сколько дней длится месяц зуль хиджа
Достоинства месяца Зуль-хиджа
Сделал Аллах (Бог, Господь) Каабу, Священный Дом, опорой людям [поддержкой в приобретении земных и вечных благ]. А также и священные месяцы [Зуль-ка‘да, Зуль-хиджа, аль-Мухаррам и Раджаб], и жертвенное животное [мясо которого во время паломничества раздают бедным и неимущим], и украшения [которыми люди отмечали этих животных, чтобы отличить их от обычных]. [Господь заложил во всем этом благо.] Это для того, чтобы вы поняли: Бог знает все то, что на небесах, и все то, что на Земле. Он обо всякой вещи сведущ.* Священный Коран, 5:97
В Священном Коране Аллах многократно обращается к «обладателям разума», чтобы люди в своих действиях руководствовались даром Божьим ‒ разумом, а не слабостями, страстями и соблазнами.
Всевышний Господь желает для Своих творений только наилучшего и поэтому, для поддержания нашего стремления вести богоугодный образ жизни, установил многочисленные «опоры» и облегчения. Одними из них являются определённые Им месяцы и дни. За совершение благого в это время Он предопределил большее вознаграждение, чем в обычные, а за совершение запретного ‒ большее наказание. Все это сделано Им для того, чтобы благое становилось для нас нормой повседневного бытия, а запретному не осталось места в нашей жизни.
Месяцы Зуль ка‘да и Зуль-хиджа относятся к такого рода священным временным промежуткам.Чем же характеризуются данные месяцы лунного календаря?
Зуль-хиджа ‒ ( ذو الحجة ) ‒ от глагола «совершать паломничество».
Каждый год в определенный срок Мечеть аль-Харам в Мекке (в Саудовской Аравии) собирает вокруг себя миллионы верующих мусульман, одетых в белые одеяния и совершающих молитвы вокруг этой большой мечети. Это паломничество в Мекку к Мечети аль-Харам называется Хадж
Есть периоды времени и места, которые Господь особенно выделил для выполнения тех или иных видов поклонения, дабы верующие ещё больше смогли усердствовать в надежде на получения довольства и награды Аллаха. Среди таких периодов времени, которые были выделены Всевышним Аллахом – первые десять дней месяца Зуль-хиджа
Первые десять дней месяца Зуль-хиджа велики перед Аллахом, и Всевышний больше всего любит те благодеяния, которые были совершены в них. Вот некоторые хадисы о желательных действиях верующих, совершаемых в эти дни.
Передается от Абдуллы Ибн Умара (да будет доволен им Аллах), что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Нет дней, более великих перед Аллахом чем эти десять дней, и нет дней, в которых совершенные дела были бы более любимыми Им, чем эти десять дней. Так чаще произносите в них слова тахлиля («Ля иляха илля-Ллах»), такбира («Аллаху Акбар») и тахмида («Аль-хамду ли-Ллях»).» Ахмад, (5446; 6154), Ахмад Шакир признал этот хадис достоверным, (7/44)
Человеку, собирающемуся совершить жертвоприношение в дни праздника, желательно (сунна) не стричься и не подстригать ногти на протяжении десяти первых дней месяца Зуль-хиджа и до ритуала жертвоприношения. Это связано с проведением некой параллели с верующими, которые совершают паломничество в эти дни к священным местам Мекки и Медины и также не стригут ногти и волосы.
Передается в хадисе от Умм Саламы (да будет доволен ею Аллах), что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Если начался месяц Зуль-хиджа и кто-то из вас собирается совершить жертвоприношение, пусть не стрижет ногти свои и волосы.» хадис от Умм Саламы, св. хадисов Муслима (1977)
Стричь волосы и ногти в это время расценивается как нежелательное действие (макрух).
Если для человека это создает определенные неудобства, например по роду его деятельности, то он, без сомнения, может уверенно бриться и стричься. Нежелательность аннулируется даже при незначительной необходимости.
Имам Аль-Бухари (да будет доволен им Аллах) сказал:
«Ибн Умар и Абу Хурейра (да будет доволен ими Аллах) выходили на рынок в первые десять дней Зуль-хиджи и произносили такбир (“Аллаху акбар”) и люди повторяли за ними. Мухаммад ибн Али (да будет доволен им Аллах) произносил такбир после добровольных намазов.» Упомянул Аль-Бухари перед хадисом № 969.
Желательно меньше времени уделять сну и больше молиться в следующие ночи: праздничные ‒ за ночь до праздника Разговения (Ураза-байрам) и праздника жертвоприношения (Курбан-байрам); последние десять ночей месяца Рамадан; десять ночей до праздника жертвоприношения (первые десять ночей месяца Зуль-хиджа); ночь середины месяца Ша‘бан (Ляйлятуль-бара’а); ночь на день ‘Ашура’ (десятое число Мухаррама). Есть хадисы, подчеркивающие особенность этих ночей и желательность совершения в это время дополнительных молитв.
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) изрек:
«Наилучшей молитвой, после пяти обязательных, является молитва ночи.» хадис от Абу Хурайры, св. хадисов Ахмада, Муслима и др.
«Все те [молитвы], что [совершаются] после ночной молитвы (‘Иша’), относятся к молитве ночи. Выполняйте молитву ночи! Воистину, это ‒ признак праведников, приближение к Господу, искупление грехов ваших и удаление от прегрешений.» Ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 982, хадис № 3558
Количество ракяатов этой молитвы ‒ от двух до восьми (по желанию молящегося).
Время «Тахаджуда» ( Тахаджуд (араб.) ‒ дополнительная ночная молитва, совершаемая после сна ‒ наступает после обязательной ночной молитвы (‘Иша’) и длится до появления зари. [См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’. С. 149.]
Глагол «тахаджада», от которого происходит данное слово, означает «просыпаться ночью для совершения молитвы». [См.: Аль-му‘джам аль-‘арабий аль-асасий [Основной арабский словарь]. [Б. м.]: Ларус, [б. г.]. С. 1253.]
Также в числе наилучших дел – соблюдение поста в течение девяти дней (или некоторых из этих девяти дней). Вот несколько хадисов о посте в эти благословенные дни:
«Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) постился девять дней Зуль-хиджи.» Ан-Насаи, смотри «Сахих ан-Насаи», Аль-Албани, (2/508)
«Пост в день ‘Арафа является причиной искупления грехов прошедшего года и следующего…» Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 312,хадис №5055 «сахих»
Пост в день ‘Арафа является желательным в отношение тех, кто не совершает хадж, что же касается паломника, то он не постится в этот день, дабы были у него силы для ду’а (мольбы) и поминания Аллаха, тем самым следуя за посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), так как он не постился на ‘Арафа и текстом хадиса запрещается соблюдать пост в день стояния на горе ‘Арафа. Богословы говорят о нежелательности.
Что касается достоинства дня ‘Арафа, то по этому поводу передается хадис от Айши (да будет доволен ею Аллах), что посланник Аллаха (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал
«Нет дня, в котором Аллах больше всего освобождал бы своего раба от огня, чем в день ‘Арафа. Поистине, Аллах (Свят Он и Велик) приближается (к Своим рабам), а затем гордится ими перед ангелами. И спрашивает: “Чего они хотят?”. хадис от Айши, св. хадисов Муслима (3354).
Посланник Аллаха (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал также:
«Лучшей ду’а (мольбой) является та, которая была совершена в день ‘Арафа.» св. хадисов Ат-Тирмизи (3585).
Человек верующий, без сомнений, понимает, что такого рода хадисы не означают, что грехи можно совершать на протяжении многих лет, а затем их достаточно искупить одним днем поста. Такого рода хадисы раскрывают суть, благодать и великую ценность пред Богом некоторых дней, совершение благих дел в которые наиболее воздаваемо, более того ‒ выгодно в плане благостности в этой жизни и в вечности.
Имам ан-Навави, комментируя эти хадисы, сказал:
«В первую очередь, данный пост компенсирует незначительные прегрешения человека (сагаир). Если таковых нет, то является причиной искупления больших грехов (кабаир). Если последние также отсутствуют, то способствует повышению степени праведности человека пред Богом»
Десятый день месяца Зуль-хиджа ‒ день праздника жертвоприношения Ид ‘уль Адха или Курбан-байрам.
В этот день соблюдение поста запрещено (харам)
Возвеличивание Господа перед праздничной молитвой (по дороге в мечеть или в ожидании молитвы уже в мечети) желательно как в праздник Курбан-байрам, так и в Ураза-байрам Наиболее распространенной является следующая форма восхваления Всевышнего:
«Аллаху акбар, аллаху акбар, ляя иляхэ иллял-лах, вал-лаху акбар, аллаху акбар, ва лил-ляхиль-хамд».
Перевод:
«Аллах (Бог, Господь) превыше всего, Аллах превыше всего; нет бога, кроме Него. Аллах превыше всего, Аллах превыше всего, и лишь Ему истинное восхваление»
Воспользуемся же этими великими днями до их истечения! Многие люди лишаются тех благ, которые предоставлены Всевышним в эти дни, а время, при этом, безвозвратно уходит. Не идите на поводу у сатаны, лишая себя награды и оказываясь в убытке.
Зуль-хиджа — последний, 12 месяц мусульманского лунного календаря, который в 2021 году начинается 10 июля, после захода солнца. После месяца Зуль-хиджа наступит новый месяц — Мухаррам, который станет началом 1443 года по календарю хиджры.
Самые благословенные дни для этого мира – месяц Зуль-хиджа
Месяц зуль-хиджа – один из высокочтимых месяцев у мусульман. Это один из четырёх священных запретных месяцев (раджаб, зуль-хиджжа, зуль-каада, мухаррам). Особенно ценными являются первые десять дней этого месяца.
Месяц зуль-хиджа содержит главный праздник мусульман – ‘Ид аль-адха (Курбан-байрам), приходящийся на 10-е число. В месяце зуль-хиджа мусульмане совершают хадж – одну из пяти основополагающих обязанностей мусульман, являющихся столпами Ислама. В нём также один из священных дней – день ‘Арафа (9-е число). В этот день паломники, совершающие хадж, пребывают в местности ‘Арафа.
В день ‘Арафа желательно тысячу раз читать суру «Аль-Ихляс», совершать другие благие деяния. В одном хадисе сказано, что тому, кто прочтёт тысячу раз суру «Аль-Ихляс», будут прощены все грехи. В день ‘Арафа (и в предыдущий день) желательно соблюдать пост (кроме паломников, совершающих хадж).
В хадисе от ‘Аиши говорится, что один юноша соблюдал пост в первые десять дней месяца зуль-хиджжа. Об этом сказали Пророку (мир ему и благословение), и он спросил, почему тот соблюдает пост. «О, свет моих очей, это дни хаджа, и я надеюсь на благо от мольбы паломников», — ответил юноша. И тогда Пророк (мир ему и благословение) сказал, что за каждый день поста в эти дни он получит такое вознаграждение, как за освобождение ста рабов, раздачу в качестве садака ста животных и выдачу для распространения религии ста лошадей, а за пост в день ‘Арафа – вознаграждение, как за освобождение двух тысяч рабов, раздачу такого же количества животных на садака и выделение такого же количества лошадей для распространения Ислама.
В хадисах также сказано, что вознаграждение за пост в день ‘Арафа равно вознаграждению за пост в течение двух лет; что тому, кто соблюдал пост в этот день, прощаются грехи двух лет – предыдущего и последующего; что тот, кто соблюдает пост за два дня до ‘Арафа, получит вознаграждение как и пророк Аюб (мир ему), а тот, кто постился в день ‘Арафа, — как пророк Иса (мир ему).
Эти дни желательно провести в богослужении, раздать нуждающимся пожертвования.
ISLAMDAG.RU
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Месяц зуль-хиджа
Месяц зуль-хиджа является одним из высокочтимых месяцев у мусульман. Это один из четырёх запретных месяцев (раджаб, зуль-хиджа, зуль-каада, мухаррам), в течение которых по велению Всевышнего Аллаха запрещены войны, конфликты, кровная месть.
Особенно ценными являются первые десять дней этого месяца.
В месяц зуль-хиджа наступает главный праздник мусульман – ‘Ид Аль-Адха (Курбан-байрам), приходящийся на десятое число. В месяце зуль-хиджа мусульмане совершают хадж – одну из пяти основополагающих обязанностей мусульман, являющихся столпами Ислама.
В этот же месяц наступает один из священных дней – день Арафа (9 число). В этот день паломники, совершающие хадж, находятся в местности Арафа. В день Арафа желательно тысячу раз читать суру Аль-Ихляс. В хадисе сказано, что тому, кто прочтёт тысячу раз суру Аль-Ихляс в этот день, будут прощены все грехи.
В хадисе также сказано, что самые любимые и самые дорогие для Аллаха дни – это первые десять дней зуль-хиджа. В первые девять дней этого месяца, особенно в день Арафа (и в предыдущий день), желательно соблюдать пост (кроме паломников, совершающих хадж).
От ‘Абдуллаха Ибн ‘Аббаса (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:
مَا العَمَلُ فِي أَيَّامٍ أَفْضَلَ مِنْهَا فِي هَذِهِ؟ قَالُوا: وَلَا الجِهَادُ؟ قَالَ: وَلَا الجِهَادُ، إِلَّا رَجُلٌ خَرَجَ يُخَاطِرُ بِنَفْسِهِ وَمَالِهِ، فَلَمْ يَرْجِعْ بِشَيْءٍ
«Дела, совершаемые в эти дни (первые десять дней месяца зуль-хиджа), Аллах любит больше, чем дела, совершаемые в любые другие дни». Люди спросили: «О Посланник Аллаха, это касается и борьбы на пути Аллаха?» Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Это касается и борьбы на пути Аллаха, если только речь не идёт о человеке, который вышел с жизнью и имуществом и лишился и того, и другого». (Бухари, 969; Абу Дапвуд, 2438; Тирмизи, 757; Ибн Маджах, 1727)
Воистину, наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) свидетельствовал, что эти дни – самые благословенные на этом свете. Только шахид превыше перед Аллахом, чем человек, который занят служением Аллаху в эти дни.
В хадисах также сказано, что вознаграждение за пост в день Арафа равно вознаграждению за пост в течение двух лет; что тому, кто соблюдал пост в этот день, прощаются грехи за два года – предыдущий и последующий.
Эти дни желательно провести в поклонении Создателю, раздать нуждающимся милостыню. Тому, кто собирается резать жертвенное животное (курбан), нежелательно (карахат) в течение первых десяти дней зуль-хиджа, то есть до жертвоприношения, стричь волосы и ногти.
Достоинства первых десяти дней месяца зуль-хиджа
Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:
وَالْفَجْرِ وَلَيَالٍ عَشْرٍ
(смысл): «Я (Аллах) клянусь зарёю и десятью ночами». («Сафват ат-тафасир», сура Аль-Фаджр: 1-2)
В этом аяте Всевышний Аллах подразумевает первые 10 дней месяца зуль-хиджа. Клятва Аллаха свидетельствует о величии этих дней. А в суре Аль-Хадж Всевышний также говорит:
وَيَذْكُرُوا اسْمَ اللَّهِ فِي أَيَّامٍ مَعْلُومَاتٍ
(смысл): «И пусть поминают имя Аллаха в дни известные (когда режут хадью и курбан в день жертвоприношения в благодарность Всевышнему за Его милость и пропитание)». («Сафват ат-тафасир», сура Аль-Хадж: 28)
Здесь тоже имеются в виду дни месяца зуль-хиджа. В их числе и день Арафа. День Арафа – день большого хаджа, прощения грехов, защиты от огня.
К этим дням также относится день жертвоприношения (Курбан-байрам). День жертвоприношения – лучший день года. Пророк (мир ему и благословение) в хадисе, который передаётся от ‘Абдуллаха ибн Курта (да будет доволен им Аллах), сказал:
إِنَّ أَعْظَمَ الْأَيَّامِ عِنْدَ اللَّهِ تَبَارَكَ وَتَعَالَى يَوْمُ النَّحْرِ، ثُمَّ يَوْمُ الْقَرِّ
«Величайший из дней у Аллаха — день жертвоприношения». (Абу Давуд, 1765)
В эти дни включены все столпы поклонения. Хафиз Ибн Хаджар в своей книге «Фатх Аль-Бари» пишет об этом следующее: «Причиной возвеличивания первых десяти дней зуль-хиджа является наличие всех столпов поклонения: намаза, поста, жертвоприношения, паломничества; ведь в другие дни всё это не сочетается».
Первые 10 дней зуль-хиджа следует встретить искренним покаянием в своих грехах, это обязанность каждого мусульманина. В покаянии – благо для мусульманина как на этом свете, так и в Судный день. Берите как можно больше пользы от щедрот этих дней. Каждому мусульманину желательно совершить как можно больше добрых дел.
Как покорность Всевышнему и служение Ему в эти дни приближают нас к Нему, так и грехи отдаляют нас от Него, и мы теряем Его милость. Посему воздержитесь от всего греховного в эти дни, дорогие братья и сёстры.
Пост в день Арафа
День Арафа – это девятый день месяца зуль-хиджа. Соблюдение поста в этот день является желательным (сунна) действием. От Абу Катады (да будет доволен им Аллах) передаётся, что однажды Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) спросили о соблюдении поста в день ‘Арафа, и он сказал:
يُكَفِّرُ السَّنَةَ الْمَاضِيَةَ وَالْبَاقِيَةَ
«Пост в этот день служит искуплением грехов за прошлый и будущий годы». (Муслим, 1162).
От Масрука (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала ему:
أَوَ مَا سَمِعْتَ يَا مَسْرُوقُ أَنَّ رَسُولَ اللهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ كَانَ يَعْدِلُهُ بِصَوْمِ أَلْفِ يَوْمٍ؟
«Не слышал ли ты, о Масрук, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сравнивал пост в День Арафа с постом в тысячу других дней?» (Байхаки, «Шу‘аб аль-иман», 3487)
Авторитетный учёный шафиитского мазхаба имам Ар-Рамли поклялся, что пост в День Арафа смоет большие и малые грехи за два года. Но грехи перед людьми смоются лишь после того, как обидчик попросит прощения у тех, кого обидел.
В этот день могут не поститься больной и путник при трудностях. Если они не испытывают трудностей, им тоже можно поститься. Тому, кто совершает хадж, в этот день желательно не поститься, чтобы иметь силы для мольбы и поклонения на горе Арафат.
Мухаммад Мухаммадов
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Достоинства первых десяти дней месяца Зуль-Хиджа
Хвала Аллаху, Господу миров, мир и благословение нашему господину Мухаммаду, его семье и всем сподвижникам.
Всевышний Аллах избрал некоторые периоды времени – дни и месяцы – в которые благие деяния наиболее предпочтительны и любимы для Аллаха, чем в иное время. И каждому мусульманину следует придавать этому особенное значение.
К таким дням относятся первые десять дней месяца Зуль-Хиджа, он является одним из четырёх месяцев, в течение которых Всевышний Аллах запретил войны.
Достоинства первых десяти дней месяца Зуль-Хиджа
Всевышний Аллах сделал десять первых дней месяца Зуль-Хиджа объектом Своей клятвы, а клятва Всевышнего является указанием на величие и важность этих дней. Всевышний Аллах сказал:
وَالْفَجْرِ * وَلَيَالٍ عَشْرٍ
«Клянусь зарёю! Клянусь десятью ночами!». (сура Аль-Фаджр, аяты 1-2)
Ибн Аббас, Ибн аз-Зубайр, Муджахид сказали: «Десять ночей – это десять первых дней месяца Зуль-Хиджа». («Тафсир Ибн Касир»)
Также Всевышний Аллах сказал:
وَيَذْكُرُوا اسْمَ اللَّهِ فِي أَيَّامٍ مَعْلُومَاتٍ
«И они поминают Аллаха в установленные дни». (сура Аль-Хадж, аят 28)
Имам аль-Бухари в сборнике «Сахих» приводит слова Ибн Аббаса, что под этими днями имеются в виду десять дней месяца Зуль-Хиджа.
От Джабира сообщается, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
أفضل أيام الدنيا أيام العشر
«Наилучшими днями этого мира являются десять первых дней месяца Зуль-Хиджа!». (аль-Баззар)
Хафиз Ибн Хаджар аль-Аскаляни (да смилуется над ним Аллах) сказал в труде «Фатх уль-Бари» (2/534):
والذي يظهر أن السبب في امتياز عشر ذي الحجة لمكان اجتماع أمهات العبادة فيه، وهي الصلاة والصيام والصدقة والحج، ولا يتأتى ذلك في غيره
«Ясно, что причина выделения десяти дней месяца Зуль-Хиджа в том, что в этом промежутке времени сосредоточены все важнейшие виды поклонения: намаз, пост, милостыня и хадж. И всё это не сочетается разом друг с другом в иное время».
Какие виды поклонения желательно совершать в эти дни?
1. Хадж.
Одно из лучших деяний, которое совершаются в это время – хадж (паломничество в Мекку).
Сообщается, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
العمرة إلى العمرة كفارة لما بينهما والحج المبرور ليس له جزاء إلا الجنة
«Умра, совершаемая после предыдущей умры, является искуплением тех грехов, которые были совершены между ними. И воздаянием за безупречный хадж является Рай». (аль-Бухари и Муслим)
2. Пост.
Мусульманину желательно поститься в эти дни, так как Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) побуждал людей к совершению благих деяний в эти десять дней, а пост является одним из лучших видов поклонения.
Всевышний Аллах избрал пост для себя, как сообщается об этом в хадисе аль-кудси:
كل عمل بني آدم له إلا الصيام فإنه لي وأنا أجزي به
«Всевышний Аллах сказал: “Каждое из дел сынов Адама – для них самих, кроме поста: он для Меня, и Я награжу за него”». (аль-Бухари)
От Хунайды ибн Халида, а тому – от его жены передаётся, что некоторые жёны Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) сказали:
كان النبي صلى الله عليه وسلم يصوم تسع ذي الحجة ويوم عاشوراء وثلاثة أيام من كل شهر. أول اثنين من الشهر وخميسين
«Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) постился девять дней месяца Зуль-Хиджа, в день ‘Ашура и три дня каждого месяца: первый понедельник месяца и два четверга». (Абу Дауд, ан-Насаи)
3. Пост в день Арафа.
Одним из первых десяти дней месяца Зуль-Хиджа является день Арафа – девятый. В этот день паломники исполняют главный столп хаджа – собираются в долине Арафа, в которой поминают Всевышнего Аллаха и обращаются к Нему с дуа.
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал о посте в день Арафа:
صِيَامُ يَوْمِ عَرَفَةَ أَحْتَسِبُ عَلَى اللَّهِ أَنْ يُكَفِّرَ السَّنَةَ الَّتِي قَبْلَهُ وَالسَّنَةَ الَّتِي بَعْدَهُ
«Он служит искуплением (прегрешений) за прошедший год и будущий год». (Муслим)
Однако это всё желательно только для того, кто не совершает хадж. Что же касается того, кто совершает хадж, то ему нежелательно соблюдать пост в день Арафа, поскольку Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) отказывался от поста в этот день.
Имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) пишет:
فليس في صوم هذه التسعة كراهة، بل هي مستحبة استحباباً شديداً، لاسيما التاسع منها وهو يوم عرفة
«Нет нежелательности в соблюдении поста в течение этих девяти дней. Наоборот, это настоятельно желательно, особенно в девятый день, который является днём Арафа». («Шарх Сахих Муслим», 8/71)
4. Жертвоприношение.
Зуль-Хиджа – месяц жертвоприношения.
Сообщается со слов Анаса (да будет доволен им Аллах):
ضَحَّى النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ بِكَبْشَيْنِ أَمْلَحَيْنِ أَقْرَنَيْنِ ذَبَحَهُمَا بِيَدِهِ وَسَمَّى وَكَبَّرَ وَوَضَعَ رِجْلَهُ عَلَى صِفَاحِهِمَا
«Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) принёс в жертву двух рогатых баранов с белыми пятнами у глаз, он зарезал их собственноручно, сказав: “Бисмиллах. Аллаху акбар” и поставив ногу им на бок». (аль-Бухари)
Человеку, который намерен осуществить жертвоприношение, в первые десять дней месяца Зуль-Хиджа нежелательно стричь ногти и волосы.
Имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) пишет в труде «Аль-Маджму’» (8/391):
فقال أصحابنا من أراد التضحية فدخل عليه عشر ذي الحجة كره أن يقلم شيئا من أظفاره وأن يحلق شيئا من شعر رأسه ووجهه أو بدنه حتى يضحي لحديث أم سلمة هذا هو المذهب أنه مكروه كراهة تنزيه
«Наши учёные-шафииты сказали, что если кто-то желает осуществить жертвоприношение, и начались первые десять дней Зуль-Хиджа, то ему нежелательно (макрух) подстригать ногти или брить волосы на голове, лице и остальном теле, пока он не совершит жертвоприношение согласно хадису Умм Салямы. И это мнение является мазхабом, то есть так поступать – порицаемо в нежелательной степени (макрух-танзихан)».
5. Многократное чтение тахмида, тахлиля и такбира.
Одно из наилучших дел – совершение такбира и зикра.
Желательно громко произносить такбир в мечетях, домах, на улицах, во всех местах, где можно упомянуть имя Всевышнего Аллаха, возвеличивая Его; мужчины произносят его громко, а женщины – про себя.
От Ибн Умара (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
فأكثروا فيهن من التهليل والتكبير والتحميد
«Чаще произносите в эти дни слова тахлиля (“Ля иляха илля-Ллах”), такбира (“Аллаху Акбар”) и тахмида (“Аль-хамду ли-Ллях”)». («Муснад» Ахмада)
Имам аль-Бухари приводит в сборнике «Сахих»:
وكان ابن عمر وأبو هريرة رضي اللّه عنهما يَخرجان إلى السوق في أيام العشر يُكَبِّران ويُكَبِّر الناسُ بتكبيرهما.
«Ибн Умар и Абу Хурайра (да будет доволен ими Аллах) выходили на рынок в первые десять дней месяца Зуль-Хиджа и произносили такбир (“Аллаху акбар”), и люди повторяли за ними».
Под такбиром имеется в виду произнесение следующих фраз:
الله أكبر. الله أكبر. الله أكبر. لا إله إلا الله. والله أكبر. الله أكبر. ولله الحمد
«Аллаху Акбар! Аллаху Акбар! Аллаху Акбар! Ля иляха илля-Ллаху ваЛлаху Акбар! Аллаху Акбар! ВалиЛляхи-ль-хамд!».
Остальные благодеяния
Также желательно частое совершение других видов благодеяний и дополнительных намазов, милостыня, чтение Священного Корана, поддерживание родственных связей и другие добрые дела.
Воспользуйтесь этими великими днями до их истечения. Многие люди лишаются тех благ, которые предоставлены Всевышним в эти дни, а время при этом безвозвратно уходит.
نسأل الله أن يديم علينا أيام النعم ويعيننا على ذكره وشكره وحسن عبادته