система образов на дне горький

Система образов в пьесе На дне Горького

Произведение Горького отличается большим количеством персонажей, но среди них нет главных.

Костылев — скупой и злой старик, который наживается на своих постояльцах. Для него превыше всего – деньги. Его жена Василиса, 26-летняя девица, ненавидящая своего мужа, вынашивающая план его убийства, присмотрела для роли палача постояльца ночлежки, вора Ваську Пепла. А пока он прекрасно справляется с ролью ее любовника.

У Василисы есть сестра Наталья, 20-летняя мечтательная девушка. Она искренне верит в свое светлое будущее, и только эта уверенность придает ей силы выносить издевательства сестры и ее мужа, которые постоянно ее избивают.

В середине пьесы появляется странник Лука, старик лет шестидесяти. У него стойкое убеждение, что надо жалеть людей, и каждому жильцу он находит утешительное слово, согревающее душу и дающее надежду. Именно Лука дает совет Ваське Пеплу бежать с Натальей в благословенные земли Сибири, где тот сможет построить новую жизнь и никто не спросит его о прошлом.

Рабочий человек Клещ Андрей – слесарь, незлобный, в общем, мужичок, работяга, но и он мечтает о смерти своей больной жены Анны. Его совсем не трогает то, что в причине ее болезни есть и его вина. Всю жизнь Анна терпела его издевательства и побои.

Скорняк Бубнов полностью раздавлен неудачами, разочарован и тихо спивается падая все ниже. Барон, бывший чиновник, еще молод и вполне мог бы изменить свою жизнь к лучшему, но считает, что все в прошлом и ничего нельзя изменить.

Вскользь упоминаются в произведении грузчики Татарин и Кривой Зоб, которые недовольные нечестной игрой в карты постояльцев ночлежки. Живет в ночлежке и бывший Актер, человек без имени, помнивший только свой псевдоним.

Настя – девица легкого поведения, твердящая всем вокруг о светлой искренней любви и верящая в свои рассказы, вызывает чувство сострадания. Вероятно, ее вера в эту любовь и придает ей силы жить дальше.

Свои мысли читателю автор передает устами Сатина. Сатин высказывает философские идеи о том, что человек в любой ситуации остается человеком. Человек – это звучит гордо!

Ночлежка олицетворяет собой дно жизни, в ней появляются даже не люди, а бывшие люди. Всех героев объединяют мечты, но у них полностью отсутствует воля, они не в состоянии изменить себя, свою жизнь, поэтому тихо прозябают на дне.

2 вариант

В 1902 году Максим Горький написал свою знаменитую пьесу «На дне». Драматическое произведение стало популярно во всем мире. Основная линия сюжета разворачивается в ночлежке для нищих. Горький поместил на страницы книги большое количество персонажей. Каждый образ имеет свои отличительные черты. Автор очень ответственно подходит к описанию всех героев пьесы.

Выстраивая систему образов, Горький поставил на вершину пирамиды Луку. Этот персонаж, странник, случайно оказывается в ночлежке. Герой, своими действиями, позволяет выстроить сюжетную линию всего произведения. Странник пытается изменить жизнь обитателей ночлежки в лучшую сторону, дает им надежду.

Основной блок персонажей состоит из мечтательных людей. Но по факту это бессмысленные грезы о том, что никогда не произойдет. К мечтателям можно отнести Актера, который потерял не только работу в театре, но и собственное имя. Еще одна жительница ночлежки – Настя, девушка, которая мечтает о большой, сказочной любви. Но «непристойная» профессия не дает ей возможность обрести собственное счастье. В ряды мечтателей можно отнести вора Ваську Пепла, несмотря на свою отрицательную репутацию, герой хочет начать новую жизнь, бросить пагубные привычки и уехать со своей любимой в Сибирь. Клещ, человек который думает, что после болезни жены его жизнь изменится в лучшую сторону, но благополучие обходит стороной и этого человека. Всех действующих героев этого блока объединяет мечта выбраться из жизни «на дне». Но никаких поступков, для достижения целей, эти персонажи так и не предпринимают, оставаясь в ночлежке до конца своей жизни.

Еще один круг образов – это второстепенные персонажи. Автор упоминает в произведении молодого человека – Алексея, это двадцатилетний сапожник, который в свои годы уже оказался на «дне». В эпизодах появляется жена Клеща, которую муж постоянно бил. Горький описывает жизнь бывшего чиновника, который брал взятки и отсидел в тюрьме. Круг второстепенных обывателей ночлежки дополняет Квашня, торговка пельменями, пьяница Бубнов, Кривой Зоб и Татарин, которые постоянно играют в карты. Эти герои тоже имеют свои мечты, однако их образы не детальные, а характеристики не имеют тщательной отработки.

Помимо мечтателей, в произведении есть два персонажа, которые считают себя «верхушкой» социальной пирамиды. Это владельцы ночлежки – Костылев и его жена Василиса. При этом, автор раскрывает жестокий нрав и злость этих людей, показывая читателю, что они и сами являются такими же обитателями ночлежки, как Актер, Клещ, Бубнов и Алексей.

Также читают:

Картинка к сочинению Система образов в пьесе На дне

Популярные сегодня темы

«Красный смех» был создан на основе газетных репортажей, отражающих аспекты военных действий между Россией и Японией. Это своеобразный образ, возникающий в сознании главного героя – причем, образ иррациональный, пугающий

Михаил Александрович Шолохов родился в 1905 году. За свою жизнь советский писатель несколько раз становился Героем Социалистического труда и получал Нобелевскую премию. Шолохов стал свидетелем

Всегда нужно любить и ценить родной край, в котором вы живете. Никогда и не при каких обстоятельствах нельзя забывать его. Ваш родной край – это то место, где вы были рождены, провели свое детство и встретили юность

Рассказ «О любви» обладает, по-моему, интересной композицией – достаточно сложной. Получается, что состоит это произведение из нескольких рассказов, главный из которых – об Анне и Дмитрии.

Произведение братьев Стругацких рассказывает о далеком времени, когда человечество достигло высокой стадии развития и получило возможность путешествовать по другим планетам. Теперь люди проводят нечто наподобие

Источник

Система образов в пьесе На дне Горького

Произведение Горького отличается большим количеством персонажей, но среди них нет главных.

Костылев — скупой и злой старик, который наживается на своих постояльцах. Для него превыше всего – деньги. Его жена Василиса, 26-летняя девица, ненавидящая своего мужа, вынашивающая план его убийства, присмотрела для роли палача постояльца ночлежки, вора Ваську Пепла. А пока он прекрасно справляется с ролью ее любовника.

У Василисы есть сестра Наталья, 20-летняя мечтательная девушка. Она искренне верит в свое светлое будущее, и только эта уверенность придает ей силы выносить издевательства сестры и ее мужа, которые постоянно ее избивают.

В середине пьесы появляется странник Лука, старик лет шестидесяти. У него стойкое убеждение, что надо жалеть людей, и каждому жильцу он находит утешительное слово, согревающее душу и дающее надежду. Именно Лука дает совет Ваське Пеплу бежать с Натальей в благословенные земли Сибири, где тот сможет построить новую жизнь и никто не спросит его о прошлом.

Рабочий человек Клещ Андрей – слесарь, незлобный, в общем, мужичок, работяга, но и он мечтает о смерти своей больной жены Анны. Его совсем не трогает то, что в причине ее болезни есть и его вина. Всю жизнь Анна терпела его издевательства и побои.

Скорняк Бубнов полностью раздавлен неудачами, разочарован и тихо спивается падая все ниже. Барон, бывший чиновник, еще молод и вполне мог бы изменить свою жизнь к лучшему, но считает, что все в прошлом и ничего нельзя изменить.

Вскользь упоминаются в произведении грузчики Татарин и Кривой Зоб, которые недовольные нечестной игрой в карты постояльцев ночлежки. Живет в ночлежке и бывший Актер, человек без имени, помнивший только свой псевдоним.

Настя – девица легкого поведения, твердящая всем вокруг о светлой искренней любви и верящая в свои рассказы, вызывает чувство сострадания. Вероятно, ее вера в эту любовь и придает ей силы жить дальше.

Свои мысли читателю автор передает устами Сатина. Сатин высказывает философские идеи о том, что человек в любой ситуации остается человеком. Человек – это звучит гордо!

Ночлежка олицетворяет собой дно жизни, в ней появляются даже не люди, а бывшие люди. Всех героев объединяют мечты, но у них полностью отсутствует воля, они не в состоянии изменить себя, свою жизнь, поэтому тихо прозябают на дне.

2 вариант

В 1902 году Максим Горький написал свою знаменитую пьесу «На дне». Драматическое произведение стало популярно во всем мире. Основная линия сюжета разворачивается в ночлежке для нищих. Горький поместил на страницы книги большое количество персонажей. Каждый образ имеет свои отличительные черты. Автор очень ответственно подходит к описанию всех героев пьесы.

Выстраивая систему образов, Горький поставил на вершину пирамиды Луку. Этот персонаж, странник, случайно оказывается в ночлежке. Герой, своими действиями, позволяет выстроить сюжетную линию всего произведения. Странник пытается изменить жизнь обитателей ночлежки в лучшую сторону, дает им надежду.

Основной блок персонажей состоит из мечтательных людей. Но по факту это бессмысленные грезы о том, что никогда не произойдет. К мечтателям можно отнести Актера, который потерял не только работу в театре, но и собственное имя. Еще одна жительница ночлежки – Настя, девушка, которая мечтает о большой, сказочной любви. Но «непристойная» профессия не дает ей возможность обрести собственное счастье. В ряды мечтателей можно отнести вора Ваську Пепла, несмотря на свою отрицательную репутацию, герой хочет начать новую жизнь, бросить пагубные привычки и уехать со своей любимой в Сибирь. Клещ, человек который думает, что после болезни жены его жизнь изменится в лучшую сторону, но благополучие обходит стороной и этого человека. Всех действующих героев этого блока объединяет мечта выбраться из жизни «на дне». Но никаких поступков, для достижения целей, эти персонажи так и не предпринимают, оставаясь в ночлежке до конца своей жизни.

Еще один круг образов – это второстепенные персонажи. Автор упоминает в произведении молодого человека – Алексея, это двадцатилетний сапожник, который в свои годы уже оказался на «дне». В эпизодах появляется жена Клеща, которую муж постоянно бил. Горький описывает жизнь бывшего чиновника, который брал взятки и отсидел в тюрьме. Круг второстепенных обывателей ночлежки дополняет Квашня, торговка пельменями, пьяница Бубнов, Кривой Зоб и Татарин, которые постоянно играют в карты. Эти герои тоже имеют свои мечты, однако их образы не детальные, а характеристики не имеют тщательной отработки.

Помимо мечтателей, в произведении есть два персонажа, которые считают себя «верхушкой» социальной пирамиды. Это владельцы ночлежки – Костылев и его жена Василиса. При этом, автор раскрывает жестокий нрав и злость этих людей, показывая читателю, что они и сами являются такими же обитателями ночлежки, как Актер, Клещ, Бубнов и Алексей.

Источник

система образов на дне горький. Смотреть фото система образов на дне горький. Смотреть картинку система образов на дне горький. Картинка про система образов на дне горький. Фото система образов на дне горький

Хозяева ночлежки

В XIX веке в России стали организовываться ночлежные дома, которые представляли собой что-то наподобие гостиницы с дешевыми койками или нарами в общих спальнях. В Москве такие места хорошо описал В. А. Гиляровский. Это были подвальные и полуподвальные помещения, где не было никаких человеческих условий. Они в большинстве своем были перенаселены, и поэтому многим нуждающимся в ночлеге, которых Горький позже описал в очерке «Бывшие люди», приходилось спать на грязном полу.

Быт одной из частных ночлежек представлен в пьесе Горького «На дне»:

Хозяева ночлежки — старик Костылев 54 лет и его молодая жена Василиса. Супруги наживаются на нищете постояльцев, забирая у них последние гроши. Костылев считает себя набожным человеком, часто напевает что-то божественное, на самом деле жадный и алчный, и его никто не любит, кроме черта, как выразился однажды Сатин, один из главных героев пьесы. В этой трущобе старик чувствует себя богом, так как любого здешнего обитателя может в любой момент выгнать на улицу.

система образов на дне горький. Смотреть фото система образов на дне горький. Смотреть картинку система образов на дне горький. Картинка про система образов на дне горький. Фото система образов на дне горький

Все же неплохой человек, Василий не может пойти на такое. Однако все происходит по ее замыслу. Из ревности опрокинув на сестру кипящий самовар, Василиса создала ситуацию, в результате которой Пепел, не рассчитав удара, убивает хозяина ночлежки и попадает под следствие.

Она, конечно, откупится, а Ваське каторги не миновать — так анализируют это событие другие постояльцы.

Главные герои — Лука и Сатин

Главными героями произведения являются Лука и Сатин, так как они олицетворяют собой две жизненные позиции, два разных мировоззрения. Лука, неизвестно откуда появившийся в костылевском обиталище, вызывает у зрителя самые светлые чувства. Он добрый, всех успокаивает и во всех вселяет надежду на будущую лучшую жизнь:

система образов на дне горький. Смотреть фото система образов на дне горький. Смотреть картинку система образов на дне горький. Картинка про система образов на дне горький. Фото система образов на дне горький

Старик не агрессивен в своих убеждениях. Он спокоен и добр со всеми, и его появление многое меняет в жизненном укладе ночлежников, которые уже давно отвыкли от сочувствия и жалости. Сначала они не принимают слова странника всерьез, затем речи его начинают раздражать, некоторые даже ругают его и просят перестать врать. Однако в конце действия многие встают на его защиту, даже вначале осуждающий Луку Сатин.

Образ Луки можно оценивать по-разному. Принято считать, что жалость унижает человека. Да, в некоторых ситуациях действительно лучше открыть человеку правду и подсказать правильное решение. Но неизлечимо больной Анне, которая не нужна даже собственному мужу, перед страхом приближающейся смерти утешение необходимо. А совет Пеплу уйти из этих трущоб был самый полезный: тогда бы не произошло этого страшного убийства, и влюбленные могли бы быть вместе.

Исчез странный старичок так же незаметно, как и пришел, заставив всех задуматься о своей жизни.

система образов на дне горький. Смотреть фото система образов на дне горький. Смотреть картинку система образов на дне горький. Картинка про система образов на дне горький. Фото система образов на дне горький

Сатин тоже любит людей и сочувствует им, но считает, что одним сочувствием не облегчить земных страданий. И хотя зтот персонаж тоже не знает выхода из подвальной жизни, именно Сатин произносит знаменитый монолог о человеке: «Все в человеке. Все для человека».Он считает, что труд должен облагораживать человека: «Когда труд — удовольствие, жизнь хороша».

Но эти слова контрастируют с его настоящей жизнью. До тюрьмы он работал телеграфистом, много читал, выступал на сцене с танцами, но, выйдя на свободу, оказался никому не нужным и попал в это пристанище.

Сейчас Сатин играет в карты, чем и зарабатывает на жизнь. Он шулер и не стыдится этого: ведь жулик должен быть умнее, чтобы обыграть других.

Характеристика других персонажей

По участию в действиях Ваську Пепла можно отнести к главным героям. Этот молодой человек с позитивным взглядом на жизнь — потомственный вор. Добрый и мягкий по натуре, он не хочет заниматься преступными делами, но его слабохарактерность не дает порвать с воровским миром. По слабости характера он стал и любовником Василисы, которая провоцирует его на кражи, забирая основную часть прибыли.

система образов на дне горький. Смотреть фото система образов на дне горький. Смотреть картинку система образов на дне горький. Картинка про система образов на дне горький. Фото система образов на дне горький

После трагических событий в ночлежке они стали жить вместе: «Я его в сожители взяла». Как рассказывала всем Квашня, ее новый муж начал пьянствовать, когда Алешка увидел их дерущимися на кухне и разнес повсюду эту новость. Алешка не считает Квашню умной: «Вот, говорю, баба! Удивительная! Мяса, жиру, кости — десять пудов, а мозгу — золотника нету». Алешка — молодой парень, любит выпить и похулиганить, частый гость в полицейском участке.

Квашня, обиженная умом, неравнодушна к людям. Она вторая за Лукой проявляет внимание к Анне — оставляет ей пельменей на обед. Клещ, муж Анны, работал слесарем. Постоянно оскорблял и бил больную супругу, виня ее во всех неудачах. Денег на похороны не было, и пришлось продать инструменты, с которыми ходил по заявкам. Теперь ему идти вовсе некуда, и со смертью жены пропала всякая надежда подняться со дна.

Нет никаких перспектив выбраться из ночлежки и Барону, чиновнику в прошлой жизни, а сейчас неработающему пройдохе. Он сожительствует с Настей, девицей легкого поведения, и требует у нее денег на выпивку.

Настя потворствует этому и жалуется на жизнь. Девушка зачитывается любовными романами и, представляя себя их героиней, сочиняет истории о себе.

Система образов на уроке

система образов на дне горький. Смотреть фото система образов на дне горький. Смотреть картинку система образов на дне горький. Картинка про система образов на дне горький. Фото система образов на дне горький

В результате можно выделить три группы образов:

система образов на дне горький. Смотреть фото система образов на дне горький. Смотреть картинку система образов на дне горький. Картинка про система образов на дне горький. Фото система образов на дне горький

Самого Луку нельзя отнести ни к одной из групп. Здесь он в роли кукловода. У автора к нему отношение тоже менялось, и много раз текст переписывался. Присутствуют и восторженные оценки, и обличительные. Противоречивость образа Луки дает широкий простор для игры актеров и для домашних сочинений-рассуждений.

Делается вывод: со «дна жизни» никому из наших героев не уйти. Попытка некоторых увидеть свободу — это просто иллюзия. Может быть, поэтому они и не горят желанием ее увидеть и принять.

Одна часть хорошо представляет весь ужас своего положения, и с этими Лука даже не пытается заговорить. Другие боятся хотя бы подумать о выходе, даже если бы захотели. Им Лука и дает советы, пытаясь помочь.

Источник

система образов на дне горький. Смотреть фото система образов на дне горький. Смотреть картинку система образов на дне горький. Картинка про система образов на дне горький. Фото система образов на дне горький

Система образов «На дне» сочинение

Система образов играет большую роль в целостном анализе и понимании как лирической, так и прозаической части произведения Горького «На дне». Говорить о ней можно после детального изучения главных и второстепенных персонажей. Важная часть системы — биография героев.

Пьеса не богата детальным повествованием о биографии персонажей, однако, благодаря особым деталям и моментам произведения выстраивается образ каждого из жителей ночлежки. Все они — это абсолютно разные личности, объединённые жестокостью обстоятельств в подвале.

система образов на дне горький. Смотреть фото система образов на дне горький. Смотреть картинку система образов на дне горький. Картинка про система образов на дне горький. Фото система образов на дне горький

Образы персонажей ночлежки в пьесе На дне

Константин Сатин

Послетюремная жизнь сделала из него отшельника, пьяницу и опытного карточного мошенника. Сатин не в силах изменить свою жизнь в другое русло, но в нём таятся философские начинания. Герой мечтает изобрести личную философию и представить её свету. Он считает, что каждый человек имеет право на творчество, ведь оно запрятано в душе у всех.

Система образов Горького На дне успешно начинается выстраиваться после разбора ещё одного ключевого персонажа — Луки. Это таинственный пожилой странник, по неизвестным причинам временно поселившийся в ночлежке. Его главная цель и миссия — успокаивать людей, давать им надежду. Однако, не всегда утешить человека можно правдой. Именно по этой причине Лука зачастую прибегает ко лжи, ко лжи во благо, как он считает. Например, когда Анна умирала и осознавала, что её воспоминания пусты и не наполнены хорошими моментами, Лука пообещал ей лучшую жизнь на том свете.

Странник мечтает помочь каждому нуждающемуся. Он верит, что в сердце любого человека живёт добро, сострадание и искренность.

Настя

Девушка 24 лет, занимающаяся «непристойной работой» для собственного содержания. По всей видимости, между ней и Бароном есть любовная связь, но «дворянин» абсолютно не уважает героиню. Он оскорбляет её за способ заработка, но продолжает общаться ради денег, которые Настя ему даёт.

Девушка — мечтательная и романтичная особа, живущая выдумками о великой любви. Она восхищается любовными романами, поэтому постоянно проводит свободное время за ними. Настя даже сочиняет свою собственную трагическую историю любви, но ей никто не верит, ведь она «девушка лёгкого поведения». Утешает героиню лишь Лука, которые выражает доверие к её фантазиям.

Алёшка

Алёшка — ещё одна часть системы образов Горького На дне. Это 20-летний пьяница сапожник. В его мечтах никогда не было желания подняться вверх по социальной лестнице, ведь он — счастливый человек, довольный своим нынешним положением. Он ничего не хочет, ему ничего не нужно, но всё-таки Алёшка — очень хороший мастер и вежливый человек.

Таким образом, даже некоторые персонажи дают представление о системе образов пьесы Горького На дне. Все жители ночлежки — заложники обстоятельств, со своими особенным мечтами и взглядами на жизнь. Однако, выбраться с социального дна для них довольно сложно. Лучше всего анализировать На дне систему образов в таблице.

Источник

А. М. Горький «На дне» Замысел. Система образов. Конфликт. — презентация

система образов на дне горький. Смотреть фото система образов на дне горький. Смотреть картинку система образов на дне горький. Картинка про система образов на дне горький. Фото система образов на дне горький система образов на дне горький. Смотреть фото система образов на дне горький. Смотреть картинку система образов на дне горький. Картинка про система образов на дне горький. Фото система образов на дне горький система образов на дне горький. Смотреть фото система образов на дне горький. Смотреть картинку система образов на дне горький. Картинка про система образов на дне горький. Фото система образов на дне горький

Произведение Горького отличается большим количеством персонажей, но среди них нет главных.

Костылев — скупой и злой старик, который наживается на своих постояльцах. Для него превыше всего – деньги. Его жена Василиса, 26-летняя девица, ненавидящая своего мужа, вынашивающая план его убийства, присмотрела для роли палача постояльца ночлежки, вора Ваську Пепла. А пока он прекрасно справляется с ролью ее любовника.

У Василисы есть сестра Наталья, 20-летняя мечтательная девушка. Она искренне верит в свое светлое будущее, и только эта уверенность придает ей силы выносить издевательства сестры и ее мужа, которые постоянно ее избивают.

В середине пьесы появляется странник Лука, старик лет шестидесяти. У него стойкое убеждение, что надо жалеть людей, и каждому жильцу он находит утешительное слово, согревающее душу и дающее надежду. Именно Лука дает совет Ваське Пеплу бежать с Натальей в благословенные земли Сибири, где тот сможет построить новую жизнь и никто не спросит его о прошлом.

Рабочий человек Клещ Андрей – слесарь, незлобный, в общем, мужичок, работяга, но и он мечтает о смерти своей больной жены Анны. Его совсем не трогает то, что в причине ее болезни есть и его вина. Всю жизнь Анна терпела его издевательства и побои.

Скорняк Бубнов полностью раздавлен неудачами, разочарован и тихо спивается падая все ниже. Барон, бывший чиновник, еще молод и вполне мог бы изменить свою жизнь к лучшему, но считает, что все в прошлом и ничего нельзя изменить.

Вскользь упоминаются в произведении грузчики Татарин и Кривой Зоб, которые недовольные нечестной игрой в карты постояльцев ночлежки. Живет в ночлежке и бывший Актер, человек без имени, помнивший только свой псевдоним.

Настя – девица легкого поведения, твердящая всем вокруг о светлой искренней любви и верящая в свои рассказы, вызывает чувство сострадания. Вероятно, ее вера в эту любовь и придает ей силы жить дальше.

Свои мысли читателю автор передает устами Сатина. Сатин высказывает философские идеи о том, что человек в любой ситуации остается человеком. Человек – это звучит гордо!

Ночлежка олицетворяет собой дно жизни, в ней появляются даже не люди, а бывшие люди. Всех героев объединяют мечты, но у них полностью отсутствует воля, они не в состоянии изменить себя, свою жизнь, поэтому тихо прозябают на дне.

Хозяева ночлежки

В XIX веке в России стали организовываться ночлежные дома, которые представляли собой что-то наподобие гостиницы с дешевыми койками или нарами в общих спальнях. В Москве такие места хорошо описал В. А. Гиляровский. Это были подвальные и полуподвальные помещения, где не было никаких человеческих условий. Они в большинстве своем были перенаселены, и поэтому многим нуждающимся в ночлеге приходилось спать на грязном полу.

Быт одной из частных ночлежек представлен в пьесе Горького «На дне»:

Хозяева ночлежки — старик Костылев 54 лет и его молодая жена Василиса. Супруги наживаются на нищете постояльцев, забирая у них последние гроши. Костылев считает себя набожным человеком, часто напевает что-то божественное, на самом деле жадный и алчный, и его никто не любит, кроме черта, как выразился однажды Сатин, один из главных героев пьесы. В этой трущобе старик чувствует себя богом, так как любого здешнего обитателя может в любой момент выгнать на улицу.

система образов на дне горький. Смотреть фото система образов на дне горький. Смотреть картинку система образов на дне горький. Картинка про система образов на дне горький. Фото система образов на дне горький

Все же неплохой человек, Василий не может пойти на такое. Однако все происходит по ее замыслу. Из ревности опрокинув на сестру кипящий самовар, Василиса создала ситуацию, в результате которой Пепел, не рассчитав удара, убивает хозяина ночлежки и попадает под следствие.

Она, конечно, откупится, а Ваське каторги не миновать — так анализируют это событие другие постояльцы.

Главные герои — Лука и Сатин

Главными героями произведения являются Лука и Сатин, так как они олицетворяют собой две жизненные позиции, два разных мировоззрения. Лука, неизвестно откуда появившийся в костылевском обиталище, вызывает у зрителя самые светлые чувства. Он добрый, всех успокаивает и во всех вселяет надежду на будущую лучшую жизнь:

система образов на дне горький. Смотреть фото система образов на дне горький. Смотреть картинку система образов на дне горький. Картинка про система образов на дне горький. Фото система образов на дне горький

Старик не агрессивен в своих убеждениях. Он спокоен и добр со всеми, и его появление многое меняет в жизненном укладе ночлежников, которые уже давно отвыкли от сочувствия и жалости. Сначала они не принимают слова странника всерьез, затем речи его начинают раздражать, некоторые даже ругают его и просят перестать врать. Однако в конце действия многие встают на его защиту, даже вначале осуждающий Луку Сатин.

Образ Луки можно оценивать по-разному. Принято считать, что жалость унижает человека. Да, в некоторых ситуациях действительно лучше открыть человеку правду и подсказать правильное решение. Но неизлечимо больной Анне, которая не нужна даже собственному мужу, перед страхом приближающейся смерти утешение необходимо. А совет Пеплу уйти из этих трущоб был самый полезный: тогда бы не произошло этого страшного убийства, и влюбленные могли бы быть вместе.

Исчез странный старичок так же незаметно, как и пришел, заставив всех задуматься о своей жизни.

система образов на дне горький. Смотреть фото система образов на дне горький. Смотреть картинку система образов на дне горький. Картинка про система образов на дне горький. Фото система образов на дне горький

Сатин тоже любит людей и сочувствует им, но считает, что одним сочувствием не облегчить земных страданий. И хотя зтот персонаж тоже не знает выхода из подвальной жизни, именно Сатин произносит знаменитый монолог о человеке: «Все в человеке. Все для человека».Он считает, что труд должен облагораживать человека: «Когда труд — удовольствие, жизнь хороша».

Но эти слова контрастируют с его настоящей жизнью. До тюрьмы он работал телеграфистом, много читал, выступал на сцене с танцами, но, выйдя на свободу, оказался никому не нужным и попал в это пристанище.

Сейчас Сатин играет в карты, чем и зарабатывает на жизнь. Он шулер и не стыдится этого: ведь жулик должен быть умнее, чтобы обыграть других.

Система образов «На дне»

Система образов. В пьесе нет подробного изложения биогра­фий героев, но по отдельным деталям можно восстановить образ каждого из обитателей подвала. Все они достойны лучшей жизни, однако жестокие обстоятельства заставили их влачить жалкое су­ществование в ночлежке.

Обитатели ночлежного дома очень разные люди. Клещ когда-то работал слесарем, теперь живет мечтами о честном труде. Всю злость и безысходность он вымещает на своей жене Анне, загоняя ее в гроб. Сатин вспоминает, как он служил на телеграфе. Бубнов был скорняком, а после разрыва с женой потерял все. Актер тоскует о своем театральном прошлом, когда он выступал под именем Сверчкова-Заволжского, о тех аплодисментах, которые звучали в его адрес. Барон в прошлом имел достойную благополучную жизнь, но промотал все свое состояние. Настя, живущая в мире своих фан­тазий о страстной любви некого Рауля, надеется, что такая любовь изменит ее жизнь. Вор Васька Пепел всей душой тянется к пра­вильной жизни, надеясь обрести ее в любви к Наташе.

Самым светлым образом в пьесе, носителем добра является Лу­ка. Он несет успокоение: Актеру говорит, что от пьянства можно излечиться; Анне — что за ее мучения в этой жизни после смерти ее ожидает рай; Ваське Пеплу он советует уйти из ночлежки и уе­хать в Сибирь, взяв с собой Наташу. Лука всегда добр, снисходите­лен к слабостям и грехам других. Он не навязывает своих взглядов окружающим. С его появлением многое меняется в ночлежке. Оби­татели ночлежки не привыкли к сочувствию и жалости. Вначале они относятся к страннику с враждебностью, считая его слова ло­жью. В конце действия даже первый противник Луки Сатин вы­ступает в его защиту.

Система образов «На дне»

На этой странице искали :

Сохрани к себе на стену!

система образов на дне горький. Смотреть фото система образов на дне горький. Смотреть картинку система образов на дне горький. Картинка про система образов на дне горький. Фото система образов на дне горький система образов на дне горький. Смотреть фото система образов на дне горький. Смотреть картинку система образов на дне горький. Картинка про система образов на дне горький. Фото система образов на дне горький система образов на дне горький. Смотреть фото система образов на дне горький. Смотреть картинку система образов на дне горький. Картинка про система образов на дне горький. Фото система образов на дне горький система образов на дне горький. Смотреть фото система образов на дне горький. Смотреть картинку система образов на дне горький. Картинка про система образов на дне горький. Фото система образов на дне горький система образов на дне горький. Смотреть фото система образов на дне горький. Смотреть картинку система образов на дне горький. Картинка про система образов на дне горький. Фото система образов на дне горький система образов на дне горький. Смотреть фото система образов на дне горький. Смотреть картинку система образов на дне горький. Картинка про система образов на дне горький. Фото система образов на дне горький система образов на дне горький. Смотреть фото система образов на дне горький. Смотреть картинку система образов на дне горький. Картинка про система образов на дне горький. Фото система образов на дне горький система образов на дне горький. Смотреть фото система образов на дне горький. Смотреть картинку система образов на дне горький. Картинка про система образов на дне горький. Фото система образов на дне горький система образов на дне горький. Смотреть фото система образов на дне горький. Смотреть картинку система образов на дне горький. Картинка про система образов на дне горький. Фото система образов на дне горький система образов на дне горький. Смотреть фото система образов на дне горький. Смотреть картинку система образов на дне горький. Картинка про система образов на дне горький. Фото система образов на дне горький

Характеристика других персонажей

По участию в действиях Ваську Пепла можно отнести к главным героям. Этот молодой человек с позитивным взглядом на жизнь — потомственный вор. Добрый и мягкий по натуре, он не хочет заниматься преступными делами, но его слабохарактерность не дает порвать с воровским миром. По слабости характера он стал и любовником Василисы, которая провоцирует его на кражи, забирая основную часть прибыли.

система образов на дне горький. Смотреть фото система образов на дне горький. Смотреть картинку система образов на дне горький. Картинка про система образов на дне горький. Фото система образов на дне горький

После трагических событий в ночлежке они стали жить вместе: «Я его в сожители взяла». Как рассказывала всем Квашня, ее новый муж начал пьянствовать, когда Алешка увидел их дерущимися на кухне и разнес повсюду эту новость. Алешка не считает Квашню умной: «Вот, говорю, баба! Удивительная! Мяса, жиру, кости — десять пудов, а мозгу — золотника нету». Алешка — молодой парень, любит выпить и похулиганить, частый гость в полицейском участке.

Квашня, обиженная умом, неравнодушна к людям. Она вторая за Лукой проявляет внимание к Анне — оставляет ей пельменей на обед. Клещ, муж Анны, работал слесарем. Постоянно оскорблял и бил больную супругу, виня ее во всех неудачах. Денег на похороны не было, и пришлось продать инструменты, с которыми ходил по заявкам. Теперь ему идти вовсе некуда, и со смертью жены пропала всякая надежда подняться со дна.

Нет никаких перспектив выбраться из ночлежки и Барону, чиновнику в прошлой жизни, а сейчас неработающему пройдохе. Он сожительствует с Настей, девицей легкого поведения, и требует у нее денег на выпивку.

Настя потворствует этому и жалуется на жизнь. Девушка зачитывается любовными романами и, представляя себя их героиней, сочиняет истории о себе.

«Система персонажей пьесы. Место образа Луки в ней»

При всем разнообразии персональных судеб большинство действующих лиц пьесы лишены чего-то самого важного для них. Актер — возможности творить на сцене и даже собственного имени (его сценический псевдоним — Сверчков-Заволжский); слесарь Клещ — постоянной работы; молодая женщина Настя — любви. Однако они все еще робко надеются на возможность обрести утраченное или желаемое, все еще верят, что их жизнь может чудесным образом преобразиться. Пассивная мечтательность и робкая вера в «спасение» объединяет в одну группу Актера, Анну, Наташу, Настю. Близки этойгруппе и два других персонажа — Васька Пепел и Клещ. Эта вера, какой бы иллюзорной она ни казалась окружающим, — главное, что поддерживает их в жизни, их последняя зацепка. Она-то и есть их «правда» : правда индивидуальной мечты каждого из них, правда надежды на справедливость. Реальное положение «верующих» — в вопиющем контрасте с их надеждами, с их персональными «миражами». Факты свидетельствуют о беспочвенности их веры. Такой диагноз ставит самый умный из ночлежников — скептик Бубнов, которого поддерживают еще двое образованных «неверующих» — Баон и Сатин. Они с удовольствием разоблачают иллюзии страждущих спасения, всякий раз напоминают им о неприглядной «правде» ночлежной жизни. Правда мечты и правда реальности — вот какими смысловыми гранями уже в начале пьесы оборачивается ее центральная проблема. Если Бубнов (главный идеолог буквально понятой «правды»), Сатин и Барон далеки от иллюзий и не нуждаются в идеале, то для Актера, Насти, Анны, Наташи, Пепла вера важнее правды. Вот почему именно они горячо откликаются на реплику Луки: «Во что веришь, то и есть».

До появления в ночлежке Луки отношения двух групп персонажей складываются явно в пользу «бесчувственных» правдолюбцев: так, Барон по-хамски ведет себя по отношению к Насте, заставляет ее провести уборку ночлежки вместо себя (в этом «общежитии» налажена система «дежурств»); малосимпатичный Бубнов грубо отмахивается от жалоб Анны и Клеща («шум — смерти не помеха»). В целом «мечтатели» мучаются, они зависимы, жаждут сострадательной доброты, но не находят сочувствия у сторонников «правды факта». Такое сочувствие они найдут у странника Луки.

Этот человек прежде всего добр: он снисходителен к слабостям, терпим к чужим грехам, отзывчив на просьбу о помощи. Еще одна привлекательная черта Луки — его неподдельный интерес к жизни, к другим людям, у каждого из которых он способен разглядеть индивидуальную «изюминку» (кстати, странничество и интерес к «чудинке» — общие черты Луки и героя-повествователя ранних горьковских рассказов). Лука вовсе не навязывает другим своих взглядов, не горит желанием делиться жизненным опытом с первым встречным или демонстрировать свой незаурядный ум. Вот почему он не пытается «обратить в свою веру» Бубнова и Барона — им он попросту не нужен, а «навязываться» — не в его характере.

Нужен же он «страдальцам»: это им необходимо утешение и ободрение — своеобразная анестезия от жизненных бед и стимулятор интереса к жизни. Подобно опытному психоаналитику, Лука умеет внимательно слушать «пациента». Интересна тактика его духовного «врачевания»: чтобы утешить собеседника, он не придумывает никаких собственных рецептов, но лишь умело поддерживает сложившуюся у каждого из них мечту (повторим еще раз девиз Луки: «Во что веришь, то и есть»).

В этом отношении особенно интересны его рекомендации Актеру. Дело в том, что еще до прихода Луки Актер обращался к настоящему врачу, который поставил точный диагноз его заболевания (алкоголизм). Трудно представить себе врача, который не посоветовал бы больному обратиться в соответствующее медицинское учреждение. Так что смутная идея лечебницы, скорее всего, уже существовала в сознании Актера, когда он поверял свои беды мудрому старику. А тот лишь вновь напомнил ему о больницах для алкоголиков (кстати, реально существовавших в России с конца XIX века).

Впрочем, до вынужденного ухода Луки самочувствие ночлежников заметно улучшается: у большинства из них крепнет вера в возможность жить лучше, кое-кто уже делает первые шаги на пути к обретению человеческого достоинства. Лука сумел вдохнуть в них веру и надежду, согрел их души своим сочувствием. Обезоруживающее действие не просветленной добром «правды» Бубнова и Барона на время нейтрализовано. Несколько смягчается по отношению к товарищам по несчастью даже сам Бубнов (в последнем действии он пригласит «сожителей» разделить с ним немудреную трапезу); лишь Барон, пожалуй, остается неисправимым циником и мизантропом.

Именно Барон — наименее симпатичный из ночлежников — пытается разоблачить Луку как «шарлатана» и обманщика в последнем действии пьесы. Здесь важно заметить, что с момента исчезновения Луки до времени последнего действия проходит немало времени (судя по «метеорологическим» ремаркам, около полугода). Выясняется, что пробужденные в душах ночлежников надежды оказались непрочными и уже почти угасли. Возвращение к прозаической реальности тяжело переживается вчерашними «мечтателями» (особенно болезненно реагирует на новую ситуацию Актер). Виновником своего тяжелого отрезвления некоторые ночлежники склонны считать Луку.

Казалось бы, Барона должен был поддержать в его обличениях вчерашний противник Луки Сатин. Но происходит неожиданное: Сатин вступается за Луку и произносит гневную отповедь Барону: «Молчать! Вы все скоты! …молчать о старике! (Спокойнее.) Ты, Барон, всех хуже. Ты — ничего не понимаешь… и — врешь! Старик — не шарлатан! Что такое — правда? Человек — вот правда! Он это понимал… вы — нет!» Внешне мотивированный «защитой» Луки и спором с Бароном, монолог Сатина перерастает свои функциональные рамки. Он становится компактно изложенной декларацией — декларацией иной, чем у Луки (но и резко отличной от бубновской), жизненной позиции.

Между прочим, в отдельных фрагментах своего монолога Сатин почти цитирует высказывания Луки, но истолковывает их по-своему, делает собственные выводы. Он утверждает необходимость высокой мечты, уважения вместо жалости, а жалость рассматривает как унижение. С другой стороны, идеал человека, о котором говорит Сатин, недостижим, если оставаться на позициях узко понятой правды, — той правды зависимости человека от среды, апологетом которой является Бубнов. Человеку нужна деятельная любовь, но движение к идеалу человек должен совершить сам. Не одушевленная добром «злая» правда — и бездеятельная, «утешающая» доброта в равной мере далеки от идеала, в равной мере ложны. В исследовании подвижности, текучести «правды», в обнаружении тонких переходов добра в равнодушное бессилие и правды в ложь — философская глубина горьковской пьесы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *