складень 4 х створчатый двунадесятые праздники
Четырехстворчатый литой складень «Двунадесятые праздники»
Skladen_ins_.jpg
309.46 KB • 5937
Последний раз редактировалось: Илья (26 Июл 2005 01:59), всего редактировалось 1 раз
Вот какую информацию можно найти в книге «Кресты, иконы, складни» (Гнутова С.В., Зотова Е.Я., Кресты, иконы, складни. Медное художественное литье XI — начала XX века. Из собрания Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. М., Интербук-бизнес, 2000, стр. 102–103):
В первой половине XVIII века в связи с расцветом старообрядческой общины Выговской литейной мастерской проявились совершенно новые типы складней, иные иконографические сюжеты, сменились и технологические приемы медного литья. Створы складней стали делать с петлями, плотно пригнанными друг к другу, и в них вставляли штыри. Благодаря этому изменилась конструкция складней: створы заходили одна в другую, что позволило увеличить их количество до четырех.
Благодаря Выговским мастерам особенно широкое распространение получили три типа складней:
…
3. Четырехстворчатые складни, так называемые «большие праздничные створы» с кокошниками (килевидное завершение каждой створы); основные сюжеты:
– изображения Двунадесятых праздников (на трех створах)
– изображения местночтимых икон Богоматери с избранными святыми (четвертая створа).
Наш складень как раз попадает под это определение. Состав его сюжетов и их иконография достаточно сильно совпадают с двумя примерами четырехстворчатых складней из упомянутого альбома (кат. № 238 и № 239). Однако, в отличие от этих складней 14-ое клеймо нашего складня изображает не «Сошествие Святого Духа на апостолов», а «Святую Троицу». Пример такого подбора клейм — складень № 236 из все того же альбома.
Подробнее о примерах:
№ 236. Складень трехстворчатый «Двунадесятые праздники»
Поморье, XVIII в.
№ 238. Складень четырехстворчатый «Двунадесятые праздники»
XVIII в. (?)
№ 239. Складень четырехстворчатый «Двунадесятые праздники»
Москва, первая половина XIX в.
Клейма нашего складня таковы (слева направо и сверху вниз по каждой створе):
Первая створа:
1. Распятие Христово (в кокошнике)
2. Благовещение
3. Рождество Христово
4. Рождество Богородицы
5. Введение Богородицы во храм
Вторая створа:
6. Троица Новозаветная (Отечество) (в кокошнике)
7. Сретение Господне
8. Богоявление (Крещение Господне)
9. Преображение
10. Вход в Иерусалим
Третья створа:
11. Воздвижение Креста Господня (в кокошнике)
12. Воскресение Христово (Сошествие во ад)
13. Вознесение Господне
14. Живоначальная Троица
15. Успение Богородицы
Четвертая створа:
16. Похвала Богородицы (в кокошнике)
17. Поклонение иконе Тихвинской (?) Богоматери
18. Поклонение иконе Владимирской (?) Богоматери
19. Поклонение иконе Смоленской (?) Богоматери
20. Поклонение иконе Богоматери «Знамение»
Клейма 17–19 невероятно похожи на аналогичные клейма складней №№ 238, 239 — оттуда и мои предположения по конкретным изводам икон Богоматери, но на всякий случай снабдил их пометками «(?)».
А вот по качеству литья, присланный пример, на мой взгляд, значительно уступает рассмотренным образцам из альбома, да и эмали не видно…
Четырехстворчатый литой складень «Двунадесятые праздники»
Skladen_ins_.jpg
309.46 KB • 5937
Последний раз редактировалось: Илья (26 Июл 2005 01:59), всего редактировалось 1 раз
Вот какую информацию можно найти в книге «Кресты, иконы, складни» (Гнутова С.В., Зотова Е.Я., Кресты, иконы, складни. Медное художественное литье XI — начала XX века. Из собрания Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. М., Интербук-бизнес, 2000, стр. 102–103):
В первой половине XVIII века в связи с расцветом старообрядческой общины Выговской литейной мастерской проявились совершенно новые типы складней, иные иконографические сюжеты, сменились и технологические приемы медного литья. Створы складней стали делать с петлями, плотно пригнанными друг к другу, и в них вставляли штыри. Благодаря этому изменилась конструкция складней: створы заходили одна в другую, что позволило увеличить их количество до четырех.
Благодаря Выговским мастерам особенно широкое распространение получили три типа складней:
…
3. Четырехстворчатые складни, так называемые «большие праздничные створы» с кокошниками (килевидное завершение каждой створы); основные сюжеты:
– изображения Двунадесятых праздников (на трех створах)
– изображения местночтимых икон Богоматери с избранными святыми (четвертая створа).
Наш складень как раз попадает под это определение. Состав его сюжетов и их иконография достаточно сильно совпадают с двумя примерами четырехстворчатых складней из упомянутого альбома (кат. № 238 и № 239). Однако, в отличие от этих складней 14-ое клеймо нашего складня изображает не «Сошествие Святого Духа на апостолов», а «Святую Троицу». Пример такого подбора клейм — складень № 236 из все того же альбома.
Подробнее о примерах:
№ 236. Складень трехстворчатый «Двунадесятые праздники»
Поморье, XVIII в.
№ 238. Складень четырехстворчатый «Двунадесятые праздники»
XVIII в. (?)
№ 239. Складень четырехстворчатый «Двунадесятые праздники»
Москва, первая половина XIX в.
Клейма нашего складня таковы (слева направо и сверху вниз по каждой створе):
Первая створа:
1. Распятие Христово (в кокошнике)
2. Благовещение
3. Рождество Христово
4. Рождество Богородицы
5. Введение Богородицы во храм
Вторая створа:
6. Троица Новозаветная (Отечество) (в кокошнике)
7. Сретение Господне
8. Богоявление (Крещение Господне)
9. Преображение
10. Вход в Иерусалим
Третья створа:
11. Воздвижение Креста Господня (в кокошнике)
12. Воскресение Христово (Сошествие во ад)
13. Вознесение Господне
14. Живоначальная Троица
15. Успение Богородицы
Четвертая створа:
16. Похвала Богородицы (в кокошнике)
17. Поклонение иконе Тихвинской (?) Богоматери
18. Поклонение иконе Владимирской (?) Богоматери
19. Поклонение иконе Смоленской (?) Богоматери
20. Поклонение иконе Богоматери «Знамение»
Клейма 17–19 невероятно похожи на аналогичные клейма складней №№ 238, 239 — оттуда и мои предположения по конкретным изводам икон Богоматери, но на всякий случай снабдил их пометками «(?)».
А вот по качеству литья, присланный пример, на мой взгляд, значительно уступает рассмотренным образцам из альбома, да и эмали не видно…
Цикл публикаций «Нетленное наследие старообрядчества». Складень четырехстворчатый «Двунадесятые праздники и поклонение иконам Богоматери»
Складень четырехстворчатый «Двунадесятые праздники и поклонение иконам Богоматери»
Россия XIХ в.
Медный сплав, литье. 41×17,3
На трех створах в прямоугольных клеймах представлены праздники: Благовещение, Рождество Христово, Рождество Богородицы, Введение Богородицы в церковь, Сретение Господне, Богоявление, Преображение Господне, Вход Господень в Иерусалим, Воскресение Христово (Сошествие во ад), Вознесение Господне, Сошествие Святого Духа, Успение Богородицы. На четвертой створе: Поклонение образу Богоматери Тихвинской с предстоящими преподобным Александром Свирским и преподобным Кирилом Белоезерским в верхнем ряду, Владимирской с предстоящими Максимом юродивым московским чудотворцем и Василием блаженным в верхнем ряду, московскими святителями Алексием, Петром, Ионой, Филиппом в нижнем ряду, Смоленской с предстоящими преподобным Антонием Печерским и преподобным Феодосием в верхнем ряду и Знамение с предстоящими Антонием Римлянином, преподобным Леонтием Ростовским в верхнем ряду.
В фигурных навершиях размещены следующие сцены: Распятие Христово с предстоящими (подпись: «Распятие Господа нашего Исуса Христа»), «Троица Новозаветная» (подпись: «Возшедшаго на небеса и седящего одесную Отца»), Крестовоздвижение (надпись: «Воздвижение Честнаго и Животворящаго Креста Господня»), Похвала Богоматери (надпись: «Образ похвалы Пресвятыя Богородицы»). С обратной стороны на одной из створа («Воздвижение Честнаго и Животворящаго Креста Господня») находится литой орнамент, обрамляющий изображение Голгофского восьмиконечного креста с головой Адама под ним и орудий казни на фоне Иерусалимских стен. Вверху над крестом в овальном медальоне имеется надпись: «Кресту твоему поклоняемся и святое воскресенье твое славим».
Основные мотивы этого крупного скульптурно-пластического растительного орнамента – листья аканта, бутоны, парные птичьи головки – генетически связаны с московскими гравированными листами (в частности, Леонтия Бунина).
Четырехстворчатый литой складень «Двунадесятые праздники»
Skladen_ins_.jpg
309.46 KB • 5937
Последний раз редактировалось: Илья (26 Июл 2005 01:59), всего редактировалось 1 раз
Вот какую информацию можно найти в книге «Кресты, иконы, складни» (Гнутова С.В., Зотова Е.Я., Кресты, иконы, складни. Медное художественное литье XI — начала XX века. Из собрания Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. М., Интербук-бизнес, 2000, стр. 102–103):
В первой половине XVIII века в связи с расцветом старообрядческой общины Выговской литейной мастерской проявились совершенно новые типы складней, иные иконографические сюжеты, сменились и технологические приемы медного литья. Створы складней стали делать с петлями, плотно пригнанными друг к другу, и в них вставляли штыри. Благодаря этому изменилась конструкция складней: створы заходили одна в другую, что позволило увеличить их количество до четырех.
Благодаря Выговским мастерам особенно широкое распространение получили три типа складней:
…
3. Четырехстворчатые складни, так называемые «большие праздничные створы» с кокошниками (килевидное завершение каждой створы); основные сюжеты:
– изображения Двунадесятых праздников (на трех створах)
– изображения местночтимых икон Богоматери с избранными святыми (четвертая створа).
Наш складень как раз попадает под это определение. Состав его сюжетов и их иконография достаточно сильно совпадают с двумя примерами четырехстворчатых складней из упомянутого альбома (кат. № 238 и № 239). Однако, в отличие от этих складней 14-ое клеймо нашего складня изображает не «Сошествие Святого Духа на апостолов», а «Святую Троицу». Пример такого подбора клейм — складень № 236 из все того же альбома.
Подробнее о примерах:
№ 236. Складень трехстворчатый «Двунадесятые праздники»
Поморье, XVIII в.
№ 238. Складень четырехстворчатый «Двунадесятые праздники»
XVIII в. (?)
№ 239. Складень четырехстворчатый «Двунадесятые праздники»
Москва, первая половина XIX в.
Клейма нашего складня таковы (слева направо и сверху вниз по каждой створе):
Первая створа:
1. Распятие Христово (в кокошнике)
2. Благовещение
3. Рождество Христово
4. Рождество Богородицы
5. Введение Богородицы во храм
Вторая створа:
6. Троица Новозаветная (Отечество) (в кокошнике)
7. Сретение Господне
8. Богоявление (Крещение Господне)
9. Преображение
10. Вход в Иерусалим
Третья створа:
11. Воздвижение Креста Господня (в кокошнике)
12. Воскресение Христово (Сошествие во ад)
13. Вознесение Господне
14. Живоначальная Троица
15. Успение Богородицы
Четвертая створа:
16. Похвала Богородицы (в кокошнике)
17. Поклонение иконе Тихвинской (?) Богоматери
18. Поклонение иконе Владимирской (?) Богоматери
19. Поклонение иконе Смоленской (?) Богоматери
20. Поклонение иконе Богоматери «Знамение»
Клейма 17–19 невероятно похожи на аналогичные клейма складней №№ 238, 239 — оттуда и мои предположения по конкретным изводам икон Богоматери, но на всякий случай снабдил их пометками «(?)».
А вот по качеству литья, присланный пример, на мой взгляд, значительно уступает рассмотренным образцам из альбома, да и эмали не видно…
Четырехстворчатый складень с навершием «Двунадесятые праздники».
Поделитесь информацией о нас в соц сетях
Ваша корзина пуста!
Четырехстворчатый складень с навершием «Двунадесятые праздники».
Описание товара
Четырехстворчатый складень с навершием «Двунадесятые праздники».
Двунадесятые праздники – двенадцать (от древнерусского «два на десяте» – двенадцать) важнейших после Пасхи церковных праздников. Посвящены событиям земной жизни Спасителя и Богородицы.
Медный сплав, литье, эмаль. Россия, конец ХIX века. Размеры: 41,5 х 18 см. Первая створа: «Благовещение», «Рождество Христово», «Рождество Богородицы», «Введение Богородицы во храм». Вторая створа: «Сретение Господне», «Богоявление», «Преображение Господне», «Вход Господень в Иерусалим». Третья створа: «Воскресение Христово («Сошествие во ад»), «Сошествие Святого Духа на апостолов», «Вознесение Господне», «Успение Богородицы».
История православных праздников восходит к временам Ветхого Завета. К православным примыкают и праздники, берущие свое начало в Новозаветное время. Каждый из православных праздников посвящен воспоминанию важнейших событий в жизни Иисуса Христа и Божьей Матери, а также памяти святых угодников.
Признавая праздники полезными с точки зрения благочестия, Церковь всегда придавала их празднованию торжественный характер, при этом необходимым условием считалось совершение таинства Евхаристии или причащение Святых Таин. Сообразно этому была устроена и вся жизнь христиан в праздничные дни: они освобождали себя от мирских занятий и трудов, не устраивали шумные увеселения, пиршества, но освящали их благотворениями в пользу Церкви и бедных.
В 4-6 веках покровительствовавшие Церкви византийские императоры издали закон, которым запрещалось нарушать святость праздников отправлением общественных должностей и судопроизводства, запрещены были также забавы и увеселения, например, театральные представления, поединки и лошадиные скачки. Император Константин Великий запретил производить в воскресные дни торговлю. законодательствам, праздничные дни и по сей день отличаются от обыкновенных дней освобождением от трудов и работ, торжествами, некоторыми обрядами и церемониями, придающими отличительный характер тому или иному празднику. Такие законы есть в других государствах, исповедующих христианство, а также у иудеев и магометан.
По своей сути православный церковный календарь-пасхалия состоит из двух частей — неподвижной и подвижной.
Неподвижная часть церковного календаря — это Юлианский календарь, расходящийся на 13 дней с Григорианским. Праздники неподвижной части календаря имеют постоянную дату, каждый праздник ежегодно отмечается в один и тот же день.
Подвижная часть церковного календаря перемещается вместе с изменяющейся год от года датой празднования Пасхи. Сама дата празднования Пасхи определяется согласно лунному календарю и ряду дополнительных догматических факторов (не праздновать Пасху с иудеями, праздновать Пасху только после весеннего равноденствия, праздновать Пасху только после первого весеннего полнолуния). Все праздники с переменными датами отсчитываются от Пасхи и перемещаются во времени «светского» календаря вместе с ней.
Храм Христа Спасителя в Москве (Фото: Shutterstock)
Таким образом, обе части календаря-пасхалии (подвижная и неподвижная) в совокупности определяют календарь православных праздников.
Далее представлены наиболее значимые для православного христианина события — так называемые Двунадесятые праздники и Великие праздники. Хотя православная церковь отмечает праздники по «старому стилю», отличающемуся на 13 дней, даты в нашем календаре для удобства указаны согласно общепринятому светскому календарю нового стиля.
Вы смотрели следующие лоты
Четырехстворчатый складень с навершием «Двунадесятые праздники».
Схожие по цене
Портсигар. Серебро. 84 проба
Икона резная из кипариса. 19 век. Святая мученица Параскева.
Наконечник от меча 13-15 века.
Историческая справка. Скандинавские божества:
Один которому поклонялись викинги, в их мифологии часто изображается сидящим на своем высоком месте Хлидскьяльве в Асгарде, обители богов.
У Одина всегда сидит по ворону на плечах: Хугин и Мунин. Вороны Одина, Хугин и Мунин. Амулет и татуировка. Вороны Одина, Хугин и Мунин. Амулет и татуировка. Считается, что Хугин олицетворяет «память», а Мунин – «мысль». Каждый день Один отправляет их, и они летят по миру в поисках важных новостей и событий.
Один должен знать, что происходит во всех Девяти мирах. Вечером Хугин и Мунин возвращаются на плечи Одина, а во время пира в Вальхалле они шепчут в его уши всё, что узнали за день.
Лучшие воины гибнут в битвах и перерождаются в Вальгалле. Потом они все вместе ждут Рагнарёк и составляют компанию богам в последней битве вселенной, когда весь мир погибает. Но кое-кто всё же останется: эти счастливчики положат начало новой жизни.
Перерождение всего сущего, переплетение нитей жизни и смерти – одна из основ мифологии викингов. Легенды севера живут не только в сагах, но и в древнескандинавских символах.
Однако, скорее всего, их просто тщательнее сохраняли, в то время топоры, к примеру, использовались в качестве рабочих инструментов. Под словосочетанием «скандинавский меч Эпохи викингов» чаще всего понимают двухлезвийный клинок из тигельной стали с долом по центру, рукоятью под одну руку и характерным навершием. Действительно, три четверти мечей обоюдоострые, однако оставшаяся четверть однолезвийная — то есть, имеет одностороннюю заточку и похожа на очень длинный скрамасакс, который снабжен гардой и навершием того или иного характерного для Скандинавии вида. Длина клинков того и другого вида чаще всего составляла 77-80 сантиметров. Ширина в верхней части клинка варьируется от 5-ти сантиметров до 6-ти. Рукоять короткая — расстояние между гардой и навершием от 8,5 до 10,5 сантиметров — чаще всего 9 или 9,5. Масса клинка около килограмма.
Мечи частично привозились из соседних стран, в частности из Франкского Королевства.
Об этом свидетельствуют клейма франкских оружейных мастерских на клинках, наиболее известными являются клейма мастерской Ульфберта (Ulfberht), которые нередко подделывались.
Немалая часть изготовлялась в самой Скандинавии, где мастера нередко копировали и развивали привозные образцы. Однолезвийные мечи использовались в первой половине Эпохи викингов, максимум, до X века — позже встречаются только двухлезвийные.
Сведения исландских родовых саг на сей счет довольно поверхностны и противоречивы.
Можно лишь предполагать, что меч чаще всего использовался для работы правой рукой в паре с круглым деревянным щитом кулачного хвата.
дар меча, вероятнее всего, принимался на щит, желательно на металлический умбон последнего, свой же меч использовался для нанесения ответного удара. Удары в таком сочетании эффективнее всего наносить по голове или по ногам, для которых в эпоху викингов практически не было защитного снаряжения.
В «Саге о Гисли, сыне Кислого» главный герой убивает противника на поединке, расколов последнему череп, но и сломав при этом свой ценный меч. В «Саге об Эгиле» и «Саге о Битве на Пустоши» упоминаются внезапные удары мечом, подрубающие ноги противника.