светлый день моцарт ноты для хора
Ноты для вокалистов ( ищем, предлагаем)
Уважаемые коллеги, ищу ноты песни композитора ПРИХОДЬКО » В горнице» ст Рубцова. Очень на Вас надеюсь.
активист
фаворит
активист
О празднике таком расказывал мне дед
Ему нас защищать пришлось не мало лет
И много он сумел пройти сквозь дым огня
Чтоб радовался мир. чтоб радовалась Я
Чтоб радовался мир. чтоб радовалась Я
компаньон
компаньон
компаньон
мастер
активист
пионер
активист
компаньон
компаньон
фаворит
Уважаемые коллеги, ищу сборник
Нотная папка хормейстера № 4
Произведения зарубежных композиторов
Содержит 6 тетрадей:
Методика
И.С.Бах
Предшественники и современники И.С.Баха
Венские классики
Композиторы-романтики
От романтизма к современности
Тетрадь No. 1 Методика
Тетрадь No. 2 И.С. Бах
Тетрадь No. 3 Предшественники и современники И.С. Баха
Неизвестный композитор 14 века «Ave Maria», обр, К. Вейса, р.т. М. Павловой
К. Монтеверди «Esurientes»
Дж. Торелли «Тu lo sai»
Ф. Дуранте «Danza, danza», обр. для хора Е. Подгайца
А. Вивальди «Gloria Patri»
Дж. Б. Перголези «О pia, о clemens»
Дж. Б. Перголези «Salve Regina»
Ж. Ф. Рамо «Сверчок», р.т. Н. Авериной
Г. Пёрселл «Strike The Viol»
Г. Пёрселл «Sing, Sing, Ye Muses»
Г. Пёрселл «Гавот», р.т. Н. Авериной
Г. Ф. Гендель «Звуки ангелов», р.т. Я. Авериной
Г. Ф. Гендель «Dignare»
Г. Ф. Гендель «Lascia ch’io pianga»
Р. Ф. Гендель «Хвалебная песнь», р.т. Я. Авериной
Г. Ф. Гендель «Ombra mai fu», обр. для хора Е. Подгайца
Тетрадь No. 4 Венские классики
Й. Гайдн «За рекой играет флейта», р.т. П. Синявского
Й. Гайдн «Пастух», р.т. Я. Серпина
И. Гайдн «Скиталец», р.т. Я. Авериной
Й. Гайдн «Колыбельная песня», р.т. Н. Райского
В.А. Моцарт «Жил-был на свете мальчик», сл. И. Шаль, р. т. Мнацакановой
В.А. Моцарт «Светлый день», р.т. К. Алемасовой
В.А. Моцарт «Колдун», р.т. Я. Погребинской
В.А. Моцарт «Фиалка», сл. И.В. Гёте, р.т. Эм. Александровой
В.А. Моцарт «Утром ранним», р.т. Я. Родионова
В.А. Моцарт «Ave verum», обр. Г.Гирла
В.А. Моцарт «Agnus Dei», обр. для хора Я. Авериной
Л. ван Бетховен «Майская песнь», р.т. Я. Авериной
Л. ван Бетховен «Разум» р.т. Е. Филиц
Л. ван Бетховен «Хвала природе», обр. для хора Я. Авериной, р.т. Е. Филиц
Л. ван Бетховен «Меркенштайн», сл. И.Г. Рупрехта, р. т. М. Комарицкого
Л. ван Бетховен «О Sanctissima!»
Тетрадь No. 5 Композиторы-романтики
Ф. Шуберт «К Музыке», сл. Ф. Шобера, р.т. Я. Райского
Ф. Шуберт «Литания»
Ф. Шуберт «Альпийский охотник», сл. Майерхофера, р.т. Г. Шохмана
Ф. Шуберт «К весне», сл. Ф. Шиллера, р. т. М. Комарницкого и Ю. Фадеевой
Ф. Шуберт «В путь», обр. для хора Г. Саймона, сл. В. Мюллера, р. т. И. Тюменева
Ф. Шуберт «Форель», сл. К.Ф.Д. Шубарта, р. т. В. Костомарова
Ф. Шуберт «Ave Maria», обр. для хора Е. Подгайца, сл. В. Скотта, р.т. А. Плещеева
Р. Шуман «Песочный человечек», сл. Г. Клетке, р. т. М. Ивенсен
Р. Шуман «Приход весны», сл. Г. Фаллерслебена, р. т. Я. Родионова
Р. Шуман «Счастье», сл. Х.-Ф. Геббеля, р.т. Я. Родионова
Р. Шуман «Весенняя ночь», обр. для хора Е. Подгайца, сл. Й. Эйхендорфа, р. т. А. Ефременкова
Р. Шуман-Е. Подгайц «Ave Maria»
Й. Брамс «Ночь», сл. Й. Эйхендорфа, £.т. В. Микушевича
Й. Брамс «Как нежно льются звуки», р. т. Я. Авериной
Й. Брамс «Божья коровка», обр. для хора Я. Авериной, сл. народные, р.т. Ю. Фадеевой
Й. Брамс «Колыбельная», обр. для хора А. Цахе, сл. Г. Шерера, р.т. А. Машистова
Ф. Мендельсон «Хотел бы в единое слово», сл. Г. Гейне, р. т. неизвестного автора
Ф. Мендельсон «На крыльях песни», сл. Г. Гейне, р.т. неизвестного автора
Ф. Мендельсон «Осенняя песня», р. т. Я. Авериной
Тетрадь No. 6 От романтизма к современности
Э. Григ «Заход солнца», обр. для хора Я. Авериной, сл. А. Мюнха, р.т. С. Свириденко
Э. Григ «Лебедь», сл. Г. Ибсена, р.т. Я. Соколова
Э. Григ «С добрым утром», обр. для хора Я. Авериной, сл. Б. Бьернсона, р.т. А. Ефременкова
3. Фибих «Весны синеют очи», сл. Г. Гейне, р.т. Т. Сильман
Ж. Б. Векерлен «Приди поскорее, весна», обр. для хора и р.т. Я. Авериной
К. Сен-Сане «Ave Maria», обр. для хора Е. Подгайца
А. Брукнер «Ave Maria», обр. для хора Е. Подгайца
Г. Форе «Agnus Dei»
М. Регер «Колыбельная Марии», обр. для хора и р.т. Я. Авериной
Д. Мийо «Молитва»
Г. Эйслер «Старинные мелодии», р.т. 77. Яковлева
А. Копленд «Кота я купил», р.т. Эм. Александровой
3. Кодай «Птичий хор», обр. Е. Подгайца, р.т. К. Алемасовой
Г. Эрдман «Шарманка»
Э. С. Фуентес «Куба», обр. X. Лумис, р. т. Ю. Фадеевой
Б. Бриттен «Кукушка», р. т. Я. Авериной
Дж. Гершвин «С1ар-а уо hands!», сл. А. Гершвина
Б. Балакаускене «Месяц и травушка», сл. М. Вайнилайтиса, р. т. А. Лабокайте
Кс. Монсальватж «Негритянская песня», сл. Я. Гильенч р.т. Т. Сикорской
X. Бернер «Весёлый квартет», обработка Е. Подгайца, р. т. Я. Авериной
Если кто-нибудь стал счастливым обладателем этого сборника, отзовитесь пожалуйста!
компаньон
Уважаемые коллеги. Ищу ноты песни «Непогода»(пол года плохая погода. ) с фортепианным аккомпанементом. Поделитесь, пожалуйста. Заранее благодарна.
фаворит
компаньон
Огромное спасибо.
Хоровые ноты для детей
И. Дунаевский, сл. В. Лебедева-Кумача «Широка страна моя родная»
(«Песня о Родине»). Скачать ноты
А. Пахмутова, сл. Н. Добронравова: «Герои спорта». Скачать ноты
М. Глинка, сл. С. Городецкого: «Славься». Скачать ноты
И. Дунаевский, сл. М. Матусовского: «Летите, голуби». Скачать ноты
А. Островский, сл. Л. Ошанина: «Пусть всегда будет солнце!». Скачать ноты
А. Пахмутова, сл. Н. Добронравова: «Хор хороший». Скачать ноты
Д. Шостакович, сл. Е. Долматовского: «Родина слышит». Скачать ноты
В.Шаинский сл. М.Матусовский: «Что тебе снится, крейсер «Аврора». Скачать ноты
Ю.Чичков, сл. М. Пляцковского: «Дружат дети на планете». Скачать ноты
Русская народная песня в обр. В. Калистратова: «Уж ты сад». Скачать ноты
Ю.Чичков, сл. К. Ибряева: «Солдатские звезды». Скачать ноты
Г. Свиридов, сл. С. Есенина: «Отчалившая Русь». Скачать ноты
Русская народная песня в обр. В.Соколова: «Я пойду ли, молоденька». Скачать ноты
Е.Дрейзин, сл. А. Безыменского, обр. В. Соколова: «Березка». Скачать ноты
Русская народная песня в обр. А. Лядова: «Во лузях». Скачать ноты
Русская народная песня в обр. А. Лядова: «Ты река ль моя». Скачать ноты
Д. Кабалевский, сл. Р. Рождественского: № 8 из «Реквиема» «Наши дети»: Скачать ноты
С. Рахманинов, сл. Н.Некрасова «Славься!» из цикла «Шесть хоров для детских голосов». Скачать ноты
Кубанская казачья песня в обр. В.Захарчеко: «Да в саду дерево цветет». Скачать ноты
Е.Подгайц, сл. А. Пушкина «Москва… как много в этом звуке». Скачать ноты
В.Гаврилин, сл. А.Шульгиной «Мама». Скачать ноты
А. Пахмутова: «Орлята учатся летать». Скачать ноты
Русская народная песня в обр. В. Попова: «Коляда». Скачать ноты
Русская народная песня в обр. В. Попова: «Шел, прошел месяц». Скачать ноты
Украинская народная песня в обр. М. Леонтовича: «Щедрик». Скачать ноты
А. Абов: «Не знаю, когда прилетел соловей. » Скачать ноты
А. Алябьев: «Зимняя дорога» Скачать ноты
А. Варламов: «Вдоль по улице» Скачать ноты
Д. Васянович «Бабочка» Скачать ноты
Д. Васянович «Весенний дождь» Скачать ноты
А. Волгина, «Гимн душе» Скачать ноты
Г-Ф. Гендель, «Слава Тебе!» Скачать ноты
В. Лукашевичус. русская народная песня «Ах ты, степь широкая», обработка Скачать ноты
А. Любимов, «Хвалите Имя Господне» Скачать ноты
А. Любимов, русская солдатская песня «Песнь о Вещем Олеге», обработка Скачать ноты
Л. Марченко, «Это музыка» Скачать ноты
В.-А. Моцарт, «Репетиция концерта» Скачать ноты
Русская народная песня, Ах вы, сени
Сборник народных песен для детского хора, Весёлый хоровод
Хоры западноевропейских композиторов
Репертуар для детской музыкальной школы. Ноты для хора
Репертуар хорового класса ДМШ
Хоры западноевропейских композиторов
Выпуск четвертый
составил В.А.Вахромеев
«Государственное музыкальное издательство», 1962г.
номер м27724г
И. Бах. Ария из нотной тетеради Магдалены Бах. Редакция для 3-х голосного хора В.Вахромеева
В. Моцарт. Летний вечер
Л. Бетховен. Весенний призыв. Переложение для хора В.Вахромеева
Л. Керубини. Колыбельная песня. Терцет. Русский текст Ю.Хазанова
Ф. Мендельсон-Бартольди. Воспоминание
Ф. Мендельсон-Бартольди. Лес
Ф. Мендельсон-Бартольди. Полевые цветы.
Ф. Шуберт. В путь. Слова В.Мюллера. Перевод с немецкого И.Тюменева. переложение для хора А.Сапожникова
Р. Шуман. Привет весне
Р. Шуман. Ночь. Русский текст А.Михайловской
Р. Шуман. Приход весны. Вступительный хор из музыки к сказке «Приключение Розы»
Р. Шуман. Вечерняя звезда. Слова А.Г.Фаллерслебера. Переложение для 3-х голосного хора С.Благообразова
С. Монюшко. Вечерняя песня. Русский текст А.Машистова
И. Брамс. Канон. Русский текст Ю.Хазанова
И. Брамс. Колыбельная. Русский текст А.Машистова. Переложение для 3-х голосного хора А.Сапожникова
Э. Григ. Заход солнца. Русский текст С.Свириденко. Переложение для 3-х голосного хора В.Вахромеева
К. Сен-Санс. Хор из оперы «Самсон и Далила»
Скачать ноты
Хоровые произведения
Хрестоматия для хорового класса
Зарубежная хоровая музыка XVI-XVII вв. для хора без сопровождения
Выпуск 1
составители В.Минин и З.Казак
«Музыка», 1974г.
