Трапезундская империя латинская империя эпирское царство первое болгарское царство что объединяет
Эпирское царство
Латинская империя и окружающие территории
Османская империя →
Эпирское царство (греч. το Βασίλειο της Ηπείρου ), в некоторых работах также именовавшееся Эпирским деспотатом (греч. Δεσποτάτο της Ηπείρου) — средневековое греческое государство, образовавшееся на землях бывшей Византийской империи. Являлось осколком Византийской империи, наряду с Никейской и Трапезундской империями.
Содержание
Территория царства
Территория государства со временем сильно изменилась. Первоначально владения эпирского правителя простирались от Диррахия на севере до Коринфского залива на юге, то есть занимали территорию древнего Эпира, Акарнании и Этолии. Со всех сторон он был окружён латинскими и славянскими государствами:
После битвы при Кастории владения эпирского деспота были сведены к его родовым владениям в Эпире, а сам он признал себя вассалом византийского императора.
Столицей государства являлся город Арта. Наряду с Никеей и Трапезундом был центром византийской культуры во время захвата Константинополя крестоносцами.
Деспотат или царство?
Собственно титул деспота, как показал Б. Ферьянчич, не подразумевал каких-либо функций по управлению областью. Мнение, высказанное Л. Стьерноном и Б. Ферьянчичем, было позднее разделено другими известными византинистами: Р. Гийу, Р.-Ж. Лернетцом, К. Вардзосом.
Патроним правящей династии в 1205—1318 гг
История
Появление
Основателем Эпирского царства был Михаил I Комнин Дука, внебрачный сын севастократора Иоанна Дуки, брата Алексея III. Михаил сделал себе карьеру до падения Исаака II в 1195 году, и стал губернатором Малоазийской фемы. При Алексее III он впал в немилость и находился Константинополе, когда участники Четвёртого крестового похода достигли города летом 1203 года.
После захвата столицы империи в апреле 1204 года крестоносцы начали раздел Византии. При этом венецианцы требовали себе побережье Эпира, включая Ионические острова. Михаил присоединился к свите Бонифация I Монферратского, и тот отправил его овладеть этими землями. В Фессалии произошёл разрыв между Михаилом и Бонифацием, и грек отправился в Арту, которая была под контролем византийского наместника. Дука хотел оказать ему поддержку при сопротивлении латинянам.
Прибыв в город, он узнал о смерти наместника Сенахерима и поднял против его представителей мятеж. Женившись на дочери (или вдове) своего предшественника, происходившей из аристократического рода Мелисинов, Михаил присвоил его обширные владения в регионе. Дука оставил государственных служащих на их должностях и не нарушал прав знати и церкви, из-за чего те приняли его власть без сопротивления. Вместе с тем он стал властителем одной из наиболее богатых провинций в Византии, не тронутой крестоносцами. Вскоре в Эпир направились беженцы из Константинополя, Фессалии и Пелопоннеса, тем самым увеличивая количество его подданных и улучшая финансовое положение деспотата. Михаила стали рассматривать как современного Ноя, собиравшего людей от латинского потопа.
Когда венецианцы попытались занять отданные им по договору области, контролируемые Михаилом в 1205 году земли включали все византийские владения к западу от гор Пинд, крепостей Петрела и Дурреса на севере, до Навпакта в Коринфском заливе на юге.
Чтобы гарантировать безопасность своего господства на международном уровне, Михаил I предпринимал рискованные дипломатические манёвры. Он признал верховенство римского папы и обещал унию эпирской церкви с Римом, так как надеялся на папскую защиту от венецианских атак.
Генрих I Фландрский потребовал у Михаила подчиниться Латинской империи, что тот сделал номинально, разрешив своей дочери выйти замуж за брата Генриха Юстасе в 1209 году. Однако Дука не придерживался этого союза, предполагая, что гористый Эпир будет недоступен для тех, с кем он заключал и разрушал союзы. В итоге Генриху удалось вынудить Михаила возобновить союз в 1210 году.
Однако взор эпирского правителя обратился к стратегически важным городам, находившимся под властью латинян. Были захвачены Лариса и Диррахий, а также порты в Коринфском заливе. В 1214 году он захватил Корфу, принадлежавший Венеции, но позже был убит. Ему наследовал родной брат — Феодор.
Новый правитель Феодор Дука пребывал при жизни брата при дворе никейского государя. Когда Михаил I обратился к Феодору Ласкарю с просьбой отпустить брата в Эпир для помощи в управлении, тот исполнил просьбу Михаила, взяв предварительно с Феодора Эпирского клятву в верности ему, как императору, и его никейским преемникам. Когда Феодор Дука сделался эпирским государем, он не считался с клятвой.
Борьба с Латинской империей
Феодор Дука намеревался немедленно напасть на Фессалоники и сразиться с болгарами на пути к городу. Генрих Фландрский умер в 1216 году, бароны избрали в императоры его зятя Петра Куртене, женатого на Иоланте, сестре Балдуина и Генриха.
Получив известие об избрании, пара двинулась из Франции в Константинополь через Рим, где папа Гонорий III короновал Петра императорской короной. Пётр с войском, переплыв через Адриатическое море, высадился у Диррахия, надеясь сухим путём добраться до столицы. Но Феодор Дука, устроив засаду в горных теснинах, разбил его. Сам император, по одним источникам, пал в битве, по другим, был схвачен и умер в греческом плену. Вдова Петра, Иоланта, прибыв в Константинополь, в течение двух лет до своей смерти (1217—1219) управляла государством. Ей наследовал её сын Роберт (1220—1228).
Латинская империя была слишком слаба для дальнейшей борьбы. В 1224 году Феодор осуществил захват королевства Фессалоник, а в 1225 году, после захвата у латинян Адрианополя Иоанном III Дука Ватацем отнял город у никейцев. Феодор объединился с болгарами и изгнал западных рыцарей из Фракии.
Расширив свои владения, Феодор счёл себя вправе короноваться императорским венцом, что значит стать императором ромеев, то есть, другими словами, не признать этого титула за Иоанном Ватацем, перед этим (1222 г.) вступившим на никейский трон. Фессалоникский митрополит Константин Месопотамит уклонился от коронации, не желая нарушать прав жившего в Никее константинопольского патриарха Мануила Сарантена, венчавшего на царство Иоанна Ватаца. Тогда автокефальный (независимый) архиепископ города Охриды (Ахриды) и «всей Болгарии» Димитрий Хоматин венчал и миропомазал Феодора на царство.
Борьба с болгарами
Союз с Болгарией продолжался недолго. После смерти латинского императора Роберта в 1228 году на престол вступил его брат Балдуин. Поднялся вопрос о регентстве, и некоторые предлагали в регенты Ивана II Асеня (1218—1241/1242), состоявшего в некотором родстве с Балдуином. Последний, согласился на предложение и дал обещание освободить для Балдуина земли, занятые врагами, то есть в данном случае, главным образом, Феодором Эпирским. Однако латинские рыцари и представители духовенства настояли на том, чтобы регентом государства был избран Иоанн Вриенский.
История с регентством Ивана II Асеня в Константинополе вызвала в Феодоре сильные подозрения. Вероломно нарушив союзный договор, он открыл военные действия против болгар. В битва при Клокотнице победило болгарское войско, которому помогла половецкая конница. Сам Феодор Дука попал в плен и был впоследствии ослеплён за интриги против болгарского царя.
Брат Феодора Мануил Комнинодука пришел к власти в Фессалонике, в то время как их племянник Михаил II принял в свою власть Эпир. Феодор был освобождён в 1237 году, сверг своего брата и сделал своего сына Иоанна правителем Фессалоник.
