Транспортный валидатор что это
Пассажиропотоки мегаполисов требуют применения современных валидаторов в автобусах, метро, трамваях и других видах общественного транспорта. Организациям, ответственным за пассажирские перевозки, нужны недорогие и технологичные валидаторы-терминалы с фискализацией согласно 54-ФЗ для внедрения бескондукторных систем оплаты проезда на транспорте. Основываясь на опыте успешной реализации подобных проектов в Европе, Азии и России, мы дадим рекомендации по выбору валидатора в автобус или трамвай с онлайн кассой, терминала в турникет с фискализацией на станции метро или электропоездов.
Современные валидаторы представляют собой микрокомпьютеры с процессором, памятью, электронной платой, системой электропитания, модулем для сим-карты 4G для онлайн фискализации, разъемами для подключения питания и сети Ethernet, несколькими SAM модулями и возможностями шифрования для обеспечения безопасности платежей. В зависимости от модели и назначения в них могут применяться современные сенсорные панели или простейшие дисплеи.
Валидаторы для наземного транспорта имеют кардинальные отличия от встраиваемых в турникеты терминалов, POS-терминалов, терминалов для вендинга и обычных считывателей банковских карт. Разница состоит в принципиально иной схемотехнике электропитания, обеспечивающей подключение к бортовой сети автобусов, трамваев, троллейбусов, электробусов.
Валидаторы для транспорта являются важной частью Автоматизированных Систем Оплаты Проезда, включающих в себя решения для сбора платежей, контроля и учета, управления пассажиропотоками. Правильный выбор платежных устройств обуславливает успех или неудачу бескондукторной системы проезда, так как только качественная и специально адаптированная электроника способна выдержать постоянную работу в салонах наземного транспорта, на турникетах метро или станциях электропоездов.
Применяются технологии бесконтактной оплаты по NFC, основанные на радиочастотной идентификации HF. Посредством миниатюрной антенны валидатор принимает электромагнитный сигнал с закодированном электронным номером (UID) транспортной карты или проводит банковскую транзакцию с дебетовыми картами или смартфонами.
В отличие от обычного POS-терминала, валидатор в автобусе или трамвае не требует наличия кондуктора. Автоматизация при бескондукторной оплате проезда на транспорте оптимизирует затраты и минимизирует влияние человеческого фактора.
VENDOTEK T (valitek) Lite (ведомые) валидаторы монтируются при необходимости около остальных входов транспортного средства и подключаются по Ethernet к ведущему валидатору VENDOTEK (valitek) Full A. В результате значительно снижается стоимость бескондукторной системы оплаты проезда, что делает ее доступной даже для регионов и транспортных предприятий с очень небольшими бюджетами.
Цифровые сервисы «Умного города» создают все больше комфорта для пассажиров. Крупные города давно отказались от бумажных билетов, произошел переход на транспортные карты или RFID брелоки MIFARE. Теперь не надо собирать наличные с участием кондуктора в салоне автобуса, передавать сдачу с крупной купюры, можно сразу получать безналичные платежи на счет транспортного предприятия или дирекции пассажирских перевозок.
Но среди бонусных карт, пропусков и визиток можно и забыть транспортную карту или совсем потерять в суматохе толпы. Интеграция различных идентификаторов на мобильном телефоне становится востребованной тенденцией, и нам становится намного удобнее платить смартфоном не только на кассе, но и в метро, МЦК, МЦД, автобусе, трамвае.
Современным трендом стала оплата любых услуг и товаров банковскими картами МИР, MasterCard, Visa, смартфонами с NFC через Apple Pay, Google Pay, Samsung Pay. Особенно важно использование банковских карт для туристов или спешащих пассажиров. Обязательная покупка или пополнение транспортной карты в кассе приводит к созданию очередей. При этом банковская карта может быть токенизирована на разных носителях: RFID брелоках, RFID браслетах, NFC кольцах.
Оплата по QR-кодам широко распространена в Китае. В России уже давно применяется контроль оплаты проезда на турникетах по QR на билетах, купленных в кассе или в специализированном киоске самообслуживания. Но с запуском Системы Быстрых Платежей стало возможно оплатить любые товары и услуги по димнамическому QR-коду, отображаемому на экране платежного терминала или валидатора на транспорте. Для этого достаточно отсканировать код через мобильное приложение Вашего банка и подтвердить платеж.
