сколько дней длился ноев потоп
Сколько длился всемирный потоп по Библии (книга Бытие)?
Сколько длился всемирный потоп согласно Библии и как долго Ной плавал в ковчеге вместе со своей семьей и всеми животными? Можно ли установить точное время плавания по книге Бытие?
Сколько длился всемирный библейский потоп?
Применительно к тому, что сказано в книге Бытие, дождь во время всемирного потопа шел 40 дней. Вода продолжала убывать в течение 150 дней. Библия говорит:
«Покрывавшая землю вода стала убывать и через 150 дней опустилась настолько, что лодка снова коснулась суши, остановившись на Араратских горах. Это было на семнадцатый день седьмого месяца». (Бытие 8:3,4)
Ной смог ступить на землю только спустя 10 месяцев и две недели. Возможно, что есть место для маневра в последней цифре, т.к. точный промежуток времени между Бытие 8:5 и 8:15 не до конца ясен.
«Вода продолжала опускаться, и к первому дню десятого месяца над водой показались вершины гор. Сорок дней спустя Ной открыл сделанное им окно лодки и выпустил на волю ворона. Тот перелетал с места на место, пока земля не высохла, и вся вода не ушла». (Бытие 8:5-7)
«Через семь дней Ной снова выпустил голубя, и после полудня тот возвратился к Ною, неся в клюве свежий лист оливы; так Ной узнал, что на земле вновь появилась суша. Прошло ещё семь дней, и Ной снова выпустил голубя, но на этот раз тот не вернулся обратно. Тогда Ной открыл дверь лодки и, оглядевшись, увидел, что земля высохла. Это было в первый день первого месяца года, Ною был 601 год». (Бытие 8:10-13)
Итак, сколько длился всемирный потоп? Возможно, что эти числа являются приблизительными. К тому же, не ясно, с какого места начинать отсчет. Я бы сказал, что потоп длился примерно 10 х 30 + 14 = 314 дней. Или, если быть более осторожным, сказать, что чуть меньше года.
Читайте другие статьи Ное, его семье и о потопе на нашем сайте.
Всемирный потоп
В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей (Быт 7, 11–12).
Грехопадение повредило человеческую природу. Состояние мира после изгнания прародителей из рая свидетельствует о нарастании человеческой немощи. Грех распространяется по лицу земли и все глубже вкореняется в природу человека. Истинное богопочитание продолжало сохраняться у потомков Сифа. Но через несколько поколений они (сыны Божии) стали смешиваться с потомками Каина (дочерями человеческими). Жизнь людей стала плотской, бездуховной: И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками, потому что они плоть (Быт 6, 3). Когда открылась вся мера всеобщего развращения на земле, Господь навел всемирный потоп. Это был суд Божий над человечеством, забывшим Бога и погрузившимся в пучину растления. Святитель Филарет Московский так объясняет, почему потоп был неизбежной мерой в отношении древнего человечества: «Бог видел человека в таком состоянии, в котором он совсем не соответствовал предначертанию Премудрости, явленному в его сотворении, и более не мог быть причастным любви и благости Творческой».
Лишь патриарх Ной был человек праведный и непорочный и ходил пред Богом (Быт 6, 9). Господь повелел Ною построить большой ковчег. Некоторые исследователи на основе слов Божественного правосудия: пусть будут дни их сто двадцать лет (Быт 6, 3) заключают, что Ной строил его сто двадцать лет. Это значит, что современники Ноя имели сто двадцать лет для покаяния.
Ковчег представлял собой огромный плавучий дом в три этажа со множеством отсеков. Вода изливалась сто пятьдесят дней и покрыла всю землю. В водах потопа погибло допотопное человечество. Затем вода стала убывать. Ковчег пристал к горе Арарат.
Благочестивый патриарх, выйдя из ковчега, устроил жертвенник Господу. Это первое упоминание жертвенника в Священном Писании. На нем Ной совершил всесожжение, взяв из всякого скота чистого и из всех птиц чистых. Жертва эта была угодна Богу. Она была принесена от всего мира и за весь мир и «была посему совершеннейшим прообразованием всеродной и всеобщей жертвы Христовой» (Святитель Филарет Московский. Записки, руководствующие к основательному разумению книги Бытия. М., 1867. Ч. 2. С. 6). Святые отцы называют Ноев ковчег прообразом Церкви, которая является кораблем спасения в житейском море.
Для нас, верующих, нет ни тени сомнения в подлинности описанного события. Сам Спаситель указывает на его историчность (см.: Лк 17, 26). Об этом же говорит и святой апостол Петр (см.: 2 Пет 2, 5).
Имеются внебиблейские свидетельства об остатках ковчега на горе Арарат. Самое древнее упоминание содержится у халдейского историка Беросса (ок. 350/340–280/270 до Р.Х.). «В наше время только маленькая часть корабля, остановившегося в Армении, остается лежать в Кордуйских горах в Армении и некоторые ходят туда, соскабливают асфальт» (Вавилонская история. Кн. 2). Иудейский историк I века Иосиф Флавий пишет: «Это место армяне называют местом высадки, и до сих пор еще туземцы показывают там остатки, сохранившиеся от ковчега. Об этом потопе и о ковчеге упоминают также все те, которые писали историю неевреев» (Иудейские древности. I. 3. 5).
В древнейших пластах культуры более ста народов (шумеров, греков и других) имеются сказания о потопе. При значительных различиях повествования объединяет то, что все они говорят о гигантском наводнении. Высоко в горах на разных континентах встречаются окаменелости рыб и ракушек.
Всемирный Потоп – библейская история
Всемирный потоп — прежде всего, библейская история, описанная в Книге Бытия – первой из книг Ветхого Завета и всей Библии. Однако легенды или сказания о всемирном потопе есть в ряде мифологических и религиозных текстов различных народов мира.
В данной статье мы рассмотрим Библейский Потоп или, как его еще часто называют, Ноев Потоп, ведь Ной является ключевой фигурой событий, связанных в Библии с Великим Потопом.
Согласно Книге Бытия, Всемирный Потоп – наказание божье за греховность человечества.
И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их. (Книга Бытия. Глава 6)
Потоп – Божий способ истребить грех в человеке. Бог оставил в живых лишь Ноя и его семью, повелев Ною построить ковчег, в котором укрылся Ной с семьей, а также по паре различных животных и птиц. Мы не будем подробно останавливаться на истории строительства ковчега и на его плавании, так как об этом на сайте уже есть статья, которую Вы можете прочесть – Ноев Ковчег. Поговорим же подробнее о Всемирном Потопе, его символизме и возможной научной трактовке.
Потоп в Библии.
Как мы уже сказали, библейская история Потопа рассказана в книге Бытия.
Читать главы, повествующие о Всемирном Потопе:
Сотворение мира в Божьем замысле предполагало совершенство и всеобщую гармонию. Все изменилось после грехопадения Адама и Евы. На Земле поселилось зло и грех. Первым результатом стало убийство Авеля, совершенное его кровным братом из ревности. Некоторые жили по Богу, другие – во грехе. Со временем, грешников и неверующих стало столько, что Господь решил очистить Землю, послав Всемирный потоп.
Открылись все “источники бездны”, и отворились “окна небесные”. Шел ливень. невиданной доселе силы, и шел он 40 дней. Вода сочилась из недр Земли 150 суток. После этого вода начала убывать. Семь месяцев ушло на то, чтобы из воды показалась вершина Арарата. Ной вышел из ковчега и построил жертвенник Господу и совершил жертвоприношение. Господь, узрев благодарное сердце Ноя, принял решение никогда больше не повторять Всемирный потоп.
… не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого – зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал. (Бытие, глава 8)
Потоп в апокрифах.
Кроме канонических книг Библии, рассказ о Всемирном Потопе можно найти в апокрифических текстах, например, в Книге Юбилеев (5 глава), а также в Книге Еноха. В целом, апокрифические рассказы о Великом Потопе не противоречат каноническому тексту Книги Бытия, однако причиной потопа в апокрифах является отношения ангелов с женщинами, что привело к появлению магии и колдовства, а также к всеобщему падению нравов.
Всемирный Потоп разделил библейскую историю на две эпохи: допотопные и послепотопные времена.
Истоки библейского сюжета о Великом Потопе.
Библейская история Великого Потопа имеет свой источник — ассирийский миф о Гильгамеше, который сохранился на глиняных табличках. Эти записанные клинописью сказания датируются XXI в. до н. э. история рассказывает о чудесном спасении ассирийца Утнапишты со всем его скарбом и животными в ковчеге во время Потопа. На седьмой день плавания ковчег Утнапишты остановился, зацепившись за вершину горы Ницир.
Библейская история существенно отличается от легенды о спасении Утнапишты лишь длительностью потопа: по Библии потоп длился почти год, а по ассирийским источникам — семь дней.
Описание строительства ковчега, а также способ определения уровня воды при помощи птиц совпадают. Утнапишты выпускал голубя и ласточку, а Ной ворона и голубя. Удивительное сходство ассирийского и библейского повествования кажется еще чудеснее, если упомянуть, что иногда эти версии абсолютно тождественны в выражениях. Ассирийская история Потопа низводит потоп до малых и правдоподобных размеров — потоп длится семь дней, вода не покрывает вершины горы Ницир (ее высота около 400 метров).
Но является ли ассирийская легенда конечным источником? Нет. Археологи часто именуют землю Двуречья «большим слоеным пирогом». Цивилизации тут сменяли одна другую. Ассирийцы, завоевавшие долину двух рек, были весьма юной нацией по сравнению с вавилонянами, которые проживали на данной территории задолго до прихода ассирийцев. Ассирийцы, безусловно, заимствовали рассказ о Гильгамеше у более древних жителей долины Тигра и Евфрата — вавилонян. После того, как в XX веке был найден ряд шумерских памятников, стало понятно, что история о потопе перекочевала к вавилонянам от еще более древнего народа – шумеров. Однако и здесь мы не найдем конечной точки нашего путешествия к источнику сюжета о Всемирном потопе.
Леонард Вулли, знаменитый археолог и исследователь, проводя раскопки Ура, обнаружил, что культуре шумеров предшествовала другая, еще более древняя, ее называют Эль-Обейдскойкультурой по названию холма, где впервые были найдены ее следы. Среди прочих ценностей люди периода Эль-Обейда передали шумерам историю Всемирного потопа.
Шумеры были очень древними кочевниками, которые, придя извне, усвоили достижения оседлого народа. Анализ дошедших до нас слов убаидского языка показывают, что в нем есть много общего с языком дравидов, живущих в Южной Индии. У дравидийских народов также есть предание о всемирном потопе.
А был ли Потоп? Научная точка зрения.
Описанная в Библии история Всемирного Потопа имеет аналоги у разных народов, далеких от ветхозаветных представлений. Это наводит на мысль, что подобный катаклизм имел место быть и последствия его были, действительно, тяжелы, раз предания о Великом Потопе сохранились в памяти народов всех континентов Земли.
На сегодняшний день ученые отвергают версию того, что в описываемые Библией времена действительно был Всемирный Потом. Большое количество преданий, в том числе и библейское, скорее всего описывают различные катастрофы, связанные с водой и затоплением, которые произошли в разные временные отрезки и носили локальный характер.
Таким образом – Всемирный Потоп – это, скорее всего, огромное количество локальных бедствий в разных регионах, которым жители пострадавших районов приписывали глобальный характер. Вероятными причинами местных потов были:
С чем же мы имеем дело, когда говорим о Библейском Потопе?
Вопросы о потопе волновали австрийского геолога Э. Зюсса, который исследовал библейский текст, а также первоисточник библейской легенды — ассирийский миф о Гильгамеше, сделал вывод, что Ноев Потоп – ни что иное, как опустошительное наводнение Месопотамской низменности в низовьях Евфрата. Главной причиной Библейского Потопа Э. Зюсс считал цунами, образовавшееся в следствие сильного землетрясения в Персидском Заливе. Ученые –последователи Зюсса — установили, что вероятной причиной Ноевого Потопа было все же не цунами – цунами подобной силы не характерны для данного региона, а опустошительное наводнение, случившееся в результате длительных ливней и сильного, дующего навстречу течению рек ветра. Подобные наводнения не единожды наблюдались в Бенгальском регионе. Уровень воды при таких наводнениях быстро поднимался на 16 метров. Гибли сотни тысяч людей. Вероятно, подобное наводнение 4000—5000 лет назад и было описано в Библии как Всемирный Потоп.
Существует, однако, и другое мнение среди ученых, согласно которому Всемирный Потоп имел место быть именно в виде глобальной катастрофы, когда Чёрное море перестало быть замкнутым. Из-за сильнейшего землетрясения уровень воды поднялся на 140 метров, Черное Море соединилось со Средиземным, вызвав затопление огромных регионов и гибель огромного количества людей.
Время потопа
Когда был Всемирный потоп? В каком году? Библия содержит достаточно хронологических сведений чтобы ответить на данные вопросы. В Бытии весьма точно записана родословная от сотворения первого человека Адама до рождения Ноя. Потоп же, согласно библейскому преданию, начался
в шестисотый год жизни Ноевой (Бытие, глава 7).
Если мы возьмем за отправную точку 537 год до н. э., когда остаток иудеев покинул Вавилон и вернулся на родину, то путем вычитания периодов правления судей и царей израильских, а также указанных в Ветхом Завете лет жизни послепотопных патриархов, мы получим, что Великий потоп произошел в 2370 году до н. э.
Однако, нет научных оснований считать, что в это время в исследуемом нами регионе быль сколь-либо крупномасштабные наводнения. Поэтому библейская хронология в данном случае не работает.
Следует вспомнить, что библейский сюжет был позаимствован у ассирийцев. Ассирийская легенда описывает природный катаклизм, произошедший примерно в 5500 году до нашей эры.
Есть и альтернативные версии. Опираясь на хронологическую систему английского архиепископа Ушера, потоп можно датировать 2349 годом до н. э. Согласно выкладкам хронологических данных Септуагинты, Всемирный потоп произошел в 3213 году до н. э.
Потоп
Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
Оглавление
Поколение Потопа [↑]
В недельной главе Ноах повествуется о Всемирном Потопе, который обрушил Б-г на землю за грехи того поколения.
Поколение потопа совершало как мелкие, так и крупные грехи. Но Всевышний, обладая долготерпением, прощал им прегрешения… до определенного момента.
БОГ СКАЗАЛ НОАХУ: КОНЕЦ ВСЯКОЙ ПЛОТИ НАСТУПИЛ ПРЕДО МНОЙ, ИБО НАПОЛНИЛАСЬ ЗЕМЛЯ ГРАБЕЖОМ (Берешит, 6:13)
Раби Йоханан сказал: «Приди и увидишь силу грабежа. Поколение Потопа нарушало все, но решение об их конце не было подписано, пока не провинились в воровстве» (Санѓедрин).
Мы должны осознать, как серьезно преступление украсть даже самую малую сумму, и удалиться от этого греха.
В этом поколении, когда кто-нибудь выставлял для продажи бобы, прохожие брали их без спроса на сумму меньше пруты (самая мелкая монета), тогда суд не мог заставить вора это вернуть. И один за другим обирали продавца, пока не оставалось ни боба. А он не мог потребовать наказать воров и вернуть имущество (мидраш Берешит раба).
Р. Зеэв Эйнѓорн в комментарии добавляет, что люди этого поколения, безусловно, воровали и по-крупному. Втайне каждый крал, сколько мог. А меньше пруты крали публично, и с этим мирились (Пируш махарзу).
Р. Шалом Швадрон заметил: «Не раз я видел, как люди входят в лавку, берут немного еды и не платят. Часто хозяин хотел бы, чтобы заплатили, да неудобно просить деньги за такое количество. Это надо осудить. Так поступали в поколении Потопа».
Поколение развратилось, и Б-г уничтожил его Потопом, но спас Ноаха и его семью.
По свидетельству Торы, нравственное разложение началось с того, что «сыновья властелинов …брали себе женщин, всех, кого выбирали» (Берешит 6:2, Раши). «Любая брешь начинается с лидеров поколения», и тогда сыновья царей и вельмож стали силой забирать себе чужих жен. Они блудили также с мужчинами и со скотом (Берешит раба 26:5, Маарзо) — нечестивцы «скрещивали домашний скот с дикими зверьми и зверей со скотом, и всех животных с людьми, а людей со всеми животными» (Санхедрин 108а). Многие женщины в том поколении ходили, открыв свою плоть и подкрасив глаза, подобно блудницам, а мужчины осквернялись всеми видами разврата — открыто и прямо на улице, вступая в связь даже со своими матерями и дочерьми (Пиркей дераби Элиэзер 22). И особенно бесчинствовали именно те, кто был призван следить за соблюдением закона, — и остановить их было некому (Рамбан, Берешит 6:2).
В Талмуде указано, что, хотя поколение потопа преступило все мыслимые запреты, их приговор был скреплен печатью именно за грабеж (Санхедрин 108а). В самой Торе основное преступление этого поколения названо словом хамас («разбой»; см. Берешит 6:13), и комментаторы поясняют, что понятие хамас включает в себя также кражи по мелочам, при которых невозможно обратиться в суд для восстановления справедливости. Именно такой вид преступлений был особенно распространен в поколении перед потопом: этот «разбой» (хамас) совершался открыто, при свете дня, с общего согласия (Берешит раба 31:5, Нехмад лемаръэ). По определению р. Овадьи Сефорно, разбой принял тотальный характер, и люди перестали видеть в нем зло: ведь «все воровали друг у друга» (Сефорно, Берешит 6:13). А автор книги Ор Ахаим — раби Хаим ибн Атар — добавляет: «В поколении потопа воровали каждый, что мог, …а если ситуация складывалась так, что невозможно было ограбить или украсть, они прибегали к мошенничеству и обману» (Ор Ахаим, Берешит 6:13).
Вместе с тем, согласно более широкому определению, понятие хамас включает в себя не только грабеж, но и «все виды мерзостей» (Маарзо, Берешит раба 31:1) — включая идолопоклонство, кровопролитие и разврат. По свидетельству мидрашей, обитатели земли буквально «погрязли в разврате», а «разврат (знут) неизбежно приводит цивилизацию к всеобщему уничтожению» (Берешит раба 26:5, 31:6).
И все же «поколение потопа не было стерто с лица земли до тех пор, пока они не стали составлять брачные договоры между мужчинами и между людьми и скотом» (Берешит раба 26:5; Раши,Хулин 23а, «Ки ишхит»). А поскольку люди того поколения не просто раз от разу поддавались своим страстям, но разврат приобрел у них силу закона, — раскаяние стало практически невозможным (Маарзо на Берешит раба 26:5).
Потоп уничтожил все живое на земле. Спаслись только Ноах и те, кто был с ним в Ковчеге.
Ноах — праведник в своем поколении [↑]
Ноах (Ной) родился в 1056 году, когда его отцу Лемеху было 182 года (Берешит 5:28). Появился на свет без крайней плоти — «обрезанным» (Авот дераби Натан 2:5; Шохер тов 9).
Являлся правнуком Ханоха и внуком Метушелаха. Его мать Эшмоа, дочь Элишуа, сына Ханоха, вступила в брак с Лемехом в 1055 году /2705 до н.э./ (Сефер аяшар; Седер адорот).
Метушелах назвал его именем Ноах, а отец дал ему дополнительное имя Менахем, сказав: «Этот принесет нам утешение (йенахмейну)» (Берешит 5:29; Сефер аяшар; Ялкут Шимони, Берешит 42).
Учился у своего деда Метушелаха, который был правителем всего человечества (Седер адорот).
В течение долгих лет Ноах жил в уединении, стремясь уберечься от влияния нечестивцев своего поколения. Он сосредоточенно изучал книги Адама и Ханоха, чтобы познать пути служения Творцу (Зоар 1, 58б), — и в Торе сказано, что «Ноах снискал приязнь в глазах Г-спода» (Берешит 6:8).
В 1536 году /2224 г. до н.э./ Ноах удостоился пророчества: Всевышний открыл ему, что, если человечество не раскается в своих преступлениях и не вернется к праведному образу жизни, то спустя 120 лет оно будет уничтожено водами потопа (Берешит 6:3, Раши; Сефер аяшар). Ведь Творец «никогда не вершит в мире суд до тех пор, пока не объявит о нем и не известит подсудимых», как Он «известил поколение потопа через Ноаха» (Зоар 1, 58а).
А, по мнению некоторых мудрецов Талмуда, Ноах был «праведником» именно в своем поколении: по сравнению с окружающими его законченными нечестивцами. Но другие полагают, что, если Ноах сумел остаться праведным среди законченных нечестивцев, то, тем более, он бы стал великим праведником в другом, не столь испорченном поколении (Санхедрин 108а; Раши, Берешит 6:9; Зоар 1, 67б). Во всяком случае, он был спасен от вод потопа не за свои заслуги, а потому что в будущем от него должен был произойти Моше Рабейну (пророк Моисей), через которого еврейскому народу будет дана Тора (Берешит раба 26:6).
В тот же год Всевышний повелел Ноаху построить большой корабль — ковчег, на котором он сможет спастись в день всемирной катастрофы (Берешит 6:14, Раши; Седер адорот).
Всевышний сказав Ноаху:
СДЕЛАЙ СЕБЕ КОВЧЕГ ИЗ ДЕРЕВА ГОФЕР (Берешит, 6:14)
Бог мог спасти Ноаха разными способами. Почему Он заставил его строить ковчег?
Раши объясняет: чтобы пробудить у людей любопытство. Наблюдая, как Ноах сто двадцать лет подряд строит ковчег, люди станут удивляться и спрашивать: «Зачем ты это делаешь?». А Ноах будет отвечать: «Святой, благословен Он, скоро наведет на мир Потоп», — может быть, они тогда раскаются (Санѓедрин).
Вызванный интерес дает шанс найти путь к сердцу.
Но люди поколения Ноаха не раскаивались в своих злодеяниях. И Потоп уничтожил их.
Ноаху, который должен был пережить Потоп в ковчеге, Бог сказал:
ВОЗЬМИ С СОБОЙ ВСЯКУЮ ПИЩУ, КОТОРУЮ ОНИ ЕДЯТ, И ХРАНИ. И БУДЕТ ПИЩЕЙ ДЛЯ ТЕБЯ И ДЛЯ НИХ (Берешит, 6:21)
На первый взгляд, слова «и будет пищей для тебя и для них» лишние.
Р. Эльханан Вассерман предлагает объяснение: Описывая климат и плодородие на земле до Потопа, мидраш рассказывает, что тогда земля рождала несравненно больше, чем теперь. Ноах, который был пророком, знал, что после Потопа земля уже не будет такой плодородной. Но получил указание взять ровно столько, сколько необходимо, чтобы прокормить себя и семью во время Потопа. — Когда страдают другие, мы не должны искать наслаждений.
Всемирный Потоп [↑]
Следуя прямому повелению Всевышнего, Ноах (Ной) соорудил ковчег, сложил в него большие запасы пищи для своей семьи и тех животных и птиц, которых предстояло собрать в ковчеге. Кроме того, он внес в ковчег саженцы плодовых растений, чтобы высадить их после потопа (там же 31:14, 36:3).
На семнадцатый день месяца Хешван 1656 года /2104 г. до н.э./ Ноах и его семья вошли в ковчег. А вслед за ними, повинуясь безмолвному приказу Творца, в ковчеге собрались пары всех животных и птиц, предназначенных для спасения (Берешит 7:7—11, 13—16; Седер олам раба 4).
В тот день по всей земле начался сильный дождь, и вода значительно поднялась, затопляя низкие места. Перепуганные люди сбегались к ковчегу Ноаха, и постепенно там собралось около семисот тысяч человек. Они требовали: «Открой нам ковчег, и мы спасемся с тобой. Почему мы должны погибнуть?!»
«Вы все восстали против Творца и утверждали, что Его не существует, — напомнил им Ноах. — И вот теперь Он воздает вам за ваше зло, сметая вас с лица земли. Сейчас наступает то, о чем я предупреждал вас в течение ста двадцати лет, — но вы не слушали. А теперь вы хотите уцелеть на земле?!».
И люди ответили Ноаху: «Теперь мы все раскаиваемся и возвращаемся к Творцу. Открой нам ковчег, чтобы мы не погибли!» «Только теперь, увидев в лицо беду, вы готовы раскаяться, — говорил им Ноах. — Но почему вы не возвращались к Всевышнему на протяжении тех ста двадцати лет, которые Он вам дал для раскаяния. А в этот день Б-г не станет внимать вам, и сегодня ваши слова уже не помогут».
И тогда люди подступили, чтобы силой открыть ковчег и, расправившись с Ноахом, спрятаться от надвигающейся воды. Но Творец наслал на них диких зверей, которые тоже пытались спастись у ковчега от вод потопа. Хищники пожирали людей, и те разбежались в разные стороны (Сефер аяшар; Танхума, Ноах 7; Ялкут Шимони 57).
В течение сорока дней дождь усиливался. К нему присоединились хлынувшие на поверхность подземные потоки, и «ковчег поплыл по воде» (Берешит 7:18). Воды поднялись на пятнадцать локтей выше самых высоких гор — и «погибла всякая плоть: …от человека до животного, до пресмыкающегося и до птицы небесной, …и остался (в живых) лишь Ноах и те, кто был с ним в ковчеге» (там же 7:20-23).
Все эти дни буря швыряла ковчег, как щепку, угрожая разбить его. Звери выли и рычали в своих отсеках, а Ноах и его сыновья в трепете и страхе молили Творца об избавлении от верной гибели (Седер адорот).
Сорок дней спустя, 27 Кислева 1656 года, дожди прекратились, но только через пять месяцев воды, впитываясь в землю, начали медленно опускаться. Семнадцатого Сивана «ковчег опустился …на горы Арарат» (Берешит 7:12, 24, 8:3—4, Раши; Седер олам раба 4). Все дни и ночи, проведенные в ковчеге, Ноах и члены его семьи, не зная отдыха, ухаживали за животными и кормили их: ведь одни звери питаются только днем, а другие — именно ночью. Однажды Ноах запоздал с кормлением льва, и разъяренный зверь серьезно поранил его ногу (Танхума, Ноах 9).
В первый день месяца Ав, на десятый месяц от начала потопа, из окна ковчега «стали видны вершины гор» (Берешит 8:5, Раши; Седер олам раба 4).
Затем Ноах выпустил голубя, чтобы он посмотрел, сошла ли вода:
НО НЕ НАШЕЛ ГОЛУБЬ МЕСТА, ЧТОБЫ ОТДОХНУЛА ЕГО НОГА, И ВЕРНУЛСЯ К НОАХУ В КОВЧЕГ, ИБО БЫЛИ ВОДЫ НА ПОВЕРХНОСТИ ВСЕЙ ЗЕМЛИ; И ПРОТЯНУЛ ОН РУКУ, ВЗЯЛ И ВНЕС ЕГО К СЕБЕ В КОВЧЕГ (Берешит, 8:9)
Раби Нафтали Цви Йеѓуда Берлин, глава ешивы Воложин, отмечает, что голубь не влетел в ковчег. Только подлетел к нему. Когда он вернулся, во рту у него ничего не было, и он боялся, что хозяин не пустит его назад. Но Ноах умел сострадать, протянул руку и забрал голубя в Ковчег, чтобы тот отдохнул после тяжелого пути.
Раби Берлин добавляет: мы должны учиться у Ноаха. Если человек не выполнил поручение по независящим от него обстоятельствам, благодарите его, будто выполнил.
Еще через два месяца, в первый день месяца Тишрей нового, 1657 года, «Ноах снял крышку с ковчега и увидел, что поверхность земли начала высыхать» (Берешит 8:13).
И, наконец, на 27 день месяца Хешван, через полный солнечный год от начала потопа, Ноах и его семья покинули ковчег (там же 8:14—18, Раши; Седер олам раба 4).
Мир после Потопа [↑]
Когда Ноах вышел из ковчега и увидел разрушенный водами мир, он, рыдая, упрекнул Бога: «Ты, которого называли Милосердным, должен был сжалиться над Своими созданиями!» «Безумный пастырь, — возразил ему Б-г, — сейчас ты говоришь Мне об этом?! Почему же ты молчал, когда Я предупреждал тебя о потопе? Ведь Я называл тебя “праведным” именно для того, чтобы ты попросил о милосердии для всего человечества. Но ты услышал, что спасешься в ковчеге, и не стал просить за других, — а построил ковчег и спасся! И теперь ты упрекаешь Меня?!» (Зоар хадаш, Ноах 23а). И поскольку Ноах, получив пророчество о том, что Творец уничтожит человечество, даже не просил о помиловании, Всевышний называет истребляющие воды потопа «водами Ноаха» (Йешая 54:9) — так, как будто именно Ноах затопил мир (Зоар 1, 67б).
Спустившись с гор Арарата, Ноах и его семья проделали путь в юго-западном направлении, достигнув страны, в который жили и были похоронены первые люди — Адам и Хава. В дни потопа только над этой землей не было дождей, и там не вырывались на поверхность мощные подземные воды. И хотя и эту землю залила вода, проникшая из окружающих стран, все же там уцелели деревья. Во всем же остальном мире не только деревья были сломаны и выкорчеваны, — но даже каменные мельничные жернова были раздроблены потопом (Пиркей дераби Элиэзер 23; Ваикра раба 31:10; Рамбан, Берешит 8:11).
После потопа Ноаху и его потомкам была разрешена не только растительная, но и мясная пища. Поэтому к шести заповедям, данным Адаму, была добавлена седьмая: запрет есть мясо, оторванное от еще живого животного — «эвер мин ахай»(там же 9:3—4; Рамбам, Мелахим 9:1). Таким образом, всем его потомкам — всему человечеству — даны семь заповедей (7 законов Ноаха).
В последующие годы Ноах поселился в стране, которая позднее получила название «Италия». Там он посвятил все свое время постижению мудрости (Седер адорот). В частности, он составил книгу по медицине, в которую включил методы исцеления и рецепты лекарственных снадобий, полученные им от ангела Рефаэля (Оцар ишей аТанах, Ноах).
От потомков трех сыновей Ноаха в дальнейшем произошли семьдесят основных народов: 14 — от Йефета, 30 — от Хама и 26 народов — от Шема (Берешит 10:1—32; Седер олам раба 1; Седер адорот).
Ноах умер в 2006 году /1754 г. до н.э./ в возрасте 950 лет (Берешит 9:29; Седер адорот).
Согласно многочисленным данным, остатки ковчега Ноаха сохранились до наших дней. Всевышний уберег их, чтобы на земле осталось свидетельство о всемирном потопе (Ялкут Шимони, Бешалах 256).
В исторической хронике «Седер адорот» указано, что «горы Арарат», о которых говорится в стихе Торы, представляют собой четыре вершины, расположенные двумя парами. Горный массив, на который опустился ковчег по завершении потопа, назывался в древности Кадрон, а крупнейшие горы — Кардения и Армения. Недалеко от них был расположен столичный город Армении (Таргум Йонатан, Берешит 8:4).
В магазине
Подарочное издание Пятикнижия с комментариями Рамбана