Никейский и византийский сюзеренитет
Младший сын Феодора Димитрий сдал Фессалоники никейцам в 1246 году, и Михаил II объединился с латинянами против захватчиков. Иоанн III Дука Ватац в 1248 году заставил его временно отказаться от притязаний на императорский трон и признать себя деспотом Эпира и признать его императором. Внучка Иоанна женилась на сыне Михаила II — Никифоре I Комнине в 1256 году, однако умерла через 2 года. Однако все эти действия не привели к результату, угодному никейским правителям: в начале 1250-х гг. Михаил II предпринял ряд военных походов в Македонию. По сообщению византийского историка Никифора Григоры (и косвенно — Георгия Акрополита), конечной целью кампаний было освобождение эпирским правителем Константинополя и его вошествие на престол как византийского императора. При этом Михаил II в издаваемых им грамотах именовался как «моя царственность», что характерно для византийских императоров. Данные претензии говорят о том, что принятие эпирским правителем, претендовавшим на титул императора, титула «деспот» оказалось сугубо номинальным действием, направленным на то, чтобы получить возможность собрать силы для борьбы за константинопольский престол. Дочь Михаила Анна в 1248 году вышла замуж за правителя Ахейского княжества Вильгельме II Виллардуэна. Последний альянс привёл к участию Эпира в битве при Пелагонии.
Император Феодор II Ласкарис заключил союз с Михаилом II Дука, и их дети в 1256 году наконец поженились, а Эпир передал Феодору Диррахий. Михаил не желал передавать собственные владения и восстал в 1257 году, нанеся поражение никейской армии, ведомой Георгием Акрополитом. Когда эпирцы подошли к Фессалоникам, то были атакованы войсками Манфреда Сицилийского, завоевавшего Албанию и Корфу. Но Михаил, сразу выдав за него свою дочь Елену, заключил с сицилийцами союз. После смерти Ласкариса Михаил, Мануил и Вильгельм II сражались с никейским императором Михаилом VIII Палеологом в битве при Пелагонии. Вильгельм был захвачен, а его союзники оказались наголову разбиты.
В результате битвы франко-эпирский союз распался. В течение короткого времени никейцы смогли захватить столицу царства — Арту, сам Михаил II был вынужден покинуть на корабле Эпир. Но власть эпирского правителя не была окончательно уничтожена: никейцам не удалось взять другой крупный город — Янину, внебрачный сын правителя, Иоанн, вскоре вернулся на сторону отца вместе с возглавляемым им войском из влахов, на землях царства, захваченных Никейской империей началось восстание против малоазийских войск. Значительным событием стала победа Никифора, сына Михаила II, на никейскими войсками в 1260 г. После перечисленных событий Михаил II вернулся в Эпир и к концу 1260 г. подчинил себе всю страну, включая Фессалоники, однако для наступления в македонские и фракийские провинции императора сил у правителя не хватало. Успех эпирских войск привел к тому, что никейским императором Михаилом VIII было выслано войско на запад Балкан, один из отрядов которого освободил Константинополь в 1261 г.
Итальянские вторжения
После восстановления империи Михаилом VIII, он часто беспокоил Эпир, вынудив сына Михаила II Никифора жениться на своей племяннице Анне Кантакузине в 1265 году. Палеолог считал Эпир своим вассалом, хотя Михаилл II и его сын продолжали сношения с принцами Ахайи и герцогами Афин. В 1267 году Корфу и большая часть царства были захвачены королём Сицилии и Неаполя Карлом Анжуйским, и в 1267/68 годах Михаил II умер. Византия не пыталась захватить Эпир, и Никифор I наследовал своему отцу. Спустя 8 лет после захвата Карлом Диррахия (в 1271 году), Никифор заключил с ним союз, согласившись стать его вассалом. С поражением Сицилии Никифор потерял Албанию, захваченную Византией.
Во время правления сына Михаила VIII — императора Андроника II, Никифор продлил альянс с Константинополем. Однако он заключил союз с королём Неаполя Карлом II в 1292 году, хотя Карл был побеждён флотом Андроника. Никифор выдал замуж свою дочь за сына Карла Филиппа I из Таранто и продал большую часть своей территории ему. После смерти Никифора в 1297 году византийское влияние выросло во время правления его вдовы Анны, кузины Андроника, управлявшего в качестве регента имением её сына Фомы I. В 1300 году она восстала против Филиппа в пользу Византии; латинян выселили, но она была вынуждена возвратить ему некоторые территории.
Гибель царства
Анне удалось женить своего сына на дочери Михаила IX, но Фома был убит в 1318 году своим кузеном Николаем Орсини, женившемся на его вдове и взявшим под свой контроль Эпир. Он был признан законным правителем Андроником II, но был свергнут собственным братом Иоанном II в 1323 году, а тот был отравлен через 12 лет своей женой Анной, ставшей регентшей при сыне Никифоре II. В 1337 году новый император Византии Андроник III прибыл в Северный Эпир с армией из 2 000 турок, служивших его союзнику — Умуру, эмиру Айдына. Анна пыталась начать переговоры, но Андроник потребовал полную капитуляцию царства, на которую она согласилась. Таким образом Эпирское царство перешло под власть Византии.
Условием соглашения о присоединении Эпира было то, что Никифор женится на одной из дочерей слуги императора — Иоанна VI Кантакузина. Когда настал черёд выполнения условия, Никифор исчез. Андроник узнал о том, что тот сбежал в Италию с помощью эпирской знати, которая желала независимости царства. Он остался в Таранто в Италии, при дворе Катерины II Валуа, номинальной императрице Константинополя.
В 1339 году началось восстание, поддержанное Валуа, бывшей в то время в Пелопоннесе, и вернувшимся в Эпир Никифором. В конце года имперская армия восстановила власть Византии, и в 1340 году туда прибыл Андроник III вместе с Иаонном Кантакузином. Никифор признал власть императора. Он женился на Марии Кантакузине, дочери Иоанна, и получил титул «паниперсеваст» (panhypersebastos).
Империя скоро впала в гражданскую войну между Иоанном V Палеологом и Иоанном VI Кантакузином, а Эпир был завоёван королём Сербии Стефаном IV (в 1348 году). После смерти последнего в 1355 году его государство начало быстро распадаться, чем и воспользовался Никифор II, восстановивший свою власть в Эпире в 1356 году, к которому он в 1357 году присоединил Фессалию. Весной 1356 года он прогнал сербов из столицы царства — Арты. Однако он был убит в сражении с албанскими мятежниками в 1359 году, и территория царства вошла в состав владений брата Душана — Симеона Палеолога. В 1367 году Эпирское царство было восстановлено при сербском аристократе Фоме II Прелюбовиче. Большая часть страны была под контролем албанских кланов, разделённая между несколькими правителями, каждый из которых именовал себя деспотом. В 1384 году, через год после смерти Фомы его вдова вступила в повторный брак и передала царство итальянцам. Сербские и итальянские правители просили помощи у османских турок в борьбе с албанцами. К 1416 году семья Toккo из Кефалинии преуспела в воссоединении Эпира, но внутренние распри ослабили регион, и турки захватили его в 1430 году, Арту в 1449 и Воницу в 1479. За исключением нескольких прибрежных венецианских городов, власть франков в Греции окончилась.
Этнический и социальный состав царства
Основу государства составляли православные (греки и арнауты), которые не покорились крестоносцам (Латинская империя) и продолжали борьбу за возрождение Византии. В областях Македонии и Фракии, входивших временно в состав государства, преобладало славянское население, расселившееся на этих землях ещё в VII в. Основными социальными группами были: аристократия, духовенство (монашество и приходское), горожане, крестьянство. При этом горожане являлись, как показывает судопроизводственная документация (постановления Охридского синода, возглавляемого Димитрием Хоматианом), в основном мелкими земельными собственниками. Среди крестьян существовали группы зависимых крестьян (парики или дулопарики), собственником которых являлась церковь или представители аристократии. Однако основной группой оставались свободные крестьяне, общины которых были особенно распространены в северных районах царства. В отличие от Никейской империи прония (условное владения за службу) не получило широкого распространения в Эпире.
Правители Эпирского царства
По-настоящему греческим государство было в 1205—1318 годах, когда правила византийская династия Дук, конкурировавшая с другим греческим государством — Никейской империей за право восстановить Византию и занять её столицу — город Константинополь.
После 1318 года власть в Эпире переходит в руки итальянской династии Орсини, затем сербам, французам, итальянцам, а в 1460 году — туркам (Османская империя).
