система счета дней месяцев дней
к а л е н д а р ь
система счисления дней в году
• в начале и конце его холодно, а тепло посередине (загадка)
• под Новый год пришел он в дом таким румяным толстяком! Но с каждым днем терял свой вес — и, наконец, совсем исчез
• распределение по времени отдельных видов деятельности
• система счисления больших промежутков времени; справочное издание
• система счисления времени, связанная с движением небесных тел
• собрание черных и красных дней
• способ счисления дней в году
• фильм Атома Эгояна
• путевые заметки русского писателя М. Пришвина «. природы»
• по мнению Ежи Леца его реформа не сокращает срок беременности
• именно так древние римляне называли справочник, которым пользовались жрецы для своих расчетов
• «альманах» в переводе с арабского
• повесть российского писателя А. А. Первенцева «. природы»
• какая долговая книжка, пришедшая к нам из Рима, есть почти в каждом доме?
• что в начале года весит 200 граммов, а в конце 30 граммов?
• отсутствует на острове невезения
• способ исчисления дней в году
• таблица или книжка с перечнем всех дней в году
• его нет на проклятом острове Невезения
• долговая книга в Древнем Риме
• перекидной на столе
• юлианский и григорианский
• Система исчисления дней в году
• Способ счисления дней в году
• Система счисления больших промежутков времени
• «альманах» в переводе с арабского
• какая долговая книжка, пришедшая к нам из Рима, есть почти в каждом доме
• м. (календы, у римлян, первый день месяца) роспись всех дней в году, с показанием и других, к сему относящ., сведений; месяцеслов. Святцы составляют часть календаря, а сведения астрономические, по суточному и годовому обращению земли и планет, другую. Врут все календари! Грибоедов. Кто по календарю сеет, тот редко веет. Календарным теплом не угреешься, ему не верят. Календарник м. составитель календарей
• настенное расписание года
• повесть российского писателя А. А. Первенцева «. природы»
• путевые заметки русского писателя М. Пришвина «. природы»
• что в начале года весит 200 граммов, а в конце 30 граммов
КАЛЕНДАРЬ
Название «календарь» связано с тем, что в Древнем Риме начало каждого месяца провозглашалось особо (смотрите Календы), а 1-го числа месяца должники платили проценты в соответствии с записями в долговых книгах.
Построение календаря невозможно без многолетних астрономических наблюдений и развития математики. Различные народы разработали собственные системы счёта времени, в которых находили отражение особенности местной культуры. В некоторых странах за основу календаря взят промежуток времени между двумя последовательными одноимёнными фазами Луны (синодический месяц); такие календари называются лунными и не связаны со сменой времён года. В др. странах были разработаны т. н. лунно-солнечные календари, в которых использовался синодический месяц, но продолжительность года согласовывалась со сменой времён года. Основой солнечных календарей является промежуток времени между двумя последовательными прохождениями центра диска Солнца через точку весеннего равноденствия (тропический год), а смена фаз Луны не принимается во внимание.
Периодические явления, лежащие в основе календаря (смена дня и ночи, фаз Луны, времён года), определяют промежутки времени, известные как сутки, месяц и год. Невозможно подобрать целое число тропических лет, в которых содержалось бы целое число синодических месяцев и целое число средних солнечных суток, т. к. эти три величины несоизмеримы. Однако число месяцев и суток в календарном году должно быть целым, поэтому на протяжении нескольких тысячелетий появлялись многочисленные календарные системы, стремящиеся разрешить указанное противоречие.
Солнечные календари
Продолжительность тропического года, лежащего в основе солнечного календаря, составляет около 365,24 суток: календарный год может содержать либо 365, либо 366 суток. Календарь должен реализовать правило чередования простых (по 365 суток) и високосных (по 366 суток) годов таким образом, чтобы средняя за цикл продолжительность календарного года была как можно ближе к продолжительности тропического года.
В первом солнечном календаре, созданном в Древнем Египте, год состоял из 365 дней и делился на 12 месяцев продолжительностью 30 дней. Оставшиеся 5 дней не входили в календарь и добавлялись в конце последнего месяца. Новый год начинался в 1-й день месяца тот (названного по имени бога Тота), когда впервые в году на утреннем небе восходил в лучах Солнца Сириус (что соответствует 19 июля юлианского календаря). В этом календаре каждые 4 года Новый год отставал на 1 день, т. е. восход Сириуса «задерживался» и наблюдался, скажем, не 1-го дня месяца тот, а 2-го. Только через 1461 календарный год (т. н. цикл Сотис) начало года вновь приходилось на 1-й день месяца тот.
К солнечным календарям относятся: юлианский календарь, григорианский календарь, республиканский календарь (календарь Великой французской революции), проектируемый т. н. Всемирный календарь и некоторые др. В настоящее время международным признан григорианский календарь.
Древнеримский календарь
Юлианский календарь
В 46 году до н. э. Юлий Цезарь провёл реформу календаря. Новый календарь, впоследствии названный юлианским, был разработан группой александрийских астрономов под руководством Созигена. Счёт по юлианскому календарю был начат с 1 января 45 года до н. э. Продолжительность года составляла 365 средних солнечных суток, а каждый 4-й (високосный) год содержал 366 суток. Т. о., средняя продолжительность года в юлианском календаре (юлианский год) равнялась 365,25 суткам, а одно юлианское столетие содержало ровно 36525 средних солнечных суток. В XX веке, когда основной единицей времени стала атомная секунда, было изменено определение юлианского года: сейчас он равен 365,25 атомных суток. Юлианское столетие принято в качестве одной из основных единиц времени в астрономии и используется в фундаментальных формулах учёта прецессии, формулах, связывающих звёздное и всемирное время, и т. д.
В X веке с принятием христианства юлианский календарь и византийская традиция счёта лет от сотворения мира были приняты и в Древней Руси. В отличие от Византии, где началом года считалось 1 сентября, на Руси был более распространён т. н. мартовский стиль (начало года в марте). В XVI-XVII веках он уступил место сентябрьскому (сохраняющемуся и поныне в практике РПЦ). В 1700 году указом Петра I в России был введён счёт времени от Рождества Христова и начало года перенесено на 1 января: предписывалось день после 31 декабря 7208 года от сотворения мира считать 1 января 1700 года от Рождества Христова.
Григорианский календарь
К концу XVI века равноденствие сдвинулось уже на 10 суток. В 1582 году папой Римским Григорием XIII была проведена реформа календаря, концепцию которой предложил итальянский врач и математик Л. Лилио; активное участие в разработке нового календаря принимал немецкий астроном Х. Шлюссель (Клавиус). Для компенсации расхождения начала юлианского календарного года с началом тропического года день после 4 октября 1582 года было указано считать не 5, а 15 октября. Тем самым весеннее равноденствие было передвинуто на 21 марта. Чтобы избежать дальнейшего накопления ошибки, было изменено правило, по которому определяются високосные годы: в григорианском календаре високосными считаются годы, номер которых делится на 4 без остатка, за исключением годов, номер которых делится на 100. Если же номер года кратен 400, то год считается високосным. В результате 2000 год является високосным, тогда как годы 1900 и 2100 таковыми не являются.
Календарь Великой французской революции
Всемирный календарь
Лунные календари
Продолжительность синодического месяца в среднем составляет 29,53059 суток, поэтому календарный месяц лунного календаря может состоять из 29 или 30 дней. В лунных календарях год начинается с новолуния, а его продолжительность, принимаемая равной 12 месяцам, может составлять 354 дня (простой год) или 355 дней (високосный год). Для того чтобы средняя продолжительность календарного года была близка к продолжительности лунного года, необходима система вставки високосных годов. Лунный календарь не привязан к годичному движению Солнца, поэтому начало лунного года ежегодно переходит на более раннее время по солнечному календарю и может приходиться на любой месяц солнечного года. Семидневная неделя, вводимая лунным календарем через фазы Луны (четверть лунного месяца), используется также и в солнечных календарях.
Смена фаз Луны является одним из самых легко наблюдаемых небесных явлений, поэтому многие народы на ранней стадии своего развития пользовались лунным календарем. Однако в период становления оседлого образа жизни лунный календарь перестал удовлетворять потребностям населения, т. к. земледельческие работы привязаны к смене сезонов, т. е. движению Солнца. Поэтому лунные календари, за некоторым исключением, неизбежно заменялись лунно-солнечными или солнечными календарями.
Лунно-солнечные календари. В этих календарях учитываются движения Солнца и Луны: начало каждого календарного месяца должно быть максимально приближено к новолунию, а средняя продолжительность календарного года должна быть близка к продолжительности тропического года.
В основе лунно-солнечных календарей лежит 19-летний цикл, открытый Метоном: 19 тропических лет равны 235 синодическим месяцам (с ошибкой около 2 ч). Календарный год состоит из 12 месяцев. Так как в календарном году и месяце должно быть целое число суток, то фактически принимается, что 235 лунных месяцев равны 6940 суткам. Т. о., в цикле должно быть 110 месяцев по 29 дней и 125 месяцев по 30 дней. Вставка 13-го месяца должна производиться 7 раз каждые 19 лет. Метонов цикл используется в церковном календаре для расчёта даты Пасхи.
Лунно-солнечные системы календаря в древности применялись в Вавилонии, Китае, Иудее, Греции и др. К XX веку лунно-солнечный календарь являлся официальным в Израиле. В ряде стран Дальнего Востока (Вьетнам, Китай, Корея, Монголия, Япония и др.) находит применение сложный календарь с 60-летним циклом, учитывающий движение Луны, Солнца, Юпитера и Сатурна. В этом календаре начало года приходится на один из дней периода с 20 января по 20 февраля.
Древнерусский календарь
Древние славяне в летосчислении ориентировались в основном на наблюдаемые сезонные явления природы. Позднее у восточных славян был принят год, разделявшийся на 12 месяцев, отсчитываемых по лунным месяцам. Однако жизнь людей связана со сменой времён года, поэтому славяне вынуждены были в календарных расчётах регулярно вставлять дополнительный 13-й месяц. Т. к. эта вставка производилась без определённой системы и по-разному в разных поселениях Руси, то 13-й месяц люди не любили и боялись его.
Календари в первобытном обществе
Периоды времени отмечались зарубками на дощечках, узелками на шнурах и т. п. (так могут интерпретироваться знаки на предметах верхнего палеолита из Пшедмосци, Пекарны в Моравии, с Мальты, из Авдеева, Костёнок и др.). Отсчёт времени вёлся от произвольно установленной точки вне связи с астрономического феноменами. За начало года (Новый год) принималось наступление одного из времён года, определяемое, как правило, по наиболее важным для хозяйственной деятельности признакам (появление и миграции сезонных животных, созревание плодов и т. п.). Смена природных и хозяйственных периодов, как правило, сопровождалась календарными обрядами. Год делился на сезоны (времена года): первоначально выделялись два времени года (зима и лето; в тропиках различались дождливый и сухой, или холодный и тёплый, сезоны).
С появлением земледелия стали различать три, а затем четыре времени года. Производящее хозяйство потребовало определения начала и конца хозяйственных периодов по дням солнцестояний и равноденствий (равноночий). Установление этих астрономических дат потребовало специальных наблюдений за Солнцем и звёздами, что сыграло важную роль в становлении естественно-научных знаний. Как одну из древнейших обсерваторий интерпретируют кромлех в Стонхендже.
Календари, связанные с солярным циклом (лунно-солнечные и солнечные), появились в ранних государствах (Древний Восток, Мезоамерика и др.), наблюдения за календарем стали одной из важнейших функций жречества и способствовали развитию математики и письменности. Помимо циклических, появились и летосчислительные календари. Лунный счёт времени (недельный и месячный) изначально преобладал, затем в разных конфигурациях сочетался с солнечным (суточный, полугодичный и годичный счёт). Расхождения в сосуществовавших лунных и солнечных календарей отражены в солярных и лунарных мифах (смотрите Солярные культы, Лунарные культы).
Иллюстрации:
Якутский календарь карди. Взято из архива БРЭ.
Календарь индейцев кайова на шкуре бизона. 1889–92. Взято из архива БРЭ.
2. Календарь
Система счёта длительных промежутков времени, согласно которой устанавливается определённая продолжительность месяцев, их порядок в году и начальный момент отсчёта лет, называется календарём. Календарь, которым мы пользуемся в настоящее время, создан в результате длительных поисков наиболее удобной для этих целей системы. На протяжении истории человечества существовало более 200 различных календарей.
Уже на первом этапе развития цивилизации некоторые народы стали пользоваться лунными календарями. В этих календарях чередовались месяцы продолжительностью 29 и 30 суток. Началом месяца всегда считалось новолуние. Временной интервал между последовательными новолуниями составляет 29,5 суток — такова периодичность смены фаз Луны, связанная с её обращением вокруг Земли. При таком календаре не получается полного согласования с продолжительностью года, которая составляет приблизительно 365,25 суток. Двенадцать лунных месяцев содержат всего 354 дня. Для устранения несогласованности между лунным и солнечным годом в различных лунных календарях были предложены необходимые поправки.
В солнечном календаре за основу берётся продолжительность тропического года, который представляет собой промежуток времени между двумя последовательными прохождениями центра Солнца через точку весеннего равноденствия. Тропический год составляет 365 суток 5 часов 48 минут 46,1 секунды. Поскольку число суток в году не может быть дробным, во всех календарях большая часть лет содержит 365 суток и вводится правило, по которому определённые годы имеют продолжительность на сутки больше. В зависимости от этого средняя продолжительность года по тому или иному календарю в большей или меньшей степени приближается к продолжительности тропического года.
В Древнем Египте в V тысячелетии до н. э. был введён календарь, который состоял из 12 месяцев по 30 дней в каждом и дополнительных 5 дней в конце года. Такой календарь давал ежегодно отставание в 0,25 суток, или 1 год за 1460 лет.
Непосредственный предшественник современного календаря был разработан в Древнем Риме по приказу императора Юлия Цезаря и потому получил название юлианского. Год, согласно этому календарю, состоял из 12 месяцев и содержал 365 или 366 суток. Лишние сутки добавлялись каждые четыре года: такие годы, номер которых делится на четыре, получили название високосных.
Это название происходит от латинского слова bissextus (второй шестой). Отсюда пошло греческое слово «бисокос», которое в русском языке постепенно превратилось в «високос», «високосным». Происхождение слова связано с тем, что в то время счет велся по убывающей, сколько дней оставалось до начала следующего месяца. Дополнительный день в високосном году добавлялся в феврале, после шестого дня перед началом марта и считался не пятым, а ещё раз шестым.
С учётом високосных лет продолжительность года по юлианскому календарю (старому стилю) отличалась от продолжительности тропического года на 11 минут 14 секунд, что давало ошибку в 1 сутки за 128 лет, или 3 суток примерно за 400 лет. Юлианский календарь был принят в качестве христианского в 325 г. н. э., и ко второй половине XVI в. расхождение достигло уже 10 суток.
Из-за чего однажды год длился всего 445 дней и другие интересные факты о календаре
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Зачем нужна была реформа календаря
До принятия григорианского календаря, действовал другой — юлианский. Он был наиболее близок к настоящему солнечному календарю. Так как Земле нужно чуть больше чем ровно 365 дней, чтобы совершить оборот вокруг солнца. Эта разница компенсировалась високосными годами. Это была невероятно полезная и масштабная реформа для своего времени, но абсолютной точностью этот календарь всё же похвастаться не мог. Солнце совершает оборот дольше на 11,5 минут. Это может выглядеть мелочью, но время потихоньку накапливалось. Шли годы, и к 16 веку юлианский календарь опередил главное светило почти на одиннадцать дней.
Цезарь исправляет путаницу в календаре
Юлианский календарь был введён римским императором Юлием Цезарем. Случилось это в 46 году до нашей эры. Это была совсем не прихоть, а попытка исправить ошибки лунно-солнечного календаря, который составлял основу действующего римского. В нём было 355 дней, поделённых на 12 месяцев, что было короче солнечного года на целых 10 дней. Для исправления этого несоответствия римляне добавляли 22 или 23 дня к каждому следующему году. То есть високосный год уже тогда был необходимостью. Таким образом год в Риме мог длится то 355, то 377 или 378 дней.
Что ещё более неудобно, високосные дни или так называемые вставочные, не добавлялись согласно какой-то системе, а определялись верховным священником Коллегии понтификов. Тут в дело вступал негативный человеческий фактор. Понтифик, пользуясь своей властью над временем, продлевал год или сокращал, преследуя личные плитические цели. Конечным результатом всего этого безобразия стало то, что римский обыватель не имел понятия какой именно нынче день.
Чтобы привести в порядок весь этот календарный беспредел, Цезарь призвал лучших философов и математиков империи. Он поставил им задачу создать календарь, который синхронизировался бы с солнцем сам, не требуя человеческого вмешательства. По расчётам учёных того времени, год длился 365 дней и 6 часов. Результатом поставленной Цезарем задачи стал календарь длиной в 365 дней с добавлением дополнительного дня каждые четыре года. Это нужно было для того, чтобы компенсировать 6 потерянных часов каждый год.
Современная наука уточняет, что нашей планете требуется 365 дней, 5 часов, 48 минут и 45 секунд, чтобы один раз обойти вокруг Солнца. То есть новоиспечённый календарь тоже не был точным. Тем не менее это действительно была масштабная реформа. Особенно по сравнению с существующей тогда календарной системой, которая была просто беспорядочным безобразием.
Юлианский календарь
Юлий Цезарь желал, чтобы новый год по новому календарю начинался 1 января, а не в марте. С этой целью императором было добавлено к 46 году до нашей эры целых 67 дней. Из-за этого он продлился колоссальных 445 дней! Цезарь объявил его «последним годом смятения», но люди называли его просто «годом смятения» или annus confusionis.
Согласно юлианскому календарю Новый год наступил 1 января 45 года до нашей эры. Всего через год Юлий Цезарь был в результате заговора убит. Его соратник Марк Антоний, чтобы почтить память великого правителя изменил название римского месяца Квинтилис на Юлий (июль). Позже, в честь другого римского императора, переименовали месяц секстилис в август.
Григорианский календарь
Юлианский календарь безусловно был в своё время настоящей революцией в истории человеческой цивилизации. Его недостатки стали проявляться со временем. Как уже было сказано выше, к концу 16 века он опередил солнечный почти на 11 дней. Католическая церковь сочла это недопустимой разницей, которую нужно было исправить. Это и было сделано в 1582 году. Тогдашний папа римский Григорий XIII издал свою знаменитую буллу Inter gravissimas — о переходе на новый календарь. Его назвали григорианским.
Согласно этому постановлению, в 1582 году жители Рима легли спать 4 октября, а проснулись на следующий день — 15 октября. Счёт дней был передвинут на 10 суток вперед, и день после четверга 4 октября предписывалось считать пятницей, но не 5, а 15 октября. Был установлен порядок летоисчисления, при котором равноденствие и полнолуние восстановлены и в будущем не должны сдвигаться по времени.
Трудная задача была решена благодаря проекту итальянского врача, астронома и математика Луиджи Лиллио. Он предложил каждые 400 лет выбрасывать из счёта 3 дня. Таким образом, вместо сотни високосных дней на каждые 400 лет в юлианском календаре, в григорианском их осталось 97. Из разряда високосных исключили те вековые годы (с двумя нулями на конце), число сотен которых не делится без остатка на 4. Такими годами, в частности, являлись 1700, 1800 и 1900.
Если вас заинтересовала данная тема, прочтите другую нашу статью: кто придумал время и решил, сколько в минуте секунд, а в сутках часов.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Любой из нас с легкостью может назвать, какой сегодня день недели, число, месяц, год. В разговоре мы часто используем обороты, которые так или иначе затрагивают тему времени: «через неделю», «год назад», «до новой эры» и т.д.? Но что же стоит за этими привычными словами? Почему мы начинаем Новый год 1 января?
Почему в неделе семь дней, а в месяце 30 или 31 день? Как выглядел самый первый календарь и кто его придумал? На эти и многие другие, схожие с ними вопросы, отвечает вспомогательная историческая дисциплина хронология, или наука о времени и его измерении.
Материалы для подготовки интегрированного урока по истории, математике и астрономии. 5-й класс. |
На протяжении многих веков до н.э. люди наблюдали за сезонными изменениями природы, старясь установить какие-либо закономерности, которые затем становились основой будущего календаря (от лат. calendarium — долговая книга), т.е. системы счета промежутков времени, основанной на видимых движениях небесных тел. Главными же объектами наблюдений человека стали Луна и Солнце, что и положило начало трем основным видам календаря — лунному, солнечному и смешанному. В лунных календарях согласование годов с движением Земли вокруг Солнца не производится. В солнечном же календаре месяцы никак не согласованы с движениями Луны. А смешанный календарь соединил в себе наблюдения и за Солнцем, и за Луной.
Календарь древней Месопотамии
Почти круглый год в дневное время в Месопотамии настолько жарко, что под солнечными лучами падали в обморок даже самые выносливые рабы, переставал трудиться скот. И лишь когда Луна сменяла Солнце, наступала долгожданная прохлада, и возможно, именно это обстоятельство стало причиной возвеличивания Сины — шумерского бога Луны.
Но лик бога постоянно менялся, и шумеры не могли этого не заметить: то на небе был виден лишь узкий его серп, то он смотрел влево, то вправо, а то и вовсе вставал над Шумером в полном своем великолепии. Со временем жрецы проследили закономерность, в соответствии с которой менялся облик бога: сначала на западе в вечерних солнечных лучах можно было заметить лишь исчезающий бледный узкий серп Сина, но с каждым днем он все дольше проливал на землю свой свет, все выше поднимался по небосклону, как бы догоняя садившееся Солнце, и все это время рога лунного месяца смотрели влево, на запад. Проходило около восьми-девяти дней, и на небе почти всю ночь уже сиял полумесяц, а спустя еще немного времени Син являл шумерам свой лик целиком — наступало полнолуние, когда луна появлялась сразу же после захода солнца и пропадала при первых его утренних лучах. Но только несколько дней жрецы могли любоваться Сином во всей его красе: через неделю бог начинал «таять», и вскоре на небе опять появлялся лишь узкий серп, но теперь рога его были обращены вправо, на восток. А через несколько дней наступали темные ночи — Син вовсе не появлялся на небосклоне, как будто бы лишь для того, чтобы вновь родиться на западе.
Наблюдаемый с Земли путь Солнца во время весеннего (21 марта)
и осеннего (23 сентября) равноденствий, летнего (22 июня)
и зимнего (22 декабря) солнцестояний
Именно так шумерские жрецы представляли себе изменение фаз Луны, длившееся всегда одно и то же время. Каждый раз, когда по расчетам жрецов на западе должна была появиться новая Луна, они поднимались на зиккураты — башни храмов и, увидев на небе серп, при помощи труб оповещали народ о начале нового месяца. Со временем жрецы вычислили продолжительность лунного месяца — около 29 суток. Но такое число было очень неудобным для Шумера, в котором была принята шестидесятеричная система счисления. Совсем другое дело, если бы месяц длился тридцать дней — тогда его можно было бы разделить на пять периодов по шесть дней. Но лунное божество было неумолимо, и каждый месяц длился 29 суток, а если быть совсем точными, то 29,5.
Казалось бы, подобное несоответствие желаемого и действительного не могло оказать никакого влияния на повседневную жизнь Месопотамии: ничего страшного, если условный месяц был немного длиннее или короче лунного. В действительности же все было гораздо серьезнее. Дело в том, что шумеры торжественно праздновали начало нового года и первого календарного месяца — нисану, а приблизительно через 14 дней после праздника наступало новолуние, одновременно с которым начинался разлив Евфрата.
Таким образом, в VI в. до н.э. шумеры были первыми, кто смог согласовать лунные месяцы с солнечным годом, допуская при этом минимальные погрешности.
Но кроме деления года на 12 месяцев, а месяца на 30 или 29 дней, шумеры первыми ввели семидневную неделю. Хотя, на первый взгляд, может показаться и странным, что при шестидесятеричной системе счета в неделе вдруг оказалось семь дней, но на самом деле все достаточно просто. По представлениям жрецов-астрономов, каждым днем в неделе управляла одна из планет, а так как в то время было известно семь планет, то и дней в неделе стало тоже семь. Так, воскресеньем управляло Солнце, понедельником — Луна, вторником — Марс, средой — Меркурий, четвергом — Юпитер, пятницей — Венера, а субботой, которая считалась самым неудачным днем, — Сатурн. Эти представления, которые скорее относятся к области астрологии, чем хронологии, в измененном виде дошли до наших дней. И хотя теперь тяжелым и неудачным днем принято считать понедельник, но в названиях дней недели во многих языках отразилась связь с планетами, повелевающими ими.
Календарь Древнего Египта
В Египте, так же как и в Месопотамии, календарь появился благодаря наблюдениям жрецов-астрономов. Основной функцией календаря было предсказание даты разлива Нила, о скором наступлении которого трудно было судить на основе погодных примет. Несколько месяцев до разлива полноводной реки дул сухой жаркий ветер, сменяемый более прохладным и влажным, постепенно начинала прибывать вода в реке, но лишь в один из дней в году ее уровень достигал своего максимума — и река разливалась по равнине, обещая хороший урожай земледельцам. И необходимо было каким-то способом вычислить именно этот день — начала долгожданного разлива главной водной артерии Египта.
Уже в конце IV — начале III тыс. до н.э. жрецы заметили, что среди множества звезд на небе есть одна особенно яркая. Ее назвали Сотис, или Сириус. В зимнее время эта звезда сияла необыкновенным светом в течение все ночи, и ее было невозможно спутать с какой-либо другой, но затем Сотис появлялся лишь вечером на западе, а вскоре и вовсе пропадал за горизонтом. Но примерно через два месяца Сириус вновь появлялся на востоке, и его обычно можно было заметить в ранние утренние часы. А через несколько дней после его восхода разливался Нил, а кроме того, как позже заметят жрецы, день первого появления Сотиса всегда совпадал с днем весеннего равноденствия.