сколько дней можно быть в сафаре
Условия пути для объединения и сокращения намаза
Разрешается сокращать только четырехракаатный намаз, уменьшая количество ракаатов до двух. Нельзя сокращать трехракаатный вечерний намаз и двухракаатный утренний. Разрешается человеку, находящемуся в пути (при наличии ниже приведенных условий), сокращать только совершаемые своевременно намазы. Намазы, пропущенные вне пути, нельзя сокращать в пути, но намазы, пропущенные в пути, разрешается возмещать в пути в сокращенном виде.
Сафар человека прекращается или считается завершившимся при следующих обстоятельствах:
— если человек вернется в родной город;
— если он доедет до пункта назначения, в котором он намерен остаться на четыре дня, не считая дня приезда и дня отъезда;
— если человек остановится в каком-либо городе для исполнения своей нужды и имеет намерение уехать оттуда, как только исполнится его нужда, то сафар такого человека заканчивается через 18 суток, не считая дня прибытия и отъезда. Если же он будет знать, что его нужда продлится больше четырех дней, то его сафар заканчивается, и ему далее сокращать и объединять намазы не разрешается вообще.
— если человек сделал намерение остановиться в одном месте на четыре дня, то не имеет разницы, является это место населенным пунктом или просто пустым местом.
Выходя в путь, человек должен знать пункт назначения, чтобы ему дозволялось сокращать намазы с момента покидания места проживания. Если человек странствует и держит путь «куда глаза глядят», то ему не разрешается сокращать намазы, даже если его странствования продлятся достаточно долго и на длинные расстояния.
Если до пункта назначения два пути – один путь с малым расстоянием, а другой – с длинным и если человек поедет по длинному пути из-за благоразумной цели, например с целью посетить родственника, то ему сокращать намаз разрешается.
Сафар также должен иметь определенную цель, например посещение родственника, торговля и т.п. А если же человек вышел в путь только для того, чтобы увидеть разные города, то ему не разрешается сокращать намазы.
Если жена, выходя в путь, не знает, куда едет ее муж, или охрана не знает, куда идет их начальник, то до достижения указанного выше расстояния им не разрешается сокращать намазы, а если они достигнут этого расстояния, то в дальнейшем им это разрешается.
Если кто-либо выйдет в длинный путь, а потом решит вернуться, не дойдя до минимального расстояния, при котором разрешается сокращать намаз, то он не имеет права далее сокращать намаз. Если же он изменит свое решение и отправится дальше, то отсчет расстояния начинается заново, и если этот его новый сафар будет достаточно длинным (81 км.), то он имеет право и далее сокращать намазы.
Путь также должен быть дозволенным. Если человек отправляется за выпивкой или женщина вышла в путь без сопровождения махрама, то сокращать намаз им не разрешается, ибо их такое путешествие является запрещённым шариатом. Если же человек начал греховный путь, а потом покаялся в нем и продолжил путь, то намаз можно сокращать, если с момента его раскаяния расстояние пути будет достаточно длинным (81 км.).
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Условия объединения и сокращения намаза в пути
Намаз путника
Для того чтобы человеку разрешалось сокращать и объединять намазы, первым делом необходим сафар, за исключением некоторых случаев для объединения намаза (например, объединение из-за дождя.
Также вдобавок к этому для сокращения намаза необходимы и следующие условия:
1. Намерение на сокращение при вступлении в данный намаз и наличие такого намерения на протяжении всего намаза (то есть в намазе намерение не должно меняться). Следовательно, если человек передумает сокращать намаз или будет колебаться в этом, то ему следует совершить этот намаз полностью в четыре ракаата;
2. Нельзя следовать хоть на миг за имамом, который совершает обычный несокращенный намаз. Если тот, кто совершает намаз сокращенно, последует в своем намазе за тем, кто совершает обычный, он тоже обязан совершать намаз, не сокращая его;
3. Путь должен продолжаться до тех пор, пока он не завершит свой намаз. Если корабль того, кто сокращает намаз, причалит к конечной остановке, то намаз ему следует совершить полноценно.
Путник, как и сокращать, имеет право совмещать парные намазы. Обеденный (зухр) намаз разрешается совместить с послеобеденным (аср) намазом. Также вечерний (магриб) намаз можно совместить с ночным (иша) намазом. Совмещение бывает двух видов – совмещение с переносом следующего намаза на своевременный (например, аср к зухру) и совмещение, при котором предыдущий намаз откладывался на время следующего (например, зухр к асру).
Так же, как и для сокращения, первое условие для обеих категорий – это сафар со своими условиями. Далее для каждого вида совмещения намаза имеются и свои условия;
Для совмещения намаза с перенесением следующего намаза к своевременному необходимо соблюдение следующих условий:
1. Намерение – переносить данный намаз при вступлении в первый намаз;
2. Совершение сначала своевременного намаза. Следовательно, если аср-намаз переносится к зухр-намазу, то сначала следует совершить зухр-намаз.
3. Оба намаза необходимо совершить подряд, без перерыва, однако короткая пауза между ними не вредит.
Одним словом, человек переносит послеобеденный намаз на время обеденного намаза. Когда наступает время обеденного намаза, он совершает намерение: «Я намереваюсь совершить фарз обеденного намаза, перенося к нему послеобеденный намаз, Аллаху акбар», после того как завершит этот намаз, он встает и совершает намерение послеобеденного намаза: «Я намереваюсь совершить фарз послеобеденного намаза, перенося его к обеденному намазу, Аллаху акбар». Так путник совершает и обеденный, и послеобеденный намаз во время обеденного намаза. Так же можно совершить вечерний и ночной намаз, перенося ночной на время вечернего намаза.
Если совершив таким образом намаз, человек завершит свой сафар, он не обязан переделать этот намаз, даже если он доедет до наступления времени второго намаза.
А для совмещения намаза с перенесением предыдущего на время последующего необходимы следующие условия:
1. Необходимо вознамериться перенести первый намаз на время следующего. Намерение должно быть во времени первого намаза. Например, когда наступает время вечернего намаза, путник намеревается перенести вечерний намаз на время ночного намаза. Такое намерение он должен сделать до тех пор, пока не наступит время ночного намаза.
2. Путь должен продолжаться до тех пор, пока не завершится второй намаз.
В итоге, когда наступает время вечернего намаза человек, намеревается перенести вечерний намаз на время ночного намаза. При наступлении времени ночного намаза, человек начинает вечерний намаз с намерением: «Я намереваюсь совершить фарз вечернего намаза, перенося его к ночному намазу, Аллаху акбар». После окончания вечернего он совершает ночной намаз с намерением: «Я намереваюсь совершить фарз ночного намаза [перенося к нему вечерний намаз], Аллагьу Акбар». Так он совершает и ночной, и вечерний намаз внутри времени ночного намаза. Впрочем, следует знать, что, перенося предыдущий намаз на следующий, можно сначала совершать любой из намазов, но желательно соблюдать порядок и совершить сначала вечерний или обеденный. Мы привели пример того, как сначала совершается вечерний намаз, а потом – ночной. А можно совершать сначала ночной, а потом вечерний.
Выше мы привели условия сокращения и совмещения намазов по отдельности. Важно знать, что разрешается отдельно сокращать намаз, и не обязательно при этом совмещать его, а также можно совмещать намазы, не сокращая их или один из них. Также разрешается совмещать и сокращать намазы одновременно. То есть совершать обеденный и послеобеденный намаз по два ракаата, совмещая их. Еще разрешается совершать вечерний намаз в три ракаата, совмещая с ним ночной намаз в два ракаата.
Находящийся пути (в сафаре) с перечисленными выше условиями человек также имеет право не соблюдать и обязательный пост. Но несмотря на то, что он имеет такое право, все же ему настоятельно рекомендуется соблюдать пост и в пути, чтобы пост был соблюден своевременно. Особенно это касается обязательного поста в месяце Рамазан.
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Сколько дней можно быть в сафаре
МИНИМАЛЬНОЕ РАССТОЯНИЕ, НА КОТОРОМ МОЖНО СОКРАЩАТЬ НАМАЗЫ И ПРЕРЫВАТЬ ПОСТ
Шейху Ибн ‘Усеймину задали вопрос о расстоянии, при котором путник сокращает молитвы, и может ли он совмещать молитвы, не сокращая их.
Он ответил: «Расстояние, при котором путник может сокращать молитву, некоторые ученые ограничили 83 километрами. Другие ученые ограничили его тем, что обычно называется путешествием, даже если путь занимает менее 80 километров. И то, о чем люди сказали, что это не путешествием, даже если путь занимает 100 километров, таковым не является.
Последние мнение избрал верным Ибн Таймия, да помилует его Аллах, потому что Аллах не ограничил расстояние путешествия, при котором дозволено сокращать молитву, как и Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не ограничил путешествие определенным расстоянием.
Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, сказал, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, когда выходил в путь, равным трем милям или трем фарсахам, совершал молитву по два рака‘ата. Этот хадис приводит Муслим (№ 691).
Мнение Ибн Таймии, да помилует его Всевышний Аллах, ближе к истине.
В том случае, когда понимание путешествия в обычаях людей различается, можно взять мнение об определенном расстоянии, так как это мнение некоторых имамов и ученых, сделавших иджтихад. В этом нет ничего плохого, если пожелает Аллах. Но если обычай людей (в понимании путешествия) един, то верно (в вопросе определения путешествия) обращаться к обычаю»
Ибн ‘Усаймин. Фатауа аркяни-ль-ислам. С. 381
ЕСЛИ ВЫЕХАЛ В ПУТЬ И НЕ СОВЕРШИЛ ЗУХР-НАМАЗ, А НА АСР УЖЕ ВЕРНУЛСЯ ДОМОЙ
Шейх Усеймин (да смилуется над ним Аллах) сказал:
Пример этому: Человек находился в пути, и зашло время Зухра, но он вознамерился отложить эту молитву для того, чтобы объединить её с молитвой Аср во время второй молитвы (джам`у тахир) и так пока не добрался до своего города уже после Азана на молитву `Аср. В этом положении он должен совершить молитву Зухр и молитву Аср по 4 раката, потому что путь завершился, а сокращать молитвы можно только путнику.
И поэтому, более правильным из слов учёных является то, что если человека, находящегося у себя в городе, застало время (молитвы), а потом он вышел в путь, не совершив молитву, то он совершает эту молитву сокращая. То есть, если был азан на Зухр молитву, и ты находишься в своём городе, но потом ты вышел в путь не совершив молитву Зухр, то в этом случае ты совершаешь её по 2 раката, и наоборот, если ты в пути и застало тебя время Зухра, а потом ты прибыл в свой город, то тут ты должен совершить Зухр молитву в 4 раката, так как то, что берётся в счёт, это действие молитвы.»
Так же говорит шейх ибн Усаймин (да помилует его Аллах):
«Если вознамерился путник объединить две молитвы, во время второй молитвы, однако, он прибыл в свой город до выхода времени первой молитвы, то тут закончилась причина, делающая необходимым объединение молитв, а эта (причина) – путь.
И в этом случае, ему необходимо совершить первую молитву в своё время, и ждать наступление второй молитвы, потом выполнить её в своё время.
ДОЗВОЛЕНО ЛИ НЕ ПОСТИТЬСЯ ПУТНИКУ, ЖЕЛАЮЩЕМУ ОСТАТЬСЯ НА НЕДЕЛЮ В ЧУЖОМ ГОРОДЕ?
Шейх Ибн Усеймин, да смилуется над ним Аллах, ответил: «Дозволенно ему разговляться, даже если он пробудет там целый месяц, поскольку он не перестает быть путником (мусафиром). Пророк (салляЛлаху ‘алейхи уа саллям), не ограничил срок, по истечению которого перестают быть мусафирами. Напротив Пророк (салляЛлаху ‘алейхи уа саллям) пребывал в «табуке» двадцать дней, сокращая намазы. Пребывал в Мекке, в год ее завоевания, девятнадцать дней, сокращая намазы. И было утверждено в сахихе аль-Бухари, что Пророк (салляЛлаху ‘алейхи уа саллям), находясь в Мекке, был не постящимся, тогда, как известно, что он вошел в Мекку на двадцатый день месяца Рамадан. Это значит, что он (салляЛлаху ‘алейхи уа саллям), находясь в Мекке, не постился в Рамадане десять дней. А Аллаху ведомо лучше!» (См. «Маджму Фатауа» 19\154)
Шейха Ибн Усеймина, да смилуется над ним Аллах, также спросили относительно того, что если путник прибудет в не свой город, то прерывается ли этим его сафар?
Шейх ответил: «Если путник приедет в не свой город, то этим самым его сафар не прерывается. Ему дозволенно не поститься в месяце Рамадан, даже если он там останется на целый месяц. Что касается того, если он прибудет в свой город, тогда как он не постящийся, то не является обязательным для него воздержание. Ему положено есть и пить оставшийся день, поскольку его воздержание никакой ему пользы не принесет, так как для него является обязательным возмещение этого дня. Это мнение является правильным. И этот мазхаб является имама Малика, имама аш-Шафи’ и одним из двух передач от имама Ахмада. Однако не следует ему есть и пить прилюдно»
(См «Маджму фатауа уа расаиль» 19\99).
ЧЕТЫРЕ ПОСЛАБЛЕНИЯ ДЛЯ ПУТНИКОВ
Шейх Мухаммад ибн Салих ибн Мухаммад ибн Сулейман ибн Абдур-Рахман аль-Усеймин аль-Вухейби ат-Тамими, да помилует его Аллах Всевышний и возвысит его степень в Раю
Вопрос: «Какие существуют послабления в обрядах поклонения связанные с сафаром (путешествием)?»
• 1) Сокращение 4-х ракаатных молитв до 2-х ракаатов (также совмещение молитв – ред.)
• 2) Дозволено путнику не поститься в Рамадан, но нужно будет возместить пропущенные дни после.
• 3) Обтирание носков (масх) можно делать трое суток, начиная с момента первого обтирания.
• 4) С путника спадают суннаты-ратибат, совершаемые до и после молитв аз-Зухр (обеденная), аль-Магриб (вечерняя) и аль-Иша (ночная). Но два ракаата ратибата перед молитвой аль-Фаджр (утренняя) и остальные суннат-намазы остаются желательными.
Также остаются желательными для совершения путнику ночные молитвы (тахаджуд), ратибат перед молитвой аль-Фаджр (утренняя), молитва ад-Духа, два ракаата после омовения, молитву в два ракаата при входе в мечеть и два ракаата при возвращении из сафара.
Воистину, из сунны является путнику при возвращении из сафара зайти в мечеть, прежде чем домой, и совершить там молитву в два ракаата.
Также остальные суннат намазы. Их желательность не спадает по причине сафара. Желательными остаются все суннат молитвы кроме тех, что мы перечислили в начале, а это: ратибаты молитву аз-Зухр, ратибат молитвы аль-Магриб и ратибат молитвы аль-Иша».
Источник: Ибн Усеймин «Маджму фатава уа расаиль 400/15»
Шейх ибн Усеймин (да помилует его Аллах) сказал:
Если они (люди) намерены остаться на неопределенный срок на чужбине, в качестве работников, которые там находятся с целью работы, бизнеса или дипломатической миссии и т.п., не имея видимых причин для возвращения на родину, то они попадают под хукм местных жителей и является обязательным для них поститься и совершать молитвы полностью, и дозволено им протирать хуфы лишь в течение одного дня и одной ночи.
Маджму Фатава ибн Усеймин (15/289).
Шейха Ибн Усеймина спросили: Я живу в аль-Касиме, а иногда я еду в Ар-Рияд, чтобы навестить свою семью, и у меня есть там комната, где я остаюсь с ними в течение двух или трех дней. Есть ли у меня право сократить мои молитвы, когда я молюсь в одиночку? Распространяются ли на меня ахкамы мусафира?
Он (да помилует его Аллах) ответил:
» Ликъа ‘аль-бааб аль-Мафтух» (58/23)
ПУТНИК НЕ ОБЯЗАН СОВЕРШАТЬ ДЖУМА
Сказал шейх Ибн Усеймин (да смилуется над ним Аллах):
«Путешественник не обязан совершать Джуму’а и это подтверждается тем фактом, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) во время путешествий не совершал ее, хотя с ним было много людей; однако он совершал зухр, сокращая его».
См. «Аль-Шарх аль-Мумти», 5/10.
МОЖНО ЛИ ОБЪЕДИНИТЬ МОЛИТВЫ ПУТНИКУ, НЕ ВЫЕХАВШЕМУ В ПУТЬ, ОПАСАЯСЬ ПРОПУСТИТЬ МОЛИТВУ
На вопрос отвечает: выдающийся ученый, имам, факих, шейх Мухаммад ибн Салих аль-‘Усеймин
Вопрос: Если я намерился выйти в путь и совершаю обеденную (зухр) молитву дома, можно ли сразу помолиться и послеобеденную (аср) молитву, если я опасаюсь, что не смогу совершить ее вовремя, так как машина не моя и она не остановится, кроме как после захода солнца, или же мне можно будет помолится сидя в машине во время поездки?
И если машина неподвластна тебе и не остановится, кроме как после захода солнца, то тебе дозволено объединить между обеденной и послеобеденной молитвами находясь у себя дома. Однако ты молишься 4 ракаата обеденного и 4 ракаата послеобеденного намаза, а не по два ракаата, так как ты еще не являешься путником».
(Нурун аляд-дарб 9 «А» 09:12)
ЧЕЛОВЕК ОСТАЕТСЯ ПУТНИКОМ ПОКА НЕ ВОЙДЕТ В САМ ГОРОД
Спросили шейха Ибн ‘Усеймина: «Мы прибыли из Таифа, и совершили обеденную и послеобеденную молитву в четыре рака’ата за двадцать километров до вхождения в город. Такое фатауа дал нам один человек, который был с нами. Каково положение наших молитв?»
Шейх Ибн ‘Усеймин ответил: «Наша беда в это время в том, что человек даёт фатуа о том, что не знает, обязывая рабов Аллаха тем, чем не обязал их Сам Аллах.
Путник не перестаёт быть путником, кроме как вернувшись в свой родной город, войдя в него. По этой причине ‘Али ибн Аби Талиб, да будет доволен им Аллах, когда возвращался из пути, видя уже Куфу, — а Куфа была его местом жительства, и мы знаем, что он был убит в Куфе, — он видел уже границы Куфы и ему сказали: «О повелитель правоверных, вот же Куфа!» На что он сказал: «Мы ещё не вошли в неё», или сказал нечто подобное по смыслу. Если между человеком и его городом будет расстояние даже в двадцать метров, но он ещё не вошёл в свой город, то он имеет право пользоваться облегчением, связанным с путём.
А что касается того, кто дал вам такое фатуа, то моё наставление, чтобы ты сказал ему в своём пути: «О брат мой, не торопись при выдаче фатуа! Ведь фатуа — опасная вещь, ибо тем самым человек извещает от имени Аллаха, что именно таково Его постановление».
См. «Ликъа Баб аль-мафтух» 12/165.
«Все нормы, связанные с путешествием, начинают действовать с того момента, как путник покидает родину и отъезжает от строений своего селения и города. Вам недозволено совмещать молитвы, пока вы не покинете город, если только вы не опасаетесь, что вам во время путешествия будет тяжело совершить вторую молитву».
(см.: «Маджму‘ фатауа» Ибн ‘Усаймин 15/346)
МОЖНО ЛИ ОБЪЕДИНИТЬ МОЛИТВЫ ПУТНИКУ, НЕ ВЫЕХАВШЕМУ В ПУТЬ, ОПАСАЯСЬ ПРОПУСТИТЬ МОЛИТВУ
На вопрос отвечает: выдающийся ученый, имам, факих, шейх Мухаммад ибн Салих аль-‘Усеймин
Вопрос: Если я намерился выйти в путь и совершаю обеденную (зухр) молитву дома, можно ли сразу помолиться и послеобеденную (аср) молитву, если я опасаюсь, что не смогу совершить ее вовремя, так как машина не моя и она не остановится, кроме как после захода солнца, или же мне можно будет помолится сидя в машине во время поездки?
И если машина неподвластна тебе и не остановится, кроме как после захода солнца, то тебе дозволено объединить между обеденной и послеобеденной молитвами находясь у себя дома. Однако ты молишься 4 ракаата обеденного и 4 ракаата послеобеденного намаза, а не по два ракаата, так как ты еще не являешься путником».
(Нурун аляд-дарб 9 «А» 09:12)
ХУКМ АЗАНА ДЛЯ ПУТНИКА
Шейх Ибн Усеймин, да помилует его Аллах
Вопрос: «Каково шариатское постановление об азане для путника (мусафира)?»
Ответ: «По этому вопросу учёные имеют разные мнения, и правильное мнение состоит в том, что азан обязателен (ваджиб) для тех, кто находится в пути, как Пророк ﷺ сказал об этом Ма́лику ибн аль-Хувейрису и его товарищам, да будет доволен ими Аллах:
«Когда придет (время) намаза, пусть один из вас произнесёт азан…» (аль-Бухари (628), Муслим (674)), — и Малик ибн аль-Хувейрис и его люди пришли с делегацией к Посланнику Аллаха ﷺ и должны были отправиться назад, к своим семьям. Также Пророк ﷺ читал азан и икаму и в пути, и в городе. Во время своих поездок он велел Билялю, да будет доволен им Аллах, читать азан».
См. «Фетвы по столпам Ислама» шейха Ибн Усеймина, 367, вопрос 195
МОЖЕТ ЛИ ПУТНИК СОКРАТИТЬ НАМАЗ ЗА ИМАМОМ В МЕЧЕТИ ЕСЛИ ЗАСТАЛ ПОСЛЕДНИЕ ДВА РАКААТА?
Шейх Ибн Усеймин, да помилует его Аллах
Вопрос: «Если путник (мусафир) застал два последних ракаата намаза, который проводил имам (не являющийся мусафиром), то может ли он дать таслим вместе с имамом с намерением сократить намаз (до двух ракаатов)?»
Ответ: «Если путник делал намаз за имамом, который не является путником, ему нельзя сокращать намаз (до двух ракаатов) из-за общего значения слов Пророка ﷺ:
«Совершите (вместе со всеми ту часть) молитвы, на которую вы успели, а то, что вы пропустили (из молитвы), восполняйте (самостоятельно)» (аль-Бухари (636), Муслим (602)).
Таким образом, если мусафир (путник) застанет два последних ракаата намаза, проводимые имамом, не являющимся путником, он должен будет сделать еще два ракаата после таслима имама, и ему не дозволено делать таслим с имамом, сократив тем самым свой намаз до двух ракаатов. И Аллах знает лучше».
См. «Фетвы по столпам Ислама» шейха Ибн Усеймина, 400, вопрос 224
ПРИ КАКОМ МИНИМАЛЬНОМ РАССТОЯНИИ ЧЕЛОВЕК СЧИТАЕТСЯ ПУТНИКОМ? И КОГДА МОЖНО ПУТНИКУ ОБЪЕДИНЯТЬ НАМАЗЫ?
Шейх Ибн Усеймин, да помилует его Аллах
Вопрос: “При каком расстоянии (пути) путник может сокращать намаз, и можно ли ему объединять (два намаза), но не сокращать их (с 4 ракаатов до 2)?”
Ответ: “Некоторые ученые определили расстояние (пути), при котором намаз можно сокращать, в 83 км, а другие ученые сказали, что это расстояние зависит от ‘урфа (традиций, обычаев): если какое-то расстояние среди людей считается путешествием (сафаром) — значит, это сафар, даже если в нем меньше 83 км, а если среди людей считается, что это не сафар — значит, он и не является таковым, даже если человек преодолевает в нём расстояние в 100 км.
Этого последнего мнения придерживался Шейхуль-ислям Ибн Теймия (да помилует его Аллах)*, потому что ни Всевышний Аллах, ни Пророк, мир ему и благословение Аллах, не обозначили определенное расстояние, при котором разрешено сокращать намазы.
Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, сказал: «Когда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, выходил на три мили или на три фарсаха, он сокращал намаз и совершал два ракаата (вместо четырёх)» (Муслим (691)), и мнение Шейхуль-исляма Ибн Теймии (да помилует его Всевышний Аллах) ближе к истине.
Если среди людей нет определенных установлений относительно того, что можно считать сафаром, то в том, что человек следует мнению об определенном расстоянии (83 км), не будет ничего плохого, потому что такого мнения придерживались некоторые имамы и ученые-муджтахиды (да помилует их Аллах). В случае, если понятие сафара точно определяется ‘урфом, правильнее будет ориентироваться по нему.
Что касается вопроса о том, дозволено ли объединять намазы (в пути), если их можно сокращать, то мы скажем: объединение намазов не связано с их сокращением. Объединение связано с необходимостью и потребностью. Когда человеку нужно и необходимо объединить намазы (находится ли он в пути или нет), пусть объединяет их. Люди объединяют намазы, когда идёт дождь, из-за которого людям сложно идти в мечеть; они также объединяют намазы, когда зимой дует сильный холодный ветер, и из-за него людям трудно выходить в мечеть; также они объединяют намазы, когда боятся, что лишатся своего имущества, или оно будет испорчено или т.д. В «Сахихе» Муслима передается хадис от ‘Абдуллы ибн ‘Аббаса (да будет доволен Аллах ими обоими), в котором он сказал: «Пророк, мир ему и благословение Аллах, совместил зухр-намаз с ‘асром, а магриб — с ‘иша, когда не было ни дождя, ни причин для страха» (Муслим (705)). Люди спросили, почему он так поступил, и Ибн Аббас ответил: «Чтобы не тревожить (не затруднять) свою умму», т.е. чтобы она не испытывала затруднений из-за того, что не объединяет намазы.
Это и есть правило — каждый раз, как у человека происходят затруднения из-за того, что он не объединяет молитвы, ему дозволено их объединить, а если никаких затруднений с их совершением у него нет, то он не должен их объединять. Если человек находится в пути, можно предположить, что ему будет затруднительно не объединять намазы, и, на основании этого, путнику дозволено объединять намазы. Объединять их можно и в пути, и не в пути, но если он в пути, ему лучше объединять намазы, а если не в пути — лучше не объединять.
Исключением из этого является случай, когда человек находится в каком-то городе, где происходит коллективный намаз — тогда ему обязательно нужно присутствовать на этом коллективном намазе, и в нём он не должен ни объединять намазы, ни сокращать их, но, если он пропустил намаз джамаатом, он должен молиться отдельно и может сокращать намазы, но не объединять их, если только у него нет потребности в их объединении”.
См. «Фетвы по столпам Ислама» шейха Ибн Усеймина, 490-492, вопрос 312