Правители Эпира
(с 1296 по 1313 годы в качестве регента правила его мать — Анна I Кантакузина, а фактически весь период — Джованни Орсини)
(с 1335 по 1340 годы в качестве регента правила его мать — Анна II Кантакузина) [7]
Примечания
Литература
См. также
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Эпирское царство» в других словарях:
ЭПИРСКОЕ ЦАРСТВО — гос во на западе Балканского п ова, образованное в 1204 в результате распада Визант. империи (после завоевания Константинополя крестоносцами). Основатель Михаил Ангел Дука (1204 15), родственник визант. имп. Алексея III Ангела. Столицей Э. ц.… … Советская историческая энциклопедия
Древнеэпирское царство — Эпирское царство V веке до н. э. 168 до н. э … Википедия
Эпир — Περιφέρεια Ηπείρου Столица Янина … Википедия
Михаил VIII Палеолог — У этого термина существуют и другие значения, см. Михаил Палеолог. Михаил VIII Палеолог Μιχαήλ Η΄ Παλαιολόγος … Википедия
ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ. ЧАСТЬ I — [Вост. Римская империя, Византия], позднеантичное и средневек. христ. гос во в Средиземноморье со столицей в К поле в IV сер. XV в.; важнейший исторический центр развития Православия. Уникальная по своему богатству христ. культура, созданная в В … Православная энциклопедия
Список византийских императоров — Ниже представлен список императоров Византии в хронологическом порядке. Курсивом выделены узурпаторы. Жирным шрифтом в таблицах выделены даты периодов с преимущественным политическим влиянием описываемого лица (важно при наличии его соправителей) … Википедия
Герцогство Афинское — греч. Δουκάτον Αθηνών фр. Duché d Athènes кат. Ducat d Atenes вассальное государство … Википедия
Феодор Комнин Дука — Θεόδωρος Κομνηνός Δούκας … Википедия
Артский деспотат — алб. Despotati shqiptar i Artës Деспотат ← … Википедия
Греческие государства в первой половине XIII в.
Вы будете перенаправлены на Автор24
Отдельные греческие архонты уже сразу после падения Константинополя под ударами крестоносцев пытались организовать сопротивление латинянам, однако эти попытки, равно как и народные выступления были безуспешными. Однако на некоторых территориях, оставшихся неподконтрольными латинянам, возникли греческие государства, крупнейшими среди которых были:
Никейская империя
Те города Малой Азии, которые вошли в ее состав, представляли собой развитые центры ремесла и торговли, а земля отличалась плодородием.
Основавший Никейское государство Феодор I Ласкарь (1205—1222) не имел больших денежных средств, но в его распоряжении было большое количество бывших императорских поместий, а также владения захваченных латинянами константинопольских церквей и монастырей.
Эти земли перешли к новообразованному государству, и его правитель мог использовать их для раздачи в пронии, обычно прониарий не имел права передавать их по наследству и обязан был нести за них воинскую службу.
Прониары, а также пограничные военные поселенцы — акриты и зажиточные свободные крестьяне — стратиоты, стали основой весьма эффективной армии Феодора I, сумевшей остановить продвижение крестоносцев в Малой Азии.
Его преемнику, талантливому полководцу и администратору Иоанну III Ватацу (1222—1254), удалось перенести военные действия на Балканы и осуществить там несколько важных завоеваний, чем было подготовлено падение Латинской империи. При этом он был вынужден также вести борьбу с другим греческим государством, которым было Эпирское царств (1204—1337).
Готовые работы на аналогичную тему
Эпирское царство
Эпирское царство, в отличие от Никейской империи, не представляло собой централизованного государства, а состояло из множества полузависимых феодальных владений и наместничеств.
Из-за неравномерности экономического развития отдельных частей государства, пестроты этнического состава его населения (помимо греков это были албанцы, славяне, влахи и др.) децентрализованность Эпирского царства усиливалась.
Трапезундская империя
Третье греческое государство, образовавшееся на месте Византии, возникло в Южном Причерноморье, в области Понт.
Высокие горные хребты отделяли эту область от остальной части Малой Азии, поэтому она издавна демонстрировала стремление к политической самостоятельности.
Трапезундская империя обладала выгодным географическим положением на магистральных торговых путях между Западной Европой и Востоком; кроме того, здесь были одни из наиболее густонаселенных областей византийского мира.
В 1204 г. благодаря поддержке войск грузинской царицы Тамары, возникла Трапезундская империя (1204—1461), которую возглавили Великие Комнины, потомки знаменитой византийской династии.
В начальный период своего правления трапезундские Комнины участвовали в борьбе за главенство восстановлении Византийской империи, но после нескольких поражений, которые нанесли им Никейский император Феодор I Ласкарь и сельджуки, они вышли из этой борьбы.
Основой экономики империи было виноградарство, хлебопашество и посредническая торговля с Северным Причерноморьем и Кавказом, Месопотамией, Средней Азией.
Получи деньги за свои студенческие работы
Курсовые, рефераты или другие работы
Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 25 01 2021
Латинское Владычество на Востоке. Эпоха Никейской и Латинской империи.
Глава 2. Никейская Империя (1204-1261).
1. Новые государства, образовавшиеся на византийской территории
Весь XIII век полон постоянными столкновениями и распрями между вышеназванными владениями в самых разнообразных сочетаниях: то греки боролись с пришлыми франками, турками и болгарами; то греки боролись с греками, внося и без того уже в расстроенную жизнь страны новые элементы разложения в виде национальной розни; то франки воевали с болгарами и т. д. Все эти военные столкновения сопровождались заключением также разнообразных и большей частью непродолжительных международных союзов и соглашений, которые легко заключались и так же легко разрывались.
В высшей степени важным являлся вопрос о том, где образуется центр политический, экономический, национальный, религиозный и культурный, около которого могла бы окрепнуть идея объединения и порядка. Основавшиеся на Востоке западные феодальные государства и купеческие фактории, где каждый преследовал свои личные интересы, содействовали при существовавшей тогда общей анархии дальнейшему разложению, не будучи в состоянии создать новых порядков, не имея силы справиться с полученным после четвертого похода наследством. ⌠Все эти западноевропейские черезполосные владения на Востоке, действовали не созидающе, а разрушающе, и поэтому сами были разрушены. Восток же остался господином на Востоке.■ [+413]
Начало Никейской империи и Ласкариды
В центре нашего изложения мы поставим историю Никейской империи, где образовалась и окрепла идея национального греческого объединения и воссоздания византийского государства, откуда вышел Михаил Палеолог, завладевший в 1261 году Константинополем и восстановивший, хотя и далеко не в прежних размерах, Византийскую империю. Одно время можно было думать, что задача восстановления греческой империи выпадет на долю другого греческого центра, а именно Эпирского деспотата; но, как мы увидим ниже, эпирские деспоты в силу целого ряда условий должны были отступить перед усилившимся значением Никеи и отказаться от руководящей роли на христианском Востоке. Третий греческий центр, Трапезундская империя, лежал слишком далеко в стороне, чтобы играть руководящую роль в деле объединения греков; поэтому история Трапезунда имеет свой специальный как политический, так и культурный и экономический интерес и заслуживает особого, самостоятельного рассмотрения.
Основателем Никейского государства, этой ⌠империи в изгнании,■ был Феодор Ласкарь, родственный по жене своей Анне, дочери бывшего императора Алексея III, с фамилией Ангелов и через Алексея III с фамилией Комнинов. Происхождение Ласкаридов и название родного города Феодора неизвестны. При Алексее III он занимал определенное положение в армии и энергично сражался против крестоносцев. [+414] По всей видимости, константинопольское духовенство его расценивало как возможного императора Византии после бегства Алексея Дуки Мурзуфла и до момента взятия столицы крестоносцами. Однако в это время он бежал в Малую Азию. Там же нашли убежище от нашествия крестоносцев многочисленные представители византийской гражданской и военной знати, некоторые видные представители духовенства и известное число других беглецов, которые не желали быть под игом чужеземной власти. Последний греческий патриарх столицы Иоанн Каматир, однако, оставив столицу, направился в Болгарию и отказался приехать в Никею по приглашению Феодора.
Бежавший из Афин от латинян митрополит этого города Михаил Акоминат, рекомендуя в письме вниманию Феодора Ласкаря одного Эвбейца, между прочим замечает, что последний тайно уехал в Никею, предпочитая жизнь изгнанника во дворце греческого (ромейского) государства пребыванию на родине, угнетаемой чужеземцами; в этом же рекомендательном письме Михаил прибавляет, что если названный Эвбеец найдет приют в Никее, то это окажет сильное влияние на все население Греции, которое ⌠будет смотреть на Феодора, как на единственного общего освободителя,■ т.е. всей Романии. [+415]
После смерти Феодора Ласкаря, правившего с 1204 по 1222 годы, царствовал его зять, муж дочери Ирины, Иоанн III Дука Ватац (1222-1254), [+416] самый талантливый и энергичный из никейских государей. После его смерти престолом владели сначала сын его Феодор II (1254-1258), а затем несовершеннолетний внук Иоанн IV (1258-1261). Последний был низложен Михаилом Палеологом, восстановителем Византийской империи.
Положение нового государства в Вифинии было в высшей степени опасно, так как с востока грозил ему сильный, занимавший всю внутреннюю часть Малой Азии Иконийский султанат сельджукидов, которому принадлежала также часть Средиземного побережья на юге и Черноморского на севере; а с запада теснила Никейское государство Латинская империя, поставившая себе одной из первых задач уничтожение только что народившейся Никейской державы. На долю Феодора Ласкаря, который первые два года правил с титулом не императора, а деспота, выпала сложная и тяжелая работа. Внутри страны господствовала анархия; в некоторых частях ее появились самостоятельные правители; Никея закрыла перед Феодором ворота.
Между тем, крестоносные латинские рыцари, утвердившись в Константинополе, решили в том же 1204 году завоевать Малую Азию. Их военные действия там развивались очень успешно. Малоазиатским грекам казалось, что все уже для них погибло. По словам Виллардуэна, ⌠они [*44] весьма разжились и очень хорошо себя обеспечили, ибо жители страны перешли на их сторону и начали выплачивать свои ренты.■ [*45] В этот критический для молодого государства момент пришло неожиданное известие о том, что латинский император Балдуин взят в плен болгарами.
Вспыхнувшее на Балканском полуострове греко-болгарское восстание заставило крестоносцев оттянуть посланные в Малую Азию на борьбу с Феодором Ласкарем войска в Европу. В битве под Адрианополем (в апреле 1205 года) Иоанн, при помощи бывшей в его войске половецкой (куманской) конницы, нанес решительное поражение крестоносцам. В этом сражении пал цвет западного рыцарства, а сам император Балдуин был взят болгарами в плен. Какова была судьба пленного императора, до сих пор неизвестно; по всей вероятности, Балдуин, по приказанию болгарского царя, был так или иначе убит. [+421] За неимением известий о судьбе Балдуина, на время его отсутствия регентом Латинской империи был избран его брат Генрих. Более восьмисот лет до этого, в 378 г., другой римский император, Валент, был убит около Адрианополя в битве с готами.
Другой участник битвы, престарелый дож Энрико Дандоло, вынесший на себе тяжелое ночное отступление остатков разбитого войска, вскоре после этого удара умер и был погребен в храме Св. Софии. По распространенному преданию, прах его оставался там до взятия Константинополя турками, когда султан Мехмед приказал будто бы развеять прах венецианского героя по ветру. [+422]
Адрианопольское поражение поставило государство крестоносцев в отчаянное положение. Это было для Латинской империи ударом, подкосившим в самом начале всю ее будущность. По словам одного историка (Гельцера), ⌠этим страшным днем окончилось франкское господство в Романии.■ [+423] Действительно, ⌠участь Латинской империи в Константинополе некоторое время была вполне в руках болгарского царя.■ [+424]
В то же время адрианопольская битва имела первостепенное значение для Болгарского царства и Никейского государства. Казалось, что, пока греки Македонии и Фракии, не имея своего национального центра в Европе и не предчувствуя будущего значения в этом смысле Никеи, сочли возможным прийти к соглашению и к общим действиям с болгарами против латинян, то Калояну открывалась полная возможность выполнить широко намеченную им задачу, а именно: установить на месте пришлых и враждебных франков великое греко-славянское государство на Балканском полуострове с центром в Константинополе. Но, как пишет В. Г. Васильевский, ⌠миродержавная императорская роль представителя греко-славянского мира не давалась славянским государям. Попытка Иоанна основать греко-болгарское царство на Балканском полуострове, со столицей в Константинополе, осталась в области мечтаний.■ [+425]
Между тем, антиисторическое греко-болгарское соглашение, давшее в результате адрианопольскую победу, быстро расстроилось, как только балканские греческие патриоты увидели в Никейском государстве возможного освободителя от латинских завоевателей и выразителя их национальных чаяний и надежд. На Балканском полуострове появилось ярко выраженное анти болгарское направление, против которого болгарский царь открыл беспощадную истребительную войну. По свидетельству источника, Иоанн мстил за те злодеяния, которые причинил болгарам император Василий II; если последний назывался Болгаробойцей (Булгароктонос), то Иоанн называл себя Ромеобойцей (Ромеоктонос). Греки прозвали его ⌠Иваном-Собакой■ (по-гречески Скилоиоанном), [+426] латинский император называет его в письме ⌠великим опустошителем Греции■ (magnus populator Graeciae). [+427]
Кровавая кампания Иоанна во Фракию и Македонию окончилась для него роковым образом. При осаде Солуни (в 1207 году) он погиб насильственной смертью. Греческое предание говорит о нем как о враге православной церкви, пораженном чудесным образом десницею великомученика Димитрия Солунского. Предание об этом было внесено в сказания о чудесах великомученика, существующие на греческом языке, на славянском (в минеях митрополита Макария), а также и в русских хронографах. Итак, болгарский царь не сумел воспользоваться благоприятно сложившимися для него обстоятельствами после адрианопольской победы. В его лице, писал П. Ников, ⌠сошел с исторической сцены один из крупнейших дипломатов, которых когда-либо давала Болгария.■ [+429]
Но адрианопольская битва, уничтожившая силу франкского господства в Константинополе, спасла от гибели Никейское государство и указала ему пути к новой жизни. Феодор Ласкарь, избавившись от опасности со стороны западного соседа, деятельно принялся за устроение своего государства. Прежде всего, когда Феодору удалось утвердиться в Никее, поднялся вопрос о провозглашении его императором вместо деспота.
Так как греческий константинопольский патриарх, удалившийся после франкского вторжения в Болгарию, отказался приехать в Никею, там был избран новый патриарх, Михаил Автореан. Избранный в 1208 г., он имел свою резиденцию в Никее и короновал Феодора императором в том же 1208 г. [+430] Это событие 1208 года имело для последующей истории Никейского государства крупное значение; Никея сделалась церковным центром империи. Наряду с потрясенной Латинской империей выросла вторая империя, объединившая постепенно довольно значительную территорию в Малой Азии и привлекшая, мало-помалу, к себе внимание и надежды европейских греков. Появление новой империи должно было обострить ее отношения к империи Константинопольской; две империи на развалинах единой Византийской империи ужиться мирно не могли. В договоре, заключенном около 1220 года между Феодором и венецианским представителем в Константинополе (подеста), мы находим официальный титул первого, признанный, очевидно, Венецией: ⌠Teodorus, in Christo Deo fidelis Imperator et moderator Romeorum et semper augustus, Comnenus Lascarus.■ [+431]
Из средневековых памятников в современном турецком городе Иснике (бывшей Никее) до первой мировой войны можно было отметить, помимо городских стен, скромную небольшую церковь Успения Пресвятой Девы, вероятно IX века, с интересными и важными для истории византийского искусства мозаиками. [+438] Однако во время первой мировой войны Никея попала под бомбежку и в городе не осталось ни одного целого дома. Церковь Вознесения особенно пострадала. Она была разрушена, и только западная арка свода и южная часть портика входа (narthex) сохранились. Другая известная церковь Никеи, собор Софии, также находится в удручающем состоянии. [+439]
Внешняя политика Ласкаридов и возрождение Византийской империи
Турки-сельджуки
Война Феодора с сельджукским султаном, которому, как известно, принадлежала большая часть Малой Азии, имела большое значение для будущего молодой Никейской империи. Для турецкого Иконийского, или Румского, султаната появление нового государства в виде Никейской империи, конечно, было в высшей степени неприятно, так как ставило препятствие для дальнейшего продвижения турок на запад к побережью Эгейского моря. К этой главной основной причине обостренных отношений между двумя государствами присоединилось еще то обстоятельство, что тесть Феодора Ласкаря, Алексей III Ангел, бежал к султану и умолял его помочь вернуть утерянный трон. Султан воспользовался приездом Алексея и послал Феодору грозное требование о передаче ему трона, скрывая под этим предлогом свою действительную цель завладения всей Малой Азией. Открылись военные действия, разыгравшиеся преимущественно в Антиохии на р. Меандре, в Карии. Главной силой у Феодора был отряд храбрых западных наемников, которые в сражении с турками, несмотря на свою доблесть и причиненные туркам громадные потери, почти все остались на поле брани. Но Феодор Ласкарь своей личной храбростью поправил дело. В происшедшем столкновении султан был убит, может быть, даже самим императором. Современный событиям источник говорит, что ⌠султан упал как с башни,■ то есть с лошади, на которой находился. [+443] В той же битве бывший император Алексей III, нашедший пристанище у турок, был взят в плен. Он был пострижен и окончил дни в одном из никейских монастырей.
