сколько дней в неделе было до воскресения христова
Время церкви: что такое неделя и седмица
Приблизительное время чтения: 3 мин.
«Первая седмица великого поста завершается неделей Торжества Православия» — чудесная фраза. Она всегда заставляет задуматься даже тех, кто давно входит в храм. Неужели праздник длится целую неделю, то есть 7 дней? Попробуем ответить на этот вопрос.
Сразу скажем, что слово «неделя» в славянских языках означает воскресенье. Время, когда нужно ничего не делать, то есть оставить домашние дела и идти в храм. Это название связано с библейской историей о сотворении мира, когда Бог в седьмой день творения отдыхал от своих трудов.
Так что «неделя Торжества Православия» — это первое воскресенье Великого поста, когда Церковь вспоминает окончательную победу над иконоборцами. Привычная же для нас «неделя», то есть период времени с понедельника по воскресенье в церковно-славянском языке обозначается словом «седмица» — «Сырная седмица», «Вторая седмица Великого поста», «Светлая седмица».
Впрочем, недельный круг богослужения отличается от привычного деления суток. Для нас календарный день наступает в полночь. Воскресенье сменяется понедельником, и открывается новая неделя. Именно поэтому евхаристический пост перед Причастием отсчитывается с полуночи.
В храме все происходит немного иначе. Традиционно церковный день начинается накануне вечером, когда в храмах служат Вечерню, Утреню или Всенощное бдение. Если полностью следовать богослужебному уставу, то обычно Вечерня начинается вечером, затем монахи получают несколько часов на отдых, а потом на рассвете служится Утреня. Продолжительность же Всенощного бдения по Типикону без сокращений 8-10 часов, то есть всю ночь.
В начале ХХ века в Киевской духовной академии знаток церковного устава Михаил Скаблланович поставил эксперимент. Было отслужено «идеальное» Всенощное бдение. Героическими усилиями студенты академии за два месяца подготовили хор (скептики полагали, что на подготовку уйдет два года). Богослужение началось в шесть часов вечера и закончилась в два часа ночи.
Разумеется, в современных условиях вне монастырей такие долгие службы невозможны. Поэтому вечером совершается сокращенное Всенощное бдение, куда входит и Утреня, а в воскресенье совершается Литургия.
Поэтому воскресенье считается первым, открывающим днем недели (воскресным вечером совершается богослужение, относящееся к понедельнику), а не завершающим ее. (Например Светлая седмица длится от Пасхи до утра воскресенья, а потом начинается следующая богослужебная Седмица. То есть недельный круг богослужения всегда начинается вечером в воскресенье и заканчивается торжественной литургией утром в следующее воскресенье.
Рассмотрим вопрос понятия недели и седмицы на примере Великого поста. Первая седмица Великого поста в 2021 году заканчивается воскресной литургией 21 марта в неделю Торжества Православия.
При этом у Первой седмицы Великого поста есть два смысловых центра – Прощеное Воскресенье и воспоминание о дне Торжества Православия. Во второе воскресенье поста церковь воспоминает святителя Григория Паламу, и так далее. Каждое из 6 воскресений (Неделей) Великого поста посвящены какому-то событию или святому. Поэтому мы и говорим «Неделя о…». Особняком стоит Страстная седмица. Начиная с Лазаревой субботы и Входа Господня в Иерусалим Церковь, вспоминает события из последней недели земной жизни Спасителя, поэтому каждый из дней Страстной седмицы посвящен воспоминанию и проживанию какого-то события евангельской истории.
Наконец наступает Светлое Христово Воскресенье, и Великий пост заканчивается. Он продолжался семь седмиц, то есть 49 дней или семь наших привычных недель. Во время любого Великого поста в богослужебном календаре есть 6 недель (воскресений), не считая дня Святой Пасхи, каждое из которых, как мы говорили выше, имеет свое название:
Почему дней недели было девять, а стало семь?
(Приглашаю на сайт без рекламы, но с такой же тематикой: «Велемудр» по адресу: http://welemudr.ru)
Современная семидневная неделя была не всегда — в древности все было по другому. У древних кельтов и славян был 9-дневный недельный цикл. Семидневный вариант распространился позже и пришел возможно из Вавилона. В Библии история про семидневное творение мира то же из месопотамского мифологического обоснования недели.
Славянское летоисчисление до Крещения Руси
Древнее славянское летоисчисление было связано с вращением космических объектов существовавщих в то время. Год (или Лето) у славян состоял не из 12, как принято сейчас, а всего из 9 месяцев. После крушения лун были внесены корректировки и в славянском календаре стали полные или нечётные месяцы (имели по 41 дню), и неполные (чётные) – по 40 дней (так круголет увеличили до 365 дней, а круг так и остался 360 градусов), неделя осталась 9 дневной.
Дни славянской недели
Названия дней в древнеславянском дохристианском календаре и их значение
С приходом на Русь христианства, начиная со II века, во многом благодаря церковникам, неделя на Руси стала короче на 2 дня. Из календаря были убраны «третейникъ» (ставший впоследствии средой – серединой недели) и «осьмица». Последний день – «неделя» – как бы «слился» с седмицей и стал «воскресеньем». Хотя традиция ничего не делать в этот день так и осталась.
Шестой день или «шестица» получила название «суббота» – от последнего дня еврейской недели «шаббат». В шаббат евреи почитают творение Богом мира, ничего не делают, постятся и отдыхают.
Почему неделю на Руси после Крещения сделали 7-дневной
После прихода на Русь христианства, церковь начала продвигать реформы практически во всех сферах жизни и быта древних славян. Коснулось это и календаря.
И если летоисчисление от Рождества Христова на Руси ввёл царь Пётр I в 1699 году, повелев вместе с этим считать началом года январь, а не март или сентябрь, как было принято у славян-язычников, то «недельная реформа» произошла в самом начале христианской истории русских земель.
Исследователи считают, что славянскую 9-дневную неделю превратили в «современную» 7-дневную на основании того что Леля погибла и уже не влияла на земные события. Второй причиной стало то что так было проще высчитывать разные события.
То есть если отставить в сторону мифы, то 7 дней в неделю взяли только из-за того что в лунном месяце который сейчас состоит из 28 дней как раз укладываются 4 семерки. Дело в том что в лунных календарях месяц это 28 дней, а как же иначе. Все из-за Луны. В нашем языке до сих пор месяц называется в честь спутника Земли. Лунный цикл длится 28 дней, но состоит из 4 заметных фаз: полнолуния, новолуния и два раза по половинке. Так что логично округлить и поделить месяц на четыре части по 7 дней.
У китайцев и некоторых других восточных культур до сих пор официально используется лунный календарь с солнечными вкраплениями. Потому и «китайский новый год» двигается постоянно (как и христианская Пасха, которая то же привязана к лунному календарю).
Более того, видимых движущихся объектов на небе в то время различали то же именно 7. Солнце, Луна, Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн. И это тоже символично.
Слово же неделя имеет официальную этимологию: слышите в слове неделя звучит «не делать?». Все так. А может это и от другого образа «не День Леля». Может именно этот день в глубокой древности был неблагоприятен для занятия любовью. А вы как думаете?
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Календарь: от Пасхи до Вознесения
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Праздник Пасхи в Церкви не заканчивается вечером 2 мая. Целых шесть недель Церковь во время богослужений вспоминает главное событие человечества — Воскресение Христа. Как именно она это делает и что происходит в это время в храме — в нашем календаре.
2 мая. Пасха
Пасха, Воскресение Иисуса Христа — главный христианский праздник.
3 – 8 мая. Светлая седмица
Первая неделя после Пасхи называется Светлой седмицей. В ней нет поста в среду и пятницу, каждый день в храмах совершается торжественное богослужение по пасхальному чину с крестным ходом вокруг храма. В субботу Светлой седмицы верующим раздается артос — особый хлеб, который освящается на Пасху. По традиции во многих храмах всю неделю звонят в колокола (может звонить любой желающий).
9 мая. Антипасха. Неделя апостола Фомы
Антипасха (от греч. ἀντιπασχα — вместо Пасхи) — обновление праздника Пасхи. Христос второй раз явился своим ученикам после Воскресения. На литургии читается отрывок из Евангелия от Иоанна (Ин 20:19–31), где рассказывается, как апостол Фома, не присутствовавший при первом явлении апостолам воскресшего Спасителя, уверился в чуде, прикоснувшись к ранам на теле Христа.
11 мая — Радоница
Это первое поминовение усопших после Пасхи. В этот день принято ходить на кладбище к могилам близких и совершать панихиды. В этот день живые делятся радостью о воскресшем Христе с мертвыми, поэтому он и называется «Радоница».
16 мая. Неделя Жен Мироносиц
В воскресенье вспоминаются святые женщины, которые пришли к гробу Христа, чтобы по иудейской традиции помазать тело покойника ароматными маслами. Но там они обнаружили ангела, который и рассказал им о Воскресении Христа. Мироносицы были первыми, кто узнал о чуде. В этот день принято поздравлять православных женщин.
23 мая. Неделя о расслабленном
Церковь вспоминает чудо, которое совершил Христос: исцелил «расслабленного», то есть парализованного человека (Ин 5:1–16).
26 мая — преполовение Пятидесятницы
Особая служба, которая напоминает верующим, что половина церковной жизни от Пасхи до Троицы пройдена (Троица празднуется на пятидесятый день после Пасхи, поэтому она еще называется Пятидесятницей).
30 мая. Неделя о самаряныне
Самаряне — потомки язычников, которые жили по соседству с иудеями и враждовали с ними. Церковь вспоминает уверование в Христа самарянки, которая встретила Спасителя возле колодца. По преданию, ее звали Фотиния и она обратила в христианство все свое селение.
6 июня. Неделя о слепом
Церковь вспоминает чудо, когда Христос исцелил слепого от рождения человека (Ин 9:1–38).
9 июня — отдание Пасхи
Отдание — конец церковных праздников, память которых длится еще некоторое время после основной даты. На отдание Пасхи совершается торжественное богослужение, которое практически полностью совпадает со службами Светлой седмицы.
10 июня — Вознесение Господне
Один из главных христианских праздников. Церковь вспоминает, как воскресший Христос вознесся (поднялся) на небо. Это случилось на сороковой день после Пасхи.