Транспортное радиооборудование что это
А что за специальность «Техническая эксплуатация транспортного радиооборудования»
В рамках этой специальности студенты изучают как бортовое радиооборудование, т. е. размещенное на борту воздушных судов, так и наземное, которое служит для обеспечения связи с самолетом и определения его местоположения в воздушном пространстве
Средняя зарплата: 37040 руб.
Должностные обязанности инженера по эксплуатации могут быть самыми различными. Они определяются видами деятельности организации-работодателя и ее нуждами. Специалисты этой профессии могут следить за функционированием различных агрегатов, систем, машин на промышленных производствах, отвечать за состояние зданий, следить за правильной работой котельной или ядерного реактора, газопровода или транспортных средств, вводить в эксплуатацию железнодорожные пути сообщения или нефтепроводы. Область, в которой выпускник вуза или техникума сможет работать в качестве инженера по эксплуатации, определяется изучаемой специальностью.
Виды деятельности:
выведение в эксплуатацию объекта
тестирование систем на исправность
контроль использования объекта в соответствии со стандартами
выявление неполадок и обеспечение ремонта
прогнозирование износа и рабочего ресурса объекта
Места работы:
промышленное производство
любые предприятия энергетической системы
строительство
обслуживание жилого и нежилого фондов
система ЖКХ
Профессиональные навыки:
знание специальности, особенностей эксплуатации объекта
умение читать чертежи, разбираться в схемах
умение организовать работу подчиненных и сотрудников сторонних организации для ведения объекта в эксплуатацию или его ремонта
знание правил техники безопасности эксплуатации объекта и факторов риска
желательно знание AutoCAD, специализированного программного обеспечения для инженеров
Дополнительные особенности:
На современном рынке труда наиболее востребованы инженеры по эксплуатации зданий. Все, что касается капитального и косметического ремонта, систем вентиляции и канализации находится в ведении этого специалиста. Требования к квалификации — высшее или среднее техническое образование.
Транспортное радиооборудование что это
По поводу Вашего утверждения:
——
Если человек закончит ВУЗ по специальности»Техническая эксплуатация радиооборудования аэропортов», то таки да, будет работать в службе ЭРТОС.
——
Такой специальности «Техническая эксплуатация радиооборудования аэропортов» вообще не существует, соответственно, никакой ВУЗ подготовку по этой несуществующей специальности не ведёт.
По специальности 160905 Техническая эксплуатация транспортного радиооборудования, о которой на этой ветке идёт речь, в настоящее время подготовку ведут многие учебные заведения, в том числе, и для гражданской авиации:
Это ссылка на страницу «Учебные заведения гражданской авиации» официального сайта Росавиации, можете сами убедиться, что это именно Вы направляете молодого человека по ложному пути.
Авиационного здоровья на долгие годы, успехов в начинаниях, душевного спокойствия и равновесия.
2 Сергей1976
Не стоит мне расказывать когда кто чем «занималась».
Судя по нику, когда вам было 12 лет я по окончанию РЛТУГА следовал с предписанием к месту распределения.
Здаюсь. Ваш пипин длиннее.
пост кстати не Вам предназначался.
У нас то, в авиации, по рогам за такое в пять секунд схлопочешь. Учитель матчасти выискался.
Того объёма знаний английского языка, который Вы получите в университете, будет вполне достаточно (на первых порах), а потом уже по обстановке, в зависимости от эксплуатируемого оборудования зарубежного производства, может понадобиться изучить что-то поглубже.
Вижу, первое посещение ветки Ваших будущих коллег для Вас оказалось неудачным. Но это Вы сами виноваты. Кто же в праздничный день сразу так берёт «быка за рога»:
——
kir:
Всех с праздником! Скажите что такое линия глиссады?
07/01/2012 [11:42:38]
——
Вот Вы и получили сразу вполне адекватный Вашему вопросу ответ:
Я правильно понял что это линия по кторой должен заходить на ВПП?
Если Вы имеете ввиду воздушное судно, то не так. ВС снижается по траектории непосредственно перед посадкой на ВПП. Эта траектория и называется глиссадой.
Надеюсь, уважаемый kir, Вы поняли свою ошибку.
На той ветке форума общаются ПРОФЕССИОНАЛЫ. Учить азам профессии Вас здесь никто не собирается, для этого и существуют учебные заведения, а уж на крайний случай, системы поиска информации в Интернете.
Для специалиста заданный Вами вопрос звучит примерно так:
— А что означает буква А?
Теперь он будет ждать от Вас следующего:
— А что означает буква Б?
Поэтому не обижайтесь на не совсем тёплый приём. При всём при том, ответ-то Вам всё-таки дали.
Попросите у мужиков извинения за неудачный старт, да и расскажите им немного о себе. Ведь о существовании вот этой Вашей ветки, где Вы хоть чуть-чуть написали о себе, никто из ЭРТОСников не знает, им некогда просто так шастать по всему форуму, они, в основном, общаются только на своей ветке и совсем не знают, о чём идут разговоры в других местах.
Это ничего страшного, что первый блин у Вас оказался комом. Дерзайте, всё у Вас получится.
Вижу, общение с профессионалами у Вас наладилось:
Не обижайся, спрашивай если что! Просто сразу бы про второй курс написал, тебе бы серьезно ответили.
Глиссада в общепринятом смысле- траектория снижения самолета на посадочном курсе. Начинается примерно в 11км от торца ВПП. Там находится ТВГ точка входа в глиссаду, к ней самолет подходит на высоте 500м и с нее начинает плавное снижение находясь на посадочном курсе. Угол наклона глиссады в России стандартно 2 градуса 40 минут, бывает чуть больше, в мире, насколько знаю, стандарт 3 градуса. Своим концом глиссада упирается в точку приземления, это 300м от торца. Над торцом расположена так называемая опорная точка, ее пролетают точно на 15м (это вам на курсе 4-м расскажут).
Глиссаду выдерживают обычно с помощью системы посадки (ИЛС или ILS), в ней два основных маяка: курсовой (дает плоскость курса, чтобы самолет влево-вправо не отклонялся) и глиссадный (контролирует отклонения вверх-вниз). Есть еще маркерные маяки они фиксируют пролет определенных точек.
Учись хорошо, особенно матчасть и эксплуатацию, если по специальности пойдешь, а то тяжело потом с вами :))
Вот так потихоньку и войдёте в курс дела всей Вашей будущей жизни.
Всего Вам доброго.
Специальность «Техническая эксплуатация транспортного радиооборудования» priority_1944
Код специальности: 25.05.03
Значение специальности для экономики России
Специальность «Техническая эксплуатация транспортного радиооборудования» (ТЭТРО) является одной из немногочисленных специальностей в России, в рамках которой осуществляется подготовка инженерных кадров. Срок обучения составляет 5 лет. Кафедра КИПР осуществляет подготовку специалистов ТЭТРО по специализациям № 1 «Техническая эксплуатация радиоэлектронного оборудования аэропортов и воздушных трасс» и № 2 «Информационно-телекоммуникационные системы на транспорте и их информационная защита».
Специализации № 1 и № 2 имеют важное значение для формирования кадрового технического и инженерного состава и резерва авиакомпаний и авиапредприятий сибирского региона, среди которых – аэропорты таких городов, как Томск, Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Омск, Барнаул, Кемерово, Новокузнецк и др. Наши специалисты работают в аэропортах соседних регионов, а также на авиационных и вертолётостроительных предприятиях России.
Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу специалитета, являются наземные и бортовые:
В ходе обучения студенты овладевают эксплуатационно-техническим, проектно-конструкторским и научно-исследовательским видами деятельности, что позволяет им успешно решать свои профессиональные задачи.
Рабочие учебные планы специальности
Учебный план по каждой специализации содержит более 50 дисциплин, в которые входят естественнонаучные, гуманитарные, общепрофессиональные и специальные дисциплины. Среди общепрофессиональных стоит отметить дисциплины схемотехнической направленности (электротехника и электроника, радиотехнические цепи и сигналы, аналоговая и цифровая схемотехника электронных средств, микропроцессорная техника, программируемые логические интегральные схемы, цифровая обработка сигналов, автоматизированное проектирование электронных средств); дисциплины системотехнической направленности (системотехника электронных средств, электродинамика, формирование и передача сигналов, прием и обработка сигналов, антенны и устройства сверхвысоких частот, системы связи и телекоммуникаций, автоматика и управление, основы телевидения и видеотехника, радиолокационные и радионавигационные системы); специальные дисциплины и дисциплины специализации (менеджмент качества в инженерно-авиационной службе, надежность и техническая диагностика транспортного радиооборудования, энергосиловое оборудование воздушных судов и аэропортов, электромагнитная совместимость, организация воздушного движения, безопасность полетов, автоматизированные системы управления воздушным движением, техническая эксплуатация радиоэлектронного оборудования воздушных судов и аэропортов, методы и средства радиоэлектронной борьбы, техническая защита информации, информационная защита телекоммуникационных систем, информационная безопасность пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов).
Кроме этого в течение всего периода обучения студенты ежегодно проходят практики на крупнейших профильных предприятиях России (авиапредприятия Томска, Новосибирска, Железногорска, Кемерово; АО «ИСС» им. Акад. М.Ф. Решетнева; АО «НПФ «Микран» и др.), а, начиная со второго курса, занимаются по выбору учебно-исследовательской работой или групповым проектным обучением (ГПО). Стоит отметить, что ГПО дает студентам возможность реализовать свою идею в области системного проектирования и эксплуатации электронных средств на практике и в перспективе открыть свой собственный бизнес.
Дисциплины учебного плана реализуются высококвалифицированным профессорско-преподавательским составом, а сам план составлен таким образом, чтобы сформировать у студента способность к системному мышлению, самоорганизации и дальнейшему самообразованию.
Трудоустройство
Выпускники получают гарантированное высокооплачиваемое трудоустройство на авиапредприятиях, на предприятиях радиоэлектронной промышленности и в наукоёмких фирмах, специализирующихся в области разработки, проектирования и эксплуатации транспортного радиооборудования.
Инженеры специальности также востребованы на таких крупных предприятиях, как ООО «Аэропорт ТОМСК» (Томск), ООО «Газпромнефть-Аэро Томск» (Томск), АО «НПФ «Микран» (Томск), АО «Информационные спутниковые системы» (Железногорск), Уральское проектно-конструкторское бюро «Деталь», (Каменск-Уральский), авиационные заводы и КБ (Комсомольск, Улан-Удэ), ООО «Томсктрансгаз», ОАО «Мобильные ТелеСистемы» (МТС), ООО «ВымпелКом-Инвест» (Билайн), ПАО «МегаФон» и многих других.
Транспортное радиооборудование что это
«Люди в тысячу раз больше хлопочут о приобретении богатства, чем об образовании ума и души, хотя то, что есть в человеке, для нашего счастья несомненно важнее того, что есть у человека.»
Ритмичная работа железнодорожного транспорта немыслима без разнообразных средств связи. Например, в кабине каждого локомотива, будь то тепловоз, электровоз, маневровый тепловоз обязательно установлена радиостанция, которая обеспечивает устойчивую связь с диспетчерами, дежурными по станциям, работниками парка и другими работниками. На территории станции вы можете повстречать работника с носимой радиостанцией. Находясь в помещении вокзала, вы услышите различные объявления о прибытии или отправлении поезда, наличии билетов. Если вы попали на территорию парка станции, вы услышите служебные переговоры, которые ведут, например, осмотрщики со своими командирами. Эти примеры можно перечислять очень долго.
Чтобы содержать в исправном состоянии этот большой парк разнообразных устройств средств связи нужны радиотехники, которых готовят на специальности «Техническая эксплуатация транспортного радиоэлектронного оборудования (по видам транспорта)». Именно они специализируются в области радиосвязи на железнодорожном транспорте.
В процессе учебы студенты изучают узкоспециальные области: оперативно-технологическую связь, многоканальные системы передачи, цифровые системы передачи, измерения в технике связи, электропитание устройств связи и др.
Это самая интеллектуальная из технических железнодорожных профессий. Большая часть знаний, составляющих профессиональную базу, относится к области физики, радиотехники, схемотехники, цифровой техники.
Выпускники техникума работают на железнодорожном транспорте в дистанциях сигнализации и связи электромонтерами и электромеханиками по эксплуатации радиотехнических устройств местной, поездной и магистральной радиосвязи, Радиостанции разных типов, звукоусилительная аппаратура, установки обнаружения перегретых букс – это основные устройства, которые они обслуживают и ремонтируют.
г.Хабаровск, ул. Серышева 47 Факс: (4212) 56-08-08 E-mail: root@festu.khv.ru | Версия сайта для слабовидящих |
Дальневосточный государственный университет путей собщения
Транспортное радиооборудование что это
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Приказ Министерства образования и науки РФ от 25 марта 2011 г. № 1410 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 162107 Техническая эксплуатация транспортного радиооборудования (квалификация (степень) «специалист»)» (не вступил в силу)
В соответствии с пунктом 5.2.7 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. № 337 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 21, ст. 2603; № 26, ст. 3350), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 9, ст. 1110), приказываю:
Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 162107 Техническая эксплуатация транспортного радиооборудования (квалификация (степень) «специалист») и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего приказа.
Министр | А.А. Фурсенко |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 апреля 2011 г.
Федеральный государственный образовательный стандарт
высшего профессионального образования по специальности 162107 Техническая эксплуатация транспортного радиооборудования
(квалификация «специалист»)
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ
от 25 марта 2011 г. № 1410)
См. справку о федеральных государственных образовательных стандартах
I. Область применения
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ по специальности подготовки 162107 Техническая эксплуатация транспортного радиооборудования образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами) на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию.
1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
II. Используемые сокращения
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
ВПО | — | высшее профессиональное образование; |
---|---|---|
ООП | — | основная образовательная программа; |
ОК | — | общекультурные компетенции; |
ПК | — | профессиональные компетенции; |
УЦ ООП | — | учебный цикл основной образовательной программы; |
ФГОС ВПО | — | федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. |
III. Характеристика направления подготовки (специальности)
Нормативный срок, общая трудоемкость освоения ООП (в зачетных единицах)* и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1.
Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация (степень) выпускников
Наименование ООП | Квалификация (степень) | Нормативный срок освоения ООП (для очной формы обучения), включая каникулы, предоставляемые после прохождения итоговой государственной аттестации | Трудоемкость (в зачетных единицах) | |
---|---|---|---|---|
Код в соответствии с принятой классификацией ООП | Наименование | |||
ООП подготовки специалиста | 65 | специалист | 5 лет 6 месяцев | 330* |
* Трудоемкость ООП по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.
Сроки освоения основной образовательной программы бакалавриата по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться на один год относительно нормативного срока, указанного в таблице 1, на основании решения ученого совета высшего учебного заведения.
IV. Характеристика профессиональной деятельности специалистов
4.1. Область профессиональной деятельности специалистов включает техническую эксплуатацию транспортного радиооборудования, в том числе радиолокационные, радионавигационные, связные системы и комплексы, обеспечивающие безопасность, регулярность и эффективность транспортных услуг.
4.2. Объектами профессиональной деятельности специалистов являются: радиолокационные, радионавигационные и связные системы; системы и средства контроля и диагностики технического состояния эксплуатируемого оборудования; системы передачи информации о движении транспортных средств и внешних условиях их эксплуатации; системы комплексной обработки, отображения и регистрации информации о движении транспортных средств и внешних условиях; системы управления движением транспортных средств и системы предупреждения их опасных сближений.
4.3. Специалист по направлению подготовки (специальности) 162107 Техническая эксплуатация транспортного радиооборудования готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится специалист, должны определять содержание его образовательной программы, разрабатываемой высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.
4.4. Специалист по направлению подготовки (специальности) подготовки 162107 Техническая эксплуатация транспортного радиооборудования должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
в области эксплуатационно-технологической деятельности:
эксплуатация транспортного радиооборудования в соответствии с требованиями нормативно-технических документов;
руководство проведением работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортного радиооборудования, его систем электропитания;
проведение контроля и определение работоспособности установленного, эксплуатируемого и ремонтируемого транспортного радиооборудования, прогнозирование его технического состояния;
сопровождение работ по модернизации транспортного радиооборудования при условии согласования с разработчиком аппаратуры, выбор и замена его элементов и систем;
организация безопасного ведения работ по монтажу и наладке транспортного радиооборудования;
проведение маркетинга сервисных услуг при эксплуатации транспортного радиооборудования различных форм собственности;
участие в осуществлении функций надзора за безопасной эксплуатацией транспортного радиооборудования;
организация внутреннего аудита и подготовки к сертификации объектов технического обслуживания и ремонта транспортного радиооборудования;
в области организационно-управленческой деятельности:
организация работы и руководство коллективом исполнителей: выбор, обоснование, принятие и реализация управленческих решений;
совершенствование организационно-управленческой структуры предприятий по эксплуатации, техническому обслуживанию, ремонту, транспортированию, хранению и списанию транспортного радио-оборудования;
организация и совершенствование системы учета и документооборота;
разработка нормативов труда по техническому обслуживанию, ремонту и хранению транспортного радиооборудования;
долгосрочное и краткосрочное планирование деятельности в области технической эксплуатации транспортного радиооборудования с учетом качества, безопасности, стоимости и сроков выполнения работ;
осуществление управления и контроля качества и эффективности процессов технической эксплуатации транспортного радиооборудования;
обучение и аттестация обслуживающего персонала;
в области производственно-технологической деятельности:
эффективное использование материалов и оборудования, алгоритмов и программ расчета параметров технологических процессов;
организация и эффективное использование современных форм и методов контроля технологических процессов, качества продукции и услуг, контроля аутентичности и качества запасных частей, комплектующих изделий и материалов;
обеспечение экологической безопасности процессов технического обслуживания и ремонта транспортного радиооборудования, безопасных условий труда персонала;
внедрение эффективных инженерных решений в практику технической эксплуатации транспортного радиооборудования;
участие в монтаже и наладке транспортного радиооборудования, в авторском и инспекторском надзоре;
организация и осуществление метрологического обеспечения технологических процессов технического обслуживания и ремонта транспортного радиооборудования;
в области проектно-конструкторской деятельности:
разработка конструкторской и технологической документации для ремонта, модернизации и модификации транспортного радиооборудования;
участие в разработке проектов технических условий, требований, технологической документации для новых объектов профессиональной деятельности;
формирование целей проектов и программ решения производственных задач, критериев и показателей достижения целей, построение структуры их взаимосвязей, выявление приоритетов решения задач с учетом социальных аспектов деятельности;
разработка вариантов решения проблем технической эксплуатации транспортного радиооборудования, анализ этих вариантов, прогнозирование последствий, нахождение компромиссных решений;
участие в проектировании и разработке сервисного, вспомогательного оборудования, схемных решений автоматизации процессов эксплуатации;
в области научно-исследовательской деятельности:
участие в фундаментальных и прикладных исследованиях в области эксплуатации транспортного радиооборудования;
анализ состояния и динамики показателей качества объектов профессиональной деятельности с использованием проблемно-ориентированных методов и средств исследований;
разработка теоретических моделей для прогнозирования изменения технического состояния транспортного радиооборудования и для отслеживания динамики изменения параметров эффективности его технической эксплуатации;
разработка планов, программ и методик проведения исследований объектов профессиональной деятельности;
информационный поиск и анализ информации по объектам исследований;
техническое и организационное обеспечение исследований;
анализ результатов исследований и разработка предложений по их внедрению;
решение оптимизационных задач по повышению эффективности использования транспортного радиооборудования;
участие в выполнении научно-исследовательских работ и опытно-конструкторских разработок.
V. Требования к результатам освоения основных образовательных программ специалиста
5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
способностью представить современную картину мира на основе целостной системы естественнонаучных и математических знаний, ориентироваться в ценностях бытия, жизни, культуры (ОК-1);
способностью к анализу социально-значимых процессов и явлений, к ответственному участию в общественно-политической жизни (ОК-2);
способностью самостоятельно применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для приобретения новых знаний и умений, в том числе в новых областях, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-3);
способностью на научной основе организовывать свой труд, самостоятельно оценивать результаты своей деятельности (ОК-4);
готовностью интегрироваться в современное общество, нацеленность на его совершенствование на принципах гуманизма и демократии (ОК-5);
способностью свободно владеть деловой письменной и устной речью на русском языке, создавать и редактировать тексты профессионального назначения (ОК-6);
способностью к социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм, проявлению уважения к историческому наследию и культурным традициям, толерантности к другой культуре (ОК-7);
способностью к обобщению, анализу, критическому осмыслению, систематизации, прогнозированию, постановке целей и выбору путей их достижения (ОК-8);
способностью самостоятельно и методически правильно использовать методы физического воспитания и укрепления здоровья, готовностью к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-9).
5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
способностью ориентироваться в базовых положениях экономической теории, применять их с учетом особенностей рыночной экономики, самостоятельно вести поиск работы на рынке труда (ПК-1);
готовностью работать в команде, пользоваться профессиональной документацией на английском языке (ПК-2);
способностью в качестве руководителя подразделения, лидера группы сотрудников принимать решения в ситуациях риска, учитывая цену ошибки, вести обучение и оказывать помощь сотрудникам в работе над междисциплинарными инновационными проектами (ПК-3);
готовностью к ответственному отношению к своей трудовой деятельности, понимание значимости своей будущей специальности (ПК-4);
способностью использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, работать с компьютером как средством управления информацией (ПК-5);
способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ПК-6);
владением основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ПК-7);
в области эксплуатационно-технологической деятельности:
способностью возглавить проведение комплекса планово-предупредительных работ по обеспечению исправности, работоспособности и готовности транспортного радиооборудования, его систем электропитания к использованию по назначению с наименьшими эксплуатационными затратами (ПК-8);
готовностью к проведению испытаний и определению работоспособности установленного и эксплуатируемого транспортного радиооборудования (ПК-9);
готовностью нести ответственность за эксплуатацию транспортного радиооборудования в соответствии с требованиями нормативно-технической документации (ПК-10);
готовностью участвовать в модернизации транспортного радиооборудования, формировать рекомендации по выбору и замене его элементов и систем (ПК-11);
способностью организовать безопасные условия ведения работ по монтажу и наладке транспортного радиооборудования (ПК-12);
готовностью выражать компетентные суждения на основе маркетинга сервисных услуг при эксплуатации транспортного радиооборудования различных форм собственности (ПК-13);
готовностью участвовать в осуществлении надзора за безопасной эксплуатацией транспортного радиооборудования (ПК-14);
способностью решать вопросы обеспечения качества технического обслуживания и ремонта транспортного радиооборудования, а также процессов его сертификации (ПК-15);
в области организационно-управленческой деятельности:
способностью организовать работу коллектива исполнителей, обеспечить выбор, обоснование, принятие и реализацию управленческих решений (ПК-16);
способностью к совершенствованию организационно-управленческой структуры предприятий по эксплуатации, хранению, техническому обслуживанию, ремонту и сервису транспортного радиооборудования (ПК-17);
способностью планировать, организовывать и совершенствовать системы технической эксплуатации транспортного радиооборудования, контроля и управления качеством процессов технической эксплуатации транспортного радиооборудования, учета и документооборота (ПК-18);
способностью разработки рациональных нормативов эксплуатации, технического обслуживания, ремонта и хранения транспортного радиооборудования (ПК-19);
способностью постоянно расширять профессиональные знания, обеспечивая обучение и аттестацию обслуживающего персонала и специалистов (ПК-20);
в области производственно-технологической деятельности:
способностью решения проблем эффективного использования материалов, оборудования, соответствующих алгоритмов и программ расчета параметров технологических процессов (ПК-21);
готовностью к обеспечению экологической безопасности эксплуатации, хранения, обслуживания транспортного радиооборудования, безопасных условий труда персонала (ПК-22);
готовностью применять основные методы защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, меры по ликвидации их последствий и по их предотвращению (ПК- 23);
способностью развивать творческую инициативу, рационализаторскую и изобретательскую деятельность, внедрять достижения отечественной и зарубежной науки и техники, внедрять эффективные инженерные решения в практику, в том числе составлять математические модели объектов профессиональной деятельности (ПК-24);
способностью решения проблем монтажа и наладки транспортного радиооборудования (ПК-25);
способностью к организации и осуществлению метрологического обеспечения технологических процессов технической эксплуатации транспортного радиооборудования (ПК-26);
в области проектно-конструкторской деятельности:
готовностью к участию в разработке технической и технологической документации для технического обслуживания и ремонта транспортного радиооборудования (ПК-27);
способностью к разработке проектов, технических условий, требований, технологий, программ решения производственных задач и нормативной документации для новых объектов профессиональной деятельности (ПК-28);
способностью к разработке вариантов решения проблем технической эксплуатации транспортного радиооборудования, анализа этих вариантов, прогнозирования последствий, нахождения компромиссных решений (ПК-29);
готовностью к проектированию и разработке сервисного, вспомогательного оборудования, схемных решений автоматизации процессов эксплуатации (ПК-30);
в области научно-исследовательской деятельности:
способностью анализировать результаты технической эксплуатации транспортного радиоэлектронного оборудования, динамики показателей качества объектов профессиональной деятельности с использованием проблемно-ориентированных методов и средств исследований, а также разрабатывать рекомендации по повышению уровня эксплуатационно-технических характеристик (ПК-31);
способностью генерирования идей, решения задач по созданию теоретических моделей, позволяющих прогнозировать изменение свойств объектов профессиональной деятельности (ПК-32);
способностью разработки планов, программ и методик проведения исследований объектов профессиональной деятельности на основе информационного поиска и анализа информации по объектам исследований (ПК-33);
готовностью к участию в выполнении научно-исследовательских работ и опытно-конструкторских разработок транспортного радиооборудования (ПК-34).
Профессионально-специализированные компетенции (ПСК):
Специализация № 1 «Техническая эксплуатация радиоэлектронного оборудования воздушных судов и аэропортов»:
способностью к обеспечению исправности, работоспособности и готовности авиационного радиоэлектронного оборудования, его систем электропитания к использованию по назначению с наименьшими эксплуатационными затратами (ПСК-1.1);
готовностью к проведению испытаний и определению работоспособности установленного и эксплуатируемого бортового и наземного авиационного радиоэлектронного оборудования (ПСК-1.2);
способностью организовать безопасные условия ведения работ по монтажу и наладке транспортного радиооборудования (ПСК-1.3);
способностью решения проблем монтажа и наладки авиационного радиоэлектронного оборудования (ПСК-1.4).
Специализация № 2 «Международные информационные и телекоммуникационные системы на транспорте»:
способностью осуществлять техническую эксплуатацию информационных и телекоммуникационных систем (ПСК-2.1);
способностью работать с технической документацией, как на русском, так и на английском языках (ПСК-2.2);
способностью к проведению радиоизмерений на радиорелейных линиях связи (ПСК-2.3);
способностью к участию в проектировании сетей радиосвязи различного назначения (ПСК-2.4).
Специализация № 3 «Техническая эксплуатация и ремонт радиооборудования промыслового флота»:
способностью выполнять действия, связанные с технической эксплуатацией судовых средств радиосвязи и радионавигации (ПСК-3.1);
способностью к определению места судна в море с помощью судовых радионавигационных устройств (ПСК-3.2).
Специализация № 4 «Радиосвязь и электрорадионавигация морского флота»:
способностью эксплуатировать системы связи и электрорадионавигации на морском транспорте (ПСК-4.1);
способностью к обоснованному выбору модемов, принтеров и другого оконечного оборудования систем радиосвязи и электрорадионавигации (ПСК-4.2);
способностью к проведению обоснованного выбора систем охранной сигнализации, выполнению пуско-наладочных работ по охранным системам (ПСК-4.3).
VI. Требования к структуре основных образовательных программ подготовки специалиста
6.1. ООП подготовки специалиста предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
гуманитарный, социальный и экономический цикл;
математический и естественнонаучный цикл;
учебная и производственная практики, научно-исследовательская работа;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей) и дисциплин специализаций, позволяет обучающемуся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессионального образования в аспирантуре. Базовая (обязательная часть) часть всех циклов должна содержать модули, которые определяют непрерывную подготовку специалистов и формирование соответствующих специализаций.
6.3. Базовая (обязательная) часть цикла «Гуманитарный, социальный и экономический цикл» должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: «История», «Философия», «Иностранный язык».
Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».
Структура ООП подготовки специалиста
* Трудоемкость циклов С.1, С.2, С.3 и разделов С.4, С.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.
Для вузов федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба и (или) служба в правоохранительных органах, нормативный срок освоения ООП может быть уменьшен за счет сокращения продолжительности каникулярного времени обучающихся в учебном году до 45 суток, переноса части аудиторных занятий по физической культуре на часы проведения утренней зарядки и часы спортивно-массовой работы, сокращения времени, выделяемого на проведение практик путем выполнения аналогичных задач в ходе полетов, вождения боевых машин, учений, несения учебно-боевого и других дежурств, внутренней, гарнизонной, караульной и других служб и практик при условии сохранения общей трудоемкости ООП, определенной данным стандартом.
VII. Требования к условиям реализации основных образовательных программ подготовки специалистов
7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП подготовки специалистов, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Специализация ООП определяется высшим учебным заведением в соответствии с примерной основной образовательной программой ВПО.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять ООП с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке ОПП подготовки специалистов должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.
Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа не могут составлять более 40 процентов аудиторных занятий.
7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП.
Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка («отлично», «хорошо», «удовлетворительно»).
7.5. ООП должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам С.1, С.2 и С.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.
7.6. Максимальный объем учебных занятий обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ООП и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися.
Объем факультативных дисциплин не должен превышать 10 зачетных единиц.
7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении ООП в очной форме обучения составляет 27 академических часов. В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре.
7.8. В случае реализации ООП подготовки специалистов в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. № 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 8, ст. 731).
В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы**.
7.10. Раздел «Физическая культура» трудоемкостью две зачетные единицы реализуется: при очной форме обучения, как правило, в объеме 400 часов, при этом объем практической, в том числе игровых видов, подготовки должен составлять не менее 360 часов.
7.11. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.
7.12. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными.
7.13. ООП подготовки специалистов вуза должна включать лабораторные практикумы и (или) практические занятия по следующим дисциплинам (модулям) базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки в соответствующей области: Высшая математика, Информатика и информационные технологии, Физика, Экология, Автоматика и управление, Электродинамика и распространение радиоволн, Безопасность жизнедеятельности, Инженерная и компьютерная графика, Механика, Материаловедение и технология материалов, Моделирование систем и процессов, Электротехника и электроника, Метрология, стандартизация и сертификация, Радиоизмерения, Радиотехнические цепи и сигналы, Надежность и техническая диагностика, Проблемно-ориентированные пакеты прикладных программ в радиотехнике, Схемотехника, Программируемые микроэлектронные устройства, Формирование и передача сигналов, Прием и обработка сигналов, Антенны и устройства СВЧ, Радиолокационные системы, Радионавигационные системы, Системы связи и телекоммуникаций, Спутниковые системы навигации, связи и наблюдения, Техническая эксплуатация радиоэлектронного оборудования (РЭО), Устройства отображения информации, Электромагнитная совместимость, Информационные технологии управления, Профессиональный английский язык, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков.
7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули);
право при формировании своей индивидуальной образовательной программы получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущий профиль подготовки;
право при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основании аттестации;
обязанность выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.
7.15. Раздел ООП подготовки специалистов «Учебная и производственная практики, научно-исследовательская работа» является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессинально-практическую подготовку обучающихся.
Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.
Практики проводятся в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза (учебная практика), обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.
Аттестация по итогам практики проводится на основании оформленного в соответствии с установленными требованиями письменного отчета и отзыва руководителя практики от предприятия. По итогам аттестации выставляется оценка.
7.16. Научно-исследовательская работа является обязательным разделом ООП подготовки специалиста. Она направлена на комплексное формирование профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО.
При разработке программы научно-исследовательской работы высшее учебное заведение должно предоставить возможность обучающимся:
изучать специальную литературу и другую научно-техническую информацию о достижениях отечественной и зарубежной науки и техники в соответствующей области знаний;
участвовать в проведении научных исследований или выполнении технических разработок;
осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации по теме (заданию);
принимать участие в стендовых и промышленных испытаниях опытных образцов (партий) проектируемых изделий;
составлять отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу (этапу, заданию);
выступить с докладом на конференции.
7.17. Реализация ООП подготовки специалистов должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью.
Доля преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной ООП, должна быть не менее 60 процентов, ученую степень доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и (или) ученое звание профессора должны иметь не менее 10 процентов преподавателей.
Преподаватели профессионального цикла должны иметь базовое образование и (или) ученую степень, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины.
Не менее 60 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу, должны иметь ученые степени или ученые звания, при этом ученые степени доктора наук или ученое звание профессора должны иметь не менее 11 процентов преподавателей.
К образовательному процессу должно быть привлечено не менее пяти процентов преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий и учреждений.
До 10 процентов от общего числа преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание может быть заменено преподавателями, имеющими стаж практической работы по данному направлению на должностях руководителей или ведущих специалистов более 10 последних лет.
Общее руководство содержанием теоретической и практической подготовки по специализации должно осуществляться штатным научно-педагогическим работником вуза, имеющим ученую степень доктора или кандидата наук и (или) ученое звание профессора или доцента, стаж работы в образовательных учреждениях высшего профессионального образования не менее трех лет. К общему руководству содержанием теоретической и практической подготовки по специализации может быть привлечен высококвалифицированный специалист в соответствующей сфере профессиональной деятельности.
7.18. ООП должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) ООП. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения с выполнением установленных требований по защите информации.
Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной по согласованию с правообладателями учебной и учебно-методической литературы.
При этом должна быть обеспечена возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к такой системе не менее чем для 25 процентов обучающихся.
Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.
Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящего не менее чем из пяти наименований отечественных и не менее четырех наименований зарубежных журналов.
Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.
7.19. Ученый совет высшего учебного заведения при введении ООП подготовки специалистов утверждает размер средств на реализацию соответствующих ООП.
Финансирование реализации ООП должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения***.
7.20. Высшее учебное заведение, реализующее ООП подготовки специалистов, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза, и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.
Минимально необходимый для реализации ООП подготовки специалистов перечень материально-технического обеспечения включает в себя лаборатории высшего учебного заведения, которые должны быть оснащены современными стендами и оборудованием, позволяющими изучать технологические процессы в соответствии с профилем подготовки.
При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки рабочим местом в компьютерном классе с выходом в сеть Интернет в соответствии с объемом изучаемых дисциплин. На 100 обучающихся дневного отделения должно быть не менее 10 компьютеров, подключенных к сети Интернет.
Вуз должен быть обеспечен необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
VIII. Требовния к оценке качества освоения основных образовательных программ подготовки специалиста
8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем:
разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей;
мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ;
разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников;
обеспечения компетентности преподавательского состава;
регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей;
информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.
8.2. Оценка качества освоения ООП должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников.
8.3. Конкретные формы и процедуры текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения.
8.4. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом.
8.5. Обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей.
8.6. Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (дипломный проект (работа)). Государственный экзамен вводится по усмотрению вуза.
Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы (дипломный проект (работа)), а также требования к государственному экзамену (при наличии) определяются высшим учебным заведением.
*Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
** Статья 30 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237 «Вопросы прохождения военной службы» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 38, ст. 4534)
*** Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2002, № 26, ст. 2517; 2004, № 30, ст. 3086; № 35, ст. 3607; 2005, № 1, ст. 25; 2007, № 17, ст. 1932; № 44, ст. 5280)
Приказ Министерства образования и науки РФ от 25 марта 2011 г. № 1410 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 162107 Техническая эксплуатация транспортного радиооборудования (квалификация (степень) «специалист»)»
Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 апреля 2011 г.
Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования
Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный настоящим приказом, вводится в действие со дня вступления в силу настоящего приказа
Текст приказа официально опубликован не был
Обзор документа
Утвержден федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «Техническая эксплуатация транспортного радиооборудования (квалификация (степень) «специалист»)». Стандарт обязателен к применению российскими учреждениями, имеющими государственную аккредитацию и право реализовывать основную образовательную программу.
Приведена характеристика подготовки. Определены требования к результатам освоения основной образовательной программы и к ее структуре.