Каких-либо крупных территориальных изменений в пользу Феодора после этой войны, по-видимому, не произошло. [+444] Но моральное значение победы христианского греческого императора Никеи над мусульманами было очень велико: она закрепила новое государство, воскресила прежние заветы Византийской империи борьбы с исламом и наполнила радостью и бодростью сердца греков не только малоазиатских, но и европейских, которые впервые после этого увидели в Никее возможный центр будущего объединения. Никита Акоминат написал в честь Феодора, по случаю этой победы, большое, напыщенное похвальное слово. [+445] Брат Никиты, Михаил Акоминат, бывший афинский митрополит, покинувший после 1204 года Афины и проводивший оставшуюся часть своей жизни на одном из островов у берегов Аттики, прислал оттуда Феодору, по случаю той же победы, поздравительное письмо, в котором высказывал пожелания, чтобы он приобрел себе трон Великого Константина в том месте, которое изначально избрал Господь, [+446] т.е. трон в Константинополе.
Латинская империя
Но, если победой Феодора были обрадованы греки, то, как это ни странно, ей был доволен и Генрих, император латинский, боявшийся храбрых западных наемников Феодора, которые, как было отмечено выше, почти все погибли в борьбе с турками. Эта победа Феодора, по мнению Генриха, лишь ослабила никейского императора, о котором, как пишет источник, Генрих сказал: ⌠Ласкарь побежден, а не победил.■ [+447] Генрих, конечно, ошибался, так как вскоре после войны Феодор снова имел в своем распоряжении значительное количество франков и хорошо вооруженных греков. [+448]
Заключенный между двумя императорами мир точно определил границы обоих государств в Малой Азии: северо-западная часть полуострова оставалась в руках Латинской империи, то есть, если не считать некоторых незначительных территориальных приращений внутри страны, малоазиатские владения латинян после этого соглашения немногим отличались от владений, выпавших им на долю по разделу 1204 года. [+453]
Иоанн III Дука Ватац (1222-1254)
После смерти Феодора I Ласкаря на никейский престол вступил зять его, муж его дочери Ирины, Иоанн III Дука Ватац (1222-1254). [+458] Хотя его предшественник и заложил некоторое основание для дальнейшего развития Никейского государства, тем не менее международное положение последнего было таково, что настоятельно требовало пребывания у власти решительного и энергичного правителя, каким и явился Иоанн Ватац.
В то время четыре державы оспаривали господство на Востоке: Никейская империя, Латинская империя, Эпирский деспотат и Болгарское царство Иоанна-Асеня II. Внешняя политика Иоанна Ватаца и заключалась, с одной стороны, в войнах, с другой стороны, в союзах то с одной, то с другой державой. К счастью для него, три его соперника на Балканском полуострове никогда не действовали все сообща и дружно, а вели между собой колеблющуюся политику ослабляющих их военных действий или скоропреходящих союзов. Иоанн Ватац прекрасно справился со сложной международной задачей.
Эпирский деспотат и Никейская империя
Для дальнейшей судьбы Никейской империи в высшей степени была важна история Эпирского деспотата, т.е. второго греческого центра, около которого при известном развитии событий могли сплотиться интересы западных греческих патриотов и откуда могло произойти воссоздание Византийской империи, помимо Никеи. Между этими двумя греческими государствами, не шедшими на взаимные добровольные уступки, в видах общей цели эллинского объединения, неминуемо должна была открыться борьба за будущее восстановление Византии.
Основателем Эпирского деспотата в 1204 году, как известно, был Михаил I Ангел. Фамилия эпирских Ангелов находилась в некотором родстве по восходящей линии с фамилиями Комнинов и Дуков, и поэтому имена государей Эпира нередко сопровождаются сложным династическим названием ⌠Ангелов-Комнинов-Дуков.■ Первоначально владения эпирского деспота простирались от Диррахия на севере до Коринфского залива на юге, т.е. занимали территорию древнего Эпира, Акарнании и Этолии. Столицей нового государства сделался город Арта.
При изложении событий Эпира XIII века надо иметь в виду, что история деспотата еще недостаточно разработана и далеко не все источники известны; в силу чего многое остается до сих пор спорным и неясным. Много света пролили на историю деспотата изданные в конце XIX века В. Г. Васильевским письма Иоанна Апокавка, митрополита Навпактского (Лепанто). [+459]
По характеру внутреннего управления деспотат не отличался от приемов до 1204 года, когда его территория представляла собой провинцию Византийского государства; изменилось лишь название формы правления, а народ продолжал жить на основах византийской администрации. Будучи со всех сторон окружен латинскими и славянскими государствами, на востоке феодальным Фессалоникийским королевством, на северо-востоке Болгарским царством и на западе владениями Венеции, угрожавшей морскому побережью Эпира, деспотат должен был пойти по пути создания крепкой военной силы, которая могла, в случае необходимости, дать отпор внешнему врагу. Немалым подспорьем в последнем случае служила для деспотата также горная, малодоступная природа местности. Деспот Михаил I смотрел на себя как на совершенно независимого государя и отнюдь не признавал какого-либо главенства Феодора Ласкаря Никейского. Церковь в деспотате также управлялась самостоятельно, и Михаил I сделал распоряжение, чтобы местные митрополиты приступили к рукоположению епископов.
Первоначальной задачей эпирского деспота было сохранение в западных областях Греции эллинизма от поглощения его соседними франками и болгарами. Более широкие задачи, которые вывели деспотат далеко за тесные пределы интересов государства, появились и развились позднее.
В правление Феодора Ласкаря у Никеи не было, по-видимому, серьезных столкновений с деспотатом. Со вступлением на престол Иоанна Ватаца обстоятельства изменились. В это время на эпирском престоле сидел уже брат Михаила Феодор, с именем которого связывается представление о расширении пределов его государства за счет латинян и болгар.
Новый деспот Феодор Ангел пребывал при жизни брата при дворе никейского государя. Когда Михаил I обратился к Феодору Ласкарю с просьбой отпустить брата в Эпир для помощи деспоту в управлении государством, то никейский император исполнил просьбу Михаила, взяв предварительно с Феодора Эпирского клятву в верности ему, как императору, и его никейским преемникам. Опасения Феодора Ласкаря оказались обоснованными: когда Феодор Ангел сделался эпирским государем, то он, нисколько не считаясь с данной никейскому императору клятвой, открыл, когда счел нужным, военные действия против Никеи.
На этом антилатинская политика Феодора Ангела не закончилась. Вскоре возник вопрос о королевстве Фессалоникийском (Солунском), королем которого был, как известно, с 1204 г. Бонифаций Монферратский, убитый, однако, в стычке с болгарами уже три года спустя. После этого в королевстве начались смуты и раздоры. Пока был жив энергичный латинский император Генрих, он мог еще оберегать Солунь от двух ее наиболее грозных врагов, Болгарии и Эпира. Но после смерти Генриха и нового латинского императора Петра Куртене королевство Фессалоникийское было не в состоянии противиться наступательным действиям Феодора Эпирского.
