связи ведущей деятельности опора на актуальные это компонент преемственности
Преемственные программы дошкольного и начального образования
Наталья Чуракова
Преемственные программы дошкольного и начального образования
«Школьное обучение никогда не начинается
с пустого места, а всегда опирается
на определенную стадию развития,
Преемственность – это связь между явлениями в процессе развития когда новое снимая старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. Преемственность с точки зрения дошкольной группы – это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе. В конце ХХ в. особое внимание уделялось обеспечению преемственностидошкольного и начального общего образования через организацию взаимодействия образовательных учреждений, создание образовательныхцентров «Детский сад – начальнаяшкола», разработку комплексных образовательных программ, таких как «Из детства – в отрочество», «Преемственность», «Радуга», «Детский сад 2100». Сейчас вопрос о преемственности решается главным образом авторами образовательных программ. Перспективными в этом плане являются «сквозные» программы, охватывающие и дошкольное, и начальное школьное образование. Одной из таких программ, построенных на принципе непрерывности и преемственности, является программа Образовательной системы «Школа2100», но таких программ пока немного. Однако и подобного рода программы, если они составлены без соответствующего «руководящего начала» (в форме ФГОС, могут не вполнесоответствовать современным научным представлениям о содержании и организации образования. [1]
1.1. Цель преемственности ДОУ и НОУ: обеспечение целостности образовательного процесса, т. е. обеспечение полноценного личностного развития, физиологического и психологического благополучия ребенка в период перехода от дошкольного воспитания к школе. Обеспечение преемственности направлено на формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания. Важную роль в обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования играет детальное изучение представлений родителей и педагогов друг о друге. И ещё важную роль, в организации преемственности дошкольного учреждения и начальной школы играют личности воспитателя и учителя. Воспитатель в детском саду – это вторая мама, которая может обнять малыша, погладить по головке. И ребенок тянется к своему воспитателю. Но вот сегодняшний дошкольник приходит в школу, и его встречает учитель. Всё сразу изменяется: ученик должен соблюдать дистанцию между собой и учителем. Поэтому и адаптация ученика к школе более затяжная, чем в детском саду.
Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности, доброжелательный деловой контакт между педагогами. [1]
1.2. Общие цели образования детей дошкольного и младшего школьного возраста:
• воспитание нравственного человека;
• охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
• сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физическое, психическое развитие детей.
Непрерывность дошкольного и начального образования предполагает решение следующих приоритетных задач:
На дошкольной ступени:
• приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;
• обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;
• развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;
• формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и др. активности детей в различных видах деятельности;
• развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).
В соответствии со Стандартом на ступени начальной школы осуществляется:
• становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности
• умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
• духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
• осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними; совершенствование достижений дошкольного развития, специальная помощь по развитию сформированных в дошкольном детстве качеств;
• индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания. [5]
1.3. Основные задачи сотрудничества ДОУ и школы:
• установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой;
• выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов;
• создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей;
• всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;
• оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребенка в школу;
• формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.
На дошкольной ступени:
• личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми;
• формирование предпосылок учебной деятельности как важнейшего фактора развития ребенка
• построение образовательного процесса с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми, опора на игру при формировании учебной деятельности.
На ступени начальной школы:
• опора на наличный уровень достижений дошкольного детства;
• направленность процесса обучения на формирование умения учиться как важнейшего достижения этого возрастного периода развития;
• сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, коллективных и индивидуальных форм активности. [5]
Работу по преемственности детского сада со школой целесообразно осуществлять по трем основным направлениям:
• методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев “портрета выпускника”, поиск путей их разрешения, изучение и обмен образовательных технологий, используемых педагогами ДОУ и школы и др.);
• работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, организация совместных мероприятий);
• работа с родителями (получение информации, необходимой для подготовки детей к школе, консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе). [2]
1.4. Формы осуществления преемственности:
• посещение школьного музея, библиотеки;
• знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
• участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности;
• выставки рисунков и поделок;
• встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы);
• участие в театрализованной деятельности;
• посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и др. специалистами школы).
2. Взаимодействие педагогов:
• совместные педагогические советы (ДОУ и школа);
• семинары, мастер- классы;
• круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;
• психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;
• проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
• взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;
• открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;
• педагогические и психологические наблюдения.
Важную роль в преемственности дошкольного и начального образования играет сотрудничество с родителями:
3. Сотрудничество с родителями:
• совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;
• круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;
• родительские конференции, вечера вопросов и ответов;
• консультации с педагогами ДОУ и школы;
• встречи родителей с будущими учителями;
• дни открытых дверей;
• анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;
• образовательно-игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста, деловые игры, практикумы;
• визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.);
• заседания родительских клубов (занятия для родителей и для детско-родительских пар). [3]
Чтобы решить проблему преемственности необходимо разработать Программу сотрудничества начальной школы и детского сада.
2.1. Цель данной Программы: реализовать единую линию развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства, придав педагогическому процессу целостный последовательный и перспективный характер.
1. Создание единого воспитательного пространства, наиболее благоприятных условий для развития личности ребенка, обеспечение единства требований, условий, подходов, линий для оказания оптимальной педагогической помощи в становлении духовного опыта ребенка в соответствии с новыми федеральными требованиями.
2. Согласовать цели и задачи дошкольного и школьного начального образования.
4. Обеспечить условия для реализации плавного, без стрессового перехода детей от игровой к учебной деятельности.
5. Способствовать преемственность учебных планов и программ дошкольного и школьного начального образования в рамках новых федеральных требований.
6. Создать единую стратегию в работе с родителями.
2. 2. Принципы построения программы:
• Принцип интеграции содержания дошкольного и начального школьного образования.
• Принцип гуманизации, означающий личностно-ориентированных подход к детям дошкольного и младшего школьного возраста на основе передовых идей психолого-педагогической науки.
• Принцип системности, означающий проектирование непрерывного процесса по реализации программы.
• Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного и младшего школьного возраста, основанного на специфике этапов развития и личностных характеристик воспитанников.
• Принцип преемственности дошкольной ступени образования и начальной школы,позволяющий дошкольникам безболезненно переходить от одной возрастной ступени к другой, изменяя ведущий вид деятельности игру на учение. [5]
2.3. Содержательные компоненты преемственности:
Методический компонент – предполагает взаимное ознакомление, но уже с методами и формами осуществления учебно-воспитательной работы (взаимное посещение педагогами уроков в школе и непосредственной образовательной деятельности детей в дошкольных группах с последующим обсуждением). Практический компонент – выражается с одной стороны в предварительном знакомстве учителей со своими будущими учениками, а с другой стороны в курировании воспитателей своих бывших воспитанников в процессе обучения в начальных классах.
Выход из создавшейся ситуации – это введение соответствующих поправок в «Закон об образовании в РФ», разработка и внедрение ФГОС дошкольного образования, согласованного с ФГОС последующих ступеней общего образования.
Таким образом, преемственность обеспечивает постепенное развитие и углубление знаний, усложнение требований к умственной деятельности, формирование личного и общественного поведения. Установление преемственности между дошкольной группой и начальной школой способствует сближению условий воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста. Целенаправленное взаимодействие дошкольной группы и начальной школы возможно только при разработке и реализации программы преемственности. Благодаря этому переход к новым условиям школьного обучения осуществляется с наименьшими для детей психологическими трудностями. [5]
Образовательная программа – «Золотой ключик».
Авторы: Г. Г. Кравцов, Е. Е. Кравцова, Е. Л. Бережковская
Программа «Золотой ключик» помогает осуществить переход к педагогике,
нацеленной на всестороннее развитие каждого ребенка, переустройство всей
совместной жизни детей и взрослых, изменение «социальной ситуации
развития», по терминологии Л. С. Выготского. Выдвинутый им принцип
единства аффекта и интеллекта вместе с другими фундаментальными
понятиями его культурно-исторической теории развития психики и личности
ребенка составляют научную основу данной программы. Программа «Золотой
ключик» значительно отличается от отечественных программ «Истоки»,
«Радуга», «Детство». Она разрабатывалась психологами и этим задано ее
основное направление — психологизация образовательного процесса. Авторы
предлагают новую модель начального образования, направленную на
изменение позиции педагога, преодоление существующего отчуждения семьи
от детского учреждения, постановку на первое место воспитательно-
развивающих целей, подчинение развития интеллекта в дошкольном возрасте
развитию эмоциональной сферы ребенка. Один из важнейших в программе —
семейный принцип. [6 интернет источники]
Образовательная программа – «Сообщество»
Авторы: К. А. Хансен, Р. К. Кауфманн, К. Б. Уолш.
Основой создания программы «Сообщество» послужила американская программа непрерывного образования от рождения до 10 лет «Stepbystep» («Шаг за шагом», но в ней учтены изменения, касающиеся ее адаптации к реалиям российского образования. Программа «Сообщество» представляет собой так называемую «рамочную программу». Она не содержит ни конспектов занятий, ни определенных тематизмов, ни определенной предметной последовательности или логики, в соответствии с которой следовало бы двигаться педагогу в образовательном процессе. Основополагающая цель программы — построение такого сообщества взрослых и детей, в котором дети могут активно развиваться, проявлять инициативу и творчество, приобретать необходимые знания и позитивные личностные качества. Программа направлена на социальное и эмоционально-личностное развитие ребенка. Задачи программы естественно связаны с ее теоретическими принципами и могут быть сформулированы следующим образом:* развивать возможности и способности ребенка;* развивать ребенка как субъекта определенных видов деятельности. Особое значение в программе придается созданию среды развития ребенка, под чем понимается комплекс эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического процесса в ДОУ. [7 интернет источники]
Образовательная программа «Преемственность» – это программа, которая создана с целью координации, более эффективной организации учебно-воспитательного процесса и психолого-педагогического сопровождения учащихся – выпускников школы-интерната I ступени обучения – при переходе их в среднее звено. Данная программа реализуется в рамках комплексного психолого-педагогического сопровождения естественного развития ребенка и предполагает взаимодействие специалистов, педагогов, родителей и учеников. Программа «Преемственность» базируется на основных принципах гуманистической психологии и педагогики, и ориентирована на тесное взаимодействие всех участников образовательного процесса, способствует обеспечению целостного и содержательного единства учебной деятельности на всем протяжении образовательного процесса. [8 интернет источники]
Образовательная программа «Из детства в отрочество»
Авторы: Т. Н. Доронова, Л. Г. Голубева, Т. И. Гризик и др. Под редакцией Т. Н. Дороновой.
В название программы ‘Из детства — в отрочество’ авторы вложили особый смысл, связанный с ее содержанием, целями и задачами. Общеизвестно, что детство — уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Из детства ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь. Цель программы состоит в том, чтобы в семье и воспитательно-образовательном учреждении создать благоприятные условия для формирования здоровья и развития путем профилактики и воспитания в контексте национальной самобытности, языка и традиций; образования, направленного на развитие личности ребенка, его способностей. Программа рассчитана на детей от 2 до 7 лет. Это первая программа, в которой вопросы развития и воспитания ребенка рассматриваются в тесном взаимодействии дошкольного учреждения и семьи. Для каждого возрастного этапа определяются задачи, требующие решения в условиях семьи и детского сада, по двум направлениям: «Здоровье» и «Развитие». Каждое направление имеет вводную и основную части. Вводная часть носит публицистический характер. Ее цель — привлечь родителей и педагогов. В основной части представлены задачи, которые необходимо решать в семье и ДОУ. [9 интернет источники]
1) Р. А. Должикова, Г. М. Федосимов «Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе», Москва, Школьная пресса, 2008;
2) Журнал «Начальная школа» №11, 2001г, раздел «Обеспечиваем преемственность»
Система работы по осуществлению преемственности между дошкольным и школьным звеном общего образования
Ольга Савченко
Система работы по осуществлению преемственности между дошкольным и школьным звеном общего образования
Преемственность между дошкольным и начальным звеньями рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка.
Непрерывное образование понимается как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования для обеспечения преемственности в развитии ребенка.
Еще в “Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)” (Утверждена Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ 17.06.2003 г.)были:
• выделены приоритеты в содержании образования на каждом из этих этапов возрастного развития с учетом современной социальной ситуации;
• определены психологические и педагогические условия реализации непрерывности образования;
• обозначен вклад каждой образовательной области в развитие дошкольника и младшего школьника;
• даны возрастные характеристики ребенка к началу и концу его обучения в школе.
Введение же и принятие Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) дошкольного и начального общего образования стало важным этапом преемственности деятельности детского сада и школы. Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе.
В основах построения непрерывного дошкольного и начального общего образования подчеркивается недопустимость искусственной акселерации развития ребенка, излишнего увлечения школьными технологиями, а также игнорирования или недооценки игровой деятельности в дошкольный период. должна быть направлена на развитие личностных качеств ребенка, необходимых для овладения учебной деятельностью.
Таким образом, основными линиями преемственности являются:
-преемственность стандартов дошкольного и начального общего образования,
-форм и методов обучения детей,
-образовательных программ.
Если проанализировать вышеперечисленные документы, то можно найти общие точки соприкосновения. Остановимся на некоторых из них.
Так Стандарты включают в себя группу требований к программам ДО и НОО (к структуре, к условиям реализации, к результатам освоения программы).
Одним из важнейших нововведений образовательных стандартов является создание в образовательной организации основной образовательной программы.
Преемственность ФГОС ДО И ФГОС НОО можно проследить в содержании основных образовательных программ.
Требованиями стандартов является направленность основных образовательных программ:
– на формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры, личностное и интеллектуальное развитие детей;
– процесс успешной социализации ребенка;
– развитие творческих способностей, инициативы, самосовершенствования;
– сохранение и укрепление здоровья детей.
Следующей точкой соприкосновения является преемственность в образовательных областях.
Таким образом, эти точки соприкосновения представлены как направления преемственности и заключаются в:
1. Согласовании целей и задач осуществления преемственности на дошкольном и начальном школьном уровне.
2. Отборе содержания образования для детей дошкольного и младшего школьного возраста с учётом принципов непрерывности образования и психолого-педагогических условий реализации непрерывного образования в соответствии с ФГОС.
3. Обогащении организационных форм и методов обучения, как в дошкольном учреждении, так и в начальной школе.
Для образовательного процесса теоретическая разработка понятия преемственности является важной проблемой, предваряющей собственно построение систем взаимосвязанных образовательных звеньев.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ФГОС ДО И ФГОС НОО
Для дошкольной образовательной организации Для общеобразовательной организации
– охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
– развитие любознательности, стремления к расширению знаний;
– формирование и развитие основных познавательных процессов (внимания, воображения, памяти, мышления, речи);
– формирование коммуникативных умений, произвольности поведения, доброжелательности, умения взаимодействовать с педагогами и сверстниками;
– развитие инициативности, самостоятельности, активности;
– формирование отдельных приемов учебно-познавательной деятельности (умение ориентироваться в задании, осуществлять самоконтроль). – введение в педагогический процесс разных видов детского творчества (игр, драматургии, художественного моделирования, экспериментирования, словесного творчества, танцевальных и музыкальных импровизаций);
– обогащение содержания уроков эстетического цикла (изобразительное искусство, музыка, технология и т. п.); – приобщение детей к национальной художественной культуре;
– создание в школе развивающей предметной среды;
– широкое использование игровых приемов в первый год обучения
Проанализировав и обобщив их можно общие задачи преемственности:
1. Определение общих и специфических целей образования на каждой из данных
ступеней и на основе поступательной взаимосвязи этих целей определение
преемственных целей (сохраняющихся и развивающихся на обоих этапах).
2. Построение на этой основе единой взаимосвязанной и согласованной
методической системы образования (целей, задач, содержания, методов, средств, форм
организации) с обоснованием преемственных связей этих параметров на разных
3. Построение единой содержательной линии в предметных областях, согласующейся
с обоснованием методической системы и исключающей необоснованные содержательные перегрузки образовательных областей на дошкольном этапе, ориентацию на форсированное обучение (натаскивание) предметным знаниям, умениям, дублирующее школьные программы.
Так что же такое преемственность?
Понятие преемственности в философском словаре обозначает непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т. е. – это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию.
Под преемственностью понимают последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитании.
Цель преемственности – обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания. Необходимо стремиться к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования.
Именно с выходом федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования и федеральных государственных требований к основной общеобразовательной программе дошкольного образования положено начало к обеспечению преемственности двух звеньев системы образования. Единые теоретические основания, принципы организации образовательной работы с детьми, преемственность и согласованность целей, задач, методов, средств, форм организации воспитания и обучения, обеспечивающих эффективное поступательное развитие ребёнка, являются основой для реализации на практике решения проблемы преемственности.
Сегодня процесс преемственностимы рассматриваем с двух сторон:
• на дошкольной ступени образования сохраняется самоценность дошкольного детства, и формируются фундаментальные личностные качества ребенка, служащие основой успешного школьного обучения;
• школа, как преемник дошкольной ступени образования, не строит свою работу с нуля, а подхватывает достижения дошкольника и организует педагогическую практику, развивая накопленный им потенциал.
Такое понимание преемственности позволяет реально осуществлять непрерывность в развитии и обучении детей,а именно:
• координировать цели, задачи, содержание, методы, средства и формы организации образовательных процессов детского сада и школы;
• обеспечивать условия, направленные на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и на развитие индивидуальности каждого ребенка.
Итак, подведем итоги системного анализа ФГОСов в вопросе преемственности:
1. Цель взаимодействия “ДОУ – школа”: обеспечение преемственности учебно-воспитательного процесса, социокультурной адаптации дошкольника к условиям новой ведущей деятельности – школьного обучения.
2. Преемственность рассматривается как непрерывный двусторонний процесс, где школа – преемник, опирающийся на достижения ребёнка и инициатор координатор взаимодействия.
3.Задача: совместная разработка и реализация модели взаимодействия образовательных учреждений, обеспечивающих преемственность в применении образовательных программ и технологий, форм и методов работы педагогов с детьми, в осуществлении сотрудничества с родителями.
В целом схема организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и школыможет быть следующей и во многих организациях она именно такова и заключается в:
1. Сборе и анализе информации о возможностях образовательных учреждений по обеспечению преемственности.
2. Заключении договора о сотрудничестве между участниками сетевого взаимодействия создание органа, управляющего взаимодействием между участниками сети (например, координационного совета).
3. Составлении проекта совместной деятельности по обеспечению преемственности.
4. Осуществлении образовательного процесса с использованием привлеченных ресурсов сетевого взаимодействия.
Задачи, решаемые в рамках этого взаимодействия между ОУ и ДОУ:
• обеспечение полноценного взаимодействия игровой и учебно-познавательной деятельности в педагогическом процессе
• формирование у старших дошкольников основы умения учиться
• создание условий для возникновения у детей интереса к обучению в школе
• создание условий для успешной адаптации дошкольников к условиям школьного обучения
• способствование физическому и психическому развитию детей, поддержания их здоровья
• обеспечение сотрудничества педагогов и родителей.
Однако, мы это взаимодействие рассматриваем шире.
Рассмотрим подробнее каждый компонент преемственности.
1. Целевая преемственность обеспечена согласованием целей воспитания, обучения и развития на уровне детского сада и начальной школы, т. е. подчиненность всего воспитательно-образовательного процесса общей идее становления личности ребенка, развитию его общеинтеллектуальных умений, креативности, инициативности, любознательности, самосознания и самооценки. И представлены они в виде модели выпускника ДОУ и первоклассника школы.
2. Содержательная преемственность обеспечена созданием сопряженных учебных планов и программ, их согласованием по отдельным ведущим образовательным областям с учетом ведущей деятельности и возросшей компетентности воспитанников. В организации дополнительного образования (кружковая работа) учитывается преемственность в реализации приоритетных направлений ДОУ – школы.
На протяжении всего периода взаимодействия необходимо отслеживать востребованность тех способностей, развитие которых обеспечивается Программой ДО, скоординированной с программами начальной школы.
Преемственность образовательныхпрограмм обеспечивается:
• отбором содержания образования, адекватного возрастным особенностям детей;
• использованием различных видов деятельности ребенка (для детей старшего дошкольного возраста – игры, рисование, конструирование, экспериментирование, спортивные мероприятия и т. д.); в начальной школе эти виды деятельности органично дополняют учебную деятельность;
• связанностью, взаимопроникновением и взаимодействием направлений развития детей (дошкольное и начальное школьное звено): физического, социально-личностного, познавательно-речевого и художественно-эстетического.
С целью выравнивания стартовых возможностей детей на этапе их перехода к обучению в школе немаловажным является и коррекционно – развивающая работа с детьми», которая представляет собой систему игровых занятий, направленных на психологическую подготовку воспитанников старших и подготовительных групп детского сада к поступлению в школу на основе индивидуального подхода в соответствии с «зоной ближайшего развития». Это, прежде всего, психолого-педагогическое сопровождение детей.
Результатами освоения программы ДОУ являются целевые ориентиры. Результатами освоения программы НОО являются личностные, предметные и метапредметные качества. И если сравнить модели выпускника ДОУ и начальной школы, то можно увидеть, что формируются у детей одни и те же качества личности, обеспечивая тем самым преемственность.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ООП ДО РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ООП НОО
не подлежат непосредственной оценке,
не являются основанием для сравнения с реальными результатами детей. (При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей, связанная с оценкой эффективности педагогических действий). Универсальные учебные действия
•личностные результаты (не подлежат индивидуальной персонифицированной оценке)
•метапредметные (познавательные, регулятивные, коммуникативные) (подлежат промежуточной и итоговой индивидуальной оценке)
•предметные результаты (подлежат промежуточной и итоговой индивидуальной оценке)
«Сквозные» линии предметно – содержательного компонента позволяют строить педагогические процессы в едином контексте творческого развития детей, формирующего продуктивное воображение и творческое мышление.
4. Психологическая преемственность обеспечивается совершенствованием форм и методов воспитательно-образовательной работы в детском саду и в школе с учетом общих возрастных особенностей, характерных для детей младшего школьного возраста в целом. При этом и в детском саду и в школе обеспечивается адекватное этому возрасту сочетание интеллектуальных, двигательных и эмоциональных нагрузок с опорой на эмоционально – положительное общение.
Проблемный вопрос, который возникает на пути преемственности – это отсутствие согласованности в применяемых формах и методах в дошкольном образовании и начальной школе.
Специфика дошкольного возраста диктует необходимость применения тех форм и методов, которые адекватны возрастным особенностям детей.
На сегодняшний день в сфере дошкольного образования наработано большое количество разнообразных форм организации обучения.
Учитель начальной школы для повышения эффективности обучения использует игровые приемы, часто применяемые в детском саду; воспитатель детского сада включает в процесс обучения специальные учебные задания, упражнения, постепенно усложняя их, и тем самым формирует у дошкольников предпосылки учебной деятельности.
Занятия как форма обучения в детском саду предшествуют уроку в школе.
Необходимо отметить преемственность форм организации образовательного процесса, которые на ступени дошкольного и начального школьного образования характеризуются наличием партнерской позиции взрослого и вариативностью коллективной, индивидуальной, групповой, парной работы.
5. Управленческая и структурно – организационная преемственность обеспечивается реализацией общих подходов к управлению и организацией работы по осуществлению преемственных связей,которые вырабатываются участниками процесса в ходе проведения совместных мероприятий: минипедсоветов, круглых столов, семинаров – практикумов, методических совещаний специалистов и других совместных мероприятий.
Преемственность – это не только подготовка к новому, но и, что ещё более важно и существенно, сохранение развития необходимого целесообразного старого, связь между новым и старым, как основа поступательного развития процесса.
Презентация «ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования: проблемы преемственности» Тема работы: ФГОС ДО и ФГОС НОО, проблемы преемственности. 1 слайд. Как сказал Лев Семенович Выготский: «Школьное обучение никогда не.
Осуществление преемственности между дошкольным образовательным учреждением и школой Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад №23-Центр развития ребёнка г. Россоши Россошанского муниципального.
План самообразования «Формирование основ патриотизма у дошкольников через установление преемственности уровней образования» 1. Карпук Татьяна Сергеевна- воспитатель кадетской (подготовительной) группы «УМКА» 2. Тема по самообразованию : «Формирование основы патриотизма.
Преемственность основных образовательных программ дошкольного, начального общего и основного общего образования Преемственность основных образовательных программ дошкольного, начального общего и основного общего образования. Здравствуйте, уважаемые.
Пресс-релиз «Преемственность дошкольного и начального общего образования в условиях реализации ФГОС» «Школа не должна вносить резкой перемены в жизни детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть.
Реализация преемственности между школой и ДОУ Реализация преемственности между школой и детским садом. Под пониманием преемственности подразумевается взаимосвязь между предыдущим и последующим.
Сотрудничество по преемственности дошкольного и начального общего образования в рамках реализации ФГОС «Сотрудничество по преемственности дошкольного и начального общего образования в рамках реализации ФГОС» Подготовила: старший воспитатель.
Система педагогической преемственности оценочной деятельности общеучебных умений и навыков Введение федерального государственного стандарта НОО требует переосмысления педагогической деятельности вообще и оценочной практики в частности.
Внутренняя система оценки качества образования в дошкольном образовательном учреждении Сегодня управленческий функционал руководителя ДОУ определяют новые ценности, категории и понятия, такие как конкурентоспособность, компетентность,.