святительские дни в тобольске 2021 год в октябре
Святительские дни в Тобольске
23 июня Русская православная церковь празднует Собор Сибирских святых, день памяти святителя Иоанна, митрополита Тобольского и всея Сибири чудотворца.
В этом году этот день знаменателен тем, что в духовной столице Сибири прошли Торжества 300-летия преставления святителя Иоанна Тобольского, на которые прибыли паломники не только Тобольской митрополии, но и со всей России. Группа нижневартовских паломников тоже посетила духовную столицу Сибири – Тобольск, где прошли торжества, посвященные памяти святителя Иоанна. Паломники побывали в Абалакском свято – Знаменском мужском монастыре, отстояли Божественную литургию в монастыре, кто-то прошёл крестным ходом с Абалакской иконой Пресвятой Богородицы из Абалака в Иоанно – Введенский женский монастырь, а затем со святынею нашей земли Сибирской – в Тобольск. И, конечно же, поучаствовали в праздничных торжествах в Софийско – Успенском Соборе Тобольска: прикладывались к честным мощам святителя Иоанна, исповедались и причастились святых Христовых Тайн за Божественной литургией.
В Тобольске Торжества начались 22 июня в Софийско – Успенском Соборе, Всенощным бдением, где был прочитан акафист святителю Иоанну. Его совершали митрополит Тобольский и Тюменский Димитрий в сослужении ещё 8 Архипастырей, сонма духовенства и священства. Среди почётных гостей были епископ Тихон, управляющий Ишимской епархией, епископ Салехардский и Ново-Уренгойский Николай, епископ Югорский и Няганский Фотий и другие.
23 июня в Софийско – Успенском Соборе была отслужена ранняя литургия, затем – водосвятный молебен, по окончании которого была совершена праздничная Божественная литургия Архиерейским чином у раки со святыми мощами святителя Иоанна. Атмосферу торжественности и величия праздника усиливает общая молитва во главе с митрополитом Димитрием и архипастырями, учащихся Тобольской Духовной семинарии, многочисленных паломников, собравшихся со всех городов и весей Богоспасаемой Сибири, а также и других областей России – всех тех, кто любит и почитает святителя Иоанна.
В проповеди после Божественной литургии протоиерей Михаил Денисов напомнил о подвижнических трудах святителя Иоанна, его просветительском труде по обращению язычников в христианство и миссионерской деятельности в Сибири, отметив, что святитель Иоанн всем нам служит примером и образцом на ниве духовного делания.
По окончании праздничной Божественной Литургии был совершен Крестный ход с ракой с честными мощами святителя Иоанна. Под звон колоколов, пение хора Тобольской Духовной семинарии, окропление святой водой, молитвы многочисленных верующих рака с честными мощами святителя Иоанна была торжественно пронесена по Софийскому двору. Перед внесением в Софийско – Успенский Собор раки с мощами святителя Иоанна, все присутствующие пропели «Многая лета». Митрополит Димитрий поздравил всех участников праздника с Днем памяти святителя Иоанна, отметив духовный подвиг митрополита Тобольского Иоанна в утверждении веры Христовой, духовного просвещения Сибири, сердечно поблагодарив прибывших гостей на Торжества 300-летия преставления святителя Иоанна Тобольского.
По традиции, на Архиерейском дворе после праздничной трапезы прошёл концерт, подготовленный силами воспитанников детского приюта «Отрада» при Ильинском женском монастыре города Тюмени. Дети показывали театрализованное представление, посвящённое 1000-летию преставления святого князя Владимира, крестителя Руси. Все гости и паломники разместились прямо на траве Софийского двора, благо, что день был солнечный, жаркий. Сводный хор Тобольской Духовной семинарии и Тобольской православной гимназии исполнил духовные песнопения. По окончании концерта матушке Нине, настоятельнице Ильинского женского монастыря, был вручён красивый большой букет цветов, а почётным гостям – Владыкам – памятные медали святителя Иоанна Тобольского. По благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, Медаль святителя Иоанна Тобольского учреждёна в этом году специально к празднованию 300-летия преставления святителя Иоанна. Также были отмечены Дипломами и подарками дети, которые принимали участие в экспедиции «Славянский ход» и заняли призовые места по итогам творческих конкурсов.
Заканчиваются торжества, но так не хочется покидать полюбившийся Тобольский Кремль! Испытываем чувство огромной духовной радости от Святительского праздника, получаем благословение Владык. Благодарим Господа, сподобившего нас, грешных, приложиться к величайшим святыням православной Сибири, испытать непередаваемое чувство Божественной благодати и духовную радость праздника – Дня памяти святителя Иоанна, митрополита Тобольского и всея Сибири чудотворца. Прикладываясь к его святым мощам, молитвенно взываем: «Святителю отче наш Иоанне, моли Бога о нас!»
Лариса Леонидовна Телегина,
преподаватель Воскресной школы храма Рождества Христова
г.Нижневартовск
Поделиться:
Один комментарий на “ Святительские дни в Тобольске ”
«Святителю отче наш Иоанне, моли Бога о нас!»
Добавить комментарий Отменить ответ
Прмц. Анастасии Римляныни (III). Прп. Аврамия затворника и блж. Марии, племянницы его (ок. 360). Прп. Аврамия, архим. Ростовского (1073–1077).
Мчч. Клавдия, Астерия, Неона и Феониллы (285). Прп. Анны (826).
Сщмч. Николая Пробатова пресвитера и с ним мчч. Агломазовских: Космы, Виктора Краснова, Наума, Филиппа, Иоанна, Павла, Андрея, Павла, Василия, Алексия, Иоанна и мц. Агафии (1918); сщмч. Иоанна Рудинского пресвитера (1930); сщмч. Евгения Ивашко пресвитера (1937); мц. Анастасии Лебедевой (после 1937); сщмч. Леонида Муравьева пресвитера (1941).
Кол., 252 зач., I, 24–29.Лк., 57 зач., XI, 14–23.Прп.:Гал., 213 зач., V, 22 – VI, 2.Мф., 43 зач., XI, 27–30.
В Тобольской митрополии пройдут осенние «святительские дни»
29 октября в духовной столице региона состоятся торжества, приуроченные к дню памяти одного из самых почитаемых сибирских святых — святителя Иоанна Тобольского. Для участия в праздничном богослужении и крестном ходе соберутся священнослужители митрополии, учащиеся Тобольской духовной семинарии и паломники со всей области.
Архивные кадры крестного хода в день памяти святителя Иоанна Тобольского
Как пояснил корреспонденту издания PARK72.RU пресс-секретарь Тобольской митрополии, иерей Григорий Мансуров, 29 октября Русская православная церковь празднует обретение мощей святителя Иоанна, которые являются духовной ценностью для верующих и постоянно хранятся в Покровском соборе Тобольского Кремля.
Святитель Иоанн (Максимович), митрополит Тобольский и всея Сибири – последний русский святой, канонизированный до революции. Он причислен к лику святых в 1916 году, а решение о канонизации утвердил российский император Николай Второй.
Икона духовного покровителя Сибири — митрополита Иоанна
Он родился в городе Нежине и происходил из дворянского рода. Был хорошо образован, пострижен в монахи в Киево-Печерской Лавре. Известны его духовные творения, а особенно книга «Илиотропион («Подсолнечник»), или Сообразование человеческой воли с Божественною волею».
О жизни святителя в Сибири летописец говорит: «Был тих, скромен, благорассудлив, о бедных сострадателен, милостив».
Часто помогал людям. Тайно, а иногда в одежде простого инока приносил в дома нуждающихся щедрую милостыню со словами: «Приимите во Имя Иисуса Христа». Его дом в Тобольске всегда был открыт для всех нуждавшихся в помощи и слове утешения. Даже в день преставления, 10 июня 1715 года, святитель Иоанн после Божественной литургии, как это было в обычае у него и раньше, устроил в своем доме трапезу для духовенства и бедняков и сам прислуживал за столом. Затем, простившись со всеми, святитель удалился в свои покои и во время благовеста к вечерне скончался в молитве, стоя на коленях.
Жители Тобольска с нетерпением ожидали прославления любимого архипастыря. Так, в 1900 года по распоряжению епископа Антония сооружена серебряная рака с позолоченной сенью. В эту раку 29 октября 1914 года были перенесены честные останки святителя.
После революции 1917 года по всей России произошло изъятие святых мощей, не миновала эта акция и сибирскую столицу. В 1922 году мощи великого сибирского святителя Митрополита Иоанна при большом стечении народа были изъяты и помещены в городской музей для антирелигиозной пропаганды.
В 1946 году Святейший патриарх Алексий I начал настаивать на передаче Церкви ряда святых мощей и в июне 1947 года мощи святителя Иоанна, Митрополита Тобольского были переданы из городского музея в Покровский собор Тобольского кремля.
Исторический кадр. Крестный ход в честь святителя Иоанна у стен Тобольского Кремля
У жителей областного центра, желающих посетить торжества в Тобольске, есть такая возможность. 29 октября, рано утром паломническая служба митрополии отправляет из Тюмени автобус с гидом, который будет сопровождать верующих в течение двух дней.
Кроме того, как отметил священник Григорий Мансуров, службы, прославляющие святителя Иоанна, пройдут во всех городских храмах. «Если нет возможности поучаствовать в торжествах в Тобольске и приложиться к мощам, можно прийти на богослужение в Знаменский кафедральный собор, где находится икона святителя с частицей мощей или в любой другой храм», — посоветовал пресс-секретарь митрополии.
Елена КУХАЛЬСКАЯ,
использована информация и фото из открытых интернет-источников
Тобольская Митрополия
Официальная страница Тобольской митрополии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)
Тобольская епархия учреждена в сентябре 1620 г., став первой православной епархией в Сибири.
Показать полностью.
Тобольская епархия была возрождена решением Архиерейского Собора в январе 1990 года, быстро начав восстановление церковной жизни в своих пределах.
Решением Священного Синода от 2 октября 2013 г. (журнал № 110) на территории Тюменской области образована Тобольская митрополия, включающая в себя Тобольскую и Ишимскую епархии.
Глава митрополии: Димитрий, митрополит Тобольский и Тюменский (Капалин Алексей Михайлович).
Тобольская Митрополия запись закреплена
День Сибири
Тобольская Митрополия запись закреплена
Дмитрий Майоров
ТВОРЕНИЕ НЕВИДИМОГО МИРА. БЛАГОЙ АНГЕЛЬСКИЙ МИР И МИР ПАДШИХ ДУХОВ
Лекция 6 ноября 2021 года в Тюменском Духовном училище. Основы православного вероучения. Первый член символа Веры про творение видимого и невидимого мира. Второй курс
1. Как Священное Писание и Священное Предание Православной Церкви говорит о творении невидимого мира. Священномученик Дионисий Ареопагит, блаженный Августин, святитель Филарет Московский (Дроздов) об этом.
