свидетельство о рождении ребенка выданное консульским учреждением рф за пределами территории рф
Если ребенок родился за границей: документы, права, законы
Если вы решились на роды за рубежом, нужно внимательно отнестись ко всяким справкам и бумажкам. О том, как «узаконить» малыша и получить необходимые документы для возвращения на родину, рассказывает юрист Мария Кадлец.
юрист, Магистр права University of London (LLM)
Получение документов на ребенка
Справка о рождении
После рождения ребенка в роддоме или больнице вам дадут справку о рождении (в разных странах она может быть разной формы), где будет вся информация о ребенке: когда и где он родился, кто его родители, как назвали и т.п. Обычно вместе со справкой о рождении дают и справку о ходе родов, возможных осложнениях и данных ребенка при рождении.
Обязательно сохраните справку о рождении в оригинале — потом вы можете проставить на ней апостиль и подать в женскую консультацию, чтобы оформить «декрет» и получить положенные вам пособия в связи с рождением ребенка.
Свидетельство о рождении
Следующий шаг — получение свидетельства о рождении ребенка. Для этого вам надо обратиться в муниципальный орган, магистрат или другой орган местной власти (иными словами, в местный аналог нашего ЗАГСа). Имейте в виду, что теперь вам уже не нужно обращаться за получением свидетельства о рождении в органы ЗАГС в России.
По закону, документы, выданные за границей, признаются действительными в Российской Федерации при наличии их «легализации», если иное не установлено международным договором Российской Федерации.
Легализация и апостиль
Что же такое легализация? Это процедура, удостоверяющая подлинность подписи и полномочия лица, подписавшего документ, подлинность печати или штампа, которыми скреплен представленный на легализацию документ, и соответствия этого документа законодательству государства пребывания.
Однако Россия, как и большинство стран Европы и США, присоединилась к Конвенции, которая легализацию документов отменяет. Вместо легализации на свидетельство о рождении ребенка органом юстиции или исполнительной власти (например, мэрией) проставляется апостиль. Апостиль проставляется на самом документе или на отдельном листе, сшиваемом с документом. В некоторых странах в течение короткого времени после рождения ребенка апостиль можно проставить бесплатно.
Перевод документов на русский язык
Итак, вы проставили апостиль на нужные документы. Теперь вам надо обратиться в консульский отдел Посольства России той страны, где вы находитесь. Но перед этим нужно будет перевести свидетельство о рождении ребенка и текст апостиля у переводчика, аккредитованного при местном судебном органе, или у переводчика, указанного на странице консульского отдела в интернете. Ведь формально посольство России является консульским учреждением Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и официальный язык документов — русский.
Прием в гражданство РФ
Российское гражданство оформляется в консульстве РФ за границей в соответствии с законом.
Гражданство РФ по рождению
Если ваш ребенок родился за границей и оба его родителя — граждане РФ, то он имеет право на получение российского гражданства по рождению. В редких случаях — например, когда отец не указан в документах или если он является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно — для получения гражданства по рождению достаточно, чтобы гражданином РФ был только один родитель.
Если один из родителей не гражданин РФ
Если один из родителей — гражданин той страны, где родился ребенок, то обычно орган муниципальной власти выдает вкладыш о гражданстве. Он выдается одновременно со свидетельством о рождении по вашему заявлению.
Если же отец ребенка — гражданин иного государства, вам надо будет решить, в какое консульское учреждение обратиться для оформления гражданства малыша.
Тщательно проверьте законы страны рождения ребенка на предмет возможности получения российского или другого гражданства. В некоторых странах, признающих гражданство по «праву крови» (в отличие от США, где гражданство признается по «праву почвы», то есть в силу рождения малыша на территории США), будет невозможно сохранить гражданство страны рождения при получении другого гражданства. То есть, в нашем случае, малыш автоматически теряет гражданство страны рождения при получении гражданства Российской Федерации.
Прием в гражданство происходит так — вы подаете заявление в консульство, его рассматривают, после чего на лицевой странице оригинала свидетельства о рождении малыша ставится штамп с указанием «гражданин Российской Федерации» и даты приема в гражданство.
Имейте в виду, что прием в гражданство — это отдельное консульское действие и запись для получения гражданства делается независимо от записи для получения загранпаспорта. В большинстве стран запись для приема в гражданство и получения загранпаспорта осуществляется в сети интернет. Следовательно, обратите внимание, что это две раздельные процедуры, разведенные во времени. Учитывайте это при планировании времени пребывания в стране.
Получение загранпаспорта
Теперь, когда ваш ребенок — гражданин РФ, он может получить загранпаспорт.
Для получения паспорта малыша надо сфотографировать. Это можно сделать или в самом консульстве, или в любом фотоателье этой страны (уточните требования на сайте консульства), при этом формат фото должен соответствовать российским требованиям. Как правило, находящиеся неподалеку от консульства фотоателье знают эти правила и распечатают вам фото в нужном формате.
Дальнейшие шаги
Итак, вы поставили апостиль на иностранные документы о рождении, оформили российское гражданство, получили загранпаспорт и наконец можете отправиться домой.
Обязательно уточните в стране рождения ребенка, нужно ли согласие супруга в случае, если малыш возвращается на родину только с мамой.
А уже дома обязательно сделайте две или более нотариально заверенных копии оригинала свидетельства о рождении. Ведь этот документ будет с ребенком всю жизнь, а копии свидетельства будут необходимы, к примеру, для получения единовременного пособия при рождении ребенка.
А теперь можно идти оформлять пособия и выплаты на ребенка.
Государственная регистрация актов гражданского состояния (рождение, брак, перемена имени и т.д.)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ РОЖДЕНИЯ
В консульских учреждениях регистрируется рождение детей, родившихся за пределами территории Российской Федерации и являющихся в соответствии с Федеральным Законом «О гражданстве Российской Федерации» российскими гражданами по рождению, при условии, что рождение не зарегистрировано в компетентных органах иностранного государства.
Повторная регистрация рождения в консульских учреждениях Российской Федерации и в органах записи актов гражданского состояния на территории России не производится.
Родители (один из родителей) заявляют о рождении ребенка в письменной форме в консульское учреждение по месту рождения ребенка либо по месту жительства родителей (одного из родителей) в течение месяца со дня рождения ребенка. Пропуск установленного срока не может служить основанием для отказа в регистрации рождения.
В случае, если родители (один из родителей) не имеют возможности лично заявить о рождении ребенка, такое заявление может быть сделано при предъявлении документа, удостоверяющего личность и полномочия, родственниками или иными уполномоченными родителями (одним из родителей) лицами либо должностным лицом медицинской организации, в которой находилась мать во время родов или находится ребенок.
При государственной регистрации рождения для составления записи акта о рождении консулу представляются следующие документы:
ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ЗАКЛЮЧЕНИЯ БРАКА
В консульских учреждениях регистрируется заключение брака граждан Российской Федерации, если оба или один из них проживают за пределами территории Российской Федерации (в государстве пребывания консула). Для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста (18 лет).
Брак не может быть заключен между:
Лица, вступающие в брак, подают в консульское учреждение совместное заявление в письменной форме, которое подписывают в присутствии консула. Одновременно с подачей совместного заявления о заключении брака консулу необходимо предъявить:
Регистрация заключения брака производится по истечении месячного срока со дня подачи совместного заявления. По совместному заявлению вступающих в брак, при наличии уважительных причин консул может сократить этот срок или увеличить, но не более чем на месяц, а при наличии особых обстоятельств (рождение ребенка, болезнь и др.) брак может быть заключен в день подачи совместного заявления.
Заключение брака и государственная регистрация заключения брака (составление записи акта о заключении брака и выдача супругам свидетельства о заключении брака) производится в помещении консульского учреждения в присутствии лиц, вступающих в брак. Заключение брака по доверенности или через представителя не допускается. По желанию лиц, вступающих в брак, регистрация заключения брака может производиться в торжественной обстановке в присутствии родственников и знакомых.
При регистрации брака супругам по их желанию присваивается фамилия одного из них в качестве общей фамилии либо каждому сохраняется его добрачная фамилия. Общая фамилия супругов может быть образована посредством присоединения фамилии жены к фамилии мужа, она может состоять не более чем из двух фамилий, соединенных при написании дефисом.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ РАСТОРЖЕНИЯ БРАКА
Основанием для государственной регистрации в консульских учреждениях расторжения брака российских граждан, проживающих за границей является:
ПОРЯДОК ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ РАСТОРЖЕНИЯ БРАКА ПО ВЗАИМНОМУ СОГЛАСИЮ СУПРУГОВ, НЕ ИМЕЮЩИХ ОБЩИХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ
Супруги, не имеющие общих несовершеннолетних детей и желающие расторгнуть брак в консульском учреждении, подают в письменной форме совместное заявление о расторжении брака, которое подписывают в присутствии консула с указанием даты его составления.
