сколько автомобилей в день выпускает автоваз
«АвтоВАЗ» впервые остановил производство из-за нехватки микросхем
Завод «АвтоВАЗа» в Тольятти впервые полностью прекратил производство автомобилей. Остановлены конвейеры по выпуску машин Lada и Renault, и нет данных, когда его планируется возобновить. Причиной стала нехватка электронных компонентов, вызванная глобальным дефицитом полупроводников, ставшим следствием пандемии коронавируса.
Новых Lada и Renault пока не будет
На заводе «АвтоВАЗ» полностью остановлено производство автомобилей, сообщает аналитическое агентство «Автостат». Прекращена сборка всех моделей, выпускающихся автогигантом на заводе в Тольятти.
По информации РИА «Новости», причиной остановки всех трех сборочных линий на «АвтоВАЗе» послужила нехватка микросхем, используемых в автомобилях. Представители профсоюза завода опубликовали подтверждение этой информации на странице организации в соцсети «Вконтакте».
Как выяснили специалисты «Автостата», на текущей неделе некоторые автомобили «АвтоВАЗа», в частности, Lada Granta, выпускались только лишь 9 ноября 2021 г. Французские Renault Logan и Sandero наряду с отечественными Lada Xray и Largus собирались с 8 по 11 ноября 2021 г. включительно, с 12 ноября 2021 г. конвейер по их производству встал.
Что касается внедорожника Niva, то он не выпускается на протяжении всей недели. Единственное, специалисты «Автостата», какой из имеющихся версий «Нивы» коснулись эти вынужденные «каникулы».
Прогнозы по срокам возобновления производства машин в Тольятти эксперты «Автостата» не делают.
Беспрецедентная ситуация
«АвтоВАЗ» ранее уже сталкивался с необходимостью приостановки производства на заводе в Тольятти. К примеру, на этот шаг автогиганту пришлось пойти в июле 2021 г.
Однако на тот момент перестала работать лишь первая сборочная линия, где и то лишь частично. На этом конвейере идет сборка моделей Largus, Logan, Sandero, Xray, а также Granta и Niva, и ограничения коснулись исключительно последних двух.
О полной остановке всего завода из-за нехватки электронных компонентов «АвтоВАЗ» сообщил впервые. Это беспрецедентная для производителя ситуация.
У Vesta «иммунитет» к дефициту микросхем
Единственным автомобилем «АвтоВАЗа», производство которого пока еще продолжается, оказалась Vesta. Собирается модель не в Тольятти, а на заводе в Ижевске. РИА «Новости» пишут, что там работа идет в нормальном режиме.
Прогнозов о том, как долго главные конвейеры «АвтоВАЗа» будут простаивать, нет.
Кто виноват
По данным «Автостата», весь завод «АвтоВАЗа» в Тольятти не работает из-за всего лишь одного поставщика – компании «Роберт Бош Самара». Именно она пока что не может обеспечить необходимый объем поставок деталей, так как сама испытывает нехватку комплектующих для них.
Причина всей этой вакханалии кроется в мировой пандемии коронавируса, начавшего свое распространение с китайского Уханя и отправившего всю Россию в первую самоизоляцию в конце марта 2020 г. Люди по всему миру стали переходить на удаленную работу и скупать необходимую для этого электронику. Производителям техники пришлось нарастить выпуск своей продукции, однако компании, выпускающие микросхемы для них, оказались не готовы к повышенным нагрузкам. Как итог, все они, и даже гигантская TSMC, до сих пор не в силах наладить производство нужного объема полупроводников.
Что делать
По данным «Автостата», у руководства «АвтоВАЗа» уже готов план по возобновлению производственных потерь и выходу на ранее установленные объемы выпуска автомобилей. Для его реализации работникам завода придется очень сильно напрячься.
В первую очередь вместо восьмичасовых рабочих смен их будут ждать девятичасовые. Также завод планирует обязать их работать по субботам.
Вынужденный простой будет компенсирован работникам компенсируют выплатами в размере двух третей средней зарплаты. Но все это ожидает рабочих лишь после решения проблем с комплектующими, а когда именно это случится, никто не знает.
«АвтоВАЗ» не одинок
Проблемы с поставками электронных компонентов для автомобилей испытывает далеко не только «АвтоВАЗ». Это общая беда для автогигантов, притом всех, не только российских.
В конце августа 2021 г. CNews писал, что из-за дефицита чипов компании Audi и Toyota решили закрыть часть заводов. Также им пришлось резко сократить объемы своего производства. Продолжается все это как минимум с начала 2021 г. Еще январе 2021 г. CNews сообщал, что глобальная нехватка микросхем затронула едва ли не всех остальных крупнейших мировых автопроизводителей. На тот момент от нее пострадали, в частности, Ford, Fiat, Chrysler, Nissan, Suzuki и Volkswagen.
Однако россияне, известные своей смекалкой, нашли выход из сложившейся ситуации. В сентябре 2021 г. из-за глобального дефицита микросхем ГАЗ начал выпускать некомплектные «Газели». Завод пошел на этот шаг, чтобы не останавливать конвейеры.
Остановка конвейеров и простой рабочих обошлись бы группе ГАЗ дороже, чем установка недостающих деталей в уже готовые автомобили. «Автомобиль проходит всю производственную цепочку и остается на заводской площадке без недостающей детали, а когда комплектующие придут, мы вернем его в технологический процесс и завершим производство», – заявил тогда управляющий директор ГАЗа Андрей Софонов.
Сколько автомобилей выпустил АВТОВАЗ в 2019 году
АО «АВТОВАЗ» не раскрывает объем производства на своих площадках. Однако если судить по предыдущим годам, объем продаж примерно соответствует объему производства, с поправкой на заводской запас, который находится в дилерской сети марки. Портал drom.ru посчитали весь вазовский объем продаж за весь 2019 год.
К данным АЕБ они прибавили спортивные Весты, которые собирают на дочернем предприятии «Лада Спорт», модели ВИС-Авто и Супер-Авто, а также Chevrolet Niva (которая уже не Chevrolet, но еще не LADA).
Модель | Январь 2019 | Февраль 2019 | Март 2019 | Апрель 2019 | Май 2019 | Июнь 2019 | Июль 2019 | Август 2019 | Сентябрь 2019 | Октябрь 2019 | Ноябрь 2019 | Декабрь 2019 | Всего |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Lada | |||||||||||||
Kalina | 1 | 1 | |||||||||||
4×4 | 2048 | 2631 | 3044 | 2658 | 2392 | 2273 | 2552 | 2648 | 3218 | 2861 | 2919 | 2679 | 31923 |
Granta | 7630 | 10574 | 10422 | 12652 | 11095 | 11609 | 10652 | 11132 | 11208 | 11712 | 12574 | 14571 | 135831 |
Largus универсал | 2375 | 3075 | 3981 | 3646 | 3204 | 4381 | 3718 | 3446 | 3837 | 3691 | 3678 | 4091 | 43123 |
Largus фургон | 448 | 722 | 736 | 829 | 680 | 799 | 811 | 799 | 947 | 988 | 703 | 812 | 9274 |
XRAY | 1853 | 1924 | 2674 | 2284 | 2427 | 2567 | 2651 | 2532 | 2670 | 2531 | 2489 | 2365 | 28967 |
Granta коммерч. | 87 | 110 | 93 | 90 | 86 | 116 | 121 | 99 | 168 | 117 | 113 | 201 | 1401 |
Vesta Sport | Н. д. | Н. д. | Н. д. | Н. д. | Н. д. | Н. д. | Н. д. | Н. д. | Н. д. | Н. д. | Н. д. | Н. д. | 750 |
4×4 коммерч. | 11 | 15 | 21 | 26 | 37 | 76 | 44 | 27 | 16 | 41 | 38 | 25 | 377 |
Всего Lada Тольятти | 251647 | ||||||||||||
Niva | |||||||||||||
Niva | 1354 | 1637 | 2688 | 1853 | 1443 | 1574 | 1614 | 1607 | 1746 | 1920 | 1950 | 1307 (1302) | 20693 |
Datsun | |||||||||||||
on-DO | 921 | 1484 | 2383 | 1185 | 1625 | 1703 | 1623 | 1647 | 1739 | 1483 | 1776 | 1884 | 19453 |
mi-DO | 163 | 193 | 304 | 267 | 252 | 264 | 293 | 216 | 252 | 268 | 226 | 275 | 2973 |
Всего Datsun | 22426 | ||||||||||||
Renault | |||||||||||||
Logan | 2036 | 2307 | 3549 | 3204 | 2305 | 2995 | 2753 | 2855 | 3177 | 3298 | 3057 | 3855 | 35391 |
Sandero | 1797 | 1796 | 2988 | 3263 | 2588 | 2464 | 2163 | 2301 | 2742 | 2887 | 2471 | 3036 | 30496 |
Nissan | |||||||||||||
Almera | 586 | 530 | 272 | 11 | 11 | 10 | 11 | 21 | 15 | 1467 | |||
Lada Vesta Ижевск | |||||||||||||
Vesta Ижевск | 7078 | 7960 | 12850 | 10131 | 8818 | 8947 | 8937 | 9329 | 9452 | 8296 | 8703 | 10958 | 111459 |
Всего АВТОВАЗ | 473579 |
Итог: Завод АО АВТОВАЗ в Тольятти работает на треть мощности, выдав в 2019 году 360 653 автомобиля. На заводе LADA Ижевск было выпущено почти 112-тысяч автомобилей. Сейчас там производят только автомобили семейства Lada Vesta.
В конце 2019 года на АВТОВАЗе прошло совещание с руководителями подразделений компании в формате ТОП-500. В ходе презентации президента компании был показан слайд, на котором указывалось, что на объемы производства Группы АВТОВАЗ в 2019 году повлияли в основном заказы партнеров.
«АвтоВАЗ» опроверг полную остановку производства
Приостановка автосборочных линий на «АвтоВАЗе» из-за мирового кризиса поставок электронных компонентов время от времени происходит, однако о полном прекращении производства 12 ноября речи не идет. Об этом со ссылкой на представителя компании сообщает РИА Новости.
Таким образом он опроверг информацию, которую 11 ноября распространила Профсоюзная организация предприятия на своей странице в социальной сети «ВКонтакте».
Материалы по теме
Не въезжаем.
Почти даром
По словам собеседника агентства, на сутки останавливается только работа автосборочных линий, а производства двигателей, КПП, шасси, металлургия, прессовое производство продолжают работу по стандартному графику.
В компании ожидают, что трудности с поставками электронных компонентов сохранятся до середины следующего года или даже дольше. В связи с этим рваный график производства будет сохраняться и в дальнейшем, никаких изменений нет.
В последние месяцы неоднократно сообщалось об остановке тех или иных линий сборки, хотя в начале ноября работа на «АвтоВАЗе» шла в полном объеме.
В октябре продажи автомобилей Lada в России оказались в полтора раза выше, чем в сентябре (25 753 автомобиля), но на 30,3 процента ниже, чем в октябре прошлого года. Чтобы компенсировать потерю доходов, компания, как утверждают автодилеры, начала навязывать клиентам дополнительные опции. Эти действия уже пообещала проверить Федеральная антимонопольная служба.
Названы последствия остановки производства «АвтоВАЗа»
Аналитики назвали возможные последствия остановки производства «АвтоВАЗа». Их мнения приводит «Секрет фирмы».
В частности, ведущий аналитик экспертного центра «Движение без опасности» Елена Борисенко считает, что из-за этого с начала будущего года цены на российские машины могут вырасти на десять процентов. «Каждый год производители повышают цены на автомобили. Тем более сейчас есть проблемы с поставками комплектующих из Китая из-за коронавируса и ограничений», — прокомментировала она.
Материалы по теме
Не въезжаем.
Почти даром
В свою очередь главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков указал, что проблема с поставками касается не только российских, но и иностранных производителей. «»АвтоВАЗ» за 2021 год уже раз шесть поднимал цены на свои автомобили», — напомнил он.
Ранее появилась информация о том, что «АвтоВАЗ» полностью остановил производство на один день в связи с отсутствием электронных компонентов, а работникам компенсируют две трети средней заработной платы. Изначально об этом сообщала профсоюзная организация предприятия.
Позднее представитель компании уточнил, что приостановка автосборочных линий на «АвтоВАЗе» из-за мирового кризиса поставок электронных компонентов время от времени происходит, однако о полном прекращении производства 12 ноября речи не идет. Уточнялось, что на сутки останавливается только работа автосборочных линий, а производства двигателей, КПП, шасси, металлургия, прессовое производство продолжают работу по стандартному графику.
После последнего поднятия цен машины стали комплектоваться обязательным дорожным набором. Его стоимость составляла 2,4 тысячи рублей, хотя в рознице его можно приобрести за 1,5 тысячи. Кроме того, с 15 ноября, как сообщали «Ведомости», «АвтоВАЗ» намерен взять под свой контроль установку дополнительного оборудования на автомобили Lada, чтобы забирать себе большую часть прибыли от дополнительных опций. Увеличение базовых цен на машины составит от 8 до 30 тысяч рублей.
В «АвтоВАЗе» объяснили приостановку производства отсутствием электронных компонентов
В пятницу «АвтоВАЗ» приостановил работу всех трех сборочных линий на заводе в Тольятти из-за нехватки электронных компонентов, сообщил «Газете.Ru» директор по связям с общественностью предприятия Сергей Ильинский.
«В ситуации мирового кризиса поставок электронных компонентов, затрагивающего всех производителей по всему миру, компания время от времени вынуждена приостанавливать работу автосборочных линий, как это произошло сегодня на один день,
— пояснил Ильинский, — компания прилагает максимум усилий для нормализации поставок электронных компонентов, однако мировой кризис, по нашему мнению, продлится минимум до середины следующего года или даже дольше».
Соответственно, рваный график производства автомобилей будет сохраняться и в дальнейшем, добавил он.
При этом остальные производства «АвтоВАЗа», включая выпуск двигателей, коробок передач, шасси, а также металлургическое и прессовое производство продолжают работу по обычному графику, уточнил собеседник.
По итогам 10 месяцев показатели продаж Lada близки к среднерыночным — с января по октябрь в России реализовано более 294,4 тыс. машин, что на 11% больше, чем в аналогичном периоде 2020 года. В целом российский рынок пока также находится в плюсе на 10,5%.
Источник «Газеты.Ru» на «АвтоВАЗе» сообщил, что по предварительной информации простой сохранится и на следующей неделе — «все будет понятно 15 ноября, в понедельник, рабочий план будет формироваться исходя из имеющегося запаса комплектующих».
Такие остановки сборочных линий несут дополнительные убытки тольяттинскому автогиганту, объясняют эксперты. Объем потерь зависит от времени, в течение которого сборка не работает.
«Остановка конвейера, по какой причине она бы ни случалась – это проблема. Как только конвейер стоит – теряются деньги. С точки зрения повторного запуска также существуют определенные проблемы, — объясняет «Газете.Ru» независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев.
— Если стоит конвейер – то стоит окрасочный комплекс, катафорезные ванны для грунтования – их приходится поддерживать в рабочем состоянии — то есть тратить электричество, подогревать и обеспечивать циркуляцию растворов».
В первую очередь в случае остановки необходимо следить за поддержанием в рабочем состоянии окрасочного комплекса, и чем дольше она длится – тем больше сервисных работ (включая промывку системы) может потребоваться для того, чтобы снова запустить его в работу, добавляет эксперт. Сложности могут возникнуть, если простой конвейера продлится более 1-2 дней, уточняет Бургазлиев. Когда Renault делала аудит «АвтоВАЗа», они немного поменяли систему отгрузки компонентов со склада на линию, упростив ситуацию с поставками —
французы экономны и больших запасов все равно не делают, добавляет он.
С недопоставками компонентов и остановками производства сталкиваются практически все автопроизводители, работающие в России, однако не все об этом объявляют, отмечает партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто.
«АвтоВАЗ» по крайней мере честно отчитывается об остановке производства, видимо, к нему приковано самое пристальное внимание. Все остальные заводы тоже останавливаются, и мы можем судить об этом в первую очередь по косвенным признакам – отсутствию у дилеров популярных моделей, — говорит Моржаретто «Газете.Ru».
— А самых востребованных моделей нет в наличии ни у Volkswagen, ни у Skoda, ни у Kia и Hyundai».
Еще один способ скрытой остановки производства, который практикуют сейчас большинство автопроизводителей, заключается в том, что автомобили собирают на конвейере, но не отгружают дилерам из-за нехватки компонентов, а накапливают на собственной территории, и впоследствии дооборудуют нужными деталями, добавляет Моржаретто.
В сентябре «Газета.Ru» подробно писала именно о такой ситуации, сложившейся на московском заводе Renault, где собирают кроссоверы Duster, Kaptur и Arkana.
«Насколько я понимаю, «АвтоВАЗ» сейчас приостановил производство, чтобы подкопить компонентов и начать работу с понедельника – чтобы и следующая неделя не получилась «рваной», — заключил Моржаретто.
Начиная с лета 2021 года «АвтоВАЗ» регулярно останавливал производство из-за перебоев с поставками, а также был вынужден упростить комплектации некоторых моделей.
Так, в середине июля завод на день прервал сборку автомобилей на линии, выпускающей машины на французской платформе B0 – Lada Largus и XRay, а также Renault Logan и Sandero. Это было связано с перебоями в поставках электронных компонентов.
Перебои с производством привели во втором полугодии к значительному падению продаж. По итогам августа реализация Lada снизилась в России на 32,6% по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года, свидетельствует статистика Ассоциации европейского бизнеса в России (АЕБ). Основной проблемой, сдерживающей производство автомобилей, стала нехватка электронных блоков для систем ABS и ESP, которые поставляются на предприятие с завода «Роберт Бош Самара», говорил президент «АвтоВАЗа» Николя Мор.
В сентябре, по данным АЕБ, продажи «АвтоВАЗа» снизились на 51% к аналогичному месяцу прошлого года – до 17,2 тыс. машин, в октябре – на 31% к октябрю 2020-го (продано 25,6 тыс. машин).