сколько времени в день нужно читать 3 класснику
Родителям третьеклассников
Третий класс является переломным в жизни младшего школьника. Многие учителя отмечают, что именно с третьего года обучения дети начинают действительно осознанно относиться к учению, проявлять активный интерес к познанию.
Это во многом связано с теми значительными изменениями, которые происходят в общем интеллектуальном развитии детей в данный период. Психологические исследования показывают, что между вторым и третьим классами происходит скачок в умственном развитии учащихся. Именно на этом этапе обучения происходит активное усвоение и формирование мыслительных операций, более интенсивно развивается вербальное мышление, то есть мышление, оперирующее понятиями. Известный детский психолог так писал об особенностях развития младших школьников: «Память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие – думающим».
Активно развивается и способность ребенка произвольно управлять своими психическими процессами, он учится владеть вниманием, памятью, мышлением.
Как помочь ребенку стать читателем
Люди перестают мыслить, когда они перестают читать.
К третьему классу у разных детей складывается неодинаковое отношение к чтению как самостоятельному интеллектуальному занятию.
Как правило, в каждом классе есть две группы детей, демонстрирующих полярное отношение к чтению. Одни читают охотно и много, не расстаются с книгой. Другие, напротив, не любят читать, делают это лишь по принуждению. Именно вторая группа учащихся чаще всего вызывает особое беспокойство учителей и родителей.
Дети, которые не любят читать, нередко плохо владеют техникой чтения. Именно отсутствие хорошо отработанного навыка чтения может служить препятствием для свободного общения ребенка с книгой. В этом случае следует уделить особое внимание отработке технической стороны чтения. Чтение, как любой другой навык, требует специальных усилий и времени для закрепления умения и его совершенствования. Времени, отведенного для этого на уроках чтения, очевидно недостаточно. Для закрепления навыка чтения ребенок нуждается в систематических, ежедневных упражнениях. Специалисты, занимающиеся проблемами детского чтения, утверждают: для улучшения навыков чтения особенное значение имеет эмоциональное состояние ребенка. Родителям необходимо помнить, что ребенок, любимый ими независимо от своих недостатков, получающий эмоциональную поддержку взрослых, а значит, уверенный в себе, легче обучается чему бы то ни было, в том числе и чтению.
Как правило, читать любят дети читающих родителей.
Не все любят слово «обязательно». Иной раз оно вызывает сомнение: почему? Зачем? В данном случае объясняется все просто. Девять лет – это тот возраст, когда ребенок начинает схватывать информацию буквально на лету. Если в течение трех месяцев он будет ежедневно читать, то за лето сделает большой шаг вперед в плане интеллектуального развития; отдохнет «полноценно», не утруждая себя чтением, – такой же шаг назад! «Нейтральной» позиции у детей нет. Вот поэтому так важно читать книги для внеклассного чтения; в 3 классе они должны быть подобраны с учетом того, какой у ребенка багаж знаний.
Некоторые дети к этому возрасту уже «проглотили» немало книг и вполне готовы воспринимать литературу для средних классов. Стоит ли ограничивать круг их чтения? Ни в коем случае. Если вы видите, что ребенок действительно «справляется» с большими, серьезными текстами: дочитывает их до конца, может пересказать, понимает проблемы, дает оценку характера и действий героев – предлагайте ему достаточно «взрослые» для него произведения. Так в список книг для 3 класса могут войти:
Для тех детей, которые еще плохо читают, книги для 3 класса на лето должны быть подобраны достаточно простые – в противном случае взрослые рискуют навсегда отбить у ребенка желание читать. В круг чтения маленького школьника могут по-прежнему входить произведения со сказочными героями, вымышленными историями:
· Л. Кэролл. «Алиса в стране чудес».
· С. Лагерлёф. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».
Иногда родителей волнует вопрос: о чем должны быть книги для 3 класса на лето? Есть ли какая-то главная тема? Нет, такого требования не предъявляется к литературе для данного возраста. Чем шире будет тематический диапазон, тем дальше «шагнет» ребенок в своем развитии за лето. Пусть он, читая произведения, задумается о своем долге перед родителями, о дружбе и даже о любви. Хорошими книгами для детей 9 лет будут считаться те, которые дадут ребенку определенные нравственные ориентиры: понятия чести, долга, справедливости. Можно предложить ребенку прочитать следующие произведения:
Возможно, кто-то из родителей задумается: а должны ли книги на лето для 3 класса быть разными для мальчиков и девочек? Нет, такого разделения нет. Хотя учитывать интересы одних и других все-таки нужно. Не секрет, что даже маленькие девочки любят «романтические» истории, а мальчишки предпочитают рассказы, в которых есть «динамичность» действия, любят решительных, бесстрашных героев.
Обязательно включите в список книг для мальчика 9 лет произведение М. Твена «Приключения Тома Сойера». Не одно поколение ребят зачитывалось историями, которые приключались с их сверстником – озорным и непослушным Томом Сойером.
К классике детской литературы относится и повесть-сказка немецкого писателя Джеймса Крюса «Тим Талер, или Проданный смех». Обязательно дополните список книг на лето для 3 класса этим произведением – оно будет интересно не только «читателям», но и «читательницам». Проблема нравственного выбора, поднятая автором на страницах этой детской книги актуальна во все времена: деньги не заменят любовь и дружбу близких людей.
Какие же могут быть интересны книги для девочек 9 лет на лето? Думаем, многих из них тоже заинтересуют герои А. Гайдара, не оставит равнодушными «любовная» история Тома Сойера и его одноклассницы Бекки Тэтчер, увлекут приключения Тима Талера.
Разумеется, маленьким читательницам понравятся произведения, где главные герои, точнее героини, – девочки! Обратите внимание на произведения Кира Булычева «Приключения Алисы».
Юные читательницы многое потеряют, если не познакомятся с творчеством полькой писательницы ХХ века Марии Крюгер. Список книг для девочек 9 лет могут пополнить замечательные повести-сказки «Голубая бусинка» и «Привет, Каролинка!» Произведения написаны простым, доступным детям языком, содержат элементы фантастики и приключений, а главное – воспитывают в маленьких читателях доброту и отзывчивость.
Мы уже отмечали выше, что среди детей этой возрастной категории могут быть вполне «серьезные» читатели. Попробуйте предложить девочкам бестселлер всех времен – книгу американской писательницы Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома». В числе главных героев романа есть сверстницы маленьких читательниц – Топси и Ева, чьи судьбы не оставят равнодушными ни одного читателя.
Другой вопрос: стоит ли давать детям читать произведения трагические, затрагивающие далеко не детские проблемы? Стоит. Дети должны постигать мир не только через сказки и веселые истории.
Сколько времени в день нужно тратить на книги? Для детей 9 лет достаточно будет часа. Во всем хороша «золотая середина»: не стоит сокращать временные рамки до 15 минут, так же, как нежелательно позволять ребенку сидеть за чтением весь день – он все-таки должен достаточно времени бывать на свежем воздухе, активно двигаться.
Нужно ли выбирать иллюстрированные книги или «картинки» уже не столь актуальны в этом возрасте? Удачный рисунок художника всегда уместен. Но, разумеется, постепенно ребенок должен привыкать к изданиям, оформленным достаточно строго.
Может быть, кого-то из родителей волнует и такой вопрос: стоит ли летом книги для 3 класса читать только те, что рекомендуются для каникул, или же дополнить список еще и теми, которые будут проходиться в 4 классе? На наш взгляд, лучше дать ребенку возможность выйти за «рамки» программы. Кроме того, часто такое чтение «заранее» пользы не дает: ко 2-й, 3-й четверти ребенок благополучно забывает все мелкие детали и не может давать на уроке точные ответы. Перечитывать же произведение «по доброй воле» ему тоже не хочется – ведь он «читал все летом»!
В заключение хочется напомнить уважаемым мамам и папам о том, что лучший «воспитатель» ребенка – книга: для чтения в 3 классе летом мы постарались предложить вам интересную и полезную литературу. Надеемся, что читать ее ваш ребенок будет с удовольствием!
Если родители всерьез обеспокоены недостаточно заинтересованным отношением ребенка к чтению, им могут пригодиться советы американского психолога В. Уильямса. Вот некоторые из них.
Наслаждайтесь чтением сами и вырабатывайте у детей отношение к чтению как к удовольствию.
Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным и т. п.
Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарков.
Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы.
На видном месте дома повесьте список, где будет отражен прогресс ребенка в чтении (сколько книг прочитано и за какой срок).
Выделите дома специальное место для чтения (укромный уголок с полками)
В доме должна быть детская библиотечка.
Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей еще что-то прочитать об этом (например, книги о динозаврах или космических путешествиях).
Предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм.
По очереди читайте друг другу рассказы или смешные истории. Развлекайте себя сами, вместо того чтобы смотреть телевизор.
Поощряйте дружбу ребенка с детьми, которые любят читать. Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их им.
Поощряйте чтение детей вслух, когда это только возможно, чтобы развить их навык и уверенность в себе.
Почаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают.
Поощряйте чтение любых материалов периодической печати: даже гороскопов, комиксов, обзоров телесериалов – пусть дети читают все, что им нравится.
Детям лучше читать короткие рассказы, а не большие произведения: тогда у них появляется ощущение законченности и удовлетворения.
Пусть дети каждый вечер читают, перед тем как уснуть.
Примерный список летнего чтение для будущих третьеклассников
2.Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки»
3.Б. Житков «Беспризорная кошка», «Что я видел»
4.Б. Заходер «Серая звездочка»
5.С. Прокофьева «Сказка о жадном мальчике»; «Пока бьют часы», «Клад под старым дубом» и др.
6.Дружков, Юрий «Волшебная школа», «Приключения Карандаша и Самоделкина».
7.Ксения Драгунская «Когда я была маленькая», «Лекарство от послушности»,и др.
8.Э. Успенский «Школа клоунов», «Вниз по волшебной реке», «Меховой интернат» и др.
9.В. Гауф «Маленький Мук» «Карлик нос».
10.О. Пройслер «Маленькая Баба яга», «Маленький водяной».
11.Лари, Ян «Hеобыкновенные приключения Карика и Вали».
12.Вестли, А.-К. «Мама, папа, восемь детей и грузовик»
13. Я. Экхольм «Тутта Карлссон Первая и единственная, Людвиг Четырнадцатый и другие»
14.Петрушевская Людмила «Детские пьесы», «Пуськи бятые», Сказки.
15.Пивоварова, Ирина «О чем думает моя голова», «Однажды Катя с Манечкой», «Тройка с минусом, или происшествие в 5 «А»».
16.Пришвин, Михаил «Кладовая Солнца», «В краю непуганых птиц» и др..
17.Токмакова, Ирина «Аля, Кляксич и буква А», «Сосны шумят», «Ростик и Кеша».
18.Кейт Ди Камилло «Удивительное путешествие кролика Эдварда»
19. Кейт Ди Камилло « Спасибо Уинн-Дикси»
20. Для любителей природы и животных Эдвард Брем «Жизнь животных»
Летом веди читательский дневник.
2. Автор, главные герои.
4. Чему тебя научила?
Не забудь принести читательский дневник 1 сентября в школу.
Сколько нужно читать и почему это важно
Рассказываем, как чтение влияет на мозг
Пословица гласит: «Кто много читает, тот много знает». Почему это так? Вместе с экспертами разбираемся, действительно ли чтение делает нас умнее, сколько страниц в день нужно читать и как сделать чтение максимально эффективным и для детей, и для взрослых.
Кстати, сейчас мы запустили бесплатный email-курс для тех, кто пока ещё не совсем хорошо читает (или вообще нет). Пять творческих и простых занятий, чтобы научить ребёнка читать осознанно и с интересом. Подписывайтесь!
нейробиолог, дефектолог, кандидат биологических наук,
руководитель «Центра коррекционных и развивающих технологий»
🧠 Чем чтение полезно для мозга
Формирует нейронные связи
Нейробиологи давно выделяют несколько видов интеллекта и даже фиксируют различия с помощью электроэнцефалограммы: человеку надевают датчики и предлагают выполнить задания разного типа. Программа показывает, какие зоны мозга в первую очередь реагируют на определённый вид задач. Так по карте мозга определяют ведущие типы интеллекта обследуемого.
Вы можете с трудом понимать математику, но быть очень эмпатичным, если у вас развит эмоциональный интеллект. В быту умный — это не тот, кто умеет написать уравнение окислительно-восстановительной реакции, а тот, кто знает, когда смолчать, что кому сказать. Людей с одним видом интеллекта не бывает, каждый тип интеллекта развит в какой-то степени.
Напрямую чтение и интеллект не связаны, но если рассматривать мозг как нейросистему, то польза от чтения заметна. Когда я учусь танцевать сальсу или плести корзины, в моём мозге образуются новые нейронные связи.
То же самое происходит при чтении. Освоение нового даёт прирост к интеллектуальной сфере на клеточном уровне, но читать ради количества прочитанного не имеет смысла.
Лучше всего осмыслять, обсуждать прочитанное и пытаться применить на собственном опыте — тогда в мозге сформируется наибольшее количество связей.
Некоторым людям трудно воспринимать печатный текст. У них мы диагностируем синдром скотопической чувствительности или дислексию. Если процесс чтения для вас мука, стоит слушать аудиокниги, а при чтении текста выбирать короткие новеллы, а не романы.
Люди, которые не любят читать, всё равно читают, например, посты в социальных сетях. В спектре моих интересов смешные короткие рассказы на злобу дня и всё, что связано с дефектологией и нейробиологией, а также статьи про вирусы. Я читаю материалы в интернете и бумажные книги. При этом если после нескольких страниц книга не зацепила, я её читать не буду.
Пробуждает и развивает воображение
Специалист в области литературы, сотрудник Мичиганского университета Натали Филлипс инициировала эксперимент с использованием МРТ. Испытуемым предлагали прочесть отрывок художественного произведения в камере аппарата магнитно-резонансной томографии. Выяснилось, что чтение для удовольствия стимулирует разные отделы мозга. У испытуемых усиливалось кровоснабжение областей, которые не задействуются при просмотре видео или во время компьютерных игр.
Стимулирует мозговую активность
Психофизиологи заметили, что неожиданные окончания фраз или несуществующие слова при чтении повышают активность различных зон мозга. Такими примерами чаще изобилуют стихи: у В. В. Маяковского « молоткастый, серпастый советский паспорт» или у А. А. Ахматовой «Всё в Москве пропитано стихами, рифмами проколото насквозь». Именно поэтому поэзия имеет более сильный и продолжительный эффект, чем проза.
📚 Сколько книг нужно читать в год
Успешные предприниматели: Илон Маск, Билл Гейтс, Уоррен Баффет читают книги и периодику по несколько часов в день — до 100 книг в год. Опрос ВЦИОМа в 2019 году показал, что читающие россияне «проглатывают» около 12 книг за год, а если не сидят в интернете, вдвое больше — по полкниги в неделю.
📅 Сколько времени нужно читать в день
Средняя скорость чтения взрослого человека около 50 страниц в час. Книгу объёмом 250 страниц можно осилить за неделю, если уделять этому занятию чуть меньше часа в день. Сколько времени посвящать чтению, каждый решает сам. Если уделять книгам час каждый день, вы приблизитесь к показателям известных богатых людей.
преподаватель «Фоксфорда», кандидат философских наук, доцент НИУ ВШЭ, редактор журнала «Лиterraтура»
Можно вообще не читать. Я знал людей, которые практически ничего не читали, не смотрели и не слушали, тем не менее, в общении они могли показать себя интересными собеседниками (но не в плане разговоров о культуре) и тонкими психологами — знатоками человеческих душ.
Но есть один нюанс. С такими людьми лучше не обсуждать литературу, кино и музыку — они демонстрируют настолько странные вкусы, что дальнейшее общение может стать невозможным. И это неудивительно — вкус, умение разбираться в чём-либо, например, в искусстве, развивается именно в процессе потребления этого искусства.
Ну и ещё один небольшой момент: если вы сами сильно увлекаетесь чем-нибудь, например, астрофизикой и жаждете об этом говорить, то, естественно, вам будет более приятен тот собеседник, с которым вы сможете это обсудить.
Впрочем, если вы интроверт, то не имеет значения, читал ли что-либо ваш собеседник. Скорее всего, вы и так не будете тяготеть к общению.
Чтение и прочее культурное потребление, конечно, развивает, формирует интеллект и вкус, в этом смысле да, если понимать разумность как совокупность знаний. Однако, как сказал Гераклит, «многознание уму не научает, иначе оно научило бы Гесиода и Пифагора, а также Ксенофана и Гекатея», намекая на то, что лучшие эрудиты того времени были дураками.
В общем, чтение даёт базу и стимул к развитию, но если ума нет, то его и не будет.
Сколько книг читать в день?
Известный миллиардер Уоррен Баффет однажды сказал, что нужно читать по 500 страниц каждый день, чтобы достичь успехов в жизни. Он подчеркнул, что все это могут делать, но немногие станут. А действительно ли нужно столько читать в день? Сколько в день человеку можно читать книги, есть ли какие-то нормативы? Давайте в этом разберемся.
Насколько быстро может читать человек?
Психологи и педагоги отмечают, что средняя скорость молчаливого чтения составляет 200-300 слов в минуту. Согласно современным стандартам вдвое меньше должен читать четвероклассник. И эти нормы приняты совершенно неслучайно, так как темп речи разговаривающего с кем-то человека колеблется именно в таком диапазоне. Если мы хотим объяснить важную информацию или прочитать детям сказку перед сном, что замедляемся до 60-100 слов в минуту, чтобы слушатель лучше все понял.
В последние годы популярность приобрели различные методики, обучающие скорочтению. Одни эксперты считают, что при быстром чтении глаза утомляются меньше, чем при медленном, а еще повышается уровень понимания прочитанного. Но есть и те, кто считают, что для достижения результатов прочитывания в 1000-1500 слов в минуту нужно прекратить внутреннее проговаривание, а это негативно отражается на качестве и глубине восприятия текста. Кто же из них на самом деле прав – это может проверить только читающий человек на собственном опыте. Вероятно, что для одного любителя чтения быстрый процесс действительно окажется более эффективным, а для другого требуется медленный процесс изучения литературы, чтобы досконально понять содержимое.
Какая существует норма чтения в день?
Норма чтения связана с возрастом читающего. Если речь идет о дошкольнике, уже умеющем читать, то в день на чтение ему можно уделять всего 5-10 минут. Если заставлять маленького ребенка читать дольше, то высок риск перенапряжения глазных мышц и повышенной утомляемости. Детям из старшей и подготовительной группы можно зрительно нагружать себя на протяжении 15-20 минут. Ребенок школьного возраста уже может спокойно читать книгу без перенапряжения в течение 45-50 минут. Но важно делать 10-минутный перерыв через полчаса чтения.
Взрослым людям тоже можно читать в день около часа, отвлекаясь на несколько секунд после 10-15-минутного чтения на удаленные предметы. Через час нужно обязательно сделать перерыв на 15 минут. Если не ощущается сильной нагрузки на глаза, то можно продолжить чтение. Обязательно в процессе чтения нужно создать оптимальную освещенность, сидеть и держать книгу на расстоянии в 30-35 сантиметров.
Чтение книги ежедневно и понемногу
Встречается среди любителей чтения и такое мнение, что в день нужно читать 30 минут. Оптимальность такого метода объясняется следующим:
1) Внимание на протяжении короткого времени остается достаточно сфокусированным, что не позволяет упустить важные моменты, которые описаны в книге, и сделать для себя правильные выводы.
2) Это время за день всегда может найти любой человек, даже очень занятой. Например, вполне можно читать книгу перед сном, уделив процессу 30 минут.
3) За такой промежуток времени можно почерпнуть из книги небольшую порцию информации и тщательно «переварить» ее. Потом легче будет воспринимать следующую поданную автором информацию.
4) Читая каждый день по 30 минут, можно прочитать за год не менее 20-ти книг, которые могут дать нужную информацию и изменить вашу жизнь к лучшему.
Такой совет, конечно, носит рекомендательный характер – каждый решает сам для себя, сколько он хочет и главное, сколько сможет осилить страниц в день. Здесь важно помнить, что не следует читать одновременно несколько книг – надо закончить одну, сделать небольшой перерыв, а потом начать следующее произведение. Только так чтение книги будет продуктивным, позволит уяснить главную мысль и сделать правильные выводы.
Сколько времени в день нужно читать 3 класснику
Умение читать — одно из главных требований к первокласснику сегодня. В начальной школе детей поджидает срез по технике чтения: с её помощью учитель проверяет, как быстро школьник вникает в текст и может ли воспринимать его без ошибок. Вместе с преподавателем Полиной Булатовой выбрали способы, которые помогут улучшить скорость чтения в начальной школе всего за 10-15 минут в день.
Источник
Скороговорки
Польза скороговорок очевидна: ребёнок буквально учится «скоро говорить». А увеличивая скорость речи, начинает быстрее читать и даже думать.
Примеры скороговорок
Вот несколько скороговорок, которые можно выучить с детьми.
Ещё больше примеров можно найти на специальных сайтах или в приложении «Скороговорун», где есть скороговорки, стихи, упражнения, слоговые таблицы и даже дыхательная гимнастика.
Дыхание
Иногда причина медленного чтения — неправильное дыхание. Например, ребенок произносит фразу на вдохе.
Источник
Попробуйте делать вот такие дыхательные упражнения.
Таблицы Шульте
Скорость чтения во многом зависит от того, как быстро двигается взгляд от строчки к строчке. У некоторых детей не получается читать текст последовательно: они «перепрыгивают» через строчку, пропускают слова, постоянно возвращаются в начало предложения. Исправить эту проблему помогут таблицы Шульте.
Обычно это квадратная таблица 5×5, в ячейках которой размещены числа от 1 до 25. Иногда столбцов и строк бывает больше. Суть проста: нужно быстро и последовательно находить числа в таблице.
«В интернете есть много сайтов с таблицами Шульте, — рассказывает педагог по скорочтению Полина Булатова. — Но удобнее скачать приложение на мобильный телефон (AppStore, GooglePlay) и тренировать навык, как появится время: в очереди к врачу, в паспортном столе или магазине».
Целые слова
Как быть, если школьник все ещё читает по слогам? Нужно помочь ему перейти к чтению целых слов. Выход простой, но очень эффективный: расставьте в словах ударения.
Попробуйте сами: с ударением вы не сможете произнести «ко-то-фей», а скажете «котофе՛й».
Приклейте дома стикеры или карточки со словами, где стоят ударения. На стол, холодильник, зеркало, чайник, книжку с любимым героем. Там, где ребенок точно увидит надпись. Начинайте с простых слов из двух слогов, а затем переходите к сложным — из четырех-пяти.
Лесенки из слов
Ещё один простой способ улучшить скорость чтения — лесенки слов. Лесенка — это когда постепенно увеличивается длина фразы. Например:
Лесенки также помогают тренировать дыхание. Самая ощутимая сложность — придумывать лесенки нужно самим. Зато можно включить фантазию и сочинить веселые и даже сказочные тексты, которые понравятся именно вашему школьнику.
Источник
Занимайтесь с ребёнком каждый день и скоро вы увидите первые результаты. Только не забывайте, что чтение должно приносит радость. Превратите занятия в игру и не забывайте хвалить вашего школьника. Советы для детей постарше есть в книге «Скорочтение».