Транспортоемкость экономики что это за показатель
Транспортоемкость экономики что это за показатель
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Приказ Министерства транспорта РФ от 4 мая 2017 г. N 177 «Об утверждении Методики расчета показателей (индикаторов) государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы»
В целях реализации подпункта «г» пункта 11(1) Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. N 588 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 32, ст. 4329; 2012, N 22, ст. 2871, N 51, ст. 7218, N 53, ст. 7915; 2013, N 43, ст. 5557; 2014, N 15, ст. 1750, N 30, ст. 4317, N 48, ст. 6877; 2015, N 2, ст. 459, 461; 2016, N 7, ст. 998, N 15, ст. 2101, N 22, ст. 3231, N 38, ст. 5552, N 43, ст. 6028, N 59, ст. 7098; 2017, N 8, ст. 1238), приказываю:
Утвердить прилагаемую Методику расчета показателей (индикаторов) государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы».
Министр | М.Ю. Соколов |
УТВЕРЖДЕНА
приказом Минтранса России
от 4 мая 2017 г. N 177
Методика расчета показателей (индикаторов)
государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы»
2. Расчет показателей (индикаторов) государственной программы осуществляется в соответствии с таблицей согласно приложению к настоящей Методике.
3. Таблица содержит наименование показателей (индикаторов), единицу измерения, алгоритм формирования (формулу) расчета показателя (индикатора), методы сбора информации и формы государственного статистического наблюдения, используемые для расчета показателей (индикаторов) методические пояснения к показателю (индикатору) государственной программы.
ПРИЛОЖЕНИЕ
к Методике расчета показателей (индикаторов)
государственной программы Российской Федерации
«Развитие транспортной системы»
Таблица расчета показателей (индикаторов)
государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы»
Обзор документа
Урегулированы вопросы расчета показателей (индикаторов) госпрограммы по развитию транспортной системы России.
Приведены наименования показателей (индикаторов), единицы измерения, алгоритм формирования расчета показателя (индикатора), методы сбора информации и формы государственного статистического наблюдения, методические пояснения.
Расчет показателя транспортоемкости
Удельное распределение общего объема перевозок по видам промышленного транспорта рассчитывается за вычетом объема, приходящегося на специальный транспорт, который является внутрицеховым транспортом.
На основе полученных данных определяется показатель, характеризующий транспортоемкость металлургического комбината. Транспортоемкость , определяется по формуле:
, т/т (4.1)
где – общий объем перевозок грузов проектируемого завода, без специальных видов транспорта, тыс. т. в год;
– суммарный объем выпуска готовой продукции (включая излишки чугуна в чушках, стали в литых заготовках; прокатные заготовки отправляем на внешнюю сеть в виде товарной продукции), тыс. т. в год.
В состав готовой продукции включаются отгружаемые потребителю готовый прокат, стальные и прокатные заготовки, а также чушковый чугун.
Коэффициент транспортоемкости является комплексным показателем, характеризующим уровень технологических и планировочных решений проекта завода, определяющих степень участия транспорта в производственном процессе и получении готовой продукции.
Показатель транспортоемкости действующих металлургических предприятий составляет в настоящее время 6-12 т/т.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Что такое ВВП
Как и зачем его считают
ВВП расшифровывается как валовой внутренний продукт. Чаще всего с помощью него оценивают, насколько хорошо или плохо обстоят дела в экономике.
Валовой внутренний продукт — это рыночная стоимость всех произведенных в стране товаров и услуг для конечного использования, то есть предназначенных для потребления, а не для производства других товаров или услуг. Также ВВП можно рассчитать как общий доход граждан, компаний и государства за определенный период.
Обычно ВВП считают за год, но его можно рассчитать и за другой период, например за квартал.
Если сложить показатели валового внутреннего продукта всех стран, можно узнать мировой ВВП. Его изменение в разные годы показывает, что происходит с мировой экономикой: если ВВП растет — все хорошо, если падает — значит, пришел кризис.
В России часто используют еще один показатель — валовой региональный продукт, или ВРП. Его значение показывает, сколько товаров и услуг произведено в конкретном регионе.
Данные о ВВП России раз в квартал публикует Росстат.
Что такое ВВП на душу населения. Кроме ВВП для всего государства отдельно рассчитывают ВВП на душу населения. Он равен значению ВВП, поделенному на количество жителей страны.
ВВП на душу населения показывает уровень экономической активности и качество жизни людей. Чем выше этот показатель, тем больше и продуктивнее работают граждане и, соответственно, в среднем больше зарабатывают.
Чем отличается от ВНП. До 1993 года экономисты использовали еще один показатель — валовой национальный продукт, или ВНП, но сейчас о нем говорят реже.
В отличие от ВВП, который показывает стоимость товаров и услуг, созданных внутри страны, ВНП показывает стоимость товаров и услуг, созданных резидентами государства. Причем неважно, где они находятся: внутри страны или за рубежом.
В 1993 году ООН выпустила рекомендации по расчету системы национальных счетов, где ВНП заменили валовым национальным доходом — ВНД. Его рассчитывают как ВВП плюс доходы, полученные гражданами страны из-за границы, минус доходы, вывезенные иностранцами.
Структура
Кроме расчета самого ВВП и ВВП на душу населения статистики смотрят вклад каждой сферы экономической деятельности в валовой внутренний продукт. То есть изучают структуру ВВП по отраслям. Это помогает понять, какие направления развиваются быстрее, а какие проседают.
Например, считается, что экономика России основана на добыче полезных ископаемых — в первую очередь нефти и газа. Но если посмотреть на структуру ВВП в 2019 году, то окажется, что самую большую долю занимают обрабатывающие производства — 14,6%. На втором месте торговля — 13,7%. А добыча полезных ископаемых лишь на третьем — 12,6%.
Виды ВВП
Номинальный ВВП учитывает стоимость всех произведенных товаров и услуг в текущих рыночных ценах. Он зависит от того, как меняется индекс цен и доходов в экономике. Если в стране инфляция — номинальный ВВП растет, даже если объемы производства остаются на том же уровне, ведь произведенные товары и услуги просто стали стоить дороже.
Реальный ВВП учитывает только изменение объемов производства. Для этого стоимость товаров и услуг рассчитывают в ценах того года, с которым сравнивают показатель. Например, чтобы узнать, как изменился реальный ВВП за год, товары, произведенные в 2019 году, оценят по их стоимости в 2018.
Для чего используется показатель ВВП
ВВП нужен для того, чтобы понимать, хорошо ли работает экономика государства: если валовой внутренний продукт растет — страна развивается. Кроме этого, ВВП помогает оценить, как разные макроэкономические показатели влияют на рынок. Например, инфляция — на расходы населения, а экспорт — на курс валют.
Пересчитав ВВП разных стран в одну валюту по биржевому курсу, можно сравнить экономики разных государств. Часто ВВП сравнивают по паритету покупательной способности — это соотношение двух валют исходя из цен на одинаковые товары в двух странах.
Некоторые экономисты считают, что с помощью ВВП очень сложно оценить благосостояние людей и что существуют другие, более подходящие показатели. Например, в странах, где большое неравенство доходов, богатеет лишь малая часть граждан. На жизни остальных рост производства никак не сказывается: ВВП на душу населения растет, а среднестатистические граждане живут плохо.
Во Франции в 2007 году создали специальную комиссию по измерению эффективности экономики и социального прогресса. Председатель этой комиссии Джозеф Стиглиц написал книгу «Неверно оценивая нашу жизнь. Почему ВВП не имеет смысла».
Что не отражается в ВВП
При расчете ВВП не учитывают доходы, которые не связаны с производством. Например:
Также не учитываются товары и услуги, произведенные за прошлый период, и рост стоимости активов.
Теневая экономика может включаться в ВВП, однако расчет ее размеров не очень точный из-за сложности оценки. Например, в 2017 году теневая экономика, по мнению Росстата, составляла порядка 12,7% ВВП России.
Как рассчитать ВВП
Существует три способа рассчитать внутренний валовой продукт.
По доходам — показывает, сколько денег заработано в стране. Еще этот метод называют распределительным, а Росстат использует термин «ВВП, полученный методом формирования по источникам доходов».
Чтобы посчитать все доходы в стране, складывают несколько показателей:
Из получившейся суммы вычитают субсидии и доход, полученный из-за границы. Итоговая цифра — показатель ВВП.
По расходам — показывает, сколько денег потрачено. Росстат использует термин «ВВП, рассчитанный методом использования доходов».
Для этого тоже суммируют несколько показателей:
По добавленной стоимости — показывает, на какую сумму произведено продукции. Росстат использует термин «ВВП, при расчете производственным методом».
Какие показатели рассчитывают вместе с ВВП
Кроме ВВП на душу населения и ВНД вместе с валовым внутренним продуктом часто рассчитывают еще несколько экономических показателей.
Чистый национальный продукт — это ВНП после вычета амортизации.
Потенциальный валовой внутренний продукт — это ВВП, который получится при полной занятости населения и использовании всех технологических ресурсов. Он отражает потенциал экономики. Разница между фактическим и потенциальным ВВП называется разрывом ВВП.
Дефлятор ВВП — ценовой индекс, который показывает, во сколько раз уровень цен всех произведенных в текущем году товаров и услуг больше уровня цен года, с которым сравнивают показатель. При расчете дефлятора учитывают только продукцию, которая произведена в стране, поэтому получается внутренняя инфляция.
Как увеличить ВВП
Чтобы увеличить валовой внутренний продукт, нужно повлиять на показатели, из которых складывается ВВП.
Повышать число занятых. Это можно сделать двумя путями: на коротком отрезке времени в несколько лет поможет борьба с безработицей, на длинном в несколько десятилетий — повышение рождаемости, снижение смертности и увеличение продолжительности жизни.
Повышать уровень жизни населения. Чем богаче живут люди, тем выше их расходы. Чем лучше у них образование, тем более ценные товары и услуги они смогут производить.
Снижать издержки производства через модернизацию оборудования и повышение квалификации сотрудников. Так будет расти производительность труда и добавленная стоимость продукции.
Делать теневую экономику легальной — выводить из тени самозанятых, бороться с зарплатами в конвертах и так далее. Нелегальный сектор экономики при расчете ВВП тяжело учесть, хотя фактически добавленная стоимость производится.
Снижать социальные выплаты и направлять эти деньги на государственные расходы, которые учитываются при расчете ВВП: капитальное строительство, инвестиции, создание новых рабочих мест.
ВВП России
По итогам 2019 года номинальный ВВП России составил 110 трлн рублей, или 1,67 трлн долларов США. ВВП на душу населения — примерно 750 тыс. рублей, или 11,4 тыс. долларов. Индекс-дефлятор по отношению к 2018 году — 103,8%.
номинальный ВВП России в 2019 году
Самым неудачным был 2015 год — статистики зафиксировали падение ВВП на 2%. Экономика не успела восстановиться после кризиса 2014 года, также ситуацию усугубили санкции западных стран. В итоге в 2015 году экспорт снизился почти на 70%, инвестиции в основной капитал — на 8,4%, промпроизводство — на 3,4%, а реальные доходы населения — на 4%.
Сравнение ВВП России и других стран
По размеру ВВП в 2019 году Россия занимала 12 место среди стран мира. По показателю ВВП на душу населения — 82 место.
Прогноз ВВП России на 2020 год
Экономисты ожидают, что по итогам года показатель валового внутреннего продукта снизится по сравнению с ВВП за 2019 год. Из-за коронавируса и самоизоляции производство резко упало, покупательская активность тоже. Это касается не только российской экономики, но и других стран: предприятия по всему закрывались на карантин, упали объемы перевозок. А значит, снизился спрос на российские полезные ископаемые — металлы, нефть и газ.
Министерство экономического развития дает более пессимистичный прогноз: в 2020 году — падение на 5%, в 2021 — рост на 2,8%.
Министерство финансов заложило в базовый, то есть наиболее вероятный сценарий развития экономической ситуации, сокращение ВВП на 5%.
Реферат: Грузовые перевозки. Планирование и экономическое регулирование работы подвижного состава в грузо
Название: Грузовые перевозки. Планирование и экономическое регулирование работы подвижного состава в грузо Раздел: Рефераты по транспорту Тип: реферат Добавлен 06:45:27 22 июня 2011 Похожие работы Просмотров: 3004 Комментариев: 21 Оценило: 2 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Виды транспортных путей | 1950 г. | 1979 г. | 1980 г. | 1990 г. | 1995 г. |
Железные дороги | 1320 | 1340 | 1248 | 1210 | 1180 |
в т.ч. электрифицированные | 60 | 125 | 164 | 193 | 200 |
Автодороги | 15540 | 19700 | 22300 | 23600 | 24000 |
в т.ч. с твердым покрытием | 7645 | 12151 | 16000 | 20000 | 22000 |
усовершенствованные | 2920 | 5860 | 9210 | 11700 | 13000 |
Судоходные реки и каналы | 560 | 525 | 540 | 544 | 550 |
Нефтяные трубопроводы | 175 | 395 | 520 | 600 | 680 |
Магистральные газопроводы | 186 | 545 | 760 | 900 | 1100 |
Воздушные пути | 3300 | 5510 | 6900 | 7900 | 8500 |
Рис. 31. Мировой грузооборот: динамика и структура
Важнейшими критериями для выявления национальных и макрорегиональных различий в транспортной работе являются следующие: 1) транспортоемкость производства, по сути отражающая соотношение между транспортом и производством, размеры и конфигурацию хозяйственной территории; 2) транспортная подвижность населения, отражающая тип расселения, степень урбанизации, уровень миграции; 3) соотношение пассажирских и грузовых перевозок, что отражает транспортную парадигму того или иного региона (на что ориентирована хозяйственная система) и, наконец, 4) соотношение видов транспорта в транспортной работе, что является важнейшим типологическим признаком не только транспортной системы, но и хозяйства в целом.
Рис. 32. Мировой пассажирооборот: динамика и структура
По всем этим критериям можно четко выделить три крупных группы стран: промышленно развитые западные страны, СНГ и страны Восточной Европы, переходящие от планового к рыночному хозяйству, развивающиеся страны во всем их многообразии. На 1992 г. транспортоемкость хозяйства, выраженная в ткм на 1 долл. ВВП, составила в Северной Америке 1,3, в Западной Европе — 0,3, Японии — 0,4, тогда как в России 5,0, в странах Восточной Европы — в среднем 1,5. Эти цифры свидетельствуют о решающем значении для уровня транспортной емкости отраслевой структуры хозяйства, относительной роли «тяжелых» сырьевых производств, социально-экономического типа страны и относительно меньшей роли размеров территории, о чем говорит разительный контраст между странами Западной и Восточной Европы по показателю транспортной емкости (в 5 раз). Что касается развивающихся стран, то, как и можно было ожидать, значение показателя транспортоемкости значительно варьирует от 0,84 в наиболее экономически отсталых странах до 1,7 в странах Латинской Америки.
Показатель подвижности населения имеет противоположную тенденцию — наиболее высоко его значение в промышленно развитых западных странах. Душевой междугородный пассажирооборот, выраженный в тыс. пассажиро/км, в Северной Америке составляет 12,9, в Западной Европе — 8,5, в Японии — 6,3, тогда как в России — 3,6, а в Восточной Европе — всего 2,9. Транспортная подвижность населения — это сложное социальное и экономическое явление, за которым стоит целый комплекс факторов культурного, политического и демографического характера.
Мировой грузооборот по видам транспорта
Виды транспорта | 1950 г. | 1970 г. | 1980 г. | 1995 г. | ||||
млрд. ткм | % | млрд. ткм | % | млрд. ткм | % | млрд. ткм | % | |
Железнодорожный | 2120 | 30,8 | 5470 | 18,9 | 6909 | 14,5 | 5607 | 12,0 |
Автомобильный | 516 | 7,5 | 2315 | 8,0 | 3288 | 6,9 | 4813 | 10,3 |
Внутренний водный | 385 | 5,6 | 868 | 3,0 | 1191 | 2,5 | 1262 | 2,7 |
Морской | 3570 | 51,9 | 18145 | 62,7 | 32164 | 67,5 | 29015 | 62,1 |
Нефте- и продукто-проводный | 213 | 3,0 | 1447 | 5,0 | 2859 | 6,0 | 3832 | 8,2 |
Газопроводный | 76 | 1,1 | 666 | 2,3 | 1191 | 2,5 | 2149 | 4,6 |
Воздушный | 7 | 0,1 | 29 | 0,1 | 48 | 0,1 | 52 | 0,1 |
Всего | 6887 | 100,0 | 28940 | 100,0 | 47650 | 100,0 | 46730 | 100,0 |
Мировой пассажирооборот (внегородской) по видам транспорта
Виды транспорта | 1950 г. | 1970 г. | 1980 г. | 1995 г. | ||||
млрд. ткм | % | млрд. ткм | % | млрд. ткм | % | млрд. ткм | % | |
Железнодорожный | 655 | 25,8 | 1284 | 15,2 | 1680 | 11,8 | 1872 | 10,2 |
Автомобильный | 1820 | 71,6 | 6533 | 77,2 | 11250 | 79,0 | 14551 | 79,3 |
в т.ч. автобусный | 377 | 14,8 | 1411 | 16,7 | 2706 | 19,0 | 3486 | 19,0 |
легковой | 1443 | 56,8 | 5122 | 60,5 | 8544 | 60,0 | 11065 | 60,3 |
Внутренний водный | 15 | 0,6 | 42 | 0,5 | 57 | 0,4 | 55 | 0,3 |
Морской | 20 | 0,8 | 25 | 0,3 | 43 | 0,3 | 37 | 0,2 |
Воздушный | 30 | 1,2 | 566 | 6,7 | 1210 | 8,5 | 1835 | 10,0 |
Всего | 2540 | 100,0 | 8450 | 100,0 | 14240 | 100,0 | 18350 | 100,0 |
С проблемой подвижности тесно связан вопрос автомобилизации населения.
Важным типологическим критерием, отражающим транспортную парадигму хозяйственной системы, является соотношение грузовых и пассажирских перевозок (1 ткм по «весу» приравнивается к 1 пассажиро/км), при всей условности таких сопоставлений. Здесь мы исходим из двухпродуктивности (грузовые и пассажирские перевозки) транспорта. Безусловно, это соотношение тесно коррелирует с уровнями приведенных выше показателей транспортоемкости и подвижности. Это соотношение для США равно 1,2 (т.е. по абсолютному размеру общий грузооборот в 1,2 раза превосходит суммарный междугородный пассажирооборот), для Западной Европы 0,34, для Японии 1,1, для России 7,8, для Восточной Европы 3,53, в развивающихся странах — от 0,4 в наименее развитых странах, до 2,5 в странах Северной Африки. В значительной мере на это соотношение, так же, как и на подвижность, влияет развитие в регионе или отдельной стране туризма и всей рекреационной сферы.
Распределение внутреннего междугородного грузооборота по видам транспорта в 1993 г. (%)
Регионы | Виды транспорта | |||
Автомобильный | Железнодорожный | Водный (речной и каботажный) | Трубопроводный (нефть и газ) | |
Россия | 9 | 46 | 5 | 40 |
Северная Америка | 26 | 28 | 18 | 28 |
Западная Европа | 67 | 19 | 8 | 6 |
Восточная Европа | 9 | 78 | 2 | 11 |
Япония | 40 | 9 | 51 | — |
И, наконец, соотношение видов транспорта в грузовых перевозках определяется составом грузообразующих отраслей хозяйства, степенью территориальной концентрации производства.
В развивающихся странах на железнодорожный, автомобильный транспорт и трубопроводы приходится в среднем почти по 1/3 всего внутреннего грузооборота (в Латинской Америке доля автомобильного транспорта значительно выше — 65%, а в Азии — ниже).
Почти 90% грузооборота воздушного транспорта приходится на промышленно развитые страны. Доля этого вида транспорта в общем грузообороте России в 12 раз ниже, чем в грузообороте США, хотя абсолютно эти доли достаточно малы в обеих странах — соответственно 0,04 и 0,5%.
В России доля третичного сектора в ВВП (около 40%) на 1/4 ниже, чем в США. Ожидаемый рост значения этого сектора экономики (и в первую очередь — туризма) наталкивается на архаичность пассажирской транспортной системы.
По последним данным, около 50% взрослого населения России не выезжает на отдых во время отпуска. Отсутствие развитой дорожной сети, низкий уровень автомобильных перевозок, как автобусных, так и особенно легковых автомобильных, становятся серьезным препятствием в развитии рекреационного сектора. Воздушный пассажирооборот, несмотря на его высокую долю, по абсолютному объему уступает американскому в 3,5 раза, западноевропейскому — в 1,5 раза. Эти изменения и различия вызваны влиянием целого ряда факторов, которые можно свести в четыре группы.
- Узнать по картинке что это яндекс
- Фас генетика что это