В случае, если один из супругов не имеет возможности явиться в консульское учреждение для подачи совместного заявления, волеизъявление супругов может быть оформлено отдельными заявлениями о расторжении брака. Подпись на заявлении супруга, не имеющего возможности явиться в консульское учреждение, должна быть нотариально удостоверена.
Одновременно с подачей совместного заявления о расторжении брака консулу необходимо предъявить:
Расторжение брака и государственная регистрация его расторжения (составление записи акта о расторжении брака и выдача свидетельств) производятся в помещении консульского учреждения в присутствии обоих супругов по истечении месяца со дня подачи супругами совместного заявления о расторжении брака.
ПОРЯДОК ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ РАСТОРЖЕНИЯ БРАКА НА ОСНОВАНИИ РЕШЕНИЯ СУДА О РАСТОРЖЕНИИ БРАКА
Расторжение брака в суде Российской Федерации подлежит государственной регистрации. Супруги не вправе вступить в новый брак до получения свидетельства о расторжении брака.
Заявление о государственной регистрации расторжения брака в консульском учреждении по месту жительства бывших супругов (любого из них) в данном случае может быть сделано устно или в письменной форме. Одновременно с заявлением для государственной регистрации расторжения брака консулу должны быть представлены следующие документы:
Надлежащим образом удостоверенные решение суда или выписка из решения суда (на документе должна быть указана дата вступления решения суда в законную силу);
Государственная регистрация расторжения брака в консульском учреждении на основании решения суда производится без предварительной проверки наличия записи акта о расторжении брака, составленной по заявлению второго супруга в отделе записи актов гражданского состояния на территории Российской Федерации или в другом консульском учреждении.
Брак, расторгнутый в судебном порядке на территории Российской Федерации до 1 мая 1996 года, считается прекращенным со дня государственной регистрации расторжения брака.
Брак, расторгнутый в судебном порядке на территории Российской Федерации после 1 мая 1996 года, считается прекращенным со дня вступления решения суда о расторжении брака в законную силу. Свидетельство о расторжении брака выдается консулом каждому из лиц, расторгнувших брак.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ УСТАНОВЛЕНИЯ ОТЦОВСТВА
Государственная регистрация установления отцовства в отношении граждан Российской Федерации производится в консульских учреждениях по месту жительства одного из родителей, не состоящих в браке между собой на момент рождения ребенка, либо по месту регистрации рождения ребенка.
Основанием для государственной регистрации установления отцовства в консульских учреждениях является:
В совместном заявлении об установлении отцовства должны быть подтверждены признание отцовства лицом, не состоящим в браке с матерью ребенка либо заключившим брак с матерью ребенка после регистрации его рождения, и согласие матери на установление отцовства.
Одновременно с подачей совместного заявления родителей, заявления отца или решения суда об установлении отцовства для составления записи акта об установлении отцовства заявителями должны быть представлены следующие документы:
Согласие в письменной форме лица, достигшего совершеннолетия, на установление отцовства и на изменение фамилии в связи с установлением отцовства (в случае подписи совершеннолетним совместного заявления родителей либо заявления отца с указанием фамилии, которую он выбирает, письменное согласие не требуется);
Государственная регистрация установления отцовства в консульском учреждении на основании совместного заявления родителей, не состоящих в браке между собой на момент рождения ребенка, или заявления отца производится только в том случае, если консул убедился, что сведения об отце в записи акта о рождении ребенка записаны по заявлению матери.
Для этого в отдел записи актов гражданского состояния на территории Российской Федерации через Консульский департамент Министерства иностранных дел Российской Федерации направляется запрос с просьбой сообщить, на основании какого документа записаны сведения об отце в записи акта о рождении.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ПЕРЕМЕНЫ ИМЕНИ
Лица, достигшие возраста четырнадцати лет, вправе переменить свое имя, включающее в себя фамилию, собственно имя и отчество.
Перемена имени для приобретения прав и обязанностей под именем другого лица не допускается (пункт 4 статьи 19 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Российские граждане, проживающие за пределами территории Российской Федерации, обращаются с заявлением о перемене имени в консульское учреждение по месту жительства.
Перемена имени лицом, достигшим четырнадцати лет, но не достигшим совершеннолетия (восемнадцати лет), производится при наличии согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя, а при отсутствии такого согласия на основании решения суда, за исключением случаев приобретения лицом полной дееспособности до достижения им совершеннолетия в порядке, предусмотренном законом.
Несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью.
Одновременно с подачей заявления консулу должны быть представлены подлинники следующих документов:
Консул, тщательно сверив указанные в заявлении сведения с документами заявителя, истребует через Консульский департамент Министерства иностранных дел российской Федерации копии записей актов гражданского состояния, составленные в отношении заявителя и его несовершеннолетних детей, в которые необходимо будет внести изменения, в связи с переменой имени, от органов записи актов гражданского состояния по месту их хранения на территории Российской Федерации (запрос адресуется непосредственно в орган ЗАГС).
В случае, если в представленных одновременно с заявлением о перемене имени в документах и поступивших копиях записей актов гражданского состояния имеются несоответствия сведений, такие несоответствия должны быть устранены в порядке, установленном для внесения исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния.
В случае, если записи актов гражданского состояния, в которые необходимо внести изменения в связи с переменой имени, утрачены, государственная регистрация перемены имени производится только после восстановления записей в установленном порядке.
Ходатайство о перемене фамилии в консульском учреждении не оформляется, если российский гражданин(ка), проживающий за границей, меняет фамилию в связи со вступлением в брак или при расторжении брака, что подтверждается соответствующей записью в российском или иностранном свидетельстве о заключении брака или свидетельстве о расторжении брака.
Если в соответствии с требованиями законодательства иностранного государства при регистрации брака супруги остаются на добрачных фамилиях, но один из них, российский гражданин, проживающий за границей, желает переменить добрачную фамилию на фамилию другого супруга, он обращается с заявлением о перемене фамилии в установленном порядке в консульское учреждение по месту жительства.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ СМЕРТИ
Государственная регистрация смерти граждан Российской Федерации, умерших за границей, производится в консульских учреждениях по месту наступлении смерти или по месту жительства умершего.
Основанием для государственной регистрации смерти является:
При регистрации смерти для составления записи акта о смерти заявитель представляет консулу следующие документы:
Вопрос: Ребенок родился на территории иностранного государства, и его рождение зарегистрировано компетентными органами иностранного государства, о чем выдан соответствующий документ. Можно ли получить свидетельство о рождении ребенка российского образца? (ответ Министерства юстиции РФ)
Ребенок родился на территории иностранного государства, и его рождение зарегистрировано компетентными органами иностранного государства, о чем выдан соответствующий документ. Можно ли получить свидетельство о рождении ребенка российского образца?
Документы о государственной регистрации актов гражданского состояния, форма которых утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.1998 N 709, выдаются соответствующими органами Российской Федерации, уполномоченными производить государственную регистрацию актов гражданского состояния, только в том случае, если регистрация производится данными органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Порядок государственной регистрации актов гражданского состояния и выдачи свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния компетентными органами Российской Федерации установлен Федеральным законом от 15.11.1997 N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния».
В случае рождения ребенка на территории иностранного государства родители ребенка самостоятельно решают вопрос, в компетентных органах какого государства производить регистрацию рождения ребенка. На территории иностранных государств государственную регистрацию актов гражданского состояния в отношении граждан Российской Федерации уполномочены производить консульские учреждения Российской Федерации.
В случае если регистрация акта гражданского состояния производится компетентным органом иностранного государства в соответствии с законодательством данного государства, перерегистрация этого акта в компетентном органе Российской Федерации не требуется.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» документы, выданные компетентными органами иностранных государств в удостоверение актов гражданского состояния, совершенных вне пределов территории Российской Федерации по законам соответствующих иностранных государств в отношении граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, признаются действительными в Российской Федерации при наличии их легализации, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.
Следовательно, свидетельство о рождении ребенка, выданное компетентным органом иностранного государства, при наличии легализации признается действительным в Российской Федерации.
Министерство юстиции РФ
Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Государственная регистрация рождения
ОФОРМЛЕНИЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ РОЖДЕНИЯ
Для государственной регистрации рождения заявитель лично представляет в консульское учреждение следующие документы:
1) Заявление о рождении:
2) Один из следующих документов, являющихся основанием для государственной регистрации рождения (справка из больницы должна быть с переводом на русский язык и штампом «Апостиль» см. Образец):
3) Свидетельство о браке родителей или иной документ, подтверждающий факт государственной регистрации заключения брака (в случае если брак между родителями ребенка расторгнут, признан судом недействительным или супруг умер, но со дня расторжения брака, признания его недействительным или со дня смерти супруга до дня рождения ребенка прошло не более трехсот дней).
