свод законов установивший юрьев день назывался

Судебник 1497 г.

свод законов установивший юрьев день назывался. Смотреть фото свод законов установивший юрьев день назывался. Смотреть картинку свод законов установивший юрьев день назывался. Картинка про свод законов установивший юрьев день назывался. Фото свод законов установивший юрьев день назывался

После завершения создания единого Московского государства возникла необходимость создания единого юридического документа. В Судебнике 1497 года были закреплены преступления против государства, защищены права вотчинников, устанавливались четкие сроки перехода крестьян от одного собственника к другому. Датой был выбран Юрьев день, удобное время перехода сельских работников для наименьшего ущерба сельскому хозяйству.

О ХРИСТИАНСКОМ ОТКАЗЕ (ЮРЬЕВ ДЕНЬ)

57. О ХРИСТИАНСКОМ ОТКАЗЕ. А христианам отказыватися из волости, ис села в село, один срок в году, за неделю до Юрьева дни осеннего и неделю после Юрьева дни осеннего. Дворы пожилые платят в полех за двор рубль, а в лесех полтина. А которой христианин поживет за ким год, да пойдет прочь, и он платит четверть двора, а два года поживет да поидеть прочь, и он полдвора платит; а три годы поживет, а пойдет прочь, и он платит три четверти двора; а четыре года поживет, и он весь двор платит.

Судебник 1497 г. о крестьянах и холопах

ТЕНДЕНЦИЯ УЖЕСТОЧЕНИЯ

В истории отечественного права неоднократно менялся подход законодателя к определению самого понятия наказания и тяжести уголовной ответственности: период ужесточения наказаний сменялся смягчением и наоборот. С XV в., с Псковской Судной грамоты и Судебника 1497 г. очевидна новая волна ужесточения уголовной ответственности. Эта тенденция продолжала действовать в период XVI-XVII вв., постепенно набирая силу, и достигла своего наивысшего пика в первой половине XVIII в. После этого, начиная с правления Елизаветы и Екатерины II, стала набирать силу обратная тенденция смягчения наказаний, также распространившаяся на длительный период. В Судебнике 1497 г. эта тенденция ужесточения выразилась в изменении системы наказаний, в появлении новых их видов, а также в расширении сферы действия смертной казни.

В нормативно-правовых актах, предшествовавших принятию Судебника, нет единства относительно трактовки смертной казни. Двинская уставная грамота 1397 года впервые в российском законодательстве вводит этот вид наказаний: «…а татя впервые продати противу поличного; а вдругие уличат, продадут его не жалуя; а уличат втретьие, ино повесити…». Однако ни Московская запись о душегубстве, ни Белозерская уставная грамота 1488 года не упоминают смертную казнь, указывая только штрафы.

РАНЬШЕ, ЧЕМ В АНГЛИИ И ФРАНЦИИ

Судебником не исчерпывалось все законодательство. Нормы церковного суда записаны были в Кормчей и княжеских уставах (Владимира и Ярослава). Да и Русская Правда все время находилась в поле зрения юристов, поскольку многие ее нормы сохраняли действенность и использовались в текущем судопроизводстве. О жизненности института «сочения следа» (по нормам ст. 77 Пространной Правды) даже в XVII в. писал В. Г. Гейман. Большой интерес к Русской Правде проявился и в том, что ее текст часто переписывался (вместе с другими законодательными актами) именно в изучаемое время. Так, около 25 списков Пространной Правды датируется XIII-XV вв., причем 15 из них падают на конец XV в., когда в Москве происходили кодификационные работы. Нормы важнейшего законодательного памятника Древней Руси интересовали юристов не только как источник для создания общерусского законодательного кодекса, но и как материал для практического судопроизводства.

В ЕДИНСТВЕННОМ ЭКЗЕМПЛЯРЕ

Первое упоминание о Судебнике 1497 года имеется в Записках о Московии австрийского дипломата Сигизмунда Герберштейна, бывшего послом императора Максимилиана I при дворе Василия III. Опубликованные в 1556 году в Базеле на латинском языке, эти записки раскрывали содержание лишь первых статей Судебника (3—7, 9—16) о порядке решения споров при помощи судебного поединка и наказаниях за разного рода преступления.

Рукопись Судебника 1497 года была обнаружена в 1817 году П.М. Строевым и опубликована им совместно с К.Ф. Калайдовичем в 1819 году. Она остается до сих пор единственным известным списком Судебника и хранится в фонде Государственного древлехранилища Центрального государственного архива древних актов в Москве.

Российское законодательство X-XX веков. В 9 т. Т.2 : Законодательство периода образования и укрепления Русского централизованного государства/ Под общ.ред. О.И.Чистякова. М., 1985

Источник

Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!

Русь с давних времен была аграрной страной, большую часть населения которой составляли крестьяне. Государство наделило крестьян обязанностью выплаты многочисленных налогов и податей – основная тяжесть налогового бремени падала на это сословие. В период формирования и развития феодального строя постепенно происходило закрепление крестьян за помещиками: более сильная и владеющая землей часть населения делала все возможное для присвоения себе рабочих рук, чтобы получить возможность пользоваться трудом лишенного практически всех прав крестьянина. В итоге получилось так, что правительство, опиравшееся на поддерживавших его бояр и дворян, заставило земледельцев войти в положение полностью зависимых от помещика людей. Так родилось крепостное право – путем медленного закрепощения ранее лично свободных, но бедных землепашцев. Однако у крестьян вплоть до XVI столетия все еще оставался Юрьев день, когда они могли если не совсем уйти от помещика, то хотя бы поменять хозяина.

свод законов установивший юрьев день назывался. Смотреть фото свод законов установивший юрьев день назывался. Смотреть картинку свод законов установивший юрьев день назывался. Картинка про свод законов установивший юрьев день назывался. Фото свод законов установивший юрьев день назывался

Что такое Юрьев день

Начиная с XI в., на Руси у крестьян существовало право, как перейти под покровительство какого-либо крупного землевладельца, так и покинуть его. Условия были следующими: помещик давал «подшефному» надел и некоторое имущество (которое называлось «пожилое»), а тот был обязан трудиться на земле, часть плодов своего труда отдавая барину.

Когда взаимные обязательства были исчерпаны (например, крестьянин приобретал какое-то свое имущество, а помещик получал натуральную плату за пользование землей), стороны договаривались о «расторжении договора»: крепостной мог уходить и искать себе лучшей доли.

Со временем произошло установление в законодательном порядке определенного периода в году, когда земледелец мог воспользоваться правом крестьянского перехода. Это и был Юрьев день.

Введение Юрьева дня имело большое значение в истории России. По сути, это означало начало закрепощения крестьян. Юрьев день (или день Святого Георгия, покровителя земледельцев) отмечали 26 ноября (по новому стилю – 9 декабря). За неделю до и в течение недели после праздника крестьянин мог уйти от «своего» помещика, рассчитавшись с ним за пожилое и за пользование землей. Помещик, в свою очередь, платил крестьянину ту сумму, о которой они договаривались. При этом нередко он обманывал «подшефного». Отсюда пошло выражение «объегорить» (Юрий, Георгий, Егор – вариации на тему одного имени). Поздний осенний период был выбран вследствие удобства: заканчивались полевые работы, а до нового цикла было еще далеко. Денежный сбор с крепостных устанавливался произвольно и вполне мог превышать их платежеспособность.

Установление ограничения перехода крестьянина Юрьевым днем (и двухнедельным сроком до и после) произошло при Иване III, когда был принят Судебник (свод законов) 1497 г. Эту дату можно считать первым законодательным ограничением права земледельцев на распоряжение своей личностью.

Отмена Юрьева дня

Временное восстановление крестьян в правах – Юрьев день – было окончательно отменено либо при Иване Грозном, либо позже – при царе Федоре Иоанновиче, который под давлением Бориса Годунова издал указ об урочных летах. Было запрещено крестьянам менять помещика даже в Юрьев день, если в этот год велись работы по составлению писцовых книг. Тогда-то и родилась поговорка «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!». Происхождение фразеологизма понятно: крестьянин с семьей весь год копил средства для того, чтобы рассчитаться с ненавистным хозяином и перейти под покровительство более гуманного, а тут ему сообщают, что в связи с составлением писцовых книг ходить никуда нельзя.

Указом 1597 года вводились новые правила: разрешено было искать беглого крестьянина в течение 5 лет. По сути, это тоже означало запрет покидать прежнего хозяина.

Кто именно все-таки отменил на законодательном уровне Юрьев день, пока остается неясным. Прямая и полная отмена Юрьева дня не записана ни в одном законодательном акте. Есть мнение, что этот день отменен в 1581 году, когда у церкви забрали в пользу государства принадлежавшие ей земли, и крестьяне потеряли стимул уходить от помещиков (раньше они часто уходили обрабатывать монастырские земли – там было значительно меньше налоговых сборов). Кто и каким документом ввел полный запрет перехода – неизвестно.

Возможно (скорее всего) такого документа вовсе не существовало. Крестьяне постепенно попали в зависимое положение, выйти из которого даже при наличии официального разрешения не могли – не хватало средств, чтобы расплатиться с помещиком. Так было введено крепостное право, на века превратившее земледельца фактически в раба. На Руси в память об этом событии осталось выражение «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!», означающее гибель всякой надежды.

Источник

«Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!»: становление крепостничества в России

Постепенный переход к крепостному праву в России был вызван социальными, экономическими и политическими причинами.

Крестьянский вопрос был главной внутриполитической проблемой российского государства на всём протяжении 19 века вплоть до знаменитого манифеста Александра II 19 февраля 1861 года. Во второй половине столетия имперская администрация смогла найти во многом спорное, но всё же решение назревших земельных неурядиц, даровав крестьянам личную свободу, которой те лишились ещё в 17 веке. Несмотря на то, что крепостное право царило на пространствах России долгие два столетия, таким положение было не всегда — земледельцы оказались фактическими рабами в силу социальных, экономических и политических причин.

Древняя Русь: истоки крепостничества

Славянские племена догосударственного периода не знали такого понятия, как «крепостничество». Даже после образования единой Киевской Руси подавляющая часть земледельцев обладала личной свободой в рамках общины, а зависимость от центральной власти выражалась в выплате «уроков», которые были установлены во время правления княгини Ольги. В ранний период древнерусского государства начали выделяться и зависимые слои крестьянства, о которых мы можем судить по статьям «Русской Правды».

свод законов установивший юрьев день назывался. Смотреть фото свод законов установивший юрьев день назывался. Смотреть картинку свод законов установивший юрьев день назывался. Картинка про свод законов установивший юрьев день назывался. Фото свод законов установивший юрьев день назывался

И. Билибин. Суд во времена Русской Правды. Источник: wikipedia.org

Несвободные крестьяне делились на несколько групп, отличавшихся, в основном, правом владения личным имуществом. Фактическими рабами считались холопы и челядь. Ими становились, попав в плен, не выплатив долги или совершив серьёзное преступление — человек фактически был собственностью своего хозяина. В Древней Руси такими людьми активно торговали, а убийство раба не считалось серьёзным преступлением — полагалась не вира (стандартный штраф за убийство), а компенсация за ущерб имуществу.

Несмотря на существование челяди и холопов, основная часть крестьянства в 9 — 15 веках всё ещё оставалась лично свободной. Однако существовали институты, серьёзно ограничивавшие это положение. Исследователи на основе источников выделяют ещё несколько групп земледельцев, которые не были полностью свободными: смердов и закупов. Они обладали личным имуществом, которым располагали по своему разумению, но и между ними существовали серьёзные различия. Смерды по своему юридическому положению были близки к холопам, в то время как закупы зависели от хозяина лишь на время в результате долговых обязательств.

свод законов установивший юрьев день назывался. Смотреть фото свод законов установивший юрьев день назывался. Смотреть картинку свод законов установивший юрьев день назывался. Картинка про свод законов установивший юрьев день назывался. Фото свод законов установивший юрьев день назывался

Татаро-монгольское нашествие и последующая политика Москвы по объединению земель, фактически превратившая княжество в «военный лагерь», предопределила дальнейшую историю русского крестьянства.

Московское княжество — первые ограничения

Военная мощь Москвы базировалась на большой прослойке служилого населения, которая за военные тяготы получала от государства земельные участки — поместья. Они даровались вместе с работавшими там крестьянами, которые тем не менее ещё пользовались определёнными свободами — могли переходить от одного хозяина к другому и не прикреплялись к месту жительства. Безусловно, это касалось свободных землепашцев — холопы и смерды не имели такой свободы передвижения.

свод законов установивший юрьев день назывался. Смотреть фото свод законов установивший юрьев день назывался. Смотреть картинку свод законов установивший юрьев день назывался. Картинка про свод законов установивший юрьев день назывался. Фото свод законов установивший юрьев день назывался

В 1497 году в период царствия Ивана III вышел первый свод законов княжества — Судебник, призванный унифицировать правовое положение территорий, вошедших в состав Москвы в период правления Калитичей. Касаясь прежде всего проблем интеграции некогда независимых удельных княжеств, центральная власть обратилась и к положению крестьян. В Судебнике был установлен запрет на свободный переход крестьян от одного помещика к другому — время таких «миграций» ограничивалось двумя неделями конца осени — начала зимы. Маркером становился «Юрьев день» — 26 ноября.

Это позволило укрепить экономическую базу опоры княжеской власти — служилого сословия. На протяжении практически всего 16 века положение крестьян более не менялось. До тех пор, пока Россию не потрясли события периода царствования Ивана Грозного: опричнина, разорительная Ливонская война и, как следствие, глубокий экономический кризис. В 1581 году были введены так называемые «заповедные лета» — кратковременная отмена Юрьева дня, которая, как окажется впоследствии, будет носить постоянный характер. Упадок страны и несколько неурожайных лет толкали царей на всё большие ограничения прав и свобод крестьян в угоду служилому сословию и боярству — и уже в 1597 году при Борисе Годунове вводятся «урочные лета» (установление срока сыска беглого крестьянина — 5 лет). Эта мера давала помещикам возможность вернуть нерадивого землепашца в своё хозяйство.

свод законов установивший юрьев день назывался. Смотреть фото свод законов установивший юрьев день назывался. Смотреть картинку свод законов установивший юрьев день назывался. Картинка про свод законов установивший юрьев день назывался. Фото свод законов установивший юрьев день назывался

Однако об окончательном закрепощении речи ещё не шло. В конце 16 века существовала надежда на спокойное преодоление кризиса, но в исторический процесс вмешалась Смута.

Соборное Уложение: конец свободного крестьянства

Правление Ивана Грозного привело к серьёзнейшему кризису в истории России, который сопровождался интервенцией Швеции и Польши, фактическим развалом хозяйства и государственного управления. Перед первыми Романовыми совершенно отчётливо встала проблема скорейшего восстановления и укрепления страны — это можно было сделать только за счёт крестьянства.

Ещё Василий Шуйский в 1607 году увеличил срок сыска крестьян с 5 до 15 лет, однако эта мера не применялась — раздрай в управлении сужал возможности поиска беглых. Спустя 35 лет эта мера была вновь введена уже Михаилом Фёдоровичем Романовым, а окончательное решение вопроса свершилось в 1649 году при Алексее Михайловиче. Новый свод законов — Соборное Уложение — унифицировал правовые отношения в стране, восстановившейся после разорительной Смуты. Теперь побег не имел срока давности — «урочные годы» настали для крестьян навсегда.

Помимо этого, Уложение имело ряд статей, приравнявших до этого хоть каким-то образом свободных крестьян к рабам помещика — их собственность теперь считалась собственностью непосредственного держателя земли. Во второй половине 17 века начинается, хоть и не активно и зачастую скрыто, продажа крестьян — правда, в качестве приданого и с земельными наделами.

свод законов установивший юрьев день назывался. Смотреть фото свод законов установивший юрьев день назывался. Смотреть картинку свод законов установивший юрьев день назывался. Картинка про свод законов установивший юрьев день назывался. Фото свод законов установивший юрьев день назывался

Алексей Михайлович утверждает вновь составленное Соборное уложение в 1648 году. Источник: wikimedia.org

Уже в 1675 году Алексей Михайлович разрешает продавать крестьян без земли — начинается настоящий «бум» рабского рынка. Несмотря на окончательное закрепощение, крестьяне по Соборному Уложению имели право жаловаться на нерадивых помещиков в суд в случае необоснованных поборов, а переусердствовавший хозяин в попытках кулаками или иными инструментами «образумить» своего подопечного рисковал получить серьёзное наказание и обязывался в случае доказательства его вины возместить семье пострадавшего моральный ущерб.

Последний гвоздь в крышку гроба свободного крестьянства вбил император Пётр I в результате фискальной реформы. Ввод подушного налога окончательно прикрепил крестьян к земле и к собственнику земельного надела.

Источник

Тест в формате ЕГЭ по теме «Начало Руси», 11 класс

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Репетиционный ЕГЭ. История. Тема: «Русь с древнейших времен до конца XV века»

Какой из названных памятников был построен в XII веке?

церковь Покрова на Нерли

Архангельский собор Московского Кремля

Покровский Собор (храм Василия Блаженного) в Москве

Церковь Вознесения в селе Коломенском

Как назывался сборник законов. принятый в XV веке и сыгравший большую роль в централизации Российского государства?

1) «Русская Правда» 3) «Судебник»

2) «Соборное уложение» 4)«Табель о Рангах»

3. Как называлась часть древнерусского города, где жили торговцы и ремесленники?

1) посад 2) волость 3) уезд 4) стан

4. Как назывался в Древней Руси налог в пользу церкви?

1) полюдье 2) десятина 3) выкуп 4) оброк

5. Кто стоял во главе русских войск, одержавших победу на льду Чудского озера?

1) Дмитрий Донской 3) Святослав Игоревич

2) Александр Невский 4) Иван Калита

1) XIII в. 2) XIV в. 3) XV в. 4) XVIII в.

7. Решающую победу Руси над Ордой одержал князь

1) Иван Калита 2) Иван III 3) Иван IV 4) Василий III

8. Как называлось на Руси земельное владение, принадлежащее владельцу на правах

полной наследной собственности?

1) вотчина 2) кормление 3) десятина 4) поместье

объединению русских земель потому, что в результате этой политики

1) прекращались усобицы, разорявшие города

2) в городах вводилось самоуправление

3) города освобождались от уплаты налогов

4) города получали право распоряжаться государственной казной

10. Свод законов, установивший Юрьев день, вошел в историю под названием

1) «Судебника» 3) Соборного уложения»

2) «Русской Правды» 4) «Указ об урочных летах»

11. Что из вышеназванного относится к одной из причин возвышения в XIV в.

Союз московских и тверских князей против Золотой Орды

Союз Москвы с Великим Новгородом

Союз московских князей с Великим княжеством Литовским

Выгодное географическое положение

12. Какое из названных событий произошло позже остальных?

1) Куликовская битва 3) битва на реке Калке

2) «стояние на реке Угре» 4) разорение Москвы ханом Тохтамышем

Согласия Земского собора

Согласия Боярской думы

Передачи этого права от отца к сыну

Получения ярлыка в Орде

В1. Расположите произведения древнерусского искусства в хронологической последовательности их создания:

А) Успенский Собор Московского Кремля

Б) Софийский Собор в Новгороде

В) «Слово о полку Игореве»

Г) церковь Вознесения в Коломенском

В2. Установите соответствие между терминами и их определениями:

А) барщина 1) народное сказание о подвигах героев

Б) посад 2) Совет знати в Великом княжестве Литовском

В) рада 3) труд зависимых крестьян в хозяйстве землевладельцев

Г) былина 4) община у восточных славян

5) торгово-ремесленная часть города

В3. Установите соответствие между именами князей и событиями, произошедшими в годы их правления.

А) князь Святослав 1) разгром половцев

Б) князь Владимир Мономах 2) крещение Руси

В) князь Олег 3) дунайские походы

Г) князь Владимир Святославич 4) разгром Ливонского ордена

5) создание Древнерусского государства

В4. Прочтите отрывок из сочинения историка В. О. Ключевского и укажите имя князя, о котором идет речь.

«Поручение собирать ордынскую дань со многих, если только не со всех князей и доставлять ее в Орду [он] получил. когда стал великим князем владимирским. Это полномочие послужило в ру­ках великого князя могучим орудием политического объединения удельной Руси. Не охотник и не мастер бить свою братию мечом, московский князь получил возможность бить ее рублем».

В5 . Прочтите отрывок из Галицко-волынской летописи и укажите событие, с которым связаны описанные в летописи факты.

Был совет всех князей в городе Киеве, и решили на совете так: «Лучше нам встретить их на чужой земле, чем на своей».

В6. . Прочтите отрывок из сочинения Н.М. Карамзина и укажите, о каком церковном деятеле идет речь.

«Сей святой старец. предсказал Димитрию кровопролитие ужасное, но победу. окропил святою водою всех бывших с ним военачальников и дал ему двух иноков в сподвижники, именем Алек­сандра Пересвета и Ослябю. »

В7. Прочтите отрывок из «Жития Сергия Радонежского» и укажите, о каком сражении идет речь.

«. Началось сражение, и многие пали, но помог Бог великому победоносному Дмитрию, и побеждены были. татары, и полному разгрому подверглись.

Великий князь Дмитрий, славную победу одержав, пришел к (‘сргию, благодарность принеся за добрый совет, Бога славил и вклад большой в монастырь дал».

В8. Какие три из перечисленных ниже понятий характеризуют социальную структуру Древней Руси?

Приписные крестьяне 4) смерды

Рекруты 5) дворцовые крестьяне

Прочитайте отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода

« … Князь великий поехал из Коломны на Москву к церквам Спаса и Пречистой Богородицы и к святым чудотворцам, прося помощи и защиты православному христианству, желая обсудить и обдумать это с отцом своим митрополитом Геронтием, и со своей матерью великой княгиней Марфой, и со своим дядей Михаилом Андреевичем, и со своим духовным отцом архиепископом ростовским Вассианом, и со своими боярами — ибо все они тогда пребывали в осаде в Москве. И молили его великим молением, чтобы он крепко стоял за православное христианство.

Князь великий послушался их мольбы: взяв благословение, пошел на Угру и придя, стал у Кременца с небольшим числом людей, а всех остальных людей отпустил на Угру.

[Хан] Ахмат же со всеми татарами пошел по Литовской земле мимо Мценска, Любутска и Одоева и, придя, стал у.Воротынска, ожидая, что король придет к нему на помощь. Король же не пришел к нему и сил своих не Ахмат же пришел к Угре со всеми силами, хотя перейти реку.

С1. Назовите год, к которому относятся описанные события, великого князя, с которым они связаны.

С2. Какое значение в отечественной истории имеют описанные события? Приведите одно положение. С каким процессом в развитии государства связаны эти события? Назовите его и укажите четыре его этапа.

СЗ. Как автор повести относится к событиям, о которых он пишет? Кого он поддерживает? Приведите два аргумента для обоснования мнения.

Задания С4—С7 предусматривают разные виды де­ятельности: представление обобщённой характеристики исторических событий и явлений (С4), рассмотрение исто­рических версий и оценок (С5), анализ исторической ситу­ации (С6), сравнение (С7) . Выполняя эти задания, обращай­те внимание на формулировку каждого вопроса.

С4. Назовите не менее трёх фактов, свидетельствую­щих о создании единого Российского государства в XV в. Приведите не менее двух положений, содержавшихся в Судебнике 1497 г.

С5. Ниже приведены две точки зрения о причинах возвышения Москвы.

1) А.А.Зимин: «выгодное географическое положение Москвы не может считаться причиной политического объединения русских земель. Сильная и воинственная, поддерживаемая церковью, московским боярством и дворянами, привела к победе Москвы»

2) Б.А.Рыбаков: «Роль Москвы в основном в ее географически выгодном центральном положении по отношению к другим русским землям, что придавало ей значение важнейшего узла торговых путей»

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

С6. Назовите четыре последствия монголо-татарского нашествия.

С7. Сравните систему управления Древнерусским государством при пер­вых русских князьях (Олег, Игорь) и при Ярославе Мудром. Укажи­те, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что — различным (не менее двух различий).

Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым! (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведенная таблица не уста­навливает обязательное количество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *