сколько дней мцыри был на свободе мцыри
М. Ю. Лермонтов: Мцыри. Опишите три дня, которые провел Мцыри на свободе
Мцыри — это история свободолюбивого горца, которого в детские годы заперли в монастыре, лишив свободы и вольной жизни. Мцыри — герой одноименного произведения, который пошел наперекор всему, который не смирился с начертанной судьбой и бежал. Бежал на волю, на свободу.
Три дня свободы Мцыри сочинение
Познакомившись с работой Лермонтова Мцыри на уроке литературы, где писатель затрагивает тему воли, свободы, слияния героя с природой, тему одиночества и изгнания, мы по настоящему переживаем за судьбу героя, переживаем за этого плененного горца. И очень радуемся, когда юноше, который провел стенах монастыря всю свою сознательную жизнь, удается совершить побег. Сейчас мы попытаемся дать описание тех трех дней, которые перевернули всю жизнь Мцыри, дали ему возможность вдохнуть полной грудью. Большая часть рассказа посвящена как раз описанию этих дней, и если для нас это мгновение, то для Мцыри три дня показались вечностью, в которой он бы жил всегда. Ведь именно воля была истиной жизнью для героя. Об этом и напишем наше краткое сочинение.
Что узнал Мцыри за три дня?
Три дня был герой на свободе, после чего, заблудившись, вновь оказался израненный в монастыре. Там он озвучил свою речь монаху. Эта речь стала своего рода его исповедью. А начал герой словами: Ты хочешь знать, что видел я на воле?
Так что же увидел Мцыри за три дня свободы? Что узнал герой за эти драгоценные для него дни?
Прежде всего на воле он жил, а не существовал. Дни абсолютной свободы дали возможность раскрыть себя, свой характер. На воле юноша вспомнил свою жизнь за пределами монастыря, свое детство, родителей, свой народ. Он вспомнил свой родной край, свою Родину, где был бы настоящим воином: сильным и смелым человеком.
За пределами монастыря Мцыри удалось найти ответ на интересующий его вопрос: А прекрасна ли земля за стенами? Как оказалось, да. Прекрасна. Причем прекрасна вся окружающая человека природа, где ничто и никого не подавляет. Все вокруг живет своей жизнью: песни поют птицы, ручьи текут, деревья шумят, звери охотятся, сады цветут. Перед ним расстилались прекрасные горные пейзажи — леса, поля, горные хребты. Вот и человек рожден для того, чтобы быть свободным, чтобы никто и ничто не навязывали ему своих мнений, устоев и взглядов. Человек рожден для жизни на воле, и только так он будет счастлив.
Характер Мцыри за три дня
За три дня свободы проявился в полной мере и характер главного героя. Мы увидели могучую личность, готовую противостоять миру. Это человек, который готов добиваться свой цели, даже жертвуя собственной жизнью. Мцыри раскрылся перед нами сильным, целеустремленным человеком, который не побоялся ни грозы, ни неизвестности. Это человек, который очень хотел вернуться домой.
Три дня на воле Мцыри
«Ты хочешь знать, что видел я / На воле?» — так начинает свою исповедь Мцыри, герой одноименной поэмы М. Лермонтова. Еще совсем маленьким ребенком его заперли в монастырь, где он и провел все свои сознательные годы жизни, никогда не видя большого мира и настоящей жизни. Но вот перед постригом юноша решается на побег, и перед ним открывается огромный мир. Три дня на воле Мцыри познает этот мир, стараясь наверстать все ранее упущенное, и правда узнает за это время больше, чем иные за всю жизнь.
Что же видит Мцыри на воле? Первое, что он ощущает — это радость и восхищение от увиденной природы, которая кажется юноше невероятно прекрасной. И правда, ему есть на что полюбоваться, ведь перед ним роскошные кавказские пейзажи. «Пышные поля», «свежая толпа» деревьев, «причудливые, как мечты» хребты гор, «белый караван» птиц-облаков — все привлекает любопытный взгляд Мцыри. Сердцу его становится «легко, не знаю, почему», и в нем пробуждаются самые дорогие воспоминания, которых он был лишен в неволе. Картины детства и родного аула, близкие и знакомые люди проходят перед внутренним взором героя. Здесь раскрывается чуткая и поэтичная натура Мцыри, который искренне отзывается на зов природы, раскрывается ей навстречу. Читателю, наблюдающему за героем, становится понятно, что он принадлежит к тем естественным людям, которые предпочитают общение с природой вращению в обществе, и душа их еще не испорчена фальшью этого общества. Изображение Мцыри именно таким было особенно важно для Лермонтова по двум причинам. Во-первых, классический романтический герой как раз таки и должен был характеризоваться подобным образом, как человек, близкий дикой природе. А, во-вторых, поэт противопоставляет своего героя своему окружению, так называемому поколению 1830-х, большинство которых было пустыми и безыдейными молодыми людьми. Для Мцыри три дня свободы стали целой жизнью, насыщенной событиями и внутренними переживаниями, — знакомые же Лермонтова жаловались на скуку и прожигали жизнь в салонах и на балах.
Мцыри продолжает свой путь, и перед ним открываются иные картины. Природа раскрывается во всей своей грозной мощи: молнии, ливень, «грозящая бездна» ущелья и шум потока, похожий на «сердитых сотни голосов». Но в сердце беглеца нет страха, такая природа для Мцыри даже ближе: «Я, как брат, обняться с бурей был бы рад!». За это его ждет награда: голоса неба и земли, «пугливых птиц», травы и камней — всего, окружающего героя, становится ему понятны. Потрясающие минуты общения с живой природой, мечтаний и надежд в полуденную жару под несказанно чистым — таким, что можно бы было и ангела разглядеть — небосклоном Мцыри готов переживать снова и снова. Так он снова ощущает в себе жизнь и ее радость.
На фоне прекрасных горных пейзажей перед Мцыри предстает и его любовь, юная девушка-грузинка. Красота ее гармонична и сочетает в себе все лучшие природные краски: загадочную черноту ночей и золото дня. Мцыри, живя в монастыре, мечтал о родине, и оттого он не поддается на искушение любви. Герой идет вперед, и тут природа поворачивается к нему своим вторым ликом.
Наступает ночь, холодная и беспроглядная ночь Кавказа. Лишь слабо светится где-то вдали огонек одинокой сакли. Мцыри узнает голод и ощущает одиночество, то самое, которое томило его и в монастыре. А лес все тянется и тянется, окружает Мцыри «непроницаемой стеной», и тот осознает, что он заблудился. Природа, такая дружественная к нему днем, внезапно оборачивается страшным врагом, готовым сбить беглеца с пути и жестоко над ним посмеяться. Более того, она, в облике барса, напрямую встает на пути Мцыри, и ему приходиться биться с равным себе существом за право продолжать путь. Но благодаря этому герой познает неведомую доселе радость, радость честного соперничества и и счастье достойной победы.
Нетрудно догадаться, отчего происходят такие метаморфозы, и Лермонтов вкладывает объяснение в уста самого Мцыри. «То жар бессильный и пустой, / Игра мечты, болезнь ума» – так отзывается герой о своей мечте вернуться домой, на Кавказ. Да, для Мцыри родина значит все, но он, выросший в тюрьме, уже не сможет найти путь на нее. Даже конь, сбросивший седока, возвращается домой, — с горечью восклицает Мцыри. А вот он сам, выращенный в неволе, подобно слабому цветку, утратил то природное чутье, безошибочно подсказывающее путь, и заблудился. Мцыри восхищен природой, но он уже не ее дитя, и она отторгает его, как отторгает стая слабых и больных животных. Зной палит умирающего Мцыри, мимо него шелестит змея, символ греха и гибели, она мечется и прыгает, «как клинок», а герой может лишь наблюдать за этой игрой…
Всего несколько дней был на свободе Мцыри, а заплатить за них ему пришлось смертью. И все же они не прошли бесплодно, герой познал красоту мира, любовь, и радость битвы. Оттого этм три дня для Мцыри ценнее всего остального существования:
Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил – и жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Была б печальней и мрачней…
Сочинение: «Три дня на воле Мцыри» по поэме М.Ю. Лермонтова
Мцыри вначале собственной исповеди задает вопрос: “Хочешь узнать, что я повидал на свободе?”.
С детства ребенок был заперт в монастыре. Всю сознательную жизнь он провел именно там, не имея возможности наблюдать за большим миром, ощущать реальную жизнь. Однако за момент до пострига юноша решил бежать, тем самым открыл для себя новый мир.
За те три дня, пока Мцыри был на свободе, он пытается познать большой мир, то, что упустил. Он сумел узнать гораздо больше моментов, чем другие люди за целую жизнь.
Ощущения Мцыри от свободы
Что увидел Мцыри, будучи свободным? Он восхищался, радовался окружающей его природе. Для юноши она удивительно прекрасная. И действительно перед ним открылись невероятные пейзажи Кавказа, а здесь есть места, которыми можно любоваться. Мцыри улавливает все, что его окружает, – птицы-облака, хребты гор, толпы деревьев, большие поля. Сердце ощущало легкость, внутри пробуждались воспоминания, которые отсутствовали в заключении. Внутренний взор героя наблюдает за знакомыми, близкими людьми, картиной детства. Ощущается здесь натура Мцыри, являющаяся очень поэтичной и чуткой. Он со всей искренностью отзывается на природу, ее зов. Он готов ей раскрыться полностью. Мцыри – это человек, предпочитающий общение с природой, а не общество, которое способно испортить любую душу.
Вариант 2
Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри» была опубликована в 1840 году. События, описываемые в романе, происходят на Кавказе. Лермонтов, бывавший в этих краях, считал эту местность особенной. Абсолютная свобода и вольность производили на свет людей, способных противостоять превосходящим их силам природы и стихии.
История мальчика, вывезенного русским генералом из горного селения, легла в основу поэмы. По дороге маленький пленник заболел. И генерал вынужден был оставить его на попечение монахам. Так Мцыри оказался в монастыре, в котором он воспитывался и рос. Жизнь вдали от родины, недостаток солнечного света были тяжелы для него. Он чувствовал себя узником, вынужденным жить в заточении.
Несмотря на тоску по родине, Мцыри начал незаметно привыкать к непривычной для себя жизни. Он выучил чужой для себя язык и, казалось бы, готов жить по традициям, навязанным ему. Его окрестили согласно православной традиции, и он должен был принять монашеское послушание. И вдруг, словно по мановению, в душе юноши начало зреть чувство протеста. Как будто в сознании его что-то поменялось и взбунтовалось против уготовленной ему судьбы.
Улучив момент, Мцыри сбежал из монашеской обители. Он не знает дороги. Его ноги ведут его туда, куда зовёт сердце. Внезапно ему вспомнилось всё, что, казалось бы, он забыл навсегда. Память возвращала его в детство. Перед глазами у него стоял родной дом в горном ауле, череда родных лиц: отца, братьев и сестёр. Он вспомнил и то, что в детстве он говорил на другом языке. Слова из родной для него речи вспоминались им.
Не желая жить взаперти, молодой горец делает сознательный выбор между смертью и жизнью в неволе.
Единение с природой
(Мцыри наедине с природой)
Юноша идет дальше и наблюдает другие картины. Природа раскрывает свою грозную мощь – шум потока, который напоминает множество злых голосов, ливень, грозные молнии. Беглец при этом не ощущает страха. Подобная природа ближе ему по духу. Мцыри считает себя ее братом и готов с бурей обняться. Это вознаграждается – герой начинает понимать голоса всего живого вокруг. Он общается с живой природой под чистым небом. Юноша готов переживать эти моменты вновь и вновь. Ведь его жизнь наполняется радостью.
Мцыри вскоре встречает свою любовь. Эта молодая грузинка, красота которой содержит оттенки природы: золото дня в сочетании с удивительной чернотой ночи. Мцыри во время проживания внутри монастыря всегда мечтал о родине. Поэтому он не позволяет себе поддаться любви. Юноша продолжает двигаться вперед и вскоре природа показывает ему свое второе лицо.
Три дня на воле Мцыри
«Ты хочешь знать, что видел я / На воле?» — так начинает свою исповедь Мцыри, герой одноименной поэмы М. Лермонтова. Еще совсем маленьким ребенком его заперли в монастырь, где он и провел все свои сознательные годы жизни, никогда не видя большого мира и настоящей жизни. Но вот перед постригом юноша решается на побег, и перед ним открывается огромный мир. Три дня на воле Мцыри познает этот мир, стараясь наверстать все ранее упущенное, и правда узнает за это время больше, чем иные за всю жизнь.
Что же видит Мцыри на воле? Первое, что он ощущает — это радость и восхищение от увиденной природы, которая кажется юноше невероятно прекрасной. И правда, ему есть на что полюбоваться, ведь перед ним роскошные кавказские пейзажи. «Пышные поля», «свежая толпа» деревьев, «причудливые, как мечты» хребты гор, «белый караван» птиц-облаков — все привлекает любопытный взгляд Мцыри. Сердцу его становится «легко, не знаю, почему», и в нем пробуждаются самые дорогие воспоминания, которых он был лишен в неволе. Картины детства и родного аула, близкие и знакомые люди проходят перед внутренним взором героя. Здесь раскрывается чуткая и поэтичная натура Мцыри, который искренне отзывается на зов природы, раскрывается ей навстречу. Читателю, наблюдающему за героем, становится понятно, что он принадлежит к тем естественным людям, которые предпочитают общение с природой вращению в обществе, и душа их еще не испорчена фальшью этого общества. Изображение Мцыри именно таким было особенно важно для Лермонтова по двум причинам. Во-первых, классический романтический герой как раз таки и должен был характеризоваться подобным образом, как человек, близкий дикой природе. А, во-вторых, поэт противопоставляет своего героя своему окружению, так называемому поколению 1830-х, большинство которых было пустыми и безыдейными молодыми людьми. Для Мцыри три дня свободы стали целой жизнью, насыщенной событиями и внутренними переживаниями, — знакомые же Лермонтова жаловались на скуку и прожигали жизнь в салонах и на балах.
Мцыри продолжает свой путь, и перед ним открываются иные картины. Природа раскрывается во всей своей грозной мощи: молнии, ливень, «грозящая бездна» ущелья и шум потока, похожий на «сердитых сотни голосов». Но в сердце беглеца нет страха, такая природа для Мцыри даже ближе: «Я, как брат, обняться с бурей был бы рад!». За это его ждет награда: голоса неба и земли, «пугливых птиц», травы и камней — всего, окружающего героя, становится ему понятны. Потрясающие минуты общения с живой природой, мечтаний и надежд в полуденную жару под несказанно чистым — таким, что можно бы было и ангела разглядеть — небосклоном Мцыри готов переживать снова и снова. Так он снова ощущает в себе жизнь и ее радость.
На фоне прекрасных горных пейзажей перед Мцыри предстает и его любовь, юная девушка-грузинка. Красота ее гармонична и сочетает в себе все лучшие природные краски: загадочную черноту ночей и золото дня. Мцыри, живя в монастыре, мечтал о родине, и оттого он не поддается на искушение любви. Герой идет вперед, и тут природа поворачивается к нему своим вторым ликом.
Наступает ночь, холодная и беспроглядная ночь Кавказа. Лишь слабо светится где-то вдали огонек одинокой сакли. Мцыри узнает голод и ощущает одиночество, то самое, которое томило его и в монастыре. А лес все тянется и тянется, окружает Мцыри «непроницаемой стеной», и тот осознает, что он заблудился. Природа, такая дружественная к нему днем, внезапно оборачивается страшным врагом, готовым сбить беглеца с пути и жестоко над ним посмеяться. Более того, она, в облике барса, напрямую встает на пути Мцыри, и ему приходиться биться с равным себе существом за право продолжать путь. Но благодаря этому герой познает неведомую доселе радость, радость честного соперничества и и счастье достойной победы.
Нетрудно догадаться, отчего происходят такие метаморфозы, и Лермонтов вкладывает объяснение в уста самого Мцыри. «То жар бессильный и пустой, / Игра мечты, болезнь ума» – так отзывается герой о своей мечте вернуться домой, на Кавказ. Да, для Мцыри родина значит все, но он, выросший в тюрьме, уже не сможет найти путь на нее. Даже конь, сбросивший седока, возвращается домой, — с горечью восклицает Мцыри. А вот он сам, выращенный в неволе, подобно слабому цветку, утратил то природное чутье, безошибочно подсказывающее путь, и заблудился. Мцыри восхищен природой, но он уже не ее дитя, и она отторгает его, как отторгает стая слабых и больных животных. Зной палит умирающего Мцыри, мимо него шелестит змея, символ греха и гибели, она мечется и прыгает, «как клинок», а герой может лишь наблюдать за этой игрой…
Всего несколько дней был на свободе Мцыри, а заплатить за них ему пришлось смертью. И все же они не прошли бесплодно, герой познал красоту мира, любовь, и радость битвы. Оттого этм три дня для Мцыри ценнее всего остального существования:
Ты хочешь знать, что делал я На воле? Жил – и жизнь моя Без этих трех блаженных дней Была б печальней и мрачней…
Тест по произведению
Второй облик природы и сражение Мцыри
(Сражение Мцыри с барсом)
Наступила ночь в Кавказе, она холодная и неприступная. К Мцыри приходит ощущение одиночества, голода. А лес вокруг стоит стеной. Юноша понимает, что он потерялся. В дневную пору природа была ему другом, а ночью становится злейшим врагом, который хочет посмеяться над ним. Природа приобретает облик барса и Мцыри должен сражаться с таким же, как он сам. Если он победит, то сможет продолжить путь. Эти моменты позволяют юноше осознать, что такое честное соперничество, счастье от полученной победы.
Мцыри восхищается природой, но уже не является ее дитем. Природа отвергает молодого человека так же, как больных животных. Возле Мцыри шевелится змея, которая символизирует гибель и грех. Она напоминает клинок. А юноша только наблюдает за тем, как она прыгает и мечется…
Мцыри был на воле совсем недолго и заплатил за это собственной жизнью. Но это того стоило. Герой увидел, насколько прекрасен мир, он узнал радость от проведенной битвы, он ощутил любовь. Эти 3 дня для него были гораздо ценнее, чем все его существование. Он говорил, что при отсутствии этих блаженных дней, его жизнь была бы печальна и мрачна.
Побег Мцыри из монастыря и его цель сочинение рассуждение
Поэма «Мцыри»- одно из широко известных творений великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова. В этом произведении поэт описывает трагедию Мцыри, в возрасте шести лет попавшего в монастырь к монахам. Рождённый потомком свободолюбивой и гордой нации, он с молоком матери впитал в себя любовь к родине и вольной жизни.
Мцыри рос в плену мрачных монастырских стен, но с каждым годом в нём всё больше росло и укреплялось желание покинуть этот приют, и вырваться на свободу. С самого детства в нём развивается дух мятежного горца, для которого свобода превыше всего. Юноша бежал из плена, когда над монастырём гремела гроза, когда монахи в страхе перед разбушевавшейся стихией молились своим богам.
Все годы, проведённые в монастыре, пленника не покидала мечта вырваться на волю и вернуться на родину, обретя свободу. Мцыри размышляет над сущностью человека, он пытается понять, в чем его предназначение.
Через три дня после побега, монахи нашли его опять возле стен монастыря. Выросший в монастырских стенах, Мцыри не смог отыскать дорогу к дому, и снова попал туда, где прошла его жизнь.
Мцыри – это настоящий символ мужества и свободы.
Несколько интересных сочинений
Не могу сказать с уверенностью, что именно безделье мать всех пороков. Конечно, когда у человека слишком много свободного времени, когда ему скучно, он мается… Он не знает (счастливчик), чем себя занять. Ходит из угла в угол, звонит друзьям
Популярные сегодня темы
Начало произведения Гроза, начинается с описания вымышленного города Калинова, находящегося на берегу реки Волги. Исходя из слов главных персонажей, а также второстепенных, можно понять что Калинов
Основной темой и проблематикой произведений Льва Толстова является честь и доблесть русского офицера. Описанный автором образ Жеркова помогает нам понять истинные причины поражения русских войск в войне
Точное время создания трагедии установить невозможно, но ученые полагают, что она написано в 420-е годы до н.э. В те времена античный театр был на пике своего развития, постановки могли собирать
Ключевой темой произведения являются рассуждения писателя о проявлении в человеческих взаимоотношениях таких поступков, как предательство.
Илья Обломов и Андрей Штольц являются ключевыми персонажами романа Гончарова под названием «Обломов». Читатель может подумать, что молодые люди должны сходиться в мировоззрениях
Вопросы и ответы по поэме «Мцыри» Лермонтова: материалы для теста
В этой статье представлены вопросы и ответы по поэме «Мцыри», которые касаются как текста произведения, так и истории создания.
Смотрите:
— Краткое содержание поэмы
— Все материалы по поэме «Мцыри»
Вопросы и ответы по поэме «Мцыри» Лермонтова: материалы для теста
1. В каком году была написана поэма «Мцыри»?
Поэма «Мцыри» была написана Лермонтовым в 1839 году.
2. Как переводит слово «мцыри»?
Мцыри в переводе с грузинского языка означает «неслужащий монах», нечто вроде «послушника» (по словам Лермонтова).
3. Как Мцыри попал в монастырь?
Главный герой, Мцыри, попал в монастырь еще в детстве, когда ему было 6 лет. Русский генерал взял маленького Мцыри в плен и вез его с собой. На пути к Тифлису (Тбилиси) мальчик заболел. Генерал оставил его жить в монастыре. Так Мцыри оказался в монастыре.
4. Сколько дней отсутствовал Мцыри в монастыре? Сколько дней Мцыри был на свободе (на воле)?
Мцыри отсутствовал в монастыре 3 дня. Он пробыл на свободе 3 дня, а затем снова попал в монастырь.
5. Был ли прототип у Мцыри?
По словам современников Лермонтова, у Мцыри был прототип: сам монах рассказал поэту свою историю.
6. К какому направлению относится поэма «Мцыри»?
Поэма «Мцыри» относится к направлению романтической поэзии. В поэме речь идет о романтическом герое-бунтаре Мцыри,
7. Где находится родина Мцыри?
Родиной Мцыри является горный Кавказ.
8. Почему Мцыри не достиг родины?
Мцыри не достиг родины, потому что он сбился с пути и заболел.
10. Какие нравственные ценности утверждает поэма Лермонтова «Мцыри»?
Поэма «Мцыри» Лермонтова утверждает такие нравственные ценности, как любовь к родине, верность своей родине, силу дух и характера, благородство, смелость, доброту.
11. Чего хотел Мцыри и о чем мечтал?
Мцыри хотел и мечтал снова увидеть свою родину, которую он не видел с 6 лет.
12. Где происходят события поэмы Лермонтова «Мцыри»?
События поэмы «Мцыри» происходят в Грузии. Главный герой живет в монастыре в Грузии.
Жить для Мцыри значит проживать жизнь, полную тревог и битв.
14. Что случилось в конце поэмы «Мцыри»?
В конце поэмы случилось следующее: Мцыри снова попадает в монастырь. Он не добирается до своей родины, потому что сбивается в пути и заболевает. Монахи находят больного Мцыри и приносят его в монастырь. В монастыре Мцыри лежит при смерти. На этом заканчивается поэма.
15. С каким природным явлением испытывает родство Мцыри?
Мцыри испытывает родство с такими природными явлениями, как буря («я как брат обняться с бурей был бы рад»), молния («рукою молнии ловил»), гроза («той дружбы краткой, но живой, меж бурным сердцем и грозой. «).
Три дня на воле Мцыри (факты для сочинения по поэме Лермонтова)
«Ты хочешь знать, что видел я / На воле?» — так начинает свою исповедь Мцыри, герой одноименной поэмы М. Лермонтова. Еще совсем маленьким ребенком его заперли в монастырь, где он и провел все свои сознательные годы жизни, никогда не видя большого мира и настоящей жизни. Но вот перед постригом юноша решается на побег, и перед ним открывается огромный мир. Три дня на воле Мцыри познает этот мир, стараясь наверстать все ранее упущенное, и правда узнает за это время больше, чем иные за всю жизнь.
Что же видит Мцыри на воле? Первое, что он ощущает — это радость и восхищение от увиденной природы, которая кажется юноше невероятно прекрасной. И правда, ему есть на что полюбоваться, ведь перед ним роскошные кавказские пейзажи. «Пышные поля», «свежая толпа» деревьев, «причудливые, как мечты» хребты гор, «белый караван» птиц-облаков — все привлекает любопытный взгляд Мцыри. Сердцу его становится «легко, не знаю, почему», и в нем пробуждаются самые дорогие воспоминания, которых он был лишен в неволе. Картины детства и родного аула, близкие и знакомые люди проходят перед внутренним взором героя. Здесь раскрывается чуткая и поэтичная натура Мцыри, который искренне отзывается на зов природы, раскрывается ей навстречу. Читателю, наблюдающему за героем, становится понятно, что он принадлежит к тем естественным людям, которые предпочитают общение с природой вращению в обществе, и душа их еще не испорчена фальшью этого общества. Изображение Мцыри именно таким было особенно важно для Лермонтова по двум причинам. Во-первых, классический романтический герой как раз таки и должен был характеризоваться подобным образом, как человек, близкий дикой природе. А, во-вторых, поэт противопоставляет своего героя своему окружению, так называемому поколению 1830-х, большинство которых было пустыми и безыдейными молодыми людьми. Для Мцыри три дня свободы стали целой жизнью, насыщенной событиями и внутренними переживаниями, — знакомые же Лермонтова жаловались на скуку и прожигали жизнь в салонах и на балах.
Мцыри продолжает свой путь, и перед ним открываются иные картины. Природа раскрывается во всей своей грозной мощи: молнии, ливень, «грозящая бездна» ущелья и шум потока, похожий на «сердитых сотни голосов». Но в сердце беглеца нет страха, такая природа для Мцыри даже ближе: «Я, как брат, обняться с бурей был бы рад!». За это его ждет награда: голоса неба и земли, «пугливых птиц», травы и камней — всего, окружающего героя, становится ему понятны. Потрясающие минуты общения с живой природой, мечтаний и надежд в полуденную жару под несказанно чистым — таким, что можно бы было и ангела разглядеть — небосклоном Мцыри готов переживать снова и снова. Так он снова ощущает в себе жизнь и ее радость.
На фоне прекрасных горных пейзажей перед Мцыри предстает и его любовь, юная девушка-грузинка. Красота ее гармонична и сочетает в себе все лучшие природные краски: загадочную черноту ночей и золото дня. Мцыри, живя в монастыре, мечтал о родине, и оттого он не поддается на искушение любви. Герой идет вперед, и тут природа поворачивается к нему своим вторым ликом.
Наступает ночь, холодная и беспроглядная ночь Кавказа. Лишь слабо светится где-то вдали огонек одинокой сакли. Мцыри узнает голод и ощущает одиночество, то самое, которое томило его и в монастыре. А лес все тянется и тянется, окружает Мцыри «непроницаемой стеной», и тот осознает, что он заблудился. Природа, такая дружественная к нему днем, внезапно оборачивается страшным врагом, готовым сбить беглеца с пути и жестоко над ним посмеяться. Более того, она, в облике барса, напрямую встает на пути Мцыри, и ему приходиться биться с равным себе существом за право продолжать путь. Но благодаря этому герой познает неведомую доселе радость, радость честного соперничества и и счастье достойной победы.
Нетрудно догадаться, отчего происходят такие метаморфозы, и Лермонтов вкладывает объяснение в уста самого Мцыри. «То жар бессильный и пустой, / Игра мечты, болезнь ума» – так отзывается герой о своей мечте вернуться домой, на Кавказ. Да, для Мцыри родина значит все, но он, выросший в тюрьме, уже не сможет найти путь на нее. Даже конь, сбросивший седока, возвращается домой, — с горечью восклицает Мцыри. А вот он сам, выращенный в неволе, подобно слабому цветку, утратил то природное чутье, безошибочно подсказывающее путь, и заблудился. Мцыри восхищен природой, но он уже не ее дитя, и она отторгает его, как отторгает стая слабых и больных животных. Зной палит умирающего Мцыри, мимо него шелестит змея, символ греха и гибели, она мечется и прыгает, «как клинок», а герой может лишь наблюдать за этой игрой…
Всего несколько дней был на свободе Мцыри, а заплатить за них ему пришлось смертью. И все же они не прошли бесплодно, герой познал красоту мира, любовь, и радость битвы. Оттого этм три дня для Мцыри ценнее всего остального существования:
Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил – и жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Была б печальней и мрачней…