Транспарентный стиль во флористике что
Принцип создания флористических транспарентных композиций. Мастер-класс: «Букет на каркасе».
Занятие для учащихся студии «Фитодизайн»:
Принцип создания флористических транспарентных композиций.
Мастер-класс: «Букет на каркасе».
Руководитель: Шуленко Лина Валерьевна
Пропорциональность – определенное соотношение частей композиции между собой и единым целым (чаще всего между размерами вазы, цветов над ней и всей композицией).
Правило золотого сечения: меньший отрезок относится к большему как больший к целому. Во флористике это правило выражается в соотношении 3:5=5:8, то есть в композиции высотой, равной 8 частям, 3 части должна составлять высота вазы, 5 частей – высота цветов над ней. Если ваза низкая, то вместо ее высоты в расчетах используют ее диаметр.
Динамичность (ритм) композиции – направление осей композиции и их соотношение в пространстве. Динамичность композиции в пространстве передается направлением линий.
Баланс (устойчивость) – физическое равновесие, заключающееся в том, чтобы композиция выглядела устойчиво, даже если она явно смещена относительно оси симметрии.
По постановке материала существует симметричная и асимметричная форма.
Симметрия бывает: зеркальная, оптическая (добиваемся при помощи схожих цветовых решений, ставим при этом различный материал), вертикальная, горизонтальная, радиальная.
Асимметрия называется свободным порядком. Хотя свобода и непринужденность на самом деле мнимая. Первый, и самый важный принцип – акцентный материал нельзя разместить на геометрической середине композиции, иначе получится симметричная группа.
Техника сборки композиций.
Радиальный способ – композиции собираются так, что зрительно кажется, что растения выходят из одной точки. Как раз так собирается флористический веер.
Параллельный способ – стебли ставятся параллельно друг другу.
Приемы трансформации природных материалов.
1. Натуральные стебли. Чаще используется для букетов.
2. Искусственные стебли или Техника тейпирования: предварительно цветы напаиваются водой или раствором, каждый цветок насаживается на проволоку, добавляется мокрая вата, покрывается тейп-лентой. Стебли собираются только параллельно, без закручиваний. Ручка, собранная из проволочных стеблей, тейпируется и декорируется лентой. Но нужно помнить о том, что цветы долго не живут (12 часов).
3. Техника втыкания для композиций или для букета на портбукетнице.
4. Смешанная техника.
5. Гирляндовая техника.
6. Техники приклеивания, плетения, нанизывания, привязывания, пришпиливания.
От англ. Transparent- явный, открытый.
От фр. la transparence-прозрачность.
Работы отличаются прозрачностью, легкостью, минимумом крупного материала, лаконичной основой, скрупулезным подбором материала. Транспарентная техника практически всегда используется при создании коллажей, ширм, каркасов или букетов на каркасах. Каркасы делают из прутьев ивы, березы, декоративной проволоки, корней растений, ниток и прочего сгибающегося, гнущегося, тонкого и узкого материала. Каркасы бывают техническими и декоративными, плоскими и объёмными.
Интерьерное выставочное или праздничное оформление.
В транспарентной технике:
— нет четких композиционных границ и центра;
— расположение материала равномерное или свободное;
— минимальное разнообразие в материале и цветовой гамме;
— обычно используется каркас;
— совмещение различных приемов и флористических техник в одной работе;
— использование разнообразных декоративных материалов, применение технологий других видов ДПТ. Всегда используется трансформированный природный или декоративный материал. По сути, работы в транспарентной технике не просто совмещают характерные черты различных флористических стилей, но существуют на стыке флористики и других видов искусства и прикладного творчества. Транспарентная технология, как никакая другая, востребована во всем своем многообразии в декоре и дизайне интерьеров и экстерьеров, и как никакая другая позволяет проявить и отточить творческие способности флористов, ярко заявить о себе, раскрыть свой талант оформителя и декоратора.
Создаем транспарентный каркас «Паутинка».
Потом нити очень легко снять с вазы и убрать пищевую пленку. Каркас-чаша готов.
Высохший каркас снимаем с вазы, освобождаем от пищевой пленки.
Вставляем по центру несколько проволок по центру каркаса, и формируем ножку каркаса.
Обматываем для фиксации ножку шнуром. Составляем вертикальный букет в параллельной или спиральной технике.
Спиральный букет. Прекрасный обучающий мастер-класс от Марины Петровой: https://www.youtube.com/watch?v=P3RwnZi_KZ4&feature=share
Букет в параллельной технике сборки.
Список используемой литературы и источники.
1. Асманн П. Современная флористика.- М.: «Культура и традиции», 2013.-225 с.
3. Кондратьева Г. Флористика от А до Я: Библиотека журнала «Цветы».- М.: «Арт-Сервис», 2012. — 292 с.
4. Лерш Г. Основы композиции во флористике. — М.: «Дизайнер BOOKS», 2017.— 332 с.
5. Др-р. Хесайон О. А. Все об аранжировке цветов. – М.: «Кладезь», 2013. — 128 с.
— (Дата обращения: 08.04.2021)
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Транспарентный стиль во флористике что
Флористика (от лат. flora), или Флористический дизайн (англ. Floral design) — разновидность декоративно-прикладного искусства и дизайна; создание флористических работ (букетов, композиций, панно, коллажей) из разнообразных природных материалов (цветков, листьев, трав, плодов и т. д.), которые могут быть живыми, сухими или консервированными.Ведение флористического бизнеса, изготовление цветочных композиций на заказ невозможно, если флорист не знает основ дизайна. Мастерство флористического декора носит название фитодизайна (от древнегреческого phyton — растение) и тесно связано с двумя такими направлениями художественного конструирования, как дизайн интерьеров, и ландшафтный дизайн, объединяющий садово-парковое строительство, цветоводство и прочие формы облагораживания культурных ландшафтов.
Флористике присущи такие важные характеристики дизайна как:
тиражируемость изделий, цветочные изделия массово производятся для продажи;
совмещение преобразовательной и отражательной функций в создании художественного образа;
ценность готового изделия не только в утилитарном, но и в социокультурном аспекте;
готовые изделия представляют собой художественные образы, имеющие большое значение для духовной жизни человека.
Немецкий флорист Петер Асманн рассматривает вегетативный, декоративный, форма-линейный и параллельный стили. Впоследствии параллельный стиль был перенесен в категорию расположений линий растительного материал а.
Большую часть цветочных композиций создают либо в декоративном (массивном), либо в линейном/ линеарном (форма-линейном) стиле, причем в течении многих лет основное значение придавалось строгому воспроизведению геометрической формы. Но все меняется, и в настоящее время существует тенденция к созданию более креативных, творческих композиций и объектов.
Основные стили флористики
Классический подход.
Вегетативную композицию можно построить различными способами.
Наиболее известна форма с одной точкой роста, когда материал расставляют так, что все линии композиции зрительно и фактически собираются в одной точке. Эта точка находится в вазе, где расположены растения. Видимые главные линии композиции и направления движения растений не должны пересекаться в свободном пространстве. При этом пересечения небольших линий допускаются. Эта классическая форма вегетативного стиля еще называется вегетативной с действительной точкой роста.
Обычно флористы выполняют асимметричную расстановку из трех групп: главной, противоположной и соседней. При этом точка роста этих трех разных по величине групп ни в коем случае не должна находиться в центре вазы. Ее следует переместить вбок, а также вперед или назад от геометрического центра.
Декоративный стиль
Помимо зелени и распустившихся цветочных бутонов в декоративном стиле применяются различные искусственные аксессуары, такие как ленты, бижутерия, ткань, бумага, а также фрукты и высушенные растения.
В декоративном стиле разнообразие получила и форма, и размер композиций. Букеты могут быть и большими, и маленькими, и яркими, и достаточно простыми.
Форма-линейный стиль
При работе в форма-линейном стиле флористу важно добиться сильного напряжения комбинаций форм и линий, а количество используемого материала надо свести к минимуму. Форма-линейное направление свободно от экологизма, так как флорист может обращаться к более искусственным, ненатуральным сочетаниям видов, поскольку основное внимание уделяется оригинальным комбинациям форм и линий.
В форма-линейной композиции формой могут быть не только шар, куб и другие геометрические тела, но и плоскость листа. Экспрессивные линии растений в сочетании с такой формой позволяют флористу сделать интересную работу. Для форма-линейного стиля характерна асимметричная расстановка, но в некоторых случаях допустима и симметрия.
При создании композиции особое внимание следует обратить на внешний вид растений, их особенности. Короткая обрезка стебля часто приводит к тому, что цветок теряет свою выразительность, однако форма и линии выигрывают.
Сильный цветовой контраст элементов, сочетание растительного и нерастительного материала делают такие работы яркими и интересными.
Типы форма-линейного дизайна по Б. Белчер: а — вертикальный; б — горизонтальный; в — серповидный; г — S-образный; д — зигзагообразный; е — наклонный; ж — треугольный
Четыре стиля Хесcайона.
Массивный стиль или стиль «форма» Для данного стиля важно четкое представление конечной композиции. Флористы в своей работе часто используют объемные каркасы или специальные плетеные основы для пышного букета. Исполнение данных композиций достаточно простое, но при этом трудоемкое. Формы букетов понятны, например, конус, сердце или шар, главное определиться с техникой исполнения.
Для сборки массивных букетов можно использовать различные техники, такие как расположение на основе, приклеивание, плетение, параллельная или спиральная сборка и другие.
Линейный стиль.Концепция стиля возникла на Востоке, ее правила были заложены в Китае более 1000 лет назад. Это самый четкий флористический стиль. Флористы придерживаются главного правила: минимум материала — максимум естественных форм. Его определяющим началом является наличие свободного места в пределах границ композиции. Все акценты делаются на создании четких линий. Предпочтение отдается сортам с длинными или изогнутыми стеблями. Все материалы в линейной композиции, как правило, располагаются ассиметрично и подчеркивают экстравагантность выбранных растений.
Вертикальная аранжировка — единственная в линейном стиле, которая является симметричной, геометрической и определяется четкими правилами. Важной особенностью является выразительный формообразующий материал, который установлен вертикально, образуя центральную ось. Простейшая форма представляет собой одностебельные эффектные цветы, расположенные вдоль оси. Более обычной формой являются ветки с листьями или цветоносные стебли, такие как розы или лиатрис, с одним или с небольшой группой доминирующих цветов, расположенных вдоль оси или близко к основанию. Листья на коротких стеблях или черешках используются для покрытия крепежа в нижней части аранжировки.
Линейно-массивный стиль – сочетание двух предыдущих стилей, характеризуется наличием свободного места в пределах композиции и только промежутки между контурными элементами заполнены растительным материалом.Схемы линейных композиций приведены в описании форма-линейного стиля.
Основной принцип линейно — массивного стиля в том, что каркас композиции, образованный растительным материалом, прикрыт, но не закрыт полностью другими цветами и листьями.
В настоящее время популярностью пользуются асимметричные композиции. Эффектно смотрится асимметричный треугольник в виде латинской буквы L. Оси треугольника могут иметь разную длину, фокусная точка в основании придает композиции особую выразительность.
Одной из самых оригинальных аранжировок линейно-массивного стиля, является композиция линия Хогарт а, названная в честь английского художника Уильяма Хогарта, имеющая вид изогнутой латинской буквы S. Для создания такой композиции потребуется два набора ветвей, изогнутых подобным образом. Крепеж, как правило, маскируют основным и дополнительным материалом.
Еще одна экспрессивная композиция — полумесяц. Для него потребуется немного материала. В качестве основы можно взять оголённые ветки или ветки с листьями и цветками, которые изгибают и придают форму полумесяца. Изогнутые ветки укрепляют по краям флористической пены, делая одну сторону выше другой. К средней части добавляют цветы и листья. Крепеж тщательно маскируют дополнительным растительным материалом.
Смешанный стиль. Аранжировка не принадлежит ни к одному из основных стилей (массивный, линейный или линейно-массивный), или аранжировки, включающие черты двух или трех из этих стилей.
1.Аранжировки миниатюрные и малые.
Мелкомасштабная цветочная композиция требует не так много материала, но зато изрядную долю мастерства, так как вся аранжировка занимает всего несколько сантиметров в высоту.В Великобритании миниатюрной называют аранжировку, которая составляет максимум 10 см в высоту, ширину и глубину, а малая не должна превышать 23 см. Сохранение масштаба является основной задачей — контейнер, растительный материал и аксессуары должны быть в нужной пропорции. Можно- использовать свежий или консервированный растительный материал.
Цель пейзажной композиции – изобразить крошечный кусочек реального мира: луг, лес, пляж. При этом важно соблюдать определенные правила. Емкость и подставка должны соответствовать теме композиции; не следует стремиться к натурализму – правильней воплотить задуманный образ легкими намеками, чем воссоздать настоящий сад в миниатюре. Ветка интересной формы изображает дерево, несколько камешков – берег моря. Необходимо соблюдать пропорции – цветы вокруг «дерева» в саду должны соответствовать размерам дерева, нельзя злоупотреблять аксессуарами.
3.Необычные массивные аранжировки – круглые венки, продолговатые полугирлянды и гирлянды, декоративные деревья, у которых в контейнере закрепляют только «ствол».
Величественные композиции могут быть высотой до 1 м, ими украшают церкви, дворцовые помещения, холлы гостиниц и другие общественные здания. Обычно их изготавливают в массивном или линейно-массивном стиле, но для ультрасовременного интерьера хороша композиция в линейном стиле.
Композиции «пот-э-флер» строятся в вертикально-параллельной постановке. Сосуды — прямоугольные, вытянутые корытца. Горшки с растениями ставятся вровень с бортиком сосуда; блоки флористической пены отрезаются таким образом, чтобы горшочки с комнатными растениями жестко фиксировать в контейнерах.Самая простая и в то же время
классическая композиция – комнатное растение, оживленное манжетой из
декоративной зелени.
Усиливают вертикальные линии стеблями с бутонами, травами, рогозом. А внизу оставляют место для контрастирующих низких цветов и перекрывающих друг друга листьев. Красота каждого цветка подчеркивается окружением гладкого листа, каждая сложная форма- простой.
Аранжировки в смешанном стиле, вероятно, будут претерпевать изменения на протяжении многих лет. Популярность некоторых из них будет снижаться, а другие станут более популярными.
Немецкий флорист Петер Асманн предложил 4стиля:
Вегетативный, декоративный и форма-линейный стили рассмотрены выше. Параллельный стиль сейчас относят не столько к стилю, сколько к способу расположения линий растительного материала. То есть он может встречаться во всех рассмотренных стилях.
Параллельный
Стиль считают параллельным, если большинство растительного или не растительного материала расположено параллельно друг другу.
Работы в параллельном стиле могут быть симметричными или асимметричными. Каждый элемент при этом имеет свою собственную точку роста, и, так же как и в других стилях, здесь необходимо строго соблюдать пропорции, цвет, форму и т.д. Параллельные части композиции могут быть вертикальными, диагональными или горизонтальными.
Вариантами параллельного стиля м огут быть параллельно-вегетативный, параллельно-декоративный и параллельно-графический.
Параллельно-вегетативная композиция
Для работ этого типа характерна асимметричная расстановка. При этом растения должны выглядеть естественно так, как они растут в природе. Большое значение имеют формы роста, потребность в пространстве и другие особенности растений, которые следует учитывать не только при создании композиции из срезки, но и при засадке композиций в вазы.
Параллельно-декоративная композиция
В композициях этого типа обычно плотных как правило, придерживаются симметричной расстановки, хотя допускается и асимметрия. Впечатление декоративности работы можно усилить замкнутой формой.
Параллельный букет отличается от других букетов тем что место его связки выполняет не только функцию крепления, но и служит дополнительным украшением, поэтому при установке такого букета в вазу, надо оставлять место связки на виду. Стебли растений собирают не по спирали, а параллельно друг другу. У параллельно-вертикальных связанных букетов может быть несколько мест связки. Материал для связки должен быть подобран таким образом, чтобы связка получилась аккуратной и красивой.
Здесь возможна как симметричная, так и асимметричная расстановка. Композиции выглядят четко, абстрактно, нередко даже конструктивистски. Иногда это объект, при этом индивидуальные особенности растений не всегда берутся в расчет. В параллельно-графических композициях базисом и дополнительным декоративным элементом может быть песок, мелкий щебень или пластиковая крошка. Композициями в параллельном стиле нередко украшают авангардные интерьеры, современные здания или религиозные сооружения в духе прошлых эпох. Специально предусмотренные перекрещивания некоторых линий придают такой работе большую выразительность. Оазис в параллельных композициях ставят ниже края вазы.
Прибалтийская школа флористики выделяет 5 стилей:
декоративный, вегетативный, форма-линейный, форма и транспарентный стиль.
Транспарентный стиль.
Относительно этого стиля идут дискуссии, так как в европейских школах его еще не признают.. Многие работы настолько отличаются от всех остальных стилей, что их тяжело классифицировать.
Работы отличаются транспарентностью (прозрачностью), легкостью, минимумом материала, невзрачной вазой или основой, подбором материала, отсутствием декора, в некоторых работах мы можем наблюдать только элементы транспарентности. Каждое растение транспорентной композиции хорошо просматривается и у каждого есть своё пространство. Чтобы обеспечить цветы питанием, можно использовать пробирки.
Этот стиль применим при создании коллажей, ширм, каркасов или букетов на каркасах.
Каркасы делают из прутьев ивы,березы, декоративной проволоки, корней растений, ниток и
прочего, делятся на технические и декоративные, плоские и объёмные.В композиции нет четких границ, нет центра, материал подобран по цвету, ставится равномерно.
Литература
Хессайон Дэвид Г. Все о букетах и дизайне интерьеров 1996
Исачкин А.В. Декоративное садоводство с основами ландшафтного проектирования 2017
Петер Асман Современная флористика
Брашнов Д.Г. Флористика: технологии аранжировки композиций. 2014г.