Трапеза что это в церкви
Что такое трапезный храм?
Недавно впервые попала в Печерскую лавру в Киеве. Очень понравился Успенский собор, но больше впечатлил Трапезный храм. Почему он так называется – трапезный?
Екатерина Вавилова
Протоиерей Андрей Гаврилюк:
– В древней Церкви трапеза, то есть совместный прием пищи, считалась частью Литургии. Называлось это действо словом «агапа» – т.е. вечеря любви. Именно во время агапы, после взаимного угощения пищей, народ приобщался Евхаристии. Позже по разным причинам трапеза была отделена от Литургии.
Однако в монашеском быту логика агапы сохранилась. В монашестве сохранились черты древнехристианского общества любви – тут общее имущество, общее житие, общий стол. До сих пор в монастырях трапезная – это священное место. Тут всегда есть икона на восток и зажженная лампада. Часто в трапезной есть алтарь. Но чаще сама трапезная пристраивается с западной стороны храма. Тут она служит местом совместного вкушения пищи в священной обстановке храма.
Храмы, к которым пристроены трапезные палаты (помещения) для совместного приема пищи монашествующими, и получили название трапезные храмы. Кое-где до сегодняшнего дня трапезные храмы используются соответственно изначальному замыслу. А в некоторых монастырях, как, например, в упомянутой вами Киево-Печерской лавре – трапезный храм прпп. Антония и Феодосия Печерских сохранил только свое историческое название «трапезный». Ныне в трапезном храме Киево-Печерской лавры проходят богослужения, а большой трапезный зал часто используется под собрания духовенства.
Что такое – трапезная?
Что такое – трапезная?
Мир Вам, дорогие посетители православного островка “Семья и Вера”!
“Недавно зашел в храм и услышал разговор служительниц про какую-то икону, – пишет о. Александру Лебедеву один человек. – Она-де в трапезной стоит, я ничего не понял. Трапезная — это же столовая, по-моему. А что-то ни столов, ни кухонной плиты в церкви не увидел. Да и не место им там, мне кажется. Что за трапезная в храме, объясните, пожалуйста. И еще. Прочитал недавно в газете «клирик храма» Поясните, пожалуйста, кто это такой – клирик? Я только про священника и диакона слышал”.
Отвечает протоиерей Александр Лебедев:
«Трапезная – это первая, как правило, более низкая часть помещения, в которую попадает человек, входя в храм. Название свое она получила потому, что в Древней Руси это пространство действительно могло использоваться, как место для трапез.
Трапеза по церковному уставу может представлять собой в какой-то мере богослужебное действие. До сих пор в монастырях совершается чин о панагии: по окончании Литургии под пение молитвословий монашествующие перемещаются в трапезную (сейчас это, как правило, отдельное здание), вкушают благословленную пищу, затем на всех разделяется Богородичная просфора, оставшаяся после совершения Литургии. Так что какой-то принципиальной несовместимости между вкушением пищи и пространством храмовой молитвы, нет.
Храм, особенно в сельской местности, был не только местом молитвы, но зачастую и культурным, и административным центром. Поэтому в трапезной части храма устраивали не только праздничные застолья для всех прихожан, но и, например, сельские сходы, на которых решались общие для всех окрестных жителей дела.
Сейчас, естественно, в храме обеды не устраивают, но память об этом сохранилась в церковной терминологии.
– Прочитал недавно в газете «клирик храма» Поясните, пожалуйста, кто это такой – клирик? Я только про священника и диакона слышал.
– Слово «клир» происходит от греческого «жребий». Это совокупность тех людей, кому Бог судил служить Церкви в сане священно-служителя или церковнослужителя, тех, кому выпал этот жребий.
Священнослужители совершают богослужения, а церковнослужители им в этом помогают. Соответственно, принято делить клириков на высших (епископ, священник, диакон) – это священнослужители и низших (иподиаконы и чтецы) – это церковнослужители.
Низшие клирики, как отдельное духовное сословие, почти исчезли из церковной жизни. Поэтому сейчас клирик храма – это священнослужитель, который несет послушание в данном храме».
Трапезная
Трапезная. Картина А. Маньяско, 1736—1737 гг.
Трапезная – от греческого «трапеза», что означает «стол». Так называют помещение, предназначенное для совместного приема пищи. Это может быть часть храма, хозяйственного здания или отдельно стоящая постройка.
Трапезная предусматривает наличие кухни и кладовой. В шестнадцатом-семнадцатом веках в русских монастырях под трапезные строили особые палаты, при которых имелся свой храм. Его так и называли – трапезная церковь. Такое соседство соответствует древней традиции совместных трапез верующих после богослужения. Пространство храма могло сообщаться с трапезной арочными проемами или быть единым целым. Ярким примером здесь может служить Трапезный храм во имя преподобного Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой лавре, построенный в конце семнадцатого века.
Иван Шмелев. Отрывок из рассказа «В трапезной»
Брат Василий вносит обед. «Я уж на одну персону только принес. А вам отец Антипа послушание назначил, – с улыбкой говорит он мне, – пойти в трапезную».
Смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.
Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.
Приход храма Святого Сергия Радонежского
Правила поведения и хорошего тона на праздничной церковной трапезе
В протокольной практике Русской Православной Церкви принята организация торжественных приемов с трапезами — фуршетами, зваными завтраками, обедами и ужинами. Как правило, такие приемы устраиваются в дни больших церковных праздников, юбилеев и памятных дат, а также по случаю прибытия гостей из других Поместных Православных Церквей.
Фуршет является приемом без рассадки, т. е. приглашенные трапезничают стоя. Этот прием продолжается не более двух часов. На фуршете закуски, вина, а также тарелки, бокалы и столовые приборы разложены на одном столе. Гости обслуживают себя сами, поочередно подходя и набирая закуски на тарелку, с которой они потом отходят в сторону.
Обед и ужин являются приемами с рассадкой и обслуживаются официантами. Вопреки светской практике, отводящей для начала званого обеда вечернее время (не ранее 8-ми часов вечера), церковные званые обеды происходят днем, обычно по окончании праздничного богослужения. Напротив, ужины могут проходить и в более поздние часы, чем это предписывается светскими традициями. Самый яркий пример — праздничный пасхальный ужин, на который традиционно приглашаются избранные участники Патриаршего богослужения в Храме Христа Спасителя. Он бывает сразу после Светлой заутрени и Литургии, которая завершается обычно в два-три часа утра.
Приглашения на эти трапезы обычно рассылаются заранее. Если на прием приглашается иностранная делегация, как правило, всем ее членам раздаются папочки с приглашениями (или же они оставляются в номере каждого гостя в гостинице). Обычно такое приглашение бывает красочно оформлено; если прием дается от имени Святейшего Патриарха, то пригласительный билет украшается Патриаршим вензелем. В тексте приглашения типографским способом указывается, кто, когда и по какому случаю приглашает данное лицо, например: Его Святейшество, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II приглашает Вас на Рождественскую трапезу, которая состоится по окончании Патриаршего богослужения в Трапезных палатах Храма Христа Спасителя. Внизу проставляется дата. Если прием следует сразу за богослужением, то время его начала не указывается.
Церковные приемы редко бывают с персональной рассадкой, однако если она предусмотрена, то место каждого гостя обозначается специальными кувертными карточками. На кувертной карточке обязательно указывается сан и имя приглашенного духовного лица, фамилия при этом обычно опускается, за исключением случаев, когда на приеме присутствуют несколько священников в одном сане, носящих одно имя. Это важно и для самого приглашенного, и для его соседа по столу, который будет знать, как к нему обращаться. Для приглашенных мирян указываются фамилия, имя и отчество.
Обычной формой приветствия в церковном обществе является благословение.
Прибывающие на прием гости — как светские люди, так и священнослужители, — подходят под благословение духовных лиц. Некорректно испрашивать благословение у митрополита, архиепископа или епископа в присутствии Патриарха и вообще у младших в иерархическом отношении лиц в присутствии старших. Человек, далекий от Церкви, может приветствовать священнослужителя простым пожатием руки.
В отношении рассадки классическое требование светского этикета — чередовать дам и мужчин — не может соблюдаться, поскольку на таких приемах главенствует иерархический принцип: на самом почетном месте сидит Святейший Патриарх, а в его отсутствие — старейший по хиротонии архиерей. Наиболее почетные места по правую и по левую руку от него также предназначены высшим иерархам Русской Православной Церкви. Соответственно, дальнейшая рассадка производится по нисходящему принципу: члены Священного Синода, митрополиты, архиепископы, епископы, архимандриты, игумены, протоиереи, иереи, диаконы. В том случае, если на прием приглашены представители светской власти, наиболее значимому из них, например губернатору региона или мэру города, предоставляется место по правую руку от Святейшего Патриарха. В этом случае духовенство за столом чередуется со светскими лицами, однако опять же в иерархическом порядке. Если рассадка осуществляется за столом П-образной формы, то почетным местом считается стол, образующий верхнюю перекладину буквы «П». В этом случае гости рассаживаются только по наружной стороне стола, поскольку помещать кого бы то ни было напротив Святейшего Патриарха не принято.
Если гости рассаживаются за несколькими отдельно стоящими столами, то сидящие за главным столом должны быть обращены лицом ко всем остальным. При размещении приглашенных также должен соблюдаться иерархический принцип: за одним столом не могут оказаться епископ и иерей.
Трапезы, проводимые Русской Православной Церковью, всегда начинаются с общей молитвы. Если среди их участников есть инославные лица или атеисты, они обязаны в этот момент из уважения к остальным присутствующим сохранять благоговейную тишину.