номер 8532
Предлагаемая Хрестоматия по своему содержанию и структуре соответствует учебным программам основных специальных дисциплин дирижерско-хорового цикла и предназначена для более широкого и углубленного практического изучения студентами под руководством преподавателя зарубежной хоровой музыки XVI—XVII веков.
Хрестоматия издается в нескольких выпусках и состоит из трех разделов: первый раздел — хоровая музыка эпохи Возрождения (ок. 1530—1J630); второй — хоровая музыка XVII и первой половины XVIII веков (1630—1750); третий — хоровая музыка венских классиков (1750—1790).
Составители не ставили перед собой задачу показа развития того или иного жанра хоровой музыки, а также различных композиторских школ.
В хрестоматию включены произведения крупных и значительных «то своим идейно-художественным устремлениям композиторов Италии, Нидерландов, Франции, Англии, Германии, Австрии, Польши и Чехии. Сюда вошли различные и наиболее интересные в художественном отношении произведения в сопровождении фортепиано и без сопровождения, светские и духовные, демократических жанров и кантатно-ораториальные, то есть ряд произведений, дающих представление о хоровой музыке той или иной эпохи.
Зарождение оперы в XVII веке и ее ведущее положение в XVIII веке как будто бы обязывали включить в хрестоматию оперные хоры. Составители сознательно отказались от этого по той причине, что хору в операх того времени принадлежала лишь вспомогательная роль, что не могло не отразиться на их музыкальной стороне, а также по причине ограниченного использования композиторами выразительных возможностей оперного хора по сравнению с произведениями того времени, написанными специально для хоров. Учитывая известные трудности, связанные с исполнением сольных партий в хоровых классах, составители были вынуждены отказаться и от целого ряда произведений (или их фрагментов) с участием солистов.
Если русская хоровая музыка, являющаяся основой в обучении и воспитании советского хорового дирижера, достаточно полно представлена в различных учебных пособиях, то этого нельзя сказать о лучших образцах зарубежной хоровой литературы. В особенности это относится к хоровой музыке XVI — начала XVIII веков. Между тем изучение и знание музыки того времени (в ее реальном звучании), понимание ее стиля поможет студентам лучше разбираться в процессах, происходящих в современной музыке. Раскрытие педагогом этих взаимообусловленных явлений — одна из важнейших задач в воспитании музыкальной культуры будущих дирижеров.
Учитывая огромную потребность хоровых классов подавляющего большинства музыкальных ВУЗов в расширении и обновлении репертуара, составители старались не включать в хрестоматию наиболее распространенные и широко известные произведения.
МИНИН В.Н.
доцент КАЗАК 3.И. преподаватель
Скачать ноты
Светлый день моцарт ноты для хора
Для музыки Моцарта характерна искренность, сердечность, бодрость, неудержимая, бьющая через край жизнерадостность, вместе. с ясностью, простотой, законченностью и совершенством формы. А Рубинштейн называл его «Гелиосом музыки», «Вечный свет в музыке – имя тебе Моцарт!» Чайковский: «. судьба открыла мне через музыку Моцарта неведомые горизонты бесконечной музыкальной красоты. играя и читая Моцарта, я чувствую себя моложе, бодрее, подчас юношей.» Шостакович: «Моцарт- это молодость музыки, это вечно юный родник, несущий человечеству радость весеннего обновления и душевной гармонии».
Mozart-Gold.djvu Чудесный сборник
Air in Eb major Page 5 Allelujah (from ‘Exsultate Jubilate’ K165) Page 6 Ave Verum Corpus (K618) Page 10 Clarinet Concerto in A major (K622 Adagio) Page 14 Contredanse in G major Page 16 Der Vogclfanger bin ich ja (‘Birdcatcher’s Song’) (from ‘The Magic Flute’ K620) Page 17 Divertimento No. 17 (K334 Minuet) Page 18 Duettino ir. Ab major Page 20 Eine kleine Nachtmusik (K525 1st movement theme) Page 22 German Dance ‘The Sleigh Ride’ Page 21 Horn Concerto in Eb major (K495 Rondo) Page 26 Kyrie Eleison Page 30 La Ci Darem La Mano (from ‘Don Giovanni’ K527) Page 13 Lacrimosa (from ‘Requiem’ K626) Page 32 Laudate Dominum (from ‘Vesperae solennes de Confessore’ K339) Page 34 Minuet (from ‘Don Giovanni’ K527) Page 36 Minuet in F major (K2) Page 37 A Musical Joke (К.522) Page 38 Piano Concerto No.21 in C major ‘Elvira Madigan’ (K467 Andante) Page40 Piano Sonata in A major (K331 Andante Grazioso theme) Page 41 Piano Sonata in C major (Theme) Page 42 Piano Sonata in G major (K283 1st movement) Page 44 Polonaise (from ‘Viennese Sonatina No.5′) Page 48 Romance (from ‘Eine kleme Nachtmusik’ K525) Page 52 ‘Sonata Facile’ in C major (K545 Allegro theme) Page 49 Symphony No.40 in G minor (K550 1st movement: Allegro molto) Page 54 Symphony No.41 ‘The Jupiter’ (K551 3rd movement: Minuet) Page 56 Variations on ‘Ah! Vous Dirai-je, Maman’ (K265) Page 58 Voi Che Sapete (from ‘The Marriage of Figaro’ K492) Page 62
Ноты к песням композитора В.А. Моцарта
В. Моцарт / W. Mozart
Песни / Lieder
составители К.К. Саква и А.П. Ерохин
на русском и немецком языках
для голоса с фортепиано
«Музыка», 1967г.
номер 3889
(pdf, 7.22 Мб)
К радости. Слова И. Уца, перевод М. Кравчука
Дафна, ты моя отрада. Слова И. Мюллера, перевод В. Вишняка
Пускай мрачен я, мой друг. Перевод Эм. Александровой
Величие души. Слова И. Понтера, перевод В. Вишняка
Тайная любовь. Слова И. Гюнтера, перевод В. Вишняка
Не поклоняюсь я фортуне. Слова Фр. Канитца, перевод В. Вишняка
Союз нерасторжимый. Слова Л. Ленца, перевод Эм. Александровой
Покой, словно прежде, мне сердце наполнил. Автор текста неизвестен
Вы, птички, каждый год. Слова А. Феррана
Как-то раз одинокий, печальный. Слова А. де ля Мотта, перевод Г. Сусловой
Славьте мать! Автор текста неизвестен, русский текст Эм. Александровой
От блеска лент и звезд виднее. Слова И. Гермеса, перевод В. Вишняка
Немая грусть. Слова И. Гермеса
Мой тяжек путь. Слова И. Гермеса, перевод 3. Житомирской
Довольство жизнью. Слова И. Миллера, перевод Г. Сусловой
О цитра ты моя. Автор текста неизвестен
Ах, если б я сказать посмела. (Ариетта). Автор текста неизвестен
Предостережение. Слова неизвестного автора, перевод 3. Житомирской
Достойный путь. Слова Ф. Рачки, перевод В. Вишняка
Волшебник. Слова Кр. Вайсе
Умиротворение. Слова Кр. Вайсе, перевод В. Вишняка
Обманутый мир. Слова Кр. Вайсе, перевод Е. Мнацакановой
Фиалка. Слова И. В. Гёте, перевод Эм. Александровой
Песнь о свободе. Слова А. Блюмауера, перевод Е. Мнацакановой
Старуха. Слова Фр. Хадедорна
Тайна. Слова Кр. Вайсе
Прощальная песнь. Слова К. Шмидта, перевод В. Вишняка
Когда Луиза сжигала письма своего неверного возлюбленного. Слова Г. Баумберга
Вечерние думы. Слова И. Камке, перевод С. Северцева
К Хлое. Слова И. Якоби
Жил-был на свете мальчик. Слова И. Шаль, перевод Е. Мнацакановой
Сновидение. Слова Л. Хёльти
Маленькая пряха. Слова Д. Егера
Тоска по весне. Слова Кр. Овербека
Приход весны. Слова Кр. Штурма, перевод А. Щекин-Кротовой
Детские игры. Слова Кр. Овербека, перевод С. Северцева
Скачать ноты для фортепиано и голоса
Моцарт Вольфганг Амадей (1756—1791)
Великого австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта Пушкин сделал героем своей «маленькой трагедии» «Моцарт и Сальери». Вот уже более ста пятидесяти лет она вызывает горячие споры о том, насколько соответствует истине принятая Пушкиным версия об отравлении Моцарта его соперником в искусстве Антонио Сальери, о том, в чем суть «маленькой трагедии» — в раскрытии психологии преступника или же в противопоставлении двух типов творчества — непосредственно-эмоционального и рассудочно-логического. Но все спорящие согласны в одном: основная идея трагедии — в словах, вложенных Пушкиным в уста Моцарта:
. гений и злодейство
Две вещи несовместные.
И эти слова свидетельствуют об отношении Пушкина и к самой музыке, и к светлому и доброму творчеству Моцарта.
Биографы наперебой рассказывают о музыкальных чудесах, творимых Вольфгангом в самом раннем детстве. Вот четырехлетний мальчик сочиняет и сам пытается записать концерт для клавесина, и его отец, видный музыкант Леопольд Моцарт, с удивлением различает сквозь детские каракули и кляксы контуры красивой, стройной музыки. Вот Вольфганг со своей старшей сестрой Наннерль выступает при дворе в Вене и Париже, удивляя виртуозностью, памятью, даром импровизации избалованную аристократическую публику. Вот он в Риме записывает по памяти сложнейшее хоровое сочинение, а в четырнадцать лет получает в Болонье звание академика музыки. Опера Моцарта-подростка ставится на сцене в Милане. Трудно назвать композитора, путь которого начинался бы так же блистательно, слава которого была бы столь шумной.
Но у всего этого была и оборотная сторона, сказывавшаяся чем дальше, тем резче. Отец Моцарта состоял на службе при дворе в Зальцбурге, одном из карликовых австрийских государств, резиденции архиепископа. Музыка была принадлежностью аристократического обихода, она придавала блеск торжественным приемам, парадным обедам и балам. Все это обслуживалось многочисленной челядью, и положение придворного музыканта мало отличалось от положения лакея, конюха или повара: все они относились к категории слуг. Зависимость от хозяина была полной. Для путешествия по Европе со своими одаренными детьми Леопольд Моцарт должен был испрашивать отпуск, который в любой момент мог быть прерван. А когда умер старый архиепископ, даже и этой относительной свободе пришел конец. При новом архиепископе Вольфгангу, как и его отцу, пришлось выполнять обязанности оркестрового музыканта-клавесиниста и скрипача, а кроме того, писать много музыки, подчиняясь желаниям и вкусу титулованного хозяина. Развлекательная музыка для придворных празднеств, карнавалов, свадеб и именин — вот что, главным образом, приходилось писать Моцарту. Но и в этой области он умел проявить мастерство вкус и вдохновение. «Маленькая ночная серенада» (написанная позже, но в том же развлекательном жанре) может служить примером того, какие изящные решения находил Моцарт для самых обыденных задач.
Провинциальный Зальцбург был тесен для дарования Моцарта, зависимое положение угнетало, и мечтой его жизни стало вырваться из родного города хотя бы на время. В 1777 году Вольфгангу удалось выхлопотать разрешение на поездку, и он вместе с матерью отправился в большое путешествие— Мюнхен, Мангейм, Париж.
Эти путешествия и в детстве, и в юности были для Моцарта подлинной школой мастерства. Им он обязан знакомством и с симфониями Гайдна, и с творчеством музыкантов знаменитой в то время Мангеймской капеллы, и с итальянской оперой. Многого он ждал и от пребывания в Париже с его интенсивной театральной и концертной жизнью. Все это расширяло кругозор композитора, и в каждом новом произведении чувствовалось, что он пишет все увереннее и свободнее.
Это сказалось, например, в одном из излюбленных жанров Моцарта — концерте. Композитор писал концерты для разных инструментов, но особенно выделяются клавирные. В них отражен облик Моцарта-виртуоза, ведь они писались для его собственных выступлений. Но концерты поражают не столько блеском, сколько разнообразием; каждый из них — это целый мир, окрашенный то в праздничные, то в драматические, то в идиллические тона.
Поездка Моцарта в поисках удачи окончилась трагически: в Париже Моцарт похоронил мать. Возвращение в Зальцбург было печальным, его ожидало там все то же подчиненное положение. Оно стало даже тяжелее, так как архиепископ запретил ему принимать какие-либо приглашения или заказы без его специального разрешения. Так продолжалось еще два года.
Моцарт был человеком нового времени, которое историки назвали веком Просвещения. Он был современником немецкого литературного движения «бури и натиска», отстаивавшего свободу и достоинство человека. Положение музыканта-слуги было для него невыносимо, и конфликт с сиятельным хозяином назревал неминуемо. Унижения, которым архиепископ подвергал своего гениального «слугу», а в довершение всего пинок ногой, который композитор получил в ответ на просьбу об увольнении, решили дело. С Зальцбургом было покончено.
Моцарт знал, что отец придет в ужас от его решения, и все же писал ему: «Вам в угоду. я готов был жертвовать своим счастьем, своим здоровьем и своей жизнью, но честь моя — она мне, да и Вам тоже, должна быть дороже всего».
Впереди была жизнь в Вене, свобода и нищета. Один, без влиятельных покровителей, Моцарт был вынужден много времени и сил отдавать урокам — единственному источнику средств к существованию. Денег с трудом хватало на квартиру и еду, а о приличной одежде мечтать уже не приходилось. И все-таки он был счастлив, оказавшись в шумной атмосфере Вены, где музыка звучала и в театрах, и на домашних вечерах, и просто на улицах под окнами кого-либо из знатных горожан или молодой дамы, праздновавшей именины (см. «Австрийская музыка»). Он нашел друзей — беспечное и радушное семейство Вебер. Внимание Моцарта привлекла одна из дочерей — Констанца, живая и веселая девушка. Случилось так, что в это время Моцарт получил заказ на комическую оперу «Похищение из сераля». Ее либретто рассказывало об освобождении двух девушек-итальянок из турецкого плена. Героиню оперы тоже звали Констанца, и Моцарт повторил театральную ситуацию в жизни. Против воли своего отца и матери Констанцы тайно обвенчался с невестой. Оба были молоды, бедны и счастливы.
Десять лет, проведенных Моцартом в Вене, были годами величайшего взлета его гения. Здесь созданы три его оперных шедевра: «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан» и «Волшебная флейта», три самых известных симфонии: соль минор, до мажор («Юпитер»), ми-бемоль мажор.
Опера в то время вызывала бурные споры между представителями традиционного взгляда на этот жанр как на чисто музыкальный и их противниками, считавшими, что в опере главное драма. Таким был Глюк, уже написавший к тому времени свои новаторские произведения (см. «Опера»), Моцарт же считал, что в опере «поэзия должна быть послушной дочерью музыки», но сама-то музыка в его операх настолько насыщена действием и так гибко передает все душевные движения героев, что Моцарта никак нельзя отнести к традиционалистам. Он был великим реформатором даже тогда, когда строго соблюдал каноны выбранного им оперного жанра.
«Свадьбу Фигаро» он написал на итальянское либретто и в жанре итальянской оперы буффа, но уже в самом выборе сюжета проявил новаторство и смелость. Моцарт взял в основу запрещенную цензурой комедию Бомарше, в которой в качестве самого умного, деятельного и изобретательного персонажа выведен цирюльник Фигаро, а его хозяин — сиятельный граф — это всего лишь беспутный волокита, ревнивец и не отличающийся большим умом человек.
В «Свадьбе Фигаро» и главные и второстепенные герои (как, например, мальчик-паж Керубино) — это живые люди, характеристика их многогранна, как сама жизнь. Моцарт умеет порой и посмеяться над положительнымй героями, и посочувствовать отрицательным. В «Дон Жуане» — опере, которую сам композитор назвал «веселой драмой», сложно, опять-таки как в самой жизни, переплетаются трагическое и смешное, фантастическое и реальное (в этом Моцарт близок Шекспиру). А в «Волшебной флейте», опере-сказке, в пестром калейдоскопе невероятных приключений ясно прочерчивается одна очень серьезная идея: мужество и верность поставленной цели побеждают все препятствия. Эта опера — прямой потомок народных ярмарочных представлений, она и написана была для маленького, общедоступного театра. Ее популярности способствовало и немецкое (а не итальянское) либретто, и простые, в народном духе, песенки, которые, наряду с оперными ариями, композитор мастерски вплел в музыкальную ткань оперы.
Вряд ли сейчас, по прошествии почти двухсот лет, эти загадки могут быть разгаданы. И все-таки историки пытаются это сделать — слишком трудно быть равнодушным к жизни и смерти гения, оставившего нам такое прекрасное наследие.
Основные сочинения. Оперы: «Мнимая садовница» (1775), «Идоменей» (1781), «Похищение из сераля» (1782), «Директор театра», «Свадьба Фигаро» (1786), «Дон Жуан» (1787), «Все они таковы» (1790), «Милосердие Тита», «Волшебная флейта» (1791). Симфонии — около пятидесяти. Концерты для различных инструментов. Хоровые сочинения: мессы, кантаты, реквием. Камерная музыка: ансамбли, пьесы для отдельных инструментов, песни.
- с днем рождения совершеннолетнего внука
- У кота спазмы в животе что делать