Много интересного и нового по данному вопросу сообщает нам драгоценный сборник писем вышеупомянутого навпактского митрополита Иоанна Апокавка. Из его переписки, как пишет В. Г. Васильевский, ⌠мы в первый раз узнаем, какое живое участие в эпирском движении принимало греческое духовенство и в особенности греческие епископы. Провозглашение Феодора Ангела Эпирского императором ромеев понималось весьма серьезно; Солунь, которая перешла в его руки, противопоставлялась Никее; ему прямо указывали на Константинополь как на ближайшую цель его честолюбия и верную его добычу; говорили, думали и писали, что ему предстоит войти в Святую Софию и занять здесь место православных римских императоров, на котором беззаконно восседали пришлые латиняне. Осуществление таких мечтаний вовсе не лежало вне пределов возможного; овладеть Константинополем из Солуни было даже легче, чем из Никеи.■ [+469]
Провозглашение Феодора солунским императором и помазание его на царство архиепископом Димитрием Хоматином должно было повлечь за собой политический разрыв между Солунью и Никеей и церковный разрыв между западными греческими иерархами и никейской патриархией, именовавшей себя патриархией Константинопольской.
В течение довольно продолжительного времени после падения латинского Солунского королевства некоторые западноевропейские принцы, родственные Монферратской фамилии, продолжали на Западе носить пустой титул Солунского короля. Это были так называемые ⌠титулярные■ Солунские короли, подобно тому, как после падения Латинской империи в 1261 году в Западной Европе будут ⌠титулярные■ Латинские императоры.
Таким образом, с 1222 г., [+470] когда была провозглашена Фессалоникийская империя, в своем основании отрицавшая империю Никейскую, на христианском Востоке появились три империи: две греческих, Фессалоникийская и Никейская, и Латинская империя в Константинополе, с каждым годом слабевшая. [+471] Дальнейшая история XIII века развивалась в зависимости от взаимных отношений этих империй, в судьбы которых, в виде решающего фактора, вмешалось Болгарское царство Иоанна-Асеня II.
Фессалоника и Никея
Вести об усилении Никеи и Эпира доходили до Западной Европы и вызывали тревогу за будущую судьбу Латинской империи. В своем письме (от мая 1224 г) к французской королеве Бланке, матери Людовика IX, папа Гонорий III, вспоминая о сильной империи Романии и о том, что ⌠там недавно создана была как бы новая Франция,■ предупреждает королеву, что ⌠сила французов (на Востоке) уменьшилась и уменьшается, в то время как противники против них серьезно крепнут, так что, если императору не будет оказана быстрая помощь, то можно опасаться, что латинянам будет угрожать непоправимый ущерб как в людях, так и в средствах.■ Затем в письме следует просьба к французскому королю помочь латинскому императору. [+472]
Иоанн Ватац вскоре по вступлении на престол открыл успешные военные действия против латинян в Малой Азии, затем при помощи флота, который уже был у никейского государя, захватил ряд островов Архипелага, например, Хиос, Лесбос, Самос и некоторые другие, а затем, получив от жителей Адрианополя просьбу прийти к ним и освободить их от латинского ига, перенес военные действия в Европу: он послал под Адрианополь войско, которое, по-видимому, без боя и заняло этот важный пункт. Для Иоанна Ватаца обладание Адрианополем являлось преддверием для овладения Константинополем. Один из соперников, казалось, был недалеко от заветной цели.
В то же время Феодор Ангел, выступив из Солуни на восток, завоевал большую часть Фракии и, подойдя в 1225 году к Адрианополю, заставил удалиться оттуда стоявших там военачальников и войско Иоанна Ватаца. Для планов последнего оставление Адрианополя являлось крупной неудачей. Между тем Феодор, захватив еще некоторые пункты, дошел со своим войском до самых стен Константинополя. Латиняне переживали критические моменты. Император Солунский почти уже был фактически восстановителем Византийской империи. Владения его простирались от Адриатического моря почти до Черного моря.
Но Феодор должен был отказаться от дальнейших успехов в борьбе против латинян, так как ему самому стала грозить суровая опасность с севера в лице Иоанна-Асеня II Болгарского, также имевшего виды на Константинополь.
4. Роль Болгарии на христианском Востоке при царе Иоанне-Асене II
Для истории Византии Иоанн-Асень II очень важен, как носитель идеи Велико-болгарского царства, которое должно было, казалось, объединить все православное население Балканского полуострова и получить свою столицу в Царьграде. Само собой разумеется, что подобные планы шли вразрез с насущными интересами обеих греческих империй и должны были повлечь за собой враждебные столкновения. Сама судьба, казалось, облегчала болгарскому царю осуществление его планов.
После смерти Латинского императора Роберта (1228 г.) на престол должен был вступить малолетний брат его Балдуин. Поднялся вопрос о регентстве. Некоторые предлагали в регенты Иоанна-Асеня, состоявшего в некотором родстве с Балдуином; причем для укрепления связи предположили устроить помолвку Балдуина с несовершеннолетней дочерью Асеня. Последний, учтя все выгоды предлагаемого соглашения и питая надежду на бескровный захват Константинополя, согласился на предложение и дал обещание освободить для Балдуина земли, занятые врагами, т.е. в данном случае, главным образом, Феодором Эпирским. Однако, латинские рыцари и представители духовенства упорно восстали против кандидатуры смертельного врага Латинской империи и настояли на том, чтобы регентом государства был избран француз, ⌠титулярный■ король Иерусалимский, пребывавший в то время в Западной Европе, восьмидесятилетний Иоанн Вриенский. Таким образом, первая возможность для Асеня овладеть Константинополем окончилась неудачей.
Как известно, после взятия Адрианополя главную роль на Балканском полуострове играл Феодор Эпирский, император Солунский, который вступил в союз с болгарским Асенем. Но союзные их отношения продолжались недолго. История с регентством Иоанна-Асеня в Константинополе вызвала в Феодоре сильные подозрения. Нарушив вероломно союзный договор, он открыл военные действия против болгар. Решительная битва произошла в 1230 году при местечке Клокотнице (теперь Семидже), между Адрианополем и Филиппополем, и окончилась полной победой Иоанна-Асеня, которому оказала существенную помощь половецкая конница. [+475] Сам Феодор Ангел попал в плен. Будучи сначала милостиво принят Асенем, он впоследствии затеял против него какую-то интригу, за что и был ослеплен.
Клокотницкое сражение 1230 года является одним из поворотных пунктов в истории христианского Востока XIII века. Оно разрушило Западную греческую империю, западный греческий центр, который, казалось, был уже близок к тому, чтобы стать восстановителем Византийской империи. Кратковременная Западная империя (1223-1230), можно сказать, прекратила свое существование, и брат взятого в плен Феодора Ангела Мануил правил после этого в Солуни, как полагают некоторые историки, с титулом уже не императора, а деспота. Но вряд ли это так: он продолжал подписывать свои грамоты красными чернилами, что было присуще царской чести, и назывался в документах царем. [+476] В дальнейшей истории XIII века Солунь и Эпир, распавшиеся на два отдельных владения, уже роли не играют. С этих пор борьба за Константинополь велась не между тремя соперниками, а двумя: Иоанном Ватацем и Иоанном-Асенем.
Болгарскому царю после победы над Феодором Эпирским достался без боя Адрианополь и почти вся Македония и Албания до Диррахия (Драча). В руках греков оставались Солунь, Фессалия и Эпир.