На дипломатических приемах тосты произносятся либо в самом начале, либо в конце приема, когда специально для этого подается шампанское. Как правило, приветственными речами обмениваются только двое: главный гость и хозяин торжества. В отличие от этой практики на церковных приемах разрешается произносить тосты в течение всей трапезы, а не только в ее конце. Если кто-либо из гостей произносит тост в адрес кого-либо из присутствующих, то по традиции принято завершать его пожеланием «Многая лета!» или аплодисментами. Если звучит тост в адрес Святейшего Патриарха, то его также принято завершать словами «Многая лета!». Вслед за этим песнопение «Многая лета!» троекратно пропевается всеми присутствующими на трапезе гостями, причем в адрес Патриарха «многолетие» обычно поется стоя (иногда к этим словам добавляется фраза: «Спаси, Христе Боже»). Лицо, произносившее тост в честь Патриарха, подходит к Его Святейшеству с бокалом в руке, чокается, а затем целует руку Предстоятелю Церкви. Последний тост на приеме обычно произносится самим Святейшим Патриархом, который благодарит гостей за их участие в церковном торжестве. Этот тост является своего рода сигналом к завершению трапезы.
Несмотря на значительные различия в организации светских и церковных приемов, их участникам необходимо придерживаться тех требований этикета, которые являются универсальными.
Опоздание без уважительной причины на прием является нарушением этикета, однако опоздание на прием с рассадкой – более серьезный промах, чем опоздание на фуршет. В любом случае оно может быть расценено остальными присутствующими как знак неуважения. Первыми на прием должны приходить лица, имеющие низшие иерархические степени; они же обязаны последними покидать зал, где происходила трапеза. Чрезмерно задерживаться на приеме также неприлично.
Садиться за стол в отсутствие главного гостя недопустимо.
Необходима умеренность в употреблении крепких напитков.
Неуважением к присутствующим является громкий разговор, смех и вообще чрезмерно вольное поведение. Не стоит переговариваться через соседа, через стол, тем более вести разговоры с лицом, сидящим в отдалении за соседним столом.
Даже светские правила хорошего тона не одобряют появление на приемах дам в брюках и брючных костюмах, а также в чрезмерно коротких юбках; тем менее допустимо это на приемах церковных. Вместе с тем им совершенно не обязательно сидеть за столом с покрытой головой — это требование относится, главным образом, к посещению храма.
Во всех случаях вежливость, умеренность и аккуратность лица, присутствующего на церковном приеме, будут свидетельствовать о нем как о воспитанном человеке.
Трапезные. Как новые русские в XVII веке изменили структуру храма и что из этого вышло
Данное сообщение (материал) создано и (или) распространено иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента
Как появились трапезные, зачем они нужны и почему они все портят
Когда мы смотрим на русский храм, то чаще всего видим не одно какое-то строение, а целый комплекс сооружений:
Про основной объем и приделы мы уже писали. Здесь пойдет речь про притворы и трапезные. Пожалуй, стоит сразу сказать о главном. Ничто так не уродует старые русские храмы, как эти самые притворы и трапезные.
Храм Николая Чудотворца в Хамовниках (Москва). 1679 год. Строение между храмом и колокольней – трапезная. А храм этого типа, где основной объем в одну линию соединен с колокольней трапезной, – едва ли не самый распространенных в русской архитектуре
Но тем интереснее понять, как они появились, зачем их строили и почему они так часто все портят. Да, и кстати, портят они далеко не всегда. Даже наоборот, иногда именно трапезные являются ключевым элементом структуры, который создает и связывает все строения русского храма в удивительное и гармоничное целое. Впрочем, обо всем по порядку.
Нартекс, который оказался не нужен
Изначально христианские храмы ориентировались на структуру ветхозаветной скинии. Обнесенный забором двор, внутри которого Шатер, разделенный на Святая-святых (сокровенное место, где находились скрижали завета) и Святилище. В Святая святых не допускался никто, кроме первосвященника, да и то раз в год. В святилище – только евреи, а во дворе могли находиться и язычники.
Ровно эту трехчастную структуру воспроизводили христианские храмы. Сокровенное место – алтарь с престолом, куда допускаются только священники. Святилище (на греческом наос) – место, где во время службы находятся верующие. И нартекс – место перед самим храмом (наосом), куда допускали не только христиан, но и язычников. Тут собственно во время службы находились оглашенные и кающиеся, а также все те, кто еще не приобщился к истинной вере (язычники, раскольники, еретики и проч.).
Ранние христианские храмы были базиликами – вытянутыми прямоугольными зданиями. И нартекс (по-русски притвор) туда очень хорошо вписывался, занимая западную часть храма у входа. От наоса – основного помещения храма – его отделяли либо стеной, либо колоннами. Собственно, католические базилики до сих пор так и устроены.