Транснф ап чем занимается
Транснефть ап. Почему покупаю сейчас?
Всем доброе утро, друзья!
Где надо быть трейдеру и, если хотите, инвестору, и на чем фокусировать свой портфель, эта тема постоянных обсуждений и рассуждений. Подписчики знают, что сейчас я фокусируюсь на нефтегазе. В тоже время нефтегаз-нефтегазу рознь. Можно купить Лукойл или Новатэк, а можно купить, например, Сургут. И это абсолютно разные, по качеству, идеи.
К чему я говорю? Вопрос в том, что да, нефтегаз в тренде. Но если говорить о качестве идеи, то Лукойл вы от меня не услышите и Газпромнефть тоже. Не потому что эти компании плохие, они хорошие, даже очень. Но покупать их сейчас, лично я, не стану. То есть даже в этом секторе есть то, что лучше купить, а что хуже, а что — вообще никак.
Плавно развивая эту тему, я хочу предложить вашему вниманию очень хорошую компанию, которую покупать сейчас, на мой взгляд, своевременно и очень корректно.
ПАО Транснефть ап.
Вы видите, что более пяти лет формируется треугольник и произошел выход. Сама эта модель, я имею ввиду, такой треугольник, очень сильная, при одном условии – время на ее формирование требуется очень много. Если он почти шестилетний, этого вполне достаточно для завершения и смены даже очень серьезной тенденции. Какая тенденция в Транснефти? Формально, боковая, но с сужением волатильности. И именно, новый размах волатильности дает мне основания рассматривать бумаги Транснефти как потенциально очень перспективные.
Что определяет эту перспективу?
Техника.
Выход из глобального треугольника подразумевает, что я вправе рассчитывать на тестирование исторического максимума. А возможно, и перехай. Но пока об этом речи не идет.
Кто не любит торговать треугольники, я тех прекрасно понимаю, по одной причине. Их очень много на рынке. И если их торговать на мелких ТФ, то ничего, кроме совокупного убытка, не получишь. Треугольник всегда должен увязываться с фактором времени. Это длительный процесс, и выход из него, как правило, связан с чем-то серьезным, происходящим на рынке. А когда тогда выходить из пятилетнего треугольника, если не сейчас? Какой момент для этого должен еще произойти?
Так вот, кто скептически относится к такого рода фигурам, пусть они и глобальные, то, есть для этого отличный уровень 180К. Пробой и закрепление инструмента за ним – означает смелый вход в позицию. Что делаю я? Я покупаю частично сейчас, а на 180К я увеличу свою позицию, понимая, что инструмент подтверждает мои мысли, и что я действую корректно.
Дробление акций.
Смотрите, почему не сильно большой спрос на такую прекрасную и я бы даже сказал крутую компанию, как Транснефть? Причина, акции очень дорогие. И не каждый может позволить себе из купить. Все-таки 160К за лист, это согласитесь не дешево. Но в начале сентября, руководство выступило с сообщением о намерении сделать кратное дробление бумаг и сейчас ждет одобрения регулятора. И каждый трейдер сможет их себе позволить. Вопрос в том, что те акции, которые уже сейчас на руках силу не теряют, просто их количество будет больше пропорционально дроблению.
Дробление акций спровоцирует дополнительный спрос со стороны тех, кто смотрит на эмитента позитивно, но из-за стоимости самой бумаги не делал этого.
Фундамент.
Стабильные выручка и прибыль компании — это хорошо, но это для нас с вами все-таки норма. Но чем меня привлекает Транснефть в плане мультипликаторов, так это стоимостью чистых активов. Сейчас на рынке компания оценивается в размере 1/10 их стоимости. Понятно, что трубы и нефтетранспортная структура – это неликвид, но тем не менее.
Нравится показатель долг/EBITDA= 1, при норме до 2. То есть показатель низкий, для примера, у Роснефти этот показатель 2,18.
Подводя итог, лично я, основываясь на приведенных доводах, принимаю решение о приобретении привилегированных акций ПАО Транснефть в портфель. Но данный пост не является призывом или прямой рекомендацией к покупке указанных бумаг.
С вами был Александр Перфилов, автор телеграм-канала «Взгляд на рынок»
Мой канал для того, чтобы на рынке все делать вовремя.
Транснефть акции
Пока мы ничего не планируем, потому что нам ничего неизвестно о точных планах «Востока Ойла», это первое.
Второе — мы не знаем, какое влияние это окажет на наш грузооборот. Когда это будет более выраженно и понятно и мы сможем подсчитать, если влияние будет значительным, то соответствующее законодательство дает нам право обратиться к регулятору
— первый вице-президент компании Максим Гришанин
Авто-репост. Читать в блоге >>>
Мы по-прежнему планируем провести дробление или сплит на следующий год. У нас есть определенные подвижки в этом вопросе. Я думаю, что в ближайшее время этот вопрос будет рассматриваться на совете директоров компании
— вице-президент «Транснефти» Рашид Шарипов
«Транснефть» также собирается полностью перевести причитающийся ей пакет привилегированных акций из совместного фонда с Газпромбанком на собственную управляющую компанию.
Этот пакет будет отражаться в балансе как квазиказначейский
Авто-репост. Читать в блоге >>>
Планы по перекачке. Мы находимся пока только в начале декабря… Мы думаем, что объем перекачки нефти составит где-то 448-450 миллионов тонн по системе, в этом коридоре. Заявки на 2022 год у нас порядка 455-458 миллионов тонн
По нефтепродуктам это будет где-то также, как и в 2020 году: 38 миллионов тонн в 2020 году, 38 миллионов в 2021 году, и примерно столько же мы ожидаем, что мы примем в 2022 году
Прокачку нефтепродуктов в 2021 и 2022 годах запланирована на уровне примерно 38 миллионов тонн, как и в 2020 год
Авто-репост. Читать в блоге >>>
Мы планируем программу 2022 г. примерно в тех же объемах, с учетом сегмента НМТП это будет порядка 210 млрд, из которых порядка 23 млрд — это будет инвестиционная программа «Новороссийского морского торгового порта»
— первый вице-президент «Транснефти» Максим Гришанин
Авто-репост. Читать в блоге >>>
Транснефть: становится интерсной для долгосрочных покупок
🕳 Транснефть представила свои финансовые результаты за 9 мес. 2021 года:
📈 Выручка компании с января по сентябрь увеличилась на 12,5% (г/г) до 805,8 млрд руб., благодаря восстановлению объёмов транспортировки нефти и нефтепродуктов после первой волны COVID-19, а также ценовому фактору (рост тарифов на транспортировку нефти на 3,6% в начале текущего года).
📈 Показатель EBITDA при этом прибавил всего на 4,1% (г/г) до 355,9 млрд руб. Столь слабая динамика показателя обусловлена увеличением издержек на оплату труда персонала и ростом себестоимости реализованной нефти.
📈 А вот чистая прибыль акционеров, к которой привязана дивидендная политика Транснефти, выросла по итогам отчётного периода на внушительные 39% (г/г) до 152,8 млрд руб.
💼 Долговая нагрузка по показателю Net Debt/EBITDA составляет 1х и находится на минимуме за последнюю пятилетку.
💰 Рост чистой прибыли и низкая долговая нагрузка позволяют рассчитывать на выплату щедрых дивидендов по итогам 2021 года. Напомню, последние три года компания направляет на дивиденды не менее половины прибыли.
Авто-репост. Читать в блоге >>>
сегодня ожидаем: конференц-звонок
Транспортировка нефти у Транснефти в ноябре выросла на 8,7%
Транспортировка нефти по системе «Транснефти» в ноябре 2021 года выросла на 8,7% г/г, до 39,36 млн тонн.
Прокачка нефти на экспорт в ноябре выросла на 5,2% г/г, до 17,03 млн тонн
«Транснефть» в декабре планирует транспортировать по системе 40,19 млн тонн нефти, из которых 38,92 млн тонн — российской. Более 21,69 млн тонн нефти из этого объема планируется направить на НПЗ страны и 17,95 млн тонн — на экспорт в дальнее и ближнее зарубежье.
Авто-репост. Читать в блоге >>>
🟢 Дивидендная доходность Транснефти может составить 8,6%
Транснефть опубликовала финансовые результаты за третий квартал 2021 года. Выручка компании не изменилась по сравнению со вторым кварталом и составила 276 млрд руб., EBITDA снизилась на 5% — до 116 млрд руб., чистая прибыль сократилась на 15% — до 47 млрд руб.
🛢 Результаты компании за третий квартал в целом совпали с ожиданиями аналитиков SberCIB Investment Research и немного превысили консенсус-прогноз Интерфакса. Свободный денежный поток превзошёл оценки SberCIB Investment Research на 7%.
💰 Чистая прибыль за девять месяцев составила 157,8 млрд руб., скорректированная чистая прибыль — 143,1 млрд руб. Менеджмент предлагает использовать именно второй показатель для расчёта дивидендов. Таким образом, потенциальные годовые дивиденды исходя из скорректированной чистой прибыли за девять месяцев могут составить 12,3 тыс. руб. на акцию, что соответствует дивидендной доходности 8,6%.
Целевая цена акции на ближайшие 12 месяцев составляет 240 тыс. руб., потенциал роста — 60% относительно текущих уровней котировок.
При этом объем транспортировки нефти увеличился на 8% — до 114,5 млн т, нефтепродуктов на 3% — до 9,5 млн т. EBITDA за 3 кв. составила 116 млрд рублей, что на 26% выше, чем годом ранее.
В целом, на рост показателей влияние оказали ценовой фактор и увеличение объемов транспортировки. Компания также сообщила, что в третьем квартале не использовала резерв для компенсации ущерба за загрязнение нефтепровода Дружба. Мы оцениваем результаты компании умеренно позитивно.
Авто-репост. Читать в блоге >>>
Интересная штука, оказывается еще 57% акций транснефть-п находится в Газпромбанке через ПИФ… возможно когда-нибудь будет гашение или использование этого капитала?
Москва. 30 ноября. ИНТЕРФАКС — Группа «Транснефть» в сентябре 2021 года в результате частичного распределения имущества при погашении инвестиционных паёв ЗПИФ «Газпромбанк — Финансовый» получила 64 тыс. 164 привилегированных акций компании на сумму 10 млрд 613 млн рублей, говорится в ее отчете по МСФО.
«Полученные акции представлены в составе собственного капитала как собственные акции, выкупленные у акционеров, по справедливой стоимости на дату погашения соответствующих инвестиционных паёв. На 30 сентября 2021 года группа владеет привилегированными акциями компании в количестве 65 тыс. 725 штук (на 31 декабря 2020 года — 1 561 штук)», — говорится в отчете.
CAPEX устойчиво падает, FCF растет. За 9 мес 2021 FCF уже 143 млрд.
Главная суть отчета МСФО:
👉 FCF выходит к 200 млрд (снизили прогноз по капзатратам на 30 млрд в 2021 году, особо некуда тратить видимо);
👉 по дивам скорее всего выйдет 12-13 тысяч на акцию через полгода;
👉 Выручка вырастет на 6-7% в след. году (повышают тариф + рост обьемов прокачки).
для роста акций нужны долгожданные:
👉 сплит акций, чтобы маленькие инвесторы смогли купить (141000 за 1 акцию не у всех есть, тем более для диверсифицированного портфеля)
👉 обещанный байбек на 10% АК.
Когда это будет? Сплит обещали в 2022 году, про байбек заглохли с 2020 и ни слова.
👉 технологические авариии аля дружба
👉 снижение спроса на нефть аля COVID-19 или новый штамм
👉 Сечин через пару лет оставит пустой трубу ВСТО (возможны крупные списания через пару лет, если не найдут чем заполнить)
👉 ESG повестка, через 10 лет возможно компании будет нечего качать — если Европа перестанет покупать нефть. Спасут порты НМТП — индусы, китайцы и прочие жители Африки с бензиновых авто не скоро еще слезут…
Транснефть отчиталась за 3 квартал по МСФО
Квартальная выручка по сравнению с 2020 годом подросла на 23% и составила 276 млрд, себестоимость синхронно добавила 21%.
При этом амортизация, которая является существенной статьёй затрат — остановилась почти на месте: 55 млрд рублей.
Итого, операционная прибыль выросла с 39 до 60 млрд за квартал.
Чистая прибыль в квартальном выражении выросла на 33% с 36 до 48 млрд. рублей.
Довольно нейтральный отчёт, никаких сюрпризов. Компания зависима на 1.000% от рыночной конъюнктуры. Рынок благоволил, нефть прокачивалась — компания подросла. Но тектонических сдвигов никаких нет, новостей тоже.
Сергей, а у них тариф разве к цене нефти привязан?
Свободный денежный поток вырос на 37,8% г/г до 51 млрд руб. В основном этому способствовал рост операционного денежного потока и стабильно низкие капитальные затраты на фоне сделки ОПЕК+.
Постепенное восстановление финансовых результатов в первую очередь связано с ослаблением ограничений ОПЕК+ и ростом цен на нефть. В четвёртом квартале РФ продолжила увеличивать добычу, в связи с чем в следующей отчётности можно ожидать квартального улучшения финансовых результатов «Транснефти». Также положительно сказался рост тарифов на транспортировку нефти на 3,6% в начале текущего года. Основным сдерживающим фактором является инфляция операционных расходов.
На наш взгляд, отчётность «Транснефти» выглядит нейтрально. Компания продолжает восстанавливаться от кризиса вместе с объёмом добычи нефти в РФ. Отметим, что квартальная динамика результатов была под временным давлением снижения маржинальности перепродажи нефти. При этом потенциально интересным моментом может стать получение компанией 64 164 (около 4,1% всех «префов») собственных привилегированных акций в рамках частичного распределения имущества при погашении инвестиционных паёв ЗПИФ «Газпромбанк – Финансовый».
Авто-репост. Читать в блоге >>>
⚡️30 ноября опубликована сокращенная консолидированная промежуточная финансовая отчетность ПАО «Транснефть» за девять месяцев, закончившихся 30 сентября 2021 года, составленная в соответствии с МСФО (неаудированная).
🛢 «Транснефть» — российская нефтепроводная компания, контролируемая государством. Оператор магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов. Владеет 68,4 тыс. км. магистральных трубопроводов, 507 перекачивающими станциями, 24,4 млн. кубометров резервуарных ёмкостей. Компания транспортирует 84% добываемой в России нефти и 26% производимых светлых нефтепродуктов.
❗️Основание компании 1993 год. Ключевые фигуры: Александр Новак (председатель совета директоров) и Николай Токарев (президент). Число сотрудников: более 119 000 человек. Штаб-квартира расположена в Москве, Россия.
⚡️Основные финансовые показатели и ключевые события за 3 квартал и 9 месяцев 2021 г.
• Среднесуточный объем транспортировки нефти в 3-м квартале 2021 года увеличился на 1,1% в сравнении с уровнем 2-го квартала текущего года и на 6,1% по сравнению с уровнем 1-го квартала. 📈
• Скорректированная выручка Группы «Транснефть» (за исключением выручки от реализации нефти на экспорт) по итогам 3-го квартала 2021 года выросла на 32,0 млрд. руб. или 17% и составила 220,0 млрд. руб. Увеличение, в основном, произошло по основным видам деятельности: по транспортировке нефти и нефтепродуктов — на 24,0 млрд. руб., по стивидорным услугам, дополнительным услугам порта и услугам флота — на 2,0 млрд. руб. 🚀
• Вследствие ограничений добычи нефти в России, действующих с начала мая 2020 года, за 9 месяцев 2021 года объемы транспортировки нефти остаются ниже аналогичных показателей предыдущего года на 1%. Транспортировка нефтепродуктов снизилась на 1%. 📉
• Показатель EBITDA в 3-м квартале 2021 года вырос на 23,9 млрд. руб. или 26% до 116,5 млрд. руб. 💸
• Объем транспортировки нефти в 3-м квартале 2021 года вырос на 8,9 млн. тонн или 8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Объем транспортировки нефтепродуктов увеличился на 0,3 млн. тонн или 3%. 📈
• Прибыль акционерам ПАО «Транснефть» в 3-м квартале 2021 года составила 47,1 млрд. руб., увеличившись на 9,0 млрд. руб. или 23% к значению годом ранее. 💰
• Общий долг на 30.09.2021 составил 541,8 млрд. руб., что на 16% ниже соответствующего показателя на 30.09.2020. Сокращение основного долга ПАО «Транснефть» произошло, главным образом, вследствие планового погашения биржевых облигаций и банковских кредитов. 📉
❗️Итог: сильные финансовые показатели. В компании отмечают, что продолжилось постепенное восстановление объемов транспортировки нефти и нефтепродуктов по системе «Транснефть» и, как следствие, основных финансовых показателей компании после потрясений на мировом рынке, вызванных эпидемией коронавируса.
🛢Транснефть опубликовала результаты по МСФО за 3К21, которые соответствуют ожиданиям рынка с точки зрения основных показателей в отчете о прибылях и убытках.
Объемы транспортировки нефти выросли на 2% кв / кв до 115 млн т в 3К21 в связи с ослаблением ограничений ОПЕК + для России. Однако объемы транспортировки нефтепродуктов снизились на 3% к/к до 9,5 млн т из-за сезонного фактора.
Выручка Транснефти в 3К21 не изменилась по сравнению с предыдущим кварталом и составила 276 млрд рублей. EBITDA снизилась на 5% к/к до 117 млрд руб. из-за более высоких денежных затрат, но рынок ожидал это. Свободный денежный поток Транснефти увеличился на 42% к/к до 52 млрд руб. благодаря изменению оборотных средств. Отметим, что размер капатрат не изменился к/к и составил 46 млрд руб. Коэффициент Чистый долг / EBITDA составил 1,0 на конец 3К21, не изменившись по сравнению с предыдущим кварталом, поскольку Транснефть выплатила 67 млрд руб. дивиденды в течение отчетного квартала.
Показатели за 3К21 оказались очень близки к ожиданиям и, следовательно, должны быть нейтрально восприняты рынком. По нашим оценкам, вклад 9М21 в размер ежегодного дивиденда составляет
10 540 руб./акц. (дивидендная доходность 7,4%). Транснефть проведет конференц-звонок в четверг (4:00 мск). В настоящее время у нас нет официального рейтинга по акциям Транснефти.
«Несмотря на снижение объемов финансирования, компания сосредоточила усилия на безусловном исполнении запланированных в программе на 2021 год основных физических показателей, направленных на поддержание достаточного технического уровня эксплуатируемого оборудования и систем, обеспечивающих транспортировку нефти и нефтепродуктов с соблюдением установленных норм безопасности»
«Транснефть» понизила прогноз капитальных затрат на 2021 год до 196 млрд руб. против 232 млрд руб
Парадокс «Транснефти» Почему самая операционно-эффективная компания остается самой недооцененной?
Фото: Юрий Смитюк / ТАСС
Как отмечают эксперты консалтинговой фирмы KPMG, «Транснефть» имеет высокую операционную эффективность в сравнении с зарубежными компаниями-аналогами. Одновременно с этим она является и самой дешевой компанией международного нефтетранспортного сектора. В чем парадокс и как превратить акцию «Транснефти» в «голубую фишку», разбиралась «Лента.ру».
Международная консалтинговая компания KPMG по заказу ПАО «Транснефть» выпустила на прошлой неделе обзор основных показателей ее деятельности и сопоставимых зарубежных компаний за 2018-2019 годы. Кроме российской монополии исследование включало 44 компании из США и Канады, 11 европейских компаний и семь компаний из Южной Америки, Африки и АТР. Анализ, который проводился более чем по 30 индикаторам, подтвердил отсутствие среди зарубежных трубопроводных компаний аналогов, сопоставимых по масштабам трубопроводной деятельности «Транснефти» с точки зрения ключевых производственных показателей, отмечает KPMG. Так, в 2018-2019 годах грузооборот российской компании составлял более 1,2 триллиона тонно-километров, что более чем в семь раз превышает показатель компании с наибольшим объемом грузооборота в США (Enbridge).
Фото: Сергей Гунеев / РИА Новости
Сколько продали
«Транснефть» показывает стабильно высокие результаты по показателю объема транспортировки нефти — 480 и 485 миллионов в 2018 и 2019 году соответственно (при значении медианы в 81 миллион тонн). В 2018 году грузооборот по нефти составил 1 217 397 миллионов тонн-километров. Объем транспортировки нефти «Транснефти» превышает показатели всех сравниваемых компаний. Такое отличие аналитики KPMG объясняют не только масштабом сети магистральных трубопроводов, но и значительно большим плечом транспортировки (по состоянию на 2019 год — 2572 километра, что превышало медианное значение в 3,3 раза). При этом выручка от предоставления услуг по транспортировке нефти «Транснефтью» значительно превышала выручку других компаний в выборке. В 2019 году она составила 10,87 миллиарда долларов (1,07 миллиарда долларов — медианное значение). Эксперты KPMG также отметили, что выручка крупнейшей иностранной компании по данному показателю в прошлом году Enbridge Inc. почти на 29 процентов ниже значения ПАО «Транснефть».
В категории «транспорт нефтепродуктов» «Транснефть» показала близкие к средним по итоговой выборке результаты — 38 миллионов тонн в 2019 году при медиане равной 48 миллионам тонн. При этом по величине грузооборота нефтепродуктов компания также является одной из крупнейших компаний в мире, превышая показатель большинства зарубежных аналогов. В минувшем году — 49 800 миллионов тонно-километров (что больше медианы почти в 5,5 раза). По показателю протяженности нефтепродуктопроводов «Транснефть» также занимает первое место. По их транспортировке выручка компании также превышала выручку большинства других компаний в выборке и составила 1,05 миллиона долларов, что почти в 2 раза выше медианного значения (633 миллиона долларов).
Цена эффективности
Из обзора KPMG следует, что средневзвешенный тариф «Транснефти» в 2018-2019 годах, рассчитанный на 100 тонно-километров грузооборота нефти, более чем вдвое ниже медианного значения для сопоставимых компаний: 0,87 доллара против медианы 2,13 доллара. Аналогичная ситуация и с тарифом на транспортировку нефтепродуктов — его значение у «Транснефти» более чем на 32,9 процента ниже медианного среди зарубежных компаний: 2,12 доллара против 3,16 доллара.
Фото: Максим Богодвид / РИА Новости
«Величина удельных операционных расходов ПАО «Транснефть» на транспортировку нефти в 2019 году в 3,2 раза ниже медианного значения среди зарубежных компаний (0,31 доллара за 100 тонно-километров против медианы 1,01 доллара), — отмечают эксперты KPMG. — В ПАО «Транснефть» 2018-2019 годах «вес» удельных расходов на 100 тонно-километров грузооборота нефти при сопоставлении с уровнем средневзвешенного тарифа сохранился в размере 35-36 процентов».
Показатель рентабельности по EBITDA «Транснефти» В 2018-2019 годах находился на стабильном уровне и составил 44-46 процентов, однако был немного ниже уровня медианного значения (50 процентов) по сравниваемым компаниям. Аналитики отметили, что у компаний Chevron Pipeline, ExxonMobil Pipeline в 2018-2019 годах была зафиксирована отрицательная EBITDA, что привело к отрицательной рентабельности по данному показателю.
Коэффициент износа основных фондов российской монополии в 2019 году (41 процент) находился ниже уровня медианного значения (46 процентов), а уровень удельного потребления электроэнергии при транспортировке нефти, одной из ключевых статей операционных расходов для всех трубопроводных компаний, был ниже медианного значения на 25,4 процента. При этом производительность труда в натуральном выражении оказалась выше медианного значения более чем в 2 раза. По отношению к 2018 году этот показатель повысился на 1,7 процента. Также в 17 раз ниже медианного значения среди сопоставимых компаний было значение и удельной аварийности при транспортировке по магистральным трубопроводам.
Самая дешевая
Парадоксально, что при таких отличных операционных показателях акции «Транснефти» из года в год показывают динамику хуже рынка. Например, с начала этого года капитализация компании упала на 18 процентов на фоне индекса Мосбиржи, который вырос на 3,8 процента.
Остается «Транснефть» и самой дешевой среди всех международных компаний своего профиля. Оценочный коэффициент «Стоимость бизнеса» (EV) к EBITDA для мирового сектора в среднем составляет 10,5, у «Транснефти» этот показатель составляет всего лишь около 4, «Транснефть» стоит в среднем в 2,5 раза дешевле средней компании сектора.
Главная причина — низкие дивиденды. Компания платит ниже 50 процентов от чистой прибыли по МСФО. По итогам 2019 года на дивиденды было направлено 11 612,2 рубля на акцию (47 процентов прибыли). Текущая дивидендная доходность составляет 7,9 процента, что выше ставок по банковским депозитам и государственным облигациям, высокая дивидендная доходность обусловлена низкой ценой акции.
Впрочем, 50 процентов от прибыли сегодня уже мало. «Золотым стандартом» в индустрии является выплата 100 процентов от чистой прибыли. В настоящее время «Транснефть» завершила основные инвестиционные проекты и ее денежный поток растет. Вероятно, в дальнейшем государство как основной акционер будет настаивать на повышении дивидендов до рыночного уровня. По мнению аналитика Raiffeisenbank Сергея Гарамиты, в будущем как вариант повышения дивидендов не исключается возможность выплаты всего свободного денежного потока. В этом случае дивидендная доходность может стать двузначной в 2022 году.
Фото: Илья Питалев / РИА Новости
Обратный выкуп и опционная программа для менеджмента
Другим минусом «Транснефти» является то, что в отличие от многих других публичных компаний, она не проводит обратных выкупов своих акций. Таким образом на рынке отсутствует стабилизационный механизм в случае резких просадок на бирже. Еще два года назад, в ноябре 2018 года, член совета директоров нефтетранспортной монополии, гендиректор Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) Кирилл Дмитриев анонсировал программу выкупа с рынка привилегированных акций «Транснефти». «Менеджмент «Транснефти» предпринимает ряд важных шагов по повышению капитализации компании. У нас еще будет несколько обсуждений этой программы и на комитете по стратегии, и на совете директоров. Поэтому, я думаю, это все может начать реализовываться в следующем году», — сказал он. Но в реальности программа до сих пор не принята. Эта же программа должна была предусмотреть разработку новой системы мотивации менеджмента, привязанной к росту дивидендов и стоимости привилегированных акций компании, которые на рынке считают недооцененными.
Дробление акций
Также шли разговоры о дроблении акций, но до дела не дошло. Проблема тут технического свойства — одна акция компании стоит более 140 тысяч рублей, а это значит, что для широкого круга инвесторов-физлиц эта бумага недоступна, что снижает общий спрос. Простым техническим действием по дроблению акций с коэффициентом 1:1000 эту проблему можно было бы решить и сделать акции доступными массовому инвестору, тем более что в настоящее время рынок инвестиций частных лиц в акции стремительно растет.
Инвестиционные аналитики указывают на значительную недооценку акций компании — например, у Сбербанка справедливая цена за акцию «Транснефти» — 250 тысяч рублей (75 процентов потенциал роста к текущей рыночной цене). Но для того чтобы этот потенциал был реализован, от компании требуется более активная работа с фондовым рынком. Возможно, после вышедшего исследования KPMG крупнейшие акционеры «Транснефти» (государство в лице Росимущества, НПФ «Газфонд пенсионные накопления», ЗПИФ «Газпромбанк-Финансовый», Российский фонд прямых инвестиций, Российско-Китайский Инвестиционный Фонд, Российско-Японский Инвестиционный Фонд, Суверенный фонд Саудовской Аравии) ускорят работу над программой по повышению дивидендов и капитализации компании.