До нас дошла надпись на белой мраморной колонне в тырновской церкви Сорока Мучеников, где болгарский царь говорит о результатах своей победы в таких хвалебных выражениях: ⌠Я, Иоанн-Асень, во Христе Боге верный царь и самодержец болгарам, сын старого Асеня царя. вышел на брань в Романию и разбил греческое войско, и самого царя, господина Феодора Комнина, взял со всеми его боярами, и перенял все земли от Адрианополя до Драча, греческую, а также албанскую и сербскую. Только города окрест Царьграда и самый Царьград держали латины (фрузи, франки), но и те подчинились руке моего величества, потому что иного царя, кроме меня, не имели, и только благодаря мне они продолжали свое существование.■ [+477] Из относящейся к этому же времени грамоты Асеня дубровницким купцам о свободе их торговли во владениях царя видно, что вся прежняя европейская Турция (кроме Константинополя), почти вся Сербия и вся Болгария входили в сферу влияния Асеня. [+478]
Греко-болгарский союз
После этого Иоанн-Асень, раздраженный неудачным решением вопроса о его регентстве в Константинополе, стал во главе созданного им союза православных государей Востока, т.е. его самого, Иоанна Ватаца Никейского и Мануила Солунского, направленного против латинян. Нельзя не видеть в образовании этого союза опасного шага для интересов болгар на полуострове. Этим самым, по правильному суждению В. Г. Васильевского, Асень, душа коалиции, ⌠содействовал сближению Мануила Солунского с Никейским императором, европейских греков с малоазиатскими, открывал пути влиянию Никейского помазанника в прежней Западной империи и даже в своих собственных владениях. Восстановление православной Восточной империи отчасти решено было этим сближением.■ [+479] Важным результатом этого союзного соглашения для внутренней истории Болгарии было признание там автокефального болгарского патриаршества, что было сделано с согласия никейского и других восточных патриархов.
Столица попала снова в очень опасное положение, будучи со всех сторон окружена врагами, что понимали современники. В цели наступательного союза против латинян входило полное уничтожение латинского господства, изгнание латинян из Царьграда и раздел их владений между союзниками. Солунь, собственно говоря, во внимание не принималась. Войска Асеня и Ватаца с суши и моря осадили в 1235 году Константинополь, но, не добившись решительных результатов, должны были удалиться. Встревоженный папа Григорий IX, в письме своем с призывом о помощи Константинопольскому императору, сообщал о том, что ⌠Ватац и Асень, схизматики, недавно заключившие между собой союз нечестия, напали с многочисленным греческим ополчением на землю дражайшего во Христе сына нашего, императора Константинопольского.■ [+480] Доведенный до отчаяния император Балдуин II, покинув Константинополь, объезжал Западную Европу, умоляя ее правителей помочь империи.
На этот раз Константинополь уцелел. Одной из причин, остановивших успехи православного союза, было охлаждение к нему самого Иоанна-Асеня, который понимал, что в лице Никейского императора он имел более опасного врага, чем в отжившей и ослабевшей Латинской империи. Поэтому болгарский царь быстро изменил свою политику, выступив уже защитником Латинского императора. Одновременно он сделал шаги к сближению с папским престолом, заявляя о своей преданности католической церкви и прося прислать для переговоров легата. Таким образом распался кратковременный греко-болгарский союз тридцатых годов XIII века.
Союз Иоанна Ватаца с Фридрихом II Гогенштауфеном
С именем Иоанна Ватаца связывается вопрос об интересном сближении двух далеких друг от друга государей, Никейского императора и императора Западного Фридриха II Гогенштауфена.
Унаследовав вместе с тем представление об императорской власти как о неограниченной, дарованной Богом власти римских императоров, которой принадлежит верховная власть над миром, Фридрих II явился заклятым врагом папства с его учением о превосходстве папской власти над властью государей. Борьба пап с Фридрихом II была упорная; трижды император подвергался папскому отлучению и умер, измученный и изнуренный этой напряженной борьбой, в которой папы, отбросив какие-либо духовные цели, мстили лишь своим личным врагам, этому ⌠змеиному отродью■ Гогенштауфенов, которое они стремились уничтожить.
В такой натуре, какою была натура Фридриха II, политические планы и интересы господствовали над интересами церковными. Враждебное отношение к папству у Фридриха распространялось и на все то, что поддерживалось папством. В последнем случае для нас важна Латинская империя на Востоке, в которой папство видело одно из средств для церковной унии между западной и восточной церквами. Уже в этом сошлись интересы Фридриха и Иоанна Ватаца. Если Фридрих относился враждебно к Латинской империи потому, что видел в ней один из элементов папской силы и влияния, то Иоанн Ватац видел в папе церковного противника, который не хотел признавать константинопольского, находившегося в Никее православного патриаршества и являлся крупным препятствием для достижения намеченной им цели обладания Константинополем. Начало сношений двух императоров относится к концу тридцатых годов XIII века. Фридрих не побоялся заключить ⌠союз с греками, смертельными врагами как папства, так и Латинской империи.■ [+485]
Но надо сказать, что первые дипломатические сношения греков с Фридрихом были раньше этого, а именно: Феодор Ангел Эпирский вел с ним дружескую переписку и получал даже от Западного императора из Южной Италии материальную помощь, за что папа Григорий IX, заодно с Фридрихом, предал отлучению и анафеме эпирского деспота. Из этого явствует, что для тех или других политических комбинаций Фридриха религия, будет ли то православная или католическая, значения не имела.
При общем враждебном отношении к папству Фридрих и Иоанн Ватац преследовали различные цели. Первый добивался отказа пап от притязаний на светскую власть; второй желал, при помощи известных компромиссов, чтобы Запад признал восточную церковь и чтобы этим самым латинское патриаршество в Константинополе теряло свой смысл. После этого Иоанн Ватац мог надеяться, что Латинская империя исчезнет сама собой. Папа также по-разному относился к двум неожиданным союзникам. Во Фридрихе он видел непокорного сына церкви, посягавшего на неотъемлемые, с папской точки зрения, прерогативы власти ⌠викариев Христа■ и наследников св. Петра. Иоанн же Ватац в глазах папы был схизматик, который являлся препоной для достижения заветной мечты папства, т.е. для воссоединения церквей. В своих взаимных отношениях Фридрих II обещал Ватацу очистить Константинополь от латинян и возвратить его законному государю; в свою очередь, Никейский император обязывался признать себя вассалом Западного императора и восстановить единение между обеими церквами. Конечно, трудно сказать, насколько эти обещания были искренни.
Отношения между Фридрихом и Иоанном Ватацем были настолько тесными, что уже в конце тридцатых годов греческие войска сражались в Италии в войске Фридриха. Еще теснее стали отношения двух антипапских государей после смерти первой супруги Иоанна Ватаца Ирины, дочери Феодора I Ласкаря, когда вдовый император, ⌠не вынести одиночества,■ по словам источника, [+486] женился на дочери Фридриха II Констанции, переменившей, вероятно, свое католическое имя при переходе в православие на имя Анны. Существует длинная поэма, написанная Николаем Ириником по случаю брачных торжеств в Никее. Первые две строчки этой поэмы таковы:
Дружественные отношения между Фридрихом и Ватацем продолжались до самой смерти первого, хотя в последние годы Фридрих был обеспокоен завязавшимися сношениями между Никеей и Римом и обменом между ними посольствами, по поводу чего в письме своем к Ватацу порицал ⌠отеческим образом поведение сына,■ который ⌠без отцовского совета пожелал отправить посла к папе.■ Не без некоторой иронии пишет далее Фридрих: ⌠Мы не желаем ничего делать или предпринимать без твоего совета■ в делах Востока, ⌠так как эти соседние с тобой страны более известны твоему величеству, чем нам.■ [+493] Фридрих предупреждает Ватаца, что римские епископы ⌠не архиереи Христа, но хищные волки, дикие звери, пожирающие народ Христа.■ [+494] После смерти Фридриха II и особенно после того, как Манфред, побочный сын его, сделался сицилийским королем, отношения изменились, и он, как будет отмечено ниже, выступил уже в виде врага Никейской империи. Одним словом, уже после смерти Иоанна Ватаца в 1254 г., ⌠союз, о котором мечтал Фридрих II, был лишь воспоминанием.■ [+495]
Нельзя сказать, чтобы союз между двумя императорами дал какие-либо важные результаты; но тем не менее нельзя и не отметить того, что Иоанн Ватац, чувствуя дружественную поддержку Западного императора, должен был иметь более твердую надежду на конечный успех его политики, т.е. на овладение Константинополем.
[+414] A. Gardner. The Lascarids of Nicaea: The Story of an Empire in Exile. London, 1922, pp. 53-54; A. Μελιάρκες. Ιστορία του βασιλείου της Νικαίας και του δεσποτάτου της Ηπείρου (1204-1261). Αθήναι, 1898, ρ. 8; Μ. А. Андреева. Очерки культуры византийского двора в XIII веке. Прага, 1927, с. 82-85.
