sip p2p что это
Прямые звонки или звонки Peer-to-Peer (P2P) на DPH-150S.
В данной заметке я расскажу о вариантах организации прямых звонков, минуя SIP-сервер, на популярном SIP-телефоне DPH-150S производства компании D-Link.
Современные устройства IP-телефонии, как правило, поддерживают возможность прямых звонков. Рассмотрим два варианта настройки IP-телефона DPH-150S/F5 для совершения прямых звонков.
1. С использованием функции «P2P IP Prefix».
Назначение данной функции – добавить префикс перед набранным прямым номером. Для совершения прямого звонка необходимо при поднятой трубке перед номером нажимать «#», т.е. при звонке на номер «100» набирать надо «#100#». Нажатие «#» в конце номера в IP-телефонии означает активацию вызова без ожидания установленного тайм-аута.
Если все IP-телефоны находятся в одноранговой сети и каждому IP-телефону присвоить статический IP-адрес, например, из диапазона 192.168.10.0/24, а в префиксе «P2P IP Prefix» указать «192.168.10.», то последний октет IP-адреса IP-телефона можно использовать как номер этого телефона. Например, IP-адрес IP-телефона «192.168.10.102», то его номер «102», и позвонить на него можно «#102#».
В IP-телефоне DPH-150S/F5 с Firmware версией 2.4.0.5674 поле функции доступно на странице WEB-интерфейса «Features» («Функции») во вкладке «Phone settings» («Настройки телефона») в разделе «Common Settings» («Общие настройки»).
В некоторых решениях использование рассмотренного варианта настройки не применимо, например, если используется многопортовый VoIP-шлюз, и необходимо совершить прямой звонок на определённый порт этого шлюза. Кроме того, некоторым пользователям непривычно нажимать «#» перед набором номера.
Для таких случаев удобнее использовать второй вариант настройки.
2. С использованием функции «Dial Peer».
Назначение данной функции – создание одного или нескольких правил набора номеров. Функция позволяет использовать короткие номера, использовать диапазоны цифр, делать добавление или замену цифр в номере, отправлять звонки на домены и IP-адреса и т.д. Подробнее о данной функции можно почитать в руководстве пользователя IP-телефона.
В IP-телефоне DPH-150S/F5 с Firmware версией 2.4.0.5674 настройка данной функции доступна на странице WEB-интерфейса «Dial Plan» («Правила набора») во вкладке «Line» («Аккаунт») в разделах «Add Dial Peer» («План набора»), «Dial Peer Option» («Опции плана набора») и «Dial Peer Table» («Таблица плана набора»).
Если у удалённого IP-телефона номер «101» и IP-адрес «192.168.10.101», то для прямого звонка на этот телефон необходимо добавить у всех других абонентов следующее правило: в разделе «Add Dial Peer» («План набора») в поле «Number» («Номер») указать «101», в поле «Destination (Optional)» («Направление (опционально)») указать «192.168.10.101», в поле «Port (Optional)» («Порт (опционально)») указать «5060», и нажать кнопку «Apply» («Применить»).
В результате в таблицу «Dial Peer Table» («Таблица плана набора») добавится новая строчка с созданным правилом.
Если же необходимо звонить по отдельности на номера многопортового VoIP-шлюза, то можно добавить несколько правил с указанием каждого номера. Например, 4-х портовый FXS шлюз имеет IP-адрес «192.168.10.100». На его 4-х портах настроены номера «110», «111», «112» и «113». Тогда правила будут иметь следующий вид:
Чтобы сэкономить на количестве правил, в подобных случаях лучше использовать одно правило с указанием диапазона номеров:
Таким образом, подбирая правила набора, можно организовать на IP-телефоне требуемую логику работы при наборе различных номеров.
В некоторых случаях для возможности совершать прямые звонки без регистрации IP-телефона на SIP-сервере, необходимо активировать функцию «Dial Without Registered» («Вызовы без регистрации»), поставив соответствующую «галочку». В IP-телефоне DPH-150S/F5 с Firmware версией 2.4.0.5674 данная функция доступна на странице WEB-интерфейса «SIP» («SIP») во вкладке «Line» («Аккаунт») в разделе «Advanced Settings» («Расширенные настройки»).
SIP-телефония:
просто о сложном
Эта статья нашего блога посвящена всем известной, но далеко не всем понятной теме — SIP-телефония. В чем ее особенность? И почему компании все чаще выбирают SIP-телефонию? Давайте разбираться.
IP/VoIP/SIP — в чем разница?
Многие пользователи современной связи не раз сталкивались с такими терминами как IP, VoIP или SIP-телефония. На первый взгляд кажется, что это определения для одной услуги. Однако, между этими понятиями есть существенная разница.
IP (Internet Protocol — «межсетевой протокол») — протокол передачи данных через интернет. Именно благодаря ему все устройства могут взаимодействовать. Любой компьютер или мобильный гаджет, с которого пользователь выходит во всемирную сеть, обладает уникальным адресом, который и помогает ему передавать и принимать информацию.
VoIP (Voice over IP — «голос по интернет-протоколу») — способ передачи голосовых сообщений в интернете. На его базе работает телефонная сеть и другие коммуникационные сервисы, которые позволяют передавать речь пользователей.
SIP (Session Initiation Protocol — протокол установления сеанса) — один из протоколов передачи голоса в сети. SIP-телефония — более точечное определение IP-телефонии, так как в данном случае связь осуществляется по определенному пути — протоколу.
Как работает IP телефония SIP?
SIP — универсальный способ обмена информацией. Иначе, язык взаимодействия различных устройств. На базе данного протокола компьютеры и другие гаджеты распознают друг друга и безошибочно обмениваются информацией.
SIP-телефония: схема звонка
1. В момент соединения голос трансформируется и становится цифровым сигналом.
2. Затем данная информация поступает в компьютер или другой гаджет.
3. Передающее и принимающее устройства распознают друг друга.
4. Дальнейшее их взаимодействие ведется по SIP-протоколу.
5. Поток информации вновь изменяется и становится аналоговым.
6. Абонент снимает трубку и слышит речь пользователя SIP-телефонии.
Достоинства SIP-телефонии
Связь работает везде
Есть только одно обязательное условие для звонков по SIP-телефонии — скорость интернета должна быть более 64 Кбит/сек.
Нет привязки к офису
IP телефонию SIP отличает то, что она не ограничена адресом регистрации компании. Разговаривать с абонентами можно из всех городов России и мира.
Звонки с разных устройств
Звонить можно с помощью ПК, обычных и специализированных телефонов, а также любых мобильных гаджетов, на которых установлен программный телефон.
Быстрое подключение и настройка
Процесс покупки и подключения услуги sip-телефонии занимает не больше 1 рабочего дня. Все работы осуществляют технические сотрудники провайдера.
Большое число дополнительных сервисов
Пользователям SIP-телефонии доступны +100 коммуникационных сервисов, например, очередь и сценарии звонков, интеграция с бизнес-приложениями, запись и хранение звонков и др.
Не надо покупать дорогостоящее оборудование, прокладывать провода в офисе. Подключение бесплатное. Ежемесячная абонентская плата от 790 рублей.
Все телефонные номера, которые работают по протоколу SIP, имеют неограниченное число линий. Можно дозвониться с первого раза, т.к. всегда есть свободные линии.
«Благодаря АТС «Телфин.Офис» появилась возможность принимать звонки, находясь в любой точки мира. Порадовала относительно невысокая стоимость звонков по сравнению с тарифами мобильных операторов»
— комментирует Константин Потапов, директор ГидроТехКлин.
Как показывает практика, услуга SIP телефонии — это не только удобная связь, но и эффективное бизнес-решение. С его помощью можно также решить ряд коммерческих задач:
— сократить расходы на корпоративную связь;
— быстро и недорого телефонизировать компанию;
— открыть виртуальный офис и выйти на новые рынки;
— оптимизировать работу сотрудников внутри компании;
— повысить стандарты и качество обслуживания клиентов;
— организовать колл-центр и/или удаленные рабочие места.
Сип-телефония – что это такое? Простыми словами
SIP-телефония – это способ голосовой связи через интернет на основе протокола SIP. Благодаря ему устройства, используемые абонентами для звонков, «понимают» друг друга и корректно передают данные по принципу чередования запросов и ответов. Спектр применения данного протокола довольно широк: облачная телефония, аудио- и видеоконференции, онлайн-игры.
В данной статье расскажем, что такое сип-телефония, для чайников и не только.
Отличия SIP- и IP-протоколов
Современную IP-телефонию часто называют SIP-телефонией (и это в большом количестве случаев не является ошибкой). Но многие задаются вопросом: а есть ли вообще разница между этими понятиями? Дело в том, что SIP – хоть и самый популярный сегодня, но не единственный IP-протокол. Следовательно, сип-телефонией называется только тот способ связи, который основан именно на данном протоколе.
Многие недоумевают также, почему для обозначения одного и того явления используются сразу 3 термина – SIP-телефония, IP-телефония и VoIP. Разберем более подробно суть этих понятий.
Начнем с технологии в целом – связи по межсетевому протоколу (Internet Protocol – IP). Он и объединил все компьютерные сети в сеть, которую мы называем «интернет». Для обмена информацией у каждого устройства существует оригинальный IP-адрес.
Технология передачи голоса обозначается аббревиатурой VoIP (дословно – «голос по IP»). Она отвечает за обмен любыми аудиоданными, сюда относятся трансляция подкастов, вебинаров, звонки через интернет, просмотр записей с современных камер видеонаблюдения, передающих не только изображения, но и звук.
IP-телефонией называется технология телефонной связи через интернет, то есть это конкретная разновидность VoIP, к которой относится исключительно аудио- и видеообщение по интернету. Принцип связи основан на протоколе IP. В свою очередь, как мы уже сказали выше, звонки по SIP-протоколам (и, следовательно, сип-телефония) – это разновидность IP-телефонии. Кроме SIP, существует еще ряд других IP-протоколов: H.323, MGCP и др.
Условия для качественной связи через сип-телефонию UIS – скорость интернета не меньше 128 Кбит/сек.
Как работает SIP-телефония
Поговорим немного подробнее о принципе работы. Что происходит, когда пользователь совершает звонок с устройства с установленным SIP-клиентом в компанию, где работает IP-телефония.
Специальный кодек превращает человеческий голос в цифровой сигнал. К слову, уже здесь проявляется серьезное преимущество современной телефонии: такой способ передачи данных служит ускорению связи и снижению нагрузки на сеть.
Сигнал передается на устройство, с которым работает абонент «на том конце провода».
Устройство позвонившего и устройство принимающего вызов определяют друг друга по IP-адресу и начинают соединение через протокол SIP.
Сигнал расшифровывается, и взявший трубку абонент слышит человеческую речь.
Совершение и прием звонков
Когда пользователь набирает нужный номер, вызов через интернет поступает на сервер оператора облачной телефонии. Затем он автоматически маршрутизируется на номер абонента, которому звонит пользователь. Такой звонок может быть направлен не только на SIP-номер, но и на обычный, городской или мобильный, это зависит от способа организации связи на той стороне.
Принимать и совершать звонки через SIP можно, используя следующее оборудование:
современный VoIP-телефон (с проводной трубкой либо переносной радиотрубкой), напрямую подключенный к интернету;
аналоговый телефон, подключенный к IP-шлюзу, в свою очередь, подключенному к интернету;
ПК или ноутбук, если на нем установлено приложение для звонков (SIP-клиент) и работает интернет;
SIP-приложение на мобильном телефоне, если есть Wi-Fi или мобильный интернет.
У провайдера UIS есть обширный каталог передового оборудования для бизнес-телефонии, где можно выбрать в том числе VoIP-телефон и шлюз. При желании можно бесплатно скачать софтфон UIS для работы с компьютера/ноутбука либо мобильное приложение.
Переадресация
Трудно найти компанию, которая не нуждалась бы в разнообразии схем переадресации звонков. Этого требуют и особенности графика работы сотрудников, и устройство отдела, и распределение ответственности. IP-телефония позволит переадресовывать звонки в тех случаях, когда сотрудник, которому направлен звонок, занят или отсутствует на рабочем месте.
Например, если сотрудник уехал из офиса, звонок будет перенаправлен на его мобильный или домашний телефон. Если сотрудник не может ответить, вызов автоматически переадресуется коллеге. Когда клиент звонит в нерабочее время, его может встретить голосовое сообщение о том, что в настоящее время компания не работает. Есть еще много других ситуаций. Наличие разных вариантов обработки звонков позволит не терять входящие обращения и не допускать ухода потенциальных клиентов к конкурентам.
Также возможна настройка различных сценариев распределения звонков, в том числе через интерактивное голосовое меню. В последнем случае клиента в самом начале встретит виртуальный секретарь, благодаря чему звонок быстро дойдет именно до того специалиста, который нужен позвонившему. Возможно, привлекать сотрудника к общению не понадобится вовсе – клиент звонит узнать информацию, которая будет сообщена ему автоматически (например, статус заказа).
Интеграция с бизнес-сервисами
Сип-телефонию UIS можно интегрировать с любой сторонней IT-системой, будь то CRM-, ERP-система или др., что позволяет автоматизировать работу отдела продаж (и любого другого «телефонного» отдела). Большой популярностью пользуются однокнопочные интеграции с amoCRM, Битрикс24 и RetailCRM. Для amoCRM разработан специальный компактный виджет, который позволяет обрабатывать звонки, не закрывая окно CRM, и занимает совсем немного места на экране. Также интеграция дает возможность автоматизировать исходящий обзвон внутри amoCRM, удобно переводить звонки на коллег и многое др.
Помимо основных CRM, у UIS есть готовые интеграции с более чем 30 системами, в том числе отраслевыми. Их список можно посмотреть здесь. Если в вашей компании используется не универсальная CRM, а узкоспециализированная, обратите внимание на этот список – возможно, вы найдете в ней свою. Любая интеграция дает возможность пользоваться базовыми преимуществами решения:
хранение и прослушивание записей разговоров в CRM;
открытие карточки в CRM с информацией о клиенте при входящем звонке.
А если ваши сотрудники работают в уникальной, самописной CRM, благодаря открытому API вы и ее сможете интегрировать с телефонией UIS.
Недавно один клиент рассказал нам, как благодаря интеграции с мессенджером Telegram он просматривает на наручных часах уведомления обо всех звонках, которые приходят в его колл-центр. API UIS позволяет объединить телефонию с множеством всевозможных IT-сервисов, даже с системой «умный дом» (есть компании, в которых пригодится и такое).
Взаимодействие клиентов SIP. Часть 1
Месяц назад я начал свое знакомство с IP-телефонией, а именно с Lync и Asterisk. И заметил следующую картину: в сети очень много интересных статей по практической стороне вопроса (как и что делать) и очень мало внимания уделено теории (в конце статьи приведены ссылки). Если Вы хотите разобраться с SIP, то извольте либо читать RFC 3261, либо одну из «этих толстых книг». Это, естественно, полезно, но многим хочется в начале изучить некую выжимку, а уж потом бросаться в омут с головой. Эта статья как раз для таких людей.
Чтобы не перегружать читателя, я решил разбить статью на две части. В первой части мы рассмотрим работы протокола SIP при взаимодействии двух клиентов.
Простое взаимодействие клиентов
Взаимодействие клиентов в рамках SIP чаще всего осуществляется в виде диалога.
Диалог – это равноправное взаимодействие двух User Agent (UA) в виде последовательности SIP-сообщений между ними. При этом, существуют запросы, не образующие диалогов. Однако обо всем по-порядку.
Ниже приведен пример простого взаимодействия между двумя устройствами с поддержкой SIP:
Петр хочет начать обмен сообщениями с Иваном, для этого он посылает INVITE-сообщение с данными о типе сессии (простая, мультимедиа и т.д.). Сообщения имеют следующий формат: стартовая строка, одно или несколько полей заголовка, пустая строка, обозначающая конец полей заголовка и необязательное тело сообщения.
Стартовая строка содержит метод, Request-URI и версию SIP (актуальная – 2.0). Request-URI – это SIP-адрес ресурса, которому посылается запрос.
Поля заголовков имеют следующий формат: :
Первая строка начинается с заголовка Via. Каждое SIP-устройство, создающее или пересылающее сообщение, добавляет свой адрес в поле Via (как это происходит, я планирую показать в следующей части статьи). Обычно адрес представляет собой имя хоста, которое может быть разрешено с помощью DNS-запроса. Поле Via содержит версию SIP, знак “/”, пробел, транспортный протокол (UDP, TCP, TLS, SCTP), двоеточие, номер порта и branch – идентификатор транзакции. Ответы на этот запрос будут содержать такой же номер транзакции.
Чаще всего, значение branch начинается с “z9hG4bK”. Это значит, что запрос был сгенерирован клиентом, поддерживающим RFC 3261 и параметр уникален для каждой транзакции этого клиента.
Следующее поле, Max-Forwards, содержит относительно большое целое число. Каждый сервер SIP, который пересылает сообщение, уменьшает это число на единицу. Данное поле обеспечивает простой механизм обнаружение петель (loop).
Следом идут поля From и To, которые описывают отправителя и получателя запроса. Важно, что SIP-запросы маршрутизируются исходя из Request-URI, указанного в стартовой строке (см. выше). Это объясняется тем, что поля From и To могут быть изменены при пересылке. Если используется отображаемое имя (например, Ivan Ivanov), то SIP URI помещается внутрь пары угловых скобок. Параметр tag в поле From генерирует отправляющая сторона. В свою очередь принимающая сторона поместит свой tag в поле To.
Поле Call-ID – идентификатор вызова. Совокупность tag’ов из полей From и To и Call-ID однозначно идентифицируют данный диалог. Это необходимо, так как между клиентами может идти сразу несколько диалогов.
Следующее поле, Cseq, содержит порядковый номер запроса и название метода. В данном случае – INVTITE. Номер увеличивается с каждым новым запросом.
Поля Via, Max-Forwards, To, From, Call-ID и CSeq составляют минимальный необходимый набор полей заголовков SIP-сообщения.
Для сообщения INVITE также необходимо поле заголовка Contact, в котором содержится SIP URI, относящийся к коммуникационному устройству отправляющей стороны. Это поле используется, чтобы из всех устройств, которыми одновременно может пользоваться Петр, ответ был отправлен именно на данное устройство. Обратите внимание на значения полей From и Contact. Первый раз я не заметил разницу:
В сообщении присутствует опциональное поле Subject, то есть тема сообщения. Некоторые SIP-клиенты могут выводить значение этого поля на экран. Для маршрутизации и идентификации диалога поле не используется и может быть произвольным.
Поля Content-Type и Content-Length отвечают за описание тела сообщения. В данном случае будет использоваться Session Description Protocol (SDP). Размер сообщения вычисляется с учетом символов перевода строки:
Детальное описание работы протокола SDP заслуживает отдельной статьи, поэтому ниже приведена только краткая расшифровка:
В ответ на INVITE SIP-клиент Ивана отправляет два сообщения: 180 Ringing и 200 OK. Первое сообщает, что на стороне Ивана SIP-клиент подает звуковой сигнал звонка, второе – подтверждает установку диалога. Разберемся с каждым из них.
Так будет выглядеть сообщение 180 Ringing:
Бледным выделен текст, который не изменился по сравнению с сообщением INVITE.
Обратите внимание на поля заголовков To и From. Несмотря на то, что данное сообщение идет со стороны Ивана, значения полей остаются такими же, как были в первоначальном запросе (от Петра к Ивану). Это объясняется тем, что данные поля определяют направление запроса, а не сообщения.
Строка Via также перекочевала из исходного запроса, в конце строки добавлен параметр received этот параметр содержит IP-адрес, с которого пришел запрос. Обычно это адрес, который может быть получен путем разрешения URI, содержащегося в Via.
Как я и обещал, в поле To добавился tag, идентифицирующий диалог. Все последующие сообщения в рамках диалога будут содержать неизменные значения tag.
Наконец, в поле Contact содержится актуальный адрес Ивана.
Так выглядит сообщение 200 ОК, которое отправил SIP-клиент Ивана:
Думаю, смысл всех полей, относящихся к протоколу SIP теперь ясен.
В ответ на 200 ОК клиент Петра отправляет подтверждение:
Данное сообщение подтверждает, что клиента Петра успешно получил ответ от клиента Ивана. Оба клиента договорились о параметрах меди-сессии, которая будет осуществляться по протоколу RTP.
Обратите внимание, что номер последовательности CSeq все еще равен единице, но в качестве метода уже стоит ACK. Параметр Branch в поле Via содержит новый идентификатор транзакции, так как ACK, отправляемый в ответ на 200 OK считает новой транзакцией.
Теперь давайте рассмотрим, как происходит завершение медиа-сессии. Клиент Петра посылает BYE-запрос для завершение сессии:
Получив запрос на завершение сессии, клиент Ивана посылает подтверждение:
Мы рассмотрели простой вариант работы протокола SIP. Обратите внимание, что в разные моменты времени клиенты Ивана и Петра выступали то в роли сервера, то в роли клиента, поэтому во всех SIP-клиентах должна функционировать как серверная (User Agent Server или UAS), так и клиентская часть (User Agent Client или UAC).
В следующей статье я планирую рассмотреть взаимодействие клиентов SIP с использованием Proxy-сервера и регистрацию клиентов на Proxy-сервере.