Показать полностью.
2. Структура ангельского мира по «Небесной иерархии» из Corpus Areopagiticum.
3. Ангелы-хранители и их действия в этом мире (по житию Христа ради юродивого Василия Московского).
4. Мир падших духов и его влияние на человека. Дмитрий Иванович Менделеев как борец со спиритизмом.
√ проповеди диакона Димитрия Майорова
Тобольская Митрополия запись закреплена
Тюменские известия
Благотворительная акция «Тюменских известий» «Связанные тёплой нитью» идёт полным ходом
Сотрудницы редакции вяжут шапки и носки для людей с улиц, которые с наступлением холодов потянулись в центр «Милосердие» на улицу Коммунистическую, 70. Участницы акции верят, что смогут подарить немного тепла тем, кто в этом нуждается.
К акции также присоединились жители Исетского района. Прихожане храма Казанской иконы Божией Матери собрали и через редакцию «Тюменских известий» передали подопечным центра «Милосердие» тёплые вещи и обувь.
Ещё раз приглашаем читателей поддержать нашу скромную идею, которая может стать большим совместным делом. Связанные или приобретенные тёплые вещи или пряжу можно передать в редакцию «ТИ», предварительно позвонив по телефону 46-54-07
Тобольская Митрополия запись закреплена
Дмитрий Майоров
ЧТОБЫ НЕ УПОДОБИТЬСЯ НЕ МИЛОСЕРДНОМУ БОГАЧУ И НЕ ПОПАСТЬ В АД НА МЕСТО МУЧЕНИЙ (ЛК.16), НЕОБХОДИМО ДЕЛИТЬСЯ СВОИМИ СОКРОВИЩАМИ. ЕСЛИ НЕТ МАТЕРИАЛЬНЫХ БЛАГ, НУЖНО ДЕЛИТЬСЯ СОКРОВИЩАМИ ДУХОВНЫМИ.
Проповедь иеромонаха Филиппа (Щукина), клирика Свято-Троицкого мужского монастыря города Тюмени в Свято-Троицком соборе монастыря 7 ноября 2021 года
Тобольская Митрополия запись закреплена
Александр Вишняков
Тобольская Митрополия запись закреплена
Дмитрий Майоров
ДМИТРИЕВСКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА: ПОМИНОВЕНИЕ ВОИНОВ, ЖИВОТ СВОЙ ЗА ОТЕЧЕСТВО ПОЛОЖИВШИХ, И ВСЕХ ОТ ВСЕХ ОТ ВЕКА УСОПШИХ ПРАВОСЛАВНЫХ ХРИСТИАН
Проповедь в Свято-Троицком соборе Свято-Троицкого мужского монастыря города Тюмени 6 ноября 2021 года
1. История установления Димитриевской родительской субботы связана с поминовением русских воинов, павших на Куликовском поле боя в 1380 году. По благословению преподобного Сергия была отслужена первая заупокойная служба в их память.
Показать полностью.
2. Смысл поминовения усопших по учению Православной Церкви. Священномученик Дионисий Ареопагит о тайне смерти и всеобщего Воскресения.
3. Евангелие от Иоанна, 16 зачало, читается в день поминовения усопших. Оно раскрывает нам истинный смысл поминовения усопших и нашей надежды на всеобщее Воскресение.
Святитель Иоа ́ нн Тобольский (Максимович), митрополит
Дни памяти
23 июня – Преставление. Собор Сибирских святых
3 октября – Собор Брянских святых
Житие
Краткое житие святителя Иоанна, митрополита Тобольского
Святитель Иоанн, митрополит Тобольский и всея Сибири, чудотворец, в миру Иоанн Максимович, родился в городе Нежине в 1651 году. У его отца Максима Васильевича и матери Евфросинии было семеро сыновей, из которых Иоанн был старший. По окончании Киево-Могилянской Коллегии (позже преобразованной в Киевскую духовную академию) будущий святитель был оставлен при ней учителем латинского языка. Тогда же, в 1680 году, он принял в Киево-Печерской обители монашество и углубился в подвиг внутреннего делания. С общего согласия братства молодому иноку поручили ответственное послушание проповедника. С того времени и раскрываются его исключительный талант красноречия и благодатные дарования. Он придавал особое значение внутреннему религиозному самопознанию. Сразу же определилась и главная тема его жизни: «Как человек должен свою волю согласовывать с волей Божией?» Ее он развивал и в проповедях, и в своем последующем миссионерском служении. Ответом на нее явился труд, изданный в конце его долгой подвижнической жизни, под названием «Илиотропион («Подсолнечник»), или Сообразование человеческой воли с Божественною волею». Из многочисленных творений святых отцов православной церкви оно наиболее полно отвечает на этот большой вопрос христианской сотериологии.
В 1685 году его отправили с посольством в Москву. Там патриархом Иоакимом (1674–1690) он был назначен наместником Брянского Свенского монастыря, подчиненного тогда Киево-Печерской Лавре.
Святитель Феодосий, архиепископ Черниговский, в 1695 году, незадолго до своей кончины († 1696, память 5 февраля), назначил иеромонаха Иоанна архимандритом Черниговского Елецкого монастыря и наметил его своим преемником по кафедре. (Святитель Иоанн благоговел к памяти святителя Феодосия, веруя в силу его молитвенного предстательства пред Господом, и по своей вере получил благодатное исцеление от тяжелой болезни по молитвам святителя Феодосия. В самый разгар болезни ему явился святитель Феодосий и сказал: «Служи завтра – и будешь здоров». На другой день святитель, совершенно здоровый, к удивлению всех отслужил Божественную литургию. Чудо исцеления святителя Иоанна послужило началом чествования святителя Феодосия как благодатного угодника Божия).
10 января 1697 года патриарх Московский и всея Руси Адриан (1690–1700) с собором епископов хиротонисал архимандрита Иоанна во епископа Черниговского в Большом Успенском соборе Московского Кремля.
По вступлении в управление епархией епископ Иоанн создает при Черниговской архиерейской кафедре Коллегиум, подобно Киевской академии, который, по мысли святителя, должен был украсить «черниговские Афины» – школу просвещенного благочестия.
Ввиду высокого уровня богословского образования и воспитания школа святителя Иоанна получила широкую известность. По существу, это была первая семинария в России, по образцу которой стали открываться духовные семинарии в других епархиях Русской Церкви.
Тогда же святитель открыл типографию, в которой он и его преемники издали много сочинений духовно-нравственного содержания.
Жизнь святителя Иоанна светилась высокими добродетелями, особенно же смирением. Она отобразилась и в его творениях: «Нравоучительное зерцало» (Чернигов, 1703 и 1707), «Алфавит, рифмами сложенный» (1705 г.), «Богородице Дево» (1707 г.), «Феатрон, или Позор нравоучительный» (1708), «Толкование на 50-й псалом» (Чернигов, 1708), «Толкование на «Отче наш» и «Осмь блаженств евангельских» (1709 г.), «Царский путь Креста» (Чернигов, 1709 г.), «Богомыслие в пользу правоверным» (1710 и 1711 гг.), «Синаксарь о победе под Полтавою» (1710 г.), «Путник» (рукопись), «Духовные мысли» (М„ 1782).
В Чернигове в 1714 году святитель впервые издал и свой главный труд, написанный на латинском языке. (Особенностью выпускников Киевской школы было то, что свои сочинения они писали на классической латыни. Профессор И.А. Максимович в 1888 году перевел «Илиотропион» на современный русский язык и издал вначале по частям в «Черниговских епархиальных ведомостях», затем отдельной книгой – Киев, 1896. Сокращенный вариант опубликован в «Журнале Московской Патриархии», 1976, №№ 5, 6). С его именем связан также «Латино-греко-российский лексикон».
Известна связь святителя Иоанна со Святой Горой Афон. Он принимал особенно горячее участие в судьбе русских насельников Святой Горы, оказывая им существенную материальную помощь в те тяжелые годы. Сохранилась его архиерейская грамота в Русском Пантелеимоновом монастыре, свидетельствующая об его отношении к святогорцам.
14 августа 1711 г. святитель Иоанн по возведении в сан митрополита прибыл на кафедру Тобольскую и всея Сибири. Святитель неустанно заботился о просвещении своей епархии. Там он продолжил дело, начатое в Чернигове: усовершенствовал школу, открытую его предшественником, знаменитым миссионером митрополитом Филофеем (Лещинским; † 1727), продолжил апостольскую проповедь среди язычников Сибири, обратив ко Христу многие тысячи людей. В 1714 году святитель Иоанн отправил в Пекин миссию во главе с архимандритом Иларионом (Лежайским). В Тобольске он вновь приступил к издательскому делу, использовав созданную им в Чернигове типографию. К тому времени относится издание митрополитом Иоанном «Илиотропиона» на славяно-русском языке (1714 г.), чтобы его понимали и сибиряки.
О жизни святителя в Сибири летописец говорит: «Был тих, скромен, благорассудлив, о бедных сострадателен, милостив».
Часто он помогал людям. Тайно, а иногда в одежде простого инока приносил в дома нуждавшихся щедрую милостыню со словами: «Приимите во Имя Иисуса Христа». Его дом в Тобольске всегда был открыт для всех нуждавшихся в помощи и слове утешения. Даже в день преставления, 10 июня 1715 года, святитель Иоанн после Божественной литургии, как это было в обычае у него и раньше, устроил в своем доме трапезу для духовенства и бедняков и сам прислуживал за столом. Затем, простившись со всеми, святитель удалился в свои покои и во время благовеста к вечерне скончался в молитве, стоя на коленях. Святитель был погребен в приделе святителя Иоанна Златоуста Тобольского Успенского-Софийского собора.
Святитель Иоанн издавна чтится в Сибири. Ввиду многочисленных чудес и давнего местного почитания памяти святителя Иоанна в 1916 году Церковь установила всероссийское празднование в день преставления святителя к Богу – 10 июня.
Память о святителе Иоанне бережно хранят сибиряки и все верующие русские люди. Он и поныне почивает в тобольском соборе Покрова Божией Матери. Служба ему была переиздана по благословению святейшего патриарха Алексия митрополитом Варфоломеем (Городцовым) в 1947 году в городе Новосибирске.
