система образов в пьесе горького на дне
Система образов в пьесе На дне Горького
Произведение Горького отличается большим количеством персонажей, но среди них нет главных.
Костылев — скупой и злой старик, который наживается на своих постояльцах. Для него превыше всего – деньги. Его жена Василиса, 26-летняя девица, ненавидящая своего мужа, вынашивающая план его убийства, присмотрела для роли палача постояльца ночлежки, вора Ваську Пепла. А пока он прекрасно справляется с ролью ее любовника.
У Василисы есть сестра Наталья, 20-летняя мечтательная девушка. Она искренне верит в свое светлое будущее, и только эта уверенность придает ей силы выносить издевательства сестры и ее мужа, которые постоянно ее избивают.
В середине пьесы появляется странник Лука, старик лет шестидесяти. У него стойкое убеждение, что надо жалеть людей, и каждому жильцу он находит утешительное слово, согревающее душу и дающее надежду. Именно Лука дает совет Ваське Пеплу бежать с Натальей в благословенные земли Сибири, где тот сможет построить новую жизнь и никто не спросит его о прошлом.
Рабочий человек Клещ Андрей – слесарь, незлобный, в общем, мужичок, работяга, но и он мечтает о смерти своей больной жены Анны. Его совсем не трогает то, что в причине ее болезни есть и его вина. Всю жизнь Анна терпела его издевательства и побои.
Скорняк Бубнов полностью раздавлен неудачами, разочарован и тихо спивается падая все ниже. Барон, бывший чиновник, еще молод и вполне мог бы изменить свою жизнь к лучшему, но считает, что все в прошлом и ничего нельзя изменить.
Вскользь упоминаются в произведении грузчики Татарин и Кривой Зоб, которые недовольные нечестной игрой в карты постояльцев ночлежки. Живет в ночлежке и бывший Актер, человек без имени, помнивший только свой псевдоним.
Настя – девица легкого поведения, твердящая всем вокруг о светлой искренней любви и верящая в свои рассказы, вызывает чувство сострадания. Вероятно, ее вера в эту любовь и придает ей силы жить дальше.
Свои мысли читателю автор передает устами Сатина. Сатин высказывает философские идеи о том, что человек в любой ситуации остается человеком. Человек – это звучит гордо!
Ночлежка олицетворяет собой дно жизни, в ней появляются даже не люди, а бывшие люди. Всех героев объединяют мечты, но у них полностью отсутствует воля, они не в состоянии изменить себя, свою жизнь, поэтому тихо прозябают на дне.
2 вариант
В 1902 году Максим Горький написал свою знаменитую пьесу «На дне». Драматическое произведение стало популярно во всем мире. Основная линия сюжета разворачивается в ночлежке для нищих. Горький поместил на страницы книги большое количество персонажей. Каждый образ имеет свои отличительные черты. Автор очень ответственно подходит к описанию всех героев пьесы.
Выстраивая систему образов, Горький поставил на вершину пирамиды Луку. Этот персонаж, странник, случайно оказывается в ночлежке. Герой, своими действиями, позволяет выстроить сюжетную линию всего произведения. Странник пытается изменить жизнь обитателей ночлежки в лучшую сторону, дает им надежду.
Основной блок персонажей состоит из мечтательных людей. Но по факту это бессмысленные грезы о том, что никогда не произойдет. К мечтателям можно отнести Актера, который потерял не только работу в театре, но и собственное имя. Еще одна жительница ночлежки – Настя, девушка, которая мечтает о большой, сказочной любви. Но «непристойная» профессия не дает ей возможность обрести собственное счастье. В ряды мечтателей можно отнести вора Ваську Пепла, несмотря на свою отрицательную репутацию, герой хочет начать новую жизнь, бросить пагубные привычки и уехать со своей любимой в Сибирь. Клещ, человек который думает, что после болезни жены его жизнь изменится в лучшую сторону, но благополучие обходит стороной и этого человека. Всех действующих героев этого блока объединяет мечта выбраться из жизни «на дне». Но никаких поступков, для достижения целей, эти персонажи так и не предпринимают, оставаясь в ночлежке до конца своей жизни.
Еще один круг образов – это второстепенные персонажи. Автор упоминает в произведении молодого человека – Алексея, это двадцатилетний сапожник, который в свои годы уже оказался на «дне». В эпизодах появляется жена Клеща, которую муж постоянно бил. Горький описывает жизнь бывшего чиновника, который брал взятки и отсидел в тюрьме. Круг второстепенных обывателей ночлежки дополняет Квашня, торговка пельменями, пьяница Бубнов, Кривой Зоб и Татарин, которые постоянно играют в карты. Эти герои тоже имеют свои мечты, однако их образы не детальные, а характеристики не имеют тщательной отработки.
Помимо мечтателей, в произведении есть два персонажа, которые считают себя «верхушкой» социальной пирамиды. Это владельцы ночлежки – Костылев и его жена Василиса. При этом, автор раскрывает жестокий нрав и злость этих людей, показывая читателю, что они и сами являются такими же обитателями ночлежки, как Актер, Клещ, Бубнов и Алексей.
Также читают:
Картинка к сочинению Система образов в пьесе На дне
Популярные сегодня темы
«Красный смех» был создан на основе газетных репортажей, отражающих аспекты военных действий между Россией и Японией. Это своеобразный образ, возникающий в сознании главного героя – причем, образ иррациональный, пугающий
Михаил Александрович Шолохов родился в 1905 году. За свою жизнь советский писатель несколько раз становился Героем Социалистического труда и получал Нобелевскую премию. Шолохов стал свидетелем
Всегда нужно любить и ценить родной край, в котором вы живете. Никогда и не при каких обстоятельствах нельзя забывать его. Ваш родной край – это то место, где вы были рождены, провели свое детство и встретили юность
Рассказ «О любви» обладает, по-моему, интересной композицией – достаточно сложной. Получается, что состоит это произведение из нескольких рассказов, главный из которых – об Анне и Дмитрии.
Произведение братьев Стругацких рассказывает о далеком времени, когда человечество достигло высокой стадии развития и получило возможность путешествовать по другим планетам. Теперь люди проводят нечто наподобие
Система образов (На дне)
Система образов «На дне» отличается большим количеством персонажей. М. Горький особое внимание уделил образу Луки, который меняет жизнь каждого жителя ночлежки. Писатель дал более подробные характеристики Костылеву, Василисе, Актеру, Насте, Ваське Пеплу, Клещу, Наташе, Сатину. Менее разработанными образами являются образы Анны, Барона, Бубнова, Квашни, Медведева, Алешки, Татарина и Кривого Зоба.
Владельцы ночлежки
Владельцем ночлежки, в которой проживают люди со «дна» жизни, является Костылев. У него есть жена Василиса. Оба персонажа являются грубыми, жестокими, злыми, подлыми и жадными людьми. Автор произведения показывает, что Костылев и его жена не далеко ушли от людей, находящихся внизу социальной лестницы.
Мечтательные, но бессильные
Актер, который потерял свою работу и даже имя, Настя, девушка легкого поведения, желающая настоящей и крепкой любви, Васька Пепел, который хочет стать честным человеком и уехать вместе с Наташей в Сибирь, Клещ, который мечтает о том, чтобы выбраться из ночлежки и жить благополучно, сестра Василисы Наташа, которая мечтает о том, что за ней придет кто-то особенный и поменяет ее жизнь, умный и образованный Сатин, отражающий позицию автора.
Всех этих главных героев объединяет то, что они мечтают о лучшей жизни, находясь на «дне». Однако дальше слов и желаний дело не уходит, персонажи не могут изменить свою жизнь, поэтому просто существуют, находясь в ночлежке.
Второстепенные персонажи
Данные персонажи имеют несколько отличительных черт, характерных представителям людей со «дна», однако их образы проработаны не так тщательно.
Странник Лука, который оказывается в ночлежке, где проживают все герои, становится персонажем, важным для развития сюжетной линии. Именно Лука дает жителям «дна» надежду на лучшую жизнь.
Система образов «На дне» сочинение
Система образов играет большую роль в целостном анализе и понимании как лирической, так и прозаической части произведения Горького «На дне». Говорить о ней можно после детального изучения главных и второстепенных персонажей. Важная часть системы — биография героев.
Пьеса не богата детальным повествованием о биографии персонажей, однако, благодаря особым деталям и моментам произведения выстраивается образ каждого из жителей ночлежки. Все они — это абсолютно разные личности, объединённые жестокостью обстоятельств в подвале.
Образы персонажей ночлежки в пьесе На дне
Константин Сатин
Послетюремная жизнь сделала из него отшельника, пьяницу и опытного карточного мошенника. Сатин не в силах изменить свою жизнь в другое русло, но в нём таятся философские начинания. Герой мечтает изобрести личную философию и представить её свету. Он считает, что каждый человек имеет право на творчество, ведь оно запрятано в душе у всех.
Система образов Горького На дне успешно начинается выстраиваться после разбора ещё одного ключевого персонажа — Луки. Это таинственный пожилой странник, по неизвестным причинам временно поселившийся в ночлежке. Его главная цель и миссия — успокаивать людей, давать им надежду. Однако, не всегда утешить человека можно правдой. Именно по этой причине Лука зачастую прибегает ко лжи, ко лжи во благо, как он считает. Например, когда Анна умирала и осознавала, что её воспоминания пусты и не наполнены хорошими моментами, Лука пообещал ей лучшую жизнь на том свете.
Странник мечтает помочь каждому нуждающемуся. Он верит, что в сердце любого человека живёт добро, сострадание и искренность.
Настя
Девушка 24 лет, занимающаяся «непристойной работой» для собственного содержания. По всей видимости, между ней и Бароном есть любовная связь, но «дворянин» абсолютно не уважает героиню. Он оскорбляет её за способ заработка, но продолжает общаться ради денег, которые Настя ему даёт.
Девушка — мечтательная и романтичная особа, живущая выдумками о великой любви. Она восхищается любовными романами, поэтому постоянно проводит свободное время за ними. Настя даже сочиняет свою собственную трагическую историю любви, но ей никто не верит, ведь она «девушка лёгкого поведения». Утешает героиню лишь Лука, которые выражает доверие к её фантазиям.
Алёшка
Алёшка — ещё одна часть системы образов Горького На дне. Это 20-летний пьяница сапожник. В его мечтах никогда не было желания подняться вверх по социальной лестнице, ведь он — счастливый человек, довольный своим нынешним положением. Он ничего не хочет, ему ничего не нужно, но всё-таки Алёшка — очень хороший мастер и вежливый человек.
Таким образом, даже некоторые персонажи дают представление о системе образов пьесы Горького На дне. Все жители ночлежки — заложники обстоятельств, со своими особенным мечтами и взглядами на жизнь. Однако, выбраться с социального дна для них довольно сложно. Лучше всего анализировать На дне систему образов в таблице.
Хозяева ночлежки
В XIX веке в России стали организовываться ночлежные дома, которые представляли собой что-то наподобие гостиницы с дешевыми койками или нарами в общих спальнях. В Москве такие места хорошо описал В. А. Гиляровский. Это были подвальные и полуподвальные помещения, где не было никаких человеческих условий. Они в большинстве своем были перенаселены, и поэтому многим нуждающимся в ночлеге, которых Горький позже описал в очерке «Бывшие люди», приходилось спать на грязном полу.
Быт одной из частных ночлежек представлен в пьесе Горького «На дне»:
Хозяева ночлежки — старик Костылев 54 лет и его молодая жена Василиса. Супруги наживаются на нищете постояльцев, забирая у них последние гроши. Костылев считает себя набожным человеком, часто напевает что-то божественное, на самом деле жадный и алчный, и его никто не любит, кроме черта, как выразился однажды Сатин, один из главных героев пьесы. В этой трущобе старик чувствует себя богом, так как любого здешнего обитателя может в любой момент выгнать на улицу.
Все же неплохой человек, Василий не может пойти на такое. Однако все происходит по ее замыслу. Из ревности опрокинув на сестру кипящий самовар, Василиса создала ситуацию, в результате которой Пепел, не рассчитав удара, убивает хозяина ночлежки и попадает под следствие.
Она, конечно, откупится, а Ваське каторги не миновать — так анализируют это событие другие постояльцы.
Главные герои — Лука и Сатин
Главными героями произведения являются Лука и Сатин, так как они олицетворяют собой две жизненные позиции, два разных мировоззрения. Лука, неизвестно откуда появившийся в костылевском обиталище, вызывает у зрителя самые светлые чувства. Он добрый, всех успокаивает и во всех вселяет надежду на будущую лучшую жизнь:
Старик не агрессивен в своих убеждениях. Он спокоен и добр со всеми, и его появление многое меняет в жизненном укладе ночлежников, которые уже давно отвыкли от сочувствия и жалости. Сначала они не принимают слова странника всерьез, затем речи его начинают раздражать, некоторые даже ругают его и просят перестать врать. Однако в конце действия многие встают на его защиту, даже вначале осуждающий Луку Сатин.
Образ Луки можно оценивать по-разному. Принято считать, что жалость унижает человека. Да, в некоторых ситуациях действительно лучше открыть человеку правду и подсказать правильное решение. Но неизлечимо больной Анне, которая не нужна даже собственному мужу, перед страхом приближающейся смерти утешение необходимо. А совет Пеплу уйти из этих трущоб был самый полезный: тогда бы не произошло этого страшного убийства, и влюбленные могли бы быть вместе.
Исчез странный старичок так же незаметно, как и пришел, заставив всех задуматься о своей жизни.
Сатин тоже любит людей и сочувствует им, но считает, что одним сочувствием не облегчить земных страданий. И хотя зтот персонаж тоже не знает выхода из подвальной жизни, именно Сатин произносит знаменитый монолог о человеке: «Все в человеке. Все для человека».Он считает, что труд должен облагораживать человека: «Когда труд — удовольствие, жизнь хороша».
Но эти слова контрастируют с его настоящей жизнью. До тюрьмы он работал телеграфистом, много читал, выступал на сцене с танцами, но, выйдя на свободу, оказался никому не нужным и попал в это пристанище.
Сейчас Сатин играет в карты, чем и зарабатывает на жизнь. Он шулер и не стыдится этого: ведь жулик должен быть умнее, чтобы обыграть других.
Характеристика других персонажей
По участию в действиях Ваську Пепла можно отнести к главным героям. Этот молодой человек с позитивным взглядом на жизнь — потомственный вор. Добрый и мягкий по натуре, он не хочет заниматься преступными делами, но его слабохарактерность не дает порвать с воровским миром. По слабости характера он стал и любовником Василисы, которая провоцирует его на кражи, забирая основную часть прибыли.
После трагических событий в ночлежке они стали жить вместе: «Я его в сожители взяла». Как рассказывала всем Квашня, ее новый муж начал пьянствовать, когда Алешка увидел их дерущимися на кухне и разнес повсюду эту новость. Алешка не считает Квашню умной: «Вот, говорю, баба! Удивительная! Мяса, жиру, кости — десять пудов, а мозгу — золотника нету». Алешка — молодой парень, любит выпить и похулиганить, частый гость в полицейском участке.
Квашня, обиженная умом, неравнодушна к людям. Она вторая за Лукой проявляет внимание к Анне — оставляет ей пельменей на обед. Клещ, муж Анны, работал слесарем. Постоянно оскорблял и бил больную супругу, виня ее во всех неудачах. Денег на похороны не было, и пришлось продать инструменты, с которыми ходил по заявкам. Теперь ему идти вовсе некуда, и со смертью жены пропала всякая надежда подняться со дна.
Нет никаких перспектив выбраться из ночлежки и Барону, чиновнику в прошлой жизни, а сейчас неработающему пройдохе. Он сожительствует с Настей, девицей легкого поведения, и требует у нее денег на выпивку.
Настя потворствует этому и жалуется на жизнь. Девушка зачитывается любовными романами и, представляя себя их героиней, сочиняет истории о себе.
Система образов на уроке
В результате можно выделить три группы образов:
Самого Луку нельзя отнести ни к одной из групп. Здесь он в роли кукловода. У автора к нему отношение тоже менялось, и много раз текст переписывался. Присутствуют и восторженные оценки, и обличительные. Противоречивость образа Луки дает широкий простор для игры актеров и для домашних сочинений-рассуждений.
Делается вывод: со «дна жизни» никому из наших героев не уйти. Попытка некоторых увидеть свободу — это просто иллюзия. Может быть, поэтому они и не горят желанием ее увидеть и принять.
Одна часть хорошо представляет весь ужас своего положения, и с этими Лука даже не пытается заговорить. Другие боятся хотя бы подумать о выходе, даже если бы захотели. Им Лука и дает советы, пытаясь помочь.
Урок по литературе М. Горький. Пьеса «На дне» как социально – философская драма. Система образов.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области
ГБПОУ «Бутурлиновский механико-технологический колледж»
Разработка урока по литературе
М. Горький. Пьеса «На дне» как социально – философская драма.
русского языка и литературы
Тема. М. Горький. Пьеса «На дне» как социально – философская драма.
Тип урока – изучение нового материала.
Вид урока – комбинированный урок.
— понимание авторского замысла, осознание его, определение проблем;
— совершенствование навыка анализа текста; формирование универсальных учебных действий в процессе анализа текста драматургического произведения;
— развитие культуры речи, навыков монологической и диалогической речи;
— развитие логики мышления;
— приобретение умения вести дискуссию, выступать публично;
— привитие чувства доброжелательности, внимания и уважения к собеседнику;
— приобретение нравственных ценностей;
— активизация творческих способностей учащихся.
— создать проблемную ситуацию,
— побудить учащихся к высказыванию собственной точки зрения на различные вопросы.
Форма организации занятия: беседа, чтение пьесы по ролям, элементы театральной игры.
— репродуктивные: словесные, наглядные;
— продуктивные: создание схем, наполнение их результатами наблюдений и собственными суждениями, работа в группах.
Средства обучения : портрет М. Горького, иллюстрации к пьесе “На дне”, книги с текстом пьесы “На дне”, учебники.
На доске : портрет А.М. Горького, тема урока, эпиграф.
Человек – вот правда! Надо уважать человека!
Орг. момент, объяснение целей и задач урока.
Мы продолжаем с вами изучение творчества А. Горького. На предыдущем уроке мы подробно изучили рассказ «Старуха Изергиль». А сегодня наша задача будет заключаться в том, чтобы более детально проанализировать пьесу А. Горького «На дне».
1)Какова была основная тема творчества М. Горького конца XIX – начала XX века?
2)На чём построена сюжетная линия произведения?
3)Дать характеристику героям пьесы?
4)Кто по-настоящему спорит с Лукой: Сатин или сам автор?
5)Пьеса “На дне” является ли новаторским произведением?
6)В чём спасение людей, упавших “на дно” жизни?
7)Какие две проблемы отразились в спорах героев о человеке, жизни, которые подняли проблему гуманизма?
Беседа по содержанию пьесы “На дне”.
В своих произведениях Горький показал, что носителями новой “свободной морали” являются босяки. Написав пьесу “На дне”, писатель выявил разные темы жизненного поведения обитателей ночлежки, а также поставил вопрос о свободе и назначении человека.
Пьеса Горького “На дне” была написана в 1902 году для труппы Московского Художественного общедоступного театра. В самом названии уже заложен огромный смысл. Люди, которые попали на дно, уже никогда не поднимутся к свету, к новой жизни. Тема униженных и оскорбленных не нова в русской литературе.
3. Рассказ об истории написания пьесы «На дне».
В 1900 г., когда артисты Художественного театра ездили в Крым, чтобы показать Чехову его пьесы «Чайка» и «Дядя Ваня», они познакомились с Горьким. Руководитель театра Немирович-Данченко говорил им, что театру предстоит задача не только «пленить своим искусством Чехова, но и заразить желанием Горького написать пьесу».
В следующем году Горький передал Художественному театру свою пьесу «Мещане». Первое представление горьковской пьесы Художественным театром состоялось 26 марта 1902 году, в Петербурге, куда театр выехал на весенние гастроли.
В августе 1902 года Горький передал пьесу Немировичу-Данченко. Начались репетиции, и Горькому часто теперь приходилось бывать в Москве. Артисты и режиссер работали с увлечением, ходили на Хитров рынок, в ночлежки, где жили босяки, и Горький много рассказывал о жизни своих героев помогал правильнее понять их жизнь, привычки.
Как вы думаете, в чём смысл этого названия?
(Горький не сразу пришёл к этому варианту, были и «Без солнца», «Ночлежка», «В ночном доме»).
Люди, которые попали на дно, уже никогда не поднимутся к свету, к новой жизни. Тема униженных и оскорбленных не нова в русской литературе. Но это произведение особенное и считалось в то время новаторским.
В чем же особенность и необычность этого произведения?
( Учащиеся отметят, что это драматическое произведение, не обозначенное автором по жанру, что в нём необычны герои (босяки ).
Хорошо, если они заметят, что герои мало действуют, а много говорят, даже спорят, что споры идут явно на философские, «вечные» вопросы, это для босяков очень неожиданно, но у М.Горького это представлено логично, естественно).
А как вы бы определили жанр этой пьесы? ( Ответ, конечно, должен быть обоснован).
А по характеру она какова?
Слово учителя : всмотритесь внимательно в сборный пункт этих горемык, собранных на тесную площадку подвала-пещеры в первом акте. Или в «пустырь» — «засоренное разным хламом и заросшее бурьяном дворовое место» — в акте третьем. Вы сделаете любопытное открытие: эта площадка, в сущности, разбита на ячейки, на микропространства, норы, в которых раздельно и даже отчужденно живут «бывшие» люди, лишенные дела, прошлого, живут со своей бедой, даже близкой к трагедии. Вот комната за тонкой перегородкой, в которой живет вор Васька Пепел, продающий ворованное хозяину ночлежки Костылеву, бывший любовник его жены Василисы, мечтающий уйти отсюда с Натальей, сестрой хозяйки. Треугольник Пепел — Василиса — Наталья имеет в пьесе самостоятельное значение.
Но при всем драматизме борьбы в рамках его — Василиса подстрекает Пепла на расправу с мужем, лукаво обещает одарить его деньгами — для многих других обитателей ночлежки исход этой борьбы не столь важен.
А вот за занавеской семья.
Своя драма ( несчастно прожитая жизнь, умирание в подвале ) связывает Анну и слесаря Клеща, может быть, винящего себя за жестокость к жене. На кухне, у печки, обосновались Квашня и Настя, у каждой своя драма. Квашня была замужем, и этого ей так хватило, что она не спешит радоваться ухаживаниям полицейского Медведева, человека обеспеченного и живущего всё же не в ночлежке.
В известном смысле скрытую взаимосвязь этих разрозненных человеческих ячеек, единство бедолаг, даже дерущихся, высмеивающих друг друга, можно определить словами Насти: «Ах ты несчастный! Ведь ты… ты мной живешь, как червь — яблоком!»
Итак, ночлежка Костылева – это, прежде всего, символ бездомности, бесприютности, символ ненормальной жизни. В основе пьесы лежит острый социальный конфликт: противоречие между действительным положением человека в обществе и его высоким назначением; противоречие между массами и самодержавными порядками помещичьей России, которые низводят людей до трагической участи бродяг.
Каждая группа представляет своих героев, и все делаем записи в тетрадях, собирая весь материал.
Герои пьесы “На дне” получились обобщенными, собирательными образами, типичными, но и достаточно индивидуальными. Под сводами костылевской ночлежки оказались люди самого различного характера и социального положения.
Пожилой человек (60 лет), странствующий проповедник, который всех утешает, всем обещает избавление от страданий, всем говорит: “Ты надейся!”, “Ты верь!” Лука — личность незаурядная, у него большой жизненный опыт и острый интерес к людям. Ему жаль страдающих людей, вот он и говорит им разные утешающие слова. Вся его философия заключена в изречении: “Во что веришь, то и есть”.
М.Горький заинтересовался богомильским учением (древним религиозно-философским учением), согласно которому Бог, чтобы спасти мир от Сатаны, послал на землю Христа. В пьесе М.Горького учение Христа представляет Лука, имя которого явно восходит к имени апостола Луки. Перед нами человек бывалый, готовый к долгим дорогам, к превратностям судьбы. От внешнего облика странника веет добротой, приветливостью.
Для Луки все люди одинаковы: « А все люди! Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрешь…» Для Луки ценна любая человеческая жизнь: «Человек – каков ни есть – а всегда своей цены стоит…»
Во втором действии Лука еще активнее проповедует определенную философию жизни. Всех утешает. Во всем этом он близок своему евангельскому тезке, его можно назвать достойным учеником Христа. «Вера твоя спасла тебя, иди с миром,»- важнейшая сентенция Христа.
Но есть и другое толкование его имени. По В.И.Далю, «лукавый» значит хитрый, скрытный, противоречивый, двуличный. «Лукавый» – это бес, нечистый дух. В четвертом действии обитатели ночлежки, обсуждая Луку, прямо связывают его с лукавым: «Исчез от полиции… яко дым от лица огня!»
Однако так или иначе, но «добрый старикашка» изменил ночлежников. Лука. М. М. Турханов. 1938 г.
В богомильстве (древнем славянском вероучении) писателя привлек апокриф о Сатане, точнее о Сатанаиле. И именно с Сатанаилом связано имя Сатина. Его звериным рычанием – рычанием своеобразного антихриста – открывается действие пьесы. Согласно богомильскому учению о мире, именно Сатанаил создал видимый материальный мир. Создал он и человеческую плоть, но не мог вдохнуть в человека душу. И тогда верховный Бог сжалился и послал в человека свой божественный дух. Таким образом, материальный мир, человеческая плоть – творение Сатанаила, а душа человека и солнце – творение Бога. Исходя из этого, понятен смысл первоначального названия пьесы «Без солнца». Оно напрямую связано и с песней ночлежников «Солнце всходит и заходит…», и с предполагаемым оптимистическим финалом: «…они пели песни и под солнцем забывали о ненависти друг к другу». Становится ясным и то, почему Сатин в конце второго действия называет ночлежников «мертвецами», ибо в них нет духа: «Мертвецы – не слышат! Мертвецы не чувствуют!»
ИЗВЕСТНО, ЧТО МНОГИЕ МЫСЛИ М.ГОРЬКОГО В ДРАМЕ ВЫСКАЗЫВАЕТ
Сатин. К. С. Станиславский. 1902 г.
С одной стороны, Бубнов – промотавшийся человек, а с другой – он еще и забубенный, бесшабашный босяк, для которого нет в жизни ничего святого. По словам сапожника Алешки, Бубнов «только пьяный и похож на человека». Понятия чести и совести для него значения не имеют.
Кроме того, «бубном» называется человек, проигравший в карты. В данном случае произошел перенос на основе названия карточной масти. Игра в карты – любимое занятие ночлежников, и порой они называют Бубнова просто Бубен. Также слово «бубен» имеет значение «лентяй», «тунеядец». Сам о себе Бубнов заявляет: «Ленив я. Страсть как работать не люблю!»
Этот персонаж в пьесе является вестником зла и олицетворяет низший мир. Авторское отношение к нему явно негативно. М.Горький раскрывает холод и тьму души бесстрастного регистратора реальности. Бубнов был убежден, что человек – существо на земле лишнее. «Ты везде лишняя…да и все люди на земле – лишние»,– говорит он Насте. А если человек никому не нужен и является существом лишним, то он ничем не должен связывать себя и волен жить так, как хочет.
Бубнов. В. В. Лужский. 1902 г.
Пепел. Б. Г. Добронравов. 1938 г.
Наташа – 20 лет, сестра Василисы. Тихая, добрая девушка. Она полна страстных мечтаний о будущем. Наташа хочет уйти из ночлежки, выбраться с этого “дна жизни”, но не может. Наташу любит и зовёт замуж Пепел, но девушка понимает, что ничего хорошего из этого не выйдет. Ведь Васька плохо обошёлся с её сестрой, значит и с ней он может поступить так же. Замуж она так и не вышла, т.к. после побоев сестры попадает в больницу, а оттуда уходит в неизвестном направлении.
Настя – молодая девушка, (24 года), страстно желающая большой, настоящей любви. Правда, её мечты у окружающих вызывают злобную насмешку. Даже её сожитель Барон подшучивает над ней. Настя страдает от своей безысходности и всё хочет уйти на край света. Эта героиня восклицает: «И чего…зачем я живу здесь…с вами? Уйду…пойду куда-нибудь…на край света!»В этом отношении особенно показательно поведение Насти в финале драмы. Услышав известие о смерти Актера, она «медленно, широко раскрыв глаза, идет к столу». На столе стоит единственная лампа, освещающая ночлежку. Настя идет к свету. Она поражена новыми, открывшимися ей чувствами, мыслями, окончательно осознает необходимость иной жизни.
Не случайно своей героине автор дал имя Анастасия, которое в переводе с греческого означает «воскресшая», «возрожденная».
Барон (33 года) – единственный человек, не имеющий иллюзий об освобождении. Но у него есть ниточка: “Всё в прошлом!” Если ничего нет впереди, так хоть что-то есть позади. Барон часто вспоминал о своём происхождении (старая фамилия, дома в Москве и Петербурге, кареты с гербами и т.д.). Но Настя издевается над ним, говорит, что ничего этого не было. “Понял, каково человеку, когда ему не верят?”
По своему прошлому социальному положению назван и Барон, который «нет-нет, да и покажет из себя барина». Самый безвольный из ночлежников, он всю жизнь занимался переодеванием. Он даже не помнит, как оказался среди босяков. Все ночлежники отзываются о Бароне отрицательно. Но он единственный знает генеалогию своего рода. Лука называет его «испорченным бароном», а Настя – «ничтожеством». За полбутылки водки, предложенной Пеплом, Барон готов встать на четвереньки и лаять собакой. Вместе с тем нельзя не заметить, что именно Барону пришла в голову мысль о бесцельно промотанной жизни. Именно он задается вопросом: «А…ведь зачем – нибудь я родился…а?» Хочется и ему, пусть на мгновение, узнать свое предназначение.
Барон. Актер В. И. Качалов. 1902 г.
Настя. О. Л. Книппер. 1902 г.
Андрей Митрич (40 лет) – слесарь, мечтает о честном труде. Он больше всех надеется вырваться из этой ямы (“Вылезу… кожу сдеру, а вылезу!”), что это не конец, а временное падение. Клещ думает, что после смерти жены, его жизнь станет легче. Её смерти он ждёт, как освобождения!
Он всего лишь полгода прожил в ночлежке и еще не свыкся со своим положением, надеется выбраться отсюда и откровенно презирает своих товарищей по несчастью: «Какие они люди? Рвань, золотая рота… Ты думаешь я не вырвусь отсюда? Вот погоди…умрет жена». Эгоистичный, озлобленный Клещ с нетерпением ожидает смерти жены, которую, по словам Квашни, «заездил до полусмерти». Он лишен к умирающей спутнице жизни малейшего сочувствия. А она, несмотря на муки, мечтает еще пожить: «Ну … еще немножко … пожить бы … немножко! Коли там муки не будет … здесь можно потерпеть … можно!» Об этом, обращаясь к Клещу, говорит Костылев: «Эх, Андрюшка, злой ты человек! Жена твоя зачахла от твоего злодейства…никто тебя не любит, не уважает». Отсюда и фамилия персонажа: клещ – насекомое, впивающееся в кожу, кровосос.
Анна (30 лет) – его жена, тяжело больна, при смерти. Считает себя самой несчастной женщиной. Она раздавлена жизнью, полна страдания и никому не нужная.
Персонаж драмы М.Горького – это бывший актер, но он служитель Мельпомены. Он пришел в ночлежку из какого-то особого, иного мира и в определенном смысле стоит выше других босяков. Он одарен и, несомненно, самый образованный, культурный среди всех ночлежников, включая и Сатина. К тому же он добр, отзывчив, обладает хорошим вкусом. Этот образ высоко оценил А.П. Чехов. Актер в исполнении Н. Г. Александрова. 1924 г.
Квашня дает действию первый эмоциональный толчок, вызывает в подвале эмоциональное брожение. Ее имя образовано от глагола «квасить», что значит подвергать брожению. Квашня добра, отзывчива, не лишена чувства сострадания. Но самое главное, она практична. Именно она становится новой хозяйкой ночлежки. Но слово «квашня» имеет еще одно значение: забродившее тесто, опара. Забродившее тесто быстро всходит, его не удержишь: «Квашни крышкой не удержать» (В.Даль).Оказавшись в ночлежке, Квашня почувствовала себя не «на дне», а на «вершине». Она быстро приспосабливается к обстоятельствам, «растет» С вершины своего нового положения Квашня начинает уже тиранить окружающих: «Ты гляди у меня…слякоть! Не балуй…»
Костылёв и Василиса
Вызывает отвращение фигура содержателя ночлежки Костылёва (54г.), одного из «хозяев жизни», который готов даже из своих несчастных и обездоленных постояльцев выжать последнюю копейку. Содержатель ночлежки Костылев – существо никчемное. Это явный ханжа, не столько утешает, сколько духовно усыпляет своих постояльцев, говоря, что «на том свете…всякое деяние наше усчитывают».
Все обитатели подвала относятся к Костылеву с нескрываемой, откровенной брезгливостью. Стоит хозяину появиться в ночлежке, как вокруг него создается своеобразная пустота, некий моральный вакуум.Костылев как бы представляет иной, низший мир. Его религиозность есть прикрытие пустой, холодной души, поэтому так нелеп и жалок его конец.
Для М.Горького ханжество более сильный грех, чем грубость.
Столь же отвратительна и его жена Василиса (26л.) своей безнравственностью, в ней “нет души”, она “жадная до денег”.
Пьеса «На дне». Постановка МХТа.
12. Составление таблицы. Соотношение конфликта и персонажей.
хозяева ночлежки и ночлежники (конфликт статичный, ничего в отношениях героев не меняется), но этот конфликт дополняется личными социальными конфликтами героев (у каждого свой конфликт, приведший героя в ночлежку, в безысходное состояние). Эти конфликты за сценой, о них мы узнаем из их воспоминаний персонажей.
2 . Любовный конфликт создал двойной треугольник:
Пепел, Василиса и Костылев; Пепел, Василиса и Наташа. Но эти отношения не затрагивают остальных героев, они лишь зрители.
Философские споры о правде, человеке и его достоинстве.
Спорят прежде всего Лука, Сатин, Бубнов, Клещ, Васька Пепел и Барон.
2. «И чего…зачем я живу здесь…с вами? Уйду…пойду куда-нибудь…на край света!»
4. «А…ведь зачем – нибудь я родился…а?»
6. «Не обижай человека. А если меня однажды обидели и – на всю жизнь сразу! Как быть? Простить? Ничего. Никому»
7. «Ты гляди у меня…слякоть! Не балуй…»
8. «Ну…еще немножко…пожить бы…немножко! Коли там муки не будет…здесь можно потерпеть…можно!»
9. « А все люди! Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрешь…»
10. «Вот и я…когда-нибудь так же…в подвале…забитая…»
11. «на том свете…всякое деяние наше усчитывают»
12. «Какие они люди? Рвань, золотая рота… Ты думаешь я не вырвусь отсюда? Вот погоди…умрет жена»
VI . Обобщение изученного материала.
Какова основная мысль драмы Горького?
Почему человек теряет имя?
Кто герои пьесы? Каковы их судьбы?
Каков конфликт пьесы?
1.Вопрос. О чем пьеса?
— О жизни босяков. «Все слиняло, один человек остался». – О мире, где нет Бога.
— Что такое правда и что такое человек. «Человек это звучит гордо!» Чем меньше человек связан с миром вещей, тем он больше человек. «Человек цены стоит». Для чего живут. – Для лучшего человека.
3.Вопрос. Почему человек теряет имя?
Очутился на дне жизни, умер, потерял профессию.
4.Вопрос. Кто герои пьесы? Каковы их судьбы?
Сатин – пьяный шулер, утверждающий, что людям нужна Правда
Клещ – «выберусь, когда жена умрет»- «Везде люди».
Актер – Сверчков –Заволжский – потерял имя. Мотив смерти.
5 Вопрос. Каков конфликт пьесы?
Конфликт философский. Спор о правде и человеке. Праведная земля не на карте, а в тебе.
Возможно, вы в своем возрасте еще не решили, каких жизненных принципов вы будете придерживаться в дальнейшей жизни, но я почему-то уверена в том, что вы сделаете верный выбор. Спасибо за работу.
VII. Домашнее задание
– Подготовить фактический материал к классному сочинению по теме «Правда в пьесе М. Горького «На дне»».
1. Текст пьесы М. Горького «На дне».
2. Методические рекомендации для учителя под редакцией В.В.Агеносова. М. «Дрофа». 2014 г.
3.Н.В. Егорова. Поурочные разработки по русской литературе ХХ века. М. «ВАКО» 1 ч. 2005 г. 2 ч. 2016 г.