Трансформация страны что это
ESG-трансформация: Россия находится в самом начале «зеленого» пути
Сегодня экологические, социальные и вопросы корпоративного управления оказываются ключевыми факторами для обеспечения устойчивого развития компаний, государств, общества. Но ESG-повестка не должна ухудшать положение бизнеса, а у многих российских регионов недостаточно средств, чтобы перейти к принципам устойчивого развития. Об этом шла речь на очередной сессии Дискуссионного клуба ВШЭ и Сбера, проходящего в рамках XXII Апрельской международной научной конференции.
Открывая сессию «Повестка ESG для российских регионов: новые ограничения или возможности развития?», первый проректор ВШЭ, декан Высшей школы бизнеса ВШЭ, Валерий Катькало отметил, что сегодня острая дискуссия идет вокруг аббревиатуры ESG (environmental, social, governance). Пока в России терминология устойчивого развития и ESG мало знакома. Недавно журнал «Форбс» опубликовал опрос населения России, и по результатам обследования оказалось, что 56% опрошенных не знают термина «устойчивое развитие» и только 2,8% вовлечены в процессы ESG-трансформации.
Но сегодня экологические, социальные и вопросы корпоративного управления оказываются ключевыми факторами для обеспечения устойчивого развития не только компаний, но и государств, регионов, современного общества в целом, считает декан ВШБ. Очень быстро нарастают процессы «зеленого» бизнеса, «зеленого» финансирования. По некоторым оценкам, к началу 2021 года на мировых финансовых рынках порядка одного триллиона инвестиций были сопряжены с повесткой ESG.
«В нашей стране активно разворачивается не только дискуссия, но и практические шаги в сторону ESG-трансформации. Неудивительно, что это происходит лавинообразно. Мы видим очевидные причины роста интереса к этой повестке, – говорит Валерий Катькало. – Это проблемы с окружающей средой, глобальное потепление, резкое обострение проблем социального и экономического неравенства. Мы находимся в самом начале этого пути, и наша дискуссия поможет сфокусироваться на очень важных для нашей страны аспектах – это стратегическое планирование, инвестиционные вопросы и развитие российских регионов в контексте ESG-вызовов».
Первый заместитель председателя правления Сбербанка Александр Ведяхин подчеркнул, что тема устойчивого развития напрямую связана с бизнесом. Бизнес стабилен, когда есть поддержка клиентов, государства и стабильная работа сотрудников.
Он напомнил, что один из крупнейших мировых инвестфондов Black Rock, управляющий активами на триллионы долларов, принял решение, что будет выходить из компаний, которые не заявили об углеродной нейтральности к 2050 году. «Они просто не хотят терять деньги», – считает Александр Ведяхин. Акции компаний, следующих ESG-повестке, растут быстрее, поскольку рынок считает их более устойчивыми.
ESG-повестка для бизнеса – это не только вопрос ответственного поведения и доброй воли, но и вполне прикладной вопрос фундаментальной устойчивости и прибыльности
Чтобы реализовать обязательства перед клиентами, акционерами, сотрудниками и обществом, бизнес должен быть стабильным и устойчивым. Этому, в свою очередь, и способствует следование ESG-принципам», – отметил он. Александр Ведяхин также сообщил, что Сбер как крупнейший финансовый институт в стране готов кредитовать бизнес на льготных условиях, чтобы способствовать решению вопросов экологии и в целом ESG-трансформации как отдельных предприятий, так и целых отраслей.
Заместитель председателя правительства Сахалинской области Вячеслав Аленьков уверен, что ESG-повестка имеет не только экологическое, но и инвестиционное значение. Правительство области решило провести климатический эксперимент. «Мы намерены создать систему управления углеродными выбросами. Можно будет торговать углеродными единицами и выйти на углеродную нейтральность к 2025-26 годам, сейчас мы готовим кадастр выбросов и поглощений, чтобы понимать ситуацию. У нас уже действуют программы перехода: планируется перевести 100% котельных с угля на газ, перевести половину транспорта на газ и электричество и переходить на возобновляемые источники энергии», – отметил Вячеслав Аленьков, подчеркнув также, что не менее важно, чтобы новые нормы не остановили экономику и не увеличивали нагрузку на бизнес.
Член правления Ассоциации Европейского бизнеса, председатель рабочей группы АЕБ по инновациям и модернизации, профессор ВШБ Михаил Аким обратил внимание на подводные камни новой повестки. Он отметил, что Россия теряет возможность поглощения выбросов из-за растущего ущерба, наносимого пожарами лесам Сибири и Дальнего Востока. Полномочия их охраны переданы регионам, которым не хватает для этого средств.
XXII Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества (АМНК) пройдет с 13 по 30 апреля этого года. Впервые соорганизаторами конференции выступят Высшая школа экономики и Сбер. В рамках конференции состоится серия научных и экспертных обсуждений в формате Дискуссионного клуба ВШЭ и Сбера – экспертной площадки, где представители науки, бизнеса и государства на базе научного знания обсуждают актуальные вызовы для экономики и общества и делятся лучшими практиками развития бизнеса и институтов, формируя образ будущего.
Серьезным вызовом, на его взгляд, является и ситуация в сельском хозяйстве: «Мы видим разные стратегии. Богатые регионы сосредотачиваются на интенсификации сельского хозяйства, а малоразвитые, чтобы накормить население, переводят лесные площади в сельскохозяйственные, что ухудшает экологическую ситуацию. У многих из них нет средств на внедрение экологических технологий и нет других рабочих мест. Если интенсифицировать сельское хозяйство, то неясно куда девать занятых в нем людей. Поэтому есть регионы, где социальные проблемы входят в противоречие с экологическими».
Михаил Аким отметил, что отдельные модные темы слабо проработаны. В частности, немецкие исследователи рассчитали, что для органического потребления без использования химикатов нужно на 35% больше земли, чем при обычном аграрном производстве. Выпуск батарей для электромобилей также влияет на выбросы, а многие материалы для аккумуляторов добываются при помощи детской рабочей силы, которая жестоко эксплуатируется. «Не все зеленые технологии так экологичны, как кажется», – подытожил он.
«Ни у кого не должно складываться впечатление, что ESG только модная и хайповая история», – подчеркнул Валерий Катькало.
Доктор географических наук, главный научный сотрудник Института социальной политики НИУ ВШЭ Наталья Зубаревич, обратила внимание на региональный аспект ESG-повестки в России. «В этом треугольнике два больших угла: государство и бизнес, и один маленький, который, наверное, придется рассматривать над микроскопом, это регионы… В России есть шесть-семь регионов, которые могут себе позволить инфраструктурные инвестиции. Сахалин молодцы, но говорить о распространении сахалинского опыта на Дальний Восток я бы не рискнула, ни у кого больше на Дальнем Востоке таких денег нет. Если мы говорим о возможностях и о рисках, ни слова слышу о Кемеровской области, хотя это не риск, а риск в кубе», – сказала она.
По ее мнению, готовность регионов к восприятию новой повестки мизерна:
Какая экология, субъектам совсем не до жиру. Напоминаю, реальные душевые доходы населения уменьшились на 10,5% по сравнению с 2013 годом. Повестку ESG тяжело объяснять бедным
«Мы получили хороший заряд реализма», – прокомментировал выступление Зубаревич Валерий Катькало.
Директор муниципальной инфраструктуры, Европы, Ближнего Востока и Северной Африки Международной финансовой корпорации (Вена) Марко Зорге обратил внимание, что проблема снижения выбросов не ограничивается переключением с ископаемого топлива на газ и возобновляемые источники энергии. «Если вы меньше теряете, вам нужно меньше производить при генерации. Изоляция здания, точек потребления энергии и газопроводов, такие инвестиции очень много экономят, у них высокая доходность», – сказал эксперт. Изменение источников генерации требует мотивации, частные операторы возобновляемых источников должны иметь возможность продавать такую энергию, следует создать систему субсидий для перехода на эти технологии.
Переход на электромобили не так прямолинеен. Ряд стран и городов идут на первый шаг, который не такой дорогой, они используют троллейбусы. Троллейбусы – это переходное решение между автобусом и электробусом, поскольку они запитываются за счет электричества и не жгут минеральное топливо, им не нужны дорогие аккумуляторы. Они также могут иметь аккумуляторы, когда не используют провода и могут выходить за пределы обычных маршрутов», – рассказал Марко Зорге.
Для улучшения ситуации с отходами и их переработкой необходимо, по его мнению, воспитывать культуру населения и предоставлять собственникам заводов по переработке мусора гарантии на приобретение выработанной ими энергии по определенным тарифам.
«Мы говорили о ESG-мышлении, культуре и прагматизме, который необходим на всех уровнях принятия решения в нашей стране, мы увидели много вызовов и много возможностей. Дорогу осилит идущий, давайте запланируем дискуссию на следующей конференции», – подытожил обсуждение Валерий Катькало.
В ближайшие 10 лет Россию ждет большая цифровая трансформация
Четыре масштабных проекта в сфере IT будут реализованы в России в ближайшие 10 лет. Это сегодня обсуждали на совещании в правительстве. Премьер Михаил Мишустин утвердил программу цифровой трансформации в социальной сфере, которая призвана максимально упростить процедуру взаимодействия граждан с органами власти. Многое в цифровом формате на портале госуслуг доступно уже сейчас, но дальше — больше.
Цифровизация стала основной темой сегодня на совещании Михаила Мишустина с вице-премьерами. Точнее, как современные технологии и цифровые решения должны помогать развитию экономики и социальной сферы. Это одна из национальных целей развития, которые утвердил президент. И правительство эти цели должно реализовать.
«Для этого в ближайшие десять лет предстоит реализовать четыре проекта. Прежде всего создать Единую централизованную цифровую платформу в социальной сфере. Она поможет оперативно и просто предоставлять людям положенные им меры поддержки в зависимости от жизненной ситуации. С использованием принципов социального казначейства. Никакие справки и бумажные документы предъявлять не придется. Без них уже через три года около 80% граждан смогут получать федеральную помощь проактивно либо на основании заявления», — сообщил Михаил Мишустин.
Уже сейчас многие услуги получают в несколько кликов. На портале «Госуслуги» легко можно подать заявления в школу или детский сад, оформить социальные выплаты или больничный. Правительство планирует развивать и механизмы обратной связи с людьми по вопросам соцзащиты и оказания помощи. Для этого запустят единый контакт-центр взаимодействия с гражданами, через который можно будет получить всю интересующую информацию.
Еще один проект – «Электронный кадровый документооборот». Он предусматривает перевод в «цифру» документов, которые касаются трудовых отношений. А чтобы сделать более удобным поиск работы для потенциальных сотрудников, начнется модернизация государственной службы занятости населения. Все услуги в этой сфере можно будет получать через портал «Работа в России».
Масштабная цифровая трансформация коснется и промышленности, конкретнее — обрабатывающие отрасли.
«Важно к концу десятилетия увеличить долю собственных электронных компонентов для цифровой трансформации промышленности. Она должна превысить 40%. Чтобы сохранить конкурентоспособность производства, надо не только успешно перейти на «цифру», но и организовать работу на новых принципах: быстро, качественно, дешево. Под конкретные требования заказчиков. Рассчитываем, что отечественная промышленность сможет к концу десятилетия выпускать по этой модели не менее 70% высокотехнологичной продукции», — сказал глава правительства.
Отдельно Михаил Мишустин говорил о развитии главного курорта страны — города Сочи. Премьер заявил — подписано распоряжение правительства, согласно которому за восемь лет полностью должна быть отремонтирована городская инфраструктура. Например, сейчас городские сети водоотведения изношены более чем на 70%. А их модернизация позволит обеспечивать жителей и гостей Сочи качественной питьевой водой круглый год. Также в комплексном плане введение в строй новых очистных сооружений, благоустройство центральной Приморской набережной, ремонт гидротехнических объектов и укреплению берегов. Это позволит открыть новые пляжи в Сочи, чтобы гостям курорта было еще комфортнее.
Цифровая трансформация государства:
в интересах граждан и бизнеса
Содержание
Достижение лидерства в современном мире возможно только на основе широкого использования цифровых технологий во всех отраслях экономики и в социальной сфере. И здесь ключевую роль играет фактор качества и доступность государственных услуг, которым необходимо пройти через цифровую трансформацию, чтобы соответствовать возросшим требованиям граждан и бизнеса. В июльском указе Президента № 474 цифровая трансформация определена как одна из пяти национальных целей, что как нельзя лучше подчеркивает ее стратегическую важность.
В глобальном рейтинге цифровой трансформации Tholons Services Globalization Index за 2020 год Россия занимает 7-е место, удерживая его второй год подряд. В целом это можно считать достойным результатом, однако надо понимать, что все страны фактически находятся лишь в начале этого пути, лидеры еще не определились, и можно побороться за достижение лучших показателей. Поскольку технологии развиваются сверхдинамично, ни в коем случае нельзя расслабляться и сбавлять обороты – потеряв темп, можно быстро оказаться на обочине цифрового прогресса.
Инвестировать в «цифру» нужно постоянно
Чтобы не допустить стратегического отставания в вопросах цифровизации, в это направление необходимо постоянно инвестировать. Это значит не просто выделять бюджет на закупку госорганами оборудования, программного обеспечения и услуг, а вести планомерную, целенаправленную и скоординированную работу, чтобы создать единое цифровое пространство, в котором будут доступны все государственные услуги в электронном виде, и где также в электронном виде будет происходить взаимодействие органов власти при выполнении ими своих функций.
В ходе трансформации подвергнутся реинжинирингу 460 услуг, из них массовыми социально-значимыми являются 84 госуслуги (свыше 100 тыс. обращений в год), которые обеспечивают свыше 220 млн обращений в год. Более 70 процентов от этого количества обращений будут переведены в электронный вид к 2023 году, а средний срок оказания государственных услуг будет сокращен более чем в 2 раза с 30 до 13 дней. Стоит отметить, что 197 государственных услуг будут переведены из бумажного в электронный вид.
Естественно, что столь масштабный проект должен выполняться всеми ведомствами согласованно, поэтому Минцифры реализует функцию координации цифровой трансформации, и часть своих полномочий по этому направлению министерство передало в Центр компетенций цифрой трансформации на базе ФГБУ «ЦЭКИ».
В абсолютных цифрах совокупные планируемые затраты на цифровую трансформацию ФОИВ на период 2021–2023 гг. составляют 574 миллиарда рублей, в текущем году предполагается потратить на цифровизацию госуправления 178 миллиардов рублей.
За период с 2017 по 2019 год в рамках реализации нацпроекта «Цифровая экономика» было профинансировано мероприятий на 261,7 миллиардов рублей, из них 98,8 млрд на создание и развитие ИКТ-систем в органах власти, и 162,8 млрд на эксплуатацию.
ВПЦТ – новый инструмент координации цифровой трансформации
В октябре прошлого года Председатель Правительства Михаил Мишустин подписал постановление №1646, которое предполагает внедрение кардинально нового подхода к цифровой трансформации федеральных госведомств.
В связи с этим, начиная с 2021 года процесс координации цифровой трансформации ФОИВ претерпел значительные изменения и теперь осуществляется посредством нового инструмента – ведомственных программ цифровой трансформации (ВПЦТ). Существовавшие ранее процедуры согласования ведомственных расходов на ИКТ не позволяли осуществить качественный прорыв в сфере цифровизации государственного управления. Поэтому потребовался новый подход, позволяющий перейти от согласования расходов к управлению целями и результатами цифровой трансформации.
Говоря обычным человеческим языком, ВПЦТ – это план жизни ведомства на три года. Прежде всего, он фокусируется на показателях, которые надо достичь, причем в динамике по годам. Например, если вы хотите похудеть на 15 кг за три года, вы говорите, что за первый год сбросите 8 кг, за второй 4 кг и еще 3 кг за последний год. Соответственно, планируется и бюджет в привязке к конкретным мероприятиям по достижению заявленных целей.
Чтобы ведомствам было легче освоиться в новой реальности, в Минцифры в середине прошлого года был создан институт цифровых кураторов. Их миссия состоит в обеспечении проактивного взаимодействия Минцифры с органами власти. Они выступают в роли своего рода фасилитаторов или консультантов, с одной стороны, разъясняя органам власти требования министерства; и с другой, они глубоко погружаются в отраслевую специфику, чтобы донести ее айтишникам. Также, они проводят экспертизу и осуществляют мониторинг реализации программ, помогая органам госвласти проходить трансформацию. В настоящее время есть 12 кураторов, планируется увеличить их число до 20 человек.
№ | Наименование | 2021 год | 2022 год | 2023 год | 2021-2023 |
1 | Минцифры* | 23 887 755 | 42 531 611 | 51 527 907 | 117 947 273 |
2 | ФНС | 29 025 160 | 35 631 684 | 28 418 380 | 93 075 223 |
3 | МВД | 17 592 302 | 24 220 188 | 19 156 356 | 60 968 845 |
4 | Минтруд, ПФР, Роструд, ФСС** | 21 187 568 | 18 733 707 | 17 795 911 | 57 717 185 |
5 | Казначейство | 13 088 192 | 11 788 298 | 9 373 193 | 34 249 684 |
6 | Росреестр | 9 558 868 | 11 861 567 | 12 130 576 | 33 551 010 |
7 | ФТС | 10 366 933 | 5 838 750 | 5 838 855 | 22 044 537 |
8 | Минэкономразвития | 3 978 288 | 6 598 004 | 5 868 616 | 16 444 908 |
9 | ФССП | 4 926 092 | 3 928 060 | 2 676 138 | 11 530 290 |
10 | Росгвардия | 4 656 062 | 3 597 408 | 2 534 258 | 10 787 727 |
11 | ФМБА | 2 656 701 | 4 398 287 | 3 135 676 | 10 190 665 |
12 | Минздрав | 4 327 732 | 2 491 051 | 2 314 559 | 9 133 341 |
13 | Минтранс | 2 179 560 | 3 685 075 | 2 838 838 | 8 703 473 |
14 | Минфин | 2 703 753 | 2 563 273 | 2 579 015 | 7 846 041 |
15 | Рослесхоз | 720 099 | 3 690 931 | 2 382 431 | 6 793 461 |
16 | Роскомнадзор | 2 165 718 | 2 027 428 | 1 889 197 | 6 082 343 |
17 | МЧС | 1 813 954 | 2 390 402 | 1 545 660 | 5 750 016 |
18 | Росстат | 1 908 451 | 1 908 412 | 1 279 035 | 5 095 899 |
19 | ФСИН | 1 489 487 | 1 489 710 | 1 489 710 | 4 468 906 |
20 | Минстрой | 1 267 407 | 1 573 272 | 1 416 186 | 4 256 864 |
21 | Росимущество | 795 178 | 1 300 178 | 1 200 178 | 3 295 533 |
22 | Минпросвещения | 1 381 616 | 871 955 | 869 403 | 3 122 974 |
23 | Минобрнауки | 1 143 450 | 959 514 | 950 814 | 3 053 777 |
24 | Минсельхоз | 1 050 251 | 1 050 662 | 770 528 | 2 871 442 |
25 | Росавтодор | 827 806 | 937 426 | 909 776 | 2 675 007 |
26 | Рособрнадзор | 920 916 | 873 891 | 852 890 | 2 647 697 |
27 | Минпромторг | 1 038 945 | 687 565 | 670 236 | 2 396 746 |
28 | МИД | 787 535 | 787 855 | 787 855 | 2 363 244 |
29 | Росприроднадзор | 535 801 | 1 243 712 | 397 549 | 2 177 061 |
30 | ФАС | 667 983 | 914 918 | 592 927 | 2 175 827 |
31 | Роспатент | 802 307 | 755 956 | 602 913 | 2 161 177 |
32 | Росалкогольрегулирование | 709 711 | 719 791 | 719 791 | 2 149 293 |
33 | Роспотребнадзор | 912 281 | 611 345 | 598 281 | 2 121 907 |
34 | Россельхознадзор | 529 879 | 473 532 | 480 453 | 1 483 863 |
35 | Минэнерго | 699 782 | 259 876 | 263 324 | 1 222 982 |
36 | Ространснадзор | 392 469 | 392 469 | 392 469 | 1 177 406 |
37 | Минкультуры | 384 955 | 384 955 | 384 955 | 1 154 864 |
38 | ФФОМС | 346 190 | 363 092 | 363 092 | 1 072 375 |
39 | Росаккредитация | 279 491 | 369 224 | 371 350 | 1 020 065 |
40 | Росздравнадзор | 375 565 | 278 179 | 278 179 | 931 923 |
41 | Ростехнадзор | 516 683 | 197 183 | 197 183 | 911 050 |
42 | Минюст | 302 838 | 302 842 | 302 845 | 908 524 |
43 | Росрезерв | 405 082 | 175 481 | 175 481 | 756 043 |
44 | Росрыболовство | 269 032 | 236 532 | 233 613 | 739 177 |
45 | Федеральная пробирная палата | 670 337 | 8 678 | 8 678 | 687 693 |
46 | Минвостокразвития | 362 783 | 156 084 | 156 084 | 674 950 |
47 | Росводресурсы | 220 886 | 209 671 | 210 362 | 640 919 |
48 | Росгидромет | 325 216 | 115 802 | 116 754 | 557 772 |
49 | Россотрудничество | 359 453 | 54 545 | 54 667 | 468 666 |
50 | Минспорт | 241 735 | 91 735 | 91 735 | 425 204 |
51 | Росавиация | 133 166 | 132 679 | 132 919 | 398 764 |
52 | Минприроды | 109 482 | 113 453 | 116 568 | 339 503 |
53 | Росстандарт | 110 991 | 103 529 | 106 581 | 321 100 |
54 | Ростуризм | 106 744 | 106 744 | 106 744 | 320 232 |
55 | Роснедра | 104 174 | 92 876 | 92 876 | 289 925 |
56 | Росархив | 58 942 | 59 380 | 59 834 | 178 156 |
57 | Росморречфлот | 59 454 | 58 041 | 57 761 | 175 256 |
58 | ФАДН | 63 030 | 44 900 | 44 900 | 152 830 |
59 | Росжелдор | 38 858 | 38 836 | 38 836 | 116 529 |
60 | Росмолодежь | 34 366 | 34 182 | 33 534 | 102 081 |
Энергичный старт
Можно констатировать, что переход к новой модели управления цифровой трансформацией ФОИВ уже принес первые плоды. Если раньше согласование планов информатизации продолжалось много месяцев, что задерживало запуск проектов, то в этом году был достигнут значительный эффект в сокращении сроков размещения госзаказа.
В самом начале января были опубликованы 25 ведомственных программ несмотря на то, что времени на их разработку было очень мало. А по состоянию на февраль одобрение президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию получили все 60 программ, что позволило открыть их финансирование. Таким образом, изменилась в положительную сторону динамика готовности к закупкам. Для сравнения: по состоянию на начало 2020 и 2021 года разблокированные лимиты составляли 4,7% и 100% от годового бюджета, а готовые к размещению закупки – 4,7% и 35% соответственно.
Приоритет на развитии
Как известно, совокупные расходы на ИТ делятся на две категории. К первой относятся расходы на эксплуатацию существующих систем, ко второй – на развитие и создание новых. Соблюдение разумного баланса между этими категориями обеспечивает устойчивое развитие ИТ ландшафта организаций, эксперты рекомендуют, чтобы соотношение между ними было не менее, чем 70% на 30%. Однако, в периоды активного роста внедрению новых решений надо уделять большее внимание.
В 2021 году существенно выросла доля бюджета на создание и развитие информационных систем и информационно-коммуникационной инфраструктуры (далее – ИКТ-инфраструктура) с 37% до 52% по сравнению с трехлетним периодом 2017–2019 гг. Такая динамика свидетельствует о существенном смещении вектора в сторону цифрового развития государственного управления. В 2022 году доля бюджета на создание и развитие еще больше увеличится и достигнет 57%, но впоследствии сократится до 50%, что по-прежнему достаточно высоким значением и служит индикатором продолжающейся трансформации.
Итоги первого полугодия
По результатам мониторинга исполнения ВПЦТ, за первое полугодие принято бюджетных обязательств на 116 млрд рублей, что составляет 66 % консолидированного годового бюджета, из них на закупку в сфере ИКТ было направлено 97 млрд руб.
За этот же период было обработано всего 336,7 млн обращений за получением госуслуг. Если исключить из общего числа информационные услуги и оставить только те, где требуется выполнить реальные действия (то есть, материальные, нематериальные и организационно-правовые), то таковых останется 126,5 млн. Собственно по ним и идет основная работа по трансформации, поскольку информационные услуги по самой своей природе оказываются в электронном виде. По состоянию на середину текущего года число обращений за такими услугами составило 74,7 млн (59% от их общего числа).
Во втором квартале наблюдалась небольшая отрицательная динамика ( 1,3%) обращений за госуслугами в цифровом виде, что очевидно связано с тем, что в апреле завершается срок подачи налоговых деклараций, что является самой массовой услугой и одновременно одной из самых «цифровых» (всего подано 42 млн деклараций, из них 81% в электронном виде).
В части цифровой трансформации контрольно-надзорной деятельности (КНД) во втором квартале по сравнению с первым произошел заметный рост числа проверок, проводимых дистанционно – на 67 тысяч штук. Однако, здесь мы имеем дело с эффектом низкой базы, поскольку из почти 900 тыс. проверок только 9,3% были выполнены в электронном формате. Показатели импортозамещения в первом полугодии продемонстрировали хороший прогресс. Доля расходов на закупки или аренду отечественного ПО и платформ увеличилась за второй квартал на 24% и достигла значения 65,2%, что весьма близко к годовому плану (75,4%). Также на 3% возросла доля отечественного ПО и компонентов, используемых в ИС, достигнув уровня 42,3%. При этом немного снизилась (1%) доля отечественного ПО, установленного на АРМ госслужащих, что может быть связано со вводом в действие новых рабочих мест, на которых импортозамещение еще не произошло.