[+415] Michael Acominatus, ed. S. Lampros, vol. II, pp. 276-277.
[+416] Историки обычно называют Иоанна Ватаца Иоанном III, разумея под первыми двумя Иоанна Цимисхия и Иоанна Комнина.
[+417] Nicetas Choniates. Historia, Bonn, ed., pp. 808-809.
[+420] Ф. И. Успенский. Образование второго Болгарского царства. Одесса, 1879, с. 245-246.
[+422] См.: H. Kretschmayr. Geschichte von Venedig. Bd. I. Gotha, S. 321, 472.
[+423] H. Gelzer. Abriss der byzantinischen Kaisergeschichte. München, 1897, S. 1042.
[+424] Ф. И. Успенский. Образование второго Болгарского царства, с. 250.
[+426] Georgii Acropolitae Annales, XIII; in ╚Opera Omma╩, ed. A. Heisenberg. Leipzig, 1903, pp. 23-24.
[+427] См.: J. A. Buchon. Recherches et materiaux pour servir ä une histoire de la domination francaise, t. II. Paris, 1840, p. 211.
[+429] П. Ников. Българската дипломатия. с. 108.
[+431] G. L. F. Tafel, G. M. Thomas. Urkunden zur altern Handels-und Staatsgeschichte der Republik Venedig. Bd. II, S. 205.
[+433] Aboul Hassan Aly el Herewy. Indications sur les lieux de Pèlerinage. Traduction de Ch. Schefer. Archives de l’Orient latin. Paris, 1881, t. I, p. 590.
[+434] См.: Nicetas Choniates. Historia, Bonn ed., p. 318; Ж. де Виллардуэн. Завоевание Константинополя, ╖ 304, с. 79.
[+435] Nicephort Blemmydae Curriculum vitae et carmina. Ed. A. Heisenberg. Lipsiae, 1896, p. 113, vss. 22-24.
[+437] Напечатано в: С. Sathas. Bibliotheca graeca medii aevi, vol. I. Paris, 1872, p. 139 ff.
[+440] A. Heisenberg. Neue Quellen zur Geschichte des lateinischen Kaisertums. II, S. 11-12.
[+441] A. Sathas. Bibliotheca graeca medii aevi, vol. I, pp. 99, 105, 107.
[+443] Georgius Acropolita. Annales, cap. 10. Ed. A. Heisenberg, p. 17.
[+445] A. Sathas. Bibliotheca graeca medii aevi, vol. I. pp. 129-136.
[+446] Mich. Acominatus, ed. S. Lampros, vol. II. Athenae, 1879, pp. 353 ff.
[+447] Georgius Acropolita. Annales, cap. 15; ed. A. Heisenberg, p. 27.
[+448] E. Gerland. Geschichte der Frankenherrschaft in Griechenland. II, S. 216.
[+450] Имеется в виду Босфор.
[+451] Recueil des historiens des Gaules et de la France, nouvelle édition, t. XVIII, Paris, 1879, pp. 530-533.
[+453] См.: A. Gardner. The Lascarids of Nicaea, pp. 85-86; Idem. Geschichte der Frankenherrschaft in Griechenland. Bd. II, S. 218-219. Иногда (см.: N. Iorga. Geschichte des Osmanischen Reiches. Bd. I. Gotha, 1908, S. 120; E. Gerland. Geschichte der Frankenherrschaft. S. 246) встречается утверждение, что политика Феодора I была успешной на юге Малой Азии, где он захватил город Атталию на Средиземноморском побережье. Однако это ошибка, основанная на неточности датировки одной надписи, найденной в Атталии, которая относится собственно к 915-916 гг. См. по этому вопросу: H. Grégoire. Recueil des inscriptions grecques chretiennes d’Asie Mineure, vol. I. Paris, 1922, p. 104; A. A. Vasiliev. Byzantium and the arabs, vol. II. Bruxelles, 1950, p. 153.
[+454] Ephraemius Monachus. Imperatorum et patriarcharum recensus, v. 7735. Bonn ed., p. 312.
[+455] E. Gerland. Geschichte der Frankenherrschaft. S. 251.
[+456] A. Gardner. Lascarids of Nicaea. p. 93.
[+457] Mich. Acominatus, ed. S. Lampros, vol. II, pp. 150, 151, 276, 354.
[+458] Большинство исследователей считает 1254 год годом смерти Иоанна Ватаца. А. Мелиаракис (Ιστορία του βασιλείου της Νικαίας και του δεσποτάτου τής Ηπείρου. Αθήναι, 1898, ρ. 412) и А. Гарднер (Lascarids of Nicaea. p. 192) пишут, что он умер 13 октября 1255 года; в Cambridge Medieval History, vol. IV, p. 430, говорится, что он умер в 1254 году.
[+460] A Gardner. The Lascarids of the Nicaea. p. 93.
[+463] См.: Ά Μηλιαράκης. Ιστορία του βασιλείου της Νικαίας καί του δεσποτάτου της Ηπείρου. Αθήναι, 1898, ρ. 125, note 2.
[+464] W. Miller. The Latins in the Levant. A History of Frankish Greece (1204-1566), p. 83.
[+465] Georgius Acropolita. Annales, cap. 21, ed. A. Heisenberg, p. 33.
[+470] Иногда годом основания Фессалоникийской империи называют 1223 г.
[+472] Recueil des historiens des Gaules et de la France, vol XIX, Paris, 1833, p 754.
[+474] Georgius Acropolita. Annales, cap. 25; ed. A. Heisenberg, p. 43.
[+475] Георгий Акрополит называет эту кавалерию скифской (там же, глава 25). Другие думают, что это молдо-валахи (влахи). См.: О. Tafrali. Thessalonique des origines au XIVе siecle. Paris, 1919, pp. 217-218.
[+477] См.: А. Погодин. История Болгарии. СПб., 1910, с. 87; К. Иречек. История болгар. с. 337.
[+480] A. Theiner. Vetera monumenta historica Hungariam sacram illustrantia, vol. I. Paris, 1859, p. 140 (n. CCXLIX). См. также: L. Auvray. Les Registres de Grégoire IX, II. Paris, 1907, p. 217.
[+481] J. Huillart-Bréholles. Introduction à l’histoire diplomatique de l’empereur Frédéric II. Paris, 1858, p. DLVII.
[+483] E. Kantarowicz. Kaiser Friedrich der Zweite. Berlin, 1927, S. 613.
[+484] Ch. H. Haskins. Studies in the History of Medieval Science, p. 242.
[+485] W. Norden. Das Papsttum und Byzanz. S. 322.
[+486] Nicephorus Gregoras. Historia Byzantina, II, 7, 3. Bonn ed., vol. I, p. 45.
[+489] J. Huillart-Bréholles. Introduction à l’histoire diplomatique de l’empereur Frederic II. Paris, 1858, p. DXVII-DXVIII; Idem. Vie et correspondance de Pierre de la Vigne ministre de l’empereur Frederic II. Paris, 1865, pp. 241-242. См. также: A Gardner. The Lascarids of Nicaea. pp. 172-173.
[+492] N. Festa. Ibid., p. 15-16; F. Miklosich, J. Müller. Ibid., pp. 68-69.
[+493] N. Festa. Ibid., p. 27; F. Miklosich, J. Müller. Ibid., vol. II, pp. 74-75.
[+494] N. Festa. Ibid., p. 25; F. Miklostch, J. Müller. Ibid., p. 75.
[+495] Ch. Diehl. Figures byzantines, vol. II, p. 220.
Примечания научного редактора
[*44] Имеются в виду латинские рыцари-завоеватели.
[*45] Жоффруа де Виллардуэн. Завоевание Константинополя, ╖ 323, с. 82.
[*46] Пояснение в скобках принадлежит А. А. Васильеву.
[*47] В данном переводе А. А. Васильева полностью сохранены выражения переводчика и его стилистика, с современной точки зрения не всегда приемлемые.
[*48] Так в тексте А. А. Васильева, причем уже в исходной русской версии. Учитывая же бесспорное французское происхождение этого императора, более правильным было бы назвать его Пьер Куртене.