smm агентство что это такое
Как выбрать smm-агентство: 10 признаков надежного подрядчика
Решили выбрать агентство для продвижения компании в соцсетях? Тогда постарайтесь не попасть на инфоцыган и сммщиков-недоучек. Но как отличить надежное агентство от бесполезных шарашкиных контор? Читайте нашу статью и узнаете.
Какая разница – нужен SMM заказчику или нет? Главное, деньги за свои услуги получить. Но тут есть нюанс. Если продвижение в соцсетях не будет полезно для бизнеса, то клиент просто потратит свой бюджет впустую. Заказчик не дурак, он этой поймет и разорвет деловые отношения с подрядчиком. А вот это уже негативно повлияет на LTV агентства. В интересах серьезной конторы – долгое сотрудничество и длительный срок работы с компаниями, чтобы не тратить время и деньги на поиски новых заказчиков.
В нашем агентстве мы задаем много вопросов на стадии знакомства. Нам нужно определить особенности проекта, будет ли в штате сотрудник, который бы занимался заявками с соцсетей и каков средний чек компании. Все это надо для понимания будут ли полезны услуги клиенту.
Вывод: если сммщики не интересуются подобными вещами и сразу готовят смету, тот возможно им не так важно ваше благополучие.
Спецам важно знать о проекте все или почти все. Для этих целей предоставляется бриф. В анкету вносится вся нужная нам информация. Так мы узнаем о том, кто ваши соперники по нише, какая у вас ЦА и география.
Вывод: если подрядчик не запрашивает такую информацию, то нужно сто раз поразмыслить о том, надо ли с ним сотрудничать.
В серьезном smm-агентстве обычно полный штат специалистов. Причем у всех строгая специализация. Таргетологи занимаются настройкой таргетированной рекламы в соцсетях, контентщики генерят контент, дизайнеры занимаются визуалом, проджект-менеджеры контролируют всю работу по проекту и общаются с клиентом по вопросам продвижения. Каждый из спецов – профи в отдельной области.
Вывод: если вы заметили, что таргетом, текстами и картинками занимается один человек, то целесообразнее обратиться к фрилансеру.
Когда вы связываетесь с подрядчиком, то нужно попросить его показать вам кейсы. Идеально, чтобы вам показали кейсы по вашей нише. И еще – они не должны быть анонимными.
Благодаря кейсам заказчики узнают о том, как работает подрядчик и можно ли ему вообще доверять.
Вывод: Если агентство не может похвастаться крутыми кейсами, то это наводит на мысль, что у них нет опыта продвижения в соцсетях. Кстати, вы можете найти наши кейсы здесь.
Если у сммщиков нет отзывов от клиентов, то это может означать, что у них нет довольных заказчиков.
Согласны, отзывы не так-то просто получить. Но если их нет, то где гарантия, что услуги подрядчика вас удовлетворят?
Кроме того, советуем поискать отзывы об агентстве в интернете и у знакомых предпринимателей.
Вывод: довериться агентству без отзывов – значит рискнуть своим бюджетом.
Перед тем, как начать сотрудничество с агентством спросите, какое программное обеспечение у них есть. У серьезных контор имеются парсеры, системы аналитики, сервисы для работы с контентом и другие инструменты.
У настоящего профессионала есть навыки использования платных сервисов. Все это нужно для того, чтобы оперативно выполнять свои обязанности.
Вывод: если у сотрудников смм-агентства нет нужных сервисов для работы, то им будет сложно выполнять свои обязанности. А трудно – часто означает медленно.
Те агентства, которые уважительно относятся к своим клиентам, постоянно предоставляют отчеты о результатах работы. Таргетологи нашей команды присылают отчеты по проекту ежедневно и ежемесячно.
Заказчик всегда должен знать о том, как обстоят дела с его профилями и группами.
Если произошло ухудшение в метриках, то что-то в работе пошло не так. Тогда спецы должны разобраться в причине произошедшего. В такой критический момент проджект-менеджер, спецы и заказчик зачастую устраивают созвон, чтобы решить проблему.
Когда мы скидываем отчет клиенту, мы доказываем ему, что следим за рекламными бюджетами в соцсетях и бережем их от слива.
Вывод: если вам не будут предоставлять отчеты, то это может демонстрировать несерьезный подход к проекту и вашим рекламным бюджетам.
Вы нанимаете специалистов не для того, чтобы говорить им, как делать работу. Но это не означает, что сммщики не должны принимать во внимание ваши советы. Ведь вы понимаете свой бизнес лучше чем кто бы то ни было. Предложения, которые вы озвучиваете должны приниматься во внимание.
Но спецы достаточно хорошо разбираются в своей работе, чтобы знать, о том как сделать ваши соцсети более эффективными. Порой и в нашем агентстве бывают разногласия с клиентами. Иногда, при утверждении креативов, клиенту может не понравиться картинка или текст. Мы обязательно объясним, почему мы считаем, что вариант подходит для этой конкретной задачи. Но если разногласия все равно остаются, мы предлагаем протестировать его вариант и наш.
Вывод: если спецы не желают к вам прислушиваться, или проявляют минимум инициативы, то может быть они вам и не нужны.
Когда рекламные бюджеты переваливают за сотни, или даже за миллионы рублей, работать с агентством без договора, как минимум легкомысленно. Поэтому у надежных подрядчиков есть бухгалтеры, чтобы ни у кого не возникло сомнений в их честности и все заинтересованные лица были защищены от неприятностей.
Вывод: не стоит бояться бюрократии. Лучше работайте с агентствами по договору.
Если у агентства есть крутой сайт, с хорошим дизайном и качественным контентом, то скорее всего дела у него идут хорошо. Прежде всего, экспертный блог говорит о том, что спецы разбираются в том, что делают. А еще – хороший сайт, это то удовольствие, на которое у “шарашкиной конторы” денег обычно не хватает.
Вывод: сайт digital-агентства, должен быть качественным.
Вот в принципе и все основные признаки агентства, которое принесет реальную пользу вашему бизнесу. Если хотите, чтобы мы помогли вам с продвижением в соцсетях – свяжитесь с нами. Менеджеры ответят на все вопросы.
«Голый энтузиазм», или как я создала SMM-агентство с нуля
Юлия Ломова, преподаватель курса «Head of SMM» в «Нетологии», основательница SMM-агентства InstFormation и тренер академии L’Oreal, рассказала, как она открыла SMM-агентство без крупных вложений и какими были её первые управленческие шаги.
Личная история, которая показывает, что не нужно бояться открывать новые горизонты.
Своё SMM-агентство я открыла, не строя бизнес-планов и финансовых моделей на старте. Я нигде не училась ведению бизнеса. У меня не было развитых управленческий компетенций. Всё это я освоила на практике уже в процессе работы агентства. Конечно, из-за этого было много ошибок и недочётов. Но это меня не останавливало, а только подогревало интерес.
Толчком для создания SMM-агентства стал момент, когда я, работая на фрилансе, вела шесть проектов одновременно и физически не успевала обслуживать их все. Перед этим у меня было два хороших кейса, и клиенты стали приходить один за другим. Это и стало предпосылкой для основания полноценного агентства.
Из основных рисков, с которыми я столкнулась на старте, были расчёт маржинальности SMM-агентства и финансовой модели бизнеса. Здесь нужно сесть и продумать вопросы:
Все эти вопросы лучше расписать на старте. Но я это делала спустя два года после создания агентства, когда у меня появился исполнительный директор. Самостоятельно мне было трудно описать рабочие процессы, составить инструкции, регламенты и расчёты. Поэтому я просто наняла человека, который это умеет. Я делала всё на голом энтузиазме, набивала шишки и решала проблемы по мере их поступления.
Что действительно важно иметь на старте ― клиенты, кейсы в портфолио и развитые хард-скиллы в SMM. Никакие бизнес-планы и финансовые модели вам не помогут, если не будет проектов. Любой потенциальный клиент в первую очередь смотрит на профессиональные компетенции, подтверждённые реализованными успешными проектами.
Решение об открытии ИП или ООО принимается, исходя из стратегии. ООО подойдет тем, кто начинает бизнес с партнёром или планирует партнёрство: в этом формате удобнее решить вопрос с долями в бизнесе и другими подобными вопросами. С ИП преимущество в том, что проще вести бухгалтерскую отчётность и управлять деньгами.
Я до сих пор работаю как ИП, хотя со мной сотрудничают большие бренды. Всю бухгалтерию я сначала вела через банк, а потом перевела в недорогой аутсорс ― это очень удобно.
Для ООО желательно сразу нанимать нормальный аутсорс или бухгалтера в штат. Это зависит от выбранной системы налогообложения, сложности ведения бухучета, найма сотрудников, по которым нужно вести кадровый учёт и платить налоги с зарплаты. Также штатный бухгалтер понадобится, если вы изначально планируете выводить свой бизнес в рост.
Организовать удалённую работу SMM-агентства несложно. К тому же это помогает экономить деньги, тем более на старте. С начала карантина в сети появилось множество гайдов и лайфхаков о том, как управлять удалённой командой, вести коммуникации, формировать KPI и контролировать выполнение работы каждым сотрудником. Тут вы можете сами выбирать, как удобнее организовывать работу и какими онлайн-сервисами пользоваться.
Для работы SMM-агентства не нужно закупать какое-либо оборудование. Стационарный компьютер нужен только для удобства работы в таблицах и программах. Мои сотрудники ведут работу через личные смартфоны и ноутбуки — от планирования задач в «Битрикс24» до обработки фото и видео.
Первых клиентов я искала на сайтах для фрилансеров (Freelance.ru, FL.ru), Telegram-каналах (@insta_workk), группах в Facebook («Работа в SMM») ― везде, где люди и компании ищут SMM-щиков. Ещё один хороший способ ― запуск таргета.
В поиске клиентов мне до сих пор помогает сарафанное радио, когда клиенты рекомендуют SMM-агентство друзьям и коллегам. Поэтому мне важно было развивать навыки клиентоориентированности. И здесь я и моя команда следуем принципу: клиентам нравится результат, а нам ― и процесс, и результат.
SMM-агентство ― история про соцсети. Поэтому в первую очередь клиент смотрит на то, как вы сами ведёте свои аккаунты в соцсетях. Будет смешно, если основатель агентства не знает, как его продвигать и рекламировать.
С самого начала я продвигалась через Facebook, потому что именно там сидят предприниматели, которые ищут услуги по SMM. В Facebook также удобно продвигать агентство через группы. Например, группы Websarafan и Startup Woman, где предприниматели часто пишут, что им нужен SMM-щик. Я стала откликаться на эти запросы.
Кроме того, в группах часто задают конкретные вопросы, наподобие «подскажите, как сделать то-то». Это возможность оставить в комментариях своё экспертное мнение, которое увидят потенциальные клиенты и обратятся ко мне. Это хороший способ безбюджетного продвижения SMM-агентства.
Логика такая: если вы компетентны в SMM, имеете опыт, то обязательно демонстрируйте это и прокачивайте через продвижение своих аккаунтов: таргетинг, работа с блогерами, «нативка», уникальные подписчики, реакции и так далее. А если не умеете с этим работать, то как вы собираетесь продвигать клиентов?
И речь не только о продвижении SMM-агентства через аккаунты компании в соцсетях, но и о продвижении себя ― основателя ― как личного бренда. Это особенно важно именно на старте: когда агентство станет крупным, возможно, будет уже не так важно, кто стоит у его истоков. Но до сих пор большой поток клиентов идёт в агентство через мой аккаунт в Facebook.
Кроме этого, я постоянно выступаю спикером на различных тематических конференциях, таких как «Суровый Питерский SMM». И активно продвигаю свою экспертность через Instagram. Потому что моё агентство специализируется на SMM-услугах именно в этой соцсети. И сейчас клиенты дополнительно приходят в агентство через каналы конференций и моего личного представительства в Instagram.
Продвижение и реклама через собственные аккаунты минимизируют расходы SMM-агентства и на старте, и в длительной перспективе. Я максимально старалась делать всё «руками» и тратилась только на то, в чём мне не хватало опыта.
Например, спустя год после старта агентства я обратилась к специалистам по созданию лендинга. Раньше я отправляла коммерческие предложения вручную. То есть каждому обратившемуся клиенту я делала отдельные расчёты, заново описывала перечень услуг ― это было жутко неудобно. И лендинг закрыл эту боль. Потому что я могла просто отправить ссылку, чтобы клиент сам ознакомился с коммерческим предложением. Дополнительно небольшая часть клиентов стала приходить в агентство через поисковые запросы.
Создать лендинг в Tilda можно самостоятельно, если есть навыки вёрстки и вы чётко представляете, какая информация на лендинге привлечёт клиентов. Это про ваши цели, преимущества, УТП.
Я же снова прибегнула к проверенной тактике: не умеешь сам ― обратись к специалисту. Стоимость такой услуги варьируется от 10 до 500 тысяч рублей в зависимости от того, обращаетесь вы к фрилансеру или в агентства разной степени крутости.
В любом случае на старте собственный сайт или лендинг не так важен для рекламы и продвижения, как собственные аккаунты в соцсетях.
Без первых клиентов не сложится бизнес ― это самый важный вопрос. Успех SMM-агентства состоит в том, насколько быстро вы оформляете кейсы, распространяете портфолио и насколько качественные у вас проекты. Параметры качества ― это выполнение KPI по проекту и удовлетворённость клиента.
С клиентами общаюсь мягко. SMM-агентству нужны хорошие рекомендации ― репутация в SMM крайне важна. Поэтому со спорными клиентами мне всегда проще вернуть деньги, чем затевать скандал и отстаивать права.
Например, был такой случай, когда агентство заключило договор с клиентом на рекламу у блогеров. Мы нашли блогеров и провели с ними рекламные кампании. Но клиент остался недоволен, потому что не увидел результата.
Мы не делали промокодов, и если продажи были, они никак не отслеживались. Если люди переходили на сайт, то мы не знали, покупали они что-то или нет. Из-за этого клиент не увидел конкретную цифру, сколько пришло продаж с кампаний. Тем более, что продажи не всегда приходят сразу после запуска рекламной кампании ― могут быть отложенные продажи.
Я могла отстаивать позицию, что реклама у блогеров не может давать стопроцентный результат. Но клиент посчитал, что мы должны отвечать за это и если от блогера нет толка, то агентство несёт за это ответственность. Моя ошибка в том, что я заранее не обговорила эти моменты с клиентом при заключении договора.
В итоге я вернула деньги клиенту, хотя мы выполнили работу в полном объёме: привели пять блогеров и провели с ними кампании. Так как мне важнее репутация, я решила не спорить с клиентом.
На старте моё SMM-агентство работало со всеми, кто обращался, и на любых условиях ― нужно собрать побольше кейсов. Со временем, когда мы встали на ноги и наработали репутацию, агентство отказывало клиентам, если не устраивали условия или предлагалась оплата ниже себестоимости услуг.
Себестоимость услуг и ценообразование прописываются в финансовой модели бизнеса. В SMM-агентстве достаточно посчитать все постоянные и переменные расходы и от этой суммы рассчитывать стоимость услуг. Если мы говорим про удалённое агентство, то это затраты на сотрудников, сервисы и оплату налогов.
В моём SMM-агентстве постоянные расходы:
Расходы на оплату остальных сотрудников зависят от выполнения работ по конкретным проектам. В моей команде четыре дизайнера, три копирайтера, пять проектных менеджеров ― все они распределены по проектам и получают зарплату за выполнение своей части работ по каждому проекту.
Поэтому это переменные расходы, так как они зависят от количества и объёма проектов. Также сюда относятся расходы на разовое привлечение специалиста, например, фотографа.
Цены на услуги я считаю попроектно. Минимальную стоимость по ведению и продвижению одного проекта рассчитываю, исходя из постоянных и переменных расходов. И дальше на эту стоимость накручиваю маржу, размер которой зависит от умения продавать услугу. Использую такую формулу:
Себестоимость проекта = (стоимость сотрудников + стоимость других расходов) / количество проектов.
Оптимальная маржа для SMM-агентства составляет 20–30%. А умение продавать услуги зависит от навыка продаж. Кто-то считает, что нужно собирать и раскачивать отдел продаж. В моём случае в качестве продавца выступает личный бренд: выступления на конференциях, написание экспертных статей, развитие личных аккаунтов в соцсетях.
Фишка личного бренда в том, что здесь нет прямых зависимостей: выпустил статью ― пришло десять лидов. Результат очень отложенный. Мои клиенты принимают решение о покупке услуг в несколько касаний:
И только после всех этих касаний люди обращаются ко мне за услугой. Поэтому я не могу спрогнозировать и посчитать точную конверсию со всех моих активностей. Но именно личный бренд помогает продавать услуги агентства. Это моя схема продаж, и каждый основатель бизнеса выбирает то, что удобнее ему.
В любом случае мой совет ― никогда не работать в минус: не соглашаться на оплату ниже себестоимости услуг. Максимум ― работать в ноль, если вы осваиваете новую нишу. Для меня в таких случаях важнее оформить новый кейс и привлечь других клиентов из новой ниши.
К каждому клиенту стараюсь найти свой подход, чтобы он оставался довольным, даже если результат может не получиться. Результат, ожидаемый бизнесом, не всегда зависит от продвижения SMM-агентством. Многое зависит от специфики самого бизнеса: как он построен, какой продукт предлагают ― это то, на что фактически SMM-агентство не может повлиять. То есть можно сделать всё на отлично с точки зрения SMM, но продажи у клиента так и не вырастут.
Например, у нас есть наработанные кейсы в нише салонов красоты. С каждым новым проектом мы делаем один и тот же комплекс работ. Но для окончательного результата это не имеет значения.
Например, мы работали с одним салоном, пригласили блогеров, запустили кампании ― пришёл поток клиентов, продажи выросли. А с другим салоном, делая ту же работу, такого успеха не добились. Потому что этот салон находился в другой локации, там работали другие мастера и владелец установил другие цены на услуги. А на такие вещи SMM никак не влияет.
На стадии переговоров поясняю клиентам, за какие SMM-услуги он платит, почему они столько стоят и почему нужно их использовать. При этом проговариваю, что SMM не гарантирует результатов по продажам и прибыли. И здесь намного важнее работать с клиентом так, чтобы ему было приятно и интересно в процессе оказания услуги.
Я работаю с клиентами по принципу «ожидание — реальность», когда у клиента свои представления (или их отсутствие) о возможностях SMM, а моя задача донести до них, что конкретно входит в ведение и продвижение аккаунта в соцсетях. Клиент платит за экспертность моего SMM-агентства и ежедневный большой объём работы.
То, сколько и каких сотрудников нанимать и какую оплату предлагать, зависит от бизнес-модели. Количество сотрудников зависит от количества текущих проектов.
Например, один SMM-щик ведёт один проект. Тогда рассчитывается размер оплаты за эту нагрузку. Если один SMM-щик готов одновременно отвечать за 5 проектов, то оплата рассчитывается либо за все 5 проектов, либо за каждый в отдельности. При этом руководитель самостоятельно решает, сколько он готов платить.
В этом случае имеет значение степень погруженности сотрудника в каждый проект. Допустим, он ведёт только один проект и посвящает ему всё свое время и силы. Это отражается на качестве результатов работы, и за такой проект логично заплатить больше. Более качественный проект продаётся клиенту по более высокой цене.
Зарплаты на рынке SMM самые разные ― от 5000 до 100 000 рублей в зависимости от цены, по которой агентство-новичок сможет продать услуги. Будьте готовы к тому, что на старте вы вряд ли продадите услуги за 500 000 или даже за 100 000 рублей. Поэтому отталкивайтесь от минимума: минимальные цены в продажах ― минимальные зарплаты сотрудникам.
SMM стал более профессиональным и комплексным. Хороший кейс можно сделать только при чётком разделении ролей, когда каждый специалист делает строго одну задачу, но делает её качественно. Один человек не может одинаково хорошо делать и таргет, и дизайн, и тексты. Поэтому в моём SMM-агентстве один проект ведут минимум три-пять человек:
От характера и комплекса ваших услуг зависит то, какие специалисты нужны агентству. Комплекс работ включает услуги от анализа ЦА и конкурентов до работы с блогерами, конкурсами и прочими активностями. Для этого я нанимаю людей, которые либо прошли обучение на курсах по комплексному SMM, либо имеют в портфолио небольшие реализованные кейсы. Способов найти сотрудников несколько:
На старте вы ― как основатель SMM-агентства ― можете часть работ вести сами. И нанимаете сотрудников по тем задачам, которые готовы делегировать. Но не стоит забывать, что помимо работы «руками» на руководителе лежат еще и управленческие обязанности. Например, я отвечаю за:
С развитием агентства привлекаются новые специалисты в зависимости от новых задач и потребностей. Так, на определённом этапе развития агентства я наняла исполнительного директора и HR-менеджера, чтобы разгрузить себя и сосредоточиться на бизнес-задачах.
Исполнительный директор отвечает за управление командой и мотивацию сотрудников, настройку рабочих процессов и регламентов. Сейчас она мой бизнес-партнёр. HR-менеджер помогает агентству с подбором персонала.
Пройдя путь с нуля до полноценного и стабильного бизнеса, я могу сказать, что основателю или руководителю SMM-агентства важно фокусироваться на развитии управленческих знаний, умении делегировать задачи и доверии к команде.
Что такое SMM и как он поможет продвижению бизнеса в соцсетях
SMM получил свое название от сокращения social media marketing. Основная цель SMM — привлечение клиентов к профилю, продукту, продвижение бренда. Для полноценного ведения бизнеса онлайн требуется грамотное продвижение в соцсетях.
Что такое SMM
SMM-продвижение в социальных сетях наряду с другими видами рекламы, чаще всего — таргетированной и контекстной рекламой, составляет основу многих маркетинговых стратегий. Нередко маркетологи принимают решение в пользу одного только SMM — для некоторых брендов работы с соцсетями, прямых коммуникаций с клиентом бывает более чем достаточно.
По сути, SMM это комплекс действий, состоящий из управления сообществами и подписочной базой. Это история про контент и активное взаимодействие с людьми. Аббревиатура расшифровывается как «Social Media Marketing» и означает дословно «Маркетинг в Социальных Сетях».
Хоть таргетированная реклама и является составной частью SMM, но это более механическая её часть, в которой маркетолог держится на расстоянии от аудитории. В отличие от неё, SMM широком смысле предполагает постоянное взаимодействие через обновляемый контент, побуждение пользователей к его распространению. Здесь же и управление вовлечённостью — необходимо постоянно поддерживать растущий интерес пользователей.
Чем отличается от рекламы в Google и Яндексе
Контекстная реклама в Google и Яндексе показывается тем, у кого уже появилась потребность в приобретении какого-либо товара. А SMM нужен до появления этой потребности, он помогает задуматься о ней. Работа идет с потенциальной аудиторией, которых может заинтересовать продукт.
Кому подходит SMM-продвижение
SMM-продвижение успешно используется в абсолютно разных направлениях, а результаты спокойно отслеживается в системах сквозной аналитики.
Это бизнес любого масштаба, организация и проведение мероприятий, образование, культура, хобби, наука, спорт, религия, политика, благотворительность, социальные проекты — SMM применяется фактически во всех сферах жизни современного общества.
Задачи SMM
Задачи, с которыми справляется грамотно выстроенная SMM-стратегия:
Кто такой SMM-специалист и какими навыками он должен обладать
SMM-специалист отвечает за создание визуального, текстового контента и за его продвижение. Его задача — донести информацию о продукте или услуге до целевой аудитории через социальные сети. Он работает над позиционированием, улучшает репутацию, увеличивает охваты.
При выборе SMM-специалиста обратите внимание на его навыки, он должен:
Главные принципы успеха
Важно, чтобы SMM-специалист изначально обладал сильным волевым характером, навыками самодисциплины и самоорганизации. Из-за динамики развития направления, изменений алгоритмов соцсетей необходимо быть в курсе последних новостей и повышать уровень знаний в области продвижения. Прокачивание умений и навыков станет залогом успеха для маркетолога.
Инструменты SMM
Выделяют следующие инструменты для продвижения в социальных сетях:
Этапы внедрения SMM в социальных сетях
Определение целей
Предполагается, что к SMM прибегают, преследуя несколько основных целей:
Целей может быть много, и для корректной их постановки рекомендуется использовать систему SMART.
SMM-стратегия
SMM-стратегию составляют перед тем, как приступить к работе: анализируют профиль, целевую аудиторию, делают аудит страницы в одной или сразу нескольких соцсетях. Анализируются и возможные конкуренты. Стратегии включают задачи по продвижению и цели, которых нужно добиться. Указывается формат контента, рубрики, оформление визуала, расчет таргетированной рекламы и целевой аудитории, выстраивание коммуникационной стратегии, проведение конкурсов.
Делается упор на параметры, которые отслеживают эффективность продвижения.
SMM-стратегия нужна для того, чтобы видеть, в каком направлении ведется работа, и понимать, над чем конкретно работать.
Выбор социальной сети
Социальных сетей и платформ, которые тоже можно считать соцсетями, существует множество. Среди них есть как глобальные, известные фактически каждому, так и специфические, ориентированные на более узкий круг людей.
Одни популярны на весь мир — о других мало кто слышал. Какие-то динамично развиваются и набирают популярность, другие — стагнируют, теряя своих пользователей и их лояльность. Сменяются поколения, появляются и затухают тренды.
При выборе социальной сети для SMM продвижения важно учитывать:
К примеру, если вам интересны предприниматели из России, то в первую очередь стоит обратить внимание на Facebook. А если домохозяйки в возрасте старше 50 лет, то очевидным решением будут Одноклассники. Хотя они в последнее время успешно осваивают и Instagram — в первую очередь, в потребительских целях.
Если ваш основной контент это видео, явно YouTube — это то, что вам нужно. А вот изображения стоит показывать в Instagram.
Мы не будем даже пытаться перечислять все социальные сети, которые используются в мире. Самые популярные в России:
Забегая вперед, в последнем можно собирать лиды через Calltouch и отслеживать их в Журнале звонков.
Помимо этого, к данному списку можно причислить мессенджеры:
В некотором смысле они расширяют свой функционал до уровня социальных сетей, и грань между этими типами коммуникационных платформ постепенно стирается.
Графическое оформление групп
Аккаунт должен выглядеть профессионально. Для этого поработайте над аватаром, обложкой и контентом.
SMM-специалист создает шаблон, которому следует в дальнейшем при оформлении постов, прорабатывает текстовое содержимое, дает рекомендации о том, на какие темы писать и как подавать материал.
При желании можно нанять фотографа для профессиональной съемки, чтобы получить качественный фотоконтент.
Создание сообщества
Для того, чтобы создать сообщество, следует:
Создание контент-стратегии
Контент-стратегия отвечает на важные вопросы: что мы хотим продемонстрировать своей аудитории, как часто мы будем о себе напоминать, в какой стилистике и в каком формате мы будем это делать.
Далее необходимо понять, какой контент размещать:
Говорите с подписчиками на одном языке. Выстраивайте частоту публикаций для того, чтобы быть регулярными и своевременными.
Анализ аудитории и конкурентов
Фундаментом SMM продвижения является предварительная аналитическая работа.
Проведите исследование, в ходе которого максимально детально определите социальные и демографические критерии ваших потенциальных целевых аудиторий и их сегментов. Это даст чёткое понимание того, как часто и какими социальными сетями пользуются интересующие вас люди, какой контент и в каком виде их интересует, какие каналы коммуникаций они предпочитают.
Конкурентный анализ тоже весьма полезен. Как правило, нет необходимости изобретать велосипед. Достаточно посмотреть, кто из ваших коллег по сфере деятельности успешно продвигается, в каких социальных сетях они это делают и каким образом. Сделайте выводы о том, что они делают хорошо, постарайтесь понять за счёт чего получаются такие результаты. Также обратите внимание на то, что можно улучшить и подумайте как именно это можно сделать.
Иногда бывает так, что некоторые платформы или типы контента весьма недооценены. В связи с чем там низкая конкуренция или вовсе она отсутствует. К примеру, продажа квартир в новостройках через YouTube, продвижение юридических услуг в Instagram или привлечение инвестиций через Telegram.
Выбор инструментов продвижения страницы в социальной сети
На специфику SMM-продвижения влияет то, какие именно социальные сети вы выбираете. От этого будет зависеть конкретный инструментарий, который можно задействовать. Важно понимать, что способы продвижения могут быть официальными, «серыми» и «чёрными». О них более подробно речь пойдёт ниже.
Из универсальных рекомендаций можно отметить, что самое главное, чему обязательно стоит уделить самое пристальное внимание — это контент.
Создание контента
Мы с вами живём в эпоху колоссального информационного шума. Каждый день на человека отовсюду сыпятся горы различного контента. Люди становятся всё более избирательными и у них вырабатываются «фильтры» на те типы информации, которая им неинтересна. Прямая реклама уже фактически не работает.
Если раньше можно было публиковать котиков, демотиваторы и мемы, то сейчас в цене уникальный, авторский контент. И даже его сейчас стало много, в связи с чем конкуренция за внимание пользователей ещё больше обострилась.
«Успешный успех» отходит на второй план. В цене искренность, открытость, прозрачность, способность делиться не только своими удачами, но и ошибками с переживаниями.
Всё большую роль начинает играть персональный бренд. Люди хотят взаимодействовать с людьми, а не безликими компаниями. В связи с этим рекомендуется использовать преимущественно уникальный контент и стараться гармонично сочетать баланс его следующих типов:
Речь идёт о промо-контенте: обзоры, тесты, сравнения, примеры использования, скринкасты, бэкстейджи, кейсы, истории успеха, социальные доказательства и другое.
Данная информация должна снимать опасения, решать боли, проблемы, задачи, формировать образ эксперта, повышать ценность сообщества.
К данному типу относятся: подборки, рецензии, инфографика, мануалы, инструкции, мастер-классы, чек-листы, саммари, выжимки, тезисы, конспекты, DIY, полезные статьи, лонгриды.
Направлен на вовлечение. Актуализирует у пользователей опыт предыдущего взаимодействия, который учитывается алгоритмической «умной» лентой большинства социальных сетей при формировании порядка выдачи контента.
Простыми словами: если пользователь недавно каким-либо образом взаимодействовал с вашим контентом, то в дальнейшем ему, с высокой степенью вероятности, будет показываться ваш новый контент.
На разных платформах может отличаться форма реакций. Речь идёт о посещении страниц, профилей и аккаунтов, просмотрах, лайках, репостах, комментариях, добавлениях в избранное.
Оптимизатор
К данному типу относятся: викторины, краудсорсинговые публикации с запросом совета или обратной связи, опросы, голосования, консалтинговые акции с ответами на вопросы из комментариев, live-видеотрансляции.
Это контент, созданный пользователями или при их непосредственном участии.
Они могут его публиковать самостоятельно, если это разрешено вашими настройками приватности. Либо предлагать к публикации или присылать для размещения.
К данному виду относятся: отзывы, пользовательские обзоры, вопросы.
Приветствуется разбавление общей массы контента тематическим дозированным юмором, имеющим какое-либо отношение к вашей специфике. Главное — не поддаваться соблазну, чтобы не нарушать баланс и не злоупотреблять данным видом контента. Подобное приводит к тому, что материалы активно лайкают, но помимо этого ничего особенного не происходит. Как говорится, «у клоунов не покупают». Юмор нужен для вовлечения аудитории и повышения её лояльности.
Важно, чтобы ваш контент был, в первую очередь, полезным для пользователей, развивал и вовлекал их. Чтобы после каждого взаимодействия с вами человек чувствовал, что в нём что-то изменилось в лучшую сторону.
Используйте полезные сервисы:
Создан профессиональными копирайтерами. Помогает очищать тексты от штампов, канцеляризмов и словесного мусора. Бесплатен.
Облачный редактор для создания и оформления изображений. Имеет много привлекательных шаблонов, позволяющих создавать профессионального качества изображения буквально за несколько минут тем, кто далёк от дизайна. Интуитивно понятный интерфейс. Разобраться можно в процессе. Работает в виде web-версии через браузер. Также есть мобильное приложение.
Есть бесплатная версия, которой вполне хватает. Платная — для командной работы. Также в сервисе можно покупать шаблоны дизайнов и изображения по приемлемой стоимости.
Сервис, позволяющий легко и быстро создавать видео для социальных сетей и мессенджеров. Можно начать с нуля или подобрать подходящий шаблон для кастомизации. Работает через браузер.
Есть бесплатные возможности, которых вполне хватает, если вас не смущает логотип в виде ярко-жёлтой уточки в углу каждого вашего видео. Избавиться от неё и получить расширенный функционал можно за вполне адекватные деньги.
Реклама в социальных сетях
Создавать рекламу в социальных сетях можно тогда, когда бренд полностью готов к продвижению:
Работа с лидерами мнений
Прежде чем доверить блогеру рекламу о ваших товарах, изучите статистику его аккаунта. Выбирайте блогера, аудитория которого схожа с вашей.
Управление репутацией в социальных сетях
За репутацию отвечают:
Конкурсы в социальных сетях
Основная цель конкурса — не только привлечь подписчиков, но и заявить о себе. SMM-щик объявляет о наборе спонсоров, устанавливает входную цену, формирует призовой фонд.
Для эффективности проведения конкурсов важно правильно разработать условия для
получения максимальной выгоды от затрат. Лучше всего работают конкурсы, которые приурочены к праздничному событию. Так люди охотнее принимают участие.
Методы SMM-продвижения
Белые методы
Таким термином обозначают официальные и корректные способы SMM.
В данном случае логика проста — нужно находить уже раскрученные страницы и договариваться с их администраторами о размещении. Это можно делать напрямую, но с риском обмана или халатного отношения. Другой вариант — через специализированные биржи, выступающие в роли посредников и гарантов по данным сделкам.
Хорошо работает реклама у ЛОМов (Лидеров Общественного Мнения). Подписчики им доверяют, и грамотная нативная реклама в таких случаях выглядит, как искренняя личная рекомендация ЛОМа — при этом, реакция лояльная.
Приносят много подписчиков при относительно невысоких инвестициях. Правда, после конкурса обычно происходит массовый отток привлечённой аудитории. Также присутствует риск привлечь много так называемых «призоловов», которые далеко не всегда являются желанной целевой аудиторией.
Удачное креативное решение, хорошие призы за участие, простые и понятные механики участия — рецепт успешного вирусного конкурса с большим охватом. Но это просто только на словах. На самом деле виральность очень трудно спрогнозировать и запланировать.
Рекомендация одна — анализировать успешно реализованные механики конкурсов других организаторов и копировать то, что хорошо работает, с минимальными видоизменениями.
Аккаунты в соцсетях индексируются поисковыми системами. Поэтому важно оптимизировать их для высокого ранжирования в результатах выдачи по ключевым словам. На позиции влияет ряд факторов, но обычно это активность сообщества вкупе с наличием ключевых слов в адресе, никнейме, наименовании и описании аккаунта.
Помимо поисковых систем в каждой социальной сети существует внутренний поиск, работающий по своим правилам. Тестовым путём проанализируйте, на что алгоритм обращает внимание. Это позволит вывести ваше сообщество в топ результатов внутреннего поиска просто, быстро и с минимальными финансовыми вложениями.
Делайте качественный и уникальный полезный контент, и пользователи сами с большим удовольствием будут им делиться со своими друзьями и подписчиками.
Вовлекайте, интересуйтесь мнением, просите помочь — в общем, создавайте и развивайте долгосрочные отношения с аудиторией. Это многократно окупится в стратегической перспективе.
Серые методы
К ним относятся неэкологичные способы SMM. Они, как правило, дешёвые и достаточно эффективные.
Использовать их или лучше воздержаться — дело личное и зависит от того, насколько дорога репутация продвигаемого аккаунта или сообщества.
Считается в какой-то мере оправданной первичная накрутка офферных подписчиков, лайков и прочих реакций при запуске аккаунта или сообщества. Природа людей такова, что мало кто хочет первыми присоединяться к неактивной странице. Когда уже есть подписчики и видимость активности, новые люди присоединяются гораздо охотнее.
Также накрутки можно применять для вывода в топ и в разделы рекомендаций. Важно это делать в правильных пропорциях.
Непосредственно спам относится, скорее, к чёрным способам SMM-продвижения. Но если комментарии пишутся в контексте и вручную, то они привлекают свою долю внимания.
Рассылку в личные сообщения тоже можно не считать спамом, если отправляется не рекламная «портянка», а составлен грамотный скрипт. Обычно он многоходовый и состоит из приветствия, вопроса и только потом — перехода к сути.
Такая рассылка осуществляется чаще всего вручную, но с развитием чат-ботов и алгоритмов искусственного интеллекта, появились возможности автоматизации без потери качества.
Суть данного способа в том, чтобы активно подписываться на страницы пользователей, относящихся к вашей целевой аудитории. Люди видят уведомление о том, что кто-то проявил к ним внимание и переходят посмотреть на ваш профиль. Если он показался им интересным, часть пользователей подпишутся в ответ. Осуществляется вручную или автоматически.
Черные методы
Под данными способами понимаются крайне неэтичные и неэкологичные действия в социальных сетях. Такие, как взлом аккаунтов, рассылка откровенного спама, накрутка ботов. Однозначно не рекомендуем это использовать.
Как долго ждать результатов от SMM
Чем меньше известность у компании, тем дольше времени требуется для того, чтобы стратегия начала приносить свои плоды. В среднем, на это уходит до 3-х месяцев.
За это время появляются новые клиенты, люди начинают охотнее просматривать ваши социальные сети. Между клиентами и компанией создаются доверительные отношения. А взамен накрученным пользователям приходят реальные клиенты, которые готовы покупать.
SMM-стратегия представляет собой эффект снежного кома. Это долгая подготовка, но при правильно выполненных действиях результат не заставит себя долго ждать.
Как оценивается эффективность SMM
Об эффективности проведенной работы говорят следующие показатели:
Эти показатели позволят судить о том, насколько эффективной оказалась smm-стратегия, какие плоды она принесла.
Заключение
Если вам нужно получить внимание людей, то нужно обязательно идти туда, где они часто проводят время, где им удобно получать информацию и поддерживать коммуникации. Стратегия продвижения всё сильнее опирается на коммуникации, поэтому для доверия пользователей важно идти с ними на контакт, а если говорить об интернете, то это в большинстве случаев как раз SMM.