Трафаретная печать что это
История трафаретной печати
Трафаретная печать — способ нанесения изображения или текста через трафаретную форму, которая ограничивает проникновение краски на запечатываемую поверхность.
Родиной трафаретной печати принято считать Китай и Японию, где в V веке этот принцип нанесения изображения активно использовался художниками и ремесленниками. Одна из наиболее известных подобных техник называется kappazuri, возникновение которой связывают с провинцией Киото в Японии. В ней использовались бумажные трафареты, соединенные шелковыми нитями или человеческим волосом, с помощью которых с использованием крахмала и натуральных красителей на тканевую основу переносился рисунок. Художники часто применяли ее в сочетании с ксилографией (гравюрой по дереву), добавляя цвет в черные контурные рисунки. Наиболее известные работы в этой технике были созданы Urakusai Nagahide.
В конце XIX — начале XX века через торговые маршруты трафарет попадает из Азии в Европу. Особенную популярность он приобретает во Франции, где его активно используют представители стилей art nouveau, art deco и кубизма. В технике pochoir ( фр. трафарет) создавали свои иллюстрации, обложки для журналов, арт-буки и текстиль Pablo Picasso, Joan Miro, Toulouse Lautrec и др. художники того времени.
В качестве трафаретной формы в pochoir использовали тонкие металлические пластины, на которых вырезалось изображение и с помощью крупной кисти трафарет переносился на бумагу.
Сегодняшние трафареты для граффити и декора стен создаются по принципу pochoir, но с использованием современных материалов и инструментов.
В конце XIX века трафаретная печать начинает использоваться в коммерческой сфере. С развитием промышленности и издательства появилась необходимость в повышении тиражности, поэтому хрупкий бумажный трафарет заменяют на шелковую ткань.
Первый патент на шелкотрафаретный станок выдан в 1887 году профессору математики Charles Nelson Jones (Мичиган, США). Это был небольшой ящик с деревянным экраном, который позволял печатать небольшие рекламные изделия.
В это время создаются небольшие производства для печати плакатов и другой продукции, такие как например Velvetone Poster Company в Сан Франциско.
В 1936 году художник Anthony Velonis адаптировал уже промышленный на тот момент процесс шелкотрафаретной печати для печати плакатов Works Progress Administration (WPA), крупнейшей государственной программы во время Великой Депрессии.
Вскоре он основал свою мастерскую, где художники могли сотрудничать с дизайнерами и техническим персоналом, который помогал им во время печати. Эта техника получила отдельное название serigraph (от лат. seri — шелк), т е шелкотрафарет для художественного использования.
В 60е годы метод шелкотрафарета повсеместно использовали представители pop art, абстрактного экспрессионизма и др. направлений современного искусства.
На видео Andy Warhol работает в своей новой мастерской, используя шелкотрафарет. В этот момент он нанял ассистента, который помогал ему печатать крупноформатные холсты. Традиционно в этот период для шелкографии использовались масляные краски. Большинство известных работ мастера создано именно с помощью шелкографии.
Технология шелкографии — трафаретной печати (схематично-поверхностно)
Шелкография технология. Приведённая ниже информация не должна рассматриваться как прямое руководство к действию. Информация является обзорной, главная задача — донести некий минимум до тех, кто не представляет себе, что такое шелкография / трафаретная печать и помочь с выбором оборудования.
Так как в технологической цепочке существует много ключевых моментов, то настоятельно рекомендуем внимательно изучить литературу по данной тематике и проконсультироваться с поставщиками оборудования и материалов.
Шелкография технология. Трафаретная печатная форма
Технология шелкографии подразумевает, прежде всего, изготовление трафаретной печатной формы. Для изготовления, как правило используют алюминиевые жёсткие рамы.
Гораздо реже используют рамы-роллеры и деревянные рамы. Первые в силу относительной дороговизны, а вторые, деревянные рамы — самый экономичный вариант, но не самый лучший.
С помощью натяжных устройств растягивается специальная сетка из полиэстра или нержавеющей стали, затем сетку в растянутом состоянии приклеивают к раме.
На видео: показан процесс натяжения сетки на высококлассном натяжном устройстве SAATI TOP12.
Существуют также более простые и более дешёвые механические натяжные устройства. Некоторые печатники используют в качестве натяжных устройств рамы-роллеры, хотя они для этого и не предназначены. Если же их использовать по прямому назначению, то отсутствует необходимость в отдельном натяжном устройстве и клее.
На видео: процесс натяжения сетки на раме-роллер
После того, как сетка натянута и приклеена к раме, используя вещества, которые попадают под общее название «химия», сетку шерохуют и обезжиривают.
Наносим фоточувствительный слой — это фотоэмульсии или капиллярные плёнки.
В ракель-кювету наливают фотоэмульсию и наносят её с двух сторон сетки.
На видео: нанесение эмульсии с помощью ракель-кюветы.
Далее сушим на стеллажах или в специализированных сушилках.
На фото: сушильный шкаф для трафаретных печатных форм
При большой загрузке трафаретного участка используют сушильные шкафы, в которых помещается несколько стеллажей.
Следующий этап технологии трафаретной печати (шелкографии)- экспонирование. Экспонирование с цветоделённых плёнок происходит в экспозиционных устройствах с вакуумным прижимом, как правило, контактным способом.
На фото: экспозиционное устройство с точечным источником света
После экспонирования — проявка. Незасвеченные участки фотослоя растворяются в воде, засвеченные остаются на сетке. Проявка происходит на стендах, имеющих подсветку и не допускающих разбрызгивания.
На видео: показан процесс подготовки сетки перед нанесением фотоэмульсии, нанесение фотоэмульсии, сушка, экспонирование и проявка.
Трафаретная печатная форма готова. Количество печатных форм = количеству плёнок = количеству красок, которыми будет печататься дизайн. Необходимо отметить, что в большинстве случаев, трафарет можно удалить с сетки и нанести фотослой заново — т.е. изготовить новый трафарет (процесс называется «регенерация»).
На фото: так выглядит трафарет при увеличении
Из-за особенностей используемого оборудования печать разделяют на текстильную и графическую.
Шелкография технология. Текстильная трафаретная печать
Печать происходит на карусельных станках. В печатающих головках крепятся печатные формы, а на столы надеваются футболки. Краска продавливается через трафарет с помощью ракеля. На ручных станках печатаем первый цвет на всех надетых на столы футболках, затем второй цвет и т.д. На автоматических станках печать происходит одновременно на всех печатающих головках.
На фото: ручной карусельный станок для печати на футбоках
Когда же требуется действительно хорошая производительность, используются автоматические текстильные карусельные станки.
На фото: автоматический карусельный станок для печати на футболках
По направлению вращения столов устанавливается промежуточная сушилка — «подсушка». На ручном станке она размещается таким образом, чтобы подсушивать краску на одном столе, в то время, пока печатник печатает на другом. Используется она, когда не печатают «влажным-по-влажному», то есть, практически всегда. На автоматическом станке устанавливается, как правило, вместо печатающей головки.
На фото: промежуточные сушилки — «подсушки» используются при многоцветной печати
После того, как напечатан последний цвет, футболку снимают со стола и пропускают через туннельную конвейерную сушилку для окончательной сушки. Если производительность не нужна, то для окончательной сушки можно использовать промежуточную сушилку (плюс: заметная экономия средств, минус: существенная потеря производительности — в несколько раз).
Шелкография технология. Графическая трафаретная печать
Классический вариант — станок с одной печатной формой и столом, обеспечивающим вакуумный прижим изделия / дистовых материалов. Многоцветная печать осуществляется последовательно: печатаем первый цвет на некотором тираже, сушим, меняем печатную форму, печатаем следующий цвет и т.д.
Полуавтоматический станок трафаретной печати
В зависимости от используемых красок используются различные варианты сушилок. УФ сушилки используются для сушки красок, лаков и других материалов с УФ отверждением
Конвейерная УФ сушилка
ИК конвейерная сушилка с циркуляцией воздуха в туннеле — высокопроизводительная альтернатива стапельной сушилки (на фото: сушилка Turbo JetStar)
Стапельная сушилка — экономичный вариант для работы с сольвентными красками
На фото: стапельные сушилки
Вместо заключения
Каждый тип перечисленного выше оборудования имеет различные варианты как в конструкционных особенностях и характеристиках, так и в цене. Поэтому, прежде всего, нужно определиться с задачами. Как минимум, это:
• Вид печати (текстильная или графическая)
• Максимальный размер печати
• Максимальное кол-во цветов/красок
• Максимальная производительность (например, оттисков/час, футболок/смену и т.д.)
• Планируется ли полноцветная печать
Дополнительную информацию см. в разделе Статьи и информация, в разделе часто задаваемые вопросы FAQ, а также в других разделах нашего сайта.
Трафаретная печать
Материал из WikiPrint
Трафаретная печать — метод воспроизведения текста и графических изображений при помощи трафарета — печатной формы, через которую краска проникает на печатный материал в местах, соответствующих печатающим элементам (пробельные элементы для краски непрозрачны).
Содержание
Шелкография
Техника нанесения рисунка методом шелкографии. Шелкографией называют разновидность трафаретной печати, в которой в качестве формного материала используются специальные нейлоновые или металлические сетки частотой 4-200 нитей/см и толщиной примерно 18-200 мкм. Обычно пробельные элементы формируют непосредственно на сетке фотохимическим способом. Для изготовления печатной формы может быть использован как сухой плёночный фотослой (капиллярная плёнка), так и жидкая фотоэмульсия, высушиваемая на сетке после нанесения. В обычном состоянии фотослой смывается водой. В подавляющем большинстве случаев экспонирование проводится контактным способом. После экспонирования УФ-излучением фотослой полимеризуется и перестаёт смываться водой, за исключением участков, не подвергшихся облучению (закрытые изображением позитива). Смытые участки сетки становятся печатающими элементами.
Печать соответствующими красками может проводиться практически по всем материалам — по бумаге, пластику, ПВХ, стеклу, керамике, металлам, тканям, коже и т. д. Краски могут различаться по типу связующего — водные, сольвентные (на основе растворителей), ультрафиолетового отверждения, пластизоли (требующие температурную фиксацию).
Также шелкография используется для печати деколей (переводных картинок) с последующим обжигом или без него, а также для нанесения стираемого («скретч») слоя для лотерейных билетов и карточек оплаты.
Своё название «шелкография» этот способ получил из-за патента процесса трафаретной печати, выданного в 1907 году под названием Silk screen printing — «печать шелковым ситом». Считается, что этот способ печати возник в глубокой древности, но современный вид трафаретная печать приобрела в середине прошлого века. Благодаря особенностям технологии шелкография позволяет печатать как на плоских, так и на цилиндрических поверхностях. Сейчас трафаретная печать применяется не только в полиграфии, но и в текстильной, электронной, автомобильной, стекольной, керамической и других отраслях промышленности.
Одной из особенностей шелкографии является возможность получать толстый красочный слой от нормальных 8 — 10 мкм до 100 и более (для офсета красочный слой составляет 1-2 мкм) с впечатляющей укрывистостью и яркостью цвета. Также можно широко использовать спецэффекты — глиттеры (блёстки), объёмную печать, имитацию бархата или резины.
Шелкография в искусстве
Если на ранней стадии своего развития, приблизительно до начала 1950-х годов, шелкография применялась преимущественно в промышленных и коммерческих целях, то сегодня она занимает одно из ведущих мест в ряду других методов создания визуального искусства.
Обычно такой вид шелкографии называется сериграфией. На русском языке история и специфика этого вида шелкографии подробно освещена в книгах А. Б. Парыгина «Шелкография как искусство» (2009) и «Искусство шелкографии. ХХ век» (2010).
Ризография
Одной из разновидностей трафаретной печати является ризография, которую относят к способам оперативной полиграфии.
Ризография — печать с использованием печатной формы, изготовленной прожиганием термоголовкой микроотверстий в формном материале (мастер-плёнке) для образования печатающих элементов. Ризографию используют для оперативного размножения на бумаге одноцветной или многоцветной (полноцветная печать невозможна). Этот способ экономически эффективен при печати продукции небольшими тиражами (от 20 до 1.000 экз.). При сильном увеличении можно увидеть, что штрихи на оттиске состоят из точек и напоминают пунктирные линии. В качестве оригиналов могут быть использованы бумажные документы или файлы.
Печать на ризографе производится с разрешением до 600 dpi.
Ризограф (Дупликатор, Копипринтер) — это экологически чистое, быстрое и экономичное оборудование, которое может располагаться в любом помещении.
Применение в промышленности
Трафаретная печать является одним из технологичных способов печати. Она охватывает самые различные области применения: от ручных работ до высокотехнологичных промышленных решений, от самых малых форматов при изготовлении печатных плат до самых крупных плакатов порядка 3х6 м и от единичных экземпляров до больших тиражей. Способом трафаретной печати запечатываются бумага, текстиль, керамика и синтетические материалы в виде полотна, отдельных листов, а также такие изделия различного предназначения и формы, как банки, бокалы и панели.
Палитры красок характеризуются большим разнообразием. Находят широкое применение специальные краски для самых разнообразных областей. В трафаретном способе для печати иллюстраций находит широкое применение четырёхкрасочная печать. Применяемые для трафаретной печати аппараты, машины и устройства охватывают как обычные приспособления и установки, используемые в кустарном производстве, так и большие машины для работ в промышленных масштабах.
Шелкография (трафаретная печать)
Главная → Статьи → Шелкография (трафаретная печать)
Содержание статьи:
Шелкографию часто отождествляют с трафаретной печатью, путая более широкое и более узкое понятия. Поэтому для начала уточним определения. Трафаретная печать – это способ нанесения изображения через специальную форму, которая может быть сделана из разных материалов. А технология именно шелкографии подразумевает использование сетчатой печатной формы, напоминающей сито, сквозь ячейки которого краска проникает на изделие. Иногда используют сразу оба термина, называя метод шелкотрафаретным. Он продолжает набирать популярность, в том числе в полиграфии, поэтому важно представлять себе его технику, преимущества, недостатки и технологические ограничения.
История метода шелкографии
Шелкография – один из самых древних методов нанесения изображения на ткань. Ее история начинается еще в первобытные времена – это подтверждают археологические раскопки. Впервые такой способ появился на территории нынешнего Ливана.
Впрочем, в странах Восточной Азии это искусство действительно процветало. В Японии, к примеру, с помощью трафаретной печати украшали одежды и доспехи самураев. Сетку тогда делали из человеческих волос. Именно оттуда примерно в 14 веке технология проникла в Индию, а далее к 16 веку – в Европу, где постепенно развивалась несколько столетий. В 1750 году во Франции начали выпускать обои с рисунком, который наносили через трафарет.
С тех пор метод стремительно распространялся по Европе и США. В 1907 году в Манчестере был получен патент на применение в качестве сетки шелковой ткани, что и дало название «шелкография». В первой половине 20 века технологию стали применять для печати на самых разных материалах, например, стекле, а в 1955 году она проникла в полиграфию. С тех пор способ продолжает совершенствоваться, технологических ограничений становится меньше.
Современная технология трафаретной печати
Существует два варианта нанесения изображения с помощью шелкографии: прямой и трансферный. В первом случае изображение наносится непосредственно на запечатываемую поверхность, во втором сначала его делают на промежуточном носителе — в качестве промежуточного носителя может выступать полимерная пленка, либо силиконизированная бумага. Прямой метод распространен куда больше, обычно шелкографией считают именно его, поэтому его опишем более подробно.
Таким образом, для трафаретной печати не нужно какое-то особое сложное оборудование. Требуется опорный стол, на котором располагают и обрабатываемый материал, и печатную форму, которая состоит из рамы, металлической, полиэфирной или нейлоновой сетки и ракеля. Применяют достаточно вязкие сольвентные (в виде раствора) или пластизольные краски, дающий рельефный слой толщиной от 10 до 100 микрометров.
Сфера применения шелкографии
Шелкографию применяют для воспроизведения изображений и текстов на различных материалах в полиграфии и производстве широкого спектра изделий: от мелких сувениров и одежды до сложных электрических приборов. Технологию реализуют непосредственно на производстве вещей и на отдельных специализированных предприятиях. Вот основные направления:
Основные материалы изделий
Для трафаретной печати подходят самые разные материалы, натуральные и синтетические. Именно поэтому технологию можно применять для отделки и одежды, и посуды, и мебели, и сувенирной продукции, и в полиграфии. Перечислим самые распространенные материалы.
Для трафаретной печати подходят и другие материалы, используемые в последнее время реже: кожа, стекло и керамика. Стеклянные и фарфоровые или фаянсовые изделия можно оформить другими методами, например, эмалированием, а кожа в принципе не самый частый материал.
Преимущества шелкографии
Главная отличительная особенность трафаретной печати – нанесение изображение поверх основы через сетчатую форму. Краска не проникает в структуру материала, процессу не нужна связь с электронными устройствами. Это позволяет печатать на любом материале, а также обеспечивает технологии другие ее преимущества:
Конечно, кроме плюсов, шелкография имеет и существенные минусы. Во-первых, это сложная допечатная подготовка, из-за которой метод выгоден только при заказе хотя бы в 50 экземпляров, а лучше – от ста. К тому же при изменении рисунка придется переделывать и печатную форму. Во-вторых, метод подходит для воспроизведения только простых, лучше векторных изображений с четкими контурами и без градиентного окрашивания. В-третьих, значительный расход краски повышает стоимость работы.
Уход за вещами с шелкографией
Пожалуй, это еще один минус данной технологии. В целом, современные материалы для трафаретной печати обеспечивают достаточную стойкость изображений, чтобы они долго держались на ткани. Но все-таки вещи, отделанные таким способом, нуждаются в особенном режиме ухода и стирки. Перечислим основные рекомендации:
Шелкография и другие технологии
Конечно, техника шелкографии не является единственной – кроме нее распространены еще как минимум четыре альтернативных способа переноса изображения на ткань или другой материал. При этом нельзя сказать, что какой-то способ применяется более широко, а какой-то менее – просто у каждого есть плюсы и минусы, определяющие ограничение метода. Сравним шелкографию с четырьмя важнейшими альтернативными технологиями:
Специалисты в области полиграфии считают, что в будущем метод шелкографии продолжит набирать популярность.
Типы материалов для трафаретной печати и их характеристики
Когда говорят о печатных материалах, воображение обывателя рисует листовую или рулонную бумагу и, возможно, плёнку. Но трафаретная печать возможна не только на бумаге и плёнке, но и на других материалах, включая картон, дерево, кожу, керамику, пластик, текстиль, стекло и металл. Трафаретная технология печати позволяет переносить краску на множество типов поверхностей и материалов, главное – чтобы краска закреплялась, а растровая сетка постоянно сохраняла форму без нарушений.
Бумага и картон
Бумага и картон используются в трафаретной печати для изготовления поздравительных открыток, плакатов, пакетов, переводных картинок, рекламных наклеек, обоев и этикеток.
При выборе бумаги учитывают, мелованная она или нет. На мелованных бумагах с гладкой загрунтованной поверхностью краска закрепляется хуже, но изображение получается насыщеннее. На немелованных бумагах с рыхлой поверхностью краска закрепляется лучше, но изображение получается более бледным.
Для демонстрации печатных свойств бумаги её поставщики часто предоставляют запечатанные образцы и подтверждения спецификаций.
Трафаретная печать по картону
Дерево
Трафаретная печать по дереву чаще всего используется для оформления знаков, циферблатов настенных часов и бизнес-сувениров. Краски для трафаретной печати по дереву должны обладать высокой устойчивостью к атмосферным явлениям. Печать по дереву может производиться как прямым способом, так и методом переноса или декалькомании для создания оттиска и его перенесения на деревянную поверхность.
Трафаретная печать по дереву
Металл
Трафаретная печать по металлу чаще всего используется для оформления вёдер, бочек, дорожных знаков, кастрюль, кружек, идентификационных пластинок и некоторых других изделий из алюминия, бронзы, железа, меди и стали. Главным преимуществом металлических носителей является их стабильность, которая значительно превышает стабильность других видов субстратов.
Трафаретная печать по металлу
Пластик
Пластик давно и прочно вошёл в нашу жизнь. Из пластика изготавливают игрушки, украшения, панели для бытовых приборов, контейнеры, значки, ламинаты и многие другие изделия. Некоторые изделия из пластика, например украшения, игрушки или контейнеры, сначала в плоском виде запечатываются трафаретным способом, а затем формируются в объёмный продукт. Для трафаретной печати подходят следующие виды пластика: поливинил, поликарбонаты, полистирол и полиэстер.
Полиэтилен и полипропилен требуют перед трафаретной печатью коронной обработки. Такая обработка снижает коэффициент поверхностного натяжения материала и позволяет чернилам надёжно закрепиться на его поверхности. Если отказаться от коронной обработки полипропиленовых и полиэтиленовых носителей, то краска, конечно же, закрепится на их поверхности, но довольно скоро отслоится от неё.
Трафаретная печать по пластику
Стекло и керамика
Для трафаретной печати используют стеклянные и керамические чашки, тарелки, стаканы, зеркала, вазы, сосуды для парфюмерии и косметики и ювелирные изделия.
Трафаретная печать на стекле и керамике осуществляется прямым и переводным способом. При прямом способе печать производится прямо на продукте, а при переводном используется промежуточный носитель, с которого изображение переклеивается на изделие.
Трафаретная печать по керамике
Текстиль
Большой сегмент индустрии трафаретной печати занимает печать на законченных предметах одежды или на рулонной ткани. Технологию трафаретной печати используют для оформления маек, толстовок, курток, головных уборов, постельного белья, полотенец, рулонных тканей и др. Чаще всего трафаретная печать применяется к законченным предметам одежды.
Для запечатывания текстильных изделий используются красители и краски. Красители прокрашивают глубинные волокна тканей, плотно закрепляясь на них. Готовые изделия выдержат стирку, глажку, испарения и носку. Рисунок покрывает ткань, но не проступает с изнаночной стороны изделия. А вот красители пропитывают изделие насквозь, пропечатываясь с изнанки. Выбор красок или красителей зависит от типа ткани и назначения изделия.
Теперь скажем несколько слов о характеристиках материалов для трафаретной печати. К таким характеристикам относятся адгезия, размерная стабильность, стойкость к свету и атмосферным воздействиям.
Трафаретная печать по текстилю
Необходимые свойства
Адгезия
Адгезия – это способность краски закрепляться и удерживаться на носителе. Чтобы определить адгезию красок, предназначенных для трафаретной печати, используется несложный тест. К трафаретному отпечатку приклеивается липкая лента, а через 30 секунд она отрывается от изображения. Эта манипуляция позволяет узнать, сколько краски остаётся на оттиске после экстремального механического воздействия.
Размерная стабильность
Носитель должен сохранять свою первоначальную форму и размер после того, как будет запечатан. На размерную стабильность бумаги влияет направление её волокон, а на размерную стабильность пластика – эластичная память. При этом материал может изменить форму в процессе тепловой обработки или сушки, провоцируя проблемы с приводкой на следующих печатных и отделочных операциях.
Стойкость к атмосферным воздействиям
Чтобы определить стойкость изделия или его прототипа к атмосферным воздействиям, можно поместить его в ёмкость с водой. Это позволит спрогнозировать, как себя поведёт готовое изделие в условиях дождя и мокрого снега.
Светостойкость
Материал для трафаретной печати должен обладать достаточной светостойкостью, он не должен выгорать под действием прямых солнечных лучей, а также при взаимодействии с краской.