сколько дней длится великий пост перед пасхой
Сколько длится Великий пост 2021
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Вопрос читателя:
Сколько длится Великий пост?
Ответ:
Продолжительность Великого поста каждый год одинаковая. Есть народная поговорка про пост и Воскресение Христово: «стоит мост на семь верст, а в конце моста — золотая верста». Верстами в этой поговорке называют недели. Семь из них перед Пасхой принято посвящать молитве, покаянию и воздержанию. У православных верующих в 2021 году Великий пост продлится с 15 марта по 1 мая включительно.
В Православной традиции этот период состоит из:
Таким образом, Великий пост длится 48 дней. В течение всего этого времени устав предписывает отказываться от мясной и молочной пищи, яиц и даже рыбы (она разрешена лишь дважды за весь пост, а один раз позволяется поесть рыбную икру). Но меру пищевого воздержания каждый верующий, посоветовавшись со священником, должен определять так, чтобы обойтись без вреда для здоровья и ущерба для повседневных обязанностей. Гораздо важнее, чтобы человек находил в своём привычном распорядке больше времени на молитву, и чтобы у него хватало сил и внимания на борьбу со своими грехами.
А затем пост завершается — наступает Пасха (2 мая в 2021 году). За ней следует Светлая седмица, в поговорке названная «золотой верстой». Торжество столь велико, что праздник продолжается целую неделю, и тут же забывается, сколько длился Великий пост. Но важно, чтобы не забывались вынесенные из него уроки, а Пасхальная Радость сопровождала христианина в каждый момент его жизни.
Великий пост в 2022 году. 7 марта – 23 апреля
Подготовительный период к Великому посту
(с 13 февраля ; завершается Прощёным воскресеньем, 6 марта ).
• Неделя мясопустная (последний день вкушения мяса),
Календарь Великого Поста
1. Святая Четыредесятница
• В первые четыре дня первой седмицы Великого поста (с понедельника по четверг, 7 марта – 10 марта ) за вечерним богослужением читается Великий (Покаянный) канон, произведение гениального византийского гимнографа святителя Андрея Критского (VIII в.).
• В пятницу седмицы вáий, 15 апреля – окончание Святой четыредеся́тницы, то есть Сорокадневного поста («душеполéзную совершив Четыредеся́тницу…», – поётся за вечерним богослужением).
2. Страстная седмица, или Неделя Страданий Господа
• Великий Понедельник ( 18 апреля ). Темы богослужебных воспоминаний: Иосиф Прекрасный, проданный в Египет за двадцать сребреников ( Быт.37 ); проклятие бесплодной смоковницы, притча о злых виноградарях; пророчество о разрушении Иерусалима ( Мф.21:18-43; 24:3-35 ).
• Великий Вторник ( 19 апреля ). Притчи: о десяти девах и талантах; пророчество о Страшном суде (Мф.24:36–26:2).
• Великая Среда ( 20 апреля ). Покаяние грешницы, возлившей миро на ноги Иисуса, и предательство Иуды (Мф.26:6–16).
Последний раз читается молитва прп. Ефрема Сирина с тремя великими поклонами. На вечерней службе в этот день все стараются принять участие в Таинстве Покаяния (Исповеди).
• Великий Четверг ( 21 апреля ). Воспоминание Тайной Вечери и установление Таинства Евхаристии. Все православные христиане стараются причаститься Святых Христовых Таин.
В кафедральных соборах, в конце Литургии, совершается Чин умовения ног (архиерей умывает ноги двенадцати сослужителям).
Патриарх совершает освящение мира.
День великой скорби и строгого поста (Устав повелевает полное воздержание от пищи в течение всего дня; но, согласно узаконенной традиции, здоровые люди воздерживаются от пищи до окончания выноса Плащаницы).
Литургия (Бескровная Жертва) в этот день не служится, потому что Жертва принесена на Голгофе (единственное исключение – в случае совпадения Страстной Пятницы с праздником Благовещения).
Утром – чтение Великих (Царских) Часов.
В середине дня (обычно в 14 часов) совершается Чин выноса Плащаницы.
Вечером (обычно в 18 часов) совершается Чин Погребения.
• Великая Суббота ( 23 апреля ) Пребывание Господа телом во гробе, сошествие душою во ад и одновременно пребывание на Престоле со Отцом и Святым Духом (см. Святая Троица).
Утром совершается Литургия Великой Субботы, после которой, по традиции, освящается праздничная трапеза (по Уставу, это освящение совершается в Пасхальную ночь, после Литургии и освящения артоса).
Светлое Христово Воскресение. Пасха – 24 апреля
Недели после Пасхи
Седмица 1‑я по Пятидесятнице, сплошная ( 13 июня – 18 июня ).
Великий пост 2021 – когда начинается и заканчивается, суть поста
Великий пост наступает ежегодно, в конце зимы и начале весны, после разудалой и весёлой Масленицы. Он начинается с Чистого понедельника и заканчивается Великой субботой. Мы составили календарь Великого поста 2021 года и поговорили о его сути с протоиреем Михаилом Потокиным.
Великий пост 2021 года начинается 15 марта и заканчивается 1 мая. Он состоит из 40 дней поста – Четыредесятницы – и Страстной седмицы (начинается с 26 апреля и заканчивается 1 мая), установленной в память о последних днях земной жизни Иисуса Христа и его страданиях. Общее продолжение Великого поста 2021 года, как и всегда, вместе со Страстной седмицей – 48 дней.
Если говорить о еде во время Великого поста, то многие православные питаются по монастырскому уставу – это довольно жёсткое меню со строгими ограничениями. По таким правилам принято исключать все продукты животного происхождения:
Кроме того есть запрет на алкоголь.
При этом, есть дни, когда допускаются некоторые послабления в питании.
Часть Великого поста. Благовещение
Это Благовещение, выпадающее в 2021 году на 7 апреля. Название праздника, одного из 12 главных христианских праздников, появилось только в VII века. До этого он назывался как «День приветствия», «Возвещение», «Приветствие Марии», «Начало искупления».
В этот день, согласно христианским канонам, архангел Гавриил явился Деве Марии и возвестил: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою! Благословенна Ты между жёнами». Он сообщил, что Мария будет Материю Сына Божия. В христианской традиции считается, что это известие стало первой благой вестью, которую человечество получило со времен грехопадения Адама и Евы.
На Благовещение было принято печь дома просфоры – пресные маленькие хлеба – и освящать их в храме во время литургии. Просфоры делали для каждого члена семьи, и съесть их нужно было натощак.
В Благовещение разрешается есть рыбу.
Часть Великого поста. Лазарева суббота
За неделю до Пасхи (в этом году она отмечается 2 мая) православные верующие отмечают Лазареву субботу. В 2021 году этот день Великого поста наступит 24 апреля. Этот праздник ещё называют Воскрешение праведного Лазаря или даже «Малая Пасха».
На Лазареву субботу собирают вербу, чтобы на следующий день, в праздник Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресение), встретить Христа. Во время богослужения веточки вербы, как это случается уже не одну сотню лет, освящают святой водой. Есть даже такая поговорка: «На канун Вербного воскресенья Святой Лазарь за вербой лазил». Считалось, если в Лазареву субботу на деревьях появилось много почек («серёжек» вербы), год будет урожайным и богатым на радости.
В Лазареву субботу на стол ставится рыбная икра.
Часть Великого поста. Вербное воскресенье
В 2021 году Вербное воскресенье отмечается 25 апреля. Этот день установлен в воспоминание торжественного входа Господня в Иерусалим.
Во время встречи Иисуса в Иерусалиме люди встречали его с пальмовыми ветвями. Не случайно слово «паломник» означает «носитель пальмы». Отправляясь в паломничество, человек брал с собой пальмовую ветвь – символ чистоты и знак праведного путешествия.
Главный символ праздника в России – веточки вербы. Поскольку у нас нет пальм, Иисуса принято «встречать» самым первым символом наступающей весны. Раньше, прежде чем принести вербу в церковь (их можно свещать и в Вербное воскресенье), её веточки украшали цветными нитками, пёрышками, цветами из бумаги или ткани. Освященную вербу ставили рядом с иконами и хранили до следующего года.
В народе считается, что удары вербой в Вербное воскресенье приносят удачу и здоровье. Нужно ударить человека несколько раз освященной веточкой, приговаривая: «Верба свята! Верба свята! Верба-хлёст бит до слез!».
В Вербное воскресенье разрешается рыба.
Суть Великого поста
Михаил Потокин, настоятелем храма Входа Господня в Иерусалим (Москва, Бирюлёво): «Пост – не время для безудержного веселья, чревоугодия и гастрономических изысков. Но это и не повод питаться однообразно. От чрезмерной аскезы душа благостнее не станет, а здоровье точно пострадает.
Воздержание в пище – лишь часть духовной работы, без остальных составляющих она не имеет смысла, как не имеет смысла заправка для салата без самого салата. Каждый человек знает свою меру. И, безусловно, даже малое ограничение даст свой плод. Если мы хотим большего плода, естественно, наши ограничения должны быть больше. Но, опять-таки, всё это должно быть сообразно нашему общему духовному состоянию. Если человек просто ограничит себя в еде, а в остальной его жизни ничего не изменится, наверное, особого смысла такой пост не имеет.
Пост, в символическом плане, связан с ветхозаветным повествованием о жизни до грехопадения. В земном раю люди не употребляли мясо зверей, ведь первозданная природа не знала самоуничтожения. В этом смысле отказ от пищи животного происхождения очищает нас и возвышает человеческую природу. Смысл поста – отнюдь не в том, чтобы себя заморить физически; пост – не самоцель, а средство духовного очищения.
Раньше пост казался людям столь естественным явлением, что в Москве в постные дни закрывались все мясные лавки. Но это не значит, что наступали голодные времена. Если почитать литературу о старой Москве – Гиляровского или Шмелёва – мы поймём, что пост отнюдь не означает гастрономического однообразия. В ход шли соленья, варенья, разные заготовки, сытные овощные блюда – ведь растительная пища очень разнообразна!
При этом, вино – продукт растительный, поэтому относится к постным продуктам. Но, в то же время, оно опьяняет, а опьянение несовместимо с другими постными действиями, не способствует духовному сосредоточению, созерцанию, покаянию и молитве. Поэтому регулярно употреблять вино во время поста нежелательно. Вино пьют в праздничные дни – в Вербное воскресенье, например, – однако в малых количествах. Всё хорошо в меру!
Если человек нарушил правило поста, он может продолжить поститься. Есть слова Христовы: «Сколько раз падаешь – вставай». Бывают разные обстоятельства, да и сила воли не у всех одинаковая. Возобновить пост в данной ситуации даже труднее, чем просто соблюдать его, не срываясь, ведь морально человек себя уже приговорил к отказу от духа и буквы поста.
Наши с вами усилия никогда даром не пропадают. Каждое новое усилие пойдёт нам на пользу, даже если перед этим мы оступились. Встать после падения труднее, чем стоящему ходить.
В любом случае пост – это добровольное сознательное самоограничение, так что поститься нужно начинать с сознательного возраста».
Сколько дней длится великий пост перед пасхой
Великий пост имеет определенную продолжительность. С каким событием это связано? Почему именно столько дней необходимо его соблюдать для верующих. Спасибо.
Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):
Пост, приготовляющий нас к святой Пасхе, называется Великим не только ввиду его духовной значимости, но и по причине продолжительности – 48 дней. Он последовательно соединяет два поста: Четыредесятницу (длится 40 дней и заканчивается в пятницу 6-й седмицы) и пост Страстной седмицы.
В ветхозаветный период Священной истории прообразами Четыредесятницы были 40-дневные посты пророков Моисея (Исх.34:28) и Илии (3Цар.19:8). В Церкви Четыредесятница установлена в воспоминание 40-дневного поста Господа нашего Спасителя (Мф.4:2; Лк.4:2). Иисус Христос (сорок дней … ничего не ел в эти дни) не только освятил пост личным примером, но и повелел поститься ученикам Своим (Мф.17:21; Лк.5:33-35). Святые апостолы приготовляли себя к службе постом (Деян.13:2; 14:23). Они повелели поститься всем христианам. Это нашло письменное выражение в таком каноническом документе, как «Правила Святых Апостолов»: «Если кто епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится во святую Четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пятницу, кроме препятствия от немощи телесной: да будет извержен. Если же мирянин: да будет отлучен» (Правило 69). Известный канонист епископ Никодим (Милош) пишет: «Что эти правила заслуживают в полном смысле авторитетного имени Св. Апостолов и того уважения, какое признает за ними Вселенская Церковь, и что они служат точным выражением того, что Апостолы излагали в своих сочинениях письменно и предали своим первым преемникам устно, – доказательством служить полное согласие этих правил в основных своих мыслях с тем учением, которое содержится в канонических книгах новозаветного Св. Писания» (Правила Православной Церкви, М., 2001, т. 1, с. 10-11).
Святые отцы часто писали, что 40 дней поста мы храним в подражание нашему Божественному Учителю:
– «Хорошо поститься во всякое время; но лучше всего проводить со Христом в посте св. Четыредесятницу, потому что ее Христос освятил своим постом. Кто из христиан не постится в св. Четыредесятницу, тот обнаруживает вероломство и упорство, нарушая пресыщением данный Богом для спасения закон. Ибо когда ты не постишься по примеру Господа: то какой ты будешь христианин, если пресыщаешься в то время, когда Господь постился; услаждаешься тогда, когда Он алкал; страшишься поститься за грехи тогда, когда Он жаждал ради спасения твоего». (Св. Амвросий Медиоланский. Слово перед Четыредесятницей).
– «Христос постился перед искушением, а мы постимся перед Пасхою. Христос постился 40 дней, а мы соразмеряем пост с силами» (Св. Григорий Богослов. Слово на св. Крещение).
– «Мы готовимся к таинству Господнему сорокадневным постом; постимся столько дней за свои грехи, сколько Господь постился за наши беззакония» (Блаж. Иероним. Беседа на Четыредесятницу).
– «Мы держим пост, который держал Господь, – святую и как по имени, так и на самом деле, Великую Четыредесятницу для своего очищения и умилостивления Бога, как бы принося тем начаток и десятину Богу от года нашей жизни»(Святитель Симеон Солунский). Поэтому Четыредесятница называется также постом Господним.
Пост Страстной седмицы является продолжением подвига воздержания Четыредесятницы. Хотя Лазарева суббота и Вход Господень в Иерусалим не принадлежат Страстной седмице, вместе с тем они являются как бы вратами к искупительным Страданиям нашего Господа, поэтому являются днями постными. Поскольку эти дни являются праздничными, то ослаблен пост: в Лазарева субботу разрешается икра, а в вербное воскресение – икра и рыба.
Пост Страстной седмицы установлен по заповеди Спасителя: придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни (Лк.5:35). В «Апостольских постановлениях» говорится: «Он Сам заповедал нам поститься в эти шесть дней по причине нечестия и беззакония иудеев, повелев сетовать о них и плакать о погибели их; ибо и Сам проливал слезы о них, не узнавших времени посещения своего» (Кн. 5.15).
Закончилась первая седмица Поста, которую называют зарей воздержания. Если был взят правильный настрой, то оставшееся время пройдет легко и благодатно. Для этого необходимо помнить, что телесное воздержание важно, но только как средство для духовного очищения, а целью являются духовные плоды: «для похвального поста недостаточно одного воздержания от яств; но будем поститься постом приятным, благоугодным Богу. Истинный пост – удаление от зла, воздержание языка, подавление в себе гнева, отлучение похотей, злословия, лжи, клятвопреступления; воздержание от сего есть истинный пост» (Святитель Василий Великий. О посте. Беседа 2-я).
Великий пост 2020: когда начинается, что нельзя есть и запрещено делать
Великий пост – самый главный и самый строгий в церковном году. Он длится 48 дней и завершается в канун Пасхи.
Великий пост – это самый строгий и значимый пост в церковном календаре. Дата его начала зависит от главного праздника богослужебного года – Пасхи. Поскольку она ежегодно отмечается в разные числа, то и Великий пост не имеет фиксированной даты и каждый год может выпадать на разные дни и даже месяцы.
Когда начинается Великий пост в 2020 году
Великий пост начинается ровно за семь недель до Пасхи. Поскольку в этом году православная Пасха приходится на 19 апреля, то Великий пост начинается в понедельник, 2 марта, а заканчивается в субботу, 18 апреля. То есть, этот пост длится 48 дней.
Что можно и запрещено есть в Великий пост
Великий пост установлен в честь Самого Спасителя, а последняя страстная седмица этого 48-дневного поста установлена в память о последних днях земной жизни, страданиях и смерти Иисуса Христа. С особой строгостью соблюдается пост в первую и страстную седмицы.
В течение поста верующим рекомендуется воздерживаться от пищи, содержащей мясо, рыбу, молоко и яйца. Исключение составляют только маленькие дети, беременные женщины, странствующие путники и больные.
В Чистый понедельник, первый день Великого поста, принято полное воздержание от пищи. В остальные дни питание должно быть следующим: понедельник, среда, пятница – сухоядение (вода, хлеб, фрукты, овощи, компоты); вторник, четверг – можно вареные блюда без растительного масла; суббота, воскресенье – разрешена пища с растительным маслом, а также немного вина.
На Великий пост приходятся несколько православных праздников: Благовещение, Лазарева суббота и Вербное воскресенье. В эти дни также можно отойти от строгих ограничений в еде и подать на стол рыбное блюдо с бокалом вина.
Меню Великого поста: календарь питания по дням
2 марта – полный отказ от употребления пищи.
3 марта – сухоядение – неваренная пища растительного происхождения: хлеб, вода, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед.
4 марта – сухоядение – неваренная пища растительного происхождения: хлеб, вода, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед.
5 марта – сухоядение – неваренная пища растительного происхождения: хлеб, вода, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед.
6 марта – сухоядение – неваренная пища растительного происхождения: хлеб, вода, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед.
9 марта – сухоядение – неваренная пища растительного происхождения: хлеб, вода, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед.
11 марта – сухоядение – неваренная пища растительного происхождения: хлеб, вода, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед.
13 марта – сухоядение – неваренная пища растительного происхождения: хлеб, вода, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед.
16 марта – сухоядение – неваренная пища растительного происхождения: хлеб, вода, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед.
18 марта – сухоядение – неваренная пища растительного происхождения: хлеб, вода, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед.
20 марта – сухоядение – неваренная пища растительного происхождения: хлеб, вода, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед.
23 марта – сухоядение – неваренная пища растительного происхождения: хлеб, вода, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед.
25 марта – сухоядение – неваренная пища растительного происхождения: хлеб, вода, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед.
27 марта – сухоядение – неваренная пища растительного происхождения: хлеб, вода, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед.
30 марта – сухоядение – неваренная пища растительного происхождения: хлеб, вода, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед.
1 апреля – сухоядение – неваренная пища растительного происхождения: хлеб, вода, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед.
3 апреля – сухоядение – неваренная пища растительного происхождения: хлеб, вода, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед.
6 апреля – сухоядение – неваренная пища растительного происхождения: хлеб, вода, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед.
8 апреля – сухоядение – неваренная пища растительного происхождения: хлеб, вода, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед.
Великий пост – важнейший период для христиан, во время которого люди проверяют и воспитывают себя. На протяжении этого поста верующие не просто придерживаются пищевых ограничений, главной его целью является покаяние и духовное очищение.