Полное житие святителя Иоанна, митрополита Тобольского
Одним из особо почитаемых сибирских святых является святитель Иоанн (Максимович), занимавший Тобольскую кафедру всего четыре года, с 1711 по 1715, однако успевший сделать очень много для прославления Имени Божия. Не случайно празднование Собора Сибирских святых приходится на день его блаженной памяти.
О детстве святителя сохранилось мало свидетельств. Известно, что родился он в декабре 1651 года в Нежине в семье благочестивых жителей известного дворянского малороссийского рода. В истории России Максимовичи оставили заметный след ревностным служением на благо Отчизне и государю. Но не только на службе земному царю прославились они. В святительском сане причислен к лику святых Русской Православной Церкви Иоанн, митрополит Тобольский и всея Сибири. Епископ Шанхайский и Сан-Францисский Иоанн, получивший имя в честь своего знаменитого предка, также предстоял престолу Божию.
Родители Иоанна были людьми не бедными и щедро жертвовали свои средства на возведение и благоукрашение храмов. Своему сыну они старались дать лучшее по тому времени образование. Дома он воспитывался в духе благочестия, послушания и любви к Слову Божию, поэтому, продолжая образование в Киевской коллегии (позднее ставшей академией), Иоанн выделялся из всех своими способностями, причем настолько, что по окончании коллегии был оставлен в ней в должности преподавателя.
Домашнее воспитание, учеба в коллегии, постоянное общение с монахами питало его душу стремлением служить Богу в Ангельском чине инока, и в 1676 году в Киево-Печерской Лавре он был пострижен с именем Иоанн. Последующее рукоположение молодого, блестяще образованного постриженика в иеродиакона, а затем в иеромонаха произошло очень быстро. Недолго подвизался он в Лавре, иные стези готовил ему Господь.
В 70-е годы XVII-го столетия Россия воевала с Турцией, и к 1677 году пламя войны бушевало на территории Малороссии. Успех сопутствовал турецким войскам, захватившим часть южных земель, крупный по тем временам город Чигирин. Оказавшись перед опасностью нападения турецких полчищ на Киев, гетман решился направить посольство к царю Феодору Алексеевичу с просьбой о помощи. В составе посольства был молодой иеромонах Иоанн (настолько велик был в Лавре авторитет двадцатипятилетнего иеромонаха!). Помимо просьб о помощи военной, Лаврские монахи просили в случае нападения турок на Киев дать им возможность укрыться в другом монастыре. Царь и войско послал, и Брянский Свенский Успенский монастырь предоставил, повелев отцу Иоанну быть в нем архимандритом.
Документальных свидетельств о жизни архимандрита Иоанна до 1695 года не сохранилось. Появляются они лишь в связи возложением на него настоятельства Елецким монастырем, который передал ему святитель Феодосий Углицкий, предчувствовавший свою близкую кончину.
По успении святителя Феодосия в архиерейских покоях собралась Рада из числа уполномоченных Киевского митрополита, малороссийского гетмана, войска и мещанства для выбора преемника усопшему, и единогласно был избран архимандрит Иоанн (Максимович). Хиротония Иоанна во епископа Черниговского была совершена в Москве 10 января 1697 года.
Управление епархией открыло перед владыкой Иоанном новые возможности. Сам ученый-богослов и плодовитый писатель (им написано около двенадцати книг), он был покровителем просвещения в своей епархии. Им была основана в Чернигове Славяно-латинская школа, дававшая образование детям не только духовенства, но и дворян, мещан и казаков. Его же властью во всех церквах Черниговской епархии были заведены синодики для занесения в них имен благотворителей.
Нести на своих плечах ношу архипастырских трудов помогало Иоанну молитвенное заступничество его предшественника, святого Феодосия Углицкого. Известен случай исцеления владыки Иоанна молитвами почившего святителя.
Архиепископ Иоанн был тяжело болен и в молитвах призывал на помощь святого Феодосия, будучи уверен, что тот угодил Богу своей праведной жизнью. Святый Феодосий явился собрату и сказал ему: «Не скорби, брат. Господь услышал молитвы твои, и ты будешь здрав. Вставай с одра и готовься служить Божественную литургию. Это тебе знамение». Очнувшись после видения, святитель послал сказать наместнику, что будет на следующий день служить. Зная его положение, слова эти сочли бредом больного. Каково же было изумление всех, когда на следующий день архиепископ, уже здоровый, совершал литургию. После этого чуда Иоанн приказал открыть пещеру, где покоились бренные останки святого Феодосия, повесил там большой его портрет, к которому сам же составил и надпись («похвалу») в стихах. С того момента от мощей святителя Феодосия стали подаваться всем с верой притекающим исцеления, а имя святого, глубоко чтимого черниговской паствой за его праведную жизнь, близость к престолу Божию, навсегда переплелось с имением святителя Иоанна, блаженнейшего его друга. С великой скорбью поэтому черниговская паства переживала весть о том, что их любимый святитель Иоанн назначается митрополитом Тобольским и всея Сибири.
Существует предание, что это назначение произошло не без участия известного князя Меньшикова, задетого независимым поведением святителя при освящении церкви в одном из княжеских имений в Черниговской епархии. Меньшиков собирался сам назначить день освящения, о чем и сообщил владыке через посланного с этой целью управляющего. Архиепископ на это заметил, что назначить дело его, а не князя, и сам установил время освящения церкви. Кроме того, по всегдашнему своему обычаю он отказался от угощения, предложенного после церковного торжества. Все это оскорбило князя.
Позднее, когда владыке стало известно о новом назначении, ему была открыта судьба его «доброжелателя». «Да, далеко мне ехать, – сказал он, – но князь будет еще далее меня». И действительно, Меньшиков окончил жизнь в дальней ссылке в Березове.
11 августа 1711 года преосвященный Иоанн прибыл к новому месту служения, в столицу Сибирского края город Тобольск. Само вступление владыки в город было обставлено с подобающей торжественностью. Митрополит Иоанн прибыл в Тобольск на двух плотах и остановился против Знаменского монастыря. На следующий день под звон колоколов он вступил на набережную города, встреченный городским духовенством, светскими властями и горожанами.
Вскоре по приезде владыки стали говорить о нем как о великом постнике, о том, что в личной жизни он тих, скромен, сострадателен. Обладая большой работоспособностью, святитель никогда не был праздным, всегда или читал, или учил, или размышлял. Более всего любил он молитву. Запершись у себя в келлии, он долго-долго коленопреклоненно молился, часто до утра.
Добро он любил делать тайно и через доверенных лиц посылал деньги и разные вещи сиротам, в богадельни (при нем их в городе было более двадцати), в дома бедных. Потихоньку, переодетый, подходил он к окнам домов нуждающихся, стучал, произносил: «Примите во имя Иисуса Христа», – и поспешно отходил. Особенно болело его сердце за бедных духовного звания.
Там, где были горе и нужда, появлялся владыка, туда его тянуло всей душой. Он любил ходить в тюрьмы, которых много было в Тобольске, и утешал, учил, радовал гостинцами заключенных.
Этот человек глубоко воспринял евангельское слово: «Когда делаешь пир – не зови соседей богатых, которые могут воздать тебе тем же, но зови слабых, угнетенных, больных». Так он и поступал всегда, в гости никогда не ездил: за все время служения в Тобольске лишь один раз обедал у губернатора, и то по его усиленной просьбе. Однако в праздничные дни после литургии он приглашал к себе почетных горожан. Угощение его всегда было очень скромным, и подлинным украшением таких трапез были беседы святителя, обладавшего замечательным даром слова. О проповедях его за богослужением всегда отзывались только в превосходной степени.
Всегдашний друг просвещения, митрополит Иоанн горячо заботился о созданной его предшественником Тобольской славяно-латинской школе и, выписывая из Киева и Чернигова для школы знающих наставников, часто употреблял свои доходы.
Своим ревностным попечением об умножении образованного духовенства в Сибири он дополнил апостольские стремления неутомимого митрополита Филофея.
Был он не только богословом, но и стихотворцем, обогатил духовенство и паству многими назидательными сочинениями и тем вооружил православные умы для деятельного и разумного распространения просвещения. Его перу принадлежит удивительный по богатству духовного опыта «Илиотропион, или Сообразование человеческой воли с Божественною волею», изданный в пяти книгах, «Феатрон поучительный царем, князем и владыкам», – об обязанностях властей. Наконец, вся его благоговейная душа отразилась в сочинении «Богородице Дево» и в книге «Богомыслие в пользу правоверных».
Продолжая просветительскую, миссионерскую деятельность в Сибири, святитель путешествовал по краю, отыскивал способных к миссионерству священников, заботился об открытии новых храмов.
Так во славу Божию и работал Иоанн до самой своей блаженной кончины, приобретая все более любовь своих духовных детей, которые и при жизни владыки считали его прозорливым, молитвенником дерзновенным. Его блаженная кончина оставила глубокий след в сознании народа, видевшего в нем угодника Божия.
Заранее чувствуя близость смерти, митрополит стал к ней готовиться: исповедовался и причастился. 9 июня 1715 года он в последний раз служил литургию и в этот день в своих покоях дал обед для городского духовенства и нищих. Гостям своим за столом он прислуживал сам. После трапезы, простившись со всеми, он ушел во внутренние комнаты своих апартаментов и заперся в них.
Утром 10 июня, когда пришло время звонить к утрене, за благословением ко внутренним комнатам подошел чередной; на осторожный стук в дверь ответа не последовало. У закрытых дверей собралось духовенство, приехал губернатор и, предчувствуя недоброе, приказал взломать двери. Митрополит, уже почивший, стоял на коленях. Вступившим в комнаты открылась картина блаженной смерти святителя Иоанна.
Смерть владыки Иоанна провидел находившийся в тот день далеко от Тобольска, в Кондинском крае, его предшественник и преемник митрополит Филофей. Он сказал своим спутникам: «Брат наш Иоанн успе. Прейдем отсюда».
Убедился народ в святости своего митрополита и тогда, когда тело его, не будучи предано земле (пришлось долго ждать возвращения из миссионерской поездки святителя Филофея), долго оставалось нетленным.
