сколько дней длится сафар намаз
Намаз путника по сунне: как сокращать, совмещать намазы, кто считается путешественником
Намаз мусульманина отправившегося в путь имеет два облегчения дарованных Всевышним, которых нет в других намазах – сокращение намаза и объединение намазов.
Сокращенный намаз
Доказательство дозволенности сокращения намаза
Что касается сокращения намаза, то это является дозволенным, опираясь на Коран, Сунну и Иджмаъ (единогласное мнение ученых). В Священном Коране, в 101-м аяте суры ан-Нисаъ, говорится: «وَإِذَا ضَرَبْتُمْ فِي الْأَرْضِ فَلَيْسَ عَلَيْكُمْ جُنَاحٌ أَنْ تَقْصُرُوا مِنَ الصَّلَاةِ إِنْ خِفْتُمْ أَنْ يَفْتِنَكُمُ الَّذِينَ كَفَرُوا » «Когда вы путешествуете по земле, то нет на вас греха в сокращении вами намаза если вы боитесь фитны от неверных». Что касается Сунны, то пришло много хадисов о том, что Пророк (с.а.с.) сокращал намаз. Передается, что Ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «صَحِبْتُ رَسُولَ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّم، فَكَانَ لَا يَزيدُ فِي السَّفَرِ عَلَى رَكْعَتَينِ، وَأَبَا بَكْرٍ وَعُمَرَ وَعُثْمَانَ كَذَلِكَ رَضِيَ اللهُ عَنهُمْ» – «Я сопровождал ( в пути) Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и он не совершал в пути более двух ракаатов. И также делали Абу Бакр, Умар и Осман, да будет доволен ими Аллах». Сахих Бухари, Стр. или номер хадиса 1102.
Какие намазы можно сокращать
Сокращать в пути можно только намазы в четыре ракаата, т.е. дневной (зухр), послеполуденный (аср) и ночной (ишаъ). Нельзя сокращать утренний (субх) и вечерний (магриб) намазы.
Сокращение намаза обязательно или нет
По мазхабу Абу Ханифа сокращение намаза в пути является ваджибом. Поэтому четырехракатные обязательные молитвы в пути надо совершать в два раката. Если совершить по забывчивости больше, то надо сделать в конце намаза суджуду-сахва (два земных поклона перед саламом). Если же совершить умышленно четыре ракаата, то если молящийся сидел после второго ракаата отрезок времени, за который можно прочитать молитву ат-ташаххуд, то молитва считается действительной. При этом последние два ракаата будут считаться желательными. Однако молящийся совершает при этом грех. Если же он не сидел после второго ракаата отрезок времени, за который можно прочитать молитву ат-ташаххуд, то молитва считается не действительной.
Условия сокращения намаза
Ученые выделяют следующие условия сокращения номаза:
Расстояние на котором можно сокращать намаз
Совершение намаза путником за не путником и наоборот
Также ученые сошлись в том, что можно совершать и не путнику намаз за путником. Имаму, являющемуся путником желательно перед намазом сообщить об этом молящимся за ним. Если же он забыл это сделать до намаза, то желательно сказать об этом после салама, чтобы не ввести в заблуждения молящихся за ним не путников. Доказательством этого является хадис, переданный Ахмадом, Абу Даудом и ат-Тирмизи, где говорится, что Пророк (с.а.с.) будучи путником молился с людьми в Мекке, а после молитвы сказал людям: » يا أهلَ مكَّةَ قُومُوا فَصَلُّوا رَكْعَتَينِ أُخرَيَينِ؛ فَإنَّا قَوْمٌ سَفْرٌ» – « О жители Мекки, встаньте и сделайте еще два ракаата, поистине мы путники».
Если же имам по забывчивости, начнет встать на третий ракаат, то молящиеся за ним предупредят его, говоря громко «субхоналЛах».
Пропущенный в пути намаз
Кто пропустит намаз в пути, восполнит его в два ракаата, без разницы находится ли он в пути или дома. А кто пропустит намаз дома восполнит его в четыре ракаата, без разницы находится ли он дома или в пути.
Возможность сокращать намаз отпадает, если путник имеет намерение остаться в определенном месте 15 полных дней подряд, или более 15-ти.
Объединенный намаз
Большинство ученых сошлись во мнении о дозволенности объединения намазов. Объединять можно дневной намаз с послеполуденным и наоборот, вечерний намаз с ночным и наоборот. Утренний намаз объединять нельзя.
Доказательство дозволенности объединения намаза
Дозволенность объединения намазов закрепляется в хадисах, пришедших на эту тему. Так, передается что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:
«كَانَ رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّم إذَا رَحَلَ قَبْلَ أَنْ تَزِيغَ- تَمِيلَ ظُهْرًا- الشَمْسُ، أَخَّرَ الظُّهْرَ إِلَى وَقْةِ الْعَصْرِ، ثُمَّ نَزَلَ يَجْمَعُ بَيْنَهُمَا ، فَإِنْ زَاغَتْ قَبْلَ أَنْ يَرْتَحِلَ صَلّى الظُّهْرَ، ثُمَّ رَكِبَ.» «Когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отправлялся в путь прежде чем солнце склонялось ко времени дневного намаза, он отодвигал дневную молитву ко времени послеполуденной, затем останавливался и совершал обе молитвы объединенными. Если же солнце склонялось ко времени дневного намаза прежде чем он выедет в путь, то он совершал дневную молитву и затем отправлялся». Хадис передали имамы Бухари и Муслим. От Муаза, да будет доволен им Аллах, передается следующий хадис: «أَنَّ النّبِيَّ كَانَ فِي غَزْوَةِ تَبُوك إِذَا ارْتَحَلَ بَعْدَ الْمَغْرِبِ عَجَّلَ الْعِشَاءَ فَصَلَّاهَا مَعَ الْمَغْرِبِ». «Когда Пророк (с.а.с.) был в газавате Табук если он отправлялся в путь после вечерней молитвы, то переносил ночную молитву к вечерней и совершал их вместе». Хадис передали имам Ахмад, Абу Дауд и ат-Тирмизи.
Однако по мазхабу Абу Ханифа нельзя объединять молитвы, кроме как в день Арафат для паломников можно объединить послеполуденный с дневным намазом, а также во время ночевки в долине Муздалифа можно объединить вечерний намаз с ночным. Доводом здесь приводится хадис о том, что Ибн Масуд, да будет доволен им Аллах, сказал:»والَّذِي لَا إلَهَ غَيْرُهُ، مَا صَلَّى رَسُولُ الله صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّم صَلَاةً قَطُّ إِلَّا لِوَقْتِهَا، إِلَّا صَلَاتَيْنِ، جَمَعَ بَيْنَ الظُّهْرِ وَالْعَصْرِ بِعَرَفَةِ، وَبَيْنَ الْمَغْرِبِ وَالْعِشَاءِ بِجَمْعِ (الْمُزْدَلِفَةِ).» «Клянусь Тем, кроме кого нет бога, не совершал молитву Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, никогда кроме как в свое время, за исключением двух молитв – он объединил дневную и послеполуденную на Арафате и вечернею и ночную в Муздалифе». Хадис передали имамы Бухари и Муслим.
Объединение намазов по трем мазхабам
Маликитский мазхаб
Причины и условия объединения намазов
Намазы можно объединять по следующим причинам:
Шафиитский мазхаб
Причины и условия объединения намазов
Намазы можно объединять по причине пути, дождя (снега) и хаджа.
Во время дождя (снега) намазы объединять можно только путем переноса второго намаза к первому (например, послеполуденного к дневному). Это объединение дозволено при совершении намаза джамаатом в мечети, которая находится далеко от этого человека.
Что касается объединения намазов в пути, то их можно объединять как с переносом первого намаза к следующему так и наоборот, т.е. дневной намаз к послеполуденному, послеполуденный к дневному, вечерний – ночной, ночной вечерний. Путь должен быть длинным – 81км.
Однако для этого есть ряд условий. Чтобы совершить объединенный намаз с передвижением последующего намаза к предыдущему нужно соблюсти шесть условий:
Если же намаз совершается с переносом первого ко второму (например, вечернего к ночному), то должны иметься два условия:
Ханбалитский мазхаб
Причины и условия объединения намазов
Только вечерний и ночной можно объединять, если:
Можно также объединить намазы на Арафате – с переносом послеполуденного к дневному, и в долине Муздалифа – с переносом вечернего к ночному.
Для того чтобы объединение намазов при перенесении последующего к текущему намазу было действительным необходимо соблюдение следующих условий:
Объединение намазов при перенесении текущего намаза к последующему считается действительным при наличии трех условий:
Muntaqa
Избранное об исламе. Авторские переводы и статьи
Сколько дней путнику можно сокращать и совмещать намазы? Шафиитский фикх
مدة جمع وقصر الصلاة على المذهب الشافعي
Детальный ответ Муфтията Иордании согласно мазхабу имама аш-Шафии.
Фатва №14
Ответ: Вся хвала Аллаху, мир и благословение нашему господину — посланнику Аллаху.
1. Если он намеревается без каких-либо оговорок проживать в том месте, в которое прибывает, то сокращение и совмещение для него заканчиваются при достижении им этого места.
3. Если он намеревался прожить три дня, не считая день прибытия и день отъезда, но был вынужден остаться на больший срок в данной местности, то его путешествие прерывается с истечением третьего дня (не считая день прибытия), и с этого момента не разрешено для него сокращение и совмещение.
4. Если он не знает, когда точно решит свои дела в этом путешествии, и полагает, что справится с ними до истечения четырех дней, но его надежды не оправдались, и время пребывания в данной местности затянулось, то ему разрешено сокращать и совмещать намазы до 18 дней. [4]
Что касается довода на ограничение тремя днями, то это хадис аль-‘Аля ибн аль-Хадрами, да будет доволен им Аллах, о том, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «После завершения обрядов хаджа мухаджир (совершивший хиджру из Мекки) может оставаться в Мекке три дня». В этом хадисе сошлись аль-Бухари и Муслим. И было сказано: «Мухаджирам запрещалось проживание в Мекке и жизнь среди неверных. И то, что им было разрешено оставаться там три дня указывает на то, что у них (три дня) оставалось положение путников, в отличие от четырех дней».
А что касается довода на 18 дней в положении сомнения о времени, за которое будут решены дела, то такое время пророк, мир ему и благословение Аллаха, проживал в Мекке в год ее открытия, и он в это время сокращал намазы. См. «Мугни аль-мухджадж» 1/519-521.
И Аллах лучше знает.
[1] Имам Абу Бакр аль-Байхакы аш-Шафии с достоверным иснадом в «ас-Сунан аль-кубра» (1/396) и имам аль-Бухари в утвердительной форме но с неполным иснадом в «Сахихе» передали от ‘Ата ибн Аби Рабаха, что «Абдуллах ибн Умар и Абдуллах ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими и их отцами, молились по два раката и оставляли пост при расстоянии в 4 барида и больше».
Четыре барида — это 48 миль. У поздних ученых-шафиитов за основу принято мнение, что одна миля составляет 3500 локтей. Один локоть согласно исследованию д.н. Мухаммада Наджмуддина аль-Курди в «аль-Макадир аш-шар’ия» (с. 252-260) составляет 48 см. Таким образом минимальное расстояние пути будет 48*3500*48=8064000 см. То есть 80,64 км., что при безопасном округлении дает 81 км.
[2] У большинства ученых число, которым обозначают минимальное расстояние пути (сафар) считается приблизительным. У ученых шафиитского мазхаба оно строго фиксированное и в обязательном порядке должно превышать 80,64 км. ввиду того, что в достоверном сообщении от сподвижников указано именно данное расстояние как минимальное.
[3] Если путник прибыл ночью, то отсчет времени стоянки начинается с наступления дня, а если прибыл днем, то с наступления времени ночи. См. Хашия аш-Шибрамилиси уа ар-Рашиди ‘аля Нихая аль-мухтадж» 2/255.
[4] Не считая дня прибытия и отправления. См. «Нихая аль-мухтадж» 2/255.
دار الإفتاء بالمملكة الأردنية
رقم الفتوى : 14
السؤال : ما المدة التي يجوز للمسافر أن يجمع ويَقْصُر فيها الصلاة؟
الجواب : الحمد لله، والصلاة والسلام على سيدنا رسول الله
من سافر سفرًا مباحًا مسافة ( 81 كم) [1] فأكثر [2] ؛ جاز له القصر والجمع إلى أن يحصل واحد من الأمور الآتية:
1. أن ينوي الإقامة المطلقة في المكان الذي وصل إليه؛ فينتهي في حقه القصر والجمع بمجرد وصوله ذلك المكان.
2. أن ينوي الإقامة في مكان أربعة أيام فأكثر غير يومي الدخول والخروج؛ فهذا ينقطع سفره بمجرد وصوله إلى المكان الذي نوى فيه الإقامة، وينتهي في حقه القصر والجمع، أما إذا نوى الإقامة أقل من أربعة أيام غير يومي الدخول والخروج [3] ؛ فإنه يقصر ويجمع.
3. إذا نوى إقامة ثلاثة أيام غير يومي الدخول والخروج، ولكنه اضطر إلى تمديد إقامته أكثر من ذلك، فينقطع سفره بمضي اليوم الثالث؛ فلا يجوز له القصر والجمع بعد ذلك.
4. إذا لم يعلم متى تنقضي حاجته من سفره بالضبط، لكنه توقع انقضاءها قبل مضي أربعة أيام، ولم يصدق توقعه فطالت المدة؛ فيجوز له أن يقصر ويجمع إلى ثمانية عشر يومًا. [4]
أما دليل التحديد بثلاثة أيام؛ فحديث العلاء بن الحضرمي رضي الله عنه أن النبي صلى الله عليه وسلم قال: (يُقِيمُ الْمُهَاجِرُ بِمَكَّةَ بَعْدَ قَضَاءِ نُسُكِهِ ثَلَاثًا) متفق عليه. قالوا: «وكان يحرم على المهاجرين الإقامة بمكة ومساكنة الكفار؛ فالترخص في الثلاث يدل على بقاء حكم السفر، بخلاف الأربعة».وأما دليل التحديد بثمانية عشر يومًا في حالة التردد في وقت انقضاء الحاجة؛ فهو مدة إقامة النبي صلى الله عليه وسلم عام الفتح بمكة وهو يَقْصُرُ الصلاة. ينظر: [مغني المحتاج 1/ 519-521 ]. والله أعلم.
[1] روى البيهقي في «السنن الكبرى» (3/196) بسند صحيح، وعلقه البخاري في «صحيحه/باب في كم يقصر الصلاة» عَنْ عَطَاءِ بْنِ أَبِي رَبَاحٍ (أَنَّ عَبْدَ اللهِ بْنَ عُمَرَ، وَعَبْدَ اللهِ بْنَ عَبَّاسٍ رَضِيَ اللهُ عَنْهُمْ كَانَا يُصَلِّيَانِ رَكْعَتَيْنِ رَكْعَتَيْنِ وَيُفْطِرَانِ فِي أَرْبَعَةِ بُرُدٍ فَمَا فَوْقَ ذَلِكَ).
والأربعة برد تساوي ثمانية وأربعين ميلا، واعتمد متأخرو الشافعية أن الميل ثلاثة آلاف وخمسمائة ذراع، وقرر الدكتور محمد نجم الدين الكردي في كتابه «المقادير الشرعية» (ص. 252-260 ) أن الذراع الشرعي يساوي ثمانية وأربعين سنتمترا ( 48 سم)، وبهذا تكون مسافة القصر تساوي بالأطوال المعاصرة ( 48 ميل * 3500 ذراع * 48 سم)= ( 80.64 كم) أي 81 كم تقريبا واحتياطا.
[2] لا أقل، لأن مسافة 80.64 كم تؤخذ عند الشافعية تحديدا لا تقريبا معتمدا في ذلك على تحديد الصحابة كما مر.
[3] قال الشبراملسي في حاشيته على نهاية المحتاج ( 2/ 255 ): «وَتُحْسَبُ اللَّيْلَةُ الَّتِي تَلِي يَوْمَ الدُّخُولِ، وَكَذَا الْيَوْمُ الَّذِي يَلِي لَيْلَةَ الدُّخُولِ».
[4] قال شمس الدين الرملي في «نهاية المحتاج» ( 2/ 255 ): «لَا يُحْسَبُ مِنْهَا يَوْمَا دُخُولِهِ وَخُرُوجِهِ».