т.д.) внутри организации для ее собственных нужд. И оно никак не связано с реализацией (передачей) активов сторонним субъектам хозяйствования и лицам. Такое перемещение может осуществляться:
— между различными структурными подразделениями организации;
— местами осуществления деятельности организации (места хранения, эксплуатации, производства, использования, реализации, добычи, заготовления);
— работниками организации, которые являются материально ответственными (ответственными) лицами (МОЛ).
Другими словами, это перемещение ТМЦ как между подразделениями (МОЛ) по внутризаводской территории, так и в подразделения, расположенные на другой территории или в другой местности.
Как оформляют внутреннее перемещение и когда можно составить накладную на внутреннее перемещение
Внутреннее перемещение можно оформить либо типовыми накладными, либо документом собственной разработки. Чтобы понять, какой именно документ составить в конкретной ситуации, надо прояснить следующие моменты:
В случае если организация для внутреннего перемещения не нанимает сторонний автотранспорт, возможны различные варианты оформления;
Если же выезда не происходит, т.е. перемещение осуществляется внутри территории организации, можно составить документ собственной разработки. Он применим, например, если вспомогательное автотранспортное подразделение перевозит товары со склада одного цеха на склад другого по территории организации;
Без такого выезда, т.е. при перемещении внутри территории организации, можно обойтись документом собственной разработки.
На заметку сельхозорганизациям
Сельхозорганизации вправе для внутреннего перемещения таких ТМЦ, как топливо, запчасти, ремонтные и строительные материалы, семена, посадочный материал, минеральные удобрения, зерно, овощи, фрукты и другие материалы, в ряде случаев использовать не только общеприменимые формы ПУД, но и специальные отраслевые.
Так, этим организациям разрешено не применять типовые накладные при внутреннем перемещении даже за пределы территории с выездом на дороги общего пользования (выходом на земли общего пользования), но только если перемещение оформлено лимитно-заборной картой, требованием-накладной, реестром отправки зерна и другой продукции с поля по установленным формам .
Итак, мы выяснили, что при определенных условиях организация вправе оформлять внутреннее перемещение активов документом собственной разработки. В связи с этим может возникнуть еще один вопрос. Это будет один документ для всех случаев перемещения активов внутри организации или несколько разных для различных целей? Выбор в данном случае — за организацией, т.е. она сама принимает решение, исходя из особенностей своей деятельности и внутренних организационных и учетных процессов.
Далее в ilex – рассмотрим, какой формы может быть накладная на внутреннее перемещение, а также примеры ее заполнения в различных ситуациях
Требование-накладная (форма М-11). Пример заполнения и бланк
Для перемещения внутри организации товарно-материальных ценностей, в основном при сдаче отходов, брака и остатков, оформляется требование-накладная (форма М-11). Пример заполнения и бланк скачайте на этой странице.
Требование-накладная (форма М-11): скачать бланк
Получите бланк бесплатно!
Зарегистрируйтесь в онлайн-сервисе печати документов МойСклад, где вы совершенно бесплатно сможете:
Используйте нашу форму требования-накладной М-11 — в ней есть все необходимые графы и поля. Возьмите ее за основу и дополните нужными вам графами.
Требование-накладную (форму М-11) оформляют только для внутреннего перемещения ТМЦ. Например, чтобы:
Также можно использовать бланк М-11 как карточку выдачи инструмента. Она нужна, чтобы следить за оборотом хозяйственных средств и их использованием, а также контролировать состояние инвентаря.
Требование-накладная (форма М-11) выписывается тем сотрудником, который сдает ТМЦ. Составляют минимум два экземпляра, на каждом должны быть подписи. Кто подписывает требование-накладную М-11, мы подробно разобрали здесь >>
Требование-накладная М-11: образец заполнения
Заполнить документ можно от руки или на компьютере. Чтобы не ошибиться в оформлении, скачайте готовый образец заполнения требования-накладной М-11 и подставьте свои данные.
Получите образец бесплатно!
Зарегистрируйтесь в онлайн-сервисе печати документов МойСклад, где вы совершенно бесплатно сможете:
Будьте внимательны: в документе недопустимы помарки и исправления. Если ошибетесь — форму придется составлять заново.
В сервисе МойСклад М-11 и другие документы можно заполнить онлайн. Это очень удобно: вы не допустите ошибки и сэкономите время, ведь данные не потребуется вводить и проверять вручную.
Заполнить М-11 онлайн
Заполните накладную М-11 онлайн!
Зарегистрируйтесь в онлайн-сервисе МойСклад — вы совершенно бесплатно сможете:
Подключите шаблон М-11, затем выберите Товары — Перемещения и укажите нужный товар. Система сформирует документ автоматически: проставит номер и дату, посчитает остатки ТМЦ на складе. Распечатать заполненную форму можно в один клик.
Информация о компании, товарах, складах сохраняется в системе — ее не нужно каждый раз заново вписывать в документ. Это удобно, если вы регулярно отгружаете ТМЦ со склада, например, передаете канцтовары в офис.
Вы также можете скачать пустой бланк требования-накладной (формы М11) в excel и заполнить его самостоятельно.
Требование-накладная (форма М-11): скачать бесплатно в Excel
Скачать форму М-11
Оформление и использование типовой межотраслевой формы М-11 часто вызывает вопросы. Разберем главные из них.
Кто подписывает требование-накладную М-11?
Документ подписывают выдавший материалы сотрудник и тот, кто их принял.
Подписи обязательно нужно расшифровать и указать должность. Стоять они должны только в отведенной для них графе, иначе требование-накладная (форма М-11) недействительна. Пример заполнения документа смотрите здесь >>
Можно ли использовать бланк М-11 как карточку выдачи инструмента?
Да. В требовании-накладной есть вся информация, которую должна содержать карточка выдачи инструмента. Бланк М-11 можно cкачать здесь >>
Каким документом оформить передачу ТМЦ: М-11 или М-15, если филиалы компании находятся в разных городах?
Типовая межотраслевая форма М-11 в этом случае не подойдет. Она во многом похожа на другие бланки для движения ТМЦ, но есть принципиальная разница. Если подразделения компании находятся по разным адресам, выписывается М-15. Требование-накладная (форма М-11) используется только внутри организации.
Чем отличается типовая межотраслевая форма М-11 от М-8?
Хотя формы похожи, требование-накладная (форма М-11) используется для неограниченной передачи материалов, а по лимитно-заборной карте М-8 есть предел выдачи ТМЦ. Это главное отличие. Кроме того, по М-11 можно оформить передвижение нескольких продуктов в одном документе, а по М-8 — нет. Здесь можно бесплатно скачать требование-накладную. Форму М-11 в excel-формате легко менять под конкретные задачи: такой бланк универсален, в него удобно вписывать нужные графы и поля.
Сколько хранить форму М-11?
5 лет — максимальный срок хранения формы М-11. Пример заполнения требования-накладной с указанной датой выдачи — здесь >>
Какие документы надо оформить с М-11?
При поступлении ТМЦ на склад кладовщик оформляет документ, отражающий поступление материалов, например, приходный ордер М-4. Кроме того, данные отражаются в карточке учета материалов, форме М-17. Вам могут понадобиться и другие документы:
Все бланки и образцы на сайте МоегоСклада можно скачивать бесплатно.
Что такое ТТН и как правильно её заполнить? 12:00, 1 июня 2021 Версия для печати
Товарно-транспортная накладная (ТТН) — это документ, который нужен для учёта перемещения автомобильным транспортным средством товарно-материальных ценностей и оплаты их перевозки. Накладная фиксирует то, что отправитель списал груз со своего склада, а покупатель получил его.
Например, вы решили купить товар в городе А для переработки или перепродажи в городе Б. Допустим, вес товара составляет 20 тонн. При проверке потребуется подтвердить документально, каким образом перемещался груз. У этой операции есть риск быть признанной бестоварной, поэтому мы указываем автопредприятие и все подробности о перевозке. Провоз автотранспортом крупных партий груза без необходимого пакета бумаг грозит штрафами и другими санкциями как экспедитору, так и вашей организации.
Товарно-транспортную накладную оформляют в случаях, когда есть посредник между продавцом и покупателем, то есть доставку осуществляет логистическая компания.
Кто отвечает за оформление товарно-транспортной накладной?
Тот, кто заказывает перевозку. Как правило, это делает продавец-отправитель, но если транспортировку организует получатель, то он берёт эти обязанности на себя.
Когда не нужны товарно-транспортные накладные?
При самовывозе, то есть когда покупатель товара отвечает за доставку — в этом случае будет достаточно товарной накладной по форме ТОРГ-12. Иначе говоря, ТТН нужна только когда вы заключаете договор на перевозки, чтобы водитель мог предъявить документ контролирующим органам во время транспортировки.
В 2013 году появилась товарная накладная (ТН) альтернатива товарно-транспортной накладной (ТТН). Чем они отличаются?
Перечень товаров (ТМЦ), которые в Российской Федерации можно перемещать только по ТТН:
Сколько нужно товарно-транспортных накладных?
Документ делается в четырёх экземплярах:
Как правильно заполнять бланк?
Чтобы вам было проще разобраться и заполнить документ — скачайте заполненный образец и пустую форму бесплатно внизу страницы.
Первый раздел (товарный) нужен для списания товара у того, кто его отгружает, и оприходования у компании-покупателя. Он должен содержать:
Второй (транспортный) раздел предназначен для расчётов за перевозку и включает:
Теперь проверяем подписи:
Если была допущена ошибка — ничего страшного, её можно зачеркнуть, исправить, заверив подписью и указав дату.
Что делать при утрате, недостаче или повреждении груза? Это ответственность перевозчика?
Грузоотправитель должен надлежащим образом упаковать и закрепить груз, указать вес товара в нетто и брутто. Если водителю кажется, что погрузка была произведена неправильно, он либо ставит отметку об этом и требует грузоотправителя её заверить, либо отказывается от перевозки, чтобы предотвратить нарушения. В противном случае по закону экспедитор должен предоставить доказательства того, что ТМЦ повреждены не по его вине. Иначе ему не избежать материальной ответственности за недостачу или порчу.
Требование-накладная М-11. Образец заполнения и бланк
Использование формы М-11 или требования-накладной происходит, когда внутри предприятия производится передача товарно-материальных ценностей из одного подразделения в другое, чаще всего — при сдаче отходов производства, бракованных изделий или остатков неистраченных материалов на склад. Также данный документ применяется тогда, когда товары и материалы переходят от одного материально-ответственного лица к другому, таким образом, определяя, кто в тот или иной момент деятельности компании является ответственным за их сохранность.
Оформлением требования-накладной занимается лицо, в чьи полномочия входит контроль за движением товарно-материальных ценностей в организации.
Основные правила по заполнению требования-накладной
На сегодняшний день унифицированного единого образца требования-накладной не существует, и в принципе, предприятия и организации могут разрабатывать такой документ самостоятельно. Однако многие по-прежнему предпочитают использовать ранее утвержденный и обязательный к применению бланк М-11.
Поскольку требование-накладная используется внутри компании, она может включать в себя несколько разных позиций и наименований товаров и материалов, за исключением тех случаев, если на потребление каких-то товарно-материальных ценностей наложены специальные ограничения в виде лимитов. Вся продукция, проходящая по данному документу, должна быть указана в нем с подробностями:
Заполнение карандашом, а также ошибки, помарки и пр. исправления не допускаются, поэтому если такая оказия все же случилась, лучше оформить новый документ.
Бланк может быть заполнен как вручную, так и на компьютере, но в нем в любом случае должны содержаться «живые» подписи того, кто отпустил товар и того, кто его принял. Удостоверять требование-накладную печатью не надо, поскольку она относится к внутренней документации предприятия, а составляется документ в двух экземплярах, один из которых передается на склад организации и в дальнейшем служит в качестве основания для приходования, а второй остается у отправителя товарно-материальных ценностей и является основанием для их списания.
Требование-накладная относится к категории первичной документации и как любые другие подобные бумаги должен храниться не менее пяти лет.
Инструкция по заполнению требования-накладной по форме М-11
Часть первая
В первый раздел документа сначала нужно вписать номер требования-накладной в соответствии с внутренним документооборотом предприятия, затем чуть ниже указывается наименование организации и ее код ОКПО (Общероссийский классификатор предприятий и организаций) – содержится в учредительных бумагах.
После этого заполняется таблица, в которую вносятся
Потом вносятся данные субсчёта и кода аналитического учета отправителя (если таковой имеется), а также учетная единица выпуска продукции (килограммы, кубы, штуки и т.п.)
Ниже необходимо указать, через кого непосредственно проходит движение товарно-материальных ценностей: его должность, фамилию, имя, отчество (последние можно вписать в виде инициалов). Также аналогичным образом вносится информация о том работнике, который непосредственно потребовал передачу продукции и том, кто дал на это разрешение.
Заполнение второй таблицы формы М-11
Во вторую таблицу документа сначала вносятся данные о субсчёте и коде аналитического учета получателя (могут совпадать с предыдущими данными). Затем указывается наименование материальных ценностей и их номенклатурный номер (если такая нумерация применяется), а также все, что касается единиц измерения их код по ЕКЕИ (расшифровывается как Единый классификатор единиц измерения) и наименование (штуки, метры, кубы и т.д.).
После этого вписывается количество затребованных и отпущенных материалов. Данные в этих ячейках иногда могут не совпадать (к примеру, из-за нехватки продукции), поэтому всегда важно проверять, чтобы количество отпущенных товаров или материалов не превышало количества тех, что затребованы.
Следующие столбики касаются цены: сначала указывается полная стоимость ТМЦ, потом — сумма без учета НДС. В последнюю очередь в таблицу заносится номер карточки учета продукции по складской картотеке.
Документ заверяется сотрудником, который произвел выдачу товара, а также тем, кто его принял, но только после проверки передаваемых товарно-материальных ценностей на количество, качество и пр. параметры. Подписи должны быть проставлены с расшифровкой и указанием должностей ответственных лиц.
Порядок заполнения формы М-11 требование-накладная
Когда нужна типовая межотраслевая форма М-11
С помощью требования-накладной формы М-11 (унифицированного документа, утвержденного постановлением Госкомстата РФ от 30.10.1997 № 71а) оформляется внутренняя передача МПЗ, т. е. процедуры:
От похожего документа, лимитно-заборной карты (форма М-8), требование-накладную отличает возможность применения:
Подробнее о документах, применяемых для учета на складе, читайте в статье «Ведение документооборота по складскому учету материалов».
Порядок оформления формы М-11
Форму М-11 в 2 экземплярах оформляет лицо — инициатор получения МПЗ на складе или сдачи их на склад (передачи другому материально ответственному лицу). При автоматизированном складском учете этот документ может формироваться кладовщиком в соответствующей программе в момент отпуска со склада или приема на него.
Экземпляры этого документа служат основанием для проведения учетных складских операций подразделениями (материально ответственными лицами), являющимися сдатчиком и получателем, а после их представления в бухгалтерию используются для сверки данных и выполнения бухгалтерских проводок по списанию, перемещению или оприходованию.
Обязательными для заполнения этого документа реквизитами являются:
Данные о номенклатурном номере и фактически отпущенном (принятом) количестве вносятся в момент отпуска (приема) на складе.
Сведения о необходимых счетах бухгалтерского учета и учетной стоимости МПЗ заполняются в бухгалтерии по бухгалтерским учетным данным.
Бланк требования-накладной по форме М-11, являющийся унифицированным документом, утвержденным Госкомстатом, не является безусловно обязательным к применению. Свою форму первичного документа аналогичного назначения каждая организация может разработать самостоятельно, закрепив ее в учетной политике.
Где бесплатно скачать бланк формы М-11
Бланк формы М-11 можно скачать на нашем сайте.
Образец заполнения требования-накладной по форме М-11 вы можете скачать в КонсультантПлюс. Пробный полный доступ к системе можно получить бесплатно.
Итоги
Форма М-11, служащая для оформления операций внутреннего перемещения МПЗ, — крайне важный учетный документ, отражающий реальность движения МПЗ внутри организации. При его составлении необходимо соблюдать ряд обязательных правил, хотя саму форму документа разрешено разрабатывать самостоятельно.