Не сразу бренные останки святителя оказались в месте, где им предстояло ожидать всеобщего воскресения. Первоначально они находились в Успенском соборе, в приделе Антония и Феодосия Киево-Печерских. Через двадцать шесть лет, после перестроек, могила его оказалась под открытым небом, что очень беспокоило почитателей его памяти, да и сам владыка Иоанн выказывал недовольство, являясь Тобольским архиереям. Тогда над его могилой был сооружен придельный храм во имя Ангела святителя Иоанна Златоуста. В 1826 году архиепископ Тобольский Евгений (Казанцев) писал: «Митрополиту Иоанну (Максимовичу) здесь такая велика вера, что многие носятся чудеса, и что даже самый сей придел построен в честь его будто бы исцелившимся от него». Этим же письмом архиепископ Евгений просил разрешения перенести гроб святителя «в виду плохого состояния придела». Спустившись с духовенством в склеп, архиепископ обнаружил останки святителя покоившимися в совершенно целом гробу; клобук и мантия также оказались нетронутыми временем.
Со дня успения святителя чудеса, истекавшие от его святых мощей, не прекращали радовать всех с верой притекавших и до настоящего времени не прекращаются. Соборным тобольским духовенством записано много случаев благодатной помощи святителя Иоанна. Это побудило произвести освидетельствование его останков. 21 января 1916 года по докладу Святейшего Синода святитель Иоанн был причислен к лику угодников Божиих, а его нетленные останки признаны святыми мощами. Свято чтит земная Церковь святителя Иоанна, молитвенно воспоминая память его вкупе со всем Собором Сибирских святых.
В настоящее время святые мощи митрополита Иоанна почивают в Тобольском соборе в приделе, посвященном его имени. И богомольцы со всей Сибири и из других уголков православной России идут со своими нуждами к раке святителя и получают благодатное утешение по молитвам его.
«Святым, иже суть на земли Его, удиви Господь вся хотения своя в них» (Пс.15,3). Воля Божия нашла в жизни святителя великое осуществление, поэтому образ его, как великого постника и молитвенника, невольно влечет людей к подражанию.
Иное жизнеописание святителя Иоанна, митрополита Тобольского
Святитель Иоанн, митрополит Тобольский (1651–1715), был уроженцем малороссийского города Нежина. Он был старшим в семье. В то время как все его братья поступили в военную службу, Иоанн избрал иной путь – служение Церкви Христовой. Успешно окончив Киевскую Могилянскую коллегию, он был оставлен в ней преподавателем латинского языка, пострижен в монашество и назначен на должность проповедника. В 70-е годы, во время войны с Турцией, малороссийский гетман послал в Москву посольство с просьбой о помощи. В числе прочих в составе посольства был молодой иеромонах Иоанн (настолько велик был в Лавре авторитет двадцатипятилетнего иеромонаха!) Впоследствии о. Иоанн становится архимандритом Брянского Свенского монастыря, позже – архимандритом Елецкого Черниговского монастыря. А еще через некоторое время (10 января 1697 г.) архимандрита Иоанна в Москве рукополагают в архиепископа Черниговского, вместо в Боге почившего его предшественника – архиепископа Феодосия. С первых же лет своего архипастырского служения святитель Иоанн проявляет свою любовь и заботу о Церкви Христовой: основывает в 1700 г. в Киеве первую духовную семинарию (коллегию), встречается с видными деятелями своей эпохи. В одну из таких встреч с царем Петром Алексеевичем (I) он предсказал ему блистательную победу над шведами. Сложные отношения с фаворитом царя, «баловнем судьбы» князем А. Меньшиковым сыграли роковую роль в судьбе архипастыря – он был направлен в далекий и суровый сибирский город Тобольск на «вакантную» кафедру митрополитом Тобольским и Сибирским. Со слезами провожала малороссийская паства своего святителя.
14 августа (27 августа по н. ст.) 1711 года святитель Иоанн прибыл в Тобольск и был торжественно встречен воеводой, казаками и губернатором. На следующий день Владыка Иоанн возглавлял Божественную литургию в честь праздника Успения Божией Матери в древнейшем за Уралом каменном Софийско-Успенском соборе Тобольского кремля.
В то время Сибирская митрополия была необъятна, непросвещена. Сибирское духовенство необразовано, по всему Сибирскому краю – множество инородцев, не просвещенных Святым Крещением. Храмы в некоторых местах годами оставались без пастырей, верующие жили и умирали без Святых Таин. Многие из прибывших с митрополитом Иоанном вернулись обратно, не выдержав жизни в суровом крае. Но святитель не пал духом, имея опыт в управлении, избрал надежных помощников и за четыре года сумел поправить положение. Было продолжено просвещение сибирских племен. В этом деле святителю Иоанну много помог схимник-митрополит Филофей (Лещинский).
Была отправлена духовная миссия в Китай, благоустроен Иркутский край. Начато строительство новых храмов. Святитель поддерживал своими личными средствами основанную в 1703 году святителем Филофем славяно-латинскую школу.
Будучи архиереем, святитель никогда не злоупотреблял своей властью. Наоборот, как говорится в его житии, «в личной жизни он был тих, скромен, добродетелен, милосерден к нищим». Часто он, переодевшись в рубище, шел в лачуги бедняков и, постучавшись в дверь со словами: «примите во имя Иисуса Христа», оставлял деньги или вещи, а сам незаметно удалялся.
Для сибирской паствы святитель Иоанн был отцом и молитвенником. Ночами он, запершись в своих покоях, подолгу молился со слезами о спасении своей паствы. За короткое время своего пребывания в Тобольске он успел снискать всеобщее уважение и любовь. 10 июня 1715 года святитель Иоанн, отслужив литургию, дал обед для городского духовенства, а затем, удалившись к себе в комнату, мирно предал душу Богу. Кончину праведника предвидел просветитель Сибири и предшественник святителя Иоанна по кафедре схимитрополит Филофей (Лещинский). Мощи святителя, оставленные до приезда владыки Филофея, оставались нетленными, а по совершении отпевания, погребены в склепе под Софийско-Успенским собором.
Народное почитание святителя
Сразу же после кончины святителя началось его почитание, многие получали по молитве его исцеления, духовную помощь. Особенно помогал святитель Иоанн душевнобольным и страждущим от нечистых духов.
В 1741 году деревянный придел Софийского собора в честь преп. Антония и Феодосия Киево-Печерских, где был погребен митрополит Иоанн, был из-за ветхости разобран, и могила святителя у северной стены оказалась под открытым небом. Жители Тобольска, благоговейно чтившие его память, были недовольны этим обстоятельством. Существуют предания о неоднократном явлении святителя Тобольским митрополитам Антонию II (Нарожницкому) и Сильвестру (Гловацкому). С упреком и скорбью он говорил им: «Могила моя в пренебрежении, и псы бегают над гробом моим. Успокойте меня и возобновите придел». В 1753 году на пожертвования почитателей придел был восстановлен и освящен во имя свт. Иоанна Златоуста, небесного покровителя св. Иоанна, митрополита Тобольского. Могила осталась в алтаре с правой стороны, над ней было сделано резное надгробие и повешен вверху портрет святителя. В 1826 году из-за трещины в стене собора потребовалось разобрать фундамент, и мощи святителя были заново перезахоронены. При этом обнаружили, что мантия и клобук святителя, которым были покрыты мощи, совершенно нетленны.
10 июня 1891 года преосвященным Иустином было сделано распоряжение тобольскому духовенству, названное «завещанием», в котором он просил, молил и властью от Бога данной приказывал, чтобы «в Иоанно-Златоустовском приделе в течение года, кроме великих постов, на все будущее время неотложно совершаемы были Божественные литургии, с поминовением святителя Иоанна за упокой и панихидами по нем, да сопричтет его Господь Бог к лику святых угодников Своих и молитвами его помилует и спасет нас, грешных, почитателей святой памяти его!», а все, желающие себе спасения, записали бы святое имя усопшего в свои поминальники. Написанное собственноручно «завещание» преосвященного Иустина было помещено в рамку под стекло, рядом с изображением святителя.
Надо сказать, что в городе Тобольске, как и в епархии, имелось много прижизненных портретов святителя. Также и на стене собора над местом прежнего погребения митрополит Иоанн был изображен во весь рост в белом клобуке и голубой с источниками мантии с крестом в правой и жезлом в левой руке. Видно было, что святитель был высокого роста, мужественен, имел седые волосы и такую же бороду, длинную и окладистую. На бледном лице запечатлелось глубокомыслие, кротость и человеколюбие. Церковное почитание святителя началось задолго до прославления. Уже в 1879 году в день преставления святителя Иоанна 10 (23) июня совершался Крестный ход с иконой Спасителя.
Жители Тобольска с нетерпением ожидали прославления своего любимого архипастыря. Так, в 1900 г. по распоряжению епископа Антония (Каржавина) сооружена серебряная рака с позолоченной сенью. В эту раку при епископе Варнаве (Накропине) с верой в ближайшее прославление 16 (29) октября 1914 года были переложены честные останки святителя. Это было уже второе обретение мощей. Так же, как и при первом обретении, честные останки угодника Божия были освидетельствованы комиссией, которая подтвердила нетление останков святителя.
Прославление святителя
В январе 1915 года епископ Варнава сделал доклад в Синоде о результатах работы комиссии, а также о зафиксированных 40 случаях благодатной помощи. Но в 1915 году в связи с Первой мировой войной прославление не состоялось. Однако в декабре 1915 года по высочайшему повелению в Тобольск прибыл архиепископ Литовский Тихон (Белавин) для выяснения обстоятельств местного почитания (будущий патриарх Всея Руси). Он записал новые исцеления и предоставил отчет Синоду, осмотрел останки и опечатал гроб своей печатью. «Тщательная проверка дает полное основание для Всероссийского прославления, приспел час для совершения сего светлого праздника», – писал он в своем донесении Синоду.
Прославление святителя Иоанна состоялось 10 (23) июня 1916 года, в 201-ю годовщину его блаженной кончины. Со всей России съехались архиереи, священники и миряне. Множество народа стремилось очистить себя покаянием – так что на помощь градским священникам с 1(14) июня пришло епархиальное духовенство. Аналои с крестами и Евангелиями были поставлены на Соборной площади, и более 30 священников ежедневно исповедовали, служили молебны, панихиды, проповедовали прямо под открытым небом. Паломников было больше, чем жителей города (30 тысяч). Возглавил торжества маститый старец, апостол Сибири, высокопреосвященнейший митрополит Московский Макарий (Невский). На торжествах также присутствовали обер-прокурор Святейшего Синода А.Н. Волжин, множество архипастырей, впоследствии пострадавших за веру Православную и прославленных в лике новомучеников. Среди них – еп. Сильвестр Омский, митр. Вениамин Петроградский, прот. Иоанн Восторгов и др.
Мощи святителя Иоанна покоятся ныне в Покровском соборе Тобольского кремля. Память совершается 2 раза в год – 23 июня и 29 октября (по н. ст.).