В условиях массового распространения инфекций, особенно при пандемии коронавируса, крайне важно заменить очереди на кассах на современные цифровые сервисы. Именно поэтому так удобно оплачивать проезд не только транспортными, но и банковскими картами, смартфонами, по QR-кодам, а также RFID брелоками, браслетами, кольцами. Создание бескондукторной автоматизированной системы оплаты проезда на базе бесконтактных терминалов повышает комфорт и облегчает жизнь горожан. Снижается риск распространения вирусов и бактерий через наличные, не надо искать в салоне транспорта кондуктора и ждать сдачу. Чем быстрее и удобнее оплата на турникете или в валидаторе, тем меньше очереди и выше скорость передвижения горожан!
Хотя пассажиры уже давно платят за проезд бесконтактными картами, не все валидаторы универсальны. Многие платежные терминалы в транспорте не принимают банковские карты либо проводят банковскую транзакцию в течение нескольких секунд. Недостаточная функциональность недоработанных азиатских валидаторов вызывает не только негатив оплачивающего поездку пассажира, но и раздражает ждущую очередь за спиной, провоцирует конфликты и напряженность в автобусах, метро и других видах транспорта.
Построение Автоматизированных Систем Оплаты Проезда на оборудовании с плохим считыванием транспортных карт приводит к срыву сроков запуска новых транспортных проектов и значительным убыткам перевозчиков и транспортных дирекций. При этом суммы убытков многократно превышают призрачную экономию на качестве валидаторов для транспорта или платежных терминалов для турникетов.
Современные валидаторы для автобусов, метро, электропоездов и трамваев кардинально отличаются от устаревших моделей с точки зрения платежей. Примером успешной реализации бесконтактных банковских транзакций в Москве является Аэроэкспресс, где применяются широко известные в Европе и Азии встраиваемые валидаторы для турникетов TRANSITEK, представляющие собой компактные платежные терминалы, разработка и производство – Зеленоград. Российские инженеры, окончившие лучшие отечественные вузы, создали считыватели бесконтактных банковских и транспортных карт, адаптированные к российским условиями.
Именно на линиях электропоездов Аэроэкспресс была внедрена одна из первых автоматизированных систем оплаты проезда в России с быстрым приемом банковских карт на турникетах, созданная на базе зеленоградских TRANSITEK от ГК «Терминальные Технологии». Возможность быстро платить как транспортными, так и банковскими картами облегчила проезд туристам и оптимизировала пассажиропотоки российской столицы.
Власти Петербурга закупают QR-сканеры для общественного транспорта
В Петербурге объявлен тендер на модернизацию системы электронного контроля оплаты проезда в городском пассажирском транспорте. Соответствующая информация появилась на сайте госзакупок. Система предполагает введение билетов с QR-кодом, которые будут считываться специальными сканерами.
Предприятия «Горэлектротранс» и «Пассажиравтотранс» совместно выделят 117 млн рублей для установки и настройки сканеров QR-кодов в автобусах, троллейбусах и трамваях Петербурга. Согласно контракту, в общей сложности к 1 апреля 2022 года системой считывания QR-кодов должно быть обеспечено около 3 тыс. единиц транспорта.
В условиях тендера говорится, что сканеры должны быть с подсветкой, автоматически адаптироваться к условиям освещения и работать в условиях низкой освещенности. QR-коды также должны считываться с экранов мобильных устройств. Это позволяет предположить, что разовый билет на транспорт можно будет купить не только в кассах метрополитена, в некоторых магазинах и ларьках, но и в электронном виде.
О введении новой модели транспортного обслуживания населения РБК Петербург писал в ноябре. На создание системы управления билетами на базе штрих-кодов выделено 40 млн рублей. Общественный транспорт оборудуют валидаторами на поручнях. QR-билет, под который 1 апреля 2022 года введут новый пересадочный тариф, будет действителен 3 суток со дня покупки. Стоимость первой поездки на социальной маршруте наземного транспорта составит 40 рублей, второй — 10 рублей, третья и последующие будут для пассажира бесплатными.
Помимо разовых билетов, по-прежнему можно будет использовать «Единую карту петербуржца», «Подорожник», банковскую карту или проводить оплату через смартфон.
Создание новой модели обслуживания пассажиров станет очередным этапом большой транспортной реформы в Петербурге. В апреле 2022 года коммерческие маршруты в городе будут закрыты и переведены на социальный тариф. Часть маршрутов закроют, в новых районах введут дополнительные. Также будет изменена модель оплаты работы перевозчиков — город будет забирать всю выручку за проезд, а компаниям будут платить за пройденные километры.
Валидатор (устройство)
Валида́тор (от англ. valid — действительный, имеющий силу, правомерный) — электронное или механическо-электронное устройство, предназначенное для отображения и/или проверки информации документов (проездных билетов общественного транспорта, пропусков) записанных на бесконтактные или контактные электронные носители для оперативного контроля за правомерностью прохода пассажира в салон автобуса, троллейбуса, трамвая и иных подобных видов наземного транспорта, на посадочную платформу в метро, на железной дороге и других видах транспорта, где контроль оплаты проезда осуществляется за пределами транспортного средства, или сотрудника в офис. Часто совмещён c турникетом.
Преимуществом валидатора служит высокая степень учёта пассажиропотока на транспорте, возможность точного контроля над посещением закрытых офисов и предприятия и сравнительно недорогая цена обслуживания устройства.
Содержание
Валидаторы на транспорте
Московское метро
Московский наземный транспорт
Правительство Москвы мотивировало решение об установке устройств большим количеством безбилетных пассажиров, ездящим по поддельным документам.
Санкт-Петербург
С января 2007 года на большинстве социальных маршрутов общественного транспорта города у кондукторов появилось устройство для считывания информации с проездных документов — валидатор. Позже валидаторы появились у водителей маршрутов, которые не имеют кондукторов.
К 2011 году большая часть городских автобусов была переведена на новую систему электронного контроля оплаты проезда (СЭКОП). Данная система предусматривает наличие стационарных валидаторов в салоне транспорта на поручнях (от 4 до 8 штук), которые позволяют пассажиру самостоятельно производить оплату проезда (валидацию электронного проездного билета). [3] [4] [5] [6]
В состав СЭКОП входят валидаторы двух типов простые и информационные. Простые валидаторы имеют светодиодную индикацию, которая информирует пассажира о следующих событиях:
Информационные валидаторы имеют ЖК дисплей, который, помимо индикации событий аналогичных простому валидатору, может выводить информацию об электронном проездном билете (срок действия, ресурс поездок или баланс в зависимости от типа ЭПБ). Для получения такой информации, необходимо сначала оплатить проезд, затем снова приложить билет к информационному валидатору. Валидатор покажет что билет приложен повторно, и через некоторое время отобразит информацию о ресурсе ЭПБ.
Другие города
В Кемерово оплатить проезд подобным образом можно с января 2010 года. Система введена во всех автобусах, троллейбусах и трамваях города. При оплате при помощи транспортной карты возможна экономия до 1 руб на одну поездку.
В городе Алма-Ата (Казахстан) с января 2008 года система оплаты проезда через валидатор с помощью электронной карты или наличными действует во всех трамваях и троллейбусах города. В автобусах данная система не получила распространение, на многих автобусах валидаторы были установлены, но не действуют. В 2011 году действующие валидаторы были введены на нескольких автобусных маршрутах и принимают только железные деньги, так как система считывания купюр и пункты пополнения магнитных карт системы eCash не функционируют, а зачастую и отсутствуют вовсе.
В Ярославле с 2010 года во всех видах общественного транспорта введена система оплаты при помощи пополняемого электронного проездного(оплата производится на месяц вперёд). Валидаторы предоставлены кондукторам и водителям. Также осталась возможность приобретения обычных билетов разовой поездки.
Как работают валидаторы в автобусах? Как с одной карты можно считывать и поездки, и деньги?
Как пример возьмем карту «Стрелка» и схожую с ней по функционалу карту «Тройка». Первая предназначена для проезда в автобусах Московской области, вторая для проезда в Московском метро. У валидатора «Стрелки» есть два режима работы: оффлайн режим и онлайн режим. В режиме онлайн валидатор связывается с сервером «Стрелки» и передает ему информацию о считанной карте. Сервер проверяет информацию, возвращает данные о количестве денег на счете и другую полезную информацию, которую валидатор записывает на карту, после чего печатает билет. Если же связь с сервером недоступна, валидатор переходит в режим оффлайн. В этом режиме он считывает необходимую информацию непосредственно с самой карты и записывает новые данные самостоятельно, а после передаст серверу, с какой карты сколько денег списал. Например, если внести деньги на пустой счет карты во время поездки через интернет, а валидатор не сможет связаться с сервером в процессе проверки карты, он не распечатает билет, т.к. на карте еще не записана информация о зачисленных средствах. Если валидатор успешно свяжется с сервером, он обновит информацию на карте во время следующей проверки. Тоже самое касается «Тройки» Московского метро, с той разницей, что валидаторы на турникетах большинства станций не связываются с серверами в процессе работы, а умеют только считывать информацию с карты. Оплатив проезд через интернет, держатель карты в любом случае обязан записать информацию о поездках на карту, синхронизировать информацию с серверами «Тройки». Сделать это можно с помощью терминала в метро, к которому достаточно просто поднести карту или с помощью мобильного телефона с поддержкой NFC. Существуют так же валидаторы, которые всегда работают в режиме оффлайн, например, коломенские проездные карты АК-1417. Зачислить средства на них через интернет нельзя, потому что валидаторы не имеют связи с базой данных и не могут самостоятельно записать информацию на карту. Для пополнения таких проездных нужно приходить в кассу и записывать поездки на карту там. При этом валидатор не может сверить данные о поездках с сервером, он только записывает новые данные, основываясь на том, что уже записано на карте.
Удобство не для всех: что не так с новой бескондукторной системой в автобусах Сыктывкара
Фото: Виктор Конюхов
Большой материал о важнейшем нововведении
С 9 сентября в сыктывкарских автобусах маршрута №46 ввели новую систему оплаты через валидаторы. Портал PG11.ru разобрался, как это работает, зачем это нужно и почему для некоторых категорий граждан такие нововведения только усложняют жизнь.
Что такое «валидатор»?
А зачем они вообще нужны?
Напомним, что с начала пандемии коронавируса «Коминавтотранс» несет огромные убытки. Это влияет на работу общественного транспорта в Сыктывкаре. Поэтому введение бескондукторной системы оплаты должно помочь предприятию справиться с этим кризисом.
Как это работает?
На входе пассажиров встречают три валидатора, которые установлены на поручнях — два на центральной площадке и один в конце автобуса. Для оплаты проезда безналичным способом (банковской / транспортной (общегражданской и льготной) картой, а также смартфоном) достаточно приложить носитель к валидатору. Подробнее читайте здесь.
Если у вас нет карты и вы хотите оплатить проезд наличными, то не стоит отвлекать водителя от управления автобусом. Дождитесь остановки.
Получится ли «проехать зайцем»?
Рисковать не стоит. Контроль за оплатой проезда по-прежнему будет у контрольно-ревизионной службы предприятия.
В момент входа КРС в автобус, сотрудники службы блокируют стационарный валидатор и снимают данные об оплате проезда. Затем контролер подойдет к каждому пассажиру, а тот в свою очередь должен приложить свою карту или устройство к его терминалу. На экране появится сообщение, была с этой карты оплата или нет. Если, например, с банковской карты платили за трех человек, то на терминале это отобразится.
Кстати, в много сыктывкарцев сомневаются, что люди будут честно платить за проезд. В ответ на это «Комиавтотранс» сообщает, что усилит контрольную службу.
Не всем по душе такое нововведение
Мы решили проверить, насколько удобны валидаторы для маломобильной категории граждан и пригласили известного активиста Илью Костина, чтобы узнать, легко ли пользоваться новой системой.
Илья просто не может проехать к водителю
Илья, вместе с отзывчивым гражданином, измеряют высоту валидатора
Впрочем, Илья Костин уверен, что в «Комиавтотрансе» оперативно отреагируют на выявленную проблему и устранят ее. С ним уже связался перевозчик и заявил, что они «спустят» валидатор, чтобы маломобильным людям было оплачивать проезд.
Да, в первое время изменения могут вызывать недопонимания. Именно поэтому «Комиавтотранс» проводит разъяснительную работу.