4) Документ, подтверждающий факт и время прекращения брака (в случае если брак между родителями ребенка расторгнут, признан судом недействительным или супруг умер, но со дня расторжения брака, признания его недействительным или со дня смерти супруга до дня рождения ребенка прошло не более трехсот дней).
5) Документы, удостоверяющие личности родителей (одного из родителей) или личность заявителя и подтверждающие его полномочия.
Заявление о рождении ребенка должно быть сделано не позднее чем через месяц со дня рождения ребенка.
В случае если родители не имеют возможности лично заявить о рождении ребенка, заявление о рождении ребенка может быть сделано родственником одного из родителей или иным уполномоченным родителями (одним из родителей) лицом либо должностным лицом медицинской организации или должностным лицом иной организации, в которой находилась мать во время родов или находится ребенок.
Заявление о рождении ребенка, достигшего совершеннолетия, представляется самим совершеннолетним ребенком.
Заявление лица, присутствующего во время родов, может быть представлено в консульское учреждение родителями (одним из родителей) ребенка или другим заявляющим о рождении ребенка лицом, а также может быть направлено в консульское учреждение посредством почтовой связи, электрической связи или иным способом.
Формы заявлений о рождении можно получить в консульском учреждении.
Документы о рождении, выдаваемые медицинской организацией, получаются непосредственно в медицинской организации, где происходили роды.
Выдержки из Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния«
Статья 17. Порядок внесения сведений о родителях в запись акта о рождении ребенка
1. Отец и мать, состоящие в браке между собой, записываются родителями в записи акта о рождении ребенка по заявлению любого из них.
3. В случае, если родители ребенка не состоят в браке между собой, сведения о матери в запись акта о рождении ребенка вносятся в порядке, установленном пунктом 1 настоящей статьи.
Сведения об отце ребенка в данном случае вносятся:
на основании записи акта об установлении отцовства в случае, если отцовство устанавливается и регистрируется одновременно с государственной регистрацией рождения ребенка;
по заявлению матери ребенка в случае, если отцовство не установлено.
Статья 18. Запись фамилии, имени и отчества ребенка при государственной регистрации рождения
1. При государственной регистрации рождения фамилия ребенка записывается по фамилии его родителей. При разных фамилиях родителей по соглашению родителей ребенку присваивается фамилия отца, фамилия матери или двойная фамилия, образованная посредством присоединения фамилий отца и матери друг к другу в любой последовательности, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации. Не допускается изменение последовательности присоединения фамилий отца и матери друг к другу при образовании двойных фамилий у полнородных братьев и сестер. Двойная фамилия ребенка может состоять не более чем из двух слов, соединенных при написании дефисом.
2. Имя ребенка записывается по соглашению родителей.
Запрещается запись имени ребенка, которое состоит из цифр, буквенно-цифровых обозначений, числительных, символов и не являющихся буквами знаков, за исключением знака «дефис», или их любой комбинации либо содержит бранные слова, указания на ранги, должности, титулы.
3. При отсутствии соглашения между родителями имя ребенка и (или) его фамилия (при разных фамилиях родителей) записываются в записи акта о рождении ребенка по указанию органа опеки и попечительства.
4. Отчество ребенка записывается по имени отца, если иное не основано на национальном обычае.
В случае, если по желанию матери, не состоящей в браке с отцом ребенка, сведения об отце ребенка не вносятся в запись акта о рождении, отчество ребенка записывается по указанию матери.
6. В случае, если законом субъекта Российской Федерации, основанным на нормах Семейного кодекса Российской Федерации, предусмотрен иной порядок присвоения фамилии и определения отчества ребенка, запись фамилии и отчества ребенка при государственной регистрации рождения производится в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
Статья 23. Свидетельство о рождении
Свидетельство о рождении содержит следующие сведения:
фамилия, имя, отчество, дата и место рождения ребенка;
фамилия, имя, отчество, дата рождения, гражданство родителей (одного из родителей);
дата составления и номер записи акта о рождении;
место государственной регистрации рождения (наименование органа записи актов гражданского состояния или многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг);
дата и место выдачи свидетельства о рождении (наименование органа записи актов гражданского состояния или многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг).
По желанию родителей в свидетельство о рождении может быть внесена запись о национальности родителей (одного из родителей).