связи ведущей деятельности опора на актуальные это компонент преемственности

Преемственные программы дошкольного и начального образования

связи ведущей деятельности опора на актуальные это компонент преемственности. Смотреть фото связи ведущей деятельности опора на актуальные это компонент преемственности. Смотреть картинку связи ведущей деятельности опора на актуальные это компонент преемственности. Картинка про связи ведущей деятельности опора на актуальные это компонент преемственности. Фото связи ведущей деятельности опора на актуальные это компонент преемственности Наталья Чуракова
Преемственные программы дошкольного и начального образования

«Школьное обучение никогда не начинается

с пустого места, а всегда опирается

на определенную стадию развития,

Преемственность – это связь между явлениями в процессе развития когда новое снимая старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. Преемственность с точки зрения дошкольной группы – это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе. В конце ХХ в. особое внимание уделялось обеспечению преемственностидошкольного и начального общего образования через организацию взаимодействия образовательных учреждений, создание образовательныхцентров «Детский сад – начальнаяшкола», разработку комплексных образовательных программ, таких как «Из детства – в отрочество», «Преемственность», «Радуга», «Детский сад 2100». Сейчас вопрос о преемственности решается главным образом авторами образовательных программ. Перспективными в этом плане являются «сквозные» программы, охватывающие и дошкольное, и начальное школьное образование. Одной из таких программ, построенных на принципе непрерывности и преемственности, является программа Образовательной системы «Школа2100», но таких программ пока немного. Однако и подобного рода программы, если они составлены без соответствующего «руководящего начала» (в форме ФГОС, могут не вполнесоответствовать современным научным представлениям о содержании и организации образования. [1]

1.1. Цель преемственности ДОУ и НОУ: обеспечение целостности образовательного процесса, т. е. обеспечение полноценного личностного развития, физиологического и психологического благополучия ребенка в период перехода от дошкольного воспитания к школе. Обеспечение преемственности направлено на формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания. Важную роль в обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования играет детальное изучение представлений родителей и педагогов друг о друге. И ещё важную роль, в организации преемственности дошкольного учреждения и начальной школы играют личности воспитателя и учителя. Воспитатель в детском саду – это вторая мама, которая может обнять малыша, погладить по головке. И ребенок тянется к своему воспитателю. Но вот сегодняшний дошкольник приходит в школу, и его встречает учитель. Всё сразу изменяется: ученик должен соблюдать дистанцию между собой и учителем. Поэтому и адаптация ученика к школе более затяжная, чем в детском саду.

Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности, доброжелательный деловой контакт между педагогами. [1]

1.2. Общие цели образования детей дошкольного и младшего школьного возраста:

• воспитание нравственного человека;

• охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

• сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физическое, психическое развитие детей.

Непрерывность дошкольного и начального образования предполагает решение следующих приоритетных задач:

На дошкольной ступени:

• приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;

• обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;

• развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;

• формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и др. активности детей в различных видах деятельности;

• развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).

В соответствии со Стандартом на ступени начальной школы осуществляется:

• становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности

• умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;

• духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

• осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними; совершенствование достижений дошкольного развития, специальная помощь по развитию сформированных в дошкольном детстве качеств;

• индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания. [5]

1.3. Основные задачи сотрудничества ДОУ и школы:

• установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой;

• выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов;

• создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей;

• всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;

• оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребенка в школу;

• формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.

На дошкольной ступени:

• личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми;

• формирование предпосылок учебной деятельности как важнейшего фактора развития ребенка

• построение образовательного процесса с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми, опора на игру при формировании учебной деятельности.

На ступени начальной школы:

• опора на наличный уровень достижений дошкольного детства;

• направленность процесса обучения на формирование умения учиться как важнейшего достижения этого возрастного периода развития;

• сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, коллективных и индивидуальных форм активности. [5]

Работу по преемственности детского сада со школой целесообразно осуществлять по трем основным направлениям:

• методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев “портрета выпускника”, поиск путей их разрешения, изучение и обмен образовательных технологий, используемых педагогами ДОУ и школы и др.);

• работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, организация совместных мероприятий);

• работа с родителями (получение информации, необходимой для подготовки детей к школе, консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе). [2]

1.4. Формы осуществления преемственности:

• посещение школьного музея, библиотеки;

• знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;

• участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности;

• выставки рисунков и поделок;

• встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы);

• участие в театрализованной деятельности;

• посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и др. специалистами школы).

2. Взаимодействие педагогов:

• совместные педагогические советы (ДОУ и школа);

• семинары, мастер- классы;

• круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;

• психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;

• проведение диагностики по определению готовности детей к школе;

• взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;

• открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;

• педагогические и психологические наблюдения.

Важную роль в преемственности дошкольного и начального образования играет сотрудничество с родителями:

3. Сотрудничество с родителями:

• совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;

• круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;

• родительские конференции, вечера вопросов и ответов;

• консультации с педагогами ДОУ и школы;

• встречи родителей с будущими учителями;

• дни открытых дверей;

• анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;

• образовательно-игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста, деловые игры, практикумы;

• визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.);

• заседания родительских клубов (занятия для родителей и для детско-родительских пар). [3]

Чтобы решить проблему преемственности необходимо разработать Программу сотрудничества начальной школы и детского сада.

2.1. Цель данной Программы: реализовать единую линию развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства, придав педагогическому процессу целостный последовательный и перспективный характер.

1. Создание единого воспитательного пространства, наиболее благоприятных условий для развития личности ребенка, обеспечение единства требований, условий, подходов, линий для оказания оптимальной педагогической помощи в становлении духовного опыта ребенка в соответствии с новыми федеральными требованиями.

2. Согласовать цели и задачи дошкольного и школьного начального образования.

4. Обеспечить условия для реализации плавного, без стрессового перехода детей от игровой к учебной деятельности.

5. Способствовать преемственность учебных планов и программ дошкольного и школьного начального образования в рамках новых федеральных требований.

6. Создать единую стратегию в работе с родителями.

2. 2. Принципы построения программы:

• Принцип интеграции содержания дошкольного и начального школьного образования.

• Принцип гуманизации, означающий личностно-ориентированных подход к детям дошкольного и младшего школьного возраста на основе передовых идей психолого-педагогической науки.

• Принцип системности, означающий проектирование непрерывного процесса по реализации программы.

• Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного и младшего школьного возраста, основанного на специфике этапов развития и личностных характеристик воспитанников.

• Принцип преемственности дошкольной ступени образования и начальной школы,позволяющий дошкольникам безболезненно переходить от одной возрастной ступени к другой, изменяя ведущий вид деятельности игру на учение. [5]

2.3. Содержательные компоненты преемственности:

Методический компонент – предполагает взаимное ознакомление, но уже с методами и формами осуществления учебно-воспитательной работы (взаимное посещение педагогами уроков в школе и непосредственной образовательной деятельности детей в дошкольных группах с последующим обсуждением). Практический компонент – выражается с одной стороны в предварительном знакомстве учителей со своими будущими учениками, а с другой стороны в курировании воспитателей своих бывших воспитанников в процессе обучения в начальных классах.

Выход из создавшейся ситуации – это введение соответствующих поправок в «Закон об образовании в РФ», разработка и внедрение ФГОС дошкольного образования, согласованного с ФГОС последующих ступеней общего образования.

Таким образом, преемственность обеспечивает постепенное развитие и углубление знаний, усложнение требований к умственной деятельности, формирование личного и общественного поведения. Установление преемственности между дошкольной группой и начальной школой способствует сближению условий воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста. Целенаправленное взаимодействие дошкольной группы и начальной школы возможно только при разработке и реализации программы преемственности. Благодаря этому переход к новым условиям школьного обучения осуществляется с наименьшими для детей психологическими трудностями. [5]

Образовательная программа – «Золотой ключик».

Авторы: Г. Г. Кравцов, Е. Е. Кравцова, Е. Л. Бережковская

Программа «Золотой ключик» помогает осуществить переход к педагогике,

нацеленной на всестороннее развитие каждого ребенка, переустройство всей

совместной жизни детей и взрослых, изменение «социальной ситуации

развития», по терминологии Л. С. Выготского. Выдвинутый им принцип

единства аффекта и интеллекта вместе с другими фундаментальными

понятиями его культурно-исторической теории развития психики и личности

ребенка составляют научную основу данной программы. Программа «Золотой

ключик» значительно отличается от отечественных программ «Истоки»,

«Радуга», «Детство». Она разрабатывалась психологами и этим задано ее

основное направление — психологизация образовательного процесса. Авторы

предлагают новую модель начального образования, направленную на

изменение позиции педагога, преодоление существующего отчуждения семьи

от детского учреждения, постановку на первое место воспитательно-

развивающих целей, подчинение развития интеллекта в дошкольном возрасте

развитию эмоциональной сферы ребенка. Один из важнейших в программе —

семейный принцип. [6 интернет источники]

Образовательная программа – «Сообщество»

Авторы: К. А. Хансен, Р. К. Кауфманн, К. Б. Уолш.

Основой создания программы «Сообщество» послужила американская программа непрерывного образования от рождения до 10 лет «Stepbystep» («Шаг за шагом», но в ней учтены изменения, касающиеся ее адаптации к реалиям российского образования. Программа «Сообщество» представляет собой так называемую «рамочную программу». Она не содержит ни конспектов занятий, ни определенных тематизмов, ни определенной предметной последовательности или логики, в соответствии с которой следовало бы двигаться педагогу в образовательном процессе. Основополагающая цель программы — построение такого сообщества взрослых и детей, в котором дети могут активно развиваться, проявлять инициативу и творчество, приобретать необходимые знания и позитивные личностные качества. Программа направлена на социальное и эмоционально-личностное развитие ребенка. Задачи программы естественно связаны с ее теоретическими принципами и могут быть сформулированы следующим образом:* развивать возможности и способности ребенка;* развивать ребенка как субъекта определенных видов деятельности. Особое значение в программе придается созданию среды развития ребенка, под чем понимается комплекс эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического процесса в ДОУ. [7 интернет источники]

Образовательная программа «Преемственность» – это программа, которая создана с целью координации, более эффективной организации учебно-воспитательного процесса и психолого-педагогического сопровождения учащихся – выпускников школы-интерната I ступени обучения – при переходе их в среднее звено. Данная программа реализуется в рамках комплексного психолого-педагогического сопровождения естественного развития ребенка и предполагает взаимодействие специалистов, педагогов, родителей и учеников. Программа «Преемственность» базируется на основных принципах гуманистической психологии и педагогики, и ориентирована на тесное взаимодействие всех участников образовательного процесса, способствует обеспечению целостного и содержательного единства учебной деятельности на всем протяжении образовательного процесса. [8 интернет источники]

Образовательная программа «Из детства в отрочество»

Авторы: Т. Н. Доронова, Л. Г. Голубева, Т. И. Гризик и др. Под редакцией Т. Н. Дороновой.

В название программы ‘Из детства — в отрочество’ авторы вложили особый смысл, связанный с ее содержанием, целями и задачами. Общеизвестно, что детство — уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Из детства ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь. Цель программы состоит в том, чтобы в семье и воспитательно-образовательном учреждении создать благоприятные условия для формирования здоровья и развития путем профилактики и воспитания в контексте национальной самобытности, языка и традиций; образования, направленного на развитие личности ребенка, его способностей. Программа рассчитана на детей от 2 до 7 лет. Это первая программа, в которой вопросы развития и воспитания ребенка рассматриваются в тесном взаимодействии дошкольного учреждения и семьи. Для каждого возрастного этапа определяются задачи, требующие решения в условиях семьи и детского сада, по двум направлениям: «Здоровье» и «Развитие». Каждое направление имеет вводную и основную части. Вводная часть носит публицистический характер. Ее цель — привлечь родителей и педагогов. В основной части представлены задачи, которые необходимо решать в семье и ДОУ. [9 интернет источники]

1) Р. А. Должикова, Г. М. Федосимов «Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе», Москва, Школьная пресса, 2008;

2) Журнал «Начальная школа» №11, 2001г, раздел «Обеспечиваем преемственность»

Источник

Система работы по осуществлению преемственности между дошкольным и школьным звеном общего образования

связи ведущей деятельности опора на актуальные это компонент преемственности. Смотреть фото связи ведущей деятельности опора на актуальные это компонент преемственности. Смотреть картинку связи ведущей деятельности опора на актуальные это компонент преемственности. Картинка про связи ведущей деятельности опора на актуальные это компонент преемственности. Фото связи ведущей деятельности опора на актуальные это компонент преемственности Ольга Савченко
Система работы по осуществлению преемственности между дошкольным и школьным звеном общего образования

Преемственность между дошкольным и начальным звеньями рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка.

Непрерывное образование понимается как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования для обеспечения преемственности в развитии ребенка.

Еще в “Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)” (Утверждена Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ 17.06.2003 г.)были:

• выделены приоритеты в содержании образования на каждом из этих этапов возрастного развития с учетом современной социальной ситуации;

• определены психологические и педагогические условия реализации непрерывности образования;

• обозначен вклад каждой образовательной области в развитие дошкольника и младшего школьника;

• даны возрастные характеристики ребенка к началу и концу его обучения в школе.

Введение же и принятие Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) дошкольного и начального общего образования стало важным этапом преемственности деятельности детского сада и школы. Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе.

В основах построения непрерывного дошкольного и начального общего образования подчеркивается недопустимость искусственной акселерации развития ребенка, излишнего увлечения школьными технологиями, а также игнорирования или недооценки игровой деятельности в дошкольный период. должна быть направлена на развитие личностных качеств ребенка, необходимых для овладения учебной деятельностью.

Таким образом, основными линиями преемственности являются:

-преемственность стандартов дошкольного и начального общего образования,

-форм и методов обучения детей,

-образовательных программ.

Если проанализировать вышеперечисленные документы, то можно найти общие точки соприкосновения. Остановимся на некоторых из них.

Так Стандарты включают в себя группу требований к программам ДО и НОО (к структуре, к условиям реализации, к результатам освоения программы).

Одним из важнейших нововведений образовательных стандартов является создание в образовательной организации основной образовательной программы.

Преемственность ФГОС ДО И ФГОС НОО можно проследить в содержании основных образовательных программ.

Требованиями стандартов является направленность основных образовательных программ:

– на формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры, личностное и интеллектуальное развитие детей;

– процесс успешной социализации ребенка;

– развитие творческих способностей, инициативы, самосовершенствования;

– сохранение и укрепление здоровья детей.

Следующей точкой соприкосновения является преемственность в образовательных областях.

Таким образом, эти точки соприкосновения представлены как направления преемственности и заключаются в:

1. Согласовании целей и задач осуществления преемственности на дошкольном и начальном школьном уровне.

2. Отборе содержания образования для детей дошкольного и младшего школьного возраста с учётом принципов непрерывности образования и психолого-педагогических условий реализации непрерывного образования в соответствии с ФГОС.

3. Обогащении организационных форм и методов обучения, как в дошкольном учреждении, так и в начальной школе.

Для образовательного процесса теоретическая разработка понятия преемственности является важной проблемой, предваряющей собственно построение систем взаимосвязанных образовательных звеньев.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ФГОС ДО И ФГОС НОО

Для дошкольной образовательной организации Для общеобразовательной организации

– охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

– развитие любознательности, стремления к расширению знаний;

– формирование и развитие основных познавательных процессов (внимания, воображения, памяти, мышления, речи);

– формирование коммуникативных умений, произвольности поведения, доброжелательности, умения взаимодействовать с педагогами и сверстниками;

– развитие инициативности, самостоятельности, активности;

– формирование отдельных приемов учебно-познавательной деятельности (умение ориентироваться в задании, осуществлять самоконтроль). – введение в педагогический процесс разных видов детского творчества (игр, драматургии, художественного моделирования, экспериментирования, словесного творчества, танцевальных и музыкальных импровизаций);

– обогащение содержания уроков эстетического цикла (изобразительное искусство, музыка, технология и т. п.); – приобщение детей к национальной художественной культуре;

– создание в школе развивающей предметной среды;

– широкое использование игровых приемов в первый год обучения

Проанализировав и обобщив их можно общие задачи преемственности:

1. Определение общих и специфических целей образования на каждой из данных

ступеней и на основе поступательной взаимосвязи этих целей определение

преемственных целей (сохраняющихся и развивающихся на обоих этапах).

2. Построение на этой основе единой взаимосвязанной и согласованной

методической системы образования (целей, задач, содержания, методов, средств, форм

организации) с обоснованием преемственных связей этих параметров на разных

3. Построение единой содержательной линии в предметных областях, согласующейся

с обоснованием методической системы и исключающей необоснованные содержательные перегрузки образовательных областей на дошкольном этапе, ориентацию на форсированное обучение (натаскивание) предметным знаниям, умениям, дублирующее школьные программы.

Так что же такое преемственность?

Понятие преемственности в философском словаре обозначает непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т. е. – это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию.

Под преемственностью понимают последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитании.

Цель преемственности – обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания. Необходимо стремиться к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования.

Именно с выходом федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования и федеральных государственных требований к основной общеобразовательной программе дошкольного образования положено начало к обеспечению преемственности двух звеньев системы образования. Единые теоретические основания, принципы организации образовательной работы с детьми, преемственность и согласованность целей, задач, методов, средств, форм организации воспитания и обучения, обеспечивающих эффективное поступательное развитие ребёнка, являются основой для реализации на практике решения проблемы преемственности.

Сегодня процесс преемственностимы рассматриваем с двух сторон:

• на дошкольной ступени образования сохраняется самоценность дошкольного детства, и формируются фундаментальные личностные качества ребенка, служащие основой успешного школьного обучения;

школа, как преемник дошкольной ступени образования, не строит свою работу с нуля, а подхватывает достижения дошкольника и организует педагогическую практику, развивая накопленный им потенциал.

Такое понимание преемственности позволяет реально осуществлять непрерывность в развитии и обучении детей,а именно:

• координировать цели, задачи, содержание, методы, средства и формы организации образовательных процессов детского сада и школы;

• обеспечивать условия, направленные на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и на развитие индивидуальности каждого ребенка.

Итак, подведем итоги системного анализа ФГОСов в вопросе преемственности:

1. Цель взаимодействия “ДОУ – школа”: обеспечение преемственности учебно-воспитательного процесса, социокультурной адаптации дошкольника к условиям новой ведущей деятельности – школьного обучения.

2. Преемственность рассматривается как непрерывный двусторонний процесс, где школа – преемник, опирающийся на достижения ребёнка и инициатор координатор взаимодействия.

3.Задача: совместная разработка и реализация модели взаимодействия образовательных учреждений, обеспечивающих преемственность в применении образовательных программ и технологий, форм и методов работы педагогов с детьми, в осуществлении сотрудничества с родителями.

В целом схема организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и школыможет быть следующей и во многих организациях она именно такова и заключается в:

1. Сборе и анализе информации о возможностях образовательных учреждений по обеспечению преемственности.

2. Заключении договора о сотрудничестве между участниками сетевого взаимодействия создание органа, управляющего взаимодействием между участниками сети (например, координационного совета).

3. Составлении проекта совместной деятельности по обеспечению преемственности.

4. Осуществлении образовательного процесса с использованием привлеченных ресурсов сетевого взаимодействия.

Задачи, решаемые в рамках этого взаимодействия между ОУ и ДОУ:

• обеспечение полноценного взаимодействия игровой и учебно-познавательной деятельности в педагогическом процессе

• формирование у старших дошкольников основы умения учиться

• создание условий для возникновения у детей интереса к обучению в школе

• создание условий для успешной адаптации дошкольников к условиям школьного обучения

• способствование физическому и психическому развитию детей, поддержания их здоровья

• обеспечение сотрудничества педагогов и родителей.

Однако, мы это взаимодействие рассматриваем шире.

Рассмотрим подробнее каждый компонент преемственности.

1. Целевая преемственность обеспечена согласованием целей воспитания, обучения и развития на уровне детского сада и начальной школы, т. е. подчиненность всего воспитательно-образовательного процесса общей идее становления личности ребенка, развитию его общеинтеллектуальных умений, креативности, инициативности, любознательности, самосознания и самооценки. И представлены они в виде модели выпускника ДОУ и первоклассника школы.

2. Содержательная преемственность обеспечена созданием сопряженных учебных планов и программ, их согласованием по отдельным ведущим образовательным областям с учетом ведущей деятельности и возросшей компетентности воспитанников. В организации дополнительного образования (кружковая работа) учитывается преемственность в реализации приоритетных направлений ДОУ – школы.

На протяжении всего периода взаимодействия необходимо отслеживать востребованность тех способностей, развитие которых обеспечивается Программой ДО, скоординированной с программами начальной школы.

Преемственность образовательныхпрограмм обеспечивается:

• отбором содержания образования, адекватного возрастным особенностям детей;

• использованием различных видов деятельности ребенка (для детей старшего дошкольного возраста – игры, рисование, конструирование, экспериментирование, спортивные мероприятия и т. д.); в начальной школе эти виды деятельности органично дополняют учебную деятельность;

• связанностью, взаимопроникновением и взаимодействием направлений развития детей (дошкольное и начальное школьное звено): физического, социально-личностного, познавательно-речевого и художественно-эстетического.

С целью выравнивания стартовых возможностей детей на этапе их перехода к обучению в школе немаловажным является и коррекционно – развивающая работа с детьми», которая представляет собой систему игровых занятий, направленных на психологическую подготовку воспитанников старших и подготовительных групп детского сада к поступлению в школу на основе индивидуального подхода в соответствии с «зоной ближайшего развития». Это, прежде всего, психолого-педагогическое сопровождение детей.

Результатами освоения программы ДОУ являются целевые ориентиры. Результатами освоения программы НОО являются личностные, предметные и метапредметные качества. И если сравнить модели выпускника ДОУ и начальной школы, то можно увидеть, что формируются у детей одни и те же качества личности, обеспечивая тем самым преемственность.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ООП ДО РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ООП НОО

не подлежат непосредственной оценке,

не являются основанием для сравнения с реальными результатами детей. (При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей, связанная с оценкой эффективности педагогических действий). Универсальные учебные действия

•личностные результаты (не подлежат индивидуальной персонифицированной оценке)

•метапредметные (познавательные, регулятивные, коммуникативные) (подлежат промежуточной и итоговой индивидуальной оценке)

•предметные результаты (подлежат промежуточной и итоговой индивидуальной оценке)

«Сквозные» линии предметно – содержательного компонента позволяют строить педагогические процессы в едином контексте творческого развития детей, формирующего продуктивное воображение и творческое мышление.

4. Психологическая преемственность обеспечивается совершенствованием форм и методов воспитательно-образовательной работы в детском саду и в школе с учетом общих возрастных особенностей, характерных для детей младшего школьного возраста в целом. При этом и в детском саду и в школе обеспечивается адекватное этому возрасту сочетание интеллектуальных, двигательных и эмоциональных нагрузок с опорой на эмоционально – положительное общение.

Проблемный вопрос, который возникает на пути преемственности – это отсутствие согласованности в применяемых формах и методах в дошкольном образовании и начальной школе.

Специфика дошкольного возраста диктует необходимость применения тех форм и методов, которые адекватны возрастным особенностям детей.

На сегодняшний день в сфере дошкольного образования наработано большое количество разнообразных форм организации обучения.

Учитель начальной школы для повышения эффективности обучения использует игровые приемы, часто применяемые в детском саду; воспитатель детского сада включает в процесс обучения специальные учебные задания, упражнения, постепенно усложняя их, и тем самым формирует у дошкольников предпосылки учебной деятельности.

Занятия как форма обучения в детском саду предшествуют уроку в школе.

Необходимо отметить преемственность форм организации образовательного процесса, которые на ступени дошкольного и начального школьного образования характеризуются наличием партнерской позиции взрослого и вариативностью коллективной, индивидуальной, групповой, парной работы.

5. Управленческая и структурно – организационная преемственность обеспечивается реализацией общих подходов к управлению и организацией работы по осуществлению преемственных связей,которые вырабатываются участниками процесса в ходе проведения совместных мероприятий: минипедсоветов, круглых столов, семинаров – практикумов, методических совещаний специалистов и других совместных мероприятий.

Преемственность – это не только подготовка к новому, но и, что ещё более важно и существенно, сохранение развития необходимого целесообразного старого, связь между новым и старым, как основа поступательного развития процесса.

Презентация «ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования: проблемы преемственности» Тема работы: ФГОС ДО и ФГОС НОО, проблемы преемственности. 1 слайд. Как сказал Лев Семенович Выготский: «Школьное обучение никогда не.

Осуществление преемственности между дошкольным образовательным учреждением и школой Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад №23-Центр развития ребёнка г. Россоши Россошанского муниципального.

План самообразования «Формирование основ патриотизма у дошкольников через установление преемственности уровней образования» 1. Карпук Татьяна Сергеевна- воспитатель кадетской (подготовительной) группы «УМКА» 2. Тема по самообразованию : «Формирование основы патриотизма.

Преемственность основных образовательных программ дошкольного, начального общего и основного общего образования Преемственность основных образовательных программ дошкольного, начального общего и основного общего образования. Здравствуйте, уважаемые.

Пресс-релиз «Преемственность дошкольного и начального общего образования в условиях реализации ФГОС» «Школа не должна вносить резкой перемены в жизни детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть.

Реализация преемственности между школой и ДОУ Реализация преемственности между школой и детским садом. Под пониманием преемственности подразумевается взаимосвязь между предыдущим и последующим.

Сотрудничество по преемственности дошкольного и начального общего образования в рамках реализации ФГОС «Сотрудничество по преемственности дошкольного и начального общего образования в рамках реализации ФГОС» Подготовила: старший воспитатель.

Система педагогической преемственности оценочной деятельности общеучебных умений и навыков Введение федерального государственного стандарта НОО требует переосмысления педагогической деятельности вообще и оценочной практики в частности.

Внутренняя система оценки качества образования в дошкольном образовательном учреждении Сегодня управленческий функционал руководителя ДОУ определяют новые ценности, категории и понятия, такие как конкурентоспособность, компетентность,.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *