скандинавское язычество в наши дни
Германо-скандинавское язычество
Германо-скандинавское язычество запись закреплена
Германо-скандинавское язычество запись закреплена
Германо-скандинавское язычество запись закреплена
Тёмный Уголок
Германо-скандинавское язычество запись закреплена
Тёмный Уголок
Северная музыка, вводящая в транс.
Тягучая, как эль.
Глубокая, как Баренцево море.
Германо-скандинавское язычество запись закреплена
Слейпнир – быстроногий скакун Одина
В древнескандинавской мифологии Слейпнир – сын Локи и великанского коня Свадильфари. Это красивый и сильный конь с восьмью ногами, способный скакать с невероятной скоростью прямо по воздуху. Конь Слейпнир неоднократно упоминается в текстах Младшей и Старшей Эдды, он принадлежит Одину, владыке Асгарда.
Показать полностью.
Легенда о рождении коня Слейпнира подробно описана в Стурлуссоновской Эдде. Что же касается текстов «Старшей Эдды», то есть несколько фрагментов, в которых говорится об этой лошади. Первое упоминания находим в «Речах Гримнира», где Один перечисляет лучшее дерево, лучшего пса, лучший струг… и в числе этих объемов он называет Слейпнира лучшим конем. Также конь Слейпнир упоминается в «Речах Сигрдивы», где говорится, что его зубы украшены рунами (вероятно, это поэтический оборот, но не совсем явно, что имеется ввиду). В «Снах Бальдра» описывается, как Один седлает Слейпнира и отравляется на нем в Хель, чтобы разузнать, почему Бальдру снятся дурные сны о собственной смерти. В «Песне о Хюндле» упоминается, что конь Одина Слейпнир наряду с другими волшебными существами был потомком Локи.
В «Видении Гюльви» (Глава 42 первой части «Младшей Эдды») в прозаическом изложении представлен миф, который рассказывает, как появился этот удивительный конь. Один рассказывает, что когда асы возвели Мидгард и Вальхаллу, к ним пришел мастер-великан, он предложил выстроить вокруг мира людей неприступную стену, которую не смогла бы одолеть даже армия инеистых великанов. Мастер сказал, что возведет стену за три полугодия, до конца зимы, за это он попросил в жены Фрейю, а также Солнце и Луну. Боги согласились, но потребовали, чтобы мастер делал все самостоятельно. Великан стал упрашивать асов, чтобы они позволили ему взять с собой коня Свадильфари. Боги не хотели этого делать, но Локи уговорил их согласиться.
Другие легенды о Слейпнире
Со скакуном Одина Слейпниром связана еще одна легенда, она описана в части «Язык поэзии» (Глава 17 второй части «Старшей Эдды»), где Один отправляется к Хрунгниру, князю етунов. Он скачет на Слейпнире, и Хрунгнир изумляется, видя, что скакун владыки Асгарда движется «по водам и по воздуху». Один хвалится перед Хрунгниром, что нет коня быстрее Слейпнира, на что Хрунгнир отвечает – его конь, Гульфакси, быстрее. Князь йотунов был поражен хвастовством аса, он вскочил на свою лошадь и вознамерился атаковать Гримнира. Но конь Одина был стремительнее ветра, Гульфакси так и не сумел догнать его, даже не смог приблизиться к нему. А Хрунгнир был так ослеплен яростью, что не заметил, как оказался в стенах Асгарда (далее начинается миф о поединке Тора и Хрунгнира).
Лошадь Слейпнир фигурирует в виде кеннинга в текстах знаменитого скальда по имени Рэв, который именует драккар «морским Слейпниром» (вообще, это популярная тенденция среди древнескандинавских скальдов). «Сага о Хервер и Хейдреке» также упоминает Слейпнира (фрагмент «Загадка Гестумблинди»). Еще одно упоминание о Слейпнире встречается в «Песне о Бьярки», где Бедвар Бьярки описывает Одина, как воина с белым щитом, ведущего под уздцы огромного коня.
Но вторая по значимости легенда о коне Слейпнире (после мифа о его происхождении) связана с «Песней о Вельсунгах», в которой Сигурд встречает некоего старика (это, разумеется, сам Один). Сигурд просит старика помочь ему в выборе лошади, и старик отвечает, что табун нужно пригнать к берегу реки Бусилтьорн. Но когда они оказались на берегу, старик повел табун вплавь к середине реки. Все лошади повернули назад, кроме одной. Это был молодой, красивый и крупный жеребец, про которого старик-Один сказал, что он ведет свой род от Слейпнира, и если его правильно воспитать, он станет лучшим из коней, как и его легендарный предок. Один исчез, а коня Сигурд назвал Грани.
Также лошадь Слейпнир упоминается в труде «Деяния данов» Саксона Грамматика. Один из эпизодов повествует о том, как Хаддинг (легендарный воин-волшебник, ученик Одина) и Люсир (сам Один) выступают против Локира, правителя Курземе (или Курляндии, это историческая область Латвии). После жестокого поражения Люсир везет Хаддинга сначала в свой дом (где поит его медом поэзии), а затем читает ему пророчество о его (Хаддинга) судьбе. Когда они возвращаются обратно, Люсир прячет Хаддинга под плащом и запрещает ему смотреть вниз. Но Хаддинг все же не смог сдержать любопытства и посмотрел сквозь дыры в плаще. Оказалось, что они скачут над водой, а потом вода сменяется «страшными запретными дорогами». Со страху Хаддинг закрыл глаза и больше не нарушал запрета Люсира.
Лошадь Слейпнир фигурирует во многих скальдических текстах. Изображения Одина и его скакуна присутствуют на рунических камнях (например, камень Тьенвиде) и в средневековых рукописях. Слейпнир – достаточно распространенное название для скандинавских кораблей (эта тенденция актуальна и сейчас). Также конь Одина Слейпнир присутствует на многих военных гербах Швеции (например, на гербе Оборонных Сил Тыла).
Фольклорный Слейпнир, анализ образа
В современном исландском фольклоре Слейпнир упоминается в связи с происхождением каньона Асбурги. В действительности этот каньон, как полагают исследователи, был образован порядка десяти тысяч лет назад после ледникового заводнения реки Йёкульсау-ау-Фьёдлум. Около трех тысяч лет назад реке «не повезло» во второй раз, она заводнилась вновь, после чего ее русло окончательно сдвинулось в сторону на два километра. А старое русло превратилось в глубокое ущелье.
Но миф гораздо поэтичнее, хотя и короче. Местные предания гласят, что однажды Один скакал мимо на Слейпнире и в том месте, где волшебный конь коснулся копытом тверди, образовалась огромная трещина в земле. В соответствии с этой легендой каньон настолько глубок, что по нему можно спуститься в мир «скрытого народа», Свартальвхейм, земли темных альвов.
Любопытно исследование фольклориста Джона Линдоу, который анализирует образ коня Слейпнира в контексте его связи с обрядами погребения. Основываясь на тексте поэмы «Хусдрапа» Ульва Уггасона, Линдоу пишет о том, что здесь Уггасон не зря использовал кеннинг «морской Слейпнир» при описании погребальной ладьи Бальдра. Линдоу полагает, что образ Слейпнира был известен скандинавам с древнейших времен и широко применялся в народной традиции вплоть до прихода христианства. Исследователь пишет о том, что Слейпнир – это некое священное звено, связывающее мир живых и мир мертвых. Вероятно, говорит Джон Линдоу, «число ног лошади Слейпнир также имеет сакральное значение». Но эта мысль нашло свое продолжение в работах других исследователей, причем – в неожиданном ключе.
Слейпнир – провожающий в последний путь
Хильда Эллис-Дэвидсон, знаменитый британский фольклорист и антрополог, идет дальше Линдоу и полагает, что Слейпнир – это «шаманский конь». Хильда связывает скакуна Одина Слейпнира с шаманическими традициями севера, проводя параллели с восьминогим жеребенком бурятских шаманов, о которых в своих исследованиях писал Мирче Элиаде. Исследовательница полагает, что речь идет о некоем сакральном образе эзотерической практики скандинавских шаманов (каковым, согласно эддическим текстам, был и сам Один). Ведь зачастую шаманы в своих «астральных путешествиях» использовали образы зверей, чаще всего – птиц и лошадей. По мнению Хильды, конь Слейпнир как раз мог быть таким образом, который широко использовался шаманами Древней Скандинавии.
Также Хильда Эллис-Дэвидсон пишет о том, что восемь ног Слейпнира могли воплощать в себе образ носилок, на которых несут покойника. Ведь носилки держат в руках четыре человека, у которых в сумме восемь ног. Иными словами Слейпнир – это путь, последний путь покойного на земле. С этим мнением также согласен другой исследователь-фольклорист, Улла Лоумэнд. Она ассоциирует Слейпнира с другой лошадью, Хофварпнир (в переводе с древнескандинавского – «цветастое копыто», это лошадь Гна, помощницы Фригг).
Таким образом, многие исследователи, в том числе – современные, согласны с тем, что конь Слейпнир из скандинавской мифологии воплощает в себе образ посредника между мирами, в частности – между миром живых и миром мертвых. Это мнение кажется логичным в связи с тем, что Один, хозяин Слейпнира, также является богом висельников (более подробно об этом – в соответствующей статье). Один командует армией мертвых, армией эйнхериев, Асгардрейден, этот образ в течение веков трансформировался в мифологическую «дикую охоту». И в этой безумной скачке сонма призрачных воинов владыка Асгарда восседает на могучем скакуне, Слейпнире.
Скандинавское язычество
Скандинавское язычество – это религиозная система, которая существовала у древнегерманских, древнескандинавских племен. Оно существовало в то же время, когда было и славянское язычество. Правда было заменено на христианство чуть раньше. Иногда можно услышать название Асатру. Оно и означает скандинавское язычество.
Как и в любой политеистической религии, в скандинавском язычестве существовал пантеон богов. Также оно обожествляло природу. Древние скандинавские племена поклонялись природным силам. Именно к ним были приурочены многие праздники, ритуалы. Согласитесь, что много сходств со славянским язычеством. И это неудивительно. Ведь и те, и другие когда-то были в одной индоевропейской общности. То есть по сути являлись братьями.
А вот перечень других богов в рамках скандинавского язычества:
Существовало у скандинавов четкое разделение богов на так называемых Асов (высших) и Ванов (низших). Последние «ответственны» за явления, происходящие в природе, а также в жизни вообще.
Согласно мировоззрению скандинавского язычества, вся Вселенная состоит из нескольких миров:
Разделение на миры было характерно и для славянского язычества. Древние скандинавские племена поклонялись свои богам, читали молитвы, приносили жертвы. Последние могли быть часто кровавыми, а том числе и человеческими. Также были у людей и фигурки богов, похожие на идолы у славян.
Но постепенно викинги, которые много путешествовали, пришли к выводу, что стать богатым можно, приняв христианство. Так они решили, смотря на другие европейские страны. И поэтому начала происходить постепенная христианизация скандинавских народов. Этот процесс начался также в десятом веке, как и у славян. Его течение также было длительным и сложным, захватывающим все новые и новые территории.
Кто такие викинги?
Мало кто хоть раз не слышал о великих, диких и могучих воинах-викингах, чья культура и религия послужила отличным источником для вдохновения писателей, художников и сценаристов. Викинги не знали страха, они поклонялись своим богам, в честь которых захватывали множество стран. Воины Скандинавского полуострова были известны жителям Западной Европы, как норманны, и именно это название их народа встречается в современных учебниках по истории. Сами же норманны предпочитали называть себя викингами, хотя на самом полуострове проживало одновременно несколько древних скандинавских народов: готы, германцы, шведы и др. В отличие от других соседских народов, которые постоянно воевали друг с другом, скандинавские племена объединяли свои войска в военно-политические союзы, и именно благодаря этой мощи они сумели захватить такие территории, как Франция, Англия, Шотландия, Ирландия и несколько островов Средиземноморья.
Религия скандинавов
Одним из главных объединяющих факторов была религия норманнов. У всех скандинавских племен были одни и те же бога, одни и те же верования, а также одинаковые традиции и обряды. Язычество викингов представляло из себя сложную политеистическую систему, которая была основана на поклонении богам, почитании духов природы и стихий, а также предков и множества мифических существ – валькирий, гномов, гигантов и т.д.
Скандинавские боги согласно верованиям, были подобны людям, имели свои семьи и принадлежали одному из двух основных кланов: ванам и асам. Отдельной кастой богов были богини судьбы норны, которые имели в своем подчинении как людей, так и остальных богов. Согласно древним преданиям, асы и ваны долгое время враждовали между собой, но спустя несколько веков они все же пришли к компромиссу и заключили мир, после чего совместно правили человечеством и некоторыми мифическими существами.
Боги-асы
Род асов был больше, чем ванов, так как ему принадлежала большая часть норманнских богов. Боги-асы обитали в Асгарде – укрепленном городе, который был построен во время долгой войны с ванами. Семья асов считается божествами порядка, и по этой причине каждому жителю Асгарда было отведено определенное место – чертог, в котором стоял дворец того или иного бога семейства.
В Асгарде помимо чертогов также располагалась Вальхалла – мир, в котором нашли свой покой после смерти храбрые бойцы, павшие с честью в бою. Попадали они туда с помощью Валькирий – воинственных дев, которые наблюдают за каждым сражением и собирают души мертвых из поля боя. Валькирии также проживали в Асгарде, как боги-асы. Среди богов-асов самыми почитаемыми (и широко известными) являются такие боги, как:
Боги-ваны
Город обитания рода ванов называется Ванахейм. Это была полная противоположность городу асов Асгарду. В Ванахейме проживали все божества ванов – древнейших богов природы и плодородия, однако после войны с асами в город ванов были допущены некоторые божества из другого семейства. Согласно скандинавскому язычеству, город был расположен на берегу моря в лоне природы. На нем было множество различных цветущих садов, каждое растение цвело весь сезон и приносило большие сочные плоды. Среди самых почитаемых у норманнов богов-ванов были:
Как утверждают древние скандинавские летописи, помимо основных двух городов богов (Асгарда и Ванахейма) существовало ещё 7 миров:
Верования и обряды: создание мира, жертвоприношения и конец света
Согласно скандинавским верованиям, все миры людей и сверхъестественных существ были созданы тремя богами-прародителями: Трель (создавший рабов), Карл (создавший землепашцев) и Ярл (прародитель воинов). Поклонение богам у норманнов сопровождалось множеством обрядов и ритуалов, которые также нередко включали в себя жертвоприношения. Как описано в древних приданиях, многие скандинавские боги имели любимых священных животных, поэтому в жертву приносили их чаще всего. Богам плодородия и стихий жертвовали фрукты, овощи и зерно, а богам и покровителям войны приносили в жертву военнопленных.
Жертвоприношения осуществляли в Уппсале – тогдашней столице скандинавских народов (сегодня этот город является административно-территориальной единицей Швеции). Специально для жертвенных обрядов в Уппсале было возведено капище покрытое позолотой, вокруг которого росли священные рощи. Именно на их ветвях жрецы взвешивали тела для жертвоприношения перед тем, как отправить дар догам.
Как и другие крупные народы и религии, у скандинавов было свое представление о конце света. Он назывался Рагнарек. Согласно этой легенде, погибнет большая часть людей и богов, все существующие миры будут разрушены и все из-за поднятой Одином из могилы древней провидицы Вельвы. Как гласит её пророчество, перед концом этого света и боги и люди забудут все принятые моральные нормы, семьи станут враждовать между собой, это приведет к окончательной битве между добром и злом, но победителя не будет, лишь огненные великаны сожгут окончательно все миры. Однако после конца останется надежда: среди выживших будет несколько богов, сверхъестественных существ и двое людей, которые